Теории эмоций в психологии: 22. Основные теории эмоций.

Содержание

«Психологические теории эмоций»


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

РЕФЕРАТ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

НА ТЕМУ: «Психологические теории эмоций»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Эволюционная теория Ч. Дарвина 3

Рудиментная теория эмоций 3

Теории Джемса  Ланге 4

Альтернатива к теории Джемса и Ланге 5

Активационная теория Линдсея  Хебба 6

теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 8

когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер 9

Информационная теория П.В.Симонова 10

Заключение 11

Литература 12

ВВЕДЕНИЕ


Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций.
Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций.

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние.

На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Эволюционная теория Ч. Дарвина


В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название
эволюционной
. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Рудиментная теория эмоций


После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты  Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных.
Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев  как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.

Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего  человек безэмоциональный.

Теории Джемса  Ланге


Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли.

Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций  любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса  Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем  как их следствие  возникает сама эмоция.

Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой  она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Вначале теория Джемса  Ланге встретила упреки в «материалистичности», в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким «субтильным», по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.

Альтернатива к теории Джемса и Ланге


Экспериментальные атаки на теорию Джемса  Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий.
Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.

Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса  Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх.

Активационная теория Линдсея  Хебба


Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса  Ланге и Кеннона  Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея  Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

  1.  Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

  2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера


Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер


К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом  состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Информационная теория П.В.Симонова


Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э=F (П, (ИнИс, …) ),

где Э  эмоция, ее сила и качество;

П  величина и специфика актуальной потребности;

н  Ис)  оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

Ин  информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

Ис  информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами  когда Ис больше чем Ин.

Симонов утверждает, что существует относительная независимость нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между ними. Активация нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле:

.

С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз вероятности достижения цели:


Заключение


Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Литература


  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982.  504 с.

  2. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.440 с.

  3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.М.: Просвящение: Владос, 1994.576 с.

Каталог: download
download -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
download -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
download -> Потребность
download -> Примерная программа дисциплины психология журналистики
download -> Пояснительная записка требования к студентам
download -> Биография А. Маслоу. Основные положения теории гуманистической психологии А. Маслоу
download -> Иерархическая модель классификации мотивов: абрахам маслоу
download -> Теория абстрактного мышления и перспективы познания
download -> Лекции Происхождение сознания. Психика животных и человека


Скачать 119.69 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологические теории эмоций — Учебный сайт Абрамова Максима, группа №432

Материалы, опубликованные раньше (Эмоции), носят скорее прикладной характер. Они могут восприниматься как некий тренинг для человека. Раскрывают такие темы как Управление эмоциями, Польза положительных эмоций, повышение эмоционального тона и прочие. Также акцентируется внимание на разнице между чувствами и эмоциями.

    Попробуем подойти к теме эмоций с научной точки зрения. Существует великое множество разных психологических теорий эмоций. И первая проблема, с которой я столкнулся, это их классификация. С детства я привык подходить к изучению какого-либо вопроса с построения некой системы. Приведу классификацию, понравившуюся мне.

    В ней выделяется восемь основных подходов к эмоциям, на каждом мы остановимся подробнее:

    • Биологические теории эмоций;
    • Психоаналитические теории эмоций;
    • Мотивационная теория эмоций У.Липера;
    • Когнитивные теории эмоций;
    • Адаптационная теория Плутчика;
    • Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда;
    • Информационная теория эмоций Симонова;
    • Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева.

    С некоторыми другими классификациями можно ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:

    1. http://www.emotionlabs.ru/view/klassifikaciya-emocij/
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9

    В этой работе я попытаюсь осветить взгляды разных ученых на проблему эмоций. К сожалению, эта область психологии изучена мало, поэтому нельзя точно утверждать об абсолютной верности той или иной теории и противоречивости другой. Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты. Тогда как логичнее было бы, на мой взгляд, рассматривать их в купе, все вместе и заниматься построением новой, более полной теории на основе уже существующих.

    Биологические теории эмоций.

    Эта теория была разработана и развивалась советским физиологом, Пётром Кузьмичом Анохиным (14.01.1898 – 5.03.1974).

    Он утверждал, что теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

    Из сказанного выше можно видеть, что он был убеждён в необходимости эмоций у человека и посвящал свои исследования раскрытию того, в чём состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

    Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

    Чтобы было понятнее рассмотрим пример, который приводит П.К. Анохин. Он говорит, что ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

    Психоаналитические теории эмоций.

    Это теория о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

    Развивал эту теорию преимущественно Зигмунд Фрейд. Он рассматривал в основном негативные аффекты*. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес — влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

    Психоаналитическая теория эмоций — «теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении».

    Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, «не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…».

    Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     *Аффект
         Нем.: Affekt. — Франц.: affect. — Англ.: affect. — Исп.: afecto. — Итал. : affetto. — Португ.: afeto.
         • Термин, заимствованный психоанализом из немецкой психологической традиции: всякое эмоционально-аффективное состояние — приятное или неприятное, смутное или отчетливое, — проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления. Аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей.

    Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 95; англ., 84; франц., 76—77.

    http://www.psyoffice.ru/1292-affekt.html

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мотивационная теория эмоций Роберта Уарда Липера

    Он выносит на обсуждение тот факт, что, «не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим».

    В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

    Пример, описанный  Робертом Уардом Липером, очень ярко изображает эмоции человека в подобной ситуации. Когда едешь с неаккуратным, невнимательным или агрессивным водителем, постоянно чувствуешь себя не комфортно. Я часто ловил себя на мысли, что инстинктивно, сидя на пассажирском сидении, как бы нажимаю на педаль тормоза (сильно жму ногой в пол, имитируя нажатие педали). При этом сильно меняется мимика лица. Это происходит непроизвольно, осознание приходит чуть позже, а в этот момент, мне кажется, что я действительно торможу.

    Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы — «это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные* или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…». А физиологические мотивы — это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    *Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

    http://www.psyperm.narod.ru/K15_151.htm

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    Когнитивные теории эмоций (Когнитивность*)

    Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

    Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

    «Термин «восприятие» Арнольд толкует как «элементарное понимание». В данном случае «воспринять объект» — значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего». В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

    По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно.

    Шехтер: Когнитивно-физиологическая теория

    Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

    Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 4).

    В одном из экспериментов, направленных на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

     

    Рис. 4. Факторы возникновения эмоций в когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера

     

    Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

    Теория эмоций Дж.Келли

    Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что «люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта». Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

    Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

    Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание.

    В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

    Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

    В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    *Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, значительно отличающихся друг от друга контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

    Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

    Определение взято с википедии.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________

    Адаптационная теория эмоций Плутчика

    Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. Ниже мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

     Номер Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
    1.
    Инкорпорация — поглощение пищи и воды.
    Принятие.
    2.Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота.
    Отвращение.
    3.Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения.
    Гнев.
    4.Защита — первоначально на боль или на угрозу боли.
    Страх.
    5.
    Репродуктивное поведение — реакции, сопутствующие сексуальному поведению.
    Радость.
    6.
    Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие.
    Горе.
    7.
    Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом.
     Испуг.
    8.
    Исследование — более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды.
     Надежда или любопытство

    Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что «постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…».

    Интересно, что для некоторых животных таблица может выглядеть несколько иначе. Например, некоторые обезьяны склонны рушить и ломать всё вокруг, когда испытывают страх.

    Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

    Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

    • Основную мотивационную систему человека составляют десять+одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
    • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
    • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
    • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
    • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

    В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

    Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне — проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне — эмоция представлена переживанием.

    Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции следующие:

    1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
    2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
    3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
    4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
    5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

    Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как:

    1. Радость
    2. Удивление
    3. Печаль
    4. Гнев
    5. Отвращение
    6. Презрение
    7. Горе-страдание
    8. Стыд
    9. Интерес-волнение
    10. Вина
    11. Смущение

    Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

    Информационная теория эмоций Симонова

    Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

    Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций:

    ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ — ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.


    Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

    «В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс/минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности». Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

    К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными — чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

    Заключение.

    Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций — единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

    В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

    В психоаналитических теориях причина эмоций — столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

    В когнитивных теориях возникновение эмоций связывается с деятельностью cognito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова — информация.

    Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы, адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

    Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции — это «специфическое личностное отношение», а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным.

    Нам кажется, что полноценной теории эмоций, которая бы объясняла все, так и не создано, все те многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом «Теория», далеко не все ему соответствуют.

    Список использованных источников:

    1. П. К. Анохин (биологические теории эмоций)
    2. Аткинсон Р. и др. Введение в психологию
    3. Изард Кэррол Э. Психология эмоций
    4. Психологическая концепция аффекта
    5. Мотивационная теория эмоций (P. У. Липер)
    6. Информационная теория эмоций П.В. Симонов
    7. Теория эмоций Роберта Плутчика
    8. Материалы по психологии
    9. Эмоции и чувства в нашей жизни
    10. Теории эмоций
    11. Теории эмоций 2
    12. Мир психологии
    13. Свободная энциклопедия — Википедия

    Теории эмоций — AP Psychology

    Все ресурсы AP Psychology

    7 диагностических тестов 249 практических тестов Вопрос дня Карточки Learn by Concept

    ← Предыдущая 1 2 3 Следующая →

    AP Psychology Help » Индивидуальная психология и поведение » Мотивация, эмоции и личность » Мотивация и эмоции » Теории эмоций

    К чему из следующего относится теория Джеймса-Ланге?

    Возможные ответы:

    Гипотеза о том, что в ответ на изменения окружающей среды сначала происходит физиологическое изменение, которое затем вызывает эмоцию

    Множество различных архетипов, представляющих человека в процессе индивидуации

    вдвоем

    Правильный ответ:

    Гипотеза о том, что в ответ на изменения окружающей среды сначала происходит физиологическое изменение, которое затем вызывает эмоцию

    Объяснение:

    Теория, разработанная Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге в 19 веке. Эта гипотеза исследует идею о том, что эмоции НЕ предшествуют физиологическим изменениям. Вместо этого человек переживает событие, имеет инстинктивную физиологическую реакцию на событие, а мозг, чувствуя физиологические изменения через нервную систему, вызывает эмоцию.

    Например: Человек видит медведя. У них учащается сердцебиение, увеличивается потоотделение, во рту становится сухо. Основываясь на этих реакциях, мозг решает, что страх является подходящей эмоцией для стимулов окружающей среды.

    Эта теория основана на том, что эмоции помогают человеку определить наилучший план действий. В этом примере мозг выбирает страх как эмоцию, а человек выбирает «бегство» как курс действий, чтобы уйти от источника страха.

    Сообщить об ошибке

    Какая теория эмоций утверждает, что сначала возникает физиологическое возбуждение по отношению к раздражителю, а затем человек должен когнитивно интерпретировать причину возбуждения и приписать ему эмоцию?

    Возможные ответы:

    Теория социального обучения

    Теория Джеймса-Ланге

    Теория пушечных бардов

    Теория Шахтер-Сингера (теория двухфакторных теории)

    Дарвиновская теория

    Правильный ответ:

    Дарвиновская теория

    Правильный ответ:

    . 0016

    Теория Шахтера-Зингера (двухфакторная теория)

    Пояснение:

    Теория Шахтера-Зингера, также известная как двухфакторная теория, представляет собой когнитивную теорию эмоций. В нем говорится, что возникает физиологическое возбуждение, а затем необходимо оценить причину этого возбуждения и приписать ему эмоцию.

    Сообщить об ошибке

    Что такое мотивация достижения?

    Возможные ответы:

    Когда мы стремимся решать сложные задачи и достигать целей

    Когда мы стремимся к достижению целей, чтобы избежать наказания

    Когда мы стремимся к достижению целей, потому что они каким-то образом нас удовлетворяют

    Когда мы стремимся к достижению целей ради внешней награды

    Правильный ответ:

    Когда мы стремимся решать сложные задачи и достигать целей

    Объяснение:

    Мотивация достижения – это социальная мотивация, при которой мы стремимся к достижению сложных целей и приобретению знаний или навыков. Эта потребность в достижении варьируется и непоследовательна среди людей.

    Сообщить об ошибке

    Что из следующего описывает теорию эмоций Кэннона-Барда?

    Возможные ответы:

    Когнитивное осознание предшествует физиологическому состоянию в ответ на стимул.

    Общее физиологическое состояние и когнитивное осознание возникают одновременно и независимо в ответ на раздражитель.

    Специфическое физиологическое состояние и когнитивное осознание возникают одновременно и независимо в ответ на стимул.

    Специфическое физиологическое состояние и когнитивное осознание возникают одновременно и независимо до появления стимула.

    Физиологическое состояние предшествует когнитивному осознанию в ответ на стимул.

    Правильный ответ:

    Специфическое физиологическое состояние и когнитивное осознание возникают одновременно и независимо в ответ на стимул.

    Объяснение:

    В отличие от теории эмоций Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барда указывает на то, что особое физиологическое состояние и когнитивное осознание возникают одновременно.

    Сообщить об ошибке

    Какая теория эмоций предполагает , что эмоции напрямую связаны с нашим осознанием наших физиологических реакций?

    Возможные ответы:

    Теория эмоций Джеймс-Ланге

    Шахтер-сингер Теория эмоций

    Хенн-берини теория эмоций

    Картер-дихарто теория эмоций

    Канноновая теория эмоций

    . Правильный ответ:

    Теория эмоций Джеймса-Ланге

    Объяснение:

    Теория эмоций Джеймса-Ланге предполагает, что наши эмоциональные переживания возникают, потому что мы осознаем наши физиологические реакции на эмоционально заряженные стимулы. Например, если мы становимся свидетелями эмоционального момента в фильме и начинаем чувствовать, что у нас слезятся глаза и горят щеки, наш мозг обрабатывает это физиологическое состояние и определяет, что нам грустно.

    Сообщить об ошибке

    Согласно Общему адаптационному синдрому Ганса Селье (GAS), каков порядок стадий стресса?

    Возможные ответы:

    Сопротивление, истощение, реакция на тревогу

    Реакция на тревогу, истощение, сопротивление

    Сопротивление, реакция на тревогу, истощение

    Истощение, реакция на тревогу, сопротивление

    Реакция на тревогу, сопротивление, истощение

    Правильный ответ:

    Тревожная реакция, сопротивление, истощение

    Объяснение:

    Схема ГАС, предложенная Селье, гласит, что первой стадией является реакция тревоги, при которой тело готовится, активируя симпатическую нервную систему. Второй этап — сопротивление, при котором тело остается в состоянии готовности, но постепенно слабеет. Третий и последний этап — истощение, при котором парасимпатическая нервная система возвращает организм в нормальное состояние.

    Сообщить об ошибке

    Кто из следующих теоретиков выдвинул теорию о том, что эмоции обладают эволюционной адаптивной ценностью?

    Возможные ответы:

    Sigmund Freud

    Victor Frankl

    Чарльз Дарвин

    Уильям Джеймс

    Карл Ланге

    Правильный ответ:

    4

    . Пояснение:

    Чарльз Дарвин утверждал, что эмоции развились, потому что они имели адаптивное значение для человеческого вида. Например, страх позволяет нам действовать таким образом, чтобы избежать потенциальной опасности, что делает его очень полезной эмоцией для нашего выживания. Эта основная идея в целом принимается психологами-эволюционистами, которые с тех пор расширили принципы этого утверждения.

    Сообщить об ошибке

    Какие основные эмоции эволюционные психологи обычно считают универсальными для всех людей?

    Возможные ответы:

    Замешательство, презрение, счастье, гнев, удивление, печаль, отвращение и страх

    Энтузиазм, счастье, гнев, удивление и печаль и страх

    Гнев, ярость, счастье, радость, замешательство, печаль, самодовольство

    Презрение, счастье, гнев, голод, боль и экстаз

    Правильный ответ:

    Презрение, счастье, гнев, удивление, печаль, отвращение и страх

    Пояснение:

    Среди психологов-эволюционистов, расширивших теорию Чарльза Дарвина о естественном отборе, общепризнано, что есть семь основных эмоций, которые развились благодаря их адаптивной ценности. Это презрение, радость, гнев, удивление, печаль, отвращение и страх. Они утверждают, что любая другая эмоция представляет собой смесь этих основных эмоций или изменение интенсивности этих основных эмоций (например, чувство экстаза не будет другой базовой эмоцией, а скорее изменением интенсивности счастья).

    Сообщить об ошибке

    Что из следующего является одним из контраргументов Кэннона и Барда против теории эмоций Джеймса-Ланге?

    Возможные ответы:

    Можно почувствовать эмоцию, например страх, прежде чем действовать, чтобы избежать стимула, вызывающего этот страх.

    Эмоции не встречаются по спектру, а могут быть разделены только на два разных лагеря: положительные и отрицательные. Большинство эмоций негативны, поскольку сами эмоции предназначены для того, чтобы сигнализировать об угрозах нашему благополучию.

    Телесные реакции предшествуют эмоциональному осознанию причины этих действий.

    Эмоции являются результатом очень длительного процесса эволюции и адаптируются к природе. Каждая эмоция служит сигналом для продолжения или прекращения определенного действия. Гнев, например, говорит нам, что что-то не так и должно быть исправлено.

    Подавленные эмоции на самом деле проявляются не в наших снах, а в нашем поведении в реальной жизни. Если оставить без внимания, эмоции могут проявиться в мании.

    Правильный ответ:

    Можно почувствовать эмоцию, например страх, прежде чем действовать, чтобы избежать стимула, вызывающего этот страх.

    Пояснение:

    Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции отражают физиологические состояния тела. Теория Джеймса-Ланге утверждает, что человеческие тела СНАЧАЛА испытывают физические ощущения, и что люди будут думать, действовать, а затем чувствовать. Один из контраргументов Кэнон-Барда на это состоит в том, что можно испытывать эмоцию одновременно с физической реакцией и до действия. Например, я вижу медведя, который держит нож, я испытываю страх (и, возможно, недоумение), и мое тело сразу напрягается, затем я убегаю. К тому времени, когда я убегаю, я определенно уже испугался медведя с ножом.

    Сообщить об ошибке

    Что такое теория когнитивной оценки эмоций?

    Возможные ответы:

    Эмоциональное переживание зависит от внутренней физиологии.

    Эмоциональный опыт человека зависит от его когнитивных стратегий выживания.

    Эмоциональный опыт зависит от интерпретации ситуации.

    Эмоциональный опыт человека зависит от его способности заниматься метапознанием.

    Эмоциональный опыт зависит от когнитивной энергии.

    Правильный ответ:

    Эмоциональное переживание зависит от интерпретации ситуации.

    Объяснение:

    Теория когнитивной оценки утверждает, что эмоциональный опыт человека зависит от его интерпретации ситуации. Это была первая теория эмоций, которая рассматривала оценку человеком ситуации в дополнение к физиологии и поведению.

    Сообщить об ошибке

    ← Предыдущий 1 2 3 Следующий →

    Уведомление об авторских правах

    Все ресурсы AP Psychology

    7 Диагностические тесты 249 практических тестов Вопрос дня Карточки Learn by Concept

    Lazarus, Cannon Bard и Two Factors

    Принимали ли вы когда-нибудь решение, о котором сожалели? Когда вы подумали об этом позже, вам показалось, что вы приняли решение только потому, что были эмоциональны? Возможно, вам сказали никогда не отправлять текстовое или электронное письмо, когда вы злитесь. Это может быть дельным советом!

    Эмоции могут влиять как на наши мысли, так и на поведение.

    • Что такое теории эмоций в психологии?
    • Что такое двухфакторная теория эмоций?
    • Что такое когнитивно-оценочная теория эмоций?
    • Что такое теория эмоций Лазаря?

    Теории эмоций в психологии

    Многие психологи пытались понять эмоции. Это стремление понять привело к появлению нескольких различных теорий эмоций. Эти разные теории эмоций проистекают из разных идей. Некоторые из них проистекают из идеи, что наши физиологических состояний определяют наши эмоции, другие утверждают, что познание определяет наши эмоции. Существует 6 универсальных эмоций: радость, печаль, гнев, удивление, отвращение и страх.

    Эмоция в психологии определяется как сложное состояние чувства. Эти чувства приведут к психологическим и физическим изменениям , которые повлияют как на мышление, так и на поведение. J Эймс и Ланге (1884) построили теорию эмоций в психологии. Теория Кэннона-Барда (1927) была представлена ​​позже, а Шахтер и Зингер (1962) также добавили свои мысли о психологии эмоций. Совсем недавно Лазарь (1991) также создал свою собственную теорию эмоций.

    Хотя психологи согласны с тем, что эмоции, связанные с чувствами, имеют физиологические, поведенческие и когнитивные компоненты, они расходятся во мнениях относительно того, как эти три компонента взаимодействуют, вызывая чувства и действия.

    Эмоции — это состояние чувств, таких как счастье, страх или печаль.

    Физиологическое состояние – это временный период симпатической или парасимпатической активации.

    • Симпатическая нервная система отвечает за реакцию «бей или беги».
    • Парасимпатическая нервная система отвечает за отдых и реакцию пищеварения. Важно понимать, что физиологический ответ также может быть опосредован парасимпатическим путем. В спокойной обстановке у вас может быть более медленный пульс и маленькие зрачки.

    Двухфакторная теория эмоций

    Двухфакторная теория эмоций также известна как Теория эмоций Шахтера и Зингера ; он появился в 1960-х годах. Эта теория была одной из первых когнитивных теорий эмоций. Эта теория утверждает, что эмоция возникает в результате взаимодействия между физическим возбуждением и когнитивным определением этой эмоции человеком. Простого физиологического ответа недостаточно, чтобы испытать эмоцию.

    Двухфакторная теория эмоций утверждает, что эмоция возникает в результате взаимодействия между физиологическим возбуждением и когнитивным ярлыком этого возбуждения.

    Мы видим грабителя, и наше сердцебиение учащается. Важным отличием двухфакторной теории является то, что мы должны затем обозначить, что вызывает учащение пульса. В этом сценарии мы бы сказали: «Это вызвано страхом, поэтому я боюсь».

    Однако, если бы мы катались на американских горках, частота сердечных сокращений все равно увеличилась бы. Однако в этом случае мы скорее скажем: «Я взволнован!»

    Чтобы проверить эту теорию, два теоретика провели эксперимент. Участников проинформировали о том, что они участвуют в новом испытании, в котором проверяют влияние препарата на зрение. Они использовали эпинефрин , который действует на организм как симпатический активатор. Эпинефрин вызывает учащенное сердцебиение, расширение зрачков, дрожь и потливость. Эти предметы были разделены на две группы; одна группа была проинформирована о побочных эффектах, а другая нет. Затем их поместили в комнату с актером (сообщником), которого они считали просто еще одним участником. Актерам сообщили, что они должны вести себя либо взволнованно, либо рассерженно.

    Эпинефрин — это химическое вещество, которое естественным образом вырабатывается в организме. Он активирует симпатическую нервную систему.

    Они пришли к выводу, что люди, которые не знали о побочных эффектах, чаще испытывали эмоции, чем те, кто был проинформирован. Те, кто не знал об эффектах препарата, приписывали стимуляцию своей ситуации и предполагали, что это вызвано эмоциями.

    Когнитивно-оценочная теория эмоций

    Когнитивно-оценочная теория утверждает, что эмоции зависят от интерпретации ситуации.

    Теория когнитивной оценки утверждает, что интерпретация ситуации человеком вызывает эмоции, несмотря на то, какова ситуация на самом деле.

    Один из примеров теории когнитивной оценки: представьте, что человек ночью заходит в темный дом, а его друзья выпрыгивают из него с праздничным тортом. Несмотря на то, что это удивительная ситуация, человек, скорее всего, интерпретирует ситуацию как захватывающую. Скорее всего, они будут счастливы.

    Другой пример: человек переживает расставание. Несмотря на то, что это грустная ситуация, сосредоточение внимания на положительных моментах (возможность уделять больше времени хобби, возможность знакомиться с новыми людьми и иметь время для саморазвития и т.  д.) может помочь им позитивно взглянуть на расставание.

    Теория эмоций Лазаря

    Теория эмоций Лазаря также называется когнитивно-медитационной теорией эмоций. Его придумал Ричард Лазарус, который использовал оценку для объяснения эмоций.

    Теория эмоций Лазаря утверждает, что люди проходят через разные стадии эмоций.

    Согласно Лазарю, его теория состоит из 5 этапов.

    Этап 1

    Первичная оценка — это первый этап, когда человек оценивает свое положение. Они могут классифицировать его как положительный, опасный или не относящийся к делу. Позитивные или нерелевантные ситуации заканчивают этапы эмоций.

    Стадия 2

    Вторичная оценка проводится, если ситуация считается опасной. Затем человек оценит свою готовность справиться с указанной ситуацией. Если они подготовлены, то на этом этапы эмоций заканчиваются. Если нет, они переходят к стадии 3.

    Стадия 3

    Стадия 3 — стресс. Неспособность справиться со своей ситуацией приведет к стрессу. Человек будет оставаться на этом этапе, пока не будет работать над решением.

    Этап 4

    Навыки совладания — это этап 4. Согласно Лазарусу, человек может справиться со стрессом двумя способами. Они могут быть либо проблемно-ориентированными, либо эмоционально-ориентированными.

    Стадия 5

    Переоценка происходит после устранения стрессора. Затем они переоценивают свою ситуацию и учатся на ней.

    Человек встречает грабителя и считает его опасным. Они достигают первой стадии. Поскольку они считали их опасными, они переходят к стадии 2. Поскольку они одиноки и не имеют средств справиться с грабителем, они переходят к стадии 3. На этой стадии они испытывают стресс. Так они переходят к этапу 4. На этом этапе они могут либо справиться с этим стрессом, решив проблему, либо убедить себя, что ситуация не опасна. В этом случае, поскольку ситуация опасна, лучше, чтобы они справились с ней, возможно, убежав. Наконец, они достигают стадии 5. Стресс-фактор ушел, и они переоценивают свою ситуацию и извлекают из нее уроки.

    Теория эмоций Джеймса-Ланге

    Уильям Джеймс и Карл Ланге были двумя психологами, изучавшими эмоции в 1800-х годах. Они на самом деле придумали свои теории отдельно! Позже они объединили свою работу. Согласно их теории, наши эмоции состоят из двух частей. Во-первых, то, что мы испытываем в окружающей среде и как это влияет на нашу физиологию. Вторая часть — это то, как мы интерпретируем то, что переживаем.

    Последовательность выглядит так: Физиологические изменения —> интерпретация чувств —> эмоции —> поведение.

    J Теория эмоций Эймса-Ланге утверждает, что эмоции исходят из нашей физиологии и нашей интерпретации нашей ситуации.

    Когда мы возбуждены, у нас учащается сердцебиение, расширяются зрачки и повышается кровяное давление. Обычно мы не боимся волноваться. Когда мы нервничаем, у нас учащается сердцебиение, расширяются зрачки и повышается кровяное давление, точно так же, как когда мы чувствуем возбуждение. Разница в том, что обычно нам не нравится нервничать.

    Постоянно нервничать — серьезная проблема. Так почему же разница между этими двумя чувствами? Согласно Джеймсу и Ланге, разница заключается в том, как мы интерпретируем нашу физиологическую реакцию.

    Допустим, вы идете по улице и видите, что кого-то ограбили. Это запускает симпатическую нервную систему «дерись или беги» , и у тебя учащается сердцебиение, расширяются зрачки и ты дрожишь. Поскольку вы осознаете, что находитесь в опасной ситуации, вы интерпретируете это чувство как страх. Вы отвечаете на этот страх, сопротивляясь или убегая.

    Фг. 1 Среда, вызывающая страх, pixabay.com

    До этой теории большинство психологов считали, что сначала возникают эмоции, а затем физиологические реакции. Джеймс и Ланге были одними из первых психологов, которые изменили этот порядок: наша физиологическая реакция (потоотделение, учащенное сердцебиение и т. д.) стоит на первом месте, а наше восприятие происходящего — на втором.

    Одна из критических замечаний по поводу теории эмоций Джеймса-Ланге состоит в том, что эмоции, как правило, связаны только с одной физиологической реакцией.

    Теория эмоций оппозиционного процесса

    Теория эмоций оппозиционного процесса была введена Ричардом Соломоном. Он утверждает, что у некоторых эмоций есть противоположности. Через какое-то время одна эмоция приведет к другой. Давайте посмотрим на пример, чтобы понять это лучше.

    Теория противоположного процесса утверждает, что страх и облегчение — две противоположные эмоции. Если вы снова и снова подвергаетесь одному и тому же страху, он может перестать быть страшным, и чувство облегчения станет основной эмоцией.

    Теория эмоций Кэннона-Барда

    Теория эмоций Кэннона-Барда была опубликована физиологами Уолтером Кэнноном и Филлипом Бардом в 1927 году. Эта теория, также известная как таламическая теория эмоций, утверждает, что люди чувствуют эмоции и испытывают физиологический ответ одновременно. По сравнению с теорией Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барда использовала более нейробиологический подход.

    Теория Кэннона-Барда утверждает, что эмоции и физиологические реакции возникают одновременно.

    Вернемся к нашему предыдущему примеру с грабителем. В теории эмоций Кэннона-Барда человек увидит грабителя и скажет: «Я боюсь, потому что передо мной грабитель», а также получит физиологическую реакцию.

    Эта теория также называется таламической теорией эмоций, потому что она утверждает, что таламус передает сигнал миндалевидному телу в то же время, когда он посылает сигнал симпатической нервной системе, что приводит к одновременному переживанию. Давайте посмотрим на другой пример.

    Допустим, вы идете на свидание и начинаете говорить. Вы понимаете, что этот человек идеально подходит вам. Теория Кэннона-Барда утверждает, что вы будете одновременно счастливы и физиологически стимулированы.

    Теория эмоций Зайонка-Леду

    Теория эмоций Зайонка-Леду утверждает, что иногда вы чувствуете что-то прежде, чем думаете об этом. Вы можете испугаться, когда услышите выстрел, прежде чем ваш мозг поймет, что это выстрел.

    Zajonc-Ledoux — это теория эмоций, согласно которой определенные эмоции можно ощущать отдельно от физиологических реакций. Эти эмоции, такие как страх, можно почувствовать мгновенно в ответ на что-то поразительное.

    Если ночью раздастся громкий звук, вы можете сразу испугаться, еще до того, как осознаете, что произошло.

    Теории эмоций. Ключевые выводы

    • Одной из первых теорий эмоций была теория эмоций Джеймса и Ланге, в которой утверждалось, что эмоции основаны на нашей физиологической реакции, а наша интерпретация основана на ситуации.
    • Теория эмоций Кэннона-Барда утверждает, что физиологическая реакция и эмоция возникают одновременно.
    • Двухфакторная теория утверждает, что люди должны приписывать эмоциям физиологический ответ.
    • Теория Лазаря состоит в том, что эмоции переживаются в 5 стадий, и это зависит от нашей способности справляться с ситуациями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *