Произвольное запоминание
Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла (понимание сути).
Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла (понимание сути).
Заучивание — это целенаправленное повторение одного и того же материала, механическое запоминание.
Если материал в результате заучивания воспроизводится дословно — значит и заучивание было дословным.
Так учат слова и тексты, когда изучают новый язык. Так музыканты учат ноты и гаммы, прежде чем научиться играть.
Если в результате заучивания запоминаются основная логика текста, основные термины, аргументация — такое заучивание называется близким к тексту.
В школе такое заучивание называется пересказ.
Смысловое запоминание- это сохранение в памяти не самого материала — а отношения между основными блоками материала, логики, связывающей эти блоки. механизмами и процессами памяти мы начнем с запоминания.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.
В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна.
Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.
Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Иллюстрируя важность постановки задачи на заучивание, А. А. Смирнов приводит в качестве примера случай, происшедший с югославским психологом П. Радоссавлевичем. Он проводил эксперимент с человеком, который плохо понимал язык, на котором проводился эксперимент. Суть данного эксперимента состояла в заучивании бессмысленных слогов.
Обычно, чтобы их запомнить, требовалось несколько повторений. В этот же раз испытуемый читал их 20, 30, 40 и, наконец, 46 раз, но не давал экспериментатору сигнал, что их запомнил. Когда же психолог попросил повторить прочитанный ряд наизусть, удивленный испытуемый, не понявший из-за недостаточного знания языка цели эксперимента, воскликнул: «Как? Так я должен его заучить наизусть?» После чего он еще шесть раз прочитал указанный ему ряд слогов и безошибочно повторил его.Следовательно, для того чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить цель — не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его.
Следует отметить, что большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только главные мысли и наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в третьих — точно запомнить последовательность фактов и т. д.
Таким образом, постановка специальных задач играет существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. Однако, по мнению С. Л. Рубинштейна, запоминание очень сильно зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Более того, Рубинштейн полагал, что нельзя делать однозначные выводы о большей эффективности произвольного или непроизвольного запоминания. Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования известного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.
Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что
Следовательно, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.
Следует отметить, что исследование мнемической деятельности человека является одной из центральных проблем современной психологии. Основными задачами изучения мнемической деятельности являются определение доступного человеку объема памяти и максимально возможной скорости запоминания материала, а также времени, в течение которого материал может удерживаться в памяти. Эти задачи не являются простыми, тем более что процессы запоминания в конкретных случаях имеют целый ряд различий.
Запоминание– это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное)и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание– это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное(или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится
29. Осмысленное и механическое запоминание.
Развитие памяти ученика идет не только в направлении роста произвольности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но и в направлении развития осмысленности памяти.
В психологии различают два пути запоминания:
Осмысленное
Механическое
Осмысленное запоминание основано на понимании того, что заучивается. Основой механического запоминания является только многократное повторение того же материала без достаточного его понимания.
Механическое запоминание не является, как думают некоторые, особенностью детей того или иного возраста, хотя оно и наблюдается в более раннем возрасте (дошкольном и младшем школьном) чаще, чем в старшем. Объясняется это в основном тем, что более младшие по возрасту дети часто не владеют еще приемами осмысленного запоминания, которым они должны научиться у взрослых.
Механический путь запоминания, без ясного понимания заучиваемого, обычно называют «зубрежкой».
Осмысленное запоминание, как было сказано, основано на понимании смысла заучиваемого. При таком запоминании вновь образующиеся временные связи включаются в систему ранее образованных связей у человека. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.
Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, мы главным образом основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи. Так, один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». И так далее. С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слов и более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.
Если же сравнивать эти способы запоминания материала — осмысленное и механическое, — то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Весьма отчетливо проявляется преимущество осмысленного запоминания над механическим при анализе затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повторение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов — 55 повторений. Следовательно, при увеличении материала в шесть раз необходимо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется увеличить количество повторений с двух до 15 раз, т. е. количество повторений возрастает в 7,5 раза, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания. Поэтому давайте более подробно рассмотрим условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию материала.
30. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Динамическое и статическое сохранение информации.
Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичныйи комбинированный.Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком. Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мне-мические приемы.
Сохранение, воспроизведение, узнавание. Всю информацию, которая была воспринята, человек не только запоминает, но и сохраняет определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может быть динамическими статическим.Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.
Произвольное запоминание — определение термина
процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность (мнемическую установку) и включающей совокупность специальных мнемических действий
Научные статьи на тему «Произвольное запоминание»
Произвольная память предполагает широкий волевой контроль запоминания. …
При использовании произвольной памяти ставится специальная цель, и используются мнемические приемы запоминания…
Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания Непроизвольное запоминание у дошкольников с возрастом…
Непроизвольное запоминание является более продуктивным по сравнению с произвольным запоминанием того…
Обратиться к произвольному запоминанию ребенок может в тех случаях, когда в их деятельности появляются
Статья от экспертов
В статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода. Представлено описание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития.
Creative Commons
Научный журнал
(непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). …
Особенности успешного произвольного запоминания Произвольное запоминание отличается от непроизвольного…
Произвольное запоминание — это особенная и сложная умственная деятельность, которая подчинена задаче…
Произвольное запоминание состоит из разнообразных действий, которые выполняются для лучшего достижения…
В состав условий успешного произвольного запоминания входят:
Осознание роли и высокой значимости запоминаемой
Статья от экспертов
В статье анализируется языковые, логические и психологические факторы запоминания терминов в контексте обучения иностранному языку. Контекстное употребление терминов, индукция, дедукция и аналогия, а также формирование рациональных способов запоминания рассматриваются как основа продуктивной работы в аудитории студентов. Особое внимание уделяется метафоре как языковому явлению и способу познания действительности.
Creative Commons
Научный журнал
Еще термины по предмету «Психология»
Техника «Грубой (физической) силы»
методика решения задач, при которой механически и подряд, без какой-либо продуманной системы или последовательности, опробуются все возможные пути и способы их решения.
Дисгомофилия
психосексуальное расстройство, при котором человек тяжело переживает, расстраивается, оказывается в состоянии, близком к состоянию стресса из-за собственных сексуальных фантазий по поводу гомосексуальности
Отца фигура
некоторый человек который в жизни данного человека занимает место отца или выполняет роль отца
- Запоминание
- Произвольные
- Механическое запоминание
- Непроизвольное запоминание
- Осмысленное запоминание
- Прочность запоминания
- Произвольные проекции
- Произвольная постоянная
- Издержки произвольные
- Погашение произвольное
- Движения произвольные
- Произвольное внимание
- Эффект запоминания формы
- Организация произвольной формы
- Файл с произвольным доступом
- Движения непроизвольные и произвольные
- Произвольная система сил
- Некогерентная граница, произвольная граница
- Файл прямого (произвольного) доступа
- Метод вариации произвольных постоянных
Смотреть больше терминов
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Что такое энергозависимая память?
К
- Роберт Шелдон
Энергозависимая память — это тип памяти, в котором данные хранятся только при включенном питании устройства. Если питание прерывается по какой-либо причине, данные теряются. Энергонезависимая память широко используется в компьютерах — от серверов до ноутбуков — а также в других устройствах, таких как принтеры, ЖК-дисплеи, маршрутизаторы, сотовые телефоны, носимые устройства и медицинское оборудование.
В компьютере энергозависимая память обычно используется для системной оперативной памяти (ОЗУ), как основной памяти, так и кэш-памяти процессора L1, L2 и L3. Он отличается от энергонезависимых хранилищ, таких как твердотельные накопители (SSD), жесткие диски (HDD) или оптические диски, тем, что энергонезависимые устройства сохраняют свои данные даже при отключении питания.
Энергонезависимую память компьютера иногда называют первичной памятью, в отличие от вторичной памяти, которая обычно состоит из энергонезависимых запоминающих устройств. Однако значения первичных и вторичных хранилищ с годами изменились, и теперь эти термины часто используются при описании многоуровневых хранилищ, хотя исходное использование все еще сохраняется.
Энергонезависимая память используется для оперативной памяти компьютера, потому что чтение и запись в нее намного быстрее, чем в современных устройствах энергонезависимой памяти. Даже новейшие устройства памяти класса хранения (SCM), такие как Intel Optane, не могут сравниться по производительности с текущими модулями оперативной памяти, особенно с кэш-памятью процессора. Однако данные в оперативной памяти остаются там только во время работы компьютера; когда компьютер выключен, оперативная память теряет свои данные.
По этой причине ОЗУ обычно используется вместе с энергонезависимой памятью, которая не теряет свои данные при отключении питания компьютера или отключении запоминающего устройства от источника питания. Энергонезависимая память также не нуждается в периодическом обновлении содержимого памяти, как некоторая энергозависимая память. Кроме того, энергонезависимое хранилище дешевле и может хранить гораздо больше данных. Тем не менее, современные компьютеры требуют максимально быстрой памяти и кэш-памяти, что означает использование энергозависимой памяти до тех пор, пока не появится более совершенная технология.
Большинство современных компьютеров используют динамическую оперативную память (DRAM) для основной памяти и статическую оперативную память (SRAM) для кэш-памяти процессора. DRAM поддерживает большую плотность, чем SRAM, и она дешевле. Однако DRAM также требует больше энергии и не работает так же хорошо, как SRAM. Одна из самых больших проблем с DRAM заключается в том, что конденсаторы, используемые для хранения данных, имеют тенденцию к утечке электронов и потере заряда. Это означает, что устройства памяти DRAM необходимо периодически обновлять, чтобы сохранить их данные, что может повлиять на скорость доступа и увеличить энергопотребление.
Энергонезависимая память (например, SRAM и DRAM) требует питания для хранения данных, в то время как энергонезависимая память (например, NAND Flash и NOR Flash) не требует питания для сохранения данных.Из-за различий между DRAM и SRAM DRAM лучше подходит для основной памяти, а SRAM лучше подходит для кэш-памяти процессора. SRAM требует больше места для хранения того же объема данных, что и DRAM. Кэш-память меньше, чем основная память, поэтому меньшая плотность SRAM не является проблемой, равно как и более высокая цена.
Кэш также требует максимально возможной производительности, что опять же делает SRAM более естественным. С другой стороны, DRAM может хранить больше данных в заданном пространстве и дешевле, поэтому она больше подходит для основной памяти, которая должна хранить гораздо больше данных, но не имеет таких же требований к производительности, как кэш.
См. также: NVMe , NVRAM , MRAM , компьютерное оборудование , носитель информации
Последнее обновление: июнь 2022 г.
Продолжить чтение О энергозависимой памяти- Кэш-память и ОЗУ: различия между двумя типами памяти
- Флэш-память и оперативная память: в чем разница?
- В чем разница между памятью и хранилищем?
- 5 терминов, связанных с технологиями хранения данных, которые вы должны знать
- Что такое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)?
ЕСЕМ
Мониторинг взаимодействия с конечным пользователем (EUEM) — это процесс мониторинга производительности ИТ-ресурсов с точки зрения конечного пользователя.
Сеть
- факс
Факс — сокращение от «факсимиле» и иногда называемый «телекопированием» — это телефонная передача отсканированных печатных…
- Закрыть сеть
Сеть Clos — это тип неблокируемой многоступенчатой коммутационной сети, используемой сегодня в коммутационных фабриках крупных центров обработки данных.
- коллизия в сети
В полудуплексной сети Ethernet коллизия возникает в результате попытки двух устройств в одной сети Ethernet передать…
Безопасность
- Брандмауэр веб-приложений (WAF)
Брандмауэр веб-приложений (WAF) — это брандмауэр, который отслеживает, фильтрует и блокирует трафик протокола передачи гипертекста (HTTP) по мере его…
- маскировка
Маскировка – это метод, при котором пользователям возвращается версия веб-контента, отличная от той, которую получают сканеры поисковых систем.
- Вредоносное ПО TrickBot
TrickBot — это сложное модульное вредоносное ПО, которое начиналось как банковский троян, а затем эволюционировало, чтобы поддерживать множество различных типов …
ИТ-директор
- рамки соблюдения
Структура соответствия — это структурированный набор руководств, в котором подробно описаны процессы организации для поддержания соответствия. ..
- качественные данные
Качественные данные — это информация, которую невозможно подсчитать, измерить или выразить с помощью чисел.
- зеленые ИТ (зеленые информационные технологии)
Green IT (зеленые информационные технологии) — это практика создания и использования экологически устойчивых вычислительных ресурсов.
HRSoftware
- опыт кандидата
Опыт кандидата отражает отношение человека к прохождению процесса подачи заявления о приеме на работу в компанию.
- непрерывное управление производительностью
Непрерывное управление эффективностью в контексте управления человеческими ресурсами (HR) представляет собой надзор за работой сотрудника …
- вовлечения сотрудников
Вовлеченность сотрудников — это эмоциональная и профессиональная связь, которую сотрудник испытывает к своей организации, коллегам и работе.
Служба поддержки клиентов
- управление данными клиентов (CDM)
Управление данными о клиентах (CDM) — это набор административных процессов, позволяющих получать данные о клиентах и взаимодействиях с ними …
- холодные звонки
Холодные звонки — это деловая практика установления контакта с потенциальным клиентом или клиентом, который ранее не проявлял интереса к …
- распознавание голоса (распознавание говорящего)
Распознавание голоса или говорящего — это способность машины или программы принимать и интерпретировать диктовку или понимать и …
[Пример сочинения], 2273 слова GradesFixer
В повседневной жизни, напротив, во многих случаях воспоминания приходят к нам, так сказать, без каких-либо преднамеренных усилий с нашей стороны. Такие воспоминания обычно называют непроизвольными воспоминаниями (или «сумасшедшими», «непрошеными мыслями», «непроизвольными воспоминаниями» и т. д.).
Это эссе подготовлено с целью подробно объяснить разницу между непроизвольной памятью и произвольной памятью. Я начну нашу статью с точных определений наших ключевых понятий, от которых я перейду к основной части обсуждения. Я, наконец, сделаю всеобъемлющий вывод.
Непроизвольная память, также известная как непроизвольная эксплицитная память, непроизвольная сознательная память, непроизвольная осознанная память и, чаще всего, непроизвольная память, представляет собой подкомпонент памяти, возникающий, когда сигналы, встречающиеся в повседневной жизни, вызывают воспоминания о прошлом без сознательных усилий. Произвольная память, ее бинарная противоположность, характеризуется преднамеренной попыткой вспомнить прошлое (Талвинг Э. и Дональдсон В. (1972).
Мы можем дополнительно определить два ключевых термина, заявив, что непроизвольные воспоминания — это явные воспоминания о личных событиях, которые приходят на ум без предшествующей попытки вспомнить (Бернтсен, 2009 г. ).). Их аналогом являются произвольные воспоминания, то есть личные воспоминания, которые следуют контролируемому стратегическому процессу поиска. Исследования памяти сосредоточены на последнем.
Люди обладают необычайной способностью вспоминать наше личное прошлое и представлять наше потенциальное будущее. Иногда это происходит в результате преднамеренного и сознательно инициированного процесса. Однако столь же часто воспоминания о прошлых событиях и образы возможных будущих событий возникают непроизвольно, т. е. без предварительной попытки их произвести (Бернцен, 19).96).
Большинство «формальных» ситуаций, в которых задействована память, влекут за собой произвольное, контролируемое припоминание. Лучшими примерами являются тесты достижений, в которых учащиеся должны исследовать свои воспоминания в поисках запрошенной информации. На самом деле, большинство лабораторных исследований памяти, таких как задания на свободное припоминание, задания на парные ассоциации и общие информационные вопросы, пытаются выявить произвольное припоминание. С точки зрения метафоры пути, произвольные воспоминания включают в себя построение пути к нашим воспоминаниям. В повседневной жизни также распространено контролируемое воспоминание, но оно также может быть личным, например, когда кто-то вспоминает о предыдущем опыте, не намереваясь давать отчет о памяти. Например, когда человек гуляет в одиночестве или размышляет о своем прошлом перед сном. Каждое воспоминание предположительно окрашено предыдущими воспоминаниями и влияет на последующие воспоминания. Важные эпизоды непременно вспоминаются по нескольку раз. Часто вспоминаемые эпизоды схематизируются. Схематизация, по-видимому, подразумевает стирание различия между полученной и предполагаемой информацией (Neisser, 19).67).
Как будет показано ниже, произвольное припоминание включает множество метакогнитивных процессов, которые отслеживают и контролируют процесс припоминания, оценивают истинность полученной информации, регулируют припоминание, заполняют пробелы и участвуют в реконструктивных процессах. Добровольное извлечение обычно выполняет какую-то функцию. Очевидно, что в тестах достижений цель человека состоит в том, чтобы дать правильный ответ. То же самое верно для многих телевизионных игр. Личный, приватный поиск своей памяти также часто движим стремлением установить, что же произошло «на самом деле» (Квавилашвили Л., Мандлер Г. (2004).
Непроизвольные воспоминания по сравнению с произвольными чаще связаны с конкретными эпизодами и имеют тенденцию оказывать большее влияние на настроение во время извлечения (e.G., Berntsen and Hall, 2004). Их также часто оценивают как менее важные для истории жизни и личности (Бернтсен, 2009).
Скорее всего, эти различия вызваны тем фактом, что для извлечения непроизвольных воспоминаний обычно требуется четкое соответствие ключевого элемента (Berntsen, Staugaard and Sørensen, 2012), которое может отдавать предпочтение конкретным эпизодам, а не более абстрактным знаниям о событиях, а также тот факт, что быстрое и неконтролируемое извлечение непроизвольных воспоминаний оставляет мало места для регуляции предшествующих эмоций. Таким образом, непроизвольные воспоминания распространены в повседневной жизни, их активации способствуют ситуационные сигналы, и они обычно возникают в ситуациях с рассеянным вниманием. Они имеют много общих характеристик с произвольными воспоминаниями, например преобладание эмоционально положительных событий, но являются результатом более ассоциативной и контекстно-зависимой формы извлечения, требующей меньших усилий. Непроизвольные воспоминания, по крайней мере, так же часто встречаются в повседневной жизни, как и преднамеренные воспоминания, которые являются преднамеренными Berntsen, Staugaard and Sørensen, 2012.
Непроизвольные воспоминания и мысли о будущем можно рассматривать как связанные с представлениями о блуждании ума (e.G., Smallwood and Schooler, 2006), мечтаниях и образах и мыслях, не связанных с задачей, которые все относятся к мыслительным процессам, возникающим в отсутствие конкретных ситуативные требования. Понятия мечтаний, блужданий ума и мыслей, не связанных с задачей, концептуально и эмпирически очень похожи в том, что все они в широком смысле определяются как умственное содержание, возникающее, когда внимание переключается с основной задачи, и вместо этого человек занимается частными и внутренними мыслительными процессами. (Гольдштейн и Фортганг, 19 лет.70).
Однако эти понятия отличаются от концепций непроизвольных воспоминаний и непроизвольных мыслей о будущем в нескольких важных аспектах. Во-первых, мысленное содержание мечтаний или блужданий ума не обязательно должно быть эпизодическим или абстрактным. Напротив, непроизвольные воспоминания и непроизвольные мысли о будущем по определению связаны с ментальным переживанием личного события. Во-вторых, мечтательность и блуждание ума могут быть произвольными, поскольку человек может намеренно отказаться от внешней задачи, чтобы следовать внутреннему потоку мыслей (McMillan et al., 2013).
Когнитивные теоретики считают непроизвольные воспоминания редкостью. Например, ученый, желающий их изучить, «может только сидеть и ждать, надеясь на невероятное» (Miller, 1962). Талвинг (1983) утверждал, что успешное припоминание из системы эпизодической памяти зависит от того, находится ли оно в режиме воспроизведения. Лишь изредка стимулы в окружающей среде активировали сознательные эпизодические воспоминания посредством чисто ассоциативных механизмов вне режима поиска. «Доступ к информации или актуализация информации в эпизодической системе имеет тенденцию быть преднамеренным и обычно требует сознательных усилий» (стр. 46). «Немногие вещи, которые мы воспринимаем, заставляют нас думать о прошлых событиях в нашей собственной жизни… многие стимулы, которые потенциально могут служить напоминанием или сигналом, даже если они будут показаны человеку на видном месте, не будут иметь такого эффекта» (стр. 169).). Хотя Мандлер (1989) признавал, что «большая часть повседневных воспоминаний на самом деле не преднамеренна» (стр. 102–103), он также заметил, что эпизодическое знание, как правило, «преднамеренно и осуществляется сознательно, зависит от контекста и «запоминается»». тогда как семантическое знание «часто доступно автоматически, независимо от контекста и «известно»» (стр. 94).
В отличие от этой точки зрения утверждалось, что непроизвольные и произвольные воспоминания отражают операции одной и той же базовой системы эпизодической памяти (Rubin, Boals, and Berntsen, 2008). С этой точки зрения два типа воспоминаний различаются только механизмами, вызывающими их в памяти в определенный момент, в то время как их кодирование и долговременное поддержание должны поддерживаться одними и теми же механизмами. Например, ожидается, что эмоция во время кодирования повысит вероятность последующего припоминания, независимо от того, является ли припоминание непроизвольным или произвольным.
Различие между произвольными и непроизвольными воспоминаниями нечеткое. Процессы памяти обычно включают смесь двух способов извлечения информации. Даже когда контролируемая проверка нашей памяти инициируется в ответ на вопрос знакомого («Что вы делали, когда были в Норвегии?», «Что вы делали в последний вечер перед возвращением домой?»). из запомненных эпизодов могут всплывать сами собой с большей готовностью, чем другие, и открываются новые ассоциации воспоминаний. Таким образом, контролируемое путешествие по своим воспоминаниям может быть отклонено непроизвольными воспоминаниями, несмотря на нашу попытку остаться на том же пути памяти. Конечно, контролируемый поиск может также руководствоваться общими знаниями о событии (например, что раньше темнело рано, что мы были с друзьями), а также абстрактными семантическими знаниями (мы знаем, что конец года наступает). в полночь мы знаем, что скандинавской зимой часто бывает снег и т. д.).
Контролируемые произвольные воспоминания обычно подвергаются процессу редактирования, чтобы убедиться, что они удовлетворяют определенным критериям, таким как точность. Процесс редактирования становится более строгим, когда речь идет о публичном отчете. Напротив, непроизвольные воспоминания всплывают в нашем сознании в виде «неотредактированных» необработанных данных. Конечно, когда мы их пересказываем, вероятно, происходит некоторое редактирование (Jones, G.V. 1989).
Различие между произвольной и непроизвольной памятью фактически провел Эббингауз (1885). Он проводил различие между воспоминаниями, возникающими «с кажущейся спонтанностью и без какого-либо акта воли», и воспоминаниями, которые вызываются «в сознание усилием воли». Таким образом, непроизвольные воспоминания — это те, которые возникают спонтанно, иногда неожиданно, без какого-либо намерения вызвать их в воображении. Произвольные воспоминания, напротив, возникают в ответ на контролируемый, целенаправленный поиск, обычно побуждаемый какой-либо потребностью и направляемый потребностью удовлетворить некий общий критерий (Голдсмит М., Кориат А. 19).99).
Непроизвольные воспоминания, как правило, связаны с некоторыми феноменологическими свойствами: более богатой сохранностью исходных эмоционально-чувственных признаков, сильным восприятием живости события и ощущением «повторного переживания» события. Память иногда имеет качество восприятия (Голдсмит М. и Кориат А. 1999).
Мы заново переживаем событие или эпизод, а не извлекаем его словесное содержание или суть. Таким образом, спонтанное извлечение может производить воспоминания, более точно соответствующие первоначальному опыту. Это отличается от произвольных воспоминаний, которые имеют тенденцию быть более избирательными и целенаправленными. Еще одна отличительная черта касается интервала сохранения: Бернтсен обнаружил, что непроизвольные воспоминания имеют тенденцию быть более свежими, чем произвольные. Большинство зарегистрированных непроизвольных воспоминаний относились к событиям, имевшим место в течение предыдущего года (и, самое большее, в течение последних 3 лет), в то время как большинство произвольных воспоминаний относились к событиям, произошедшим за последние 4 года (Burke, MacKay Worthley). , Джэнд Уэйд, Э. 1991).
Непроизвольные воспоминания также отличаются от произвольных своей организацией: когда событие или эпизод спонтанно приходят на ум, их появление в сознании обычно не следует логической последовательной организации. Скорее, различные аспекты события могут всплывать в памяти ассоциативно, без какой-либо четкой последовательности. Один образ может вызвать другой. Возникновение непроизвольных воспоминаний происходит относительно быстро; как будто доступ к различным функциям эпизода осуществлялся параллельно. Это контрастирует с произвольными воспоминаниями, извлечение которых имеет тенденцию быть медленным, последовательным и трудоемким. Поскольку произвольные воспоминания инициируются сами собой, их извлечение часто управляется нисходящими программами, которые ограничивают последовательность, в которой они вызываются (Bousfield, W.A., and Rosner, S.R. 19).70).
В заключение мы можем констатировать, что в повседневной жизни память, как в своих преднамеренных, так и в непреднамеренных аспектах, выполняет разные функции (Glenberg, 1997). Вспоминают для того, чтобы решать различные задачи, например, чтобы ответить на вопросы, найти путь к желаемым целям, написать рассказ и т. д. Иногда мы имеем феноменологический опыт запоминания, как в случае с эпизодической памятью, когда мы имеем опыт путешествия назад во времени. В других случаях мы можем не осознавать, что решаем задачу с помощью поддержки памяти или полагаемся на свою память во время путешествия по городу. Когда пути к памяти открыты и используются, мы не всегда полностью осознаем использование этих путей (Бернтсен, Д. 19).98).
Было замечено, что свободные мысли и мечтания, которые включают в себя непроизвольно извлекаемый из памяти материал, занимают большую часть нашего повседневного времени. Воспоминание в повседневной жизни обычно происходит в контексте многих других процессов, таких как восприятие, планирование, мышление, решение и действие. Очень редко это происходит изолированно. Следовательно, пути к своему прошлому обычно открываются, когда человек одновременно путешествует по другим ментальным путям, ведущим к другим целям (Альба, Дж. В., и Хашер, Л. 19).83).
Намеренное запоминание иногда может быть трудоемким процессом. К счастью, есть фрагменты информации, к которым мы можем получить доступ почти без усилий, особенно если информация хорошо отрепетирована. В этом случае феноменологический опыт подобен прямому доступу к запрошенной информации. Такой прямой доступ является экономичным и эффективным способом извлечения воспоминаний. Быстродоступная информация также, скорее всего, будет верной.
- Альба, Дж. В., и Хашер, Л. (1983). Схема памяти? Психологический бюллетень, 93, 203–231.
- Бернтсен, Д. (1998). Произвольный и непроизвольный доступ к памяти. Память, 6, 113–141.
- Боусфилд, В.А., и Рознер, С.Р. (1970). Свободный и неограниченный отзыв. Психономическая наука, 20, 75–76.
- Берк, Д.М., Маккей, Д.Г., Уортли, Дж.С., и Уэйд, Э. (1991). На кончике языка: что вызывает проблемы с подбором слов у молодых и пожилых людей? Журнал памяти и языка, 30, 542–579..
- Голдсмит, М., и Кориат, А. (1999). Стратегическое регулирование отчетов о памяти: механизмы и последствия для производительности. В Д. Гофер и А. Кориат (ред.), Внимание и производительность XVII: Когнитивная регуляция производительности: Взаимодействие теории и применения (стр. 373–400). Кембридж, Массачусетс: MIT Press
- Спенс, Д.П. (1988). Пассивное запоминание. У У. Нейссера и Э. Винограда (ред.) Переосмысление воспоминаний. Экологические и традиционные подходы к изучению памяти (стр. 311–122). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета
- Тульвинг, Э., и Дональдсон, В. (1972). Организация памяти. Лондон: Академическая пресса.
- Вегнер Д.М., Шнайдер Д.Дж., Картер С.Р. и Уайт Т.Л. (1987). Парадоксальные эффекты подавления мыслей. Журнал личности и социальной психологии, 53, 5–13.
- Джонс, Г.В. (1989). Назад к Вудворту: роль нарушителей в феномене кончика языка. Память и познание, 17, 69–76.
- Квавилашвили, Л., и Мандлер, Г. (2004). Не в своем уме: исследование непроизвольных семантических воспоминаний. Когнитивная психология, 48, 47–9.4.
- Гольдштейн и Фортганг, (1970) Не в своем уме: исследование непроизвольных семантических воспоминаний. Когнитивная психология, 48, 47-94.
- Berntsen, Staugaard and Sørensen, (2012) Непроизвольная память: концепция и теория. В JH Mace (Ed.), Непроизвольная память (стр. 1-19). Малден, США: издательство Blackwell Publishing.
- Нейссер, Р. (1967) Категориальные и расширенные автобиографические воспоминания.