Министерство образования Республики Беларусь «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» А.Н. Певнева ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ Гомель 2011 УДК 159.923 ББК 88.35 П 23 Рецензенты: кандидат психологических наук Е.Н. Ермакова; кафедра социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК П23 Психические состояния личности: практическое руководство / А. Н. Певнева; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48 с. ISBN 978-439-582-1 Практическое руководство содержит теоретический анализ психических состояний человека, диагностические материалы, а также методы регуляции и саморегуляции. Предназначено для студентов и слушателей факультетов психологии, повышения квалификации и переподготовки кадров, психологов-практиков, педагогов. УДК 159.923 ББК 88.35 ISBN 978-439-582-1 © Певнева А.Н., 2011 © УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 Раздел 1 Проблема психических состояний личности в психологической науке 7 1.1История развития понятия «состояние» в науке 7 1.2 Место психических состояний в системе 1.2Теоретические подходы к определению понятия «психическое состояние» в психологии 11 1.4 Структура и функции психических состояний 15 1. 5 Детерминанты и динамика психических состояний 20 1.6 Классификация психических состояний личности 24 Раздел 2 Методы изучения психических состояний личности 29 2.1 Методы изучения психических состояний: теоретические и прикладные аспекты 29 2.2 Диагностика психических состояний человека 33 2.2.1 Характеристика методов измерения функциональных показателей, психофизиологических индикаторов 2.2.2 Характеристика обсервационных и 2.2.3 Характеристика субъективно-оценочных и ассоциативных методов 35 Раздел 3 Регуляция и саморегуляция психических состояний 39 3.1 Методы прямой регуляции психических состояний личности 39 3. 2 Методы опосредованного влияния на психическое состояние личности 40 3.3 Метод волевой саморегуляции 42 3.4 Метод «Нервно-мышечной релаксации» 43 3.5 Метод «Аутогенной тренировки» 44 3.6 Метод «Идеомоторной тренировки» 44 3.7 Метод «Сенсорной репродукции» 45 Литература 48 ВведениеВ настоящее время проблема психических состояний остается малоизученной как в теоретическом, так в экспериментальном и прикладном ее аспектах. В учебниках по психологии и другой учебно-методической литературе отсутствуют разделы, посвященные психическим состояниям. В то же время психические состояния выступают в качестве важнейшего условия продуктивности деятельности человека в сфере познания, общения и труда. Особенно значима данная проблема в обучении, воспитании учащихся и студентов, поэтому овладение педагогами содержанием понятия «психическое состояние», методами их изучения и управления в процессе познания и общения является необходимым требованием к профессиональной деятельности. Практическое руководство включает три раздела. Первый раздел «Проблема психических состояний в психологической науке» включает вопросы, связанные с историей развития понятия «состояние», местом психических состояний в системе психических явлений. Освещены теоретические подходы к определению понятия, рассмотрены структура, функции, детерминанты, динамика и классификации психических состояний. Второй раздел практического руководства посвящен характеристике методов: измерения функциональных показателей, психофизиологических индикаторов актуальных психических состояний, обсервационных и праксиметрических, субъективно-оценочных и ассоциативных. Третий раздел практического руководства посвящен регуляции и саморегуляции психических состояний личности. Предложенные методы могут применяться во время проведения групповой и индивидуальной психокоррекции по преобразованию психических состояний личности. Практическое руководство может использоваться для систематизации знаний по проблеме психических состояний и при проведении исследовательской работы по данному направлению, а также в образовательном процессе для слушателей ИПК и ПК по специальности «Практическая психология». Раздел 1 Проблема психических состоянийличности в психологической науке
Понятие «состояние» нередко относят к науке древнего мира, аргументируя эту точку зрения тем, что любое понятие, прежде чем оно будет представлено в развернутой форме, проходит долгий путь эволюции в форме простого представления, например о том, что любой объект природы проявляет себя в том или ином качестве, теми или иными свойствами и их совокупностями (Г.А. Свечникова, В.И. Демидова). Авторы В.И. Кемкин, О.С. Разумовский относят возникновение понятия «состояние» к более позднему периоду − периоду формирования наиболее полных и завершенных взглядов древних философов на мир. Исследователи Л. Ноель, В.Г. Иванов считают, что понятие «состояние» возникло в XVII−XVIII вв. Понятие «состояние» вошло в широкий психологический оборот сравнительно недавно, из других областей науки (физики, биологии, психофизиологии). С выдвижением И.М. Сеченовым в середине XIX в. принципа обратной связи в формировании и течении психических состояний, открывается новый этап в эволюции учения о психических состояниях, уже не изолированных от внешнего мира и поведения. Благодаря его работам и трудам К. Бернара, У. Кеннона, Ф. Гальтона, Г.Л.Ф. Гельмгольца, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г. Селье и др., с развитием концепции гомеостаза и рефлексологии, исследования психических состояний становятся на научную основу. Но, при всей длительности истории развития понятия «состояния», специальным предметом изучения на философском уровне оно становится только в двадцатом веке, в частности, в работах В.И. Кемкина, Е.В. Сироты, Е. Такому изменению в определении психологии способствовали исследования, в основном последней половины двадцатого века, таких ученых как: Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена, В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновиковой, П.К. Анохина и др. Они развивали идею о делении психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности. Не смотря на общеметодологическое значение, понятие «психическое состояние» получило развитие, главным образом, в узконаправленных исследованиях, таких как «состояния оптимальной работоспособности», «утомление», «монотония», разные «формы депрессивного и психологического стрессов», «экстремальные состояния» и т.д. С публикацией хрестоматии «Психические состояния» (сост. Л.В. Куликов, 2000) можно начать отсчет полномасштабных не только практических, но и теоретических исследований в области психологии состояния. Каталог: DocLib7 -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F Скачать 0.55 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психическое состояние
Психическое состояние — Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.
Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний. В.А. Ганзен и В. Н. Юрченко считают, что причина замедленного научного познания психических состояний человека заложена в самой их природе. Так, имеющиеся в литературе определения психического состояния (Н. Д. Левитов, Ю. Е. Сосновикова и др.) прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения.
Наиболее полным и простым представляется определение Н. Д. Левитова:
Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Левитов считает, что психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Таким образом, в структуру психического состояния входят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.
Как и все явления психической жизни, психические состояния большей частью не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.
Поскольку психическое состояние тесно связано с исполняемой деятельностью, постольку состояние можно рассмотреть через базис «цель-средство-результат». Получается, что в отношении каждой из этих категорий существуют соотнесённые параметры психического состояния:
Технология количественной оценки психического состояния человека
Человеческий разум — вещь неуловимая. Мы часто не можем определить, что человек на самом деле чувствует, основываясь только на словах, которые он говорит, и выражении его лица.
Однако некоторые люди способны точно читать других людей по их голосу, поведению и даже небольшим изменениям выражения лица. Сюда входят психологи, психиатры и другие люди, чья работа заключается в чтении мыслей людей, а также опытные продавцы и обслуживающий персонал в магазинах. Хотя большинство продавцов и представителей по обслуживанию клиентов не способны работать на этом уровне, есть некоторые, кто продолжает добиваться успеха благодаря своей способности делать точные предложения, основанные на скрытых желаниях клиента. Способность действовать на их уровне и точно понимать чувства и мотивы других значительно повысит производительность труда во всех областях.
Это может показаться удивительным, но мы, как правило, не полностью осознаем наши собственные ментальные состояния. Например, вы можете совершить ошибку при принятии важного решения, связанного с работой, если вас что-то беспокоит или вы заняты обдумыванием планов на выходные. Мы могли бы избежать подобных ошибок, если бы осознавали это, когда отвлекаемся. Профессиональные спортсмены и люди, занимающиеся творчеством, могут испытывать резкие сдвиги в производительности в зависимости от собственного психического состояния. Для таких людей способность распознавать и контролировать свои эмоции может быть разницей между успехом и неудачей. Объективный взгляд на собственное металлическое состояние должен помочь в развитии способности сохранять спокойствие.
Удовлетворение скрытых потребностей, скрытых глубоко внутри других
В последнее время предметом пристального внимания стала разработка так называемых «счастливых технологий». Happy technology использует такие технологии, как датчики и искусственный интеллект (ИИ), для количественного определения психического состояния человека, а затем предлагает решения, которые вызывают лучшие чувства. Такую технологию можно использовать при разработке продуктов и услуг для более эффективного удовлетворения потребностей клиентов.
Теперь давайте рассмотрим пример того, как счастливая технология может быть использована при разработке продукта.
При разработке продукта или услуги компания обычно ведет статистику, чтобы определить потребности клиентов на основе предыдущих результатов или маркетинговых опросов, чтобы определить, что разрабатывать. Однако по мере того, как потребители становятся более разнообразными, а тенденции усложняются, компании теперь должны разрабатывать продукты и услуги для удовлетворения все более индивидуальных и мимолетных потребностей. Чтобы удовлетворить своих клиентов, компания должна тщательно изучить цели разработки своих продуктов и услуг. Счастливая технология могла бы подсказать компаниям, какие виды продуктов и услуг они могли бы разработать, чтобы обратиться к индивидуальным ценностям клиентов со скрытыми желаниями.
Предположение о чувствах по выражению лица, тону голоса, поведению, частоте пульса и т. д.
Ключом к счастливой технологии является технология, позволяющая угадывать такие чувства, как счастье, гнев, печаль, эйфория, страсть и замешательство. Есть много факторов, которые можно использовать для предположения о психическом состоянии человека, таких как выражение лица, движения тела, повседневное поведение, голос, температура тела, потливость, мозговая и сердечная деятельность. Для сбора информации об этих состояниях или изменениях состояния можно использовать широкий спектр датчиков, которые затем могут быть переданы в алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) или машинного обучения, чтобы угадать, как человек себя чувствует.
Чувства, которые можно прочитать, и точность, с которой их можно предположить, зависят от параметра, каждый из которых имеет сильные и слабые стороны.
Например, обнаружение чувств по голосу больше подходит для предположений о чувствах, не выраженных по выражению лица, поскольку измеряемому человеку будет труднее скрывать свои чувства (по сравнению с тем, насколько легко он может контролировать выражение лица). Это потому, что очень немногие люди могут сознательно контролировать свои голосовые связки. Напротив, людям легче контролировать выражение лица, и это снижает точность таких измерений. Сказав это, камеру можно использовать для захвата выражений лиц нескольких людей одновременно, и это может быть полезно для предположения о чувствах нескольких людей одновременно.
Легкость сбора данных также зависит от параметра. Камера или микрофон могут использоваться для сбора данных, таких как выражения лица, движения тела, поведение и голоса, без необходимости вступать в контакт с человеком. Напротив, сбор данных, таких как частота пульса человека, потоотделение и мозговая активность, обычно требует использования датчиков, размещенных на коже. Тем не менее, были достигнуты успехи в технологиях, позволяющих собирать такого рода данные, не требуя прямого контакта. Например, компактные радары миллиметрового диапазона с высоким разрешением и камеры ToF (Time of Flight), способные получать информацию о глубине, могут использоваться для определения частоты пульса и дыхания человека.
Было бы еще лучше, если бы мы могли точно и легко ощущать мозговые волны и другие виды активности мозга, так как это позволило бы нам угадывать, как человек себя чувствует, с максимально возможной точностью. Медицинские исследователи в области клинической медицины продолжают разрабатывать такие технологии. Однако нам потребуются дальнейшие прорывы, если мы хотим достичь уровня, когда эти технологии можно будет использовать в промышленности.
Использование этой технологии продолжает расширяться в таких областях, как управление организациями и профессиональный спорт
Технология Happy уже используется в самых разных областях.
Например, многие датчики, расположенные в носимых устройствах и смартфонах, используются для сбора поведенческих данных (таких как данные об активности и частоте пульса), чтобы угадать, как человек себя чувствует. Такая технология используется в настоящее время в управлении командами в корпоративных организациях и бизнес-проектах.
Есть также много примеров использования видеозаписей с камер. Одним из примеров является система, которая определяет, есть ли у пользователя проблемы с управлением билетным автоматом на станции, на основе выражения лица и поведения пользователя, чтобы персонал станции мог помочь. Камеры, установленные на спортивных площадках или в местах проведения мероприятий, могут снимать зрителей и определять по выражению их лиц, получают ли они удовольствие. Эти системы даже используются для корректировки сроков выступлений или продаж в зависимости от ситуации. Производители автомобилей в настоящее время изучают системы, которые будут использовать камеры, чтобы определять, когда водитель не обращает внимания, основываясь на его выражении лица и поведении. Эти системы могут предупредить водителя, если это произойдет, или даже автоматически снизить скорость автомобиля.
Голос также используется для определения настроения человека. Технологии с искусственным интеллектом в настоящее время используются для анализа частоты, ритма и скорости речи, а также для определения самочувствия человека. Например, такая технология использовалась со спортсменами японской команды во время чемпионата мира по регби 2019 года, проходившего в Японии, для определения их психического состояния. Эта технология принимает решения, основываясь исключительно на характеристиках речи, без какого-либо понимания того, что на самом деле говорится. Поэтому его можно использовать для определения чувств человека только по его голосу, независимо от того, на каком языке он говорит.
Хотя в настоящее время их функциональные возможности ограничены, теперь доступны носимые устройства для измерения мозговых волн профессиональных спортсменов. Эти устройства способны количественно измерять, активна ли правая сторона мозга (интуиция) или левая сторона мозга (логическое мышление). Исследователи показали, что игроки в гольф, как правило, делают больше ошибок, когда левое полушарие мозга более активно. Эта технология в настоящее время используется для обучения профессиональных игроков в гольф объективному взгляду на собственное душевное состояние, чтобы они могли лучше справляться с давлением во время турниров.
Включение функций для определения ощущений пользователя в бытовой технике и играх
В будущем использование счастливых технологий может распространиться на неожиданные области. Рассмотрим несколько интересных примеров.
Некоторые разработчики предложили установить технологию чтения настроения пользователя в бытовых товарах. Например, представьте себе кондиционер или очиститель воздуха, который может автоматически регулировать температуру или влажность в помещении или автоматически очищать воздух всякий раз, когда обнаруживает, что вы чувствуете себя некомфортно. Конечно, уже есть устройства, которые автоматически регулируют работу в зависимости от заданной температуры. Однако температура, комфортная для одного человека, может быть неудобной для другого. ИИ можно использовать для изучения предпочтений человека и корректировки условий в соответствии с его потребностями. Со временем эту технологию можно будет перенести с отдельных приборов на сам дом, чтобы следить за настроением жильцов и автоматически контролировать условия.
Также были попытки разработать видеоигры, которые автоматически регулируют уровень сложности или сценарий в зависимости от настроения игрока, чтобы поддерживать его интерес. Если игра слишком проста (или слишком сложна), она может выбить игрока из игры. Момент, когда игрок может начать скучать во время игры, будет зависеть от личности этого человека и от того, как он себя чувствует в данный момент. Идея здесь состоит в том, чтобы настроить контент для каждого человека, чтобы повысить мотивацию. Некоторые продаваемые сегодня игры уже включают эту функцию на экспериментальном уровне.
Технологии Happy привнесут инновации в различные области
Цифровая трансформация (DX), при которой данные используются в полной мере для создания новой ценности в управлении, стратегии и бизнесе, уже используется в различных областях. Однако до сих пор DX могла использовать только те данные, которые легко поддаются количественной оценке, такие как бизнес-результаты и достижения, или физические или химические величины, которые можно непосредственно измерить с помощью датчиков. В бизнесе и других областях, связанных с людьми, психическое состояние человека может иметь значительное влияние на результаты. Поскольку такого рода данные ранее нельзя было обрабатывать как количественные данные, их нельзя было включить в практику DX.
Однако, как обсуждалось выше, теперь мы можем собирать и анализировать данные о психическом состоянии человека. Более того, компании продолжают готовиться к включению этих данных в свои проекты DX. Использование счастливых технологий может привести к поразительным инновациям в образовании, развлечениях, политике и других областях, на которые сильно влияют чувства и психические состояния.
Другие ссылки
- Интернет вещей и датчики Murata
Связанные статьи
- Расширение сферы удаленной работы с использованием технологий VR/AR и 5G
- Использование цифровых технологий для наблюдения за тем, как специалисты работают и строят системы
- Датчики, которые следят за людьми и заботятся о них
Будь в курсе!
Получайте электронные письма от Murata с последними обновлениями на этом сайте.
Информационный бюллетень Murata (электронный информационный бюллетень) запуск
Тесты психического статуса — Healthline
Что такое тесты психического статуса?
Тесты психического статуса проводятся для проверки когнитивных функций человека. Тесты могут проводиться различными поставщиками медицинских услуг, включая врачей, практикующих медсестер, фельдшеров и медсестер. Психолог обязан проводить более сложное тестирование, когда есть вопросы о конкретных нейрокогнитивных расстройствах.
Тесты психического статуса проверят ваш внешний вид, ориентацию, концентрацию внимания, память, языковые навыки и способность рассуждать. Тестирование психического статуса также может называться обследованием психического статуса или нейрокогнитивным тестированием.
Основным типом используемого теста психического состояния является мини-экзамен психического состояния (MMSE), также известный как мини-экзамен психического состояния Фольштейна. В этом тесте экзаменатор будет наблюдать за вашим внешним видом, ориентацией, концентрацией внимания, памятью, языковыми навыками и навыками суждения.
Внешний вид
Ваш экзаменатор проверит, выглядите ли вы на свой возраст. Они также будут искать любые физические особенности, которые связаны с определенными состояниями, такими как миндалевидные глаза, связанные с синдромом Дауна. Ваш экзаменатор посмотрит, хорошо ли вы ухожены. Они посмотрят, одет ли ты соответственно ситуации и погоде.
Ваш экзаменатор будет искать сигналы, чтобы увидеть, насколько комфортно вы чувствуете себя в социальных ситуациях. Они будут наблюдать за вашим языком тела. Ваш экзаменатор будет искать движения, которые характерны для определенных состояний, таких как чрезмерное движение или мышечные сокращения. Они будут наблюдать за тем, как вы устанавливаете зрительный контакт, например, они заметят, пристально ли вы смотрите или вообще избегаете зрительного контакта.
Ориентация
Ваша ориентация во времени, месте и людях будет проверена. Аномальная ориентация может свидетельствовать об употреблении алкоголя, некоторых наркотиков, черепно-мозговой травме, дефиците питательных веществ или нейрокогнитивных нарушениях.
Чтобы проверить вашу ориентацию, экзаменатор задаст вам вопросы. Они могут спросить ваше имя и возраст. Вас также спросят о вашей работе, а также о том, где вы живете. Вас также могут спросить, где вы находитесь, какое сегодня число и какое сейчас время года.
Концентрация внимания
Концентрация вашего внимания будет проверена, чтобы ваш экзаменатор мог определить, способны ли вы закончить свои мысли, решить ли проблемы и легко ли вы отвлекаетесь. Аномальная продолжительность концентрации внимания может указывать на синдром дефицита внимания (СДВ), а также на широкий спектр других проблем.
Экзаменатор может попросить вас считать в обратном порядке от определенного числа или написать короткое слово как в прямом, так и в обратном порядке. Вас также могут попросить следовать устным инструкциям.
Память
Будет проверена ваша недавняя и долговременная память. Потеря недавней памяти обычно указывает на медицинскую проблему, тогда как потеря долговременной памяти может указывать на другие проблемы. Ваш экзаменатор спросит вас о текущих событиях, например, о том, кто является президентом. Они также могут спросить вас о недавних событиях в вашей жизни, таких как недавняя поездка.
Чтобы проверить вашу память, экзаменатор скажет вам три слова. Через несколько минут вас попросят повторить эти слова. Экзаменатор также проверит вашу долговременную память, задав вам вопросы о вашем детстве и учебе.
Язык
Экзаменатор проверит, как вы используете язык. Например, правильно ли вы используете слова, правильно ли называете предметы, испытываете ли вы трудности с поиском слов или другие трудности с обычным использованием языка. Если испытуемый никогда не умел читать или писать, важно сообщить об этом экзаменатору. Аномальные языковые результаты могут указывать на широкий спектр проблем с психическим здоровьем.
Для языкового тестирования вас могут попросить написать полное предложение или следовать письменным указаниям. Экзаменатор также попросит вас назвать некоторые распространенные предметы в комнате, например, ручку или стол. Они также могут попросить вас назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы или относятся к определенной категории, например, к видам пищи или видам животных.
Суждение
Тестирование суждения оценивает вашу способность решать проблемы и вашу способность принимать приемлемые решения. Аномальные результаты оценки могут указывать на шизофрению, умственную отсталость или нейрокогнитивные нарушения.
Вас могут попросить нарисовать часы, которые показывают определенное время. Вас также могут спросить, что бы вы сделали в различных ситуациях, с которыми вы можете столкнуться в повседневной жизни. Например, вас могут спросить, что бы вы сделали, если бы оказались в магазине и хотели что-то купить, или что бы вы сделали, если бы нашли на земле чей-то бумажник.
Уровень образования и свободное владение английским языком могут повлиять на ваш балл по MMSE. Важно сообщить экзаменатору, если английский не является вашим основным языком. Кроме того, дайте экзаменатору описание своего образования, например, закончили ли вы колледж или закончили ли вы среднюю школу.
Ваш лечащий врач обсудит ваши результаты с вами и/или вашим супругом или членом семьи.