сложности развития проактивности в системе образования – Новости – Стратегический проект «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
iStock
Готова ли система образования сделать человека способным действовать проактивно и самостоятельно? Как она это делает сегодня, с какими проблемами сталкивается и как это лучше делать в будущем? Эти вопросы обсуждали в Томске на пленарной сессии «Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании». Пленарная сессия прошла в рамках симпозиума «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски» и стала частью международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого», который проходил в Томском государственном университете.
Дискуссию открыл заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования, центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин. По его словам, «за разговорами о развитии технологий, связанных с ним вопросах этики, рисков и др. не всегда сохраняется фокус на том, что все это нужно для того, чтобы люди действовали».
Павел Сорокин
В центре внимания стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» — именно низовые инициативы, реальные поступки, поведение людей — школьников, студентов, взрослых.
Что касается образования, то эта система все еще «не до конца учитывает задачу подготовки человека к самостоятельному действию, не учитывает изменения социальной среды — то, что она деструктурируется, уходят в прошлое жесткие структуры, которые жестко регламентировали поведение людей».
Юлия Корешникова, научный сотрудник лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ, представила ту теоретическую рамку развития проактивности человека, которую предлагает команда стратегического проекта.
Юлия Корешникова
«Проактивному действию человека, меняющему среду, могут помогать или мешать не только личностные характеристики, но и условия. Во многом — условия, созданные системой образования. Команда проекта «Россия — страна возможностей» проводила исследование на выборке из 20 тысяч студентов, измерялись их стрессоустойчивость, способность планировать, ориентация на результат и другие показатели, связанные с агентным (проактивным) поведением.
Елена Суханова, директор Института образования Томского госуниверситета, обращает внимание, что о развитии субъектной позиции в образовании говорят давно.
Елена Суханова
«Я 30 лет занималась развивающим обучением, там это тоже центральный вопрос, просто термин «агентность» не использовали. Как вы знаете, развивающее обучение не стало массовым. Но если за 30 лет не решили задачу, как менять среду, которая развивала бы это качество личности, значит, проблема имеет концептуальный характер и сложна в дидактических решениях».
Людмила Федина, заместитель директора по научной работе Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, считает, что нынешняя структура системы образования «не отвечает запросам общества и во многом исчерпала свой ресурс». То, что система не учитывает активности субъектов, вовлеченных в нее, и приводит к тому, что интересные технологии, методики и т.д. не получают массового развития. Зачастую их не поддерживают ни исполнители (педагоги), ни руководители образовательных организаций. В результате эти технологии работают точечно.
Людмила Федина
Людмила Федина представила кейс Тюменского госуниверситета, связанный с индивидуальными образовательными траекториями — благодаря активному участию ректората и преподавателей удалось перестроить модель обучения под потребности студента. Но «студенты оказались глобально не готовы выбирать: сначала им долго объясняли, что в конце первого семестра предлагается выбрать из большого количества элективов. Осознанный выбор сделали единицы». Системная работа коллектива университета на всех уровнях позволила преодолеть эту ситуацию.
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, считает, что «навык делать осознанный выбор должен прививаться не в вузе, где учатся взрослые люди, а с дошкольного детства». Одним из перспективных форматов для развития такого навыка он видит дополнительное образование, в частности, кружковое движение.
Алексей Обухов
Алексей Обухов поделился наблюдениями, сделанными в ходе Международных интеллектуальных игр (они проходили в Якутии): к онлайн-олимпиаде могли присоединиться все желающие. Из двух тысяч школьников, включившихся в игры самостоятельно, по своей инициативе и без внешних стимулов, выпала большая часть — до конца игр продержались 320 человек, и лишь трое полностью завершили свои проекты.
Михаил Гошин, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, дополнил эти наблюдениями данными опроса школьников, которые занимались в кружках и секциях во время пандемии, и их семей.
Михаил Гошин
«В большинстве семей адаптация происходила стихийно, четкие правила были выработаны менее чем в четверти семей, да и там они были взяты извне (предложены системой образования). 30% детей создавали сообщества в сети, были проактивным, но именно они оказались наиболее адаптированы к новой ситуации и увидели в ней условия для развития».
Полная видеозапись круглого стола
Проактивность как soft skill
Такое качество, как проактивность, включили в число soft skills недавно. Согласно определению, проактивность – это умение не поддаваться автоматическим эмоциональным и поведенческим реакциям и нести ответственность за свои действия, не перекладывая её на других людей или внешние обстоятельства. Проактивное поведение – это результат самостоятельного свободного выбора самого человека, осознающего его причины и последствия.
Чтобы лучше понять, что такое проактивность, нужно посмотреть на её противоположность – реактивность. Это привычка полагаться на свои автоматические реакции, занимать позицию жертвы и перекладывать ответственность за свою жизнь на окружающих. Иначе говоря, у реактивного человека низкий уровень самоконтроля, выражающийся в постоянных жалобах, оправданиях, обидах, обвинениях, негативных оценках всего и вся. Настроение и работоспособность реактивного человека зависимы от внешних факторов – погоды, отношений с другими людьми и т. д.
Проактивность же тесно связана с понятиями внутреннего локуса контроля и внутренней мотивации, то есть проактивный человек чётко определяет те сферы жизни, на которые он может влиять (свои мысли и эмоции, своё тело, своё поведение), и те, что вне его власти (другие люди, государственная политика, состояние экономики и т. д.). То есть у проактивного человека ведущая мотивация – внутренняя. Он действует, опираясь на свои потребности, желания, ценности и интересы, стремится получить запланированный им результат и прикладывает к этому необходимые усилия.
Например, если проактивный человек решил сбросить вес, то он подберёт подходящий режим питания и минимизирует влияние факторов, которые могут помешать ему достичь цели. Допустим, будет избегать застолий и походов в кафе быстрого питания, ограничит общение с людьми, которые могут тянуть его назад, быть незаинтересованными в его похудении и т. д. То есть проактивность – качество, направленное на самого человека. Поэтому её не следует путать с инициативностью и предприимчивостью – чертами личности, направленными скорее вовне, нужными в профессиональной и общественной деятельности.
Проактивность можно развивать, меняя привычные модели реагирования и поведения. Для этого нужно:
Мыслить и действовать из позиции субъекта, а не объекта, планируя свою жизнь и предугадывая риски. Если у человека есть избыточный вес, то никто, кроме него, не сможет избавиться от лишних килограммов.
Если человек мало зарабатывает, то он единственный, кто может увеличить его же доход, и т. д.
Расставлять приоритеты и держать цели. Решили худеть – худейте. Это и приоритет, и цель. Не стоит в это время начинать ещё какой-то глобальный личный проект (ремонт в квартире, смену места работы или сферы деятельности), иначе есть опасность распылить энергию и не закончить с успехом ни одно дело.
Опираться на опыт чужих удач. Такие проблемы кто-то явно уже решал. Зачем изобретать велосипед и открывать Америку, если практически любую информацию можно получить бесплатно или купить за разумные деньги (книги, курсы, вебинары и т. д.)?
Бояться и делать. Ошибка – это не провал. Это пища для размышлений и способ избежать подобных промахов в будущем. Лучше сделать неидеально, чем не сделать вообще.
Регулярно задавать себе правильные вопросы «Как мне лучше отреагировать?» и «Что я могу сделать в этой ситуации?» («Чего я могу достичь?», «Что я могу создать?»). Необходимо избегать слов «они», «мы», «вы» и «кто», потому что они затрагивают других людей, а другие люди находятся вне зоны вашего контроля. Главная задача таких вопросов – определить шаги к намеченной цели. А мощная внутренняя мотивация – это та сила, которая подтолкнёт к их совершению.
Проактивность – это способность человеческой психики понимать и поддерживать свои цели, принципы и ценности вне зависимости от заданных обстоятельств, то есть человек всегда может оставаться собой и действовать сообразно своей истинной природе.
Высший пилотаж проактивности – это умение организовывать других людей и преобразовывать среду таким образом, чтобы быстрее и проще решать свои задачи. Однако освоить его по плечу не всем. А вот выработать проактивность, направленную на себя и свою жизнь, по силам каждому.
