Восприятие человека человеком в психологии: Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком

1.01.2012

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.

При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно (рис. 71, 72).


Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами.

  1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.
    )
  2. Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови – злой человек и т. д.).
  3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.
  4. Социально-ассоциативный способ. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе – интеллигент; в шинели – военный.)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности («эффект ореола«). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение («

эффект первичности«).

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают «эффект социальной дистанции«. Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные – объединяющие и на дизъюнктивные – разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

А. А. Бодалев осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен на снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а других предупредили, что им покажут изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились во власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица.

Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал такое словесное описание. «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего облика личности, они по-разному относятся друг к другу.

Восприятие речи

С физической точки зрения речь – это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 децибел. При интенсивности речи в 10 децибел звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 децибел превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту.

Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие поуз, затрудняют восприятие речи. (Психология общения будет рассмотрена ниже.)

Ключевые слова: Восприятие, Человек

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Восприятие и понимание человека человеком

Леонов Н. И., Психология делового общения

Формирование первого впечатления о человеке

Бодалев А.А., Личность и общение

Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти

Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :…

Природа и потребности человека

Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с….

Основные характеристики приема информации оператором

Эффекты межличностного восприятия

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Мышление о конкретном человеке

Факторы, влияющие на восприятие

Творогова Н. Д., Общая и социальная психология

Восприятие и понимание человека человеком

Точность восприятия и понимания данным человеком социального поведения других людей в социальной психологии определяется термином социальная перцепция.

В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов, раскрывающих цели в данной ситуации и их реакции на вовлеченных в ситуацию других людей. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может внести поправки в свое собственное поведение, которые необходимы для получения желаемого результата.

С другой стороны, человек должен быть в состоянии не только точно воспринимать реакции других, но и проявлять точность в оценке своего собственного поведения.

Таким образом, необходимо отметить, что в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность в преобразовании ситуации, себя и отличается большей адекватностью в реагировании.

Исходя из этого объективно необходимым и важным является рассмотреть факторы, которые мешают целостному формированию образа партнера по общению.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о каком-то человеке, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение определенного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других.

Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную вами информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформированной у вас кем-либо негативной установки.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных конкретных разногласий). После того как такой анализ проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло.

Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом

случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт. Барьер «неверных стереотипов». Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений, скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».

Барьер «возраста» — типичный в системе обыденного общения. Возникает он в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. А кто помоложе раздражаются, посмеиваются, в результате возникают осложнения в межличностных отношениях.

Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. Мы
должны знать, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения с людьми.

Настроение и поведение человека в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. А. Т. Бек называет эти конструкты как отрицательные когнитивные модели, или схемы. Эти схемы подобны фильтрам, «концептуальным очкам», сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе интерпретируем. Представители когнитивизма (одного из направлений в психологии) подчеркивают, что у человека нет прямых реакций на большинство ситуаций, но его эмоциональные реакции зависят от того, как он воспринимает события. В итоге не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысливаем их.

Следовательно, закономерным является и выявление факторов, способствующих наиболее объективному формированию образа, и что является основой адекватного отношения к партнеру.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях.

1) Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях.

Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и, когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если — что возможно — нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2) Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

3) Интеллект. Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может
заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей — это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4) Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик сможет развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.

5) Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого… Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

6) Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями, не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений на- столько, чтобы обрести непредвзятый взгляд.

7) Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей… Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо.

8) Социальный интеллект. Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем, у интервьюера, должен быть такой «социальный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, — и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.

Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми. Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт — социальное приспособление, а не глубина понимания.

Восприятие человека: определение и примеры

«Никогда не судите о книге по ее обложке».

Это расхожая фраза, но большинству из нас трудно с ней жить! Мы часто предполагаем что-то о других людях, даже если мы только что встретились с ними или даже не разговаривали с ними. В социальной психологии эти непосредственные и первичные восприятия других людей обозначаются как перцепции человека .

  • Что такое восприятие человека?
  • Какие эксперименты изучают восприятие человека?
  • Какие существуют типы восприятия человека?

Восприятие личности в социальной психологии

Теория восприятия личности в социальной психологии — это исследование того, как мы когнитивно классифицируем людей и их поведение. Восприятие человека трудно объяснить; это сложно и невероятно субъективно. На ваши впечатления о других людях может влиять ваш контекст или окружение, характеристики другого человека, а также ваши собственные качества и опыт.

