Смысл жизни. Проблемы поиска
Как найти смысл жизни? Существует ли он вообще? А если его нет, то зачем тогда жить? Что делать, если смысл жизни потерян? Эти вопросы задают себе многие люди. «Вопросы о том, откуда мы пришли и куда идем, отличают человека от животного» — вторят им сборники афоризмов.
Как известно, спрос рождает предложение, и многочисленные религиозные учения, философские школы, а также светские доктрины пытаются предложить свои ответы.
«Смысл жизни в том, чтобы приблизиться к Богу» — говорят одни. «В жизни важнее всего дети» — говорят другие. Третьи считают, что смысла жизни вообще нет и нужно делать то, что хочется. А четвертые давно уже перестали задумываться об этих вопросах.
Можно говорить, что смысл жизни индивидуален и зависит от человека. Кто-то сполна отдается работе и не видит жизни без нее, другой посещает храмы и думает о своем посмертном существовании. Тогда в чем же состоит проблема? Пускай каждый находит свой смысл жизни и живет сообразно с этим.
Но, между тем, проблема есть. Один человек не видит смысла ни в чем и из-за этого жизнь кажется ему пустой, и ни один результат в этой жизни, на его взгляд, не стоит стараний. Второй, казалось, нашел этот смысл, но то, что поддерживало этот смысл, вдруг оборвалось и человек остался ни с чем. Третий не может обрести покой из-за того, что никак не находит ответы на самые фундаментальные вопросы вселенной.
Я вижу, что поиск смысла жизни или страх его утраты приносит людям немало страдания. Это и есть проблема. А так как этот сайт посвящен решению проблем, то я не собираюсь рассуждать здесь об отвлеченном философском понятии, а обращусь к проблеме поиска смысла жизни и помогу вам преодолеть мучительные терзания, связанные с этим вопросом или избавиться от боли, связанной с утратой смысла жизни.
Проблема 1 – муки поиска
Многие люди не понимают, зачем они живут и им кажется, что, если они поймут ради чего они каждый день просыпаются, то это поможет обрести им радость жизни. Именно эти поиски заставляют людей упрямо цепляться за работу, на которой они трудятся, за религию, которую исповедуют, или за светские идеи, которым они верны. Кто-то заполняет эту пустоту развлечениями, сексом, алкоголем и наркотиками и находит смысл в удовольствии.
Как-то раз на улице ко мне подошел человек с книгой в руке и вежливо спросил, знаю ли я, откуда появился мир, и кто создал человека, ради чего все это существует и куда движется. Я улыбнулся и ответил, что не знаю.
Человек мне начал рассказывать о Боге и о Библии, говоря, что книга эта содержит все вопросы, которые мучают человечество. С точки зрения эффективности его миссионерской задачи, это был удачный ход. Он презентовал свою религию в обертке ответов на самые волнующие вопросы. Он понимал, какая пустота заполняет многих людей, заставляя их вопрошать: «Зачем мы здесь» и предлагал им средство, которое поможет заполнить эту пустоту. Он говорил, где искать ответ на вопрос, который практически каждый человек задает вселенной, и на этом он строил свою методику привлечения паствы. Из него бы вышел отличный менеджер по продажам.
Но действительно ли получение ответа на эти волнующие вопросы дарит нам покой и счастье? На мой взгляд, это вопрос дискуссионный и ответ на него неоднозначный.
Будда говорил, что тот, кто с упрямой настойчивостью спрашивает: «Есть ли Бог?» «Есть ли смысл жизни?» напоминает человека, которого поразила стрела и который, вместо того, чтобы ее вытаскивать лежит и спрашивает: «откуда прилетела эта стрела?»
Будда пытался сказать, что в этих вопросах нет большого смысла, и поиск ответов на них не принесет нам счастья. Я могу с этим согласиться, более того, я считаю, что поиски смысла жизни не только не приносят счастья, но часто оборачиваются страданием.