видов проактивности — Шэрон К. Паркер
Люди могут проявлять инициативу разными способами. Примеры проактивного поведения, которые были исследованы и показали, что они отличаются от более пассивного поведения, включают:
Положительная сторона наличия такого количества концепций заключается в том, что был продемонстрирован широкий спектр проактивного поведения быть важным в различных областях. Недостатком, однако, является то, что мало что известно о том, как различные виды поведения соотносятся друг с другом, или о более общих процессах и предпосылках проактивного поведения. Как заявил Крант (2000: 435), исследование проактивности «не возникло как интегрированный поток исследований» — нет единого определения, теории или меры, лежащей в основе этой работы. Категории проактивности более высокого порядкаДля решения проблемы распространения проактивного поведения (Parker & Collins, 2010) были проведены анализы нескольких проактивных моделей высшего порядка. Они определили три широкие категории проактивного поведения, каждая из которых имеет разные цели воздействия, на которые может быть направлена проактивность:
Можно было бы думать об этом как о «большой тройке» аспектов проактивного поведения, хотя необходимы дальнейшие исследования, прежде чем мы действительно сможем быть настолько категоричными, что их всего три! Подробнее о «большой тройке» проактивного поведения 1. Некоторые люди проявляют инициативу в управлении своей непосредственной рабочей средой — они вносят предложения о том, как команда может работать с людьми, они придумывают новые процедуры для своей работы или берут на себя ответственность за изменения в своей рабочей области. Примеры поведения, связанного с активным изменением внутренней организационной среды, включают:
2. Проактивное стратегическое поведение: Взятие под контроль и внесение изменений в более широкую стратегию организации и ее соответствие внешней среде Некоторые люди проявляют инициативу в своем влиянии на организацию в целом и ее соответствие окружающей среде — они «продают» важные вопросы лидеру, они изучают окружающую среду, чтобы предвидеть новые продукты и услуги, которые организация может представить, или они активно стремятся влиять на стратегию.
Некоторые люди могут быть очень активными в управлении тем, как они «вписываются» в организацию — они активно ищут отзывы о том, как у них дела (вместо того, чтобы ждать, когда им скажут), они участвуют в планировании карьеры со своим менеджером, и они договариваться о должностях, которые лучше всего соответствуют их сильным сторонам. Такое поведение отличается от двух других категорий поведения более высокого порядка, поскольку в нем гораздо больше внимания уделяется изменению себя, а не изменению ситуации.
|
Мотивация проактивного поведения – Шэрон К. Паркер
Активность может быть «рискованной». Это связано с тем, что результат проактивности обычно неизвестен (когда мы пытаемся что-то изменить, результат нельзя принимать как должное). Значит, важно думать о том, как мотивировать активное поведение. Почему кто-то решает, например, рискнуть предложить новый метод работы? Обобщая существующую литературу и теории, Паркер, Биндл и Штраус (2010) предложили модель проактивной мотивации «может сделать, причина, побуждение к действию». Состояние «можно сделать» отображается на теории
сосредоточены на ожиданиях, таких как теория самоэффективности и теория контроля, в
главный вопрос: «Могу ли я это сделать?»; «причина» состояния сопоставляется с
теории, основанные на том, почему люди вовлечены или валентны (например, хочу ли я это сделать? почему
должен ли я действовать?), таких как теории, связанные с самоопределением, потоком,
интерес, целеустремленность. Путь «энергетического для» сопоставляется с теориями аффекта, такими как теория аффекта расширения и построения Фредрикона. Ниже приведена более подробная информация, взятая из работы Parker, Bindl, & Strauss (2010): Мотивация Can Do Мотивация «Могу сделать» включает в себя восприятие самоэффективности («Могу ли я делать это?), контролировать оценки и атрибуции (например, насколько это осуществимо?) и предполагаемая стоимость действия (например, насколько это рискованно?). Опираясь на теорию саморегуляции, ученые предложили
что постановка упреждающей цели, вероятно, потребует обдуманного решения
процесс, в котором человек оценивает вероятные результаты своей
поведения (Моррисон и Фелпс, 1999; Паркер, Уильямс и др., 2006). А
вера в то, что можно добиться успеха в определенной области или
самоэффективность, вероятно, будет особенно важна в проактивной цели
поколение, потому что инициативность влечет за собой достаточно высокий потенциал психологического
риск для личности. Использование личной инициативы и взятие на себя ответственности за
улучшить методы работы, например, изменить ситуацию, что может
часто встречают сопротивление и скептицизм со стороны других. В поддержку этого рассуждения метааналитические исследования показывают
что самоэффективность в поиске работы положительно связана с активным поиском работы
(Канфер и др., 2001). Точно так же суждения о предполагаемой способности идти
помимо предписанных рабочих задач («ролевая самоэффективность»; Паркер,
1998) предсказывают проактивное поведение, такое как предложение улучшений
(Axtell, Holman, Unsworth, Wall, & Waterson, 2000) и проактивная проблема
решение и реализация идеи (Parker, Williams, et al. В дополнение к уверенности в конкретных и релевантных
способности важны, важно полагать, что поведение в
ставка приведет к желаемому результату (Бандура, 1997). Воспринимаемая стоимость поведения также имеет отношение к тому, что можно сделать.
мотивация (Eccles & Wigfield, 2002). Воспринимаемые затраты относятся к отрицательным
аспекты вовлечения в задачу, такие как страх неудачи (или успеха) и
потеряли возможность сосредоточиться на этом действии, а не на другом. Аспинуолл
(2005) предположили, что люди не будут активно копинговать, если они
воспринимают прилагаемые усилия как слишком затратные с точки зрения времени, денег, энергии или
другие ресурсы относительно выгоды, которую они могут обеспечить. Канфер и Аккерман
(1989) утверждал, что стремление к цели, например, не сбиться с пути, требует
ресурсы внимания конечны. Можно было бы ожидать, что воспринимаемые затраты на упреждающие
действие будет зависеть от объема предполагаемого будущего результата (например,
количество вовлеченных людей) и является ли основной целью изменений самость
или ситуация. Учитывая Таблицу 1, для проактивных целей в левом верхнем углу
угол, который включает в себя изменение себя, чтобы лучше соответствовать своему
окружающей среде предполагаемые затраты, вероятно, будут вращаться вокруг ориентированного на себя
опасения, такие как угроза собственному эго совершения ошибок. Например,
мотивы людей защищать или укреплять свое эго и избегать угроз своей
изображение влияет на степень и характер проактивного поиска обратной связи (Эшфорд,
Блатт и Вандевалле, 2003 г. Причина мотивации Хотя теории могут сделать важны, эти теории действительно
не иметь дело с тем, почему люди выбирают или упорствуют в конкретных проактивных
цели. Например, люди могут чувствовать себя способными улучшить методы работы, но не имеют
веская причина сделать это. Поэтому люди должны хотеть быть активными
или увидеть ценность, связанную с активным изменением конкретной цели.
Когда цели навязываются или предписываются через какое-то внешнее регулирование,
уже причина для осуществления цели — она ожидаема или необходима. Для
самостоятельные цели, однако причина для элемента не может быть принята за
предоставленный. Причина мотивации хорошо известна в существующей теории, такие как концепция суждений о полезности в теории ожидания (Врум, 1964). Суждения о полезности, или насколько хорошо задача связана с текущими и будущими целями, такими как как карьерные цели, побуждают людей к достижению цели и их решимости достичь цели (Eccles et al., 1983). Мы признаем роль полезности суждения в управлении проактивными процессами в нашей модели, но мы также выходим за рамки эту теорию и выявить дополнительные причины путей. Мы рисуем на теории самоопределения (Deci & Ryan, 2000), потому что, по определению, проактивное поведение является автономным (самостоятельным), а не внешним регулируется непредвиденными обстоятельствами вне человека. Как теория самоопределения предполагает, что различные типы автономной мотивации могут способствовать проактивной цели. процессы, которые мы рассмотрим далее. Во-первых, люди будут чаще устанавливать и стремиться
для проактивных целей, когда они находят свои задачи приятными, внутренне
интересно, или источник потока. Люди также преследуют проактивные цели, даже если они
не особенно приятным или внутренне мотивирующим. Самоопределение
Теория предлагает процесс интернализации или интеграции, в котором
индивидуум «принимает» значение, случайность или регулирование (интернализация) или
трансформирует это регулирование в свое собственное, так что оно впоследствии исходит
от себя (интеграция). Наиболее автономная форма внешней мотивации
представляет собой комплексное регулирование, при котором «у людей возникает полное ощущение того, что поведение
является неотъемлемой частью того, кто они есть, что исходит из их самоощущения
и, таким образом, самоопределяется» (Gagné & Deci, 2005: 335). Таким образом, секунда
Причина для постановки проактивных целей и стремления к ним заключается в достижении важных жизненных целей. Упреждающие цели связаны не только с текущими идентичностями
но также может быть мотивирована ориентированной на будущее идентичностью. Штраус, Гриффин и др.
