Общая характеристика волевых действий
Любую деятельность человека можно разложить на конкретные действия. При этом все действия делятся на две большие группы:
— произвольные,
— непроизвольные.
Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Из чего состоит такое действие, например, как питье воды? Или — что точнее — из чего оно может состоять:
Эти отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли — сознательная регуляция активности.
Важно понимать, что любое произвольное волевое действие развивается на основе непроизвольных движений и действий. Точнее, произвольное действие всегда состоит из непроизвольных. Как из кирпичей строится дом, так и из непроизвольных — более простых — действий строится большое произвольное действие.
Простейшими, и это довольно очевидно, непроизвольными действиями являются рефлекторные:
— сужение и расширение зрачка,
— мигание,
— глотание,
— чихание,
— отдергивание руки при прикосновении к горячему,
— ориентировочный рефлекс и т.п.
В нашем примере с питьем воды рефлекторным действием является глотание.
Несколько более сложные действия — инстинктивные. Если раздражение корня языка безусловно вызывает глотательный рефлекс, то визуальный образ воды может вызвать инстинктивное действие по приближение воды к лицу, а может и не вызвать. В нашем примере инстинктивным движением является поднесение воды к лицу и сосущее движение ртом.
Инстинктивные действия лучше контролируются сознанием, чем рефлексы. Такие действия могут быть и произвольными, и непроизвольными.
Не все, разумеется, непроизвольные действия являются рефлексами и инстинктивными. Есть еще и автоматизмы — поведенческие акты, освоенные в процессе жизнедеятельности. Большинство из этих автоматизмов когда-то были сознательными действиями. По мере оттачивания умений и навыков отпала необходимость сознательно контролировать эти действия, они стали выполняться автоматически. В нашем примере все оставшиеся действия могут выполняться автоматически, но могут выполняться и сознательно — в зависимости от ситуации.
Когда-то — еще в бессознательном возрасте — мы освоили, что для того, чтобы выпить воды из стакана, нам надо его несколько наклонить на себя. Теперь это действие мы совершаем непроизвольно. Но иногда все-таки обращаем на него внимание, когда, например, попадается новая и неудобная кружка и при этом боимся облиться.
К непроизвольным действиям могут относиться и импульсивные, совершаемые без сознательной цели. Как правило, такие импульсивные действия уходят корнями в инстинктивные схемы поведения. Если, например, человек начинает браниться без особой нужды, то это может означать, например, что человек находится в сильно фрустрированном состоянии и привлекает внимание окружающих к своим проблемам (жалуется). В других случаях брань может являться проявлением агрессивных инстинктов (голосовая агрессия присуща не только человеку, но и множеству других животных, например котам).
Далеко не все из того, что делает человек, преследует четкую и понятную цель. Многое делается по привычке, по традиции, по ритуалу. Таким образом, даже очень сложные действия, как в отдельных под-действиях, так и в целом, могут быть не совсем произвольными, но и непроизвольными их тоже сложно назвать.
Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. И именно волевое поведение характеризует сознательность действий (и вообще сознательность всей жизнедеятельности). Но что это означает? Как отличить волевое поведение от безвольного? сознательные действия от несознательных? Студент, осуществивший такое сложное действие, как сходить в университет на лекции, сделал это сознательно или нет?
Не будет лишним напомнить, что в русском языке слово «воля» имеет еще один смысл, а именно — свободу («отпустить на волю», «находиться в неволе»). Воля как психический процесс имеет органическую связь со свободой выбора. Каждый раз, когда появляется та или иная возможность выбора, действие автоматически переходит из разряда непроизвольных в произвольные.
Что касается нашего примера с водой… Если я живу один в квартире, то, доставая бутылку воды из холодильника, я не буду думать над вопросами: а не надо ли оставить хотя бы немного воды для ближнего своего? имею ли я право выпить всю воду без остатка? Если со мной еще кто-нибудь живет, то после открытия холодильника мне, возможно, придется ответить на эти вопросы. И как только я поставлю перед собой эти вопросы, действие по доставанию бутылки воды из холодильника становится произвольным. И становится оно произвольным, потому что возникает альтернатива: бутылку можно взять, а можно и не взять.
Что касается нашего примера со студентом… Конечно, такое сложное действие не может быть полностью непроизвольным. Хотя бы потому, что мерой произвольности-непроизвольности является то, помнит ли человек это действие или нет (надо именно помнить действие, а не догадываться, что оно было).
Очень сложно представить психически здорового студента, который бы вечером не помнил о том, что днем ездил в университет. Однако легко представить студента, который пошел в университет исключительно по привычке, потому что туда ходит каждый будний день, даже не задумываясь утром над тем, с какой целью он идет в университет, не вырабатывая альтернативу «Может не пойти?» Вечером у такого студента воспоминания о поездке в университет отрывочные: «Утром я не надел куртку и замерз… Оля мне улыбнулась… Ручка перестала писать…» Такое действие можно назвать частично произвольным. В самом деле, если бы студент утром рассматривал реальные альтернативы («а) сходить в университет, б) остаться дома и поучиться самостоятельно, в) остаться дома и отдохнуть, г) сходить на подработку…»), то действие было бы значительно более произвольным.Волевым человека делает не столько умение преодолевать неприятные ощущения, сколько склонность, стремление выдвигать реальные (не игровые, не условные) альтернативы.
Но тут есть два соображения. Во-первых, произвольность действия (участие воли) совсем не является гарантией того, что цель действия поставлена верно. В конце концов, эта цель может быть просто плодом самообмана, продиктована психологической защитой. Во-вторых, работа воли требует задействования определенных ресурсов, и совсем не обязательно постоянно искать альтернативу в действиях.
Предположим, какой-то человек решил стать альпинистом и теперь весь свой отпуск проводит в горах, а не на даче с семьей, или он решил расширить кругозор своих коллег и теперь вместо обычного «Привет!» и «Здравствуйте!» говорит приветствия на сотне разных языков, включая китайский, латинский и древнегреческий.
Безусловно, эти действия требуют определенной воли. Но присутствие воли не означает, что сами цели выбраны верно. Возможно, лучше было бы провести отпуск с семьей, а коллег не ставить в тупик незнакомыми словами.В обиходе безвольным часто называют человека, не только слабого, не способного на преодоление трудностей, но и человека, слишком сильно зависящего от социального окружения. Если кто-то (жена, коллеги, друзья) помыкают человеком, то про него говорят, что он безвольный. И в самом деле, обязательным признаком волевого действия является то, что оно спонтанно, то есть идет изнутри человека. Безвольный человек, получив приказ начальства, старается выполнить его «абы как», главное — чтобы удовлетворить ожидания руководства. Волевой человек видит альтернативу, и он может отвергнуть, оспорить неадекватный приказ, или же принять его, и тогда он будет руководствоваться этим приказом так, будто сам себе его поставил.
Волевые действия тесно связаны с работой других психических процессов, например с чувствами, мышлением, вниманием. Чем спокойнее человек, тем реже он впадает в состояние паники. Чем активнее мышление, тем чаще выдвигаются альтернативы. Чем концентрированнее внимание, тем больших успехов достигает человек в сложных действиях, тем более сложные цели он ставит в дальнейшем.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Воля
- Аскеза
- Барьер психологический
- Волевые качества
- Волевые качества человека и их развитие
- Желание
- Импульсивный навык
- Инициатива
- Инфляция воли
- Настойчивость
- Недостаток побуждения
- … и другое
1. Общая характеристика волевых действий
Лекция. Проблема воли в психологии личности
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.
Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.
В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение.
Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.
Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.
Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.
Q5 Что такое произвольные и непроизвольные действия Какая часть нервной системы их контролирует…
Перейти к
- Вопросы с множественным выбором (MCQ)
- Вопросы с краткими ответами (SA)
- Вопросы с длинными ответами (LA)
- Ткани растений и животных
- Классификация растений
- Классификация животных
- Фотосинтез и дыхание
- Экскреция у людей
- Нервная система
- аллергия
Главная > Селина Солюшнс Класс 7 Биология > Глава 6 — Нервная система > Упражнение: Вопросы с длинными ответами (LA) > Вопрос 5
Вопрос 5 Вопросы с подробным ответом (LA)
В5) Что такое добровольные и непроизвольные действия? Какой отдел нервной системы их контролирует?
Ответ:
Решение:
Произвольное действие: когда действие производится с участием мыслей, оно называется произвольным действием.
Непроизвольные действия: действия, совершаемые без сознания или воли человека, называются непроизвольными действиями.
Связанные вопросы
Q1) С помощью подходящей схемы опишите строение нейрона.
Q2) Кратко опишите строение головного мозга человека и укажите его функции.
Q3) Назовите три функции спинного мозга.
Q4) Опишите три вида нервов, приведя пример каждого.
Фейсбук WhatsApp
Копировать ссылку
Было ли это полезно?
Упражнения
Вопросы с множественным выбором (MCQ)
Вопросы с коротким ответом (SA)
Длинные вопросы ответов (LA)
Главы
Ткани растений и животных
Классификация растений
Классификация животных
Фотонтеза Дыхание
Экскреция у человека
Нервная система
Аллергия
Курсы
Быстрые ссылки
Условия и политика
Условия и политика
2022 © Quality Tutorials Pvt Ltd Все права защищены
Глава I
Резюме
Теперь мы переходим к обсуждению ответственности индивида за свои действия и добровольного характера моральной цели. Как уже было показано, добродетель или нравственное превосходство — это вопрос чувств и действий. Так как человека хвалят или порицают только за то, что он делает добровольно, то необходимо различать добровольные и непроизвольные действия.
Непроизвольные действия – это действия, совершаемые по принуждению или по неведению. Действие является обязательным, если оно исходит из внешней причины и действующее лицо (совершитель действия) не вносит в него ничего (например, это случай, когда капитан корабля сбивается с курса встречным ветром).
Ситуация не всегда такая ясная. Некоторые действия включают в себя смесь добровольных и непроизвольных действий (например, , когда мужчина подчиняется приказу тирана совершить аморальный поступок, чтобы защитить своих близких). Такие действия в конечном счете должны быть классифицированы как более близкие к добровольным, поскольку человек свободно выбирает между альтернативами. Поступки не могут быть оценены только в соответствии с абстрактными моральными принципами, но должны быть оценены с учетом особенностей данной ситуации, и есть некоторые вещи, которые хороший человек не должен делать ни при каких обстоятельствах.
Действия, совершенные по неведению, не считаются добровольными, но необходимо проводить различие между действием, совершенным по неведению, о котором впоследствии сожалеет субъект (классифицируется как недобровольное действие), и таким действием, о котором не сожалеют (классифицируется как недобровольный поступок). Существует также различие между действием из-за невежества и действием по неведению . Пьяный человек может вести себя невежественно, но его невежество связано с выпитым им алкоголем, а не с его собственным недостатком знаний; в этом смысле его действие может быть недобровольным.
Можно было бы утверждать, что злой человек не знает разницы между правильным и неправильным, в результате чего его злые дела из-за этого невежества непроизвольны и не предосудительны. Это серьезная ошибка. Непроизвольные действия являются результатом невежества в конкретной ситуации, но «универсальное» невежество (т. Такое невежество не делает поступок непроизвольным, но делает его злым. Единственное неведение, которое можно простить агенту, — это незнание конкретных обстоятельств, связанных с его действием. Пока действие исходит от агента и он понимает обстоятельства, в которых он действует, его действие является добровольным, и он несет ответственность за его последствия.
Представление Аристотеля о произвольном характере моральной цели лучше всего иллюстрируется простым силлогизмом, в котором большая посылка представляет собой «всеобщее» невежество, а меньшая посылка представляет «частное» невежество. Там, где большая посылка состоит в том, что захват чужого имущества без его ведома или согласия является кражей, а второстепенная посылка состоит в том, что конкретная вещь является собственностью другого лица, можно доказать, что перемещение этой конкретной вещи из данного места является кражей. По Аристотелю, незнание большей посылки приводит к злому поступку, а незнание меньшей посылки — к непроизвольному поступку, т. е. это не воровство, если человек не знает, что имущество принадлежит кому-то другому. Это серьезный моральный порок, если человек не понимает, что такое воровство, но можно знать, что воровать нехорошо, и все равно по неведению брать чужое имущество. Это своего рода незнание конкретных обстоятельств, которое приводит к непроизвольному действию, за которое человек не несет моральной ответственности.
Чтобы действие было добровольным, необходимо знать: (а) кем является агент, (б) что он делает, (в) какое лицо или предмет затрагивается, (г) используемые средства, (д) результат, намеченный действием; (f) способ действия агента. Никто не может не знать обо всех этих факторах, особенно о первом, поскольку каждый агент знает свою личность, но можно не знать о некоторых. Например, человек может не знать всех последствий своего поступка (б), он может принять одного человека или вещь за другого (в), он может принять опасное оружие за безобидный инструмент (г), он может попытаться спасти чью-то жизнь. жизнь, дав ему на самом деле вредный напиток (е), он может ударить кого-то слишком сильно и ранить его (е).