32. Направление изменений психологических воззрений в философии в эпоху «великого восстановления наук в XVII веке.
33. Проблема поведения и рефлекса в работах р. Декарта.
Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и психологии. Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Де карту эта система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти «духи» в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин «рефлекс» и означал отражение. Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые движения (такие, как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные удастся объяснить открытой им физиологической механикой. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее, легавых собак обыкновенно приучают к тому, что вид куропатки заставляет их остановиться, а звук выстрела подбегать к куропатке». Такую перестройку поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма, который, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система. Она действует по своим законам и «механическим» причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. «Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями», – писал Декарт.
34. Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах р. Декарта и б. Спинозы.
35. Психологические особенности подхода к проблеме сознания в теории г.Лейбница. Учение о монадах.
Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.
Стержнем, образующим систему Лейбница, является ряд исходных методологических принципов, или законов. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость состояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира; принцип тождества неразличимых вещей заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот.
Противоположным по своему смыслу принципу непрерывности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагаются из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие.
«Истинными атомами природы» являются ду-шеподобные единицы – монады, из множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено.Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.
Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании | ||||
Лекции и практикум по психологии — История психологии | ||||
Страница 1 из 2 Вопросы для обсуждения:
1. Развитие психологических знаний Р. Декартом. 2. Понятие рефлекса у Р. Декарта. 3. Значение труда Р. Декарта «Страсти души» для развития психологии.
Основные понятия и термины: духовная и телесная субстанция, интроспекция, метод сомнения, «животные духи», рефлекс, экспериментальная психофизиология, картезианский подход, «страдательные состояния души» — страсти.
6. Опишите идею Р. Декарта о рефлекторной природе поведения человека и механизме действия рефлекса. 7. В каком сочинении Р. Декарт предложил свое понимание эмоциональной, чувственной жизни человека? 8. Опишите причины и исочники страстей, виды страстей (по Р. Декарту). 9. Как, по мнению Р. Декарта, можно воспитывать страсти, и какова при этом роль разума, воли и опыта? 10. Раскройте значение труда Р. Декарта «Страсти души» для развития психологии. 11. Что включал в содержание «сознания» Р. Декарт? 12. Какова роль соотношения воли, аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Р.Декарта. 13. Опишите наиболее важные философско-психологические идеи философии Р. Декарта. 14. Значение идей Р. Декарта для развития психологии.
Своим учением о сознании, развивающемся в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. И) абсолютная разнородность — главный пункт учения Р. Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования сначала в рамках философии, а с середины XIX века — психологии как самостоятельной науки. В системе Р. Декарта философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. Последнее произведение, «Страсти души», законченное Р. Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим. Рассуждение о душе и теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Р. Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знаний. Р. Декарт избирает в качестве первого шага к истине метод сомнения. Его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», то есть в области научного исследования. Р. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Можно сомневаться «и во всем остальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах … — ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах». Мышление — это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Р. Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Так, Т. Гоббс указывает, что из положения «я мыслю» — можно сделать вывод, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключить о существовании нематериальной субстанции. Р. Декарт по этому поводу замечает: «можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая и думает и пространство занимает, которая вместе и духовная, и телесная, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную». Качественное различие разных свойств материи превращается в отрыв некоторых из них от материи, что и воплотилось в разделение всего существующего на две субстанции. Сознание Р. Декарт описывает в противоположность телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи. В основе физической теории Р. Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. «Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно — субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения. Сопоставление духовной и телесной субстанции привело Р. Декарта к выводу «о полнейшей разнице, существующей между духом и телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении — это душа, она «всецело и поистине раздельно с моим телом и может быть или существовать без него».
Предыдущая — Следующая >> |
Рене Декарт: Проблема разума и тела | Разум за мозгом: история пионеров и их открытий
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Фингер, Стэнли, «Рене Декарт: проблема разума и тела», Minds Behind the Brain: A History of the Pioneers and their Discovery ( New York , 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2010 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195181821.003.0006, по состоянию на 26 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Рене Декарт был исследователем 17-го века, который разработал систему для объяснения того, как может работать нервная система. Он был не медиком, а философом, который обращался за своими идеями к геометрии, физике и механическим моделям. Декарт стремился понять не только тело, но и физический мир во всей его красе. Руководствуясь разумом, он твердо верил, что сможет открыть даже самые сокровенные тайны Природы, думая в терминах механики и движения и применяя непоколебимую логику. Декарт задался вопросом, как деятельность мозга может объяснить поведение человека, начиная от расчесывания места укуса насекомого и заканчивая запоминанием книги. Его труды привели к всеобъемлющей теории физиологии мозга, выходящей далеко за пределы наблюдаемого. Но подчеркивать спекулятивный характер его теории о том, как разум взаимодействует с телом или душой, значило бы упускать из виду еще более важный факт, что Декарт сосредоточил новое внимание на мозге и заставил людей думать о том, как он может управлять как автоматическими, так и автоматическими процессами. и добровольные действия.
Ключевые слова: мозг, физиология, разум, тело, душа, нервная система, механика, поведение человека
Субъект
История нейробиологииКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеЗаточение разума (Декарт) | Побег разума
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Escape of the MindКлиническая психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Escape of the MindКлиническая психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Рахлин, Ховард, «Заточение разума (Декарт)», The Escape of the Mind (2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 августа 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780199322350.003.0004, по состоянию на 26 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Escape of the MindКлиническая психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Escape of the MindКлиническая психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В отличие от концепции Августина о внутреннем, но общественном разуме, концепция разума Декарта была одновременно внутренней и частной. Различие Декарта — непроизвольное поведение, управляемое стимулом из окружающей среды; произвольное поведение, контролируемое внутренним разумом вне непосредственного контакта с миром, но наблюдаемое самоанализом, — с нами и по сей день. Для Декарта, как и для Платона, понятие треугольника существует более определенно, чем любой конкретный треугольник в мире. Для обоих философов это понятие вечно. Разница в том, что для Платона понятие состоит из некоторого абстрактного качества 9 .0038 мира ; познание концепта состоит из функционального взаимодействия человека с этим аспектом мира. Для Декарта понятие существует внутри человека , и знание понятия есть частное явление между душой и понятием внутри души.
Ключевые слова: понятия, Декарт, самоанализ, непроизвольное поведение, разум, душа, произвольное поведение
Предмет
Клиническая психологияСоциальная психологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПомощь с доступом
Доступ в учреждение
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.