Восприятие людей часто основано на социальных нормах или стандартах . Они также могут быть основаны на стереотипах или обобщениях . Даже при наличии всех этих факторов вашему уму требуется всего мгновение, чтобы сформировать восприятие или интерпретацию другого человека! Почему наш разум делает это автоматически? Почему мы мысленно классифицируем других людей, которых встречаем, на основе социальных норм или нашего прошлого опыта?

Рис. 1 Стереотипы и предположения, pexels.com

Не пользоваться мобильным телефоном в кинотеатре — социальная норма. Когда кто-то нарушает это социальное правило, у вас может сложиться впечатление об этом человеке, даже если вы никогда его не встречали. Возьмем другой пример: стереотип о том, что подростки непокорны, неприятны и безответственны. Не все подростки такие! Однако мы склонны думать о подростках именно так и можем даже предположить, что подростки, которых мы встречаем, соответствуют этому стереотипу, прежде чем познакомиться с ними поближе.

Теория восприятия личности

Восприятие формирует то, как мы взаимодействуем с миром и нашим обществом. Почему важны эти первоначальные автоматические наблюдения и предположения? Теория восприятия личности объясняет, почему мы пытаемся понять окружающий мир, автоматически распределяя информацию по ментальным категориям. Мы можем классифицировать восприятие людей, чтобы выяснить, кто готов помочь и какие роли исполняют другие люди.

Вы новичок в школе и ищете учителя, который поможет вам найти класс. Какие качества вы ищете, исходя из вашего представления о том, как должен выглядеть учитель? Они мужчины или женщины? Они молодые или старые? Как они одеваются? Кто, по вашему мнению, НЕ является учителем?

Некоторые представления помогают нам оставаться в безопасности. Может быть, вы идете по новому району и обнаруживаете, что вы оказались в плохой части города. Почему вы пришли к такому выводу? Что такого в этом районе, что говорит вам о том, что часть города менее безопасна, чем другие? Какие решения вы принимаете на основе вашего первоначального восприятия?

Есть несколько факторов или принципов, которые мы используем для формирования нашего первоначального восприятия других людей. Социальная категоризация, имплицитная теория личности и физическая привлекательность — некоторые из этих принципов.

Социальная категоризация

Социальная категоризация — это естественный процесс мысленного разделения людей на социальные группы. Мы склонны группировать людей по полу или возрасту. К сожалению, социальная категоризация может иметь негативные последствия, такие как стереотипы людей, основанные на расе, этнической принадлежности и культуре.

Но каковы некоторые положительные аспекты социальной категоризации? Если вы находитесь в чужом для вас городе и вам нужна помощь, вы можете выбрать кого-то, кто выглядит как полицейский, основываясь на том, во что он одет. Ваша ментальная категория «полицейские» становится вам очень кстати!

Имплицитная теория личности

Мы также мысленно полагаемся на то, что считаем типичным поведением и характеристиками людей. Это называется неявной теорией личности . Это предположения других, основанные на их поведении и личностях. Такое поведение, как громкое и энергичное поведение, часто неявно считается связанным с «неразумностью».

Что, если вы встретите очень маленького, худого и тихого человека? Что бы вы предположили об этом человеке?

Физическая привлекательность

Внешний вид человека и воспринимаемая физическая привлекательность также играют роль в том, как мы воспринимаем этого человека. Почему внешний вид имеет значение? В обществе к тем, кого считают более привлекательными, часто относятся иначе, чем к тем, кто выглядит бедным и захудалым. В одном исследовании исследователи обнаружили, что мы склонны идентифицировать людей с болезнью, генетической аномалией или другим недостатком, основываясь на качествах внешности, особенно чертах лица. Мы склонны чрезмерно обобщать эти черты лица и делать предположения о людях. Если вы встретите человека с очень большим носом, что вы думаете об этом человеке?

Некоторые люди оценивают себя и других по шкале от 1 до 10 на основе физической привлекательности. «Ей 8, а ему 7», возможно, вы слышали. Люди часто решают, с кем встречаться, основываясь на внешности, прежде чем они начнут узнавать другого человека!

Эксперимент по восприятию человека

Существует так много исследований, которые помогают нам лучше понять, как работает восприятие человека и как оно влияет на определенные ситуации и события в нашей жизни. Один эксперимент изучает, как раса влияет на наше восприятие людей. Он заключался в том, чтобы попросить группу белых женщин описать своего идеального романтического партнера. После этого этим женщинам показали видео двух разных баскетбольных команд, которые передавали баскетбольный мяч вперед и назад. Исследователи попросили женщин подсчитать количество пасов, сделанных одной командой. В середине видео по двору идет мужчина. Мужчина был либо афроамериканцем, либо кавказцем.

Исследователи также отобрали участников контрольной группы, которых не спрашивали об их идеальном романтическом партнере, а просто показывали видео. В контрольной группе женщины чаще замечали афроамериканского игрока, чем женщины из другой группы. Исследователи объяснили это стереотипом о том, что афроамериканские мужчины страшны или агрессивны.

Некоторые женщины из другой группы даже не заметили афроамериканского игрока! Их разум все еще обдумывал своего идеального романтического партнера, поэтому они с большей вероятностью заметили белого мужчину, который шел через двор. Исследователи объяснили эти ответы социальным восприятием афроамериканцев кавказцами в контексте реального мира.

Различные типы восприятия человека

Наблюдения и первые впечатления подобны необработанным данным, которые мы используем для формирования восприятия других людей. Замечание внешности человека является частью стадии наблюдения восприятия. Какая одежда на человеке, цвет его волос и кожи и даже то, как он выражает эмоции, может повлиять на наше первоначальное восприятие.

Используя всю эту информацию, мы интегрируем эти данные с нашими предвзятыми представлениями о благоприятных и неблагоприятных атрибутах. На них сильно влияют культурных и субъективных факторов . Мы можем думать, что такие качества, как умный, громкий или популярный, являются положительными, а низкий рост, большой или странный — отрицательными. Это как если бы мы составили мысленный список атрибутов человека (как мы их воспринимаем, а не обязательно такими, какие они есть на самом деле!), чтобы увидеть, какая сторона перевешивает другую.

Часто, если мы можем проводить больше времени с этим человеком или больше узнать о нем, мы можем подтвердить или изменить наши ранее существовавшие представления о нем. Однако есть проблема с подтверждением наших предвзятых представлений о человеке; это называется первичный эффект в социальной психологии. Это означает, что наши первоначальные предположения, как правило, остаются с нами, даже когда мы узнаем больше о человеке. Бывает очень трудно бросить вызов и изменить предвзятое мнение людей, особенно если мы придерживаемся его в течение очень долгого времени!

Нейробиологи хотели узнать почему это происходит на биологическом уровне. Благодаря исследованиям они узнали, что мы определяем определенные аспекты человека (такие как черты лица и форма тела) с помощью определенных областей мозга. Эти области были ограничены до веретенообразные извилины и затылочно-височной коры. Эти области мозга сосредоточены на обработке физических атрибутов.

А как насчет личных качеств, таких как черты характера? Когда мы воспринимаем характер или личность человека, эту информацию обрабатывают разные области мозга. Этими областями являются медиальная префронтальная кора, предклинье, височные полюса и височно-теменное соединение.

Рис. 2 Первичные впечатления, pexels.com

Примеры восприятия личности в психологии

Множество личных качеств делают нас уникальными, как снежинки. Мы называем уникальное сочетание наших атрибутов нашей идентичностью как личности.

Убеждения, которых придерживаетесь вы или кто-то другой, являются примерами глубоко подтвержденных или укоренившихся личных представлений. Эти верования могут быть религиозными по своей природе, но они не обязательно должны быть таковыми; они также могут быть моральными и этическими убеждениями, не связанными явно с религией.

Черты характера составляют большую часть наших личных качеств и идентичности. Вы застенчивый человек? Этот друг в школе очень шумный? Твой брат любит читать или играть в видеоигры? Что насчет внешности? Вы бы подружились с кем-то, кто любит красить волосы в синий цвет? Что бы вы подумали о человеке с большим количеством татуировок? То, как мы воспринимаем других и выражаем себя, во многом зависит от наших личностных качеств!

То, что делает нас уникальными и интересными, также может сделать нас странными и неприступными для других. Наше собственное восприятие других людей также может формировать то, как мы видим себя и как затем ведем себя в обществе. Вот как концепция восприятия человека в социальной психологии влияет на то, как мы относимся к себе и другим!

Восприятие человека – основные выводы

  • В социальной психологии непосредственное и первоначальное восприятие других людей называется восприятием человека .
    • Теория восприятия личности объясняет, почему мы пытаемся понять окружающий мир, автоматически распределяя информацию по ментальным категориям.
  • Социальная категоризация — это естественный процесс мысленного разделения людей на социальные группы.
  • Имплицитная теория личности описывает наши предположения о других на основе их поведения и личности.
  • Наблюдения и первые впечатления подобны необработанным данным, которые мы используем для восприятия других людей.
  • Мы объединяем эти данные с нашими предвзятыми представлениями о благоприятных и неблагоприятных атрибутах. Затем мы можем подтвердить или изменить наши ранее существовавшие представления о других людях.
  • Первичный эффект означает, что наши первоначальные предположения о других людях, как правило, остаются с нами, даже когда мы узнаем больше о человеке.

Восприятие человека — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

«Восприятие личности» — это элемент социальной психологии, касающийся того, как мы обрабатываем информацию о людях. Этот термин несколько вводит в заблуждение, поскольку восприятие человека не имеет отношения к восприятию как таковому . Скорее, это касается вопросов социальной обработки, например, какую информацию мы извлекаем, когда видим других людей, как мы интерпретируем то, что видим, и как эта интерпретация влияет на наше последующее поведение. Исследования человеческого восприятия были сосредоточены на социальных и когнитивных предубеждениях, которые влияют на нашу интерпретацию других, особенно людей, которых мы не знаем (а не близких людей). Например, модели восприятия человека могут предложить отчеты о том, что мы помним о человеке, который подает нам кофе, о нашем впечатлении о паре, сидящей позади нас в автобусе, и о том, что мы чувствуем, когда кто-то из нашей социальной группы плохо справляется с заданием. Исследования выявили недостоверный характер восприятия человека, выявив ряд предубеждений, на которые полагаются, чтобы справиться с огромной сложностью обработки социальной информации. Эти предубеждения включают ошибки атрибуции, эффекты контекста и наиболее широко изучаемый элемент восприятия человека: социальную категоризацию. Социальные категории, или стереотипы, могут оказывать значительное влияние на восприятие человека, обеспечивая структуру, с помощью которой облегчается обработка информации, совместимой со стереотипами. Модели двойного процесса предсказывают ситуации, в которых в социальном познании преобладает категоризация, а не индивидуация. Социальные категории также влияют на наше чувство идентичности. Тенденция отождествлять себя с определенными «своими группами» и очернять членов «чужих» моделируется в теории социальной идентичности (см. «Социальная идентичность: мы и они») и связанной с ней теории самокатегоризации. Более поздняя работа была сосредоточена на выявлении нейронных коррелятов социальной обработки, выдвигая на первый план роли префронтальных и лимбических областей мозга. Эти широкие аспекты восприятия человека рассматриваются в этой статье.

Учебники

Большинство учебников по социальной психологии достаточно подробно освещают восприятие человека, поскольку эта тема лежит в основе социального познания. Четверо перечисленных здесь являются особенно хорошими примерами. Классика начала 21-го века, Aronson 2018 — это наиболее читаемое введение в социальную психологию из доступных, с главами, посвященными таким проблемам восприятия человека, как атрибуция и социальная категоризация. (Есть много предыдущих изданий этого учебника, и все они заслуживают внимания.) Несмотря на высокую доступность, Aronson 2018 содержит важные эмпирические примеры и практические применения теории. Moskowitz 2005 предлагает аналогичный обзор с хорошими примерами, подходящий для более продвинутых читателей. Smith and Mackie 2014 — более традиционный учебник, четко излагающий актуальную и классическую социальную психологию с упором на восприятие человека. Наконец, Fiske and Taylor 2017 связывает когнитивные процессы, такие как внимание и память, с проблемами восприятия человека, такими как предубеждения, стереотипы и предубеждения.

  • Аронсон, Э. 2018. Социальное животное . 12-е изд. Нью-Йорк: Стоит.

    Увлекательное и очень доступное введение в социальную психологию в целом, охватывающее все аспекты восприятия человека. Идеи объясняются проницательными примерами как из реальных ситуаций, так и из эмпирических исследований. Подходит для всех этапов, от бакалавриата до академического.

  • Фиске С. Т. и С. Э. Тейлор. 2017. Социальное познание: от мозга к культуре . 3-е изд. Лондон: SAGE.

    Значительное обновление предыдущих изданий, этот учебник охватывает ключевые области восприятия человека (атрибуции, категориальная обработка, лица и т. д.) с подробными ссылками на лежащие в их основе когнитивные механизмы.

  • Московиц, Г. Б. 2005. Социальное познание: понимание себя и других . Нью-Йорк: Гилфорд.

    Объединяет экспериментальную работу с иллюстративными примерами из реальной жизни. Подходит для читателей от студентов бакалавриата до академиков.

  • Смит, Э. Р. и Д. М. Маки. 2014. Социальная психология . 4-е изд. Нью-Йорк: Психология Пресс.

    DOI: 10.4324/9780203833698

    Вводный учебник по социальной психологии с акцентом на процессы восприятия человека, написанный с социокогнитивной точки зрения.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *