Психические познавательные процессы это в психологии определение: Познавательные психические процессы

Содержание

Познавательные процессы в психологии личности: это что такое, кратко

Чтобы определить уровень развития человека, нужно рассмотреть степень эффективности его познавательных процессов. Благодаря им он регулярно получает новую информацию извне, проводит ее обработку, анализирует, запоминает нужные данные. Познавательные процессы в психологии делятся на несколько видов, выполняют ряд функций, имеют определенную структуру.

Понятие и суть

Если воспринимать человеческую психику как внутренний мир человека — это сложная структура, которая состоит из 3 составляющих:

  • психических процессов;
  • свойств;
  • психических состояний.

Подобное деление является условным. Несмотря на то что психические явления взаимосвязаны, их можно разделить на сферы, одна из которых — познавательная. Она отвечает за получение новой информации, ее усвоение, анализ данных. Познание в психологии занимает важнейшую роль, поскольку без него развитие личности полностью остановится.

История открытия и изучения

Активное изучение началось в 18 веке. Тогда люди начали познавать науки, творческие направления. Огромный вклад развитие этого направления внесли — Выготский и Рубинштейн.

Функции и структура

Функции:

  1. Прием, обработка сенсорной информации, которая поступает из внешнего мира.
  2. Грубая обработка первичных данных, составление общего представления о конкретной теме.
  3. Сохранение полученной информации, распределение ее по разным блокам памяти.
  4. Создание абстрактных понятий.
  5. Установление взаимосвязей между блоками информации.
  6. Создание перспективных задач.
  7. Формирование стратегий под разные виды деятельности.

Одна из функций, за которую отвечают познавательные процессы — прогностическая. С ее помощью человек вычисляет какой результат будет после выполнения определенного вида деятельности.

Структура познавательных процессов:

  1. Получения информации.
  2. Обработки данных на первичном уровне.
  3. Обобщения, синтеза, анализа, сравнения.
  4. Сохранения информации.
  5. Создания новых образов, понятий, знаний.
  6. Проведения сложных операций с усвоенной информацией.

Человеческое познание имеет иерархию, которая состоит из сложных, простых уровней когнитивных процессов.

Классификация и закономерности

Познавательные процессы делятся на две больших группы:

  • специфические;
  • неспецифические.

Каждая группа включает несколько процессов.

Специфические

Это познавательные процессы, принцип работы которых невозможно точно описать, охарактеризовать.

Ощущения

Ощущения – сенсорные процессы, которые отвечают за отражение отдельных свойств разных предметов — вкус, цвет, характер поверхности, температура. Ощущения исчезают, когда заканчивается контакт с внешним объектом. Они делятся на три группы зависимо от расположения рецепторов:

  1. Интероцептивные — расположены внутри организма, считывают информацию с работы внутренних органов.
  2. Экстероцептивные — к ним относятся пять основных видов ощущений, о которых знает любой человек. Расположены на поверхности тела.
  3. Проприоцептивные — расположены внутри мышечных волокон, связок.

Несмотря на важность ощущений, человек не осознает их полностью.

Восприятие

Второе название — перцепция. Восприятия помогает отражать мир в целостных образах, но они сиюминутны. Например, человек точно представляет машину, пока смотрит на нее. Если от нее отвернутся, изображение сохранится в памяти, а прямое восприятие прекратится.

Виды восприятия:

  • слуховое;
  • обонятельное;
  • зрительное;
  • вкусовое;
  • осязательное;
  • восприятие пространства, движения, времени.

Восприятие строится на аналитико-синтетической деятельности головного мозга.

Мышление

Мышление — процесс отражения действительности. С его помощью человек обрабатывает поступающую информацию. Мышление представляет собой сложную деятельность, которая организуется, управляется сознательно.

Мыслительные операции:

  1. Анализ — обработка полученной информации, выделение из нее главных элементов, качеств.
  2. Сравнение полученных данных, отдельных моментов.
  3. Обобщение образов.
  4. Синтез — распределение информации по отдельным блокам для формирования новых теоретических знаний.

Мышление бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, наглядно-действительным.

Неспецифические

Представляют собой познавательные процессы, которые полностью осознает и может охарактеризовать человек.

Память

Память позволяет преобразовывать сохраненную информацию для активной работы мышления, но ее нельзя назвать самостоятельным психическим процессом, поскольку она не существует в чистом виде.

Опыт, которые накапливает человек в течение жизни является памятью. Если человек ее утратит, он потеряет опыт, собственную личность. Память состоит из 4 процессов:

  • забывания;
  • запоминания;
  • воспроизведения;
  • сохранения информации.
Внимание

Внимание — концентрация сознания на внешних объектах. Чтобы правильно выполнять работу правильно, нужно на ней сконцентрироваться. При этом окружающие факторы уходят за грани визуального восприятия. Виды внимания:

  1. Произвольное — осознанная деятельность, при которой индивид концентрирует внимание на малоинтересном.
  2. Непроизвольное — внимание концентрируется на объекте под воздействием различных раздражителей.

Психологи рассматриваются внимание как направляющую мышления.

Воображение

Воображение отвечает за рождение новых образов. Это человеческая форма познания окружающего мира. Элементарное мышление присуще высшим животным, но воображение им недоступно.

Воображение можно назвать сложным психическим процессом, во время задействования которого комбинируются различные элементы из прежнего опыта и создаются новые образы.

Воля

Воля — умение человека, позволяющее контролировать желания, поведение, деятельность зависимо от поставленных задач. С помощью воли индивид может преодолевать сложности, выстраивать продуктивную целенаправленную деятельность.

Способы исследования

Чтобы оценить развитие познавательных процессов, используются тесты на определение:

  • общего развития;
  • способностей в области механики;
  • возможностей пространственного воображения;
  • психомоторных способностей.

Полученная информация анализируется. При наличии отклонений психолог разрабатывает методику исправления дефектов.

Проблематика

Если познавательные процессы слабо развиты, замедлится общее развитие человека. Подобные проблемы чаще связаны с воздействием окружающих факторов:

  • неправильным воспитанием;
  • плохими условиями для жизни;
  • неправильно подобранной методикой обучения в садике, школе.

Проблемы с познанием могут быть обусловлены психическими или физическими заболеваниями.

Методы развития

Если после проведения тестов психолог определил дефекты познания, он разрабатывает методики для их исправления. Методики для развития памяти:

  1. Упражнение по запоминанию слов. Нужно составить список из произвольных слов, читать его 30 секунд, а потом попробовать в точности воспроизвести прочитанное. Список нужно постепенно расширять.
  2. Упражнение — вчерашний день. Нужно положить перед собой лист бумаги, написать на нем дела, которые производились вчера. Чем больше описано точностей, нюансов — тем лучше.

Методики для развития внимания:

  1. Упражнение — тест Струпа. Перед человеком кладут лист бумаги, на котором разным цветом написаны отдельные слова. Каждое слово обозначает противоположный цвет тому, каким оно выделено. Индивид должен назвать цвета как можно быстрее, не обращая внимания на цвет.
  2. Упражнение — радио. Послушать песню со словами на большой громкости. Постепенно снизить звук до минимума, на котором при концентрации слуха можно различать отдельные слова, попробовать послушать песню еще раз.

Методики для развития мышления:

  1. Упражнение — мозговой ящик. Для начала выполнения методики нужно выбрать три темы. После этого нужно начать размышление на каждую из них в течение 5 минут.
  2. Упражнение — найти причину. Его выполняют в компании других людей. Один участник выполняет нехарактерную манипуляцию. Другие должны предложить причину совершения действия.

Методики для развития воображения:

  1. Упражнение — случайные слова. Нужно взять первую попавшуюся книгу или журнал, выбрать 10–15 произвольных слов, попытаться составить из них рассказ.
  2. Упражнение — идеи из хаоса. На чистом листе бумаги поставить несколько точек в произвольных местах. Соединить их линиями. Подумать, что обозначает получившаяся фигура, варианты записать внизу листа.

Познавательные процессы нужны человеку, чтобы получать новую информацию из окружающего мира, анализировать ее, разбивать на логические блоки, сохранять в качестве опыта. Если развитие замедляется, психологи проводят тесты для определения эффективности познания. Проблемы исправляются практическими методиками, которые должен подбирать опытный психолог.

В.В. Петухов. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов: Psychology OnLine.Net

В.В. Петухов. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов
Добавлено Psychology OnLine.Net
10.05.2006 (Правка 8.01.2010)

Научное познание души, которое предполагает разделение ее на части, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристотелю, «способности души», называют сегодня психическими, или познавательными процессами. Действительно, Аристотеля справедливо считают античным предшественником когнитивной психологии, поскольку в данном направлении принято различать познавательную и мотивационную (эмоционально-волевую) сферы и исследовать только процессы познания.

Впрочем, сегодня далеко не все когнитивные психологи придерживаются этого различения так же последовательно, как, например, Джеймс Гибсон при изучении восприятия и Жан Пиаже — мышления (интеллекта). Все, что приводит субъекта в движение, как бы выносится ими за скобки для более глубокого анализа собственно познания реальности — чувственного и рационального представления о ней.

Классификация психических — в том числе познавательных — процессов была и остается проблемой. Так, в большинстве учебников по общей психологии для педагогических институтов память относят к познавательным процессам, а, скажем, внимание — нет. Что касается памяти, то, по-видимому, ее связь с познанием суть старинная дань учению Платона: поскольку идеи бессмертны, постольку акты познания, понимания сущности вещей есть воспоминание о вечном. Внимание же рассматривают как необходимую характеристику любой деятельности, что несомненно так, однако то же справедливо и для памяти или, скажем, воображения.

Конечно, всякое разделение психических процессов условно: в реальной жизни они взаимосвязаны. И все же, не нарушая сложившейся традиции изложения учебного материала, предложим выделять две группы психических процессов, различив их по следующему основанию. Это — специфическое (или неспецифическое) отношение процессов к собственно познавательной сфере. Так, с одной стороны, к специфическим, или собственно познавательным процессам, к познанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление. Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либо рационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е. имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальные психические процессы — память, внимание и воображение. Их называют также «сквозными»1 — в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: память позволяет ему удерживать прошлый опыт, внимание — извлекать актуальный (настоящий), воображение — прогнозировать будущий, а вместе — содержать его в сознании.

Обратимся к процессам первой группы и рассмотрим каждый из них более подробно. В общей психологии принято гносеологическое различение чувственного и рационального познания, причем напомним, что именно ощущение выделялось как объективный элемент сознания в первых проектах экспериментальной науки. Отметим, во-первых, что ощущения как отражения отдельных свойств объектов характеризуются тем или иным качеством — цветом, звуком, запахом, вкусом и т.д. (а нередко и именуются сенсорными качествами). Во-вторых, они обладают определенной интенсивностью, т.е. количественной характеристикой, скажем, яркостью цвета, громкостью звука, а если это так, то ощущения в принципе можно измерять. Точнее, их интенсивность можно соотносить с интенсивностью тех раздражителей, которыми они вызываются. При этом заметим, что область раздражителей, воспринимаемых органами чувств, ограничена, и ее пределы называются абсолютными порогами чувствительности. С установления функциональной связи между областью воспринимаемых раздражителей и областью соответствующих им ощущений началось особое направление в экспериментальной психологии, основанное еще в прошлом веке Густавом Фехнером и называемое психофизикой. И наконец, в-третьих, ощущения характеризуются пространственно-временной протяженностью, или, другими словами, они взаимодействуют в пространстве и времени, что порождает ряд феноменов. Так, взаимодействие ощущений в пространстве проявляется в феноменах контраста — яркостного (когда на границе черного и белого цветов интенсивность соответствующих ощущений повышается) и цветового. Протекание же ощущений во времени связано с феноменом адаптации — изменения (понижения или повышения) чувствительности при постоянном действии раздражителя.

Восприятие как процесс чувственного познания реальности есть отражение предметов в форме их индивидуально-конкретных образов. Образ восприятия также обладает рядом характеристик. К первой из них относят наличие сенсорных качеств, причем различных и часто сразу нескольких по своей модальности, отчего образ называют полимодальным. Впрочем, перцептивный образ не сводится к сумме своих сенсорных качеств, и второй, основной его характеристикой является целостность. Эта характеристика образа была раскрыта и подробно исследована в гештальт-психологии: как известно, гештальт и есть целостная форма, структура, обладающая особым качеством по сравнению с суммой своих частей, которая выступает в восприятии как фигура на том или ином фоне. Заметим, что именно целостный образ (а не отдельное ощущение) считается сегодня единицей чувственного познания, т.е. сенсорно-перцептивных процессов. Третья характеристика образа, причем именно как фигуры на фоне — его константность, т. е. относительное постоянство видимого образа, или его тенденция к сохранению истинных свойств отражаемого объекта, например величины, формы и др. Для того, чтобы убедиться в феномене константности, необходимо сравнить, скажем, воспринимаемую величину объекта, наблюдаемого на определенном расстоянии, с тем, каким он должен был бы видеться на этом расстоянии в точном соответствии с размером его проекции на чувствительной поверхности глаза. Если бы константность отсутствовала, то воспринимаемая и «проекционная» величины были бы одинаковы, однако реально видимая величина несколько больше, т.е. объект как бы приближен к наблюдателю. Тем самым величина перцептивного образа сохраняется относительно независимой от расстояния до объекта, форма — от угла его поворота по отношению к наблюдателю, а, скажем, яркость (или цвет) — от характера освещения. Четвертой характеристикой образа является его предметность, которая обычно связывается с человеческим, общественно-историческим опытом. Действительно, перцептивный образ выступает для человека не только как условная целосная фигура, наделенная сенсорными качествами, но как имеющий определенное предметное содержание. Однако в обычных условиях исследовать порождение этого содержания достаточно трудно, и поэтому в экспериментах привлекаются специальные устройства, искажающие привычные условия наблюдения, что позволяет изучать актуальное развитие предметности восприятия. Завершающим, пятым, свойством образа назовем его индивидуальный характер, именуемый также установкой в восприятии. Если предметность восприятия связана с присвоением культурного опыта человечества, то индивидуальность, или установка, выражает собственный прошлый опыт каждого человека и проявляется, например, при восприятии неоднозначных изображений.

Рациональной формой познания реальности является мышление, определение которого можно получить, обратившись к свойствам его основной единицы — понятия. Во-первых, всякое понятие (по сравнению с индивидуально-конкретным перцептивным образом) есть обобщение того или иного класса объектов. Во-вторых, для порождения понятия необходимы специальные средства: в отличие, например, от ощущения твердости или мягкости (скажем, кусочка мела), для которого вполне достаточно соответствующего органа чувств, понятие твердости-мягкости можно сформировать, лишь отражая отношения между предметами (скажем, мела и доски), один из которых является объектом познания, а другой — средством. Впрочем, как правило, средства развитого мышления вообще выходят за пределы восприятия, являются логическими формами адекватного рассуждения. С этим связано то, что, в-третьих, в содержании понятия отражаются не детально-конкретные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, подчас недоступные непосредственному чувственному наблюдению. Таким образом, мышление в широком смысле следует определить как обобщенное и опосредствованное познание субъектом существенных свойств и отношений реальности.

Попытаемся определить мышление в узком смысле — как предмет эмпирического изучения в психологии. Как известно, первые экспериментаторы в этой области, исследователи Вюрцбургской школы, возглавляемой Отто Кюльпе, связывали специфику мышления (в его отличии от восприятия) с постановкой вопроса, или понятием задачи. Тем самым мышление в узком смысле есть решение задачи. Однако оба ключевые слова следует уточнить. Так, во-первых, термин «решение» можно понимать двояко: как полученный результат (англ. — solution) и как процесс его достижения (solving). Психолог принимает последнее значение, определяя мышление как процесс решения задачи (хотя нередко судит о нем по результату). Во-вторых, требует разъяснения и понятие задачи, в котором, с опорой на исследования гештальтпсихологов, следует выделять объективную и субъективную (психологическую) структуру. Так, объективно задача включает в себя определенное требование и условия, в которых оно должно быть выполнено, а психологически, соответственно, — поставленную (четко или нет) цель и наличие (или отсутствие) средств ее достижения. Если требование неясно субъекту, т.е. цель не может быть сразу поставлена четко, то необходим процесс преобразования объективного требования в субъективную цель (це-леобразования), и тогда в определение мышления должен войти не только процесс решения задачи, но и самой постановки, принятия ее субъектом. То же касается и средств: если таковые уже имеются в условиях (в том числе — в прошлом опыте субъекта), то мышление будет лишь репродуктивным (алгоритмическим), напоминающим умственный навык, а если нет, то необходим процесс поиска, создания средств, и мышление станет продуктивным (эвристическим). При этом сама задача становится для субъекта творческой, и именно она прежде всего привлекает современных исследователей. Суммируя сказанное, мы получаем: мышление — это процесс постановки и решения субъектом творческих задач.

Обратимся теперь к определениям универсальных («сквозных») психических процессов — памяти, внимания, воображения. В данном томе эти определения будут краткими, но принципиально указана их взаимосвязь. Так, определение памяти включает в себя три ключевых слова: это — запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Конечно, каждое из этих слов может быть названием группы процессов. В зависимости от запоминаемого материала «синонимами» запечат-ления могут стать заучивание (скажем, определенного текста или списка слов) или формирование (двигательного навыка). Рядом с процессом сохранения следует поставить альтернативный ему и не менее важный — забывание. В группу же процессов воспроизведения (по которому, собственно, и судят о феномене памяти) могут войти такие методические приемы, как воспроизведение слов в предъявленном порядке, свободное припоминание, изложение материала, узнавание и, наконец, повторное заучивание (которое по времени или количеству необходимых проб оказывается меньше, чем первоначальное).

Внимание — это процесс отбора материала и сосредоточения на нем; здесь ключевых слов — два. Термин «отбор» в отечественной психологии нередко понимают как «направленность», а в мировой когнитивной психологии заменяют словом «селекция», отдавая дань тому, что первые модели внимания строились с опорой на метафору фильтра (стоящего на разных этапах переработки информации). Процесс же сосредоточенности сегодня понимают как удержание материала в сознании или как регулярное слежение (мониторинг) за текущим информативным потоком. Особо подчеркнем связь ключевых слов в определениях памяти и внимания: поскольку запечатлеть весь предъявляемый материал бывает практически невозможно, процесс отбора неизбежно присутствует уже на этом этапе, а для того, чтобы сохранить и затем воспроизвести материал, необходимо какое-то время быть на нем сосредоточенным, работать с ним, удерживать его в сознании.

Для определения воображения нам потребуется лишь одно ключевое слово: это — преобразование реальности или представления о ней. Понятно, что это преобразование обычно связывается с предвосхищением, прогнозированием будущего результата планируемого и выполняемого действия. Очевидны связи воображения с процессами внимания, ведь преобразование материала необходимо осуществляется как при его отборе, так и сосредоточении на нем, служит условием удержания его в сознании, извлечения его новых аспектов и свойств. Особо подчеркнем непростые отношения воображения с собственно познавательными процессами. Во-первых, заметим, что корневой основой термина «воображение» является «образ», а образ, как известно, единица восприятия. Однако значения этого слова в двух данных случаях (а в английском языке и сами термины) не совпадают. Если единица (и результат) восприятия — это «percept», индивидуально-конкретное изображение объекта, то воображения — имидж (от англ. «image»), обобщенный образ, или образ-тип, выступающий, по существу, в функции «визуального понятия». Вместе с тем, во-вторых, воображение следует отличать от мышления так же, как наглядный обобщенный образ — от условного знака: если знак есть средство сохранения и воспроизводства знания, то имидж — это символ, способ самого представления, понимания реальности, связанный не только с познавательной, но и эмоционально-волевой сферой человека.


  1. См. ВеккерЛ.М. Психические процессы: В 3 т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3.

Джером Брунер | Американский психолог

Дата рождения:
1 октября 1915 г. Нью-Йорк Нью-Йорк
Умер:
5 июня 2016 г. (100 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
Предметы изучения:
детство когнитивная психология познание среднее образование обучение

Просмотреть весь связанный контент →

Джером Брунер , полностью Джером Сеймур Брунер (родился 1 октября 1915, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США — умер 5 июня 2016, Нью-Йорк, Нью-Йорк), американский психолог и педагог, разработавший теории о восприятии, обучении, памяти и других аспектах познания у маленьких детей, которые оказали сильное влияние на американскую систему образования и помогли создать область когнитивной психологии.

Отец Брунера, производитель часов, умер, когда Брунеру было 12 лет. Брунер учился в Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина (бакалавр искусств, 19 лет).37), а затем в Гарвардском университете, где он получил докторскую степень по психологии в 1941 году. После службы в качестве эксперта по психологической войне в армии США во время Второй мировой войны Брунер вернулся в Гарвард в 1945 году, став там профессором психологии (1952 г.). ). С 1960 по 1972 год он также руководил университетским Центром когнитивных исследований. Он покинул Гарвард, чтобы стать профессором экспериментальной психологии в Оксфордском университете (1972–80). Позже он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и на юридическом факультете Нью-Йоркского университета.

Исследования Брунера помогли представить в классе концепцию Жана Пиаже об этапах развития познания. Его много переведенная книга «Процесс образования » (1960) стала мощным стимулом для движения за реформу учебных программ того периода. В ней он утверждал, что любой предмет можно преподавать любому ребенку на любой стадии развития, если он преподносится должным образом. Согласно Брунеру, все дети обладают природной любознательностью и желанием стать компетентными в различных учебных задачах; однако, когда поставленная перед ними задача оказывается слишком сложной, им становится скучно. Поэтому учитель должен представлять школьные задания на уровне, который бросает вызов, но не подавляет текущую стадию развития ребенка. Кроме того, задание лучше всего представлять в рамках структурированного взаимодействия между учителем и ребенком, которое использует и развивает навыки, уже приобретенные ребенком. Такие структуры, которые Брунер назвал «строительными лесами», облегчают обучение, ограничивая выбор ребенка или «степени свободы» в процессе обучения управляемой областью. Кроме того, он отстаивал «спиральную учебную программу», в которой предметы преподаются учащимся год за годом с возрастающим уровнем сложности. Брунер разработал учебную программу по общественным наукам, которая широко использовалась в XIX веке.60-х и 70-х годов. Он также изучал восприятие у детей и пришел к выводу, что индивидуальные ценности детей существенно влияют на их восприятие.

Брунер широко публиковался. Среди других его крупных работ: Mandate from the People (1944), A Study of Thinking (1956, с Жаклин Дж. Гуднау и Джорджем А. Остином), On Knowing: Essays for the Left Hand (1962), На пути к теории обучения (1966), Процессы когнитивного роста: младенчество (1968), Актуальность образования (1971), Общение как язык (1982), Детский разговор (1983), Реальные мысли, возможные миры (1986), Акты смысла

2 (199) (199) ), Культура образования (1996), Помня о законе (2000) и Создание историй: право, литература, жизнь (2002).

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Познание: значение, поведение и подходы

Познание определяется как психические процессы, которые помогают обучению и, как считается, определяют поведение. В каком-то смысле это наше осознание мира и то, как мы рассуждаем, судим и воспринимаем окружающие нас вещи. Считается, что познание развивается на протяжении всей нашей жизни по мере того, как наши умственные способности становятся более развитыми и зрелыми, а познание является одним из основных компонентов разума.

Существуют различные формы познания людей и животных, которые поддерживают процесс обучения информации, например:

  • Мышление
  • Язык
  • ВНИМАНИЕ
  • Восприятие
  • Рассудок

Когнитивное развитие, Freepik.com/vectorjuice

Некоторые из аспектов когнирования и поведения, которые будут покрыты.

  • Память
  • Восприятие
  • Психология развития
  • Методы исследования в психологии
  • Обработка данных
  • Когнитивное значение

    Как мы кратко установили выше, когнитивные процессы относятся к умственным процессам в уме и к тому, как мы изучаем и используем полученные знания. Наше осознание мира, то, как мы его воспринимаем и представляем, и то, как мы в конечном итоге решаем проблемы, — все это вращается вокруг наших когнитивных способностей.

    Когнитивная психология

    Некоторые области познания и поведения затрагиваются в когнитивной психологии.

    Когнитивная психология: Память

    Память, вероятно, является самой известной и обсуждаемой областью познания. Это активный процесс запоминания, хранения и извлечения информации. Эта тема широко исследуется в психологии в различных условиях, таких как клинические, судебные и связанные с развитием. Вот некоторые из тем, затронутых в этой области:

    • Модели памяти, такие как многоуровневая модель памяти
    • Процессы памяти
    • Точность памяти
    • Забвение воспоминаний

    Когнитивная психология: восприятие

    Восприятие — это форма познания. Этот внутренний когнитивный процесс используется, чтобы видеть мир. Внутренние психические процессы восприятия влияют на то, как мы видим такие вещи, как цвет и интерпретируем размеры. На то, как воспринимается визуальная информация, влияет наш субъективный опыт (личный опыт) и то, как наш мозг интегрирует воспринимаемую информацию, полученную от сенсорных систем.

    Некоторые из тем, представленных в этом разделе:

    • Прямая теория Гибсона

    • Иллюзии

    • Основные исследования, такие как:

    Костюмы

    99

    .20202020. того, как человек развивается на протяжении всей своей жизни. Эта область психологии исследовала, как поведение человека меняется с течением времени. Установлено, что познание развивается на протяжении всей жизни. Исследования в области психологии развития часто исследуют, как изменения в познании на протяжении всей жизни влияют на поведение и психические заболевания.

    Некоторые из охватываемых тем:

    • Раннее развитие мозга

    • Теория когнитивного развития Пиаже

    • Эффекты обучения на разработку

    Исследовательские методы. Методы исследований. ИСПРАВЛЕНИЯ ИСПРАВЛЕНИЯ И РАСПРАВЛЕНИЯ. в психологии и обработке данных охватывают темы, чтобы показать, как методы, методы и методы анализа данных используются в психологии для исследования познания и других явлений в этой области исследования.

    Некоторые из них включают в себя:

    • Научный подход, используемый в психологических исследованиях

    • Используемые различные типы экспериментов и дизайнов исследований

    • Типы данных, которые собираются и как они анализируются в психологических исследованиях просмотреть познание?

      Когнитивные психологи утверждают, что психология должна измерять когнитивные процессы (например, элементы познания), чтобы понять поведение. Следовательно, утверждается, что поведение является результатом этих когнитивных процессов.

      В психологии существует несколько подходов. Эти подходы по-разному объясняют причины и следствия этих типов познания.

      • Биологические психологи утверждают, что генетические факторы влияют на познание
      • Когнитивные психологи утверждают, что внутренние психические процессы, такие как схемы, влияют на познание

      Когнитивный подход к пониманию поведения и познания

      Когнитивные психологи объясняют познание и поведение с помощью компьютерной аналогии. Информация вводится (через наши чувства), а затем обрабатывается (посредством познания). Это приводит к созданию результата (поведения).

      Механизм в головном мозге, flaticon.com/free-icon

      Как связаны когнитивные функции и дисфункциональное поведение?

      По мнению когнитивных психологов, когнитивные нарушения являются причиной неадекватного поведения и психических заболеваний.

      Когниция и неадекватное поведение

      Когнитивные психологи предполагают, что ошибочные мыслительные процессы и когнитивные искажения вызывают неадекватное поведение. Схема человека развивается посредством интерпретации опыта и знаний. Схемы необходимы для понимания и изучения мира, себя и различных концепций. При обработке этой информации сбои в мыслительных процессах могут иногда вызывать когнитивные искажения или искажения.

      По мнению когнитивных психологов:

      • Иррациональные и дисфункциональные мыслительные процессы являются причинами неадекватного поведения.

        Когнитивные искажения — это повторяющиеся, ошибочные, негативные, неточные способы мышления о чем-либо, что приводит к предвзятому мышлению.

        Существуют различные типы когнитивных искажений: — Катастратофизическое: автоматически думает о негативных последствиях, когда думает о ситуации — Чрезмерное обобщение: вера в то, что что-то негативное происходит, когда оно будет продолжаться — Мышление по принципу «все или ничего»: восприятие вещей только как хороших или плохих

      Эти когнитивные искажения могут привести к тому, что у человека появится негативная триада, концепция, разработанная Беком для объяснения депрессии, известная как когнитивная триада. Люди с негативной триадой склонны негативно смотреть на мир, на себя в настоящем и будущем.

      Люди с депрессией выработали негативные схемы и постоянно воспринимают события негативно (это известно как порочный круг).

      Когнитивно-поведенческая терапия

      Разработано Беком когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) , которая в настоящее время стала одним из наиболее распространенных методов терапии, используемых сегодня. Эта терапия направлена ​​на изменение негативных когнитивных и поведенческих моделей. КПТ можно считать эффективным лечением, если она успешно изменила человека, сделав его адаптивным познанием и поведением.

      Что включает в себя когнитивно-поведенческая терапия?

      КПТ — это когда человек с дезадаптивным поведением разговаривает с обученным терапевтом

      • Роль терапевта состоит в том, чтобы адаптировать основные убеждения, дисфункциональные мысли и негативные автоматические мысли человека из неадаптивных в адаптивные (отрицательные в положительные).

        Основные убеждения относятся к тому, как человек видит себя, других и мир.

        Дисфункциональные предположения — это правила жизни, которые люди формируют для себя. Они, как правило, ригидны, дисфункциональны и неадекватны: «Я не буду пытаться, потому что потерплю неудачу».

        Негативные автоматические мысли – когда вы думаете о чем-то, это, как правило, воспринимается негативно и вызывает негативные эмоции

      Как другие психологические подходы объясняют познание?

      Существует несколько подходов к психологии. Эти подходы различаются тем, как они понимают и объясняют поведение, такое как познание.

      Подобно когнитивному подходу, биологические психологи пытаются понять внутренние процессы, чтобы понять познание.

      Однако психологи-бихевиористы пытаются понять поведение, измеряя наблюдаемые явления и внешние процессы, что противоречит когнитивному подходу.

      Биологический подход к познанию и поведению

      Биологический подход чем-то похож на когнитивный и включает несколько ключевых теорий, пытающихся объяснить познание и поведение.

      Познание: теория эволюции

      Теория естественного отбора предполагает, что познание — это адаптивная функция, развившаяся в ходе эволюции путем выживания наиболее приспособленных. В ходе эволюции люди с успешными генами или механизмами с большей вероятностью выживут и размножатся. В этом случае когнитивные процессы, которые более успешно обеспечивают выживание, передаются следующему поколению.

      По мнению эволюционных психологов, цель познания состоит в том, чтобы определять и влиять на поведение, обеспечивающее выживание.

      Познание: нейробиологические процессы

      Активность нейронов и нейротрансмиттеров необходима для работы когнитивных процессов. Например, обработка речи происходит, когда активируются определенные области мозга, связанные с речью (лобная, височная и теменная доли). «Типичное» функционирование психических процессов было связано с электрической активностью, детерминантой активности нейронов (Белл, 2001).

      По сути, нейробиологические процессы сосредоточены на активности нейронов мозга как определяющем факторе познания и поведения.

      Биологические исследования, flaticon.com/premium-icon

      Поведенческий подход к пониманию поведения и познания

      Поведенческий подход отличается от биологического и когнитивного подходов. Они считают, что поведение приобретается, а не является врожденным (по сути, мы учимся поведению, а не рождаемся с ним), и люди учатся так же, как и животные. Сам разум не имеет отношения к разговору, так как мы не можем его по-настоящему измерить. Мы можем только измерять поведение.

      Познание: подход бихевиористов

      Поведенческие психологи считают, что поведение, которое не поддается наблюдению, например, познание и другие внутренние процессы, не может быть объективно измерено. Поэтому бихевиористы считают, что, хотя внутренние показатели невозможно измерить, можно измерить результаты внутренних процессов. Бихевиористы пытаются измерить изменения в поведении, которые происходят из-за факторов окружающей среды, и используют это для понимания познания.

      Социально-когнитивные теоретики и посреднические процессы

      Социально-когнитивные теоретики объединяют аспекты когнитивного и поведенческого подходов для понимания поведения. Теоретики считают, что мы учимся поведению из окружающей среды (аналогично бихевиористам), но для обучения новому поведению необходимы опосредованные процессы (аналогично когнитивной теории).

      Опосредующие процессы — это внутренние психические события, которые происходят между обучением новому поведению посредством ассоциаций между условным стимулом и реакцией.

      Опосредующие факторы — это, по сути, различные типы познания, ведущие к обучению.

      Окружающая среда, flaticon.com/premium-icon

      Познание — основные выводы

      • Познание определяется как умственные процессы, которые помогают обучению и, как считается, определяют поведение.
      • Познание развивается на протяжении всей жизни благодаря развитию и обучению наших мыслей, опыта и чувств.
      • Некоторые из тем, которые рассматриваются в темах GCSE по познанию и поведению:
        • Память
          • Память, вероятно, является наиболее известной и обсуждаемой темой познания. Эта тема широко исследуется в психологии в различных условиях, таких как клинические, судебные и связанные с развитием.
        • Восприятие
          • Восприятие – это форма познания. Этот внутренний когнитивный процесс используется, чтобы видеть мир. Внутренние психические процессы восприятия влияют на то, как мы видим вещи, например цвет, а наши субъективные переживания влияют на размеры.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *