Глобальные проблемы и что мы можем сделать для их решения
Мир столкнулся со множеством проблем: пандемия, климатический кризис и все более усложняющиеся гуманитарные ситуации, выходящие далеко за пределы отдельных стран. Все это усугубляется нападками на демократию и права человека, особенно на права женщин и девочек. Правительство Бангладеш и ООН объединили усилия, чтобы противостоять этим вызовам вместе.
На снимке: Миа Сеппо, Постоянный координатор ООН в Бангладеш.
Фото: © ООН Бангладеш
COVID-19
Когда в марте 2020 года в Бангладеш был впервые зарегистрирован случай заражения COVID-19, многие испугались, что система здравоохранения страны не выдержит испытания пандемией.
С самых первых дней пандемии команда ООН в Бангладеш тесно сотрудничает с правительством, партнерами по развитию и группами гражданского общества, помогая смягчить последствия кризиса в сфере здравоохранения. Совместными усилиями были созданы карантинные и лечебные центры по всей стране, в том числе и те, которые обслуживают беженцев рохинджа и принимающие общины в районе Кокс-Базара.
Мы ведем борьбу с пандемией, используя межведомственный подход. Наши Группы по оказанию поддержки общинам (Community Support Teams) – это совместный инновационный проект, в рамках которого группы добровольцев отправляются в беднейшие и наиболее отдаленные районы, чтобы помочь выявлять случаи заболевания COVID-19, оказывать поддержку заболевшим и их семьям, пропагандировать ношение масок и помогать при регистрации на вакцинацию.
Благодаря работе таких групп мы смогли предотвратить наихудший сценарий развития событий, и это при ограниченном доступе к вакцинам. На 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Бангладеш решительно призвала обеспечить равенство в распределении вакцин.
Параллельно с реагированием на кризис в области здравоохранения ООН и партнеры также усилено занимались решением одних из наиболее неблагоприятных социально-экономических последствий COVID-19. Пандемия оказала непропорционально сильное воздействие на женщин, и, если мы не примем срочные меры, то гендерное неравенство значительно усилится, что, в свою очередь, негативно скажется на процессах восстановления и развития многих стран.
Климатический кризис
Начнем с плохих новостей. А их много.
Прогнозы для мира в целом пугают, а возможные последствия для Азиатско-Тихоокеанского региона – ужасают. В этом регионе наблюдается самое быстрое повышение уровня моря, и, согласно прогнозам, в ближайшие десятилетия жара и ливни в регионе будут бить все рекорды по интенсивности.
Прогноз Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) для Бангладеш – более частые и более интенсивные циклоны и вызванные ими штормовые приливы. Согласно прогнозам, только из-за повышения уровня моря к 2050 году будет затоплено 17% территории страны и около 20 миллионов человек останутся без крова. Еще миллионы будут вынуждены покинуть свои дома из-за экстремальных погодных явлений или медленно развивающихся последствий изменения климата, таких как вторжение соленых вод.
Неоднократно говорилось, что женщины и дети больше всех страдают от стихийных бедствий, и последствия изменения климата не являются исключением. Однако статистические прогнозы для Бангладеш, одной из самых густонаселенных стран, просто ошеломляют. Последствия изменения климата угрожают жизням и будущему 19 миллионов детей.
ООН в Бангладеш сотрудничает с правительством страны по трем направлениям: обеспечение средств к существованию и удовлетворение базовых потребностей, реагирование на стихийные бедствия, связанные с изменением климата, и мобилизация климатического финансирования. Мы помогаем мелким фермерским хозяйствам адаптироваться к изменению климата, помогая им выращивать разнообразные и высокоценные культуры.
Мы проводим экспериментальную программу «Действие на опережение» (Anticipatory Action) для заблаговременного выделения средств на борьбу с сильными наводнениями. Такие предупредительные меры позволяют повысить готовность и способность пострадавших преодолеть последствия, а также быстрее развернуть меры гуманитарного реагирования. Кроме того, мы работаем с широким кругом партнеров над решением проблемы дефицита финансирования ЦУР, разрабатывая обновленную стратегию финансирования и занимаясь подготовкой перспективных инвестиционных проектов по борьбе с изменением климата и другим ЦУР.
Наша межведомственная программа в Кокс-Базаре при поддержке партнеров-доноров поощряет жителей использовать сжиженный нефтяной газ вместо дров, снабжая их баллонами, а также продвигает использование солнечной энергии и ее получение из других альтернативных источников. Параллельно этому ООН и партнеры продолжают усилия по восстановлению леса и озеленению территорий лагерей.
Из опыта Бангладеш в области борьбы изменения климата можно сделать вывод о связи между климатом и практически всеми остальными проблемами, стоящими перед человечеством. Здесь стоит напомнить, что Бангладеш, как председатель Форума уязвимых к изменению климата стран, выступала за создание должности Специального докладчика по правам человека и изменению климата. От крупнейших эмитентов выбросов в атмосферу до малых островных государств и стран, пострадавших от изменения климата, таких как Бангладеш, – Специальному докладчику по правам человека и изменению климата (если эта должность будет утверждена) придется нелегко.
Кризис беженцев рохинджаНа снимке: Встреча с персоналом лагеря беженцев во время одного из полевых визитов.
Фото: © ООН Бангладеш
Бангладеш, несмотря на свои собственные проблемы, сыграла важнейшую роль в решении одной из огромнейших трагедий нашего времени – кризиса беженцев рохинджа.
Кризис, вызванный массовой миграцией из Мьянмы в Бангладеш людей народа рохинджа, спасающихся от преследований, начался чуть больше четырех лет назад.
Наиболее жизнеспособным и долгосрочным решением кризиса рохинджа является добровольная репатриация беженцев в условиях соблюдения безопасности, достоинства и устойчивости; и ответственность за это лежит на Мьянме.
Однако пока беженцы рохинджа находятся на территории Бангладеш, а значит, мы должны работать вместе, чтобы помочь им подготовится их к возможному возвращению на родину: им необходимо получить профессиональную квалификацию и образование, чтобы по возвращении они смогли обеспечивать себя и помогать обществу.
Начиная с марта 2020 года гуманитарная помощь, направленная на поддержку рохинджа, была сосредоточена в основном вокруг COVID-19. После снятия ограничений партнеры по гуманитарной деятельности снова наращивают масштабы предоставления разносторонней поддержки, ставя интересы беженцев-рохинджа во главу угла.
Пока мы продолжаем работу на местах, наши коллеги работают над укреплением дипломатических каналов на региональном и глобальном уровнях, чтобы помочь Мьянме стать стабильнее, восстановить справедливость и прозрачность для рохинджа и не позволить мировому сообществу забыть об этом страшном кризисе.
Что дальше?
Основные проблемы, стоящие сегодня перед Бангладеш и миром, уже давно вышли за пределы географических границ отдельных стран.
COVID-19, изменение климата и кризис беженцев – все это примеры трансграничных проблем, для решения которых нам нужны трансграничные решения, глобальная политическая воля, прочные партнерские связи и коллективные действия.
Это вызовы, которым мы должны противостоять все вместе. И мы должны дать слово молодежи и женщинам – тем, кого обычно не слышат и не слушают. Тогда и только тогда мы действительно сможем продвинуться вперед.
Автор: Миа Сеппо, Постоянный координатор в Бангладеш; редакционная поддержка: Пол ВанДеКарр, Управление по координации развития.
В проектах, упомянутых в статье, участвуют следующие агентства ООН в Бангладеш: ФАО, МОМ, ФКРООН, ПРООН, ЮНФПА, УВКБ ООН, ЮНИСЕФ, структура «ООН-Женщины» и ВПП.
Узнайте больше о работе ООН в Бангладеш на сайте Страновой команды: UN in Bangladesh
Посмотреть видеозапись выступления премьер-министра Шейх Хасины на Генеральной Ассамблее ООН 24 сентября 2021 года можно здесь.
Когда социальные проблемы становятся стратегическими
Отмахиваясь от общественно–политических проблем, компании подставляют себя под удар. Им необходимо отслеживать набирающие силу социально–политические тенденции и адекватно реагировать на них. Это позволит не только снизить репутационные и финансовые риски, но и не упустить новые возможности. Номер 15 (2006) Статья была опубликована в The McKinsey Quarterly, 2006, № 2
Руководителей, которые еще до конца не осознали важность общественно–политических проблем для их бизнеса, несомненно, убедят результаты опроса, проведенного McKinsey Quarterly. Дело не только в том, что, по мнению подавляющего большинства респондентов, роль корпораций не сводится к одной лишь максимизации доходов акционеров, хотя и этот результат сам по себе примечателен. Интереснее, как участники опроса относятся к экологическим проблемам, вопросам этики, проблеме защиты информации и другим общественно значимым темам: топ–менеджеры видят в них источники потенциальной угрозы для своего бизнеса и честно признают, что пока их компании не знают, как им противостоять.
Хотя лоббирование частных интересов старо, как сам бизнес, активная и целенаправленная работа корпораций на общественно–политической ниве пока редкость. Это упущение, считают руководители, объясняется тем, что компании во главу угла ставят краткосрочные финансовые результаты, плохо понимают значимость обсуждаемых проблем и уверены, что заниматься ими должны сотрудники юридической службы и департамента по связям с общественностью.
Такая установка, с нашей точки зрения, и опасна, и ошибочна. Лидеры бизнеса должны активно участвовать в обсуждениях общественно–политических проблем не только потому, что компании могут внести большой вклад в их решение, но и потому, что это отвечает их стратегическим интересам. Ведь общественно–политические силы могут в конце концов принципиально изменить правила игры в отраслях и подорвать репутацию компаний, которых эти изменения застанут врасплох. Но в то же время они могут создавать новые рыночные возможности, выявляя неудовлетворенные нужды общества и формулируя новые предпочтения потребителей.
Задача компаний — чутко улавливать общественно–политические настроения и учитывать их при принятии стратегических решений. Важно в общественно–политической ситуации видеть источник не только рисков (которым необходимо противостоять), но и возможностей. Нужно внимательно вглядываться в горизонт и высматривать новые зарождающиеся тенденции, добиваться, чтобы вся организация осознала их и готова была соответствующим образом отвечать на них. Тогда компания будет действовать логично и последовательно, а не устраивать единичные показательные мероприятия.
Социальные и управленческие задачи
Общественно–политические настроения никогда не обходили компании стороной. Сейчас, по сравнению с прежними временами, корпорации испытывают на себе большее давление самых разных групп интересов, способных очень быстро мобилизовать общественное мнение в свою поддержку, а проблемы, с которыми сталкиваются компании, усложняются, причем с невиданной прежде скоростью. Тем не менее корпорации все чаще ведут себя неуклюже.
Изменяющийся общественный договор
Между компаниями и обществом всегда существовал договор. Он касается не только непосредственно заинтересованных сторон (потребителей, трудящихся, регулирующих органов и акционеров), но также — и все больше — многих других групп: научных кругов, некоммерческих организаций, СМИ, сообществ, на территории которых работает компания.
Отчасти договор (см. схему 1) представлен в виде законов и регулирующих норм, нарушение которых приводит к очевидным юридическим последствиям. Но отчасти он носит полуформальный характер: неспособность или нежелание бизнеса пойти навстречу группам интересов вызывает их немедленные ответные действия. Американцы, например, считают, что транснациональные корпорации должны соблюдать по крайней мере некоторые стандарты условий труда по всей их глобальной цепочке, даже если юридически они не обязаны это делать. Не обращая внимания на общественное мнение, компании рискуют серьезно подорвать свою репутацию — и спровоцировать падение спроса на собственную продукцию. Достаточно вспомнить историю с Nike.
Общественный договор постоянно изменяется — это заложено в самой его сути. Часто некая проблема вызревает в обществе, к ней складывается определенное отношение, а затем уже появляются соответствующие законодательные акты. Точно так же иногда правовые нормы «дерегулируются» и превращаются в полуформальные. Согласно популярной в Европе точке зрения, например, работодатели обязаны предоставлять социальные гарантии трудящимся, хотя сейчас у компаний есть возможность размещать рабочие места даже в других странах.
Сложнее обстоит дело с «пограничными» проблемами—теми, что еще не стали частью формального или полуформального общественного договора. Со временем общество может занять жесткую позицию по этим проблемам, хотя бизнес порой этого и не осознает. Возьмем в качестве примера проблему избыточного веса. Раньше предполагалось, что вес человека — его личное дело и только он отвечает за то, что ест, а не компании, которые производят способствующие ожирению продукты.
Однако акценты дискуссии смещаются и ответственность с потребителей постепенно перекладывается на производителей. В этом на собственном опыте убедилась табачная промышленность, которая, по мнению общества, слишком навязчиво рекламирует свою продукцию, вызывающую зависимость. Компаниям пищевой отрасли, может быть, и не придется изменять содержание жиров и сахара в своих продуктах, но обсуждение этой проблемы достигло такого накала, что законодатели или регулирующие органы, вполне вероятно, формализуют настроения общества и введут какие–то юридические ограничения.
Растущие ожидания
Последнее время проблема социальной ответственности бизнеса приобретает все большую значимость и общество все более жестко формулирует свои претензии, в том числе в отношении источников долгосрочной стоимости компаний (например, их брэнда, кадрового потенциала и социальных связей). Это происходит под воздействием двух факторов: возникающих общественно–политических тенденций (см.
С 1990 г. по всему миру было создано более 100 тыс. гражданских групп. Показателен пример Китая, где свобода политической деятельности весьма ограничена: если в 1993 г. здесь насчитывалось 10 тыс. актов социального протеста, то в 2003–м — уже 58 тыс.[1] Чаша весов склоняется в пользу отдельных граждан и небольших групп, объединенных общей целью и озабоченных одной конкретной проблемой (о методах и тактических приемах борьбы за свои права они все чаще узнают из интернета). Доверие к неправительственным организациям, гражданским группам и информации, почерпнутой в интернете, выросло настолько же, насколько упало доверие к бизнесу—из–за скандалов вокруг компаний Enron или WorldCom.
Запоздалая реакция бизнеса
Крупные корпорации должны изменить свое отношение к социально значимым вопросам. Обычно отрицательное отношение прессы и требования групп интересов оказываются для них полной неожиданностью: ведь они предоставляют обществу множество благ – производят продукты, обеспечивая высокое качество или низкие цены, и создают рабочие места! Тем не менее по мере взросления гражданского общества бизнесу придется считаться с этой все более влиятельной силой, предвидеть ее требования и учитывать их в своих стратегических планах.
Например, некоторые ведущие банки взяли на себя обязательства в той или иной форме ограничить кредитование и андеррайтинг опасных как на них обрушился шквал критики, спровоцированной активистами Rainforest Action. Компаниям часто приходится занимать уязвимую оборонительную позицию потому, что генеральные директора и другие топ–менеджеры не умеют пользоваться механизмами «гибкой власти», по формулировке профессора Гарвардского университета Джозефа Ная[2], и находить общий язык с неправительственными организациями, которые оперируют эмоциональными доводами. Корпоративные лидеры, как правило, обладают практическими навыками и глубокими профессиональными познаниями, но, чтобы соответствовать запросам общества, нужно нечто иное — политическая прозорливость, умение выстраивать отношения с группами интересов и наращивать «репутационные» активы. А многих топ–менеджеров раздражает бездоказательность доводов, приводимых активистами. Кроме того, чтобы оценить значение большинства общественно–политических тенденций для будущего своих компаний, топ–менеджеры должны чувствовать болевые точки общества и брать на себя ответственность за проблемы, которые выходят далеко за рамки бизнеса, даже если об этом не пишут в учебниках для студентов МВА.
Стратегия поведения
Компаниям необходимо выработать стратегию поведения в отношении общественно–политических проблем по трем причинам. Во–первых, эти тенденции могут кардинальным образом изменить правила игры в отрасли. В фармацевтике, например, последние десять лет регулирующие нормы ужесточаются в ответ на требования общества к стоимости, безопасности и доступности ее продукции. Бизнес–лидерам следует участвовать в обсуждении такого рода проблем— тогда появятся четкие правила, которым будут подчиняться они сами, их работники и их инвесторы.
Во–вторых, невнимание корпораций к социальным вопросам может дорого им обойтись –– подорвать не только их финансовое положение, но и репутацию. Спросите об этом компанию Monsanto: ее рыночная стоимость значительно снизилась из–за отрицательного отношения европейцев к генетически модифицированным продуктам. Или вспомните ExxonMobil: на ликвидацию ущерба от разлива нефти из танкера Exxon Valdez она потратила 2 млрд долл. , а на судебные разбирательства — 5 млрд долл.
И в–третьих, изменяющаяся общественная или политическая ситуация может оказаться на руку корпорациям: появляются возможности для создания новых продуктов или выстраивания новой рыночной стратегии.
Успех модели Prius компании Toyota объясняется растущим интересом потребителей к экологически чистой продукции. Новаторские продукты корпорации Unilever, предназначенные для развивающихся стран, скажем созданный для Индии стиральный порошок Wheel, также появились в ответ на неудовлетворенный спрос со стороны малоимущих слоев населения.
Чтобы сформулировать стратегию поведения в отношении общественно–политических проблем, компаниям нужно предпринять некоторые практические шаги. Например, можно создать «систему слежения», которая поможет предвидеть будущие риски и возможности или освоить приемы предотвращения этих рисков, участвовать в общественных дебатах. Кроме того, важно, чтобы организации в целом понимали значимость этих проблем и действовали в соответствии с этим пониманием.
Надежные «системы слежения»
Может показаться, что общественно–политические проблемы и изменения регулирующих норм возникают в одночасье, отчего и застают компании врасплох. Но успех дальновидных новичков вроде Whole Foods Market доказывает, что предвидеть новые тенденции можно: на надвигающиеся перемены указывает множество признаков. Конечно, не все тенденции или проблемы отражаются в общественном договоре. Тем не менее, заблаговременно выявляя темы, особенно важные для неправительственных организаций и групп интересов, компании могут включиться в их обсуждение и задать направление дискуссии или, по крайней мере, подготовиться к предстоящим трудностям. А позволяя делу дойти до открытого конфликта, компании наносят ущерб своему брэнду и подрывают моральный дух сотрудников. Худой мир лучше доброй ссоры: стратегически гораздо выгоднее пойти на уступки, чем ввязываться в полномасштабную войну.
На самом деле, судя по результатам нашего опроса, топ–менеджеры уже понимают, что им надо куда более точно прогнозировать развитие общественного мнения. Систематически оценивать стратегические последствия существующих тенденций следует с помощью экономического анализа и сценарного планирования — давно опробованных методов. Если бы компании следили за обсуждением в СМИ, скажем, проблемы избыточного веса, они бы заметили, что в середине 1990–х годов сообщения на эту тему стали появляться все чаще. Но дело не только в количестве статей. Задать новое направление дискуссии может, например, мнение известного ученого. Так, ход обсуждения проблемы избыточного веса существенно изменился в 1990–х. Об этом свидетельствуют статьи в New York Times (см. схему 3): ответственность за ожирение перекладывается с самих потребителей (переедание, недостаток физической нагрузки) на факторы социальной среды, включая рекламу. Новая точка зрения распространилась, по крайней мере отчасти, благодаря исследованиям гарвардского ученого Уолтера Уиллета: он показал связь между чрезмерным весом у подростков и маркетингом нездоровой пищи.
Серьезные проблемы обычно зарождаются в регионах – и лишь после этого авторитетные, в основном западные неправительственные организации, которые обладают связями со СМИ и потому могут развернуть глобальную кампанию, подхватывают эти незначительные на первый взгляд осложнения местного значения. Обычно военные действия разворачиваются, например, вокруг норм, не соответствующих западным стандартам условий труда, или «материального стимулирования» местных чиновников, которое считается допустимым в одних странах и неприемлемым в других. Когда общественные организации выявляют двойные стандарты и оповещают о них весь мир, репутации корпораций наносится ощутимый удар. Причем вернуть себе доброе имя компания не сможет, даже если она разработает свод самых жестких этических норм. Большинство компаний спохватывается слишком поздно, когда самые опасные для них группы интересов от слов переходят к делу. Поэтому задача корпоративных «систем слежения» — заранее выявлять настроения этих групп. Оценить их влиятельность, понять цели и боевой потенциал — это первый жизненно важный шаг, который надо сделать, прежде чем искать партнеров для реализации своей общественно–политической стратегии.
Следует тщательно изучать всю доступную информацию, чтобы выявлять свои самые уязвимые места и предвидеть экономические последствия возможных действий групп интересов –– особенно когда компаниям приходится решать сразу несколько проблем. Контролируя всю цепочку создания стоимости, учитывая, например, как закупается сырье, как производится и продается их продукция, компании поймут, чем именно они рискуют в первую очередь. Необходимо разрабатывать сценарии вероятного развития событий, которые учитывали бы реакцию конкурентов, изменение модели потребления, вероятность судебных исков и появления новых правовых норм. Правительства, к примеру, могут в итоге ограничить продажу в школах фаст–фуда, приняв соответствующие законодательные акты или повысив диетологические требования к продаваемым детям продуктам питания (этот вопрос сейчас обсуждается в законодательных органах Калифорнии). С другой стороны, проигранные коллективные иски могут отрезвить пищевую промышленность, и она признает необходимость комплексного урегулирования ситуации. Многое тут зависит и от потребителей: информационные кампании и публикации в СМИ изменяют отношение людей к своему питанию.
Учет общественно–политических тенденций
Выработав надежную модель поведения в отношении общественно–политических проблем, компании смогут, предвидя появление новых правовых норм, не только сохранить безупречную репутацию, но и развить свой бизнес на волне этих изменений.
Компаниям следует делать ставку на новые возможности, выявленные их «системами слежения». Примером служит Toyota Prius: успех модели дает компании шанс раньше конкурентов вывести гибридные технологии на уровень прибыльности и, внеся вклад в решение экологических проблем, поддержать свою репутацию, хотя пока и неясно, насколько эффективны эти технологии. Выдвинутая GE концепция «эковоображения», доказывая приверженность корпорации к экологически чистой продукции и сокращению вредных выбросов, позволяет дешево, практически безошибочно, с учетом намечающихся общественно–политических тенденций прогнозировать спрос на те или иные продукты.
В целом чем неопределеннее ход событий, тем больше у компании должен быть запас стратегических планов действий. Для решения возникающих общественно–политических проблем компаниям нужно предусмотреть широкий спектр небольших инвестиций. Он будет сужаться по мере включения этих проблем в формальный договор между бизнесом и обществом. Учитывая непредсказуемость общественно–политических тенденций, стратегия разнообразия инициатив будет самой выигрышной[3].
Участие в общественных дискуссиях
Руководители компаний также должны активно участвовать в общественно–политических дебатах, способных изменить структуру отраслей и долгосрочные правила игры. Бизнес по сути своей вынужден постоянно заключать с обществом сложные, все время новые компромиссы. В электроэнергетике три цели — низкие цены, надежность поставок и экологичность — всегда будут противоречить друг другу. Неизбежны конфликты и в фармацевтической отрасли: здесь сталкиваются соображения доступности лекарств, их безопасности и необходимости инноваций. Бизнес–лидеры должны объяснять обществу, что примирить столь разные цели очень трудно.
Эпохальная речь генерального директора BP Джона Брауна об изменениях в климате Земли, произнесенная им в 1997 г., – в ней он обещал, что BP будет активно участвовать в решении проблемы глобального потепления, –– была примечательна тем, что впервые (если не считать перестраховочные компании) транснациональная корпорация выступила в поддержку нарастающей тенденции. Брюс Бодакен из Blue Shield of California первым из глав компаний, работающих в сфере медицинского страхования, предложил ввести в своем штате всеобщее медицинское страхование.
Чтобы снизить уровень неопределенности для всех игроков, включая инвесторов, компаниям необходимы стабильные правила, определяющие эволюцию их отрасли. Здесь уместно провести аналогию с технологическими изменениями, которые влекут за собой принятие единых отраслевых стандартов. От лидеров отрасли во многом зависит, смогут ли заинтересованные стороны аргументированно и со знанием дела обсуждать общественно–политические вопросы и искать компромиссные решения. Если не наладить такой диалог, общественный договор будет непредсказуемым, интересы инвесторов пострадают, а общество не получит тех благ, которые сулят эти решения.
Пересмотр общественного договора, как и любые другие стратегические перемены, связан с определенным риском. Однако, если общественное мнение возлагает на компанию ответственность за те или иные социальные или политические проблемы, не стоит опасаться преобразований, особенно мощным корпорациям–лидерам, которые действительно могут улучшить положение в отрасли. Иногда перемены приносят ощутимые стратегические преимущества. Например, в резуль тате развернувшейся борьбы против «кровавых алмазов»[4] De Beers приняла участие в разработке общемировой системы сертификации, благодаря которой она смогла дороже продавать алмазы, добытые на территориях, где нет вооруженных конфликтов. Компании очень редко вступают в общественно–политические дебаты рано, когда есть риск оказаться впереди паровоза. Чаще всего они, наоборот, опаздывают.
Сотрудничество, кооперация…
Многие общественно–политические проблемы столь глубоки и сложны, что распутать этот узел не под силу одной компании или даже отрасли. Компании, добившиеся наибольшего успеха на рынке, несмотря на тактическое соперничество с конкурентами, умеют налаживать с ними взаимодействие ради решения назревших проблем и поиска новых путей развития своих отраслей. Самое трудное тут— понять, когда действовать вместе с другими компаниями, а когда — поодиночке.
Налаживание сотрудничества между организациями с разными корпоративными культурами — дело непростое и долгое. У компании Nike и других производителей одежды семь лет ушло на создание Fair Labor Association, которая защищает права работников и следит за улучшением условий труда. Отраслевым ассоциациям часто не под силу решить проблемы, затрагивающие весь сектор, и получить нужную поддержку. Именно поэтому главы горнодобывающих компаний недавно создали новую организацию для решения стоящих перед ними общественно–политических проблем и сделали это в обход уже существующей отраслевой ассоциации International Council of Mining & Metals.
Компании Coca–Cola и PepsiCo добились успеха, выработав единую маркетинговую позицию в отношении детей до 12 лет: обе компании в рекламе своей основной продукции—газированных напитков—больше не апеллируют к этой группе. Иногда благодаря общим усилиям компании могут получить б льшую выручку и разделить между собой издержки.
Но если у компании есть шанс завоевать лавры первопроходца (вспомним BP, которая первой признала опасность глобального потепления), или если на нее слишком давят партнеры, или если коллективные действия связаны с большими трудностями или издержками, то в этих случаях лучше рассчитывать только на себя. Кооперация привлекательна тогда, когда группы интересов смотрят на все компании отрасли с одинаковым подозрением, когда новый режим регулирования нацелен на всю отрасль или когда, выступая в одиночку, компания рискует оказаться в изоляции, что обязательно отразится на ее стоимости.
…и координация
Судя по результатам нашего опроса, большинство топ–менеджеров считают, что именно первое лицо компании отвечает за ее общественно–политический облик. Не менее важна и готовность компаний соотносить свою стратегию с социально значимыми вопросами, вести бизнес, постоянно равняясь на них (см. схему 4). Непоследовательность к хорошему не приводит: гендиректор говорит одно, а компания не может воплотить его благие намерения. Например, как бы компания ни пыталась доказать широкой публике свою озабоченность состоянием окружающей среды и готовность перейти на экологически чистые технологии, ей мало кто поверит, если ее отдел по связям с правительственными организациями в то же самое время сопротивляется ограничениям на выбросы углекислого газа.
Без личной заинтересованности главы компании едва ли социальная ответственность станет неотъемлемой частью корпоративной культуры. И вряд ли тогда удастся сплотить организацию (добиться сотрудничества подразделений всегда нелегко), ведь прежде всего от гендиректора зависит согласованность усилий разных отделов (юридического, маркетингового, по связям с общественностью или с государственными органами), которые обычно действуют сами по себе. Когда глава компании проявляет личную инициативу, как Джон Браун из BP или Джеффри Иммельт из GE, сотрудники, акционеры и общество воспринимают это очень хорошо.
***
Общественно–политические тенденции будут все больше воздействовать на стратегию корпораций, которые просто не могут не замечать настроений общества и влияния групп интересов, предъявляющих свои претензии бизнесу. С точки зрения групп интересов, деятельность компаний и так уже приводит ко многим изменениям в обществе, а потому они должны занимать гораздо более ответственную общественную позицию. Компании, которые активно участвуют в решении социально значимых проблем, добьются наибольших успехов. Они смогут внести весомый вклад в формирование общественного договора и строить свою стратегию развития, предвидя возможности и угрозы, которые несут с собой новые общественно–политические условия.
[1] См.: Kathleen E. McLaughlin. Chinese Protesting More as Social Problems Grow: Beijing May Find It Hard to Retake the Reins // San Francisco Chronicle, May 1, 2005 (www.sfgate.com).
[2] См.: Джозеф Най. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. ФСПИ «Тренд», 2006. Идеи Ная обычно рассматривают применительно к геополитической проблематике, однако они весьма актуальны и для бизнеса, особенно когда речь идет об общественно–политических вопросах.
[3] См.: Lowell L. Bryan. Just–in–Time Strategy for a Turbulent World // The McKinsey Quarterly, 2002, Special edition: Risk and Resilience, p. 16—27 (www.mckinseyquarterly.com/links/21111).
[4] В 1990–х годах доходы от добычи алмазов шли на финансирование гражданских войн в некоторых африканских странах, включая Анголу, Либерию и Сьерра–Леоне. Западные неправительственные организации Global Witness и Partnership Africa Canada развернули кампанию, требуя запретить продажу алмазов из горячих точек. Основной их мишенью стал крупнейший производитель бриллиантов De Beers.
Шейла Бонини (Sheila Bonini) — консультант McKinsey, Кремниевая Долина
Ленни Мендонца (Lenny Mendonca) — директор McKinsey, Сан–Франциско
Джереми Оппенхайм (Jeremy Oppenheim) — партнер McKinsey, Лондон
Авторы благодарят бывших сотрудников McKinsey Дэниэла Литвина и Джуди Вейд за помощь в написании статьи.
Для корректной работы сервиса, пожалуйста, включите javascript в настройках браузера.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
Browse the Site
Academic Writing Skills
Search
College Study Tips
Search
Topic Study Guides
Search
Search для учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
Browse the Site
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Руководства по тематическому исследованию
Поиск
Поиск руководств по изучению
Top Academic Writing Ride
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.