RP_Professionalnaya_etika — Стр 2
горизм киников. Этическое учение Платона. Аристотелевское учение о добродетелях. «Никомахова этика»: создание этики как специфической отрасли философского знания. Единство этики и политики. Эвдемонизм Эпикура и нравственный ригоризм стоиков: сравнительный анализ.
Мораль иудаизма и христианства: общее и особенное. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Августин Аврелий о свободной воле и предопределении. Фома Аквинский: свобода как ценность.
Своеобразие принципов и норм мусульманской этики. Гуманистическая этика Возрождения. Лоренцо Валла: попытка
синтеза эпикуреизма и христианства. Духовно-нравственный кризис позднего Возрождения (Н. Макиавелли).
Человеческая рациональность как основа нравственности в этической рефлексии Нового времени. Этика Б. Спинозы. Особенности нравственных воззрений мыслителей эпохи Просвещения. Концепция нравственного преобразования «природного индивида и эгоиста» в «разумного эгоиста».
Этика долга и концепция взаимодополнительности морали и права в философии И. Канта. Г.-В.-Ф. Гегель: преодоление морали, реализация нравственности в системе общественных отношений и государстве. Этический принцип любви в антропологии Л. Фейербаха.
Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике ХIХ в. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля.
Социально-исторический анализ нравственности и гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике.
Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм). Феномен «бегства от свободы».
Этический релятивизм прагматизма и теория справедливости Дж. Ролса. Постмодернизм как крайняя форма антинормативистской критики морали. Герменевтический вариант современной этики: Ю. Хабермас.
Этика в России ХIХ–ХХ вв.: своеобразие, основные идеи и представители. Материалистическое понимание нравственности: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, П. А. Кропоткин. Этика ненасилия Л. Н. Толстого. Нравственная философия всеединства и трактовка В. С. Соловьевым соотношения права и нравственности.
Проблемы этики в трудах советских и постсоветских философов.
11
Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности
Особенности этических категорий. Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей, как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей.
Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели.
Многоаспектность и цельность свободы. Нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты.
Нравственная справедливость как основа социально-экономиче- ской и правовой справедливости. Правовые аспекты справедливости.
Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд и совесть.
Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации.
Смысл жизни как нравственная ценность.
Тема 4. Актуальные проблемы этики и право
Прикладная этика: предпосылки формирования и особенности. Прикладные проблемы современной этики права. Права человека как категория этики права.
Нравственно-правовые аспекты проблем биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологии и др. Нравственно-право- вая проблема генетического контроля и мера его допустимости. Наказание, его соразмерность преступлению.
Смертная казнь как нравственно-правовая проблема. Этические аргументы против смертной казни.
Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.
Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения. Нравственно-правовая оценка информационных войн и террора.
Тема 5. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики
Понятие профессионализма. Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к осо-
12
бенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.
Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.
Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; определение соответствия интересов профессиональных групп населения интересам всего общества; участие в согласовании интересов общества и личности; теоретическое обеспечение реализации подлинных моральных ценностей и принципов в профессиональные отношения применительно ко всем сферам общества.
Роль профессиональной этики в повышении позитивного имиджа профессии.
Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Общий нравственнофилософский фундамент всех видов профессиональной этики.
РАЗДЕЛ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА
Тема 6. Основные особенности и разновидности юридической этики
Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи моральных и правовых норм. Содержание и структура профессиональной этики юриста.
Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.
Моральное сознание как регулятор профессионального поведения и взаимоотношений. Единство и различие нравственного и правового сознания. Приоритетный характер моральных стандартов.
Общие требования и принципы юридической этики. Принципы гуманизма и оптимизма. Гуманизация правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности.
Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с
13
правонарушениями и преступностью. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы.
Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права.
Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Профессиональная честь — моральная основа оценки заслуг сотрудника правоохранительных органов, сплоченности служебного коллектива. Содержание и особенности профессиональной чести сотрудников правоохранительных органов. Понятие «честь мундира».
Независимость как принцип юридической этики. Трактовка понятия «независимость» в общей теории морали и в профессиональной этике. Соблюдение норм профессиональной этики и соблюдение принципа независимости как способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.
Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Родина как моральное, социально-историческое и политико-правовое явление. Особенности патриотизма в условиях российского многонационального государства.
Тема 7. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности
Нравственное содержание конституционных норм о правосудии
иправоохранительной деятельности. Нравственные основы междуна- родно-правовых норм о правах человека. Всеобщая декларация прав человека о требованиях к организации правосудия и их нравственная сущность. Международный пакт о гражданских и политических правах о процессуальных гарантиях личности; его нравственная направленность
игуманитарный смысл.
Конституция Российской Федерации — развернутая система норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, содержащие правовые и нравственные ценности.
Соотношение законности и нравственности.
14
Приоритет защиты личности в уголовном законодательстве. Справедливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее
обеспечении.
Тема 8. Нравственные основы следственных действий, осуществления правосудия, деятельности прокурора, нотариуса и юриста фирмы
Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.
Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этическая экспертиза практики применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Нравственные основы взаимодействия следователя с гражданами.
Нравственные основы осуществления правосудия. Основные требования к представителям судебной власти. Кодекс судейской этики.
Нравственные основы деятельности прокурорского работника: стремление к справедливости, личное достоинство, независимость, беспристрастность, гласность и т. п. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.
Основные особенности и нравственные принципы деятельности нотариуса.
Основные особенности и нравственные основы деятельности юриста фирмы. Юрист в организации: этическая экспертиза проблем и пути их решения.
Тема 9. Нравственные основания и принципы деятельности адвоката и адвокатуры
Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики. Значение нравственности и этики в деятельности адвоката.
Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др.
15
Нравственные аспекты адвокатской тайны. Нравственный выбор адвоката при решении вопроса об отказе от поручения.
Нравственные основы содержания и специфика способов ведения дел адвокатом: подготовка к судебному разбирательству; участие
всуде первой инстанции (представление доказательств, исследование доказательств) и т. п.
Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности.
Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката
вотстаивании справедливости.
3.3. Лекции
РАЗДЕЛ I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 1. Предмет этики и проблема соотношения нравственности и права (2 часа)
План:
1.Этика как практическая философия и наука о нравственности.
2.Нравственность и мораль: общее и особенное.
3.Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического
знания.
4.Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества.
5.Проблема соотношения нравственности и права.
Задания для подготовки к лекции:
1.Обратиться к первоисточникам:
—Аристотель. Никомахова этика // Сочинения : в 4 т. Т. 4. М., 1984.
—Соловьев В. С. Право и нравственность. Минск ; М., 2001.
2.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4. Продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и ее связи с профессией юриста.
16
Тема 2. История этических учений (4 часа)
План:
1.Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характери-
стика.
2.Нравственная философия древних греков и римлян: основные учения и их взаимосвязь.
3.Общечеловеческое значение принципа любви в христиан-
стве.
4.Гуманистическая этика Возрождения и этическая рефлексия Нового времени.
5.Этика долга, категорический императив и взаимодополнительность морали и права в философии И. Канта.
6.«Религия любви» в антропологии Л. Фейербаха и гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике.
7.Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора
8.Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм).
9.Этика в России ХIХ–ХХ вв.
Задания для подготовки к лекции:
1.Обратиться к первоисточникам:
—Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Сочинения на немецком и русском языках. М., 1997. Раздел 3.
—Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Благоговение перед жизнью. М., 1992.
2.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4.Продумать вопросы лектору, касающиеся наиболее значимых моментов истории этики в связи с профессией юриста.
Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности (2 часа)
План:
1.Особенности этических категорий и нравственных ценностей
всвете идеала.
17
2.Проблема добра и зла: история и современность. Добро как цель и средство. Понятие добродетели.
3.Соотношение понятий свободы и нравственности. Свобода и ответственность.
4.Нравственная справедливость как основа социально-эконо- мической и правовой справедливости.
5.Долг, совесть, честь, достоинство в контексте приоритетных ценностей в современной России.
Задания для подготовки к лекции:
1.Обратиться к первоисточникам, рекомендованным к лекциям по темам № 1 и 2.
2.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4.Продумать вопросы лектору, касающиеся основных категорий
иморальных ценностей в их связи с профессией юриста.
Тема 4. Актуальные проблемы этики и право (2 часа)
План:
1.Прикладная этика: факторы формирования и особенности.
2.Биоэтика: история и современность.
3.Моральное содержание права как предмет этики права.
4.Этическая интерпретация актуальных правовых проблем.
5.Нравственно-правовые аспекты проблем насилия, смертной казни, эвтаназии, клонирования, трансплантологии и др.
Задания для подготовки к лекции:
1.Обратиться к первоисточникам:
—Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. М., 1980.
—Хабермас Ю. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? // Будущее человеческой природы. М., 2002.
2.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4.Продумать вопросы лектору, касающиеся проблемы единства нравственных и правовых проблем.
18
Тема 5. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали.
Виды профессиональной этики (2 часа)
План:
1.Профессиональная этика как раздел этики в целом, ее особенности и предмет.
2.Профессионализм. Основные понятия и принципы профессиональной этики.
3.Основные виды профессиональной этики. Этика науки.
Задание для подготовки к лекции:
1.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
2.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
3.Продумать вопросы лектору, касающиеся соотношения профессиональной этики и философии морали.
РАЗДЕЛ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА
Тема 6. Основные особенности и разновидности юридической этики (2 часа)
План:
1.Юридическая этика, ее особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста.
2.Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности.
3.Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности.
4.Справедливость как нравственный смысл норм и принципов
права.
5.Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
Задания для подготовки к лекции:
1. Обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу курса.
19
2.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4.Продумать вопросы лектору, касающиеся профессиональной этики юриста.
Тема 7. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности (2 часа)
План:
1.Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности.
2.Нравственные основы и содержание международных правовых норм о правах человека.
3.Конституционные нормы о правосудии и правоохранительной деятельности.
4.Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ.
Задания для подготовки к лекции:
1.Обратиться к правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса.
2.Прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса.
3.Ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме.
4.Продумать вопросы лектору, касающиеся нравственной сущности законодательства и правоохранительной деятельности.
Тема 8. Нравственные основы следственных действий, осуществления правосудия, деятельности прокурора, нотариуса и юриста фирмы (2 часа)
План:
1.Нравственные требования при производстве основных следственных действий.
2.Этика проведения допроса и очной ставки. Этические аспекты применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого и основы взаимодействия с гражданами.
3.Нравственные требования к представителям судебной власти. Кодекс судейской этики.
20
Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности
Особенности этических категорий. Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей, как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей.
Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели.
Многоаспектность и цельность свободы. Нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты.
Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. Правовые аспекты справедливости.
Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд и совесть.
Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации.
Смысл жизни как нравственная ценность.
Тема 4. Актуальные проблемы этики и право
Прикладная этика: предпосылки формирования и особенности. Прикладные проблемы современной этики права. Права человека как категория этики права.
Нравственно-правовые аспекты проблем биоэтики, эвтаназии, клонирования, трансплантологии, экологии и др. Нравственно-правовая проблема генетического контроля и мера его допустимости. Наказание, его соразмерность преступлению.
Смертная казнь как нравственно-правовая проблема. Этические аргументы против смертной казни.
Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.
Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения. Нравственно-правовая оценка информационных войн и террора.Тема 5. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики
Понятие профессионализма. Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.
Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.
Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; определение соответствия интересов профессиональных групп населения интересам всего общества; участие в согласовании интересов общества и личности; теоретическое обеспечение реализации подлинных моральных ценностей и принципов в профессиональные отношения применительно ко всем сферам общества.
Роль профессиональной этики в повышении позитивного имиджа профессии.
Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Общий нравственнофилософский фундамент всех видов профессиональной этики.
Влияние моральных ценностей на продвижение науки – Опыт и проблемы науки и этики
Хассан Зохур
Наука рассматривается как отрасль знаний или исследование, имеющее дело с совокупностью фактов или истин, систематически организованных и демонстрирующих Действие общих законов. Его также можно определить как включающее систематические знания о физическом или материальном мире; систематизированные знания в целом; знание фактов и принципов; и знания, полученные систематическим изучением.
В этике науки ни во что не следует верить с большей убежденностью, чем того требуют факты. Сама этика имеет дело с ценностями, относящимися к человеческому поведению, в отношении правильности и неправильности определенных действий, а также хороших и плохих мотивов и целей таких действий. Хотя правильность включает в себя правильность или точность, уместность или пригодность, она также подразумевает моральную честность, которая требует здравости и приверженности моральным принципам и характеру. Точно так же добро может быть описано как состояние или качество хорошего, доброжелательного чувства, доброты, щедрости, превосходства качества, добродетели и морального совершенства.
Развитие науки наряду с ростом нравственных ценностей необходимо для развития человека. Этика требует сообщать достоверные результаты, а не утаивать соответствующую информацию. То есть от ученых ожидают честности. Еще одним этическим требованием со стороны ученых является надлежащее обращение с живыми субъектами, как людьми, так и животными. Это требует механизмов контроля и уравновешивания для обеспечения того, чтобы здоровье и безопасность таких субъектов не подвергались опасности ни в исследовательских лабораториях, ни в их естественной среде. Жажда славы или признания, эгоизм, жадность, предрассудки, снобизм, расизм и политические соображения часто приводили к безнравственности в области науки.
Результаты исследований показывают, что если наука принимает во внимание этические ценности, то жизни людей и других существ не угрожают разрушительные агенты, такие как атомные бомбы и химическое оружие. Должны быть приняты меры, чтобы избежать использования науки против людей. Этого можно достичь путем популяризации моральных ценностей ученых.
Большое количество ученых служило человечеству главным образом благодаря своей вере в этические ценности. Такие ученые спасли жизни бесчисленному количеству людей, животных и растений. Они разработали оригинальные методы защиты окружающей среды. Напротив, некоторые научные открытия привели к уничтожению миллионов людей и животных, а также окружающей среды. Наука может быть продуктивной или контрпродуктивной. Следовательно, все страны должны разработать соответствующие кодексы и механизмы контроля, чтобы направить научную деятельность на их этический путь.
Научные достижения отражают достоинство человека и его уникальную роль в мире. В далеком прошлом время от времени происходили критические научные открытия, оказавшие глубокое влияние на развитие человеческого общества. Сейчас такие открытия делаются чаще. За последние несколько десятилетий люди добились больших успехов в понимании физической реальности, чем за всю предыдущую историю Земли. Очевидно, что развитие науки никогда не прекращается. Замечательно учитывать нынешние знания человека о строительных блоках физической реальности. Хотя почти все горы и реки названы, океанское дно нанесено на карту до самых глубоких впадин, а атмосфера рассечена и проанализирована химически, нам не следует думать, что мир полностью исследован.
Несмотря на то, что было обнаружено и идентифицировано около 1,4 миллиона видов организмов, общее число живых организмов на Земле оценивается где-то между 10 и 100 миллионами. 1 Никто не может с уверенностью сказать, какая из этих цифр ближе. Хотя ученые дали тысячам видов научные названия, менее десяти процентов изучено на более глубоком уровне, чем общая анатомия. Революция в молекулярной биологии и медицине была совершена еще меньшей долей открытий. Появление новых технологий и щедрое финансирование медицинских исследований помогли биологам провести глубокие исследования на узком участке фронта. Настало время задуматься об изучении биоразнообразия, поскольку виды исчезают со все возрастающей скоростью в результате деятельности человека. По оценкам, к 2020 году одна пятая или более видов растений и животных могут исчезнуть или быть обречены на раннее вымирание, если не будут предприняты более эффективные усилия для их спасения.
НАУКА И ЦЕННОСТИ
Большинство ученых считают, что одной из основных характеристик науки является то, что она имеет дело с фактами, а не с ценностями. Наука объективна, а ценности нет. Некоторые ученые считают себя работающими в привилегированной области определенных знаний. Подобные взгляды на науку тесно связаны и в публичной сфере с авторитетом ученых. Однако в последнее время некоторые ученые бросили вызов понятию науки как свободной от ценностей и тем самым подняли вопрос об авторитете науки и ее методов.
Однако неправильно считать науку бесценной или объективной. На практике наука включает в себя культурные ценности. Ценности, в свою очередь, могут быть объективными, когда они основаны на общепринятых принципах. Ученые сильно ненавидят мошенничество, ошибки и лженауку, в то время как они ценят надежность, проверяемость, точность, точность, общность и простоту концепций. Занятие наукой как деятельностью само по себе является неявным подтверждением ценности развития знаний о материальном мире. Всякий раз, когда наука финансируется государством, ценность научного знания вполне может рассматриваться в контексте ценности других социальных проектов.
Среди ценных вещей, которые способствуют конечной цели знания, есть методы оценки заявлений о знании. К ним относятся контролируемое наблюдение, подтверждение прогнозов, повторяемость и статистический анализ. Такие значения обычно выводятся из нашего исследовательского опыта. Люди склонны обесценивать результаты любого препарата, который не основан на экспериментальном дизайне. Сегодня методы оценки и институциональные формы необходимы для обучения науке как процессу. 2
К сожалению, в науке не всегда соблюдаются социальные ценности или исследовательская этика, но они остаются важными. В идеале наука — это «есть», а этика — «должно». Тем не менее, несоответствие между идеалом и реальностью просто создает проблемы для создания способа достижения этих ценных целей с помощью системы сдержек и противовесов. Кодексы для рассмотрения предложений об исследованиях на людях, для мониторинга использования и ухода за лабораторными животными или для расследования и наказания за мошенничество представляют собой усилия по защите более широких социальных ценностей в науке. Темы и использование результатов исследований и методов или практики науки также являются областью этических интересов и социальных ценностей. В исследованиях оружия, в исследованиях лучших методов ведения сельского хозяйства, направленных на облегчение голода, или в недорогих формах использования солнечной или ветровой энергии в бедных сельских районах исследователи являются этическими агентами, ответственными за последствия своих действий.
Люди выражают ценности своей культуры и жизни, когда занимаются научной деятельностью. Вот почему в странах, где женщины или меньшинства, например, в значительной степени исключены из профессиональной деятельности, они, как правило, исключены и из науки. Там, где они участвовали в науке, их часто не упоминали в более поздних историях. Также хорошо известен тот факт, что выводы науки во многих случаях были сильно предвзятыми, отражая ценности ее практиков. Например, представления об эволюции человека конца девятнадцатого века, разработанные европейцами, утверждали, что черепа и осанка европейских рас были более развиты, чем у «негров». 3
Ученые должны интегрировать научные ценности с другими этическими и социальными ценностями. Очевидно, что наука может помочь выявить непредвиденные последствия или причинно-следственные связи там, где важны этические ценности или принципы. Кроме того, люди нуждаются в надежных знаниях для принятия обоснованных решений. Ученые могут сформулировать, где, как и в какой степени существует риск. Но для оценки приемлемости риска требуются другие значения. Таким образом, сообщение о характере риска неспециалистам, участвующим в принятии решений, может стать важным элементом науки. 4
Там, где ожидается, что ученые или группы технических экспертов решат проблему приемлемости риска, науке придается значение, выходящее за рамки ее должного объема. Однако научные знания и новые технологии могут породить новые этические или социальные проблемы, основанные на ранее существовавших ценностях. Наука может создавать новые ситуации, требующие от нас применения старых ценностей совершенно новыми способами. Показательным примером является осознание того, что научные исследования параллельны новым опасениям по поводу этики и ценностей в решениях объединить инициативу по геному человека с финансированием исследований гуманистических последствий проекта. Таким образом, наука и техника могут создавать новые проблемы, связанные с ценностями, которые они не могут решить. Тем не менее, эти последствия являются частью полного рассмотрения науки и ее контекста в обществе.
ВЫВОДЫ
Существуют определенные моральные ценности, такие как забота о людях, сочувствие и доброта, которые важны для определения приоритетов исследований в науке и определения целей науки. Необходимо включить эти гуманитарные ценности в сферу науки и техники, сохраняя при этом и укрепляя неотъемлемые ценности науки. В стремлении к научно-техническому развитию нельзя пренебрегать этическими ценностями. Гуманитарные ценности морального воспитания могут дополнять внутренние ценности науки, такие как объективность, рациональность, практичность, честность и точность. Проблема этики и морали волнует все человечество. В то время как человечество может согласиться с общими моральными принципами, содержащимися в религиях и нравственном воспитании, могут возникнуть разногласия, когда мы имеем дело с конкретными вопросами и проблемами, из-за различий в структурах наших моральных систем, а также в приоритетах и конкретных потребностях наших соответствующих культур.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Я хотел бы выразить особую благодарность г-ну Махмуду Алимохаммади, который внес свой вклад в разработку содержания и стиля этой статьи.
Сноски
- 1
Уилсон, Эдвард О. «Построение этики». Журнал Defenders , весна 1993 г.
- 2
Ценности и этика и учебная программа по науке и технике: Справочник . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Главное региональное отделение в Азии и Тихоокеанском регионе, Бангкок: 1991.
- 3
Гулд С. Дж. Неправильное измерение человека. В.В. Нортон, Нью-Йорк: 1981.
- 4
Пересечение границы , Диалог между цивилизациями. Объединенная национальная конференция. Школа международных отношений, Университет Сетон Холл, Саут-Ориндж, Нью-Джерси: 2001.
Этическое поведение и моральные ценности в повседневной жизни — PHI220 Этика и общество
Этическое поведение и моральные ценности в повседневной жизни
«Этика в правоохранительных органах», Стив Маккартни и Рик Пэрент https://opentextbc.ca/ethicsinlawenforcement/
Важность этичного поведения
Для граждан нравственность и честность являются важными характеристиками, которые необходимо продемонстрировать. Мы инстинктивно знаем, что хорошо быть нравственным и действовать честно, но, придя к пониманию причин нравственности и честности, мы будем мотивированы отстаивать такое поведение.
Среди причин быть нравственным и целостным можно назвать:- Сделать общество лучше. Когда мы делаем общество лучше, мы получаем вознаграждение за то, что делаем лучше свою жизнь, жизнь наших семей и друзей. Без нравственного поведения общество было бы жалким местом.
- Относитесь ко всем одинаково. Равенство является краеугольным камнем большинства западных демократий, где всем людям предоставлены одинаковые права. Это невозможно без нравственного поведения большинства граждан.
- Обеспечьте значимую занятость. Часто работодатели рассматривают поведение человека в прошлом как предсказатель поведения в будущем. Кому-то, у кого есть история аморального поведения, будет трудно найти работу на значимой работе, так как этому человеку нельзя доверять.
- Успех в бизнесе. Если вы заняты на работе, в которой вы должны полагаться на других, ваше моральное поведение будет определять степень благосклонности, которую вы получаете от других. К предприятиям с пестрой моральной историей обычно относятся с осторожностью, и они вряд ли привлекут новых клиентов из уст в уста и, следовательно, вряд ли будут процветать. Это особенно актуально, когда социальные сети делают отзывы клиентов легкодоступными.
- Уменьшить стресс. Когда мы принимаем аморальные решения, мы, как правило, чувствуем себя некомфортно и беспокоимся о наших решениях. Принятие правильного морального решения или принципиальная точка зрения на проблему снижает уровень стресса.
В конечном счете, этика важна не для того, чтобы «мы могли понять» с философской точки зрения, а для того, чтобы мы могли «улучшить то, как мы живем» (Lafollette, 2007). Будучи нравственными, мы обогащаем свою жизнь и жизнь окружающих нас людей. Особенно важно вести нравственный образ жизни, когда мы молоды, поскольку полезно применять и практиковать эти концепции, прежде чем сталкиваться с более сложными проблемами. Лафоллет (2007) теоретизирует, что этика подобна почти всему остальному, в чем мы стремимся преуспеть; это требует практики и усилий. Практика и усилия по принятию моральных решений на протяжении всей жизни принесут дивиденды, когда мы столкнемся с серьезными моральными дилеммами. Кроме того, понимание «…исторических, политических, экономических, социологических и психологических представлений…» (Лафоллет, 2007, стр. 7) позволяет нам, как лицам, принимающим решения, принимать более обоснованные решения, которые, вероятно, приведут к моральным решениям. В общем, практика нравственности позволяет нам работать над этими навыками, поэтому, когда мы сталкиваемся с реальными ситуациями, которые влияют на других, мы готовы
Lafollette (2007) также подчеркивает необходимость понимания и развития наших достоинств. Знание того, что мы должны вести себя определенным образом, но упускание возможности проявить нравственное поведение, указывает на необходимость «обострения нравственного видения». Например, мы знаем, что должны оставаться в хорошей физической форме, но часто этого не делаем. Это иллюстрирует необходимость помнить о добродетели (в данном случае о настойчивости), которая важна и должна развиваться.
Успешные бизнес-лидеры часто говорят, что нравственное отношение к людям является очень важным аспектом в достижении успеха. Репутация человека имеет ключевое значение для бизнес-лидера, и если репутация человека пострадает из-за неэтичного поведения, пострадает и бизнес. То же самое верно во всех сферах жизни. Там, где к этике относятся серьезно и люди стремятся принимать этические решения и действия, следует личный и профессиональный успех.
Критики могут возразить, что такое отношение корыстно и что некоторые люди действуют этично только в своих личных интересах, чтобы быть успешными или счастливыми. Критики добавят, что это неправильная причина быть этичным и, следовательно, не быть по-настоящему этичным. Контраргументом может быть то, что само действие можно считать этичным, независимо от причины совершения действия. Эта точка зрения больше фокусируется на конечном результате, а не на средствах для достижения цели.
моральных ценностей в повседневной жизни
Ресурсный центр Ethics & Compliance Initiavive (2020) определяет следующие ценности как типичные ценности, которые встречаются в кодексах этики.
Приемка | Благоприятный прием или вера во что-то |
Достижение | Успешное выполнение или завершение чего-либо |
Подотчетность | Обязательство или готовность взять на себя ответственность |
Адаптивность | Способность изменять поведение в соответствии с изменяющимися ситуациями |
Авантюризм | Склонность к новым и смелым предприятиям |
Верность | Верность или обязательство верности |
Альтруизм | Бескорыстная забота о благополучии других |
Амбиции | Страстное или сильное желание чего-то достичь |
Оценка | Признание качества, ценности или значимости людей и вещей |
Аспирация | Сильное или постоянное стремление к высоким достижениям |
Усердие | Непрерывный; настойчивый; прилежный |
Подлинность | Качество или условие достоверности или подлинности |
Автономия | Условие или качество независимости |
Доброжелательность | Склонность к добрым, благотворительным делам |
Товарищество | Доброжелательность и беззаботное взаимопонимание между друзьями или среди друзей |
Забота | Чувство и проявление заботы и сочувствия к другим |
Возможность замены | Способность изменять или адаптироваться к различным обстоятельствам |
Благотворительность | Щедрость по отношению к другим или к человечеству |
Целомудрие | Состояние добродетельного характера |
Бодрость | Качество бодрости и рассеивания уныния |
Гражданство | Осуществление обязанностей, прав и привилегий гражданина |
Ясное мышление | Действовать разумно без замешательства |
Сотрудничество | Работать совместно, особенно в совместных интеллектуальных усилиях |
Обязательство | Эмоциональная или интеллектуальная привязанность к образу действий или к другому лицу или лицам |
Сообщество | Обмен, участие и общение с другими |
Сострадание | Глубокое осознание страданий других в сочетании с желанием облегчить их |
Компетентность | Состояние или качество адекватной или высокой квалификации |
Конкуренты | Стремиться сделать что-то лучше, чем кто-либо другой |
Самообладание | Поддержание спокойного или спокойного состояния ума |
Концерн | Уважение или интерес к кому-либо или чему-либо |
Добросовестность | Черта кропотливости и осторожности |
Возмещение | Процесс постоянного тщательного обдумывания и изучения |
Консистенция | Надежность или единообразие последовательных результатов или событий |
Постоянство | Стойкость в цели |
Сотрудничество | Добровольное объединение и взаимодействие группы людей для достижения цели |
Мужество | Состояние или качество ума или духа, которое позволяет человеку противостоять опасности, страху или превратностям судьбы с уверенностью и решимостью |
Предоставлено | Вежливость; внимание к другим |
Достоверность | Качество или способность вызывать убеждения |
Порядочность | Соответствие преобладающим стандартам приличия или скромности |
Посвящение | Бескорыстная преданность энергии или времени |
Демократия | Принципы социального равенства и уважения личности в обществе |
Надежность | Черта надежности |
Определение | Твердость воли, сила, целеустремленность характера |
Разнообразие | Пункт уважения, в котором вещи различаются; сорт |
Спокойный | Расслабленное или неформальное отношение или стандарты |
Образование | Получение или развитие знаний или навыков в процессе обучения |
Эффективность | Качество получения эффекта или результата с разумной степенью затрат энергии |
Эмпатия | Идентификация и понимание чужой ситуации, чувств и мотивов. |
Поощрение | Акт подстрекательства к действию или практике |
Равенство | Право разных групп людей на одинаковое обращение |
Капитал | Состояние, качество или идеал справедливости, беспристрастности и честности |
Этика | То, как люди ведут себя, основано на том, как их убеждения о том, что правильно и что неправильно, влияют на поведение |
Совершенство | Состояние обладания хорошими качествами в выдающейся степени |
Справедливость | В соответствии с правилами, логикой или этикой |
Вера | Уверенная вера в истинность, ценность или надежность человека, идеи или вещи |
Верность | Твердо и преданно придерживаться кого-то или чего-то, что вызывает или требует верности |
Верность | Верность; верность или преданность |
Гибкость | Реагирует на изменение |
Прощение | Готовность перестать обвинять или злиться на кого-то |
Стойкость | Сила или стойкость духа, которые позволяют человеку противостоять опасности, боли или унынию со стоической решимостью |
Дружба | Отношения между людьми, основанные на взаимном уважении и доброй воле |
Щедрость | Щедрость в даянии или готовность дать |
Мягкость | Качество быть мягким и послушным |
Оригинальный | Не подделка и не подделка |
Дарение | Добровольная передача знаний или имущества без получения взамен ценности |
Доброта | Морально правильно или достойно восхищения благодаря доброму, внимательному или честному поведению |
Деловая репутация | Дружелюбное отношение, в котором вы желаете, чтобы с людьми происходило что-то хорошее |
Благодарность | Чувство благодарности и признательности |
Трудолюбивый | Трудолюбивый и неутомимый |
Помощь | Свойство оказывать полезную помощь или свидетельство дружелюбия любезным и полезным расположением |
Честность | Справедливость и прямота поведения |
Честь | Принципиальная прямота характера; личная неприкосновенность |
Надежда | Ощущение, что что-то желаемое может быть достигнуто или произойдет |
Смирение | Ощущение, что вы не имеете особого значения, которое делает вас лучше других |
Трудолюбие | Характеристика регулярного усердного труда |
Изобретательность | Изобретательские способности или воображение |
Инициатива | Способность начинать или энергично выполнять план или задачу |
Целостность | Строгое соблюдение моральных ценностей и принципов |
Радость | Интенсивное или ликующее счастье |
Правосудие | Соответствие моральной правильности в действии или отношении |
Доброта | Качество или благотворное состояние |
Законопослушный | Соблюдение закодированных правил общества |
Свобода | Право и способность действовать, верить или выражать себя способом по своему выбору. |
Любовь | Чувство сильного желания и влечения к человеку или идее |
Программа лояльности | Чувство или отношение преданности, привязанности и привязанности. |
Милосердие | Прощение, проявленное к тому, кого вы можете наказать |
Модерация | Не иметь ни слишком мало, ни слишком много чего-либо |
Мораль | Индивидуальные убеждения о том, что правильно и что неправильно |
Послушание | Соответствие тому, что требуется; подчинение законному ограничению или контролю |
Возможность | Благоприятное или благоприятное обстоятельство или сочетание обстоятельств |
Оптимизм | Светлый, обнадеживающий взгляд и ожидание наилучшего исхода |
Терпение | Способность принимать задержку, страдание или раздражение без жалоб или гнева |
Мир | Свобода от войны или насилия |
Настойчивость | Устойчивая настойчивость в следовании образу действий, убеждениям или цели |
Выполнение обещаний | Сдерживая свое слово, вы обязательно что-нибудь сделаете |
Пруденс | Делать что-то правильно, потому что это правильно |
Пунктуальность | Соблюдение точного времени выполнения обязательства или события |
Чистота | Моральное совершенство |
Причина | Способность мыслить и принимать правильные решения |
Признание | Принятие как истинное или действительное |
Согласование | Предоставление двум людям или группам возможности корректировать свое отношение к разным идеям или позициям, чтобы они могли принять обе |
Надежность | Стабильная производительность, на которую можно положиться или которой можно доверять |
Покаяние | Раскаяние или раскаяние в прошлом поведении |
Устойчивость | Способность быстро восстанавливаться после неудач или перемен |
Находчивость | Способность действовать эффективно или творчески, особенно в трудных ситуациях |
Уважение | Вежливое отношение к кому-то или чему-то, что вы считаете важным |
Ответственность | То, за что кто-то отвечает или несет ответственность |
Праведность | Состояние нравственности; без вины и греха |
Жертва | Отказаться от чего-то ради чего-то более важного |
Самоконтроль | Управление личными эмоциями, желаниями или действиями по собственной воле |
Самодисциплина | Заставлять себя делать что-то, когда нужно, даже если вы не хотите этого делать |
Чувствительность | Осознание потребностей и эмоций других |
Безмятежность | Спокойствие ума и уравновешенность |
Совместное использование | Чтобы позволить другим участвовать, использовать, наслаждаться или испытывать совместно или по очереди |
Искренность | Подлинность, честность и свобода от двуличия |
Трезвость | Привычная свобода от чрезмерной страсти или разгоряченного воображения; спокойствие; прохлада; серьезность |
Выносливость | Физическая или умственная сила делать что-либо в течение длительного времени |
Управление | Тщательное проведение, надзор или управление чем-либо |
Поддерживающий | Предоставление поддержки или помощи |
Задумчивость | Склонность предвосхищать потребности или желания |
Допуск | Признание и уважение убеждений или обычаев других |
Спокойствие | Состояние спокойствия и умиротворения |
Надежность | Черта, заслуживающая доверия |
Понимание | Знание того, как что-то работает, или позитивные, правдивые отношения между людьми |
Значения | Основные убеждения, которые направляют и мотивируют отношения и действия |
Добродетель | Делать что-то правильно, потому что это хорошо |
Мудрость | Способность принимать правильные решения на основе того, что вы узнали из своего опыта |
Работа | Выполнить по назначению или желанию |
Каталожные номера
Инициатива по этике и соблюдению требований (2020 г.