Психические процессы, свойства и состояния личности
Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память.
Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информации, соответствующие тренировки памяти./3, с.94/
Мышление — психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях.
10
Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие — мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) — от общего положения (суждения) к частному случаю.
Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ — разложение целого на составные части.
Синтез — восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам.
11
объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности человека в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на основе понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.
Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью./2, с.169/
С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования
12
новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Воображение бывает активным и пассивным. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
3.Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Рассмотрим как влияют на профессиональную деятельность положительные и отрицательные психические состояния человека.
Большое значение для эффективности трудовой деятельности имеет
13
психическое состояние профессиональной заинтересованности. Специалист имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей./1,с.172/ Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.
Разнообразие и творческий
характер профессиональной деятельности
делают возможным возникновение
у работника психических
14
характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.
Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях.
Отметим состояние «деловой» напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности или работы в экстремальных условиях. Здесь эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. Выступая против ошибочных вербальных оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.
То есть даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.
Но воздействие экстремальных
условий деятельности может привести
к возникновению у человека специфического
состояния
15
состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности. Причиной стресса выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.).
Степень стрессовости реакций человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности.
Состояние стресса у
человека нередко может сопровождаться
таким сложным психическим
16
объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.
Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.
Психические процессы свойства и состояния
Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психические процессы свойства и состояния. Доклад-сообщение содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Психические процессы свойства и состояния
Слайд 2
Описание слайда:
Психические явления ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — любые проявления психики человека. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Слайд 3
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.
Слайд 4
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним. Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.
Слайд 5
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Слайд 6
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИК СОСТОЯНИЯ Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в пределах определенного временного промежутка.
Слайд 7
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Таким образом, психические состояния — это результат взаимодействия психики конкретной личности с теми или иными явлениями действительности, вызвавшими у данного субъекта определенное отношение.
Слайд 8
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Слайд 9
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.
Слайд 10
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер;
Слайд 11
Описание слайда:
ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Слайд 12
Описание слайда:
САНГВИНИК Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность.
Слайд 13
Описание слайда:
МЕЛАНХОЛИК Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело.
Слайд 14
Описание слайда:
ХОЛЕРИК Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется.
Слайд 15
Описание слайда:
ФЛЕГМАТИК Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов.
Слайд 16
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Философия разума | Определение, резюме, примеры, философы и факты
Макс Вебер
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель Рене Декарт Дэвид Хьюм Хилари Патнэм Бертран Рассел
- Похожие темы:
- дуализм разума и тела проблема других умов преднамеренность теория действия теория связок
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
философия ума , размышление о природе психических явлений и особенно об отношении ума к телу и остальному физическому миру.
Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: Какова природа красоты? Что значит иметь истинное знание? Что делает действие добродетельным, а утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать по отношению ко многим конкретным областям, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетике), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (учение о конечных категориях мира). Философия разума специально занимается весьма общими вопросами о природе психических явлений: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?
Эти философские вопросы о природе явления следует отличать от похожих по звучанию вопросов, которые, как правило, являются предметом более чисто эмпирических исследований, таких как экспериментальная психология, которые в решающей степени зависят от результатов сенсорного наблюдения. Психологи-эмпирики, в общем и целом, занимаются обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных — вещей, которые оказались правдой, хотя могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество высвобождается тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется только тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, является ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области необходимыми для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого конкретного химического или черепного устройства, неспособны к этим переживаниям? Возможно ли, чтобы что-то имело такой опыт и вообще не состояло из «материи» — как в случае с призраками, как воображают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение, по-видимому, будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается. больше в современной жизни — возможности компьютеров, способных мыслить. Может ли компьютер иметь разум? Что нужно для создания компьютера, который мог бы иметь определенную мысль, эмоцию или опыт?
Возможно, компьютер мог бы иметь разум только в том случае, если бы он состоял из тех же нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубым шовинистическим, подобно утверждению, что человеческое существо может иметь ментальные состояния только в том случае, если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно же, не любое вычислительное устройство обладает разумом. Будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые вплотную приблизится к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на обладание ментальными состояниями, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности — хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии сознания.
Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, необходимо или существенно, а не на том, что просто есть, это не означает, что то, что есть, т. е. случайные выводы эмпирической науки, не имеет существенного отношения к философским рассуждениям о ум или любую другую тему. Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, что полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, что вода Н 2 О). Однако, в отличие от случаев болезней и веществ, на вопросы о природе мышления, по-видимому, нельзя ответить с помощью одних только эмпирических исследований. Во всяком случае, ни один исследователь-эмпирик не смог ответить на них так, чтобы это удовлетворило достаточное количество людей. Таким образом, вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.
Одна из причин того, что на эти вопросы было так трудно ответить, заключается в том, что существует существенная неясность, как в обычном понимании, так и в теоретической психологии, относительно того, насколько объективными могут считаться феномены разума. Ощущения, например, кажутся по существу частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного изучения, требуемого от предмета серьезной науки. Как, в конце концов, можно узнать, каковы на самом деле чужие личные мысли и чувства? Каждый человек как бы находится в особом «привилегированном положении» по отношению к собственным мыслям и чувствам, положении, которое никто другой никогда не мог бы занять.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Для многих людей эта субъективность связана с вопросами смысла и значимости, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действия, которые одновременно необходимы и существенно отличаются от характерных видов объяснения и понимания. из естественных наук. Чтобы объяснить движение приливов, например, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между движением приливов и близостью Луны к Земле. Или, что более глубоко, он может апеллировать к общим законам, например, к законам всемирного тяготения. Но чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его написание коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он склонен начинать писать на восходе солнца) или даже что оно коррелирует с определенными событиями. нейрохимические состояния в его мозгу. Нет и никакого физического «закона» о писательском поведении, которому могло бы апеллировать предположительно научное объяснение его письма. Скорее, нужно понять причины, по которым человек пишет, что значит для него письмо или какую роль оно играет в его жизни. Многие думали, что такого понимания можно достичь, лишь сопереживая человеку — «поставив себя на его место»; другие думали, что это требует судить о человеке в соответствии с определенными нормами рациональности, которые не являются частью естествознания. Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1819 гг.20) и другие подчеркивали первую концепцию, отличая эмпатическое понимание ( Verstehen ), которое они считали типичным для гуманитарных и социальных наук, от научного объяснения ( Erklären ), которое обеспечивается естественными науками. Вторая концепция становится все более влиятельной во многих областях современной аналитической философии, например, в работах американских философов Дональда Дэвидсона (1917–2003) и Дэниела Деннета.
Роль нейронауки в психологии —
В современной науке мозг — большая новость. Нейронаука присутствует повсюду, за последние несколько десятилетий она стала ключевой областью исследований сама по себе, а также во множестве дисциплин, включая психологию.
Вполне логично, что изучение разума должно пересекаться с изучением мозга, но какова роль неврологии в психологии?
Чтобы понять, какую роль нейронаука играет в психологии, полезно сначала заложить основы, зная, что такое нейробиология, почему она важна и как связаны между собой разум и тело.
Что такое неврология?
Грубо говоря, нейробиология — это наука о мозге. Проще говоря, это научное исследование нервной системы. Неврология анализирует то, что заставляет мозг и более широкую нервную систему функционировать: биологические и химические процессы.
Принципы работы мозга изучались со времен древних египтян, но в последние годы нейробиология как дисциплина быстро развивалась, охватывая элементы молекулярной биологии, человеческого поведения, анатомии и многого другого.
Первоначально нейробиологические исследования были сосредоточены в основном на молекулярных и клеточных исследованиях отдельных нейронов. Однако благодаря использованию революционных новых инструментов визуализации и компьютерного моделирования современная нейронаука теперь может дать представление об анатомии мозга и нашем понимании неврологического, физического и психологического функционирования — по сути, о том, как мозг, тело и разум связаны. .
Современная неврология оценивает нервную систему, изучает ее строение, то, как она развивается и работает. Дисциплина также рассматривает изменения и сбои в работе нервной системы. Нейронные пути в мозге передают информацию, и именно эти связи являются ключевой областью изучения нейробиологов.
С помощью специального оборудования для сканирования мозга ученые могут видеть, как функционируют связи в мозге, выявлять повреждения и исследовать влияние нарушений нервных путей на тело и разум (Psychology Today 2019).
Разделы нейронауки
Существует более двух десятков направлений нейробиологии, каждое из которых имеет свою направленность.
Некоторые разделы нейронауки концентрируются на нейронной основе поведения и процессах, которые генерируют и изменяют нервную систему; другие организуют нейробиологические данные, применяя вычислительные модели и аналитические инструменты.
Разделы неврологии включают:
Когнитивную неврологию — Изучение того, как биология производит психологические функции. В когнитивной нейробиологии исследователи изучают взаимосвязь между нейронными цепями и мыслительной обработкой.
Поведенческая неврология – Применение биологических принципов к изучению поведения людей и животных. Поведенческая нейронаука, обычно называемая биопсихологией, фокусируется на механизмах мозга, лежащих в основе поведения.
Клеточная неврология – Изучение нейронов и их физиологических свойств на клеточном уровне. Клеточная неврология фокусируется на том, как мозг развивается и изменяется с течением времени, когда он реагирует на события.
Молекулярная нейронаука – Изучение биологии нервной системы. Молекулярные нейробиологи сосредотачиваются на молекулярном поведении и процессах нейронов, изучая структуру нервной системы, а также то, как она функционирует и развивается.
Нервные системы — Изучение нейронных систем и цепей с акцентом на такие тонкости, как формирование нейронных цепей и то, как они выполняют такие функции, как рефлексы, память и эмоциональные реакции. Ключевой областью исследований является то, как сети нейронов лежат в основе сложных процессов и поведения.
Вычислительная неврология – Изучение развития и функционирования структур головного мозга с помощью математических моделей, компьютерного моделирования и теоретической оценки. Вычислительную нейробиологию иногда называют теоретической нейробиологией.
Нейропсихология – изучение неврологии и психологии. Нейропсихологи сосредотачиваются на отношениях между мозгом и нейропсихологическим функционированием — как правило, на изменениях в поведении после неврологического заболевания или травмы.
Это лишь некоторые из направлений нейронауки — существует гораздо больше отдельных направлений, и области исследований часто пересекаются. Роль нейронауки в психологии включает направления дисциплины, включая поведенческую нейронауку, социальную нейронауку и многое другое.
Разум или материя? Проблема разума и тела
Исторически сложилось мнение, что для изучения психологии на научном уровне необходимо сначала иметь всестороннее представление о биологии. На самом деле Уильям Джеймс выдвинул такую точку зрения в «Принципах психологии» — одном из первых томов, посвященных взаимосвязи между психологией и биологией.
Как дисциплина поведенческая нейробиология начала обретать некую смутную форму в 1700-х годах, когда философы начали серьезно рассматривать то, что было придумано как проблема разума и тела. То есть степень, в которой разум и тело связаны. Нерешенная проблема касается взаимоотношений между сознанием и мозгом: одно представляет собой ментальный набор свойств, другое — физическое.
Вопросы о том, как взаимодействуют эти два свойства, во многом лежат в основе проблемы разума и тела. Являются ли ментальные состояния физическими, отличаются ли они друг от друга или одно является подклассом другого, влияют ли физические состояния на ментальные состояния или наоборот, — все это составляет основу проблемы.
Затем возникают вопросы, касающиеся сознания, физического «я» и интенциональности — что это за понятия? Как они связаны с мозгом и телом? И принадлежит ли ум телу, или тело является просто местом жительства ума?
На эти вопросы нет четкого ответа, поэтому проблема остается нерешенной, но существуют школы мысли, рассматривающие отношения между разумом и материей.
Материализм – Материалистическая точка зрения состоит в том, что ментальные состояния на самом деле являются просто физическими состояниями.
Дуализм – Дуалистическая точка зрения состоит в том, что оба состояния реальны и ни одно из них не может быть приписано другому.
Идеализм – Идеалистическая точка зрения утверждает, что физические состояния на самом деле являются психическими состояниями.
(Robinson 2016)
Проблема также может быть решена с точки зрения редукционизма. Конституционный редукционизм предполагает, что психические процессы производятся мозгом, поэтому разум является продуктом тела, а не отдельной сущностью. В элиминативном редукционизме утверждается, что разум представляет собой только мозговую деятельность.
Другие нейробиологи не верят, что разум можно объяснить только активностью мозга, и они связывают это убеждение с феноменом эмерджентности. Возникновение происходит, когда объект демонстрирует определенные свойства или поведение только тогда, когда он взаимодействует как часть чего-то другого.
Вода, например, принимает форму только тогда, когда атом кислорода соединяется с двумя атомами водорода — сами по себе атомы не являются жидкими. Нейроны мозга не обладают сознанием, однако сознание возникает в результате процессов, происходящих в нейронных сетях (Ludden 2017).
Судя по имеющимся данным, современная точка зрения, которой придерживаются многие психологи, состоит в том, что разум — это то, что делает мозг. Эта точка зрения была первоначально выдвинута когнитивистом Марвином Мински и может быть в значительной степени подкреплена фактами (LeadershipU 2019).). Повреждение мозга может изменить разум, как и наркотики и травма. Люди, рожденные без мозга, не проявляют признаков сознания, как и те, у кого на ЭЭГ прямая линия, что говорит о том, что разум не существует независимо, а создается мозгом (Tryon 2014).
Как неврология помогает психологии?
Поскольку нейробиология сосредоточена на физических наборах свойств, а психология сосредоточена на психических аналогах, эти две дисциплины могут показаться несопоставимыми. Тем не менее, неврология играет определенную роль в психологии.
На самом деле психология и нейронауки вовсе не являются совершенно не связанными между собой дисциплинами, но могут дополнять друг друга несколькими способами. Вместе эти две области могут помочь ответить на вопросы, например, о познании и поведении, развитии нервной системы, нейропсихофармакологии и пластичности.
Понимание того, как работает мозг на научном уровне, и использование таких технологий, как сканеры мозга, может помочь определить взаимосвязь между мозгом и психическими состояниями. Неврология создала для ученых новые и передовые способы оценки биологических процессов, лежащих в основе поведения, что, в свою очередь, позволяет профессионалам принимать более обоснованные решения о психическом вмешательстве и лечении.
Если посмотреть конкретно на то, как психология и неврология взаимодействуют друг с другом для получения положительного эффекта, нейробиология сделала некоторые важные открытия в отношении следующих состояний, влияющих на психическое здоровье и поведение:
Болезнь Паркинсона
Дегенеративное заболевание нервной системы, болезнь Паркинсона вызывает нарушение работы нервных клеток головного мозга, контролирующих движение, что также влияет на способность человека принимать решения.
Нейронаука помогает лучше понять течение заболевания различными способами, включая создание компьютерных моделей, позволяющих понять силу связей в области базальных ганглиев мозга. То, как различаются связи у пациентов с болезнью Паркинсона, может помочь ученым создать методы лечения, адаптированные к моделям нервной дегенерации (Frontiers Science News 2017).
Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера, характеризующаяся ухудшением когнитивных функций, приводит к снижению интеллектуальных способностей человека и может вызывать изменения личности и поведения. С помощью неврологии, примененной к животным, исследователи обнаружили, что возрастная потеря памяти может быть обратимой с использованием подхода переноса генов.
В исследованиях на обезьянах ученые установили, что контролирующие нейроны в определенной области мозга с возрастом сокращаются и перестают вырабатывать регуляторные химические вещества, влияющие на способность рассуждать и память. Внедрив фактор роста нервов в клетки и повторно введя их в мозг обезьян, ученые смогли восстановить количество и функцию клеток, предоставив бесценную информацию о возможностях лечения возрастных расстройств у людей (Национальный институт Старение 2019).
Болезнь Хантингтона
Неврологическое расстройство, вызывающее непроизвольные движения и нарушение интеллекта. Болезнь Хантингтона вызывается дефектной последовательностью ДНК, которая создает токсичный белок и повреждает нейроны больных. Болезнь Гентингтона пока неизлечима, но нейробиология помогает найти решение.
В последние годы в ходе исследований применялись различные типы генной терапии, но в 2018 году была создана новая система, которая обещает быть более безопасной и специфичной, чем предыдущие разработки. Недавно разработанная система смогла разрезать нить ДНК, деактивировать дефектный ген и предотвратить производство токсичного белка, предоставив жизненно важные данные для разработки потенциального будущего лекарства от болезни Хантингтона (Frontiers Science News 2018).
Шизофрения
Психическое расстройство, характеризующееся нарушением восприятия реальности, шизофрения имеет ряд изнурительных симптомов, включая психоз и галлюцинации. С помощью неврологии ученые добились определенных успехов в классификации симптомов и назначении их структурам и функциям мозга с целью помочь в разработке и улучшении стратегий лечения (Strik et al 2017).
Неврология также помогает продвигать исследования в то время, когда разработка лекарств от шизофрении ухудшилась. Теперь ученые выяснили, когда и где в мозгу больных происходят изменения дофамина. Понимание того, какие нейротрансмиттерные системы и области мозга задействованы, может помочь определить основные нейробиологические особенности шизофрении, такие как изменения нейрохимии дофамина (Kesby et al 2018).
Клиническая депрессия
Клиническая депрессия, характеризующаяся стойким подавленным настроением, изучается в различных областях неврологии. В исследованиях использовалось сканирование мозга перед курсом лечения, чтобы выявить изменения у людей с депрессией, и результаты показали, что некоторые виды лечения лучше работают для людей с относительно нормальной исходной активацией субгенуальной передней поясной коры (sgACC), в то время как некоторые из них работали. лучше для людей с аномальной базовой активацией sgACC (Roiser 2015).
Данные таких исследований могут быть собраны и использованы для информирования о выборе лечения для лиц с клинической депрессией. Некоторые лучше всего реагируют на психологическое лечение; другие к фармакологическому лечению, например.
Аутизм
Охватывая широкий спектр состояний, аутизм характеризуется проблемами в таких областях, как социальные навыки, поведение и как вербальное, так и невербальное общение. Исследования в области неврологии предоставляют важную информацию о том, когда и как диагностируется аутизм, а также помогают получить представление о характеристиках состояния с точки зрения мозговой активности.
Исследователи смогли выявить как структурные, так и функциональные различия в мозге людей с аутизмом и связанными с ним спектральными расстройствами, обнаружив, что миндалевидное тело малоактивно, например, когда люди с аутизмом пытаются читать выражение лица. Поскольку аутизмом страдает больше мужчин, чем женщин, исследователи также изучали влияние уровней тестостерона у плода и обнаружили, что более высокие уровни пренатального тестостерона связаны со сниженными социальными навыками, но с более высоким вниманием к деталям у младенцев — это маркеры аутизма, которые могут помочь с ранняя идентификация (Cambridge Neuroscience, Кембриджский университет, 2019 г. ).).
Тревога
Тревожные расстройства характеризуются постоянным чувством беспокойства или беспокойства. Лечение тревожных расстройств может принимать форму терапии и/или лекарств с разной степенью успеха. Однако недавний прорыв, основанный на нейробиологии, может изменить рецептуру некоторых успокаивающих препаратов после того, как исследователи определили мозговой путь, который может стать новой мишенью для препаратов, снижающих тревогу.
Оценивая влияние химического мессенджера мозга под названием NPY на чувствительную к стрессу область миндалевидного тела мозга, ученые определили механизм, с помощью которого это химическое вещество помогает обратить вспять реакцию на стресс, вызванную гормоном CRH. Оба химических вещества используют одни и те же каналы, и исследователи смогли идентифицировать и ингибировать производство белка, вызывающего беспокойство, до тех пор, пока каналы в конечном итоге не исчезнут, что станет потенциальной целью для производства новых лекарств (University of Alberta 2018).
Злоупотребление наркотиками
Злоупотребление наркотиками классифицируется как вредные модели злоупотребления психоактивными веществами или алкоголем, наносящие вред некоторым областям жизнедеятельности человека. В последние годы было проведено много исследований причин злоупотребления наркотиками, включая нейробиологические оценки, которые анализируют, как внешние воздействия влияют на бессознательные процессы и вызывают аддиктивное поведение.
Возникновению зависимости способствует целый ряд факторов, и некоторые нейробиологи предполагают, что, помимо нейрохимических основ зависимости, социально-экономический статус человека влияет на его благополучие через бессознательную обработку, создавая более высокую потребность в дополнительных вознаграждениях в мозгу ( Фариско и др., 2018).
Это всего лишь несколько областей, непосредственно связанных с психологией, в которых нейробиология вносит ощутимый вклад. Существует множество других способов, которыми нейробиология информирует исследования и научные мнения в широком спектре дисциплин.
Неврология и психология: счастливая пара?
Бесспорно, между нейробиологией и психологией существуют явные различия, но именно это делает отношения между этими двумя предметами такими захватывающими.
Достижения в области неврологии в некоторых случаях помогают укрепить психологическую теорию; в других нейробиология обеспечивает прорывы, которые бросают вызов классическим способам мышления. Между тем, психология дает жизненно важное понимание сложности человеческого поведения — продукта всех этих нейронных процессов.
Неврология и психология работают вместе и в равной степени бросают вызов друг другу, что способствует прогрессу в обеих областях, говорит доктор Кевин Флеминг, основатель Grey Matters International.
Уникальная услуга, сочетающая неврологию и психологию, Gray Matters International предлагает решения, меняющие жизнь, которые объединяют эти две области, обеспечивая индивидуальное оздоровление для руководителей, лечение зависимости от психоактивных веществ и отношения.
Д-р Флеминг прокомментировал:
«Неврология принятия решений — в частности, то, как нейронные сети, предубеждения, предшествующие знания, шаблоны травм и другие важные мозговые факторы пересекаются, чтобы влиять на то, почему мы делаем то, что делаем, — занимает центральное место в работе Грея. Набор инструментов Matters International, помогающий людям быстрее и эффективнее измениться… особенно, когда разговорная терапия не привела к желаемым людям изменениям в жизни. Вот о чем мы».
Библиография:
Psychology Today (2019) The Discipline of Neuroscience https://www.psychologytoday.com/gb/basics/neuroscience Дата обращения: 12.07.19
Robinson, H. Dualism The Stanford Encyclopedia of Philosophy (осеннее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (редактор) https://plato.stanford.edu/entries/dualism/ Дата обращения: 12.07.19
Ладден, Д. (2017) Является ли нейронаука будущим или Конец психологии? https://www.psychologytoday.com/us/blog/talking-apes/201702/is-neuroscience-the-future-or-the-end-psychology Дата обращения: 12. 07.19
LeadershipU (2019) Разум — это просто то, что делает мозг
http://www.leaderu.com/truth/2truth03.html Дата обращения: 12.07.19 Сетевые принципы единой теории (стр. 67-122) https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/B9780124200715000028 Дата обращения: 12.07.19.
Frontiers Science News (2017) Моделирование связей мозга для понимания болезни Паркинсона https://blog.frontiersin.org/2017/10/03/parkinsons-disease-brain-basal-ganglia-frontiers-in-computational-neuroscience/ Dates Дата обращения: 12.07.19.
Национальный институт старения (2019 г.) Болезнь Альцгеймера и неврология старения
https://www.nia.nih.gov/about/budget/alzheimers-disease-and-neuroscience-aging-3 Дата обращения: 12/07 /19.
Frontiers Science News (2018) Ученые приближаются к лечению болезни Гентингтона https://blog.frontiersin.org/2018/03/06/neuroscience-huntingtons-disease-cure-treatment-crispr-cas9/ Дата обращения: 07 /12/19.
Стрик, Вт; Стегмайер, К.; Вальтер, С; Диркс, Т. Системная неврология психоза: сопоставление симптомов шизофрении с системами мозга. Нейропсихобиология 2017;75:100-116. дои: 10.1159/000485221 https://www.karger.com/Article/FullText/485221 Дата обращения: 12.07.19.
Дж. П. Кесби, Дж. П.; Эйлс, Д.У.; МакГрат, Джей Джей; Скотт, Дж. Г. (2018) Дофамин, психоз и шизофрения: расширяющийся разрыв между базовой и клинической нейробиологией. Трансляционная психиатрия, том 8, номер статьи: 30. https://www.nature.com/articles/s41398-017-0071-9 Дата обращения: 07 /12/19.
Ройзер, Дж. (2015) Что нейробиология когда-либо сделала для нас? Психолог, том 28 (стр. 284-287), апрель 2015 г. https://thepsychologist.bps.org.uk/volume-28/april-2015/what-has-neuroscience-ever-done-us Дата обращения: 07/ 19/12.
Кембридж Неврология; Кембриджский университет (2019) Аутичный мозг https://www.neuroscience.cam.ac.uk/research/cameos/AutisticBrain.php Дата обращения: 12.07.19.
Университет Альберты (2018 г.) Возможный новый способ лечения тревоги NeuroscienceNews.