Признаки рейнина описание – Признаки Рейнина | Соционика

Содержание

Описание признаков Рейнина

Т.Н. Прокофьева

Логика-этика

Логика - психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Оценивает полученную информацию по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно.

Этика - функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает поступившую информацию по принципу: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

 

Интуиция-сенсорика

Интуиция - психологическая функция непосредственного восприятия действительности, собирающая мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.

Сенсорика - психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас.

 

Экстраверсия–Интроверсия

Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.

Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.

 

Рациональность-Иррациональность

Рациональное по Юнгу есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логики и этики.
Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика.

 

Уступчивость-Упрямство

Уступчивость – больше внимания уделяют потребностям.

Упрямство – больше внимания уделяют ресурсам.

 

Беспечность-Предусмотрительность

Беспечность – готовность решать не предусмотренные ранее задачи. Каждый раз составляет новый алгоритм – под задачу. «Упремся – разберемся».

Предусмотрительность

– заранее просчитывают ситуацию, стараясь максимально предусмотреть в ней необходимое.

 

Процесс–Результат (Правые – левые)

Процесс – больше внимания уделяют самому процессу.

Результат – больше внимания уделяют результатам.

 

Позитивизм–Негативизм

Позитивизм – в ситуации (объекте, человеке) больше ориентируются на позитивные стороны, на то, что объединяет людей.

Негативизм – в ситуации (объекте, человеке) больше ориентируются на «подводные камни», на опасности, возможные потери, на то, что разделяет людей.

 

Статика-Динамика

Статика – опора на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации.

Динамика – опора на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса.

 

Рассудительность-Решительность

Рассудительность – в ценностях комфорт, удобство, возможность обсудить, решить мирным путем.

Решительность – в ценностях волевые качества, решительные действия, скорость принятия решений.

 

Субъективизм-Объективизм (Веселые-Серьезные)

Субъективизм (веселые) – опора в суждениях делается на субъективную оценку в рамках собственной концепции, веселье могут совмещать с работой.

Объективизм (серьезные) – опора в суждениях на объективные закономерности, общепринятые концепции. «Делу время, потехе час».

 

Квестимность-Деклатимность

Квестимность – коммуникация имеет диалоговую форму. Информация излагается в виде вопросов и ответов. Короткие ответы на поставленные вопросы.

Деклатимность – коммуникация имеет монологовую форму. Информация излагается крупными блоками, «вопросы потом». Вопросы риторические, цель которых – подвести собеседника к нужному выводу.

 

Тактика-Стратегия

Тактика – лучше осознаются и оцениваются ближайшие шаги (последовательность шагов, путь) чем цель.

Стратегия – лучше осознается и оценивается цель (желаемое состояние), чем ближайшие шаги.

 

Конструктивизм-Эмотивизм

Конструктивизм – больше внимания уделяют непосредственно делу, а не установлению отношений.

Эмотивизм – больше внимания уделяют установлению и поддержанию контакта с собеседником.

 

Аристократизм-Демократизм

Демократизм – восприятие объекта (человека) вне контекста среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.

Аристократизм – восприятие объекта (человека) происходит в контексте среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.

2008г.

 

Еще по теме:


www.socionics.ru

Люди по признакам Рейнина. Краткий конспект

- упрямые для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.

Беспечность - попадая в новую ситуацию или планируя ее, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно.

Предусмотрительность - в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в том числе и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.

Разум - Воля (Рассудительность-Решительность)

Разум (Рассудительность) – для рассудительных нормальным состоянием является расслабленность, они мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела. Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на том уровне, который их удовлетворяет.

Воля (Решительность) – решительные всегда находятся в состоянии мобилизации,

наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.

Веселые - Серьезные (Субъективизм - Объективизм)

Веселые (субъективизм) - В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную "сверку понятий", предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи. Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.

Серьезные (объективизм) - серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.

Примечание. и , расположенные на месте третьей (ролевой) функции, оказывают влияние на проявление признака "веселый/серьезный", особенно в части взаимодействия с людьми. Представители «серьезных» соционических типов Джек Лондон и Штирлиц благодаря в ролевой функции могут проявлять признаки "веселых", а «веселые» Робеспьер и Максим Горький, имея ролевую , могут проявлять признаки "серьезных".

Аристократизм - Демократизм (Коллективизм - Индивидуализм)

Аристократы - Коллективисты. Они воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, страты. Предпочтительна вертикальная коммуникация. Для аристократических квадр время течёт линейно, а не циклично. Благодаря линейности восприятия времени в этих квадрах нет повторяемости событий, топтания на месте. В "период аристократических квадр" не возникают длительные стагнации или застой.

Демократы - Индивидуалисты. Они воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку не базируется на его принадлежности к какой-либо группе. В этих квадрах царит принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных, и свободная конкуренция. Демократические квадры живут не по линейному, а по круговому (циклическому) времени. Третья квадра имеет отчётливо волнообразный ритм подъёмов и спадов, которые практически невозможно предсказать. В период "первой квадры" время вообще как будто останавливается. Это квадра гомеостаза.

Подробности про Аристократов-Демократов:

Аристократы умеют чётко отделять прошлое от будущего. Вторая квадра устремлена в будущее, она подобна выпущенной стреле, пронзающей время. Прошлое для таких людей не ценно, наоборот, оно всегда носит негативный оттенок. В лучшем случае декларируется, что из него надо взять самое ценное и двигаться дальше. Именно вторая квадра продуцирует идеи "идеальных" государств будущего и пытается осчастливить их построением всё человечество.

Четвертая же квадра больше ориентируется на прошлое, которое обычно носит положительный облик установившихся традиций, которые надо не менять, а соблюдать. Социотипы четвертой квадры - противники всяческих социальных экспериментов.

Демократы - из-за волнового (третья квадра) и гомеостатического (первая квадра) цикличного времени - ориентированы на текущий момент. У них отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего центра демократы организуют координацию между субъектами одного уровня. Иерархическая власть в "демократический квадральный период" не даёт особых привилегий.

Более выражена демократия как принцип организации общественной жизни в третьей квадре. Это самая переменчивая квадра, которая привержена представительским формам власти, постоянным выборам и перевыборам. В период третьей квадры образуются многие десятки и даже сотни различных партий, которые вступают во временные коалиции. Межличностные контакты максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес.

Первая квадра не столь демократична. Демократия понимается тут как разумное следование законам природы. В "период первой квадры" время вообще как будто останавливается. Одно поколение заступает на место другого, воспроизводя практически без изменений отработанный жизненный уклад.

Демократия
... восприятие объекта (человека) вне контекста среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.

Строят отношения с людьми независимо от их социального положения. Важнее личные качества человека.

Считают, что люди изначально равны между собой, и один и тот же человек может быть поставлен выше или ниже в зависимости от контекста. Фамильярны - могут и руководителя «воспитывать», «открывать дверь ногой» в кабинет к начальству. «Посоветовать начальству? Ну, если я разбираюсь в этом лучше, то нет проблем».

ИНДИВИДУАЛИСТЫ. Поборники Свободной конкуренции. «Свобода, равенство, братство». «Кошка гуляет сама по себе»; «Не трогайте меня, дайте спокойно заниматься своим делом».

Им присущ принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных. Партнёр по коммуникации как бы ставится рядом, а не сверху или снизу. Соответственно, отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего, демократы организуют координацию между субъектами одного уровня.

В научных дискуссиях демократичны, открыты. Уровень интеллекта – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку.
______________________________

Демократия в третьей квадре.
Межличностные контакты в ней максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес. Соционические типы третьей квадры ориентированы на текущий момент. Традиции прошлого для них малозначимы, а будущее их волнует только самое ближайшее. Демократия используется для выпячивания своих отклонений от общественной нормы. Актуальна борьба ущемленных меньшинств за свои права.

В первой квадре горизонтальное общение также является делом само собой разумеющимся, но порой переходящая границы фамильярность третьей квадры её шокирует. Здесь нет такого индивидуализма, нет борьбы ущемленных меньшинств за свои права по той простой причине, что их никто не ущемляет, да они и не образуются при гармоничном образе жизни.
Демократия понимается как разумное следование законам природы.

Первая квадра существует вне времени как одна большая семья. Находится в таком «коконе» очень комфортно, но и в то же время опасно: агрессия извне его может разрушить.

Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер

Аристократия
... восприятие объекта (человека) происходит в контексте среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу.

Оценивают людей с точки зрения положения в обществе или принадлежности к социальной группе.
Настроены на иерархию, «социальную лестницу», где каждый должен занимать «свою ступеньку». Соблюдают субординацию, считают ее необходимой.

Отношения в коллективе строят в соответствии с подчинением по должности или по старшинству. Заслуги определяются стажем и опытом.«Старше – значит, умнее»; «Старших надо слушаться».

КОЛЛЕКТИВИСТЫ. В компании "аристоркратов" есть некая склонность к фирменной идеологии и пропаганда коллективного образа действия.

Им присуще преобладание вертикальной коммуникации над горизонтальной. При вертикальных связях заметно иерархическое неравенство: начальник – подчинённый, старший – младший, свой – чужой и т.п. Такая коммуникация носит характер субординации. Человек оценивается прежде всего по его статусу относительно того, кто оценивает (моего уровня или нет, в том числе интеллектуального, а не социального), а затем уже по остальным критериям.

__________________________________

Аристократизм второй квадры.
Он более жёсткий. Это деление на «слуг и господ», таланты и бездарности, своих и врагов, кастовость.

den-king.livejournal.com

Признаки Рейнина

В свое время еще на начальном этапе работы Аушры Аугустинавичюте по формулированию и исследованию основных соционических положений она заметила проявление некоторых соционических признаков, не входящих в базис Юнга. И уже в ее первоначальных работах встречались признаки «Статика-динамика», «Аристократия-демократия», что натолкнуло Григория Романовича Рейнина на мысль исследовать этот вопрос и подсчитать математически возможность существования еще каких-либо признаков, разделяющих социон на группы и описывающих психологические свойства индивида. Из истории признаков Рейнина

Г. Р. Рейнин доказал теорему, что 16 объектов можно поделить на две группы пополам пятнадцатью различными способами, и это будут те группы, которые описывают свойства личности. Эти математически выведенные признаки были изучены теоретически, как непосредственно вытекающие из моделей А ТИМов одного полюса признака, и путем наблюдений (экспериментов), которые проводила Аушра Аугустинавичюте у себя на даче в Литве. В результате чего была выпущена работа Аушры «Теория признаков Рейнина». [1]

Заслуга Рейнина состоит в том, что он математически доказал существование признаков, а Аушра описала их наполнение. Краткие описания признаков Рейнина(с их более подробной расшифровкой).

 

Таблица признаков: 

 

Разделение людей на типы личности основано на том, что психика живого человека, хоть и оперирует со всей поступающей информацией, но не в состоянии одинаково внимательно и подробно обрабатывать ее всю целиком. Самой природой в нас заложены разные способности к обработке информации разного качества. Отнесение человека к одному из типов личности означает, что он предпочитает обрабатывать информацию одним из привычных и наиболее результативных именно для него способов.

 

«Различия в типе личности – это не что иное, как различия в обмене информационными сигналами с окружением».

Так писала Аушра Аугустинавичюте, основатель соционики, в своей работе "О дуальной природе человека". Она пришла к выводу, что вся типология основана на том, что информация о мире дифференцирована, и что разные типы личности вполне сознательно воспринимают и оценивают разные стороны одного и того же объективного мира.

Мы в НИИ соционики уделяем очень серьезное внимание признакам Аугустинавичюте-Рейнина, как эффективному диагностическому инструменту, так методикам их применения для многих направлений саморазвития и достижения успешности в жизни и профессиональной деятельности. В 2008 году мы провели полномасштабный эксперимент по изучению 12 из 15 признаков. 

ВИДЕО доклада на соционической конференции в Киеве в 2011г. Прокофьева В.Г. по этому поводу  "Психологическое наполнение признаков Аугустинавичюте-Рейнина по результатам экспериментов" размещено на странице нашего сайта.

Обширнейшие материалы, полученных в результате экспериментов находятся в стадии обработки. По мере данные  их готовности к публикации мы  представляем их на научных конференциях и семинарах. [4]

 

Важно отметить следующую тему, непосредственно связанную с историей изучения признаков и их значением для соционики.

"Возникшие еще на заре психологической науки споры о чистых и смешанных типах продолжаются и по сию пору. Попробуем рассмотреть проблему в методологическом аспекте.
К сожалению, при описании типов личности большинство авторов в стремлении к «чистым» типам стараются наиболее ярко выделить их различия. Сходство типов при этом, как правило, не принимается во внимание" . Г. Р. Рейнин  [2] .


Григорий Романович Рейнин рассмотрел эту проблему с позиций полученной в работе [3] группы биполярных признаков и показал, что любые два типа  по 7-ти признакам проявляют сходство, и лишь по 8-ти из 15-ти отличаются.

 В качестве примера можно это наглядно показать сравнением распределения признаков у двух самых полярных по базису Юнга типов: ИЛЭ и ЭСИ:

 

"При таком описании, наряду с различием в части признаков, всегда имеется некий "коридор свойств", — область сходства — место, где два типа похожи.

Таким образом, "чистых", то есть полностью отличающихся друг от друга типов, нет и, как показывает теория, и быть не может. И лишь неполное, одностороннее описание типа приводит на практике к необходимости использования представлений о "смешанных" и "чистых" типах." [2]

 

 Литература:

  1. А. Аугустинавичюте «Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. Раздел 1" //Соционика, ментология и психология личности, 1998, №№ 1 - 6.
  2. Рейнин Г.Р. О смешанных и чистых типах. Соционика, ментология и психология личности", N 3, 2001.
  3. Рейнин Г.Р. Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга, // Реальность и субъект.1998, том 2, N 1, с.110-113.
  4. Отрывок из видео с научного семинара в НИИ Соционики: Психологическое наполнение признаков Аугустинавичюте-Рейнина. Что показал эксперимент (и не только)

 


www.socionics.ru

Признаки Рейнина — Zanoza

Подобно Лох-Несскому чудищу, признаки Рейнина однажды возникли в кухонном разговоре на улице Грибо, где жила Аушра. Так случилось, что произошло это при мне – как раз в январе 1985 года я приезжал в командировку в Вильнюс и, благодаря любезному приглашению Аушры, не куковал в одиночестве в гостинице, а проживал в ее квартире, где, естественно, интенсивно общался с ее гостями. Среди них в те дни оказался Григорий Рейнин. Однажды утром после бессонной, как было видно по его припухшим векам, ночи, за утренним кофе он вертел в руках картонный кубик с нанесенными вблизи вершин знаками восьми соционических функций. И вдруг поделился со всеми присутствующими банальной для него, математика, мыслью: множество, состоящее из 16-ти объектов, можно разделить пополам 15-ю способами – таков неумолимый вывод из самых начал теории множеств (которую даже я, гуманитарий, изучал в девятом классе физматшколы). Итак, 15 способов деления социона, из них четыре уже есть – это дихотомии Юнга. Значит, должны быть еще 11! Это был редчайший случай, когда Аушра пришла в восторг и без обычной для нее иронии воскликнула: «Григорий, ты гений! Эти пятнадцать мы назовем признаками Рейнина». Той же весной я получил бандероль от Аушры, в ней лежала машинописная рукопись под названием «Теория признаков Рейнина», в которой предпринята попытка описать эти 15 дихотомических делений социона с использованием соционических функций. Работы Аушры и прежде не отличались ясностью изложения (что поделаешь, русский, которым она неплохо владела, все-таки был для нее неродным – думала-то она по-литовски). Но сквозь корявый стиль я продирался, зато претензий к логике изложения не было. Работа о признаках Рейнина оказалась первой, где я сразу обнаружил чисто логические провалы. О чем при очередной встрече с дружеской простотой залепил прямо в лоб. У Аушры был крутой характер, могла дать такой отлуп, что следующий раз не знаешь, как возобновить с ней общение. Но на этот мой выпад она отреагировала с вялой покорностью: «Знаю. Это еще совсем сырая работа, в ней полно ошибок. Я написала ее не для того, чтобы окончательно выявить суть каждого признака, а для того, чтобы застолбить их присутствие в соционике. А потом в процессе наблюдения над людьми разных социотипов мы уточним описание и назначение каждого признака». Итак, по признанию Аушры, которая, между прочим, в таких вопросах никогда не лукавила, она сделала беглый набросок плохо изученного явления. Ей важна была не суть каждого признака как такового, а его место в системе объективных параметров, характеризующих социотипы. Если сравнивать с житейской ситуацией, когда мы занимаем места в зрительном зале для компании своих друзей, которые пока не пришли, кладем на каждое кресло газету или билет, или футляр от очков, или зонтик. Понятно, что в каждом кресле в конце концов будут сидеть люди, но пока их нет, первые попавшиеся под руку предметы обозначают занятость данного места. Вот почему, на мой взгляд, появились «уступчивые – упрямые», «предусмотрительные – беспечные», «рассудительные – решительные», «веселые – серьезные»… Специально называю самые, на мой взгляд, сомнительные категории, которые НИКАК не проявляются в невербальном поведении, разговорах, жестах, взоровых реакциях, смехе, гневе. Более того, не всегда даже это антонимы: рассудительный вполне может быть как решительным, так и нерешительным. А чтобы легитимно занимать два полюса одной дихотомии, семантическая полярность строго обязательна: «рассудительному» должен быть противоположен «безрассудный». Согласитесь, это далеко не то же самое, что»решительный». Не буду продолжать критиковать «теорию» признаков Рейнина – это тема специальной работы. Хочу лишь заметить, что Аушра сразу же обозначила свою статью как черновик, требующий серьезной переработки, а Григорий Рейнин сразу же открестился от этого направления соционики, видя свою «вину» только в том, что повертел в руках кубик и вспомнил элемент из теории множеств. Дальше вышло так, что Аушра стала болеть, вернуться к работе с признаками Рейнина ей больше не довелось. Черновик остался неисправленным. Когда же образ создательницы соционики забронзовел, а киевские ученики принялись публиковать все ее наследие (за что им глубокая признательность!), как-то само собой получилось, что недоброкачественный полуфабрикат занял место готового продукта. Грамотные наследники Аушры забыли, а после ее смерти, наверное, не посмели сказать, что эта работа не может считаться пособием для практического применения. Менее грамотные апологеты соционики восприняли «Теорию признаков Рейнина» некритически. И пошла вакханалия фотографирования Лох-Несского чудища. Редкие смельчаки (например, М. и Д. Лытовы) отважились честно заявить: ребята, ошибочка вышла – большинство признаков Рейнина неработоспособны. Просто потому, что не те предметы лежат на стульях – владельцы билетов пока не пришли в зал. Впрочем, немногие здравые голоса заглушаются гвалтом сторонников «признаков Рейнина». В последние годы, как видно из публикаций на соционических сайтах, практическое использование признаков Рейнина вошло в моду. Некоторые соционики уравняли в правах дихотомии базиса Юнга с остальными «незаконнорожденными» признаками и уверяют, что способны успешно типировать, отделяя «чистых» от «нечистых», то бишь «веселых» от «серьёзных». Наиболее фанатичные приверженцы «универсальной отмычки от социотипа» даже отказываются выдавать слушателям своих курсов (непременно платных!) дипломы социоников, если те оттипировали экзаменационного клиента без использования признаков Рейнина. Благо мы соционических «академиев не кончали», дипломов не имеем, нам не стыдно признаться: не делятся социотипы на «позитивных» и «негативных», ерунда это все, обычный брак в работе, не забивайте голову тем, чего нет и не может быть. Правда, призадумаются над этими словами не многие. Ведь если целитель-экстрасенс, водя руками над больным местом, спрашивает: ну, ощущаете тепло? – большинство отвечает утвердительно. Не потому, что реально ощутило тепло, а потому сила авторитета оказывает внушение. А оно порой таково, что увидишь и то, чего нет: даже, прости, Господи, «процесс» начнешь отличать от «результата». Что ж, иллюзии невозможно запрещать, бесполезно с ними также бороться. Если иной исследователь непознанного убежден, что гнался на скутере за Лох-Несской земноводиной и она зыркала на него страшными черепашьими глазами, разубеждать такого энтузиаста бесполезно. Раз он это пережил, значит, лично с ним это было. Но отсюда не следует, что другие, побросав все дела, должны оцепить озеро. Время все расставит по местам. Убежден, что светлая память Аушры ничуть не потускнеет от того, что, отдавая должное ее заслугам, мы не станем приписывать к ним заблуждения, вполне простительные живому, ищущему человеку.

zanoza.socioland.ru

Признаки Рейнина и малые группы: квадры и клубы

В середине 80-ых годов, после открытия модели А создательница соционики А. Аугустинавичюте обнаружила, что некоторые группы ТИМов имеют между собой общие признаки, не связанные напрямую с дихотомиями Юнга. Математик Григорий Рейнин сформулировал формальные правила вывода этих признаков, в результате чего они и получили его имя.

Всего существует 15 признаков Рейнина, причем они условно группируются по порядкам от первого до четвертого. Признаками первого порядка являются дихотомии Юнга, признаки более высоких порядков называются дополнительными (и зачастую когда говорят «признаки Рейнина», имеют в виду только их). Признаки более высоких порядков образуются так: берется то количество признаков первого порядка, которое соответствует порядку, и к ним применяется операция взаимоисключающего ИЛИ (XOR). Иными словами, к первому полюсу нового признака будут отнесены те ТИМы, у которых оба исходных признака относятся к первым полюсам дихотомий, либо наоборот, оба – ко вторым, а смешанные варианты будут отнесены ко второму полюсу нового признака.

Например, возьмем дихотомии логика/этика и интуиция/сенсорика. Признак второго порядка на их основе получил название демократизм/аристократизм, при этом демократизм будет у ТИМов с признаками логик-интуит и этик-сенсорик, тогда как ТИМы с признаками этик-интуит и логик-сенсорик относятся к полюсу аристократизм.

Признаки первого порядка (базис Юнга)

  • Логика/этика
  • Интуиция/сенсорика
  • Экстраверсия/интроверсия
  • Иррациональность/рациональность

Признаки второго порядка

  • Демократизм/аристократизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Беспечность/предусмотрительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признаки третьего порядка

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак четвертого порядка

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Смысловое наполнение признаков было изучено позже экспериментальным путем, в частности, путем наблюдений и опросов представителей ТИМов, относящихся к различным группам и сравнения их ответов. Появление признаков Рейнина значительно расширило возможности типирования, так как появилась возможность выдвинуть или проверить версию ТИМа через дополнительные признаки, если дихотомии базиса Юнга не дают однозначной определенности. Таблицу признаков Рейнина для всех ТИМов и описание их смыслового наполнения можно посмотреть на сайте REININ.RU.

 Следует отметить, что не все соционические школы и направления признают признаки Рейнина. Причин этому несколько:

  1. Неправильное понимание на методологическом уровне, что такое признаки Рейнина вообще (в частности, вместо поиска общих черт у ТИМов начинают, наоборот, искать особенности проявления признака у каждого ТИМа, например, «особенности аристократизма у ЭИЭ-Гамлета», естественно, не находят и в результате объявляют сами признаки не существующими).
  2. Непонимание того, что из математического равноправия признаков не следует равноправия в плане смыслового наполнения, а так же того, что как и базовые дихотомии, признаки у конкретного человека могут иметь разную степень выраженности.
  3. Различия в толковании смыслового наполнения признаков в разных соционических школах.

Кроме того, среди начинающих социоников распространенной ошибкой является буквальное понимание названий признаков, которые на самом деле весьма условны и служат преимущественно для удобства их запоминания.

Также важно отметить, что не все признаки подходят для всех видов типирования. Так, например, признаки правость/левость и тактика/стратегия затруднительно надежно определять по соционической анкете, так как на ответы будет сильно влиять восприятие человеком себя и влияние психософского типа, но вполне можно увидеть при непосредственном наблюдении за человеком. Признак квестимность/деклатимность может быть хорошо виден при живом общении или в мессенджерах (программах текстового общения в реальном времени, например, ICQ, Jabber, Skype), но искажается при заполнении анкеты или типировании по блогу или статье ввиду того, что там сам по себе предполагается деклатимный стиль изложения. А вот признак негативизм/позитивизм в письменном изложении увидеть проще, чем при личном общении.

Кроме признаков Рейнина существуют так же малые группы Рейнина. Каждая разновидность малых групп представляет собой 4 группы, в каждой из которых содержится по четыре ТИМа. Образуются они так: выбирается два признака Рейнина и каждой их возможной комбинации сопоставляется одна из групп данной разновидности. Так же, как и у признаков Рейнина, смысловое наполнение групп изучается экспериментально (или делаются попытки вывести его из наполнения признаков, на основе которых группа сформирована), но на данный момент оно изучено далеко не для всех групп (а для некоторых групп, возможно, его и вовсе не существует).

С практической точки зрения наибольший интерес представляют следующие разновидности малых групп: квадры, клубы (так же называются установками на вид деятельности) и кольца ревизии.

Квадры – это группы ТИМов с одинаковыми аспектами в блоках Эго и СуперИд, то есть с одинаковыми соционическими ценностями. ТИМы из одной квадры обладают наилучшей совместимостью: из-за схожего видения мира общаться оказывается легко и комфортно, очень просто найти общие интересы и темы для разговора. Иногда говорят также и об общих квадральных ценностях во внесоционическом понимании этого слова, но тут следует помнить, что соционика – это учение об информационном метаболизме, а вопрос ценностей лежит в области применения психософии. Формально квадры определяются как комбинации признаков рассудительный/решительный и демократизм/аристократизм.

Рассудительный/ решительный

Аристократизм/ демократизм

Квадра

ТИМы

Рассудительный

Демократизм

Альфа

ИЛЭ, СЭИ, ЭСЭ, ЛИИ

Решительный

Аристократизм

Бета

ЛСИ, ЭИЭ, ИЭИ, СЛЭ

Решительный

Демократизм

Гамма

СЭЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЭСИ

Рассудительный

Аристократизм

Дельта

ЭИИ, ЛСЭ, СЛИ, ИЭЭ

Соционические клубы (так же часто называются «установками на вид деятельности») – малые группы с одинаковыми аспектами в сильных блоках Эго и Ид. Такие группы наилучшим образом подходят для проведения «мозгового штурма» или просто обсуждения для решения какой-то конкретной задачи (если, конечно, она лежит в области сильных функций данного клуба), так как участники группы имеют возможность увидеть ее с самых разных сторон. Формально клуб представляет собой комбинацию признаков «демократизм/аристократизм» и «логика/этика».

Логика/Этика

Интуиция/Сенсорика

Клуб

ТИМы

Логика

Интуиция

Исследователи

ИЛЭ, ЛИИ, ИЛИ, ЛИЭ

Логика

Сенсорика

Управленцы

ЛСИ, СЛЭ, ЛСЭ, СЛИ

Этика

Интуиция

Гуманитарии

ЭИЭ, ИЭИ, ЭИИ, ИЭЭ

Этика

Сенсорика

Социалы

СЭИ, ЭСЭ, СЭЭ, ЭСИ

Ревизные кольца – группы, в каждой из которых один ТИМ является подревизным другого и ревизором третьего, а с четветым находится в отношениях СуперЭго. Несмотря на то, что отношения ревизии могут быть весьма некомфортными, у всех ТИМов ревизного кольца одинаковый тип мышления, что позволяет каждому из его участников так преобразовывать информацию, чтобы донести ее до следующего в понятной ему форме. В результате ревизное кольцо оказывается структурой, хорошо подходящей для совместной долгосрочной работы, которая позволяет использовать в равной мере все четыре соционических аспекты своего ментального кольца. Формально ревизные кольца определяются как комбинация статики/динамики и правости/левости.

Статика/Динамика

Левость/Правость

Тип мышления

ТИМы

Статика

Левость

Голографическое

ЛИИ, СЛЭ, ЭСИ, ИЭЭ

Статика

Правость

Причинно-следственное

ИЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭИИ

Динамика

Левость

Вихревое

ЭСЭ, ИЭИ, ЛИЭ, СЛИ

Динамика

Правость

Диалектико-алгоритмическое

СЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛСЭ

Далее рекомендуем:

Вернуться к введению в соционику

sociomodel.ru

Признаки Рейнина - это... Что такое Признаки Рейнина?

Признаки Рейнина

Признаки Рейнина (в соционике) — 15 ортогональных бинарных признаков типа информационного метаболизма (социотипа) человека, обоснованные российским психологом и математиком Рейниным Григорием Романовичем.

В 1980 г. Аушра Аугустинавичюте и Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при перемножении Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами.

Общее количество социотипов - 16 - диктуется количеством дихотомий - 4. Следовательно, тип однозначно определяется по 4-м ()известным дихотомиям. Стандартно это делается по признакам логика — этика, сенсорика — интуиция, рациональность — иррациональнось и интроверсия — экстраверсия. Однако 4 признака не являются полным набором ортогональных (некореллирующих) признаков, путем математического перемножения 4 известных признаков можно получить еще производных признаков.

Математическое обоснование признаков Рейнина

X*Y X
+
Y + +
+

Из двух ортогональных бинарных признаков X и Y, воспользовавшись соотношением в таблице справа, можно получить бинарный признак X*Y, который является также ортогональным предыдущим двум. Таким образом, продвигаясь от более независимых признаков ко всё более сложным, из имеющихся n независимых дихотомий, мы получаем 2n-1-n производных ортогональных признаков, включая производные от производных. Следовательно, перемножением 4 независимых дихотомии Юнга, можно получить 11 производных признаков.

Дихотомии Юнга

  • Логика/этика
  • Интуиция/сенсорика
  • Экстраверсия/интроверсия
  • Иррациональность/рациональность

Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий

  • Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • беспечность/Предусмотрительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Пояснение. Дихотомии перемножаются так: Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика означает, что демократы — это логики-интуиты (Дон Кихот, Робеспьер, Джек Лондон, Бальзак) и этики-сенсорики (Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер), а аристократы — логики-сенсорики (Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен) и этики-интуиты (Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли). Аналогично перемножаются другие дихотомии.

Признаки, образуемые перемножением трёх Юнговских дихотомий

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Индивидуальные, диадные и квадральные признаки

Признаки, отличающиеся в дуальной паре, называют индивидуальными; признаки, общие для дуальной пары, но отличающиеся между двумя дуальными парами квадры — диадными; признаки, общие для всей квадры — квадральными.

  • Индивидуальные признаки — логика/этика, интуиция/сенсорика, экстраверсия/интроверсия, конструктивизм/эмотивизм, тактика/стратегия, статика/динамика, позитивизм/негативизм, квестимность/деклатимность
  • Диадные признаки — иррациональность/рациональность, уступчивость/упрямство, предусмотрительность/беспечность, процесс/результат
  • Квадральные признаки — демократия/аристократия, веселость/серьезность, рассудительность — решительность

Таблица признаков Рейнина

Базовые дихотомии Юнга Производные признаки Рейнина
+логика –этика +интуиция –сенсорика +экстраверсия –интроверсия +иррациональность –рациональность +демократия –аристократия +уступчивость –упрямство +беспечность –предусмотрительность +конструктивизм –эмотивизм +тактика –стратегия +статика –динамика +позитивизм –негативизм +процесс –результат +веселость –серьезность +рассудительность –решительность +квестимность –деклатимность
ИЛЭ
"Дон Кихот"
+ + + + + + + + + + + + + + +
СЭИ
"Дюма"
- - - + + + + - - - - + + + -
ЭСЭ
"Гюго"
- - + - + - - + + - + - + + -
ЛИИ
"Робеспьер"
+ + - - + - - - - + - - + + +
ЭИЭ
"Гамлет"
- + + - - - + + - - - + + - +
ЛСИ
"Максим Горький"
+ - - - - - + - + + + + + - -
СЛЭ
"Жуков"
+ - + + - + - + - + - - + - -
ИЭИ
"Есенин"
- + - + - + - - + - + - + - +
СЭЭ
"Наполеон"
- - + + + - - - - + + + - - +
ИЛИ
"Бальзак"
+ + - + + - - + + - - + - - -
ЛИЭ
"Джек Лондон"
+ + + - + + + - - - + - - - -
ЭСИ
"Драйзер"
- - - - + + + + + + - - - - +
ЛСЭ
"Штирлиц"
+ - + - - + - - + - - + - + +
ЭИИ
"Достоевский"
- + - - - + - + - + + + - + -
ИЭЭ
"Гексли"
- + + + - - + - + + - - - + -
СЛИ
"Габен"
+ - - + - - + + - - + - - + +
Пояснение: "плюс" в клеточке означает первый вариант признака из колонки, "минус" - второй вариант. Например, Дон Кихот - ИЛЭ "+" - логик, "+" - интуит, "+" - экстраверт, "+" - иррационал. Дюма - СЭИ "-" - этик, "-" - сенсорик, "-" - интроверт, "+" - иррационал.

Аспектное наполнение признаков Рейнина

Каждая пара признаков имеет своё значение и проявление в мотивации и поведении. Далее будет описана каждая пара.

Перед описанием указывается соответствие строения модели А для социотипов, имеющий соответствующий признак, формульное и кратное текстовое. В формульном написании буквами обозначаются аспекты, а цифрами — функции модели А в следующем порядке:

  1. программная (базовая)
  2. творческая
  3. ролевая
  4. болевая
  5. суггестивная (внушаемая)
  6. активационная
  7. наблюдательная
  8. фоновая (демонстративная)

Логика — этика

Сила или слабость рациональных аспектов — логики и этики.

Логики Этики
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Логика в сильных блоках Этика в сильных блоках
БЛ, ЧЛ в 1, 7 или 2, 8 ЧЭ, БЭ в 1, 7 или 2, 8
Способность решать логические задачи, находить и использовать взаимосвязи, поступать рационально, структурное мышление. Способность чувствовать настроение и отношение людей и управлять им.

Интуиция — сенсорика

Сила и слабость иррациональных аспектов — сенсорики или интуиции. Способность работать с конкретной или абстрактной информацией.

Интуиты Сенсорики
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Интуиция в сильных блоках Сенсорика в сильных блоках
ЧИ, БИ в 1, 7 или 2, 8 БС, ЧС в 1, 7 или 2, 8
Абстрактное мышление. Внимание к сути Конкретное мышление. Внимание к деталям. Контроль окружающего пространства.

Экстраверсия — интроверсия

Интерес к внешнему или внутреннему миру.

Экстраверты Интроверты
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Экстравертные аспекты (аспекты тела) в базовой функции. Интровертные аспекты (аспекты поля) в базовой функции.
ЧИ, ЧС, ЧЭ, ЧЛ в 1, 3, 6, 8 БЛ, БЭ, БС, БИ в 1, 3, 6, 8
Интерес в основном к внешнему миру. Приоритет внешнего мира перед отношением к нему. Стремление изменять окружающий мир. Инициативность. Интерес к своему внутреннему миру. Приоритет своего отношения к внешнему миру перед самим миром. Стремление менять самого себя. Приспособляемость.

Иррациональность — рациональность

Ощущение или осмысление. Планирование или экспромт.

Иррационалы Рационалы
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Иррациональные аспекты в базовой и других акцептных функциях. Рациональные аспекты в базовой и других акцептных функциях.
ЧИ, ЧС, БС, БИ в 1, 3, 5, 7 БЛ, БЭ, ЧЭ, ЧЛ в 1, 3, 5, 7
Не стремятся планировать всё заранее. Действуют спонтанно, по ситуации. Работоспособность и настроение сильно меняется. Стремятся продумать предстоящие действия до мелочей, подготавливаются заблаговременно. Избегают неожиданностей. Доводят дело до конца. Стабильная работоспособность.

Демократия — аристократия

Стремление к иерархии или равноправию.

Демократы Аристократы
Сенсорика и этика в одном блоке. Сенсорика и логика в одном блоке.
ЧИ-БЛ, ЧС-БЭ, БС-ЧЭ, БИ-ЧЛ
Квадры α, γ
ЧИ-БЭ, БЛ-ЧС, БС-ЧЛ, ЧЭ-БИ
Квадры β, δ
Сторонники равноправия, руководят через личные отношения. Революционеры. Сторонники четкого распределения ролей и субординации. Консерваторы.

Уступчивость — упрямость

Уступчивые Упрямые
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
БЭ, ЧЛ в 1, 5 или 4, 8 БЛ, ЧЭ в 1, 5 или 4, 8
Пассивная оборона. Оперируют целями. Легко отказываются от целей при нехватке ресурсов. Ресурсы слабо осознаны. Оборона нападением. Легко оперируют ресурсами, подтягивают к желательным целям. Цели слабо осознаны.

Предусмотрительность — Беспечность

Беспечные Предусмотрительные
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
ЧИ, БС в 1, 5 или 4, 8 ЧС, БИ в 1, 5 или 4, 8
Привязаны к комфорту и удобству. Нуждаются в разнообразии, смене ощущений. Открыто проявляют волю, эстетический вкус.

Конструктивизм — эмотивизм

Сочувствие и помощь.

Конструктивисты Эмотивисты
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Логика в контактых функциях. Этика в контактных функциях.
БЛ, ЧЛ в 2, 8 или 3, 5 БЭ, ЧЭ в 2, 8 или 3, 5
Общение строят на взаимопомощи. Стараются помочь делом. Общение строят на сочувствии. Склонны утешать, эмоционально поддерживать.

Тактика — стратегия

Знание как действовать по ситуации или в общем.

Тактики Стратеги
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Сенсорика в контактых функциях. Интуиция в контактных функциях.
ЧС, БС в 2, 8 или 3, 5 ЧИ, БИ в 2, 8 или 3, 5
Знают как действовать в каждой контретной ситуации, не вникая в проблему в целом, и не делая общих выводов. Советы дают по ситуации. Знают как действовать в общем, вырабатывают универсальные способы решения проблем. Могут дать совет на будущее.

Статика — динамика

Мышление процессами или состояниями.

Статики Динамики
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Статические аспекты в ментальном кольце Динамические аспекты в витальном кольце
ЧИ, БЛ, ЧС, БЭ в 1—4 БС, ЧЭ, БИ, ЧЛ в 1—4
Мышление статическими образами, состояниями. Запоминание в основном временными фрагментами, «кадрами». Чувство времени и развития процессов, изменений, движения. Хорошее понимание, что надо делать. Подвижность.

Позитивизм — негативизм

Внимание к наличию или отсутствию.

Позитивисты Негативисты.
Замечают сначала положительные моменты, наличие. О результатах своей работы сообщают недостатки. Замечают сначала отрицательные моменты, отсутствие. О результатах своей работы сообщают достижения. Часто используют «НЕ».

Процесс — результат

Эволюция и инволюция.

Процессуалы (левые) Результатисты (правые)
Взаимный порядок аспектов в кольце: интуиция, логика, сенсорика, этика Взаимный порядок аспектов в кольце: этика, сенсорика, логика, интуиция.
ЧИ→БЛ→ЧС→БЭ→ЧИ
БИ→ЧЛ→БС→ЧЭ→БИ
ЧИ→БЭ→ЧС→БЛ→ЧИ
БИ→ЧЭ→БС→ЧЛ→БИ
В деле важен процесс. В работу погружаются полностью, не любят переключаться и отвлекаться. В деле важен результат. Подводят промежуточные итоги. Могут легко переключаться между несколькими делами.

Весёлость — серьёзность

Эмоции или отношения.

Весёлые Серьёзные
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Этика эмоций в ценностях. Этика отношений в ценностях.
ЧЭ, БЛ в 1, 5 или 2, 6
Квадры α, β
БЭ, ЧЛ в 1, 5 или 2, 6
Квадры γ, δ
Большое значение придают эмоциям, объективным потребностям, любят их обсуждать. Действуют коллективно, вместе. Любят и ненавидят тоже. Обсуждают любовь и ненависть, поступки и действия. Проявляют эмоции сообща.

Рассудительность — решительность

Слово или дело. Удовольствие или воля.

Рассудительные Решительные
Модель А
1 2
4 3
6 5
7 8
Сенсорика ощущений и интуиция возможностей в ценностях. Волевая сенсорика и интуиция времени в ценностях.
БС, ЧИ в 1, 5 или 2, 6
Квадры α, δ
ЧС, БИ в 1, 5 или 2, 6
Квадры β, γ
Ценят хорошие ощущения. Любят обсуждать самочувствие, эстетику, возможности и варианты. Находят объяснения непонятному. Ценят проявление воли, усилий, рациональное использование времени. Обсуждают в основном пути решения проблем, но не сами проблемы.

Квестимность — деклатимность

Вопросы или утверждения.

Квестимы Деклатимы
Наличие негативистского рационального аспекта в блоке ЭГО; Наличие позитивисткого иррационального аспекта в блоке ЭГО Наличие позитивистского рационального аспекта в блоке ЭГО. Наличие негативистского иррационального аспекта в блоке ЭГО
БЛ, БЭ, ЧЛ, ЧЭ с «-»; БС, ЧС, ЧИ, БИ с «+». БЛ, БЭ, ЧЛ, ЧЭ с «+»; БС, ЧС, ЧИ, БИ с «-»
В речи часто вопросительные интонации. Склонность к диалогу. Контроль внимания вопросами. Бегающий взгляд. В речи утвердительные интонации. Склонность к монологу. Контроль внимания взглядом. Взгляд сфокусирован.

Критика признаков Рейнина

Далеко не все соционики признают признаки Рейнина. Критики признаков Рейнина (Д. и М. Лытовы, В. Ермак, С. Кельганкин) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических и математических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике немало их сторонников, несмотря на существенные отличия в их понимании разными школами и недостаточность доказательной базы.

Ссылки

См. также

История статьи

dic.academic.ru

Признаки Рейнина - Психологос

В 1980 г. Аушра Аугустинавичюте и Лариса Кобринская предположили, что помимо четырёх Юнговских дихотомий существует ещё 11 дихотомических признаков, образующихся при перемножении Юнговских дихотомий. Позднее математик Григорий Рейнин подвёл математический базис под данную гипотезу, в связи с чем признаки и получили его имя. Признаки Рейнина в настоящее время используются при соционической диагностике (типировании) некоторыми соционическими школами, в то время как другие школы их не признают (см. ниже).

Признаки, образуемые перемножением двух Юнговских дихотомий

  • Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика
  • Уступчивость/упрямство = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия
  • Предусмотрительность/беспечность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Конструктивизм/эмотивизм = Логика/этика * Иррациональность/рациональность
  • Тактика/стратегия = Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Статика/динамика = Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Пояснение. Дихотомии перемножаются так: Демократия/аристократия = Логика/этика * Интуиция/сенсорика означает, что демократы — это логики-интуиты (Дон Кихот, Робеспьер, Джек Лондон, Бальзак) и этики-сенсорики (Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер), а аристократы — логики-сенсорики (Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен) и этики-интуиты (Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли). Аналогично перемножаются другие дихотомии.

Признаки, образуемые перемножением трёх Юнговских дихотомий

  • Позитивизм/негативизм = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия
  • Процесс/результат = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Иррациональность/рациональность
  • Весёлость/серьёзность = Логика/этика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность
  • Рассудительность/решительность = Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признак, образуемый перемножением четырёх Юнговских дихотомий

  • Квестимность/деклатимность = Логика/этика * Интуиция/сенсорика * Экстраверсия/интроверсия * Иррациональность/рациональность

Признаки, отличающиеся в дуальной паре, называют индивидуальными; признаки, общие для дуальной пары, но отличающиеся между двумя дуальными парами квадры — диадными; признаки, общие для всей квадры — квадральными.

Критика признаков Рейнина

Далеко не все соционики признают признаки Рейнина. Критики признаков Рейнина (В. Ермак, М. и Д. Лытовы) отмечают, что в данной гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых соционических понятий, а также критикуют эмпирические исследования признаков Рейнина за методологическую некорректность. Тем не менее, в соционике пока что больше сторонников, чем противников признаков Рейнина.

www.psychologos.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о