Я бы перефразировал афоризм в начале статьи: «Способность страдать из-за бессмысленных вопросов, на которые, возможно, не существует ответа — это только человеческая черта!»
Решение
Нам кажется, что если мы наверняка узнаем смысл всего существования, то это подарит нам вечный покой и удовлетворение. Это не всегда бывает так. Почему, об этом я расскажу, когда буду рассматривать следующие проблемы поиска смысла жизни.
Но пока я попытаюсь порассуждать над тем, есть ли смысл жизни вообще и доступно ли человеку это понимание.
Человек – это всего-навсего один из великого множества биологических видов, представленных на Земле и, возможно, во Вселенной. Наше восприятие несовершенно, оно подвержено сильному влиянию эмоций, которые мы испытываем, культуры, в которой живем, памяти, которой обладаем. Наша наука до сих пор не знает многого о процессах формирования звезд и планет, об истории развития Вселенной. Мы видим лишь 1% диапазона электромагнитного спектра. Вдобавок наше восприятие сугубо «человеческое» и комар, например, воспринимает мир совершенно по-другому.
Уверенность в том, что такому несовершенному «органу» как человеческий разум доступно понимание глобального божественного или вселенского замысла, лежащего в основе нашей жизни, было бы достаточно самонадеянным. Может быть, нашему уму вовсе не доступно познание смысла жизни? Или недоступно пока? И даже если нам вдруг покажется, что мы поняли то, откуда появились все люди и куда движется их жизнь, то мы не можем быть уверены в том, что действительно знаем. Мы можем только верить.
Почему бы не принять это? Почему бы не признаться в себе, что наш разум не всемогущ и некоторые вопросы ему недоступны? Почему бы не принять то, что наше жгучее и естественное любопытство может быть так и никогда не удовлетворено?
Я думаю, что если спокойно себе в этом признаться и принять это, то многие муки, связанные с поиском смысла жизни, уйдут. Может, смысл жизни заключается в том, может в этом, а может и в таком, что мы себе не можем вообразить! А, возможно, этого смысла вообще нет или он состоит в том, чтобы атомы нашего тела после смерти превратились в строительный материал другой материи, также как когда-то они являлись строительным материалом звезд. Этого никто не знает, примите это, осознайте, что у вашего разума есть границы.
С одной стороны, этот вывод может казаться пессимистическим, отрицающим на корню любые возможности найти смысл жизни. Это вовсе не так. Несмотря на то, что я «знаю, что ничего не знаю о смысле жизни», я при этом обладаю верой. Я верю, что смысл жизни есть. Но моя вера является только верой, а не уверенностью и претензией на абсолютное знание, маскирующееся под веру. На мой взгляд, вера на то и вера, что допускает вероятность и возможность ошибки.
Да, я верю, что у жизни есть смысл и я даже верю, что он заключается в каких-то вещах, хотя эта вера достаточно туманная и неопределенная. Но, в то же время, я осознаю, что все мои представления об этом могут быть сильно ограничены, и я вообще могу ошибаться. Может быть, я прав в своей вере, может быть, прав только частично, а может быть, вообще не прав, и после смерти меня (если я буду существовать в какой-то форме) ожидает большой сюрприз. Или ожидает ничто. Все может быть, и я это допускаю, ведь я всего-навсего человек и не могу всего знать!
(О том в чем, на мой взгляд, заключается смысл жизни, вы сможете прочитать в конце статьи)
Я не могу говорить, что я отрицаю попытки человека верить и рассуждать о смысле жизни в кругу своих друзей или наедине с собой.
Я просто хочу, чтобы люди перестали мучатся из-за этих поисков и привязываться к ним, думая, что в поисках смысла жизни и состоит смысл жизни! Ведь некоторые из них считают, что до тех пор, пока они не найдут точных ответов на самые глобальные вопросы жизни, то они не найдут покоя. Но, быть может, если они поймут, что этих ответов можно так и никогда не найти, они перестанут страдать из-за того, что они чего-то не знают? Может, у них появится какая-то вера, может, не появится, но, по крайней мере, осознание того, что некоторые вопросы можно оставить без ответов, принесет им успокоение.
Проблема 2 – Ускользающий смысл
Иногда, если мучительные поиски человеком смысла жизни наконец-то приводят его к чему-то, то он отчаянно пытается уцепиться за этот обретенный смысл как утопающий за веревку, спущенную с корабля. Может быть, на какое-то время он обретет покой и цель, пока та вещь, которая наполняет его жизнь каким-то содержанием и логикой, существует. Но что произойдет, если что-то случится с тем, на чем замыкается все существование человека?
Предположим, кто-то сильно привязался к своей работе, к своим деньгам, к тому влиянию и власти, которыми наделяет человека его социальная роль, потому что в этих вещах человек обрел ощущение смысла существования и своей роли в жизни.
Но вдруг, какое-то экономическое потрясение приводит бизнес к разорению. И смысл становится потерян для этого индивида.
Экономический кризис в 2000-х годах спровоцировал целую волну самоубийств в США и Евросоюзе. В некоторых изданиях приводятся шокирующие цифры 13 тысяч человек. То есть 13 тысяч человек не просто были разорены, не просто встали перед финансовыми трудностями, а их смысл жизни резко и внезапно обрушился, толкая их на ужасные поступки! А ведь у многих из них наверняка были семьи!
Конечно, все происходит не только так. Иногда случается такое, что личность разочаровывается в том, в чем она видела смысл жизни. Человек много лет отдавался работе, работая помногу часов в сутки. Но потом он вдруг понял, что, пока он упорно трудился, жизнь прошла мимо него, ее не вернуть, тогда как заработанные деньги не принесли ожидаемого удовлетворения. Может быть, когда-то давно человек думал, что обрел смысл жизни, но в последствии пришел к горькому выводу о том, что обманывал себя. Это разочарование может быть крайне болезненным.
Но почему я говорю только о работе? А как же дети?
Когда я выходил из квартиры, в которой я раньше жил и запирал дверь на ключ, я часто сталкивался со своей соседкой. Много лет назад у нее умер сын, это действительно трагическое событие. Но она никак не может принять эту утрату и живет только болью и воспоминанием о прошлом уже долгое время. В ее жизни не осталось больше цели и смысла.
А религия?
Многие из вас, должно быть, обращали внимание на то, как многие религиозные люди агрессивно реагируют на критику собственной религии. В этом нет ничего удивительного.
Ведь когда мы сомневаемся в основах их мировоззрения, происходит попытка выбить почву из под их ног, усомниться в том, что наделяет их жизнь смыслом, и без чего эта жизнь станет пуста и бесцельна. И их ум переходит в фазу защиты того, что для них представляет единственную настоящую ценность.
Часто благоговение верующего перед святынями своей религии есть не что иное, как проявление благодарности за то, что вера позволяет ему чувствовать смысл жизни и не давать тягостной пустоте разъедать его изнутри.
Но если вдруг человек начнет сомневаться в основах своей веры, что часто случается, то он начнет чувствовать, как соломинка, за которую он держится, начинает лопаться, почва уходит из под ног, а внутренняя пустота с ехидной насмешкой смотрит в глаза… Его сознание станет полем раздора между разумом, совестью и догматами веры. И бывает, что в этой борьбе компромисс становиться невозможен. Каким-то людям приходится предать разум ради того, чтобы сохранить смысл жизни. Либо послушать разум и утратить смысл. Сохранить и то, и другое удается не всем.
Я не пытался в абзаце выше вывести фундаментальное свойство религиозности. Скорее меня можно отнести к сторонникам религии, чем к противникам. И я понимаю, что такое поведение свойственно очень многим людям, не только верующим, в том случае, если их идеи подвергаются сомнению.
Также я не пытаюсь сказать, что в работе и заботе о детях нет никакого смысла. Этими примерами я только хотел обозначить опасности сильной, болезненной привязанности к тому, на чем основывается ваш смысл жизни. А точнее, опасность основывать свой смысл жизни на чем-то одном определенном.
Эта привязанность также рождает ограниченность человека, его зацикленность на чем-то одном. Во-первых, это может вызвать то, что мы не замечаем или не придаем значения всем тем вещам, которые выходят за рамки нашего индивидуального «пространства смысла жизни»: мы мало времени уделяем близким из-за работы или губим свое здоровье наркотиками и алкоголем, так как видим смысл жизни в сиюминутных удовольствиях. Во-вторых, если у нас свет клином сводится на чем-то одном, то это может сформировать болезненное отношение к этой вещи. Например, кто-то пытается полностью контролировать жизнь своих детей, так как не имеет собственной жизни. В-третьих, сильная привязанность порождает страх утраты. Если мы видим основу нашего существования в какой-то единственной вещи, которой мы обладаем, то мысль об утрате этой вещи может вызывать страх и беспокойство.
Мне уже не терпится закончить эту мысль, так как я чувствую, что этот раздел приобрел пессимистичный и обреченный тон, и я бы хотел это исправить. Помните, я пишу не о тленности человеческого бытия, а о преодолении проблем и достижении счастья и удовлетворенности!
Конечно же, я не признаю полного поражения человека перед этим «ускользающим смыслом». Выход всегда есть!
Решение
Мудрый инвестор не вкладывает весь свой капитал в один проект, так как этот проект может прогореть и потянуть ко дну весь его капитал. Поэтому он распределяет свои средства между разными проектами, каждый из которых приносит ему доход. Если что-то плохое случится с одним из источников прибыли, у него останутся другие.
Я понимаю, что этот подход нельзя полностью применить в жизни в отношении тех вещей, которые мы любим, это было бы слишком цинично. Но кое-чему мы, все же, можем научиться у разумного инвестора.
Попытайтесь не привязывать свой смысл жизни к чему-то одному полностью. Будьте открыты миру и всем тем возможностям, которые он таит в себе, не замыкайте свою жизнь на чем-то одном, будь то работа, служба или даже семья. Учитесь находить радость в разнообразии, ищите новые увлечения и получайте радость от неожиданных вещей. Природа реальности такова, что все вещи непостоянны и, вкладывая смысл только во что-то одно, мы сильно рискуем проиграть…
Так или иначе, я бы не хотел проводить аналогию с инвестициями дальше определенного предела. Все-таки доход нашего воображаемого инвестора зависит только от проектов, в которые он вложил деньги. Но я не хотел бы, чтобы ваш смысл жизни зависел только от внешних вещей. Они слишком нестабильны и изменчивы, чтобы полностью на них опираться. И рано или поздно, в обладании теми или иными вещами достигается пресыщение. Помимо вещей нужно также определенное внутреннее состояние. И это является первичным аспектом, ведь ваше восприятие определяет то, способны ли вы получать радость от внешних вещей и событий или нет. К этому вопросу я обращусь, рассматривая следующую проблему.
Проблема 3 – Бессмысленность и пустота
Многие люди не видят никакого смысла во всем, что они делают, жизнь кажется им пустой и бессмысленной. Кто-то из них покорно с этим смирился, кто-то продолжает страдать, а кто-то не прекращает поиски смысла, пытаясь обнаружить ту жизненную соломинку, за которую можно ухватиться.
Ведь люди не просто так отчаянно цепляются за религию или за работу. Вне этого они видят только пустоту и эти вещи и становятся их спасительными соломинками. И я это знаю не понаслышке.
До того как я окончил университет, я бесцельно слонялся, развлекался и пьянствовал и буквально не мог найти себя. И когда я устроился на первую работу, я отдался ей с рвением, доходящим до фанатизма. Я работал по много часов в день, терпел бесплатные переработки, ходил на работу даже когда болел и не думал ни о чем кроме нее.
И это служило выражением моей благодарности за обретение чувства того, что жизнь наполнилась смыслом. До этого я был неприкаянным студентом. Но вдруг у меня появились дела, рабочие задачи, направление деятельности, профессия, четкое место в иерархии. Перед тем, как я начал работать, я был полностью предоставлен самому себе, имел массу свободного времени, что доставляло мне немалый дискомфорт и скуку. Но теперь время было предоставлено работе, оно, как мне казалось, не уходило в пустоту, у меня появились смысл и цель. Образовалось чувство, что меня наконец-то взяли за руку и куда-то повели.
Я помню себя в тот период. И поэтому я и говорю, что подобострастное, благоговейное отношение у людей вырабатывается не только к религии, но и ко всему, что наделяет их жизнь смыслом, даже работе. Да и не только к ней. Чтобы заставить человека рисковать жизнью ради чужих политических интересов, нужно дать ему ощущение смысла всего того, что он делает и ради чего умирает. Этим беззастенчиво пользуется вся армейская дисциплина в самых разных странах. А философия труда в современных корпорациях многое оттуда перенимает.
И в том факте, что люди так самоотверженно отдаются тому, что наделяет их жизнь смыслом, содержится проблема. Она заключается в том, что они не видят удовольствия и радости в том, что они просто живут, их жизнь наполняет пустота, спасения от которой они ищут в самых разных вещах, как я находил какое-то время в работе.
Но потом, когда я занялся саморазвитием, когда иллюзии, окутавшие меня, начали развеиваться, я понял, что пока я тружусь по 12 часов, уделяя мало времени жене и другим своим делам, пока я провожу выходные за развлечениями, покупками и пьянством, жизнь идет где-то в стороне. А ведь так можно работать до самой пенсии, лишив себя здоровья и энергии. И ради чего?
В общем, я столкнулся с проблемой «ускользающего смысла». Но это не привело меня к отчаянию. Это понимание явилось следствием того, что пустота, неприкаянность, безрадостность существования, чувство разъединения со своими истинными желаниями, со своим «истинным я», разъедавшие меня изнутри, стали рассеиваться из-за того, что я глубже стал понимать себя, и во мне стало появляться больше покоя и радости. Я понял, что до этого я стремился чем-то заполнить пустоту, которая пела у меня внутри. Но если этой пустоты нет, если человек испытывает удовлетворение просто из-за того, что он живет и дышит, то нечего и заполнять, верно?
Что же привело меня к этому пониманию?
Решение
«Тот кто много рассуждает о смысле жизни, на самом деле, не живет по-настоящему». Это примерное воспроизведение по памяти фразы, которую я где-то слышал. Хоть формулировка не точная, но смысл остается тем же. Я полностью согласен с этим афоризмом. Если люди испытывают какое-то несчастье, внутреннее неудовлетворение или просто не умеют наслаждаться тем, что живут, то они начинают цепляться за какие-то вещи, которые на время лишают их чувства бессмысленности существования. Но подобно тонким соломинкам, связь с этими вещами часто обрывается, что увлекает человека в пучину пустоты и бессмысленности. Даже если с соломинкой ничего не происходит, то жизнь просто проходит мимо, пока человек полностью отдается какому-то делу.
Выше я писал о людях, которые, спасаясь от чувства бессмысленности, обнаружили убежище в работе, в семье или религии. Но есть и такие люди, которые даже от этих вещей не получают удовольствие и не способны увидеть даже короткие проблески осмысленности жизни. Что же делать всем этим людям?
Возможно, мы и не в силах познать глобальный замысел вселенной. Может вся жизнь действительно стремиться к Богу? Или она просто представляет из себя совокупность строго детерминированных физических реакций, которые образовались ниоткуда и стремятся в никуда? А вдруг все это просто компьютерная программа, как в фильме «Матрица». Вероятность этого также исключать нельзя.
