классификация (степени, формы олигофрении), симптомы, причины, лечение, особенности ухода за детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Олигофрения – группа заболеваний, отличающихся по происхождению и степени тяжести. Проявлением болезни служит приобретенное в детстве или врожденное слабоумие, а также сложности в адаптации к социуму.
Люди, страдающие данным заболеванием, могут читать и писать, выполнять несложный математический счет, делать несложную работу и даже создают семьи. Уровень адаптации к социуму зависит во многом от характера заболевания и поведения человека. У добродушных и спокойных людей жизнь достаточно успешна. У агрессивных и легко возбудимых пациентов часто проявляются трудности во взаимодействии с людьми и при выполнении обычных дел. Также у них наблюдается склонность к употреблению токсимонических веществ и бродяжничеству, попаданию под чужое влияние.
Оглавление: Классификация олигофрении Причины и факторы возникновения олигофрении Признаки и симптомы олигофрении Диагностика Лечение олигофрении Профилактика олигофрении Осложнения и последствия Диета при олигофрении
Классификация олигофрении
Существует три степени олигофрении:
- Идиотия – самая тяжелая форма заболевания. Человек не разговаривает, не способен научиться даже самым простым навыкам по уходу за собой. У таких больных наблюдается эмоциональная ограниченность, отсутствие продуктивной деятельности. Им необходимы специальные условия содержания, постоянный уход.
- Имбецильность. Люди с умеренной степенью заболевания отличаются безинициативностью, примитивным мышлением, легкой внушаемостью. Они понимают простую речь, произносят короткие фразы, их можно научить считать, иногда читать и даже писать. Больные нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Из эмоциональных реакций у них проявляются стыд, злопамятность, привязанность. Страдающие имбецильностью реагируют на то, как их хвалят или ругают. Для таких пациентов существуют специальные школы и медучреждения.
- Дебильность – легкая степень олигофрении. Диагностировать у детей её сложно, поэтому делают это только по достижению десятилетнего возраста. Проявляется заболевание в виде отсутствия способности воспринимать и выражать сложные понятия, абстрактно мыслить. У детей наблюдается замкнутость, страх в новой обстановке, изменение в поведении, рассеянное внимание, неадекватное поведение.
Больные легкой степенью олигофрении часто без проблем овладевают речью в достаточной степени, могут ухаживать за собой. Замедленное развитие детей в этом случае не вызывает беспокойства у окружающих. Заболевание проявляется в начале учебной деятельности и выражается в неспособности запоминать преподносимый материал. Такие больные хорошо ориентируются в быту и могут жить самостоятельно.
Причины и факторы возникновения олигофрении
- нарушение обмена веществ на генетическом уровне;
- хромосомная аномалия;
- неблагоприятные воздействия на яйцеклетку и сперматозоиды;
- вредные воздействия на ребенка в утробе.
На самом деле это заболевание – слабоумие, полностью захватившее личность, проявляющееся недостаточной интеллектуальностью. Заметно это патологическое состояние еще в детстве, и дальше оно уже не развивается. Симптомы могут выражаться в нарушениях двигательной, речевой и эмоциональной систем.
Другие причины возникновения олигофрении:
- инфекции внутриутробные: токсоплазмоз, краснуха у беременных женщин;
- гормональные нарушения, иммунноконфликт крови матери и плода;
- алкоголизм, наркомания в период вынашивания ребенка;
- родовая и послеродовая травма черепа;
- генетические заболевания;
- частое применение рентгена;
- грубые нарушения в питании и недоедание, недостаток йода у будущей матери;
- недостаточное воспитание и общение с ребенком в неблагополучных семьях.
Признаки и симптомы олигофрении
Слабоумие можно выявить, обратив внимание на следующие симптомы:
- сложности в адаптации к новой среде;
- рассеянное внимание;
- неусидчивость;
- трудности в соблюдении режима;
- плохое поведение;
- отсутствие интереса к учебе;
- частые мигрени;
- частичный паралич конечностей;
- отсутствие способности обобщать и запоминать;
- слаборазвитая эмоциональная сторона.
Личностное формирование у таких людей отсутствует. Также наблюдаются отклонения на физическом уровне. У больных заметны неправильное строение черепа, диспропорции в телосложении, отставания в половом развитии и росте.
Часто встречаются разнообразные дефекты, например, заячья губа, маленькая голова с большим лицом и прочее. Врожденное заболевание иногда сопровождается тяжелой формой, которая характеризуется безразличием, вялым состоянием, периодическими приступами раздражительности.
Диагностика
Диагностика олигофрении направлена на установление степени тяжести заболевания и причины его появления. Делать это необходимо в раннем возрасте. Чтобы поставить точный диагноз, специалисты изучают полный анамнез всей семьи, данные о протекании беременности матери ребенка, перенесенных в этот период заболеваниях, особенностях родов и первых лет жизни малыша.
Не меньшую роль в постановке диагноза играет клиническое обследование, исследования неврологических, физических и интеллектуальных отклонений. Кроме того, проводятся лабораторные, психологические, патофизиологические исследования. Выясняется, как часто ребенок болел простудами, как питался. Проводится оценка уровня адаптации в социуме, отношений с родителями и окружающими людьми.
Магнитно-резонансная и компьютерная томографии головы помогают определить существующие повреждения тканей головного мозга.
Лечение олигофрении
Существует три вида лечения данного заболевания: симптоматическое, корригирующее и специфическое.
Симптоматическое лечение олигофрении зависит от происхождения заболевания и может ограничиваться противосудорожной, общеукрепляющей терапией. Кроме того, используются препараты для стимуляции психических процессов.
Корригирующее лечение – специальные методики обучения, психологическая поддержка, помощь больным в социальной адаптации и прочее. Проводится в соответствующих учреждениях. Применяется при легкой и средней степени заболевания.
Специфическое лечение олигофрении назначается специалистом в зависимости от степени тяжести заболевания. Предусматривает использование специальной диеты, заместительной терапии.
Тяжелые формы заболевания сопровождаются необходимостью постоянного ухода и надзора в специальных лечебницах и домах инвалидов.
Лечение назначается специалистом после проведения основательной диагностики. Обычно применяют транквилизаторы, ноотропы, нейролептики, гормоны или медикаменты, содержащие йод.
Народная медицина предлагает заменить ноотропные препараты отварами из женьшеня, лимонника, а также соком алоэ. Все эти лекарственные растения положительно воздействуют на деятельность мозга, активизируя его. Однако без консультации со специалистом принимать их не рекомендуется. Незнание схемы правильного их употребления и дозы может привести к появлению психозов, злобы и агрессии у больного.
Лечить ребенка при наличии симптомов олигофрении можно начинать с раннего возраста – с момента, как будет поставлен диагноз. Подбирает схему терапии только врач, делается это с учетом особенностей конкретного ребенка. Кроме того, специалист назначает специальный режим питания.
Используемые препараты призваны улучшить обменные процессы в тканях мозга. Помимо медикаментов, назначаются витамины и аминокислоты.
При нарушениях в поведении обязательно выписывают нейролептики или транквилизаторы. Эффективность лечения зависит и от мероприятий, направленных на реабилитацию больного олигофренией. То есть необходимо оказать профессиональную помощь и в коррекции его поведения. Коррекцией поведения и социализацией больных занимаются специализированные школы, где детей обучают школьным знаниям и помогают освоить несложную профессию.
Средняя и тяжелая форма заболевания у детей требует постоянного ухода и наблюдения за состоянием здоровья. При первых же признаках олигофрении у малыша необходимо срочно обратиться за консультацией к специалистам. Полная диагностика поможет определить степень заболевания и назначить эффективную терапию.
Чтобы не упустить момент, родителям необходимо постоянно следить за здоровьем и поведением своего чада. Чем раньше обнаружится заболевание, тем больше шансов на эффективную социализацию ребенка.
Профилактика олигофрении
К профилактическим мерам относятся консультации семей, где заболевание является наследственным. Рекомендуются специальные методики обслуживания малышей, их адаптации к социуму.
Меры профилактики олигофрении у будущего ребенка во время беременности матери включают:
- регулярное посещение женской консультации, акушера-гинеколога;
- своевременную постановку на учет;
- отказ от курения и алкоголя;
- прогулки по два часа каждый день;
- правильный режим дня;
- восьмичасовой полноценный сон;
- сбалансированное питание;
- отказ от вредной пищи: жаренного, консервированного, острого, горячего;
- правильное родовспоможение, недопущение использования щипцов.
Осложнения и последствия
К осложнениям олигофрении относятся нарушения трудовой и социальной адаптации с ярко выраженным отсутствием интеллекта. При тяжелой и средней тяжести заболевания могут развиться антисоциальное агрессивное поведение, попытки убийства, суицидальные наклонности и прочее.
Диета при олигофрении
Развитие слабоумия можно остановить в раннем возрасте, начав своевременное лечение. В процессе терапии специалисты рекомендуют исключить из рациона ребенка белковые продукты, а также бобовые культуры и мучные изделия, заменив их на препарат «Берлофан».
Чтобы стимулировать активность мозга больных олигофренией, необходимо включить в рацион питания продукты, в состав которых входят витамины группы В, а также блюда, приготовленные из овощей и фруктов.
В качестве профилактики заболевания беременным женщинам показано полноценное питание, которое снижает риск возникновения инфекций, повышает иммунитет.
Трофимова Ярослава, медицинский обозреватель
11,535 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Загрузка…симптомы, степени, коррекция и лечение
Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.
Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:
- 50-70 баллов – лёгкая степень;
- 35-50 – умеренная;
- 20-35- тяжёлая;
- меньше 20- глубокая.
Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:
- дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
- имбецильность – средняя.
- идиотия- глубокая.
Врождённую умственную отсталость можно приобрести:
- в период внутриутробного развития;
- во время родов.
Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:
Кто он, человек с легким слабоумием?
Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.
Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.
Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.
При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.
Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.
Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.
Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.
Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.
У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.
В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).
Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.
Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.
Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).
Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Стадии и степени дебильности
Различают три стадии в зависимости от IQ:
- легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
- умеренная: IQ 60-64 балла;
- тяжёлая: IQ 50-59 балла.
Также выделяют такие виды дебильности:
- Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
- Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
- Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
- Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.
Детский дебилизм и его особенности
Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.
В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…
Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.
С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.
Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.
Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.
Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.
Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.
Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.
Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.
Эмоциональная сторона
У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:
- на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
- на втором: злые, угрюмые, агрессивные.
Также существуют и два полюса активности:
- крайне активные дети – на одном полюсе;
- крайне заторможенные – на другом.
Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.
Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.
Особенности мышления
«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.
У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».
Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.
Постановка диагноза и тесты
С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.
Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.
Тест Айзенка
Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:
- верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
- вариант нормы: 90-110 баллов;
- меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
- всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.
Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.
Тест Войнаровского
Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.
Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».
Оценка развития речи
Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:
- вставить в рассказ недостающие слова;
- пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
- правильно расставить запятые в тексте;
- придумать фразу из отдельных слов.
Тест Торренса
Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:
- фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
- задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
- лист с нарисованными парными прямыми линиями.
Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.
Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.
Коррекция и оказание помощи
В основном лечение симптоматическое:
- психотропные и ноотропные препараты;
- общеукрепляющие;
- противосудорожные и дегидратационные;
- метаболические.
Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.
С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.
Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.
Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.
Профилактические меры
Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:
- выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
- обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
- здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
- мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.
neurodoc.ru
Олигофрения | Info-Farm.RU
Олигофрения (дав.-гр. ὀλίγος — малый + φρήν — ум. Синонимы: аменция, слабоумие, деменция) — умственная отсталость, состояние значительно ниже среднего уровня когнитивных способностей человека; врожденное или приобретенное в раннем возрасте слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом.
В медицинских кругах этот феномен также часто называют «ментальная ретардация».
В зависимости от степени нарушения выделяются:
- дебильность;
- имбецильность;
- тяжелая умственная субнормальнисть;
- идиотия.
Олигофрения (слабоумие) — врожденное или выраженное в раннем возрасте (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофренией) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с расстройством психической деятельности.
Общая характеристика
Олигофрения принадлежит к большой группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного.
Клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединенных двумя обязательными признаками:
- психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности
- отсутствием прогредиентный.
Динамика олигофрении связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.
К олигофрений не следует относить врожденные или детские прогредиентных заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. Д.
Олигофренами не является малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с заболеваниями, изнуряющих или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).
Во многих странах олигофрения сочетается с различными формами ранне возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость». Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (коэффициент интеллекта). В пятнадцатом докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиены (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50-70; средней тяжести — IQ = 35-50; значительная — IQ = 20-35; глубокая — IQ меньше 20.
Эпидемиологическая справка
Умственная отсталость широко распространена во всем мире (1 — 3% населения). Примерно 75% лиц, отнесенных к умственно отсталых, имеют легкую отсталость (IQ> 50). Другие, то есть те, у кого IQ <50, составляют примерно 4 на 1000 населения 10 — 14 лет. В последние годы отмечается некоторое увеличение количества умственно отсталых. Это объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также уменьшением смертей детей с пороками развития и дефектами НС благодаря успехам медицины. Имеет значение и точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.
Этиология
Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия принято делить на три основные группы:
- наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток;
- внутриутробные, действующие на зародыш и плод;
- перинатальные и первых 3-х лет внеутробной жизни.
Несмотря на несомненные достижения в исследованиях этиологии умственной отсталости, во многих случаях она остается неизвестной (по разным подсчетам от 50 до 90%). Олигофренией с неясной этиологией и неясной клинической картиной условно относят к «недифференцированной» в отличие от «дифференцированной», при которой известна этиология или достаточно изучена клиническая картина.
Клиническая картина
Несмотря на большое разнообразие клинических форм, олигофрении свойственны общие признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие является диффузным, «тотальным»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Выявляются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. Д.).
Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов.
Более всего эта особенность проявляется в олигофренов в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциаций, предпочтение только конкретных связей, не выходят за рамки привычных представлений. Слабость абстрактного мышления отражают и особенности восприятия, внимания, памяти. Критика снижена, память недоразвита. Выраженность различных психопатологических проявлений при олигофрении напрямую зависит от глубины дефекта.
В анамнезе больных олигофренией обычно есть задержка физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка). Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.
Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда настолько типичны, что позволяют поставить диагноз еще до проявлений психического недоразвития (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития — различные дисгенезия и дисплазии — чаще наблюдаются при внутриутробном поражения, причем грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата.
Типовой, «настоящий», олигофрении не свойственна какая-нибудь характерная неврологическая картина, можно отметить лишь разлитую невыразительную симптоматику. Очаговая Резидуальная неврологическая симптоматика наблюдается в случаях осложненной олигофрении.
Классификация олигофрении
Существуют различные классификации олигофрении. Употребляемых — по выразительности слабоумия.
Существует и этиологическая классификация. В зависимости от темперамента олигофренов подразделяют на торпидных (заторможенных) и эретичных (возбудимых).
Олигофрении разделяются также на простые, при которых клиническая картина исчерпывается явлениями недоразвития, и осложненные, включающие, кроме признаков недоразвития, Резидуальная симптомы органического поражения головного мозга и признаки органического психосиндрома.
Клинические формы олигофрении по выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность и дебильность. Однако, между ними нет четких границ, и существуют промежуточные состояния.
Идиотия — самое слабоумие (глубокая умственная отсталость) с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе; IQ <20.
У больных или нет реакции на обычные раздражители, или она неадекватна. Восприятие лиц с идиотией, очевидно, неполноценны, внимание отсутствует или крайне шаткая. Язык неразвитая, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи. Дети, страдающие идиотией, или совсем не овладевают статические и локомоторные навыки, или получают их очень поздно. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей. Любая осмысленная деятельность при идиотии недоступна. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неряшливые. Оставленные без присмотра, остаются неподвижными или впадают в непрерывное неосознанное возбуждения с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т.д. Лица с идиотией нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с удовлетворением или недовольством, что выражается самым примитивным способом в виде возбуждения или крика. Очень легко возникает аффект озлобление, что оказывается в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и суют все, что попадается под руку, упорно мастурбируют. Глубоком недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии.
Имбецильность — средняя степень слабоумия. Язык и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не способны к обучению, нетрудоспособные, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. IQ = 20-50. Имбецилы обнаруживают довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающую среду. Их речь косноязычна и аграматична. Они могут произносить несложные фразы, словарный запас достигает иногда 200-300 слов. Хотя развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности с большой задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать. Лицам с имбецильностью доступны несложные обобщения, они имеют некоторый запас сведений, неплохо ориентируются в обычном жизненном окружении. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивной виду, они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются, как штампами. Некоторые лица с имбецильностью обладают порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (сбор, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом отмечаются крайне несамостоятельность, плохое переключение на различные процессы. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугорухови и инертны. На смену обстоятельств они дают своеобразную негативную реакцию. Их личность развита, чем при идиотии, они уязвимы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в постоянном надзоре и опеке. Следует учитывать также повышенную внушаемость имбецилов и склонность к слепому подражанию. Имбецильность разделяется на резко выраженную умственную отсталость (IQ = 20 — 34) и умственную отсталость средней тяжести (IQ = 35 — 49).
Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложные трудовые процессы, возможно их социальное приспособление в известных пределах (IQ = 50 — 70). Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов, дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие языка; их поведение более адекватно и самостоятельное, в определенной степени маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражания. Однако, наблюдения и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченных обобщений для них затруднен. В отличие от имбецильности, при дебильности возможно обучение в школе, но при этом оказываются отсутствие инициативы в самостоятельности в обучении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретные знания, усвоение теории им не удается. Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире, поэтому простое разделение лиц с дебильностью на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточный и условный. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную суґестивнисть. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так выразительно. Многие практикующие врачи и дефектологи, учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, различают выраженную, среднюю и легкую (почти неотделимых от нижней границы нормального интеллекта) дебильность.
Клинические формы олигофрении, установленные по этиологии
Различают следующие группы и формы олигофрении:
Первая группа
Олигофрении, обусловленные наследственными факторами:
- настоящая микроцефалия;
- дизостотични формы — синдром Крузона, синдром Аперта и др.1889-90
- ксеродермични формы (синдром Совет)
- ензимопатични формы, обусловленные нарушениями белкового, углеводного, липидного и других видов обмена — фенил-кетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Марфана и др.1889-90
- болезнь Лоуренса-Муна-барде-невежда и другие жидкие наследственные заболевания;
- олигофрении, обусловленные хромосомными аберрациями — болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайн-Фелтера и др.1889-90
- олигофрении, вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и т.д.).
Вторая группа
Олигофрении, вызванные внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фетопатии):
- вирусными инфекциями, например краснухой беременных (рубеолярная эмбриопатия)
- врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом и другими инфекциями;
- гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами.
Третья группа
Олигофрении, обусловленные вредными факторами перинатального периода и первых 3-х лет жизни:
- обусловленные иммунологической несовместимостью крови матери и плода, например конфликтом по резус-фактору;
- вызваны асфиксией плода и новорожденного, а также родовой травмой;
- вызванные перенесенными в раннем детстве инфекциями и черепно-мозговыми травмами;
- атипичные олигофрении, обусловленные врожденной гидроцефалией или краниостеноз, сочетающиеся с детским церебральным параличом, преобладающим недоразвитием отдельных систем головного мозга, тяжелыми нарушениями сенсорных функций и т.д.
Отдельные формы олигофрении
Настоящая (первичная), наследственно обусловлена, микроцефалия встречается довольно редко. Кроме малых размеров черепа, существуют диспропорция между небольшим черепом и нормальным ростом, резкое недоразвитие мозговой части черепа по сравнению с лицом, низкое покатый лоб, чрезмерное развитие надбровных дуг, вытянутая форма головы. Интеллектуальная недостаточность обычно соответствует идиотии или глубокой имбецильности. Несмотря на значительное слабоумие, отмечаются эмоциональная живость, повышенная подражательность и внушаемость. Микроцефалы эмоционально неустойчивы и подвержены аффекта гнева.
Ложная (вторичная), церебропатична, микроцефалия обусловлена внутриутробным поражением зародыша или плода. Наряду с признаками недоразвития часто отмечаются очаговые неврологические симптомы и судорожные припадки; деформация черепа более грубая, чем при истинной микроцефалии, и сочетается с диспластическими телосложением; большая отсталость в росте и массе тела. Слабоумие более тяжелое, больные вялы, апатичны, мрачные. Четкой границы между настоящей и ненастоящей микроцефалией нет.
Синдром Совет — жидкая аномалия, сочетание ихтиоза с олигофренией. Наследуется по рецессивному типу. Кожа покрыта сухими чешуйками, напоминающие рыбью чешую. При тяжелых формах ихтиоза дети быстро умирают. Психическое недоразвитие часто сопровождается судорожными припадками. Существуют формы ихтиоза без слабоумия и других психических расстройств.
Невоидного формы слабоумия, или Факоматозы (болезнь Стерджа — Вебера — Краббе, болезнь Гиппеля — Линдау, нейрофиброматоз Реклинг-Хаузена, туберозный склероз), прогредиенты, и отнесение этих форм к олигофрении сомнительное и спорное.
Фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения) связана с нарушением обмена фенилаланина; наследуется по рецессивному типу. Слабоумие сочетается с депигментацией (от альбинизма к светлому цвету волос и радужной оболочки глаза) и примерно в 30% случаев с судорожными припадками. Слабо развита мозговая часть черепа. У некоторых больных является эпикант, гипертелоризм; иногда от них исходит своеобразный запах («мышиный», или «запах волка»). Отмечается питекоидна вне и неловкая походка, движения плохо координированы, с элементами стереотипии, Атетоидная и хореоподибних гиперкинезов. Мышечный тонус изменен. Резко выраженное слабоумие. Признаки психического недоразвития оказываются еще у новорожденных. В течение первого года жизни возможна тенденция к прогрессированию слабоумия, после 4 — 8 лет состояние стабильное.
Гомоцистеинурия связана с нарушением обмена метионина, наследуется по рецессивному типу, сопровождается задержкой психомоторного развития, судорогами, мышечной слабостью или спастичностью. Типичные глазные симптомы (эктопия хрусталика, катаракта, дегенерация сетчатки и др.), Покраснение кожи в области вилочковой дуг.
Галактоземия, фруктозурия и сукрозурия относятся к энзимопатий углеродного обмена, наследуются по рецессивному типу. Клиническая картина: с детства — поносы, гипотрофия и другие тяжелые соматические расстройства, приводящие в большинстве случаев к смерти. Психическое недоразвитие выражено сильно, сопровождается значительной вялостью, иногда судорожными припадками.
Энзимопатии, связанные с нарушением липидного обмена, сопровождаются, как правило, слабоумием (например, амавротична семейная идиотия, болезнь Ниманна-Пика). К олигофрений эти формы не относятся (упоминаются с учетом дифференциальной диагностики).
Гаргоилизм (мукополисахаридоз, множественный дизостоз) обусловлен, как полагают, накоплением мукополисахаридов в клетках ретикулоэндотелия печени, селезенки и костей. Нарушенное энхондрального и периостальная окостенения. В первые годы жизни медленно нарастает слабоумие, что связано с поражением клеток головного мозга продуктами нарушенного обмена. Гаргоилизм относят к олигофрений без должного основания.
Арахнодактилия (синдром Марфана). Редко встречается, наследственно обусловлена аномалия развития; передается по доминантному типу. Характерный внешний вид больных: высокий рост, худоба, удлиненные и тонкие конечности, «паучьи» пальцы рук (что послужило основанием для обозначения всей аномалии). Пороки развития скелета соединены с пороками сердечно-сосудистой системы и глаз. Слабоумие — от глубокого до легкого; иногда умственной недостаточности вообще нет. В основе патогенеза заболевания лежат нарушения строения коллагена и эластичных волокон и связанные с этим поражения соединительной ткани. Биохимические нарушения близки к тем, что наблюдаются при мукополисахаридозы.
Болезнь Лоренса — Муна — Барде — Бидля — редкая разновидность наследственной олигофрении с 5 основными симптомами: гипогенитализме, ожирением, глазными расстройствами (пигментный ретинит, атрофия зрительных нервов), синдактилией или полидактилия и психическим недоразвитием, достигающим значительной степени.
Болезнь Дауна относится к олигофрений, обусловленных хромосомными аномалиями, связана с лишней 21 хромосомой. Частота болезни среди младенцев колеблется в пределах от 1: 600 до 1: 900. Установлено, что чем старше мать, тем больше риск появления ребенка с болезнью Дауна. Дети имеют небольшой рост, короткие конечности по сравнению с длиной туловища, короткие пальцы (большой палец расположен низко, мизинец искривлен), небольшой череп с уплощенным переносицей, кариозные зубы, растущие неправильно, высокое небо. Верхняя челюсть часто недоразвита, нижняя выступает. Язык толстый, с грубыми поперечными бороздами («мошоночную язык»). Уши маленькие, деформированы. Волосы на голове сухое, жидкое. Кожа шероховатая, на щеках часто румянец. У новорожденных на радужных оболочках глаз участки депигментации. Большое значение для распознавания имеют атипично расположенные складки на ладонях, изменение дактилоскопического узора. Половые органы и вторичные половые признаки недоразвиты. Наблюдаются врожденные пороки сердца, общая гипотония мышц и своеобразная походка с неловкими движениями. Моторика неловкая, лицо имеет маловыразительный, тупое выражение, рот полуоткрытый. Умственная отсталость в 75% случаев достигает имбецильности, в 20% — идиотии и только в 5% — дебильности. Больные отличаются повышенной внушаемостью, подражательность. Однако по сравнению с глубиной интеллектуального дефекта эмоциональная сфера представляется сохранной. Преобладают черты эретичных темперамента, но встречаются и торпидно больные.
Синдром Шерешевского — Тернера присущ только лицам женского пола. Обусловлен недостатком одной Х-хромосомы (формула кариотипа 45, ХО), в связи с чем отсутствует и половой хроматин. Больным свойственны половой инфантилизм, дисплазии, малый рост, короткая широкая шея с характерной крыловидной кожной морщиной от сосцевидного отростка височной кости до акромиального отростка лопатки. Уши низко расположенные, деформированные. Нередки пороки сердечно-сосудистой системы. Умственная отсталость отмечается не всегда, бывает разной степени, чаще нерезкого.
Синдром трипл-х наблюдается только у женщин, характеризуется лишней X-хромосомой и двойным половым хроматином в клеточных ядрах (формула кариотипа 47.ХХХ). Частота синдрома трипло-х выше, чем синдрома Шерешевского-Тернера. Клиническая картина во многом сходна, но более полиморфная. Отставание в умственном развитии отмечается почти у всех больных с синдромом трипло-х и выраженное больше, а в половом меньше, чем при синдроме Шеревського-Тернера. Рост и физическое развитие нормальные.
Синдром Клайнфелтера присущий только лицам мужского пола, обусловлен увеличением общего числа хромосом (47,48 и более) из-за лишнего Х-хромосому (формула кариотипа чаще 47, XXY, может быть и больше Х или Y-хромосом, но число X-хромосом всегда преобладает). Клинические проявления синдрома Клайнфелтера состоят из гипогенитализма и признаков смешанного пола. Яички недоразвитые или атрофические; слабо выражены вторичные половые признаки. Больные имеют высокий рост, евнухоподибни пропорции, во многих случаях гинекомастии, бесплодие. Степень психического недоразвития при синдроме Клайнфельтера варьирует в значительных пределах, но преобладает легкая дебильность; у небольшой части больных снижение интеллекта нет. У больных с незначительной умственной отсталостью сознание своей неполноценности нередко вызывает реактивные психические нарушения.
Синдром дубль-Y (XYY) встречается только у мужчин и связан с лишней Y-хромосомой. Характерные сочетание высокого роста с евнухоидный пропорциями и агрессивное поведение. Психическое не
info-farm.ru
Олигофрения легкой степени: симптомы, признаки, диагностика и лечение
Описание
Олигофрения легкой степени в медицине дифференцируется как дебильность – это самая легкая и простая форма умственной отсталости. Дебильность характеризуется снижением способностей: абстрактного мышления, обобщения, но при этом сохраняется полностью моторика.
Для дебильности характерно наглядно-образное мышление, полное отсутствие возможности построения сложных умозаключений, недоразвитость волевых и нравственных качеств. Больной не в состоянии улавливать внутренние связи между предметами и событиями.
Больным дебильностью всегда показано правильное и особое психологическое воспитание, специальное обучение в школе и социальная адаптация.
К причинам дебильности можно отнести: наследственность, неблагоприятное внутриутробное развитие, инфекционные заболевания матери в период беременности, резус-конфликт, гипоксию плода, фетоплацентарную недостаточность, токсические воздействия на плод, употребление наркотиков во время беременности, алкогольных напитков, табака и определенных лекарственных препаратов.
Так же нередко дебильность возникает из-за родовой травмы, врожденной гидроцефалии или ранних заболеваний центральной нервной системы, типа энцефалита, менингита, и прочих.
В медицине принято классифицировать дебильность по трем формам: легкую, среднюю и тяжелую.
Симптомы
Симптоматика дебильности заключается в неспособности человеком вырабатывать сложные понятия, совершать сложные умозаключения, мыслить абстрактно. Человек, больной дебильностью не в состоянии понять общую ситуацию, и воспринимает все события только поверхностно.
Нередко дебильность в детском возрасте проявляется недоразвитием речевых навыков, обедненностью лексики, замедленностью речи, безграмотностью на письме, косноязычием.
Сопроводительными дебильность симптомами являются: ограниченная познавательная потребность, недоразвитие волевых, нравственных и эстетических качеств.
Диагностика
Диагностирование дебильности проводится неврологом, психологом и психиатром. При сильно нарушенной речевой функции к процессу диагностики подключается и логопед.
Диагностирование проводится путем осмотра пациента, проведения специальных тестов, которые выявляются IQ пациента.
При диагностировании дебильности обязательно проводится дифференциация от снижения интеллекта на фоне шизофрении, эпилепсии или задержки нервно-психического развития при нормальном умственном потенциале.
Профилактика
Профилактических методов дебильности не существует. Важно в период беременности матери соблюдать все рекомендации врачей, чтобы сберечь нормальный фон для развития плода, отказаться от приема алкоголя, табака, наркотических препаратов.
Лечение
Лечение дебильности проводится психоневрологом, эндокринологом. Если выяснена причина, и ее можно устранить, назначается проведение специфической терапии.
Симптоматическая терапия включает в себя прием противосудорожных препаратов, дегидрационных средств, ноотропных препаратов, психотропных, метаболитов и методы общеукрепляющей терапии.
Вместе с медикаментозным лечением обязательно проводится коррегирующее лечение, в котором применяются педагогические, логопедические и психологические методики.
Все пациенты с дебильностью нуждаются в социальной адаптации. Для этого проводятся работы в области педиатрии, педагогики, социальной психологии, детской неврологии, психиатрии. Задача социальной адаптации – приспособить пациента к самостоятельной жизни в обществе, но при этом уберечь от манипулирования ими преступных группировок и вовлечения их в преступный мир, поскольку все страдающие дебильностью люди являются легкоуправляемыми и послушными исполнителями.
nebolet.com
Олигофрения – степени, формы, причины, лечение
Олигофрения или слабоумие – врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте болезнь, которая затрагивает интеллект и психику человека.
В повседневной жизни заболевание у детей называют психической отсталостью, а детей с задержкой интеллектуального развития – умственно отсталыми.
Как отдельную болезнь, олигофрению выделили в начале прошлого века. До тех пор диагноз «слабоумие» ставили и больным с врожденным заболеванием, и с приобретенным в старшем возрасте психическим недоразвитием (старческая деменция).
Причины
Существует много причин развития данного заболевания. Специалисты выделяют три группы факторов, которые провоцируют появление болезни.
Причины олигофрении внутреннего (эндогенного) характера. Сюда входят те виды психического недоразвития, которые вызываются наследственными специфическими патологиями обмена веществ, разными генетическими синдромами, хромосомными нарушениями. Среди заболеваний, которые способствуют возникновению олигофрении у детей, называют синдром Клайнфельтера, болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, мукополисахаридоз (наследственное заболевание соединительной ткани) и другие.
Причины заболевания внешнего (экзогенного) характера. Включают в себя следующие причины болезни:
- внутриутробные инфекции в период беременности матери;
- иммуноконфликт крови — отличие группы крови матери от группы крови ребенка;
- родовые или послеродовые травмы головы ребенка;
- алкоголизм и наркоманию матери, которые провоцируют тяжелые нарушения обеспечения ребенка питательными веществами.
Причины олигофрении смешанной природы. В результате одновременного воздействия на ребенка внутренних и внешних причин, развиваются наиболее серьезные формы заболевания.
Степени
Степени данного заболевания различают в зависимости от выраженности интеллектуального развития и коэффициента интеллекта. Коэффициент интеллекта (IQ) – числовая оценка уровня человеческого интеллекта. Нормальное значение IQ составляет 100 баллов. Числовое значение ниже 70 баллов квалифицируют, как умственную отсталость.
Называют три степени олигофрении у детей.
Дебильность. Это наиболее легкая степень заболевания. Значение IQ у больных колеблется в пределах 50-70 баллов. Дети с дебильностью обычно способны окончить начальную школу, и могут адаптироваться к обычной жизни. Такие дети не могут абстрагироваться, у них преобладает конкретно-описательный тип мышления. Они могут достаточно хорошо разговаривать. Но часто их слова не имеют смысла, основываясь на подражании. Благодаря вполне адекватному и самостоятельному поведению дебилов, маскируется их ущербный процесс мышления. К основным характеристикам данной степени олигофрении относятся – умение подражать, внушаемость, машинальная память. Такие люди способны к работе руками. Некоторые из них имеют способность производить в уме сложные математические операции, имеют отличную механическую и зрительную память.
Дебилов условно делят на заторможенных, злобно-упрямых, мстительных, вяло-апатичных, возбудимых.
Имбецильность. Данная степень олигофрении является средней по тяжести. Больные обладают значением IQ 20-49 баллов. Они понимают речь окружающих людей, могут произносить недлинные фразы. Некоторые из них способны освоить элементарные навыки самообслуживания, самые простые трудовые навыки, производить элементарные арифметические операции. Имбецилы могут самостоятельно стоять, ходить, питаться, но они не способны обучаться. Эти больные олигофренией могут выражать эмоции, адекватно реагировать на похвалу или порицание, выявлять привязанность к родным. Мышление людей данной степени заболевания очень примитивно. Они безынициативны, инертны, внушаемы, нуждаются в уходе, легко теряются при изменении окружающей обстановки. Некоторые из этих больных могут научиться читать по буквам, считать, заниматься элементарным физическим трудом.
Идиотия. Наиболее тяжелая степень олигофрении. Для нее характерно практически полное отсутствие у больного мышления и способности разговаривать. Значение коэффициента интеллекта составляет менее 20 баллов. При идиотизме у больного наблюдается неполноценное восприятие окружающего его мира. У него полностью отсутствует концентрация внимания. Из всех эмоций у таких людей присутствуют только примитивные реакции удовольствия и неудовольствия. Они не способны отличать своих родственников от посторонних людей. Больные данной степенью олигофрении не способны понимать речь, сами могут произносить только отдельные звуки и слова. Часто маленькие дети не могут самостоятельно стоять и передвигаться. Нередко больные идиотией не способны пережевывать пищу, проглатывая ее непрожеванной. Некоторые из них едят только жидкую еду. Из-за того, что такие больные олигофренией не могут самостоятельно себя обслуживать, им необходим постоянный уход.
Формы
Каждая форма заболевания соответствует определенным причинам его развития. Различают четыре формы олигофрении.
Первая форма. Сюда входят наследственные заболевания, которые провоцируются дефектными клетками родителей ребенка. К данной форме относят больных с микроцефалией (уменьшение размера черепа и головного мозга), психическими патологиями на фоне тяжелых повреждений кожи и костей, болезнью Дауна.
Вторая форма. Включает в себя разные виды фетопатий (аномалии развития плода) и эмбриопатий (повреждения и заболевания зародыша). Данная форма болезни вызывается внутриутробными факторами – бактериальными, паразитарными или вирусными инфекциями беременной женщины, гемолитическими (приводящими к разрушению эритроцитов) заболеваниями плода.
Третья форма. Заболевания, которые появились в результате родовой травмы, асфиксии (нарушение внешнего дыхания) или гипоксии (недостаточное снабжение кислородом) во время родов. Сюда же входят случаи заболевания олигофренией вследствие серьезной черепно-мозговой травмы, менингита или энцефалита, перенесенные детьми в возрасте до трех лет.
Четвертая форма. Сюда включены типы заболевания, которые развиваются из-за прогрессирования основной врожденной болезни, например, разных эндокринных патологий или дефектов головного мозга.
Лечение олигофрении у детей возможно только при метаболической природе заболевания (нарушение обменных процессов организма). При этом детям назначают препараты, которые регулируют обмен веществ в организме.
При других видах олигофрении можно проводить вспомогательную терапию для снижения внутричерепного давления и активации мозгового кровообращения. Для этого применяют ноотропные (стимулирующие центральную нервную систему) препараты, аминокислоты, витаминные средства.
dolgojit.net
Олигофрения – степени, причины, симптомы и формы
Умственное развитие является ведущим в становлении здорового человека. Если по каким-то причинам развиваются патологии в головном мозге, тогда это отражается на формах и различных степенях проявления олигофрении – недоразвитость речи, моторики, умственной и эмоциональной сфер. Симптомы проявляются ярко с самого детства, поэтому родители не смогут не заметить патологии у своего ребенка.
Сайт психиатрической помощи psymedcare.ru относит олигофрению к одной из распространенных патологий современного мира. Многие дети становятся умственно отсталыми по различным причинам, некоторые из которых относятся к приобретенным. Что влияет на развитие данной патологии, как она проявляется, следует знать родителям, чтобы еще на ранних стадиях развития болезни выявить ее.
Олигофрения не является излечимой болезнью. Однако при проведении эффективной терапии с ребенком можно поспособствовать его некоторому развитию и достижению уровню зрелости. Все зависит от вида олигофрении, которая у него наблюдается.
Что такое олигофрения?
Олигофрения может называться умственной отсталостью или слабоумием. Однако следует отличать олигофрению от деменции, которая возникает у человека преимущественно в пожилом возрасте в результате поражения головного мозга. Если говорить об олигофрении, то развитие человека в принципе не будет происходить. Человек никогда не достигнет нормы, которая присуща взрослому индивиду. Если же говорить о деменции (старческом слабоумии), то здесь человек большую часть времени является нормальным и развитым, просто по определенным причинам (следствие болезни) у него развивается поражение головного мозга, из-за чего его умственные и прочие способности теряются.
Олигофренией называется врожденная неспособность человека достичь нормального уровня развития. Это обуславливается многочисленными причинами, в числе которых отмечается и наследственность, и тяжелые роды, и неправильное развитие в утробе матери. Олигофрению сложно проследить, поскольку нет четкой градации того, как она выявляется. Можно лишь предположить количественное соотношение здоровых и больных детей.
Олигофрения – это неизлечимое заболевание, которое требует постоянной диагностики и лечения. Скорее всего, олигофрен будет постоянно нуждаться в посторонней помощи, хотя отмечаются случаи самостоятельности отдельных больных.
перейти наверхПричины олигофрении
Олигофрению могут спровоцировать следующие факторы:
- Ионизирующее облучение матери во время беременности.
- Тяжелые роды (например, асфиксия ребенка).
- Недоношенность малыша.
- Химические или физические поражения во время беременности.
- Травмы головы ребенка.
- Гипоксия головного мозга.
- Инфекционные заболевания на головной мозг.
- Генетическая предрасположенность, которая становится причиной в 50% случаев.
Также олигофрения может быть результатом педагогической запущенности ребенка. Отсутствие какого-либо контакта с ребенком, развития, обучения и прочих форм развития просто приведет к тому, что малыш будет отставать от своих сверстников, хотя по факту будет вполне здоровым.
перейти наверхКлассификация олигофрении
Олигофрения подвергается различной классификации. Рассмотрим ее:
- По степени выраженности (традиционная классификация):
- Дебильность – когда симптомы слабо выражены.
- Имбецильность – когда симптоматика проявляется на среднем уровне.
- Идиотия – когда уровень симптомов очень высокий и делает человека абсолютно несамостоятельной личностью по жизни.
- Классификация по МКБ-10:
- Легкая – уровень интеллекта достигает 50-70 баллов.
- Средняя – уровень интеллекта у индивида достигает 35-50 баллов.
- Тяжелая – уровень интеллекта у больного достигает 20-35 баллов.
- Глубокая – уровень интеллекта еле дотягивает до 20 баллов.
- Классификация по М. С. Певзнер:
- Олигофрения неосложненная.
- Нарушение нейродинамики, которая может проявляться в трех формах: слабость основных нервных процессов, превалирование возбуждения над торможением, превалирование торможения над возбуждением.
- Недостаточность лобных долей.
- Классификация по М. С. Певзнер, которая была усовершенствована:
- Олигофрения неосложненная.
- Олигофрения с лобной недостаточностью.
- Нарушение нейродинамики (возбудимые и тормозные).
- Умственная отсталость с психопатоподобными поведенческими нарушениями.
- Олигофрения при нарушении различных анализаторов.
Диагностика олигофрении
Олигофрению трудно диагностировать. Основной упор делается на симптоматику, которая должна проявляться у больных людей. Диагностика проводится по следующим принципам:
- Наблюдается недоразвитость личности на эмоциональном, волевом, интеллектуальном и прочих психических уровнях, которые не дотягивают до нормы, присущей тому или иному возрасту.
- Умственная отсталость, сопровождающаяся другими соматическими или психическими нарушениями.
- Нарушение адаптивного поведения, которое можно исправить, если этому поспособствовать и создать соответствующие условия.
- Наблюдение поведенческих нарушений при отсутствии психических отклонений.
- Прохождение теста IQ, который показывает определенный уровень развития.
Е. Богданова предложила следующие критерии диагностики:
- Малопродуктивная память.
- Низкий интеллект.
- Нарушение внимания, когда человеку трудно сосредоточиться, быстро переключается, неустойчив.
- Недоразвитость речи общего характера.
- Конкретность, некритичность мышления.
- Отсутствие познавательных процессов.
- Восприятие нарушено, что отмечается во фрагментарности, замедленности, низком объеме восприятия.
- Неадекватность эмоций, отсутствие навыков контроля своих чувств, отсутствие воли.
Трудности в выявлении олигофрении заключаются в том, что она во многом может быть похожа на другие патологические признаки и на начальную стадию развития шизофрении.
перейти наверхФормы олигофрении
МКБ-10 выделяет 4 степени олигофрении: легкую, среднюю, тяжелую и глубокую, которые отличаются уровнем интеллектуального развития человека. В зависимости от этиологии олигофрении выделяют такие ее формы:
- Первая – провоцируется наследственным фактором и включает истинную энцефалопатию, болезнь Барде-Бидля, Дауна, Лоуренса-Муна, синдром Шерешевского-Тернера, Апера, Крузона, Марфана, Клайнфелтера, Рада, гаргоилизм, фенилкетонурию, галактоземию.
- Вторая – провоцируется патологиями во время внутриутробного развития: врожденный сифилис, инфекции, листериоз, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
- Третья – в период развития плода, спровоцированные конфликтом резус-факторов, послеродовым периодом или жизнью в течение первых 3 лет (врожденная гидроцефалия, травмы головы, инфекционные заболевания, недоразвитость).
Отдельно выделяют истинную (первичную) олигофрению и ложную (вторичную).
Самой популярной классификацией остается выделение трех видов олигофрении по степени проявления симптомов и уровню интеллекта:
- Дебильность – уровень интеллекта у них колеблется от 50 до 70 баллов. Такие индивиды могут быть самостоятельными в отдельных сферах жизни, если их научить определенным механическим действиям. В противном случае они окажутся малоадаптированными. Дебильность относится к легкой форме олигофрении, которая может быть значительно устранена. У таких больных нарушено абстрактное мышление, они не могут производить сложные операции в голове и усваивать сложную информацию. Они не обладают своим мнением и суждениями, склонны перенимать чужие взгляды и становиться ведомыми. Речь их и поступки шаблонны, поскольку они не могут самостоятельно продумывать и фантазировать. Они лишь усваивают информацию, обладают механической памятью, поэтому в некоторой степени они могут обладать талантами, не требующими творческого подхода. Дебилы легко внушаемы, примитивны в своих желаниях. Преимущественно они добродушны, приветливы, милы, однако могут встречаться и агрессивные личности, озлобленные, упрямые, мстительные.
- Имбецильность – уровень интеллекта колеблется от 35 до 40 баллов. Такие личности полностью лишены абстрактного и обобщенного мышления, они не способны усваивать простые данные. Однако они могут обучиться простейшим навыкам самообслуживания и выполнения работы. Если им показать, как подметать, мыть посуду или совершать прочие простейшие действия, то они смогут себя обслуживать и даже зарабатывать на жизнь. Имбецилы обладают скудной речью, они предпочитают говорить коротко, их словарный запас очень маленький. Они не способны усваивать материал, могут запомнить лишь простую информацию. Склонны окружать себя привычными вещами и жить в знакомой обстановке. При любых изменениях чувствуют дискомфорт. Действия их примитивные, как и желания, речь преобладает шаблонными фразами. Здесь также больные могут быть как приветливыми, так и агрессивными.
- Идиотия – уровень интеллекта не превышает 34 баллов. Данные личности необучаемы, неуклюжи, полностью недееспособны и несамостоятельны даже на уровне элементарных навыков. У них речь может полностью отсутствовать, как и мышление. Воли нет, поэтому они могут поддаться любому влиянию. Их эмоциональные реакции простейшие и примитивные: раздражитель – ответная эмоция. Данная категория больных требует постоянного ухода за собой. Развивается данная форма на генетическом уровне.
Олигофрения у детей
Олигофрения проявляется у человека в детском возрасте. У детей она обычно наблюдается в возрасте 3-4-х лет, когда уже должны отмечаться определенные достижения и интеллектуальные особенности. Олигофрения является врожденной болезнью, а не приобретенной в течение жизни. Поэтому трудности в обучении, запоминании и развитии у ребенка проявляются с раннего возраста.
Олигофрения у детей проявляется во всем. Они не играют в разнообразные игры, а предпочитают конкретные виды деятельности. Предпочитают быть в уединении, нежели общаться с детьми. Они достаточно замкнутые. Их речь развивается очень поздно или вообще не проявляет себя. Здесь отсутствуют какие-либо стремления и разнообразные интересы.
перейти наверхЛечение олигофрении
Олигофрения лечится лекарствами и психотерапевтическими методами. Лекарства назначаются в зависимости от причин заболевания и сопутствующих органических нарушений мозга. Они назначаются только врачами. Психотерапия включает различные направления:
- Установление контакта родителей с ребенком.
- Обустройство домашнего быта в соответствии с потребностями малыша.
- Прохождение различных процедур и консультаций.
- Развитие творческого начала.
- Обучение элементарным навыкам.
Олигофрены не обучаются вместе со здоровыми детьми. Их помещают в специальные учреждения.
перейти наверхПрогнозы
Олигофрения становится неприятным диагнозом для родителей, которые явно ожидали растить и воспитывать здорового малыша. От взрослых потребуется немало терпения и знаний по уходу за «особенным» малышом, который может потребовать к себе всецелого внимания.
psymedcare.ru
виды, причины, симптомы, степень, лечение
Олигофренией называют врожденное или приобретенное заболевание, которое характеризуется отставанием в психическом развитии. Обычно она провоцируется различными заболеваниями, которые происходят во внутриутробный период развития человека, или генетическими факторами, влияющими на патологическое формирование.
Таким образом, заболевание выявляется в раннем возрасте путем тестов на интеллект, а также наблюдения за ребенком, который по некоторым показателям отстает в своем умственном развитии.
Виды и причины
В зависимости от причин возникновения болезни, выделяют три вида психического расстройства:
- Генетическая;
- Внутриутробная;
- Перинатальная.
Какие психологи интернет-журнала psytheater.com выделяют основные факторы, приводящие к данному синдрому?
- Вредные факторы во время родов и в течение первых трех лет: черепные травмы, гипоксия, асфиксия, тяжелые роды и т. д.;
- Болезни матери в период беременности;
- Генетические причины: гормональные сбои, хромосомный набор.
Основными заболеваниями, которые часто сопровождают отставание в развитии, являются:
- Болезнь Дауна – дополнительная 21 хромосома;
- Гидроцефалия – накопление ликворы в желудочках мозга;
- Токсоплазмоз – инфекционное заболевание;
- Микроцефалия – маленький размер черепа и мозга;
- Фенилкетонурия – скопление токсичного продукта в результате нарушенного метаболизма фенилаланина.
Симптомы
Олигофрения часто является сопровождающим другую болезнь синдромом. Совокупность заболеваний приводит к отставанию в развитии речи, психики и эмоций ребенка. Какие выделяют основные симптомы данного заболевания?
- Нарушенное абстрактное мышление;
- Задержки в психическом развитии;
- Безграмотная, скудная и простая речь;
- Рассеянность внимания;
- Плохая память;
- Нежизнеспособность, неприспособленность к окружающему миру;
- Задержка в физическом развитии: взрослый человек может внешне выглядеть, как подросток.
Явные признаки заболевания проявляются в школьном возрасте. Маленькие олигофрены проявляют следующие симптомы своего заболевания:
- Психическое и речевое отставание;
- Скудость эмоций;
- Отсутствие интереса к познаванию окружающего мира;
- Отсутствие желания общаться с другими детьми;
- Неумение оперировать абстрактными понятиями.
Степень
Само заболевание имеет разную степень своего развития. В зависимости от уровня умственного интеллекта, разделяют на:
- Дебильность – легкая степень заболевания, которая отмечается лишь незначительной утратой умственных, эмоциональных и жизнедеятельных способностей;
- Имбецильность – средняя степень, которая выражается в частичной недееспособности людей. Они обучаемы, но не способны выживать самостоятельно;
- Идиотию.- тяжелая степень, проявляющаяся в полной неспособности человека самообеспечивать себя. Здесь нужен постоянный уход и забота со стороны окружающих.
Болезнь обычно легко выявляется путем обнаружения определенных симптомов в отставании развития и проведенных исследований врачами. Делается анализ крови, просматривается головной мозг, проводятся тесты – все это для того, чтобы выявить причины развития нарушения и формирования нужного комплекса лечения.
перейти наверхЛечение
К сожалению, медицина не способна излечить олигофрению. Здесь возможны лишь процедуры по устранению заболеваний, которые ее спровоцировали, и симптоматики, которая проявляется. Детей водят в спецшколы и группы, организованные специально для отстающих в развитии.
Проводятся различные тренинговые процедуры для того, чтобы привить жизненные навыки заболевшим. Дети с легкой формой синдрома могут работать, что требует всего лишь привития им нужных операций, которые нужно выполнять.
Родителям следует понимать, что ребенок-олигофрен – это на всю жизнь. За ним придется постоянно ухаживать и заботиться. Это должно заставить молодых родителей заранее думать о тех заболеваниях, которые они не лечат, вредных привычках, которыми пользуются, и образе жизни, который ведут. Комплекс предпринятых мер по самосовершенствованию может поспособствовать развитию здорового ребенка.
psytheater.com