Паркер (2009) определил понятие «будущее рабочее Я», воображаемое,
ожидаемая будущая идентичность, которая отражает надежды и стремления человека
по отношению к его или ее карьере. Как и другие возможные будущее и прошлое
идентичности, будущие рабочие «я» служат эталоном, по которому настоящие
себя можно сравнить (Carver & Scheier, 1998) и составить «мотивационное
ресурсы, которые люди могут использовать для контроля и управления своими собственными
действия» (Ойсерман и Маркус, 19 лет).90: 122). Штраус и др. показал, что будущее
самостоятельная работа, связанная с карьерой отдельных лиц, мотивированная более активной
поведение, ориентированное на карьеру. Еще одной автономной формой мотивации является «выявленная
регулирование», в котором человек сознательно оценивает поведенческую цель или
регулирование таким образом, что действие принимается или признается как лично важное.
Выявленное регулирование аналогично суждению о полезности в теории ожидания.
а также к инструментальному мотиву в литературе по поиску обратной связи
(Эшфорд и др., 2003). Таким образом, третья причина, по которой люди будут преследовать
проактивные цели, потому что они признают, что изменение к предполагаемому
будущий результат важен для них самих и/или для других. Например,
больше, чем человек понимает, что обратная связь будет диагностически полезной
достижения своих целей, тем больше он или она занимается поиском обратной связи
(Эшфорд и др., 2003). В качестве еще одного примера медсестра может определить способ
помочь ускорить выписку больного не потому, что это доставляет удовольствие
(внутренняя мотивация) и не потому, что это имеет основополагающее значение для его или ее личности
в качестве опекуна (интегрированная мотивация), а потому, что он или она признает важность
потока пациентов для эффективного функционирования больницы (выявлено
мотивация). Примечательно, что помимо того, что медсестра понимает
важности цели, он или она должны взять на себя личную ответственность за
цель. Однако недостаточно полагать, что упреждающие действия важны,
затем считать, что это действие — «чья-то чужая работа». Относится к этому
перспективой является концепция гибкой ролевой ориентации (Parker et al., 1997),
в котором люди сообщают о своей собственности и чувствуют ответственность за проблемы и
цели, выходящие за рамки их непосредственных задач. Паркер и Оли (2008) предположили, что
гибкую ролевую ориентацию можно рассматривать как показатель процесса
интернализация, при которой люди «принимают» внешние ценности и регулирующие
структуры. Люди с гибкими ролевыми ориентациями определяют свою роль
широко и, таким образом, испытывают чувство ответственности за более широкие цели, выходящие за рамки
выполнение своих основных задач. Данные свидетельствуют о том, что люди с гибкой ролью
ориентации действительно более склонны к активному рабочему поведению
(Паркер, Уильямс и др. Автономная мотивация, включая внутреннюю, интегрированную и
выявленных формах, таким образом дает основания для проведения изменений для достижения
другое будущее. Что касается того, какая мотивационная форма является наиболее мощной, Кестнер и
Лосье (2002) показал, что внутренняя мотивация приводит к повышению производительности.
когда задачи были интересными, но эта автономная внешняя мотивация
(идентифицированные или интегрированные) давали лучшую производительность, когда задачи не
были так интересны, но важны и требовали дисциплины или решимости, как
вероятно, будет иметь место для много проактивного стремления к цели. Как мы обсудим позже,
это может быть более чем одна «причина» или несколько форм мотивации,
обеспечивает гибкую мотивационную базу, достаточную для стимулирования проактивных целей и
чтобы увидеть их насквозь. Под напряжением Мотивация В дополнение к «холодным» мотивационным состояниям can do и причина, «горячие» мотивационные состояния, связанные с аффектом, могут воздействовать на проактивные поведение. Основной аффект относится к мгновенным, элементарным чувствам, которые сочетаются как валентность, так и активация (Russell, 2003). Позже, когда мы будем говорить о дистальных антецеденты, мы рассматриваем, как аффект может влиять на проактивность косвенно, через может сделать и причину государств. Здесь мы сосредоточимся на более прямых механизмах какой положительный эффект может повлиять на установку и стремление к активной цели. Сео, Фельдман Барретт и Бартунек (2004; Сео, Бартунек,
& Feldman Barrett, 2009) теоретизировали и нашли эмпирическое подтверждение
теории, что положительный основной аффект активирует тенденцию действия приближения, и
другие показали, что положительный аффект расширяет сиюминутное
репертуар действия-мысли (Fredrickson, 1998; Isen, 1999). Далее было предложено (Bindl & Parker, в печати)
что активированный положительный аффект, такой как чувство энтузиазма, более важен
для стимуляции проактивного действия, чем инактивированный положительный аффект, такой как
чувствуя себя довольным. Высокая степень активации увеличивает количество усилий
вводить в действие, увеличивая опыт энергии (Brehm, 1999). |