Как я писал ранее, для некоторых людей является вопросом жизни и смерти разобраться в том «как-же-есть-на-самом-деле». Но сейчас я скажу вещь, которая, возможно, вас удивит. На самом деле нет большой разницы в том, в чем же состоит замысел Вселенной. Возможно, мы никогда не сможем этого постичь. Но, что мы можем сделать, так это прожить эту жизнь сполна, насладиться ее моментами. Даже если эта жизнь нереальна, представляет собой обман, все равно, наши страдания и счастье реальны. И что мы можем сделать на этой Земле, это быть счастливыми, безотносительно того, чем на самом деле является жизнь. Пускай мы не можем угадать глобальный смысл жизни. Зато нам доступно то, что мы непосредственно переживаем, некий «локальный смысл существования», который заключается в том, чтобы достичь состояния радости, любви, гармонии, покоя и счастья.
Я вас уверяю, если человек обретает хотя бы часть этого состояния, то все настойчивые вопросы о смысле жизни сразу снимаются. Потому что такой человек уже видит смысл в том, чтобы просто жить, быть «здесь и сейчас».
Смысл жизни проистекает из нашего восприятия, из внутреннего состояния. И оно не является чем-то, что противопоставляет себя внешнему миру, стремясь замкнуться в своей самодостаточности! Напротив, это состояние поддерживает и наполняет смыслом, что мы и так уже имеем: семью, работу, заботу о развитии себя и своих близких. Хотя, несмотря на то, что смысл жизни неразрывно связан с этими вещами, он не исчерпывается только ими. Он проистекает из сознания жизни, из того факта, что мы живем и дышим.
Первично состояние нашего ума, отношение к вещам, восприятие. Внешние вещи – это просто пустые сосуды. И только наше восприятие способно их чем-то наполнить. Если внутри нет ничего, то сосуды так и останутся пустыми стекляшками.
С другой стороны, если мы чувствуем жизнь во всех ее проявлениях, мы понимаем, что мы должны изменить в своей жизни, что мы должны из нее убрать, что мешает этому чувству. Мы можем прийти к пониманию, что пока мы гнались за деньгами, за престижем, за женщинами, жизнь проходила мимо и мы вдруг в один момент осознали, что бежали за призраками. Что мы до этого занимались всеми вещами подряд, но только не жили!
Как же достичь этого состояния?
Я уверен, что это состояние достижимо через воспитание любви в отношении себя, своего ближнего и всех живых существ, через развитие сострадания и эмпатии, через достижение осознанности и принятия при помощи медитации, йоги и других практик, через самодисциплину, отсекающей пороки и формирующей добродетели, через познание своей собственной природы, через закалку здоровья тела и духа, через осознание своего неразрывного единства со всем миром и через преодоление болезненных привязанностей.
Заповеди разных религий, относящиеся к развитию любви и состраданию придуманы не просто так. Это не только способ достичь какого-то блаженства после смерти. Это путь к счастью здесь и сейчас, к тому, чтобы обнаружить рай внутри себя, а не только за чертой смерти!
Если религия помогает вам прийти к этим вещам, то это прекрасная религия и не важно, какому Богу она посвящена. Если какое-то светское учение указывает путь к ним, то это отличное учение и не важно, кто его автор. Просто никакие религии и учения не должны служить средствами бегства от вашей неудовлетворенности и несчастья, подобно опьяняющим наркотикам. Но если они просто указывают вам путь при помощи которого вы самостоятельно сможете прийти к состоянию гармонии и ясности и устранить причины собственных пороков, а не просто скрыть их под маской праведности и развить свои лучшие качества, то это очень хорошо! Моим путем стала медитация, но я не отрицаю, что могут быть и иные пути. Но я полагаю, что без практик развивающих осознанность и сострадание, подобно медитации на вашем пути вам все равно не обойтись.
Вопросам медитации и саморазвития посвящено множество материалов на моем сайте, вы их можете прочитать, а здесь же я хотел наметить только направление.
Также более глубоко я разработал вопрос в другой своей статье и в своем видео: «если мучают вопросы о смысле жизни — что делать?»
Выше я обещал раскрыть аспекты своей веры в глобальный смысл жизни. Я верю в то, что вещи, помогающие прийти к ощущению счастья и смысла жизни здесь и сейчас: осознанность, любовь, принятие, доброта — являются также составляющими глобального смысла существования и ведут нас к вселенской гармонии или, если угодно, к Богу. Это и есть моя вера! Но все может быть как угодно по-другому, и я это принимаю!
Смысл жизни и судьба человека
Проблема смысла жизни имеет исключительно важное значение для нравственного и психического самочувствия и развития человека. В личностном отношении её отрицательное решение, так называемая «потеря смысла жизни», очень тяжело переживается человеком. Поэтому не удивительно, что проблему смысла жизни не обошла ни одна философская система. Особенно острая постановка данной темы характерна для русской философии, трудов Бердяева, Франка, Е.Трубецкого и др. Определить смысл жизни как понятие можно следующим образом — это нравственно — философская категория, отражающая особо значимую для человека и нравственно интерпретируемую им ценность, которая объективно формируется или сознательно выбирается им в процессе его социализации (т. е. становления как личности) и занимает доминирующее, определяющее место в его нравственном мировоззрении.
Проблема смысла жизни получила в философии весьма разнообразную интерпретацию, обусловленную мировоззренческими установками философов. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: 1) смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях; 2) смысл жизни находится за пределами жизни; 3) смысл жизни созидается самим субъектом. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая жизнь бессмысленна, так же, как выдранные из книги клочки страницы бессвязны (С.Л. Франк). В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придаёт смысл человеческой жизни. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели — совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас “не будет иметь удела” (Бердяев). В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаём ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Уязвимая сторона данного подхода в его релятивизме и субъективизме.
Проблема смысла жизни также получила своё отражение и в философии экзистенциализма. Экзистенциалисты проблему смысла жизни тесно связывают с условиями существования человека, его атрибутивными характеристиками индивидуального бытия.
Позитивно-рационалистический подход к проблеме смысла жизни основан на анализе более широкого спектра проявлений человеческой жизнедеятельности. В рамках данного подхода выделяются своеобразные уровни поиска смысла жизни, такие как обыденно-поведенческий, социокультурный и личностно-онтологический. Обыденно-поведенческий уровень представляет собой совокупность прагматических практических потребностей, интересов и целей человека: любовь и создание семьи, личное благосостояние и служебная карьера или даже просто приобретение особенно необходимых и престижных вещей и т.п. Социокультурный уровень формируется под воздействием культурных традиций, духовных особенностей и пристрастий самой личности, политико-идеологических установок. Его конкретное содержание выражается в таких формах, как стремление быть свободным или служить общественным идеалам. Личностно-онтологический уровень возникает вследствие столкновения мыслящего, наделённого сознанием человека с так называемыми «вечными вопросами» своего индивидуального бытия: жизнь и смерть, свобода воли и объективная ограниченность выбора и т. п.
Осознание человеком смысла своей жизни происходит в двух отношениях: — аксиологическом (ценностном) — как принятие или непринятие объективной заданности; и как конкретизация, развёртывание в системе жизненных целей, т.е. телеологически. Поиск и обретение человеком смысла своей жизни предполагает, таким образом, с одной стороны в качестве необходимого условия свободу деятельности человека, а с другой — восприятие им объективно и субъективно социально и личностно значимых целей как нравственных ценностей. Поэтому и смысл жизни человека может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей её сути, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их осуществления.
ТЕМА 10. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению
Смысл жизни — Том Моррис
Мы знаем, что означает слово, жест или даже взгляд. Но что значит, чтобы у жизни был смысл, или чтобы у самой жизни был смысл? Мы говорим о смысле жизни, но что именно мы имеем в виду?
Безусловно, каждый из нас волен решать, какую форму примет наша жизнь, с точки зрения наших ценностей и решений, наших целей и наших действий. Мы можем говорить или думать такие вещи, как: Смысл моей жизни в служении другим. Или: Смысл моей жизни в погоне за удовольствиями. Или: Смысл моей жизни в том, чтобы получить как можно больше денег, власти и статуса. Мы можем выбирать цели и задачи. Но что может сделать эти выборы и цели осмысленными? Все ли такие варианты равны? Или некоторые из таких выборов лучше согласуются с чем-то объективным, с неким контуром реальности, согласно которому лучше всего жить, с каким-то принципом, которым мы должны руководствоваться, если хотим жить по-настоящему значимой жизнью?
Когда я писал книгу « Если бы Аристотель руководил General Motors », которая, несмотря на свое деловое название, посвящена как личному счастью и самореализации, так и организационному совершенству, я хотел включить в нее главу «Бизнес и Смысл жизни. » Чтобы сделать это с пользой, мне пришлось ответить себе на вопрос, есть ли общий смысл жизни, и если да, то какой именно. В смысле смысла, который я искал, это должно было быть что-то, что придавало бы цель и смысл нашему выбору на самом глубоком возможном уровне. Это должно было бы соответствовать какой-то благородной цели или намерению, которое могло быть признано глубочайшими философами и духовными литературами на протяжении всей истории, пусть и косвенно. После монументального чтения и размышлений, анализа и воображения я наткнулся на то, что я думал и до сих пор думаю, квинтэссенция всей лучшей мировой мудрости по этому вопросу.
Смысл жизни в творческой любви, или любящем творчестве. Жизнь, устроенная без учета этого объективного требования, будет, по мере отступления от него, лишена полного и должного смысла глубочайшего и положительного рода. Жизнь, которая согласуется с ним, будет в этом смысле осмысленным и полноценным существованием.
Фраза «творческая любовь» в глубоком смысле является излишней, потому что я считаю, что всякая настоящая любовь по своей сути творческая. Но это полезная избыточность, напоминающая нам о чем-то важном. Словосочетание «любящий творчество» в этом смысле не является лишним, поскольку, безусловно, возможно заниматься творчеством нелюбящим, жестоким и даже садистским образом. Творчество, лежащее в основе смысла жизни, — это вид деятельности, выражающий любовь.
Итак. На мой взгляд, смысл жизни в творческой любви, или любящем творчестве. Когда мы живем в гармонии с этой вечной ценностью, мы живем великой, значимой и полноценной жизнью. Когда мы этого не делаем, мы не делаем. Наша главная задача изо дня в день состоит в том, чтобы проявлять любовь творчески и творчески проявлять любовь. И когда мы это сделаем, все остальное встанет на свои места.
Для получения дополнительной информации об этом и о том, что это значит, вы можете обратиться к книге, доступной во многих библиотеках, или к моей более поздней книге «Философия для чайников», доступной почти в каждом крупном книжном магазине.
Смысл жизни — Библиография
- Журналы
- Войти
- Создать учетную запись
- Синтаксис
- Расширенный поиск
Теория ценности, Разное > Ценность > Ценность жизни > Смысл жизни
Под редакцией Николя Делона (Новый колледж Флориды)
Резюме | Эта широкая категория охватывает философские исследования старого вопроса о значении из жизни, а также более поздняя перефразировка вопроса как вопрос о значении в жизни или осмысленности. Вопросы варьируются от идеи о цели жизни, существования или вселенной до идеи о том, что жизнь может быть более или менее значимой. Другие исследуемые вопросы включают отношение между смыслом и счастьем, смыслом и моралью, смыслом в светскую эпоху, смыслом в натуралистическом мире и условиями осмысленности. |
Показать все ссылки
Братья и сестры:
- Население этики ( 313 )
- Стоимость жизни, разность ( 266 )
См. Также:
- Счасть )
Вакансии в этой области
Техасский университет A&M
Подотчетность, климат, справедливость и стипендии (ACES) Доцент — Колледж искусств и наук
Миннесотский университет, Дулут
Преподаватель или доцент философии
Университет штата Иллинойс
Ассистент или ранний ассоциированный профессор
Вакансии от PhilJobs
1 — 50
| Доступ за пределы кампуса Используете PhilPapers из дома? Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения. Контролировать эту страницу Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:
Редакция Общие редакторы: Area Editors: |