Процессы мышления в психологии: Виды, процессы мышления

анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

43. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное).

Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая.

Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах – отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

Основные формы мышления и их характеристика

Понятие — есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая.

При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется Рассуждением.

Рассуждение – имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Процесс мышления, как познавательный процесс

Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам. Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов. Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.

Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.

Мышление как психический процесс

Мыслительная деятельность является опосредованным отображением и обобщенным отражением реальности. Это вид интеллектуального процесса, состоящего в постижении сути вещей и сущности событий, закономерных взаимодействий и связей, находящихся между ними. В этом процессе существенное значение принадлежит слову и речи.

Самым большим феноменом является мозговая способность проводить обобщения, беря в качестве основы общие признаки предметов и событий, раскрывая между ними взаимодействия.

Особенности процесса мышления. Первой специфической особенностью мыслительных процессов считается их опосредованность, которая заключается в невозможности прямого познания индивидом. Такова природа людей, что постижения чего-либо происходит косвенно. Например, понимание одних свойств объектов происходит посредством изучения других.

Процессы мышления всегда базируются на информации, выделенной из чувственного опыта индивидов (ощущений, представлений) и полученной из ранее приобретенной теоретической информации, которая трансформируется в знания. Непрямое постижение и является познанием опосредованным. Опосредованность мышления предоставляет человечеству огромные преимущества в приобретении достоверных знаний об объектах, которые невозможно воспринять. Следующей особенностью мыслительного оперирования является обобщенность. Собственно посредством обобщения личность постигает внутреннюю суть событий и взаимодействий, наблюдающихся между ними. Именно обобщенное постижение окружающего мира при помощи мышления предоставляет возможность индивидам использовать человеческие знания всеобщих закономерностей и взаимосвязей объектов и событий окружающей реальности, установленные на фундаменте предшествующей практики развития. Мыслительные процессы позволяют предвидеть направление событий и плоды собственных действий, основанных на этих знаниях.

Процесс мышления человека неразрывно соединен с восприятием и ощущениями. С позиции физиологии, мыслительные процессы являют собой сложную аналитическую деятельность коры мозговых полушарий.

Павлов считал, что особенности процесса мышления индивидов заключается в появлении ассоциаций, вначале элементарных, находящихся в связи с окружающими объектами, а затем и цепи ассоциаций, то есть первая ассоциация является моментом рождения мысли. Изначально ассоциации характеризуются обобщенностью и отражают реально наличествующие связи в их неразделенном и наиболее общем виде, нередко даже и неправильно, по первым попавшимся, несущественным признакам. И только благодаря повторным раздражениям происходит размежевание преходящих связей, они поддаются уточнению, закреплению и становятся физиологическим базисом относительно точной и верной информации о внешнем мире.

Зарождаются такие ассоциации, преимущественно, под влиянием первосигнальных стимулов, провоцирующих возникновение соответствующих им ощущений и представлений о внешней среде, которая окружает. Истинные взаимодействия и этих стимулов обусловливают собой появление соответственных преходящих нервных связей, происходящих в первой сигнальной системе.

Мыслительные оперирование опирается не только лишь на связи первосигнальной системы. Они неизбежно предполагают неразрывное функционирование первосигнальной системы в соединении со второй сигнальной системы. Стимулами в этом случае выступают уже не определенные объекты окружающей среды и их качества, а слова.

Процессами мышления являются такие операции, как анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция. Произведение перечисленных операций затем ведет к выработке понятий.

Анализом называется процесс мысленного разделения целостного на составные части, определение и выделение отдельных частей, свойств и признаков.

Синтезом называется мысленное совмещение в одно целостное составных частей.

Несмотря на видимую противоположность операций анализ и синтез, они все же неразрывно взаимосвязаны между собой. Поскольку на отдельных стадиях мыслительного оперирования на передний план выходит анализ или синтез. Например, для постановки диагноза необходимо произведение анализа с последующим синтезом.

Сравнением называется установление схожести или нахождение различий между объектами мыслительной деятельности. В ходе сопоставления обнаруживаются различные значимые признаки предметов и событий. Обобщением называется мысленное объединение друг с другом объектов и явлений через выделение главного.

Абстракция являет собой абстрагирование от определенных конкретных, чувственных и образных свойств объекта. Она связана с обобщением. В процессе абстракции исключается все несущественное и случайное в предмете или событии.

Конкретизация представляет собой демонстрацию, обнаружение объекта на примере предмета или феномена, который реально существует.

Таким образом, процессами мышления являются определенные мыслительные операции, которые производятся в процессе накопления информации. Весь мыслительный процесс может пострадать при нарушении одной из операций.

Мышление как познавательный процесс

Личность познает мир, который ее окружает, через ощущения и при помощи восприятия. То есть в ходе познания происходит прямое чувственное его отражение. При этом внутренние закономерности, суть объектов не может отобразиться непосредственно в человеческом сознании. Человек, глядя в окно, определяет по наличию луж, шел ли дождь, то есть совершает мыслительное действие или, другими словами, происходит опосредствованное отражение существенных связей между объектами путем сопоставления фактов. Познание базируется на обнаружении связей и взаимоотношений между объектами.

Постигая среду, человеческий индивид обобщает результаты, полученные из чувственного опыта, отображает общие признаки вещей. Для постижения окружающей среды совсем недостаточно найти связь между объектами, необходимо определить, что найденная связь является общим качеством объектов. На этом обобщенном фундаменте и базируется решение индивидом конкретных познавательных задач.

Мыслительная деятельность решает вопросы, которые разрешить через непосредственное, чувственное отражение невозможно. Именно вследствие наличия мышления индивид может правильно находить ориентиры в окружающей среде, при этом применяет ранее полученную обобщенную информацию в новой обстановке. Деятельность людей разумна вследствие знания законов, норм, взаимодействий объективной действительности.

Мышление в качестве отражения наличествующих связей и взаимоотношений между вещами, обнаруживается у субъектов в первые месяцы после рождения, но в зачаточной конфигурации. Мышление в процессе обучения приобретает осознанный характер.

Сущностью человеческого мыслительного процесса является определение общих взаимосвязей, обобщение признаков однородного класса явлений, понимание сути определенного явления в качестве разновидности конкретного класса явлений.

Однако мыслительные операции, выходя за границы восприятия, все же всегда остаются неразрывно соединенными с чувственным отображением реальности.

Обобщения вырабатываются, основываясь на восприятии единичных предметов, а их верность проверяется через практический опыт.

Ключевой спецификой процессов мышления является их обобщенное и косвенное отображение реальности, взаимосвязь с практическим опытом, тесная связь с речью, обязательное наличие проблемного вопроса и неимение на него готового ответа.

Кроме этого, мыслительные процессы, равно как и все прочие познавательные процессы индивидов, характеризуются наличием ряда специфических качеств, которые в разной степени выраженности присутствуют у человеческих субъектов, а также в разной степени значимы для решения различных проблемных вопросов. К таким качествам относят: быстроту, гибкость и глубину мышления. Способностью отыскивать в условиях нехватки времени правильные решения является быстрота мышления. Гибкостью мышления называют умение видоизменять намеченную стратегию действий в случае изменения условий либо критериев правильности решения. Глубина мышления представляет собой уровень проникновения в суть изучаемого объекта, способность обнаруживать важные логические цепочки между элементами задачи.

Мыслительная деятельность по мере формирования психики индивида и в процессе личностной социализации поэтапно проходит четыре фазы.

В возрастном периоде от годика до трех лет у деток наблюдается предметно-действенное мышление, другими словами мышление при помощи практических манипуляций.

Следующей ступенью становится наглядно-образное мыслительное функционирование, которое заключается в наглядных образах и представлениях. Данный вид мыслительных операций базируется на практической реальности, но уже способен создавать и сохранять образы, которые не имеют непосредственного аналога в представлениях (например, сказочные персонажи). Ключевым значением обладает наглядно-образное мышление в процессе обучения малышей.

В образном мышлении инструментом для решения задач являются образы, извлекаемые из памяти либо воссоздающиеся при помощи воображения, а не понятия. Отличием от предыдущего вида является широкое применение словесных элементов в формировании и трансформации образов и использование абстрактных понятий.

Процесс творческого мышления как раз и основан больше на образной мыслительной деятельности. Творческим мышлением называют одну из форм мыслительной деятельности индивида, которая характеризуется сотворением субъективно нового объекта и появлением новообразований непосредственно в познавательной деятельности, относящейся к его созданию. Такие новообразования происходят в мотивационной сфере и касаются целей, оценивания, смыслов.

Процесс творческого мышления разнится с иными операциями по применению готовых знаний и навыков, называемых репродуктивным мышлением. Таким образом, главной характеристикой творческой мыслительной деятельности должно быть наличие результата, то есть субъективно нового продукта, созданного индивидом.

Абстрактно-логическое оперирование функционирует в форме абстрактных представлений, символов и цифр. Индивид оперирует понятиями, которые получены не опытным путем посредством органов чувств.

Мыслительные процессы являют собой познавательный процесс, который выступает в форме творческого отображения субъектом реальности, порождающей такой итог, которого непосредственно в реальности или у субъекта не существует сейчас.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Нарушения мыслительного процесса и содержания мыслей

27 окт 2022 г. Мирна Байзер Шнур, MSN, RN


Двумя критическими элементами оценки психического статуса являются мыслительный процесс и мыслительное содержание. Вы можете включить оценку мыслей человека в общий опрос пациента.

Мыслительный процесс (Бикли и др., 2021)

Мыслительный процесс описывает, «как» думают люди. Это логика, организация, связность и уместность мыслей пациента, ведущих к цели. Обратите внимание на любой из следующих речевых паттернов, который предполагает ненормальный мыслительный процесс.

Мыслительный процесс
Аномалия Описание Сопутствующие состояния
Блокировка Внезапное прерывание речи на середине предложения или до завершения мысли; пациент «теряет мысли» Отмечен шизофренией.
Обстоятельства Легкое расстройство мышления; речь слишком подробная, косвенная, медленно достигает цели Появляется у людей с навязчивыми идеями.
лязг Слова, выбранные по звучанию, а не по смыслу (т. е. по рифмованию и каламбуру) Возникает при шизофрении и маниакальных эпизодах.
Конфабуляция Отвечает на вопросы фальшивыми фактами или событиями, чтобы заполнить пробелы из-за потери памяти Наблюдается при Корсаковском синдроме на фоне алкоголизма.
Сход с рельсов (расшатывание ассоциаций) Посторонняя речь и смена тем, которые слабо связаны или не связаны между собой Наблюдается при шизофрении, маниакальных эпизодах и других психотических расстройствах.
Эхолалия Повторение чужих слов и фраз Возникает при маниакальных эпизодах и шизофрении.
Полет идей Непрерывный поток усиленной речи с быстрой сменой темы; изменения основаны на ассоциациях, игре слов или отвлекающих раздражителях, но идеи плохо связаны Часто наблюдается при маниакальных эпизодах.
Несогласованность Непонятная и иррациональная речь, без содержательных связей, резкие смены темы; неупорядоченная грамматика или использование слов Наблюдается при тяжелых психотических эпизодах (часто при шизофрении)
Неологизмы Вымышленные, выдуманные или искаженные слова Наблюдается при шизофрении, психотических расстройствах и афазии.
Упорство Постоянное повторение слов или идей Возникает при шизофрении и других психотических расстройствах.

Содержание мыслей (Bickley et al.

, 2021) Содержание мыслей описывает, «о чем» думает пациент, включая понимание и суждение. При оценке содержания мыслей позвольте пациенту взять на себя инициативу вместо того, чтобы задавать прямые вопросы. Обратите внимание на любой из следующих паттернов, которые предполагают ненормальное содержание мыслей.

Содержание мысли
Аномалия Описание Сопутствующие состояния
Беспокойство Опасения, беспокойство, дистресс и/или физические симптомы напряжения Тревожные расстройства
Принуждение Повторяющееся поведение, которое пациент выполняет в ответ на навязчивую идею с целью уменьшить тревогу; поведение чрезмерное Тревожные расстройства
Бред Искаженные личные убеждения, которые не меняются даже при наличии противоречивых доказательств; заблуждения включают в себя:
  • Преследование — мучение
  • Грандиозный — напыщенный
  • Ревнивый — завистливый
  • Эротомания – вера в то, что другой человек влюблен в человека
  • Соматические – телесные функции или ощущения
  • Неуточненный — бред без особого персекуторного или грандиозного компонента; вера в то, что внешние события, предметы или люди имеют личное значение (например, команды по радио или телевидению)
  • Психотические расстройства
  • Бред
  • Тяжелые расстройства настроения
  • Деменция
Деперсонализация Ощущение, что самость или идентичность отличаются, изменены, нереальны, потеряны или оторваны от своего разума или тела Психотические расстройства
Дереализация Ощущение, что окружающая среда странная, нереальная или далекая Психотические расстройства
Одержимость Постоянные мысли, образы или побуждения, которые кажутся навязчивыми и нежелательными; пациент пытается игнорировать или подавлять это чувство другими мыслями или поведением (например, компульсивное поведение) Тревожные расстройства
Фобии Стойкие иррациональные страхи Тревожные расстройства

Общие рекомендации по проведению эффективного интервью по вопросам психического здоровья (Lippincott Procedures, 2022)

Используйте эти стратегии при опросе пациента, чтобы помочь оценить мыслительный процесс и содержание.

  • Начните интервью с широких, чутких утверждений.
  • Говорите о нормальном поведении, прежде чем обсуждать ненормальное.
  • Вопросы формулируйте тактично, чтобы свести к минимуму тревогу пациента.
  • Попросите пациента пояснить расплывчатые утверждения.
  • Помогите пациенту сосредоточиться на проблемах.

Каталожные номера:
Бикли, Л.С., Силаги, П.Г., Хоффман, Р.М., и Сориано, Р.П. (2021). Руководство Бейта по физическому осмотру и сбору анамнеза (13-е изд.). Уолтерс Клювер Здоровье: Филадельфия.

Хинкль, Дж. (2021). Учебник медико-хирургического ухода Бруннера и Саддарта (15 -е изд. ). Уолтерс Клювер Здоровье. https://wolterskluwer.vitalsource.com/books/9781975161057

Процедуры Липпинкотта. (2022, 18 февраля). Психиатрическая сестринская оценка. https://procedures.lww.com/lnp/view.do?pId=858982&hits=assessment,evaluate,mental,assesments,health

 

Дополнительная литература и ресурсы

Карманная карточка NursingCenter: оценка психического здоровья
Карманная карточка NursingCenter: неврологическая оценка
Улучшение образования в области психического здоровья в школе медсестер

[решено] Мыслительный процесс является основным компонентом ______ perspec

Этот вопрос ранее задавался в

Официальный документ HP TGT (Medical) TET 2021

Просмотреть все документы HP TET >

  1. Gestalt
  2. Biological
  3. Humanistic
  4. Когнитивный

Вариант 4: Когнитивный

Бесплатно

Официальный документ HP JBT TET 2021

3,1 тыс. пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Подход — это точка зрения (т. е. точка зрения), которая включает в себя определенные предположения (т. е. убеждения) о человеческом поведении. Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, познавательный и гуманистический. Важные моменты

  • Мыслительные процессы — это тип когнитивной деятельности, которая использует умственные способности для завершения и понимания определенных функций человеческого опыта.
  • Эти операции могут позволить вам решать проблемы, принимать решения или создавать и оценивать новые идеи
  • Он считает, что люди похожи на компьютеры в том, как мы обрабатываем информацию (например, ввод-процесс-вывод).
  • Например, и человеческий мозг, и компьютеры обрабатывают информацию, хранят данные и имеют процедуру ввода и вывода.
  • Таким образом, делается вывод, что Мыслительный процесс является основным компонентом когнитивной точки зрения.

    Подсказка

    • Бихевиористская перспектива касается того, как факторы окружающей среды (называемые стимулами) влияют на наблюдаемое поведение (называемое реакцией). Бихевиористская точка зрения предлагает два основных процесса, посредством которых люди учатся у своего окружения: а именно классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
    • Биологическая точка зрения утверждает, что все мысли, чувства и поведение в конечном счете имеют биологическую причину. Это одно из основных направлений психологии, которое включает в себя такие вещи, как изучение мозга, генетики, гормонов, иммунной и нервной систем.
    • Гуманистическая точка зрения основана на том, что каждый человек уникален и индивидуален. Этот взгляд на личность фокусируется на психологическом росте, свободе воли и личном сознании.
    Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp

    Последние обновления HP TET

    Последнее обновление: 16 июня 2023 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *