Произвольное внимание дошкольников: особенности развития
Содержание
- 1 Произвольное внимание в познавательной сфере ребенка
- 1.1 Признаки произвольного внимания
- 2 Речь как главное средство развития произвольного внимания
- 3 Игры и упражнения на развитие произвольного внимания
Произвольное внимание – это процесс сосредоточения внимания на определенном объекте с применением волевых усилий. Уже из определения понятно, что для дошкольника это очень непростая задача, требующая значительного напряжения. Произвольное внимание задействует волевую сферу, которая в данном возрасте еще только складывается. Однако все школьное обучение строится на произвольности познавательных процессов. Поэтому произвольное внимание необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста.
Произвольное внимание в познавательной сфере ребенка
Внимание ребенка, как правило, выхватывает из окружающей среды самые яркие, звонкие или особенные иными приметами объекты. Они вызывают интерес, притягивают ребенка, как магнит. В подобных условиях никаких волевых усилий не требуется. Поэтому у детей преобладает именно этот вид внимания, отличающийся непреднамеренностью, и который называется непроизвольное внимание.
Такой же характеристикой обладают и другие познавательные процессы в дошкольном возрасте. Дети непроизвольно воспринимают, запоминают, улавливают основные признаки и взаимосвязи предметов, благодаря чему накапливают большой объем необходимых для жизни знаний. Мячик их заинтересует своей прыгучестью, колокольчик – перезвоном, апельсин запомнится благодаря яркому цвету.
Но непреднамеренного внимания недостаточно, чтобы полноценно осваивать окружающий мир, обучаться новым навыкам и включаться в социальные отношения.
Например, игровая деятельность является свободной и непроизвольной – дошкольник играет тогда, когда хочет играть, и занимается этим ровно столько, сколько ему интересно. А вот такому важнейшему действию, как чистка зубов, ребенок научится только в том случае, если взрослый не просто будет показывать малышу каждое движение, но и поможет ему удерживать в поле внимания последовательность и правильность выполнения шагов этой гигиенической процедуры.
То есть, произвольное внимание призвано помочь ребенку выполнять определенную работу – возможно, не всегда интересную. Или научиться новому, или освоить правила общения, или проверить результат своей продуктивной деятельности и пр. Таким образом, с формированием произвольности развитие познавательных процессов выходит на новый уровень.
Чем взрослее становится дошкольник, тем чаще от него ожидают произвольного внимания. Освоить счет, выучить буквы, запомнить стишок, пересказать сказку, научиться читать – все перечисленные и множество других занятий опираются на произвольные усилия. Познавательная сфера ребенка к концу дошкольного возраста качественно меняется, благодаря развитию произвольности. Развивается воображение, словесно логическое мышление, восприятие приобретает целенаправленность.
Длительное поддержание активного внимания является непременным условием формирования готовности к обучению в школе. Поэтому так важно систематически работать над развитием произвольности внимания, чтобы ребенок постепенно привыкал управлять данной психической функцией.
Признаки произвольного внимания
Развитие произвольного внимания тесно связано со становлением волевого действия. Например, дошкольник увлеченно смотрит мультик и хотел бы продлить это занятие как угодно долго. Но звучит строгое распоряжение мамы, что нужно собрать игрушки, а затем пора спать. Каким бы сложным ни был переход от просмотра мультфильма до складывания игрушек (часто со слезами и капризами), однако ребенку приходится перенаправить свое внимание. Без волевых усилий здесь никак не обойтись.
Проявляет ли малыш в таких ситуациях произвольность? Или под давлением родителей автоматически выполняет действия?
На практике наблюдается как первый, так и второй вариант. Вполне может иметь место ситуация, когда плачущий ребенок сбрасывает свои игрушки в соответствующую коробку, нисколько не сосредотачиваясь на процессе, или проявляет негативизм. Но часто родители наблюдают и благополучный вариант, когда их дети без капризов принимаются аккуратно раскладывать все по своим местам.
Напрашивается потребность выделить некоторые знаковые признаки, которые свидетельствовали бы о проявлении произвольности. Можно говорить о формировании произвольного внимания, если ребенок проявляет следующие умения:
- Воспринимает словесную инструкцию (слушает и понимает, что ему нужно сделать).
- Следует инструкции или показанному алгоритму на протяжении определенного времени.
- Пытается проконтролировать свои действия или результат.
Чтобы несколько раскрыть содержание перечисленных признаков, рассмотрим, какую значимую роль играет речь для становления волевого внимания.
Речь как главное средство развития произвольного внимания
Слово выступает средством организации внимания. Дошкольник выслушивает просьбу или инструкцию взрослого и выполняет соответствующие действия. В данном случае стопроцентно задействуется именно произвольная функция внимания. В первую очередь ребенку приходится прислушаться к тому, что ему говорят, а затем перенаправить внимание непосредственно на действия и объекты («принеси синюю чашку», «сначала расставь большие кубики, а на них – поменьше» и т. п.).
Речь – самое действенное средство, направляющее внимание дошкольника. В младшем дошкольном возрасте слова, которые произносит взрослый, по сути, служат инструкцией ребенку, куда нужно посмотреть, к чему прислушаться, как повернуться и пр. И на первых порах они имеют простейшие формы: «смотри, как я делаю», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки у елочки».
Но с каждым годом дошкольник все больше может охватывать вниманием. Поэтому ему посильны для усвоения многошаговые инструкции и распоряжения. Например, воспитатель обучает ребенка рисованию акварелью: «Каждый раз окунай кисточку в воду, а затем в краску – так краска будет лучше ложиться на лист. И обязательно нужно вымыть кисть перед тем, как использовать краску другого цвета.» Это уже алгоритм, который следует использовать постоянно при рисовании. И ребенок с этим справляется.
Чем полнее дошкольник сам осваивает речь, тем больше расширяются его возможности волевого выбора объектов, которым он по очереди будет уделять внимание. Многие дети охотно проговаривают, как они сначала сделают одно, затем посмотрят другое и т.д. Это значит, что они самостоятельно используют слово для управления вниманием.
Взрослым следует побуждать ребенка к тому, чтобы он рассказывал, чем он занимается, что хочет нарисовать или построить. Такой простой метод позволит дошкольнику не отвлекаться и довести свое маленькое дело до конца.
Речевые навыки старших дошкольников позволяют им целенаправленно уделять пристальное внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, мимолетно заинтересовавшись чем-то. Однако полученный ответ может пробудить дальнейший интерес, и дошкольники сосредотачивают внимание, чтобы узнать еще больше.
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания
Произвольное внимание в дошкольном возрасте не сформируется как неизбежный результат психического развития ребенка. Произвольность характеризуется проявлением усилий, которые необходимы дошкольнику, чтобы овладеть своим вниманием и направить его на заданные объекты.
Существенное воздействие на развитие внимания у дошкольников оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей.
Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста
Игра 1. «Не зевай!»
Дети идут по кругу друг за дружкой. Ведущий подает сигнал «Стоп!», участники тут же останавливаются, трижды хлопают в ладоши и поворачиваются в противоположную сторону. Прозевавший команду, если таковой имеется, выбывает из игры. Все начинают движение в другую сторону. Направление меняется каждый раз после сигнала.
Игра 2. «Волшебное слово». Можно играть, как с 2-3 детьми, так и с группой.
Водящий объясняет участникам, что он будет показывать различные движения, а дети будут их повторять, но только в том случае, если прозвучит слово «Пожалуйста». В ином случае участники должны оставаться неподвижными. Тот, кто нарушил правило, становится водящим.
Игра 3. «Сова»
Один из дошкольников садится на стул – он будет играть роль совы. Ведущий произносит: «День!». Это значит, что «сова» должна закрыть глаза, а другие дети двигаются, как пожелают. Как только прозвучит команда «Ночь!», все активные участники замирают на месте, а сова открывает глаза, «летает» и ловит того, кто нарушил статичное положение. Этот игрок и становится «совой».
Игра 4. «Пишущая машинка» (для детей, умеющих читать)
Играющим вручаются большие буквы, вырезанные из картона. Каждый ребенок имеет только одну букву. Ведущий называет слово и пишет его на доске или демонстрирует на листе бумаги. Дети, с присвоенными им буквами, делают один хлопок ладошками в том порядке, в котором стоят буквы в слове. Когда слово «напечатано», все аплодируют. Рекомендуется использовать простые, хорошо знакомые детям слова: дом, кот, рука, стол, ложка, игра и пр.
Игра 5. «Внимательные соседи»
Дети выстраиваются в круг, а один из них выбирается водящим. Он спокойно ходит внутри круга, неожиданно останавливается напротив одного из играющих и произносит: «Руки!». Тот игрок, к которому обратился водящий, сохраняет свою позу, а его соседи должны поднять одну руку вверх – ту, которая ближе к игроку. Если кто-то ошибся, он становится водящим.
Подобные игры-упражнения держат внимание дошкольников в активном состоянии (больше игр). Они задействуют произвольные усилия, но благодаря развлекательно-игровой форме легко воспринимаются детьми и способствуют развитию направленности и устойчивости внимания.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — Pro-Psixology.ru
Решающая роль в жизни человека принадлежит произвольному вниманию, ориентированному на сознательно поставленную цель. Непроизвольное внимание интересует нас постольку, поскольку оно может содействовать или мешать переходу внимания в волевую форму. Произвольное же внимание включено во все основные виды деятельности человека. Поэтому изучение этого вида внимания приобретает особое значение.
Произвольное внимание может проявляться с разной степенью устойчивости, под которой понимается длительность сосредоточения человека на той или иной деятельности.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень длительно, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере.
Но у одного и того же человека устойчивость внимания может заметно колебаться. Зависит это от его отношения к выполняемой деятельности. Интересная, соответствующая склонностям человека деятельность повышает устойчивость внимания, неинтересная снижает ее, что очень важно учитывать в педагогическом процессе.
Огромное значение в деле устойчивости внимания имеет осознание дели деятельности. Деятельность, осознанная человеком как очень важная, общественно-необходимая, повышает устойчивость внимания. Деятельность же, расцениваемая человеком как мало существенная, снижает устойчивость его внимания.
Рис. 32, Тахистоскоп
Внимание, как указывалось в определении этого понятия, является сосредоточением сознания на каком-либо объекте. Количество предметов, удерживаемых одновременно в поле ясного сознания, определяет собой объем внимания. Объем внимания легко устанавливается при помощи следующего опыта. Испытуемому предлагается карточка с написанными на ней шестью-семью согласными буквами. Берутся только согласные буквы с целью предупредить возможность составления из этих букв не только слов, но даже слогов. Карточка эта предъявляется при помощи особого прибора — тахистоскопа, который позволяет строго дозировать время предъявления карточки.
Тахистоскоп с лицевой стороны представляет собой вертикально поставленную дощечку с прорезанным в ней небольшим оконцем (см. рис. 32). За ним помещается ширма, которая на определенное и очень короткое время может открывать оконце. В оконце вставляется карточка с нанесенными на ней элементами (буквами, рисунками и т. п.). При нажатии рычага ширма падает и испытуемый видит в течение 1/10 — 1/15 доли секунды то, что изображено на карточке. Количество схваченных букв при предъявлении их в тахистоскопе и будет характеризовать объем внимания испытуемого.
Как показывают исследования, количество отдельных букв, схватываемых через тахистоскоп в одном акте внимания взрослого нормального человека, равно в среднем трем — четырем. Но это будет относиться только к обособленным буквам, из которых нельзя образовать слово. При предъявлении же через тахистоскоп осмысленных слов количество схваченных букв возрастает до 10—12 и больше.
Кроме объема внимания, важно учитывать и распределение внимания. Под распределением внимания понимается способность одновременно выполнять два или даже несколько различных действий. Распределение внимания не следует смешивать с объемом внимания. Объем внимания, как указывалось, определяется количеством предметов, удерживаемых одновременно в поле ясного сознания. Под распределением же внимания донимается способность человека одновременно уделять внимание двум или нескольким различным по характеру видам действий.
Страницы статьи: 1 2 3
«Сверху вниз» не означает «добровольно»
Специальная коллекция: Теоретический обзор с комментариями: визуальный отбор
Комментарий
Авторов:Николай Гаспелин,
Бингемтонский университет, Государственный университет Нью-Йорка, США
Х закрыть
Стивен Дж. Удача
Калифорнийский университет, Дэвис, США
Х закрыть
Abstract
Исследователи внимания уже давно обсуждают роль нисходящих и восходящих механизмов в управлении вниманием. Theeuwes (2018) утверждал, что нисходящий контроль встречается гораздо реже, чем обычно считается, и что третий механизм — история выбора — играет недооцененную роль в управлении зрительным вниманием. Хотя Теувес убедительно доказывал важность истории отбора, его аргументы в пользу ограниченной роли нисходящих механизмов включают смешение терминов «нисходящий» и «добровольный». Когнитивные психологи обычно используют термин «процессинг сверху вниз» для обозначения любого феномена восприятия, на который влияет контекст, обучение или ожидание, включая историю выбора. Это выдвигает на первый план большую проблему в исследованиях захвата внимания: термины, используемые для описания контроля внимания, часто плохо определены, и многие текущие споры, похоже, связаны со значением слов. Чтобы продвинуться вперед в понимании реальных механизмов контроля внимания, мы должны договориться о том, что на самом деле означают такие термины, как «сверху вниз» и «снизу вверх».
Ключевые слова: захват внимания, зрительное внимание, история выбора
Как цитировать: Гаспелин, Н. , и Удача, С.Дж. (2018). «Сверху вниз» не означает «добровольно». Journal of Cognition , 1 (1), 25. DOI: http://doi.org/10.5334/joc.28
1671
просмотров
536
загрузок
19
Цитаты
1
Твиттер
Опубликован в 14 мая 2018
Принято 15 марта 2018 г. Опубликовано 21 февраля 2018 г.
Традиционно механизмы управления вниманием подразделяются на два отдельных класса: нисходящие и восходящие. Теувес ( 2018 ) выступает за включение третьего механизма, который может управлять распределением внимания: история выбора . Согласно этому отчету, неявные механизмы, такие как прайминг или история вознаграждения, могут в значительной степени объяснить управление зрительным вниманием. Мы согласны со многими ключевыми моментами этого обзора, особенно с вероятностью того, что большая часть управления вниманием является непроизвольной и бессознательной. Однако мы не согласны с тем, как Тьювес объединил термины «сверху вниз» и «добровольно». В этом комментарии мы покажем, что эти термины традиционно означали очень разные вещи в литературе по восприятию и познанию, и мы покажем, что их смешение приводит скорее к путанице, чем к ясности.
Почему терминология имеет значение
Нам может показаться мелочным сосредотачиваться на определении одного маленького слова. В конце концов, разве мы не должны сосредоточиться на данных? Однако стандартизированная терминология имеет решающее значение для научного прогресса. Рассмотрим гипотетический спор о том, голубое ли небо. Одна группа исследователей определяет «синий» как один цвет (который большинству из нас показался бы «голубым»). Они заключают, что небо голубое. Однако другая группа исследователей определяет «синий» как другой цвет (который большинству из нас показался бы «темно-синим»). Они заключают, что небо не голубое. Эти два теоретических лагеря будут обречены на споры вечно — или, по крайней мере, до тех пор, пока они не смогут договориться об общем определении слова «синий». Возможно, самая удручающая часть этой притчи заключается в том, что оба лагеря согласны с фактическим спектральным составом неба, но считают, что они не согласны, потому что они используют разные термины для одного и того же цвета. Большинство из нас согласится с тем, что эти гипотетические дебаты глупы. Но это иллюстрирует ключевую проблему. Если мы не можем прийти к соглашению о значениях «сверху вниз» и «снизу вверх», то мало надежды на достижение консенсуса по поводу механизмов управления вниманием.
«Сверху вниз» в сравнении с «добровольным»
Theeuwes ( 2018 ) определяет «сверху вниз» как эквивалент «добровольного» или «преднамеренного». Он утверждает, что «внимание сверху вниз относительно медленное» (стр. 18), что «выбор сверху вниз контролируется» (стр. 18), а не автоматический, и что «выбор сверху вниз требует усилий для переключения внимания» (стр. 18). стр. 19). Он также приводит несколько цитат исследователей внимания, показывающих, что они часто подчеркивают произвольные аспекты нисходящего контроля внимания. Однако внимательное изучение этих цитат показывает, что некоторые исследователи считали «произвольный» контроль внимания подмножеством контроля внимания «сверху вниз», а не эквивалентным «сверху вниз». Например, утверждение о том, что «произвольную ориентацию можно рассматривать как аспекты контроля внимания сверху вниз» (9).
Итак, что означает «сверху вниз»? Традиционно «восприятие сверху вниз» относится к ситуациям, в которых контекст, обучение или ожидания изменяют процесс восприятия. Например, стандартный учебник по вводной психологии дает следующее определение: «Обработка сверху вниз — это то, как знания, ожидания или прошлый опыт формируют интерпретацию сенсорной информации» (9).0033 Gazzaniga, Heatherton, & Halpern, 2016, с. 173
Обычная иллюстрация восприятия сверху вниз в учебнике показана на рис. 1. «А» в «CAT» и «H» в «THE» имеют точно такую же форму, но знание общеупотребительных английских слов сверху вниз позволяет опытные читатели читают слова как «CAT» и «THE», даже не осознавая, что их можно рассматривать как «CHT» и «TAE». Мало кто будет утверждать, что этот классический пример нисходящей обработки информации является добровольным (медленным, контролируемым и требующим усилий). Другим распространенным примером нисходящего восприятия является слуховой 9.0079 эффект фонематического восстановления , при котором замаскированный звук в речевом сигнале восстанавливается для знакомых, но не незнакомых слов ( Samuel, 1981 ). Никто не станет спорить с тем, что фонематическое восстановление является добровольным.
Рисунок 1
Иллюстрация явления восприятия сверху вниз, которое не кажется произвольным или преднамеренным (адаптировано из
Использование термина «сверху вниз» в значении «добровольный» — неправильный способ использования этих терминов. Но мы можем понять, почему термин «сверху вниз» может сбивать с толку. Исследователи захвата внимания часто используют неточные формулировки, и мы сами, безусловно, виноваты в этом. Например, мы часто использовали фразу «целеустремленная теория», имея в виду теории, в которых намерения или ожидания могут косвенно приводить к захвату внимания стимулами, имеющими общие черты с целью ().0033 Gaspelin, Leonard, & Luck, 2015 , 2017 , Gaspelin & Luck, в печати , 2018 ). Мы не имели в виду, что целью наблюдателей было сфокусировать внимание на этих стимулах. Вместо этого мы предположили, что эксплицитная цель задачи вызвала каскад событий, которые в конечном итоге привели к захвату стимулов, которые соответствовали характеристикам цели, но совершенно не имели отношения к задаче (см. формулировка). Однако мы никогда не делали эту логику явной, и легко понять, что термин целеустремленный может означать прямой, произвольный контроль внимания. И здесь кроется проблема – общепринятая терминология в этой области легко может быть неверно истолкована.
Стоит отметить, что многие исследователи, выступающие за историю отбора, избегали отождествления обработки сверху вниз с волей. В частности, в недавнем обзоре Awh, Belopolsky и Theeuwes ( 2012 ) нисходящий контроль определяется как «управление вниманием, обусловленное факторами, которые являются «внутренними» для наблюдателя» (стр. 437). Это фактически определяет «сверху вниз» как все, что не является «снизу вверх», формируя четкую дихотомию, которая согласуется с историческим использованием термина «сверху вниз». В этой статье приводился убедительный аргумент в пользу того, что дихотомия «сверху вниз» и «снизу вверх» была проблематичной в качестве исследовательской стратегии, потому что некоторые формы контроля «сверху вниз» являются добровольными, медленными и контролируемыми, тогда как другие в значительной степени непроизвольны, быстры и автоматически. . Однако это означает, что в этой области должна произойти смена исследовательской стратегии, а не изменение определения «сверху вниз».
Заключение
Мы согласны с Теувесом ( 2018 ) в том, что история отбора является важным направлением для будущих исследований и что она имеет много общих ключевых свойств с восходящим контролем. Тем не менее, история отбора явно является формой контроля внимания «сверху вниз», поскольку этот термин исторически использовался, и переопределение «сверху вниз» как означающее «произвольный» было бы несовместимо с остальной частью области и неизбежно привело бы к путанице. а не прогресс. С другой стороны, «нисходящие» теории захвата внимания часто фокусируются на формах нисходящего руководства, которые сильно отличаются от истории отбора. Например, гипотеза условной непроизвольной ориентировки ( Folk et al., 1992 ) предлагает участникам формировать произвольную установку внимания, которая иногда приводит к захвату внимания не относящимися к делу предметами, и это сильно отличается от чего-то вроде автоматического прайминга из предыдущих испытаний. Точно так же понятия «режим обнаружения одиночек» и «режим поиска признаков» (, Bacon & Egeth, 1994, ) кажутся очень похожими на добровольные стратегии, а не на бессознательно усвоенные эффекты истории отбора. Как указывает Тьювес ( 2018 ), отделение сознательных нисходящих стратегий от истории отбора потребует отказа от парадигм, в которых участники выполняют одну и ту же задачу в течение длинного блока испытаний, и вместо этого использования парадигм подсказок «от испытания к испытанию». Такие парадигмы при использовании с четко определенной терминологией позволят продвинуться вперед в понимании роли воли, осознания, автоматизма, истории выбора, восходящих и нисходящих процессов в управлении вниманием.
Конкурирующие интересы
У авторов нет конкурирующих интересов, о которых следует заявлять.
Информация об авторе
Это исследование стало возможным благодаря грантам NIH R01MH076226 и R01MH065034, предоставленным S.J. L.
Каталожные номера
Аух, Э., Белопольский, А.В., и Теувес, Дж. (2012). Контроль внимания «сверху вниз» и «снизу вверх»: неудачная теоретическая дихотомия. Тенденции в когнитивных науках , 16 (8), 437–443. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.06.010
Bacon, WF, & Egeth, HE (1994). Преодоление захвата внимания, управляемого стимулом. Восприятие и психофизика , 55 (5), 485–496. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03205306
Балух, Ф., и Итти, Л. (2011). Механизмы нисходящего внимания. Тенденции в нейронауках , 34 (4), 210–224. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tins.2011.02.003
Чун, М. М., и Цзян, Ю. (1999). Нисходящее управление вниманием, основанное на неявном изучении визуальной ковариации. Психологическая наука , 10 (4), 360–365. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.00168
Folk, CL, Remington, RW, & Johnston, JC (1992). Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 (4), 1030–1044. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-1523.18.4.1030
Галотти, К. М. (2014). Когнитивная психология: внутри и вне лаборатории (пятая). Лос-Анджелес: SAGE.
Гаспелин, Н., Леонард, С.Дж., и Удача, С.Дж. (2015). Прямые доказательства активного подавления заметных, но не относящихся к делу сенсорных сигналов. Психологическая наука , 22 (11), 1740–1750. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797615597913
Гаспелин, Н., Леонард, С.Дж., и Удача, С.Дж. (2017). Подавление явного захвата внимания бросающимися в глаза, но не относящимися к делу цветными одиночками. Внимание, восприятие и психофизика , 79 (1), 1–18. DOI: https://doi.org/10.3758/s13414-016-1209-1
Гаспелин, Н., и Лак, С.Дж. (2018). Роль торможения в предотвращении отвлечения внимания на явные раздражители. Тенденции в когнитивных науках , 22 (1), 79–92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.11.001
Гаспелин, Н., и Лак, С.Дж. (в печати). Различение потенциальных механизмов подавления синглетонов. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . DOI: https://doi.org/10.1037/xhp0000484
Газзанига, М.С., Хизертон, Т.Ф., и Халперн, Д. (2016). Психологическая наука (5-е издание). Нью-Йорк: WW Norton and Company.
Хопфингер, Дж. Б., Буонокор, М. Х., и Мангун, Г. Р. (2000). Нейронные механизмы контроля внимания сверху вниз. Природа нейронауки , 3 (3), 284–291. DOI: https://doi.org/10.1038/72999
Самуэль, А. Г. (1981). Фонематическая реставрация: выводы из новой методологии. Журнал экспериментальной психологии: Общие , 110 (474). DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.110.4.474
Селфридж, О. Г. (1955). Распознавание образов и современные компьютеры. Материалы компьютерной конференции Western Joirn.
Теувес, Дж. (2018). Визуальный выбор: обычно быстрый и автоматический; Редко Медленный и Волевой. 1(1), 29. DOI: https://doi.org/10.5334/joc.13
Перейти к Обсуждения Связанный контент
О времени: моделирование динамического произвольного внимания
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 2 0 объект > /Шрифт > >> /Поля [] >> эндообъект 3 0 объект > транслировать application/pdfdoi:10.1016/j.tics.2021.07.010