ПРИТЧИ для урока самопознания
Христианская притча
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, Как вдруг, накануне самого праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день».
Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» — думал он.
Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения — как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:
— Почему ты плачешь?
— У меня сегодня порвались последние ботинки и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, а потому новые купить не сможем…
Тогда сапожник успокоил мальчик и сказал: «Давай мне свои ботинки, я починю тебе их». Через короткое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в отремонтированных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил своё дело.
Наступил вечер. И вот, приходит к нему бедная женщина и говорит:
— Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить тебе мне нечем… Но ходить без сапог теперь нельзя — холода наступили…
Сапожник только улыбнулся и сказал:
— Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай!
И отдал их женщине, так ничего не потребовав.
Наступала ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал обещавшего прийти к нему Гостя. Дело уже близилось ко сну, когда сапожник, приуныв от бесплодного ожидания, стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.
Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:
— Пусти меня к себе переночевать. Я весь день в пути, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…
Сжалился сапожник над ним и пустил к себе в дом. Дав отдохнуть путнику с дороги, сапожник уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу.И вот, отходя ко сну, он думал про себя:
— Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что Он так и не явился ко мне сегодня… Видимо, Он не удостоил меня чести справить с Ним этот великий праздничный день…— с такими невесёлыми мыслями и уснул наш сапожник.
И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит ему:
— Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.
Следы на песке
Христианская притча
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
Счастье
Древняя притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Это хорошо
Восточная притча
У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!»
Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца.
И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.
Два волка
Притча неизвестного происхождения
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Хрупкие подарки
Притча от Марины Широчкиной
Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?
Одуванчики
Современная притча
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.
Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Вкус жизни
Восточная притча
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
Кто должен измениться?
Восточная притча
Ученику, который постоянно всех критиковал, мастер сказал:
— Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.
Наклонности
Христианская притча
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нём?».
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Ученики возблагодарили авву за поучение и удалились в размышлении.
4 притчи о неожиданном самопознании
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—100%
+Код для вставкиКод скопирован
Грязный мир через грязное стекло, бесполезные политические споры и как понять собственную глупость — в серии материалов «Притчи«.
Глупость под дождем
Фото Li Jen Jian
Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:
— Как мне стать мудрым?
Мудрец ответил:
— Выйди за дверь и постой с обратной стороны.
Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.
А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.
— Я постоял снаружи, и что с того? — спрашивает он мудреца. — Разве от этого что-нибудь изменилось?
— Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.
— Что мне могло открыться? — возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!
— Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. — Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.
Хорошие лошади
Фото Rennett Stowe
Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, котрую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:
— В чем сила твоих неказистых лошадей?
И тот сказал ему:
— Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.
Грязное окно
Фото Guillo75
Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.
Утром, едва проснувшись, жена посмотрела в окно и увидела соседку, которая развешивала на веревке выстиранное белье.
— Посмотри, какое грязное у нее белье, — сказала она своему мужу.
Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
— Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы ее поучить, — не унималась женщина.
И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
— Ого! Сегодня белье чистое! Наверное, соседка наконец-то научилась стирать.
— Да нет, — сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое окно.
Зачем доить козла?
Фото Jürg
Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства.
Один из них с пеной у рта осуждал государя, а другой по мере сил защищал его правление.
Охрипнув от крика и даже подравшись, они так и не смогли друг другу ничего доказать.
И решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор.
Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре они встретили шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи о своем споре и попросили рассудить, кто из них прав.
Священник им сказал:
— Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето. А коровы-то ваши где?
Оторопели от такого ответа пастухи, но тут же вспомнили об оставленном стаде и поспешили заняться своими делами.
Благодарим издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики
На заставке фрагмент фото andres. thor
Читайте также:
6 притч о близости Бога
5 притч о деньгах
5 притч о внутренних настройках
историй самосознания | Спутник роста
Лев и овца
Жила-была беременная львица, которая была на последнем издыхании. Она умирает вскоре после родов. Новорожденный, не зная, что делать, пробирается в ближайшее поле и смешивается со стадом овец. Мать-овца видит детеныша и решает вырастить его как своего собственного. И вот львенок вырастает вместе с другими овцами и начинает думать и действовать как овца. Он бы блеял, как овца, и даже ел бы траву! Но никогда не было по-настоящему счастливым. Во-первых, всегда казалось, что чего-то не хватает. А во-вторых, другие овцы постоянно высмеивали его за то, что он такой другой. Они говорили: «Ты такой уродливый, и твой голос звучит так странно. Почему ты не можешь нормально блеять, как все мы? Вы позорите овцеводство!» Лев просто стоял и внимал всем этим замечаниям, чувствуя себя очень грустным.
Заинтересовавшись происходящим, старший лев решает перестать преследовать овцу и вместо этого преследует молодого льва. Он набрасывается на льва и рычит, спрашивая его, почему он убегает с овцами? Молодой лев трясется от страха и говорит: «Пожалуйста, не ешьте меня, я всего лишь молодая овца. Пожалуйста, позволь мне уйти!». Услышав это, старший лев рычит: «Чепуха! Ты не овца, ты лев, как и я!». Молодой лев просто повторяет: «Я знаю, что я овца, пожалуйста, отпустите меня». В этот момент старшему льву приходит в голову идея. Он тащит молодого льва к ближайшей реке и просит посмотреть на свое отражение. Глядя на отражение, лев, к своему удивлению, понимает, кем он был на самом деле; это была не овца, это был могучий лев!
Молодой лев так взволнован, что издает могучий рык. Рев эхом разносится со всех уголков джунглей и пугает до полусмерти всех овец, которые прятались за кустами, чтобы посмотреть, что происходит. Они все убегают. Овца больше не сможет смеяться над львом или даже стоять рядом с ним, потому что лев нашел свою истинную природу и свое истинное стадо.
Слон и свинья
Слон шел к своему стаду после купания в близлежащей реке. По пути слон видит идущую к нему свинью. Свинья, как обычно, пришла после расслабляющего купания в мутной воде. Оно было покрыто грязью. Подойдя ближе, свинья видит, как слон уходит с ее пути, позволяя свинье пройти. Проходя мимо, свинья высмеивает слона, обвиняя слона в том, что он его боится. Он также рассказывает об этом другим свиньям, стоящим рядом, и все они смеются над слоном. Увидев это, некоторые слоны из стада в изумлении спрашивают своего друга: «Ты действительно боялся этой свиньи?» На что слон отвечает: «Нет. Я мог бы раздавить эту свинью своей ногой, если бы захотел, но свинья была грязной, и грязь забрызгала бы и меня.
Рай и ад: дзенская притча о самосознании
Английский поэт Джон Мильтон написал в своей эпической поэме Потерянный рай (1667 г.) «Ум, который не может изменить ни место, ни время. Ум — это свое собственное место, и сам по себе Может превратить рай в ад, ад в рай».
Ваш разум превращает внешнее состояние во внутреннюю боль и страдание или радость и счастье
Состояние вашего разума играет жизненно важную роль в формировании повседневных переживаний радости и счастья, а также вашего общего физического и психического благополучия.
Если вы можете поддерживать мирное и спокойное состояние ума, внешние условия могут причинить вам лишь ограниченное беспокойство. Однако, если ваше психическое состояние напряженно, беспокойно и взволнованно, вам будет трудно сохранять спокойствие даже в самых благоприятных обстоятельствах, даже если вас окружают лучшие из ваших друзей и семьи.
Когда вы по-настоящему осознаете, какой вред могут причинить отрицательные эмоции — себе и другим, — вы ни на йоту не будете им потворствовать.
Следующая притча о коанах дзен (см. источник в постскриптуме) подтверждает потенциальные опасности, которые могут возникнуть, когда вы становитесь жертвой своих негативных эмоций.
Рай и ад: притча дзен
Крепкий, мускулистый самурай однажды подошел к мастеру дзен, который был глубоко погружен в медитацию.
Нетерпеливый и невежливый самурай потребовал своим хриплым голосом, столь привычным к напористым крикам: «Расскажи мне о природе рая и ада».
Мастер дзэн открыл глаза, посмотрел самураю в лицо и ответил с некоторым презрением: «Зачем мне отвечать перед таким жалким, отвратительным, унылым разгильдяем, как ты? Такой червь, как ты, думаешь, я должен тебе что-то сказать? Я терпеть тебя не могу. Прочь с глаз моих. У меня нет времени на глупые вопросы».
Самурай не мог вынести этих оскорблений. Охваченный яростью, он выхватил меч и поднял его, чтобы сразу же отрубить хозяину голову.
Глядя прямо в глаза самураю, мастер дзен нежно заявил: «Это ад».
Самурай замер. Он сразу понял, что гнев овладел им. Его разум только что создал свой собственный ад, наполненный негодованием, ненавистью, самозащитой и яростью. Он понял, что так глубоко погрузился в свои мучения, что готов кого-нибудь убить.
Глаза самурая наполнились слезами. Отложив меч в сторону, он сложил ладони и подобострастно поклонился в знак благодарности за это озарение.
Мастер дзэн с нежной улыбкой ответил: «И это рай».
Самосознание и саморегуляция: основы эмоционального интеллекта
Пересказывая эту дзенскую притчу в своем влиятельном бестселлере Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ , гарвардский психолог Дэниел Гоулман комментирует: Внезапное пробуждение самурая до его собственного взволнованного состояния иллюстрирует ключевую разницу между тем, чтобы быть захваченным чувством, и осознанием того, что оно уносит вас прочь. Заповедь Сократа «Познай себя» говорит о краеугольном камне эмоционального интеллекта: осознании собственных чувств по мере их возникновения».
В Emotional Intelligence (1995) и в своей легендарной статье Harvard Business Review What Makes a Leader (1998) Гоулман далее утверждает, что самосознание и саморегуляция необходимы. элементы эмоционального интеллект. В What Makes a Leader он пишет: «Самосознание означает глубокое понимание своих эмоций, сильных и слабых сторон, потребностей и побуждений. … Люди с высокой степенью самосознания осознают, как их чувства вредят им, другим людям и их работе».
Что касается саморегуляции: «Биологические импульсы управляют нашими эмоциями. Мы не можем покончить с ними, но мы можем многое сделать, чтобы управлять ими. Саморегуляция, подобная постоянному внутреннему разговору, является компонентом эмоционального интеллекта, который освобождает нас от плена собственных чувств. Люди [с высокой саморегуляцией] чувствуют плохое настроение и эмоциональные импульсы так же, как и все остальные, но они находят способы их контролировать и даже направлять в нужное русло».
Философы-стоики выступали за невозмутимый взгляд на жизнь
Невозмутимость — это необходимое состояние ума, которое вы должны поддерживать при общении с людьми, которые раздражают вас или нажимают на ваши кнопки.
Невозмутимость ( apatheia по-гречески и aequanimitas по-латыни) была одним из идеалов стоической философии, третьей великой философии Древнего мира. Бывший раб и ведущий философ-стоик Эпиктет учит: «Человека беспокоят не события, а значение, которое он им придает».
Марк Аврелий, который, наконец, перенес стоическую философию на престол императора, пишет в Медитации , «Когда сила обстоятельств нарушает вашу невозмутимость, не теряйте времени, чтобы восстановить самообладание, и не оставайтесь расстроенным дольше, чем можете помочь. Привычное возвращение к гармонии повысит ваше мастерство в ней».
Невозмутимость — важная буддийская добродетель
В буддизме невозмутимость ( upekṣā на санскрите и upekkha на пали) обозначает ум, который находится в покое, несмотря на стрессовые и неприятные переживания. В Сердце Учения Будды , вьетнамско-французский дзен-монах Тич Нат Хан определяет upekṣā как «невозмутимость, непривязанность, неразличение, уравновешенность или отпускание. упа означает «сверху», а икш означает «смотреть». Вы поднимаетесь на гору, чтобы иметь возможность осмотреть всю ситуацию, не привязанную ни к одной стороне, ни к другой».
В Dhamma Reflections американский буддийский монах Бхиккху Бодхи описывает невозмутимость как «уравновешенность ума, непоколебимую свободу ума, состояние внутреннего равновесия, которое не может быть нарушено приобретением и потерей, честью и бесчестием, похвалой и порицанием. , удовольствие и боль. Упекха — свобода от всех точек самореференции; это безразличие только к требованиям эго-самости с его жаждой удовольствий и положения, а не к благополучию своих собратьев».
В Комфортно с неуверенностью , прекрасной беседе о преодолении многих проблем, которые ставит перед нами жизнь, известная буддийская монахиня Пема Чодрон обсуждает приведенную выше притчу дзен и комментирует,
Взгляд воина-бодхисаттвы не состоит в том, что «Ад — это плохо, а рай — это хорошо» или «Избавьтесь от ада и просто ищите рай». Вместо этого мы поощряем себя развивать открытое сердце и открытый разум к небесам, к аду, ко всему. Только с такой невозмутимостью мы можем осознать, что что бы ни происходило, мы всегда стоим посреди открытого пространства. Только с невозмутимостью мы можем видеть, что все, что входит в наш круг, пришло, чтобы научить нас тому, что нам нужно знать.
Преодоление суматохи с помощью тренировки ума
Если жизнь — это то, что вы из нее делаете, вы можете формировать свое отношение и поведение, обладая спокойным и устойчивым умом.
Столетия восточных созерцательных практик утверждали, что регулярные физические упражнения йоги и медитация осознанности могут научить ваш разум регулировать ваши эмоциональные состояния и оказать положительное влияние на ваше физическое здоровье и психологическое благополучие. За последние два десятилетия, благодаря сотрудничеству Далай-ламы с научным сообществом в рамках таких программ, как Институт разума и жизни, все большее число ученых в области биологических и когнитивных наук убеждены, что такие созерцательные практики являются весьма полезной интроспективной лабораторией для Влияние негативных эмоций на общее самочувствие.
Учитывая, что ваш разум является причиной всех эмоциональных потрясений, вы можете достичь просветленного состояния ума, превзойдя суматоху. Практика йоги и медитации может помочь вам развить сострадательную оценку чувств боли и страдания, а также удовольствия и счастья, которые доминируют в вашем существовании.
В нескольких известных книгах и лекциях (таких как «Привычки счастья» на TED Talk) французский биолог, ставший буддийским монахом, Матье Рикар популяризировал практику медитации осознанности как ключ к тренировке ума.
[Практик] начинает с понимания того, что истинное счастье фундаментально не зависит от изменения внешних условий, а скорее от изменения его собственного ума и того, как он переводит обстоятельства существования в счастье или разочарование. Он видит, что, пока он еще не избавился от ненависти, одержимости, гордыни, ревности и других душевных ядов, ожидать счастья так же безнадежно, как держать руку в огне и надеяться не обжечься.
Постскриптум / Источник: Дзен Коан «Врата Рая»
Японско-американский буддийский учитель Гёмай М. Кубосе Дзен Коаны (1973) включает точный перевод притчи из Сясэкисю (пер. 90). 020 Sand and Pebbles
) антология коанов японского дзен-монаха тринадцатого века Мудзю Докё:Солдат Нобусигэ пришел к Хакуину, известному мастеру дзен, и спросил: «Действительно ли существуют рай и ад?»
«Кто ты?» — спросил Хакуин.