Психические явления психические процессы психические состояния: Обществознание 5.6

Психические явления, их сущность и классификация

Все психические явления делятся на три группы:

  1. Психические процессы.

  2. Психические состояния.

  3. Психические свойства личности.

Психические процессы — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регулятивную функцию. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Психические состояния — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

  1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

  2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

  3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

  4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические свойства личности. В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность — это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности.

Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он выполняет то или иное действие (совершает поступок).

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) — закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.

Существуют четыре вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство – характер и в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие.

Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом). Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.

[gl] Тема Предмет, задачи и методы психологии[:] Цель тема 1. Предмет, задачи и методы психологии


Скачать 269. 02 Kb.

страница1/12
Дата13.06.2018
Размер269.02 Kb.
#38738
ТипЗадача

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   12

тема 1. Предмет, задачи и методы психологии

    Навигация по данной странице:
  • Ключевые слова
  • 1. Предмет психологии. Теоретические и прикладные задачи психологии

[gl] Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии[:]
Цель: сформировать представление о психологии как науке, познакомить с ее предметом, задачами, методами исследованиями

Ключевые слова: психика, психология, психические явления, образ, отражение, сознание, самосознание.

Вопросы:


  1. Предмет психологии. Теоретические и прикладные задачи психологии.

  2. Основные этапы развития психологической науки.

  3. Связь психологии с другими науками. Методы психологии

1. Предмет психологии. Теоретические и прикладные задачи психологии

Психология – это наука о душе (с гр. психо – душа, логос – наука)

Одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ яв­ляется

рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М.Сеченов, пси­хические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составля­ют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика явля­ется субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.

Психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека. Имеют­ся самостоятельные отрасли знания —зоопсихология и психоло­гия человека. Нас интересует последняя.

Психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинными факторами (детерминантой) поведения. На человека влияет социальная среда (процессы, происходящие в ней на макро- и микроуровне), поэтому его сознание имеет свою

системную и смысловую организацию. Различные проявления психики образуют бессознательную сферу. Эта сфера также является предметом психоло­гии, помогающим выявить характер соответствия действительных мотивов, установок и ориентации личности (рис. 1).


Скачать 269.02 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   . ..   12


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Биография

Глава

Диплом

Дипломная работа

Диссертация

Доклад

Задача

Закон

Разум — Wikiwand

  • Введение Разум
  • Этимология
  • Определения
  • Связь с мозгом
  • Эволюция
  • Философия Связь с телом
  • Научные исследованияНеврологияКогнитивные наукиПсихологияПсихиатрия, неврология и нейрохирургия
  • Психическое здоровье
  • Нечеловеческое Познание животныхИскусственный интеллект
  • РелигияБуддизмСмертность
  • Парапсихология
  • См. также
  • Ссылки
  • Дополнительная литература 900 06
  • Внешние ссылки
Уважаемый AI Wikiwand, давайте будем краткими, просто ответив на эти ключевые вопросы :

Можете ли вы перечислить основные факты и статистические данные о разуме?

Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка

ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ

Разум — это совокупность способностей, ответственных за все психические явления. Часто этот термин также отождествляется с самими явлениями.[2][3][4] Эти способности включают мышление, воображение, память, волю и ощущение. Они отвечают за различные психические явления, такие как восприятие, переживание боли, убеждение, желание, намерение и эмоцию. Были предложены различные перекрывающиеся классификации психических явлений. Важные различия группируют их в зависимости от того, являются ли они сенсорный , пропозициональный , интенциональный , сознательный , или возникающий

. Разум традиционно понимался как субстанция, но в современной перспективе более распространено представление о нем как о свойствах или способностях, которыми обладают люди и высшие животные. Были предложены различные конкурирующие определения точной природы ума или ментальности. Эпистемические определения сосредоточены на привилегированном эпистемическом доступе субъекта к этим состояниям. Подходы, основанные на сознании , отдают приоритет сознательному разуму и допускают бессознательные психические явления как часть разума только в той мере, в какой они находятся в правильном отношении к сознательному разуму. Согласно подходам, основанным на интенциональности , способность ссылаться на объекты и представлять мир является признаком ментального. Для бихевиоризма наличие разума у ​​сущности зависит только от того, как она ведет себя в ответ на внешние раздражители, в то время как для функционализма
определяет психические состояния с точки зрения причинных ролей, которые они играют. На центральные вопросы изучения разума, например, есть ли разум у других существ, помимо людей, или как следует понимать отношения между телом и разумом, сильно влияет выбор определения.

Френологическое картирование[1] мозга. Френология была одной из первых попыток соотнести психические функции с определенными частями мозга.

Ум или менталитет обычно противопоставляются телу, материи или физическому. Вопрос о природе этого контраста и, в частности, об отношениях между разумом и мозгом называется проблемой разума и тела.[5] Традиционные точки зрения включали дуализм и идеализм, которые считали разум нефизическим.[5] Современные взгляды часто сосредотачиваются на физикализме и функционализме, согласно которым разум примерно идентичен мозгу или сводится к физическим явлениям, таким как активность нейронов[6]9.0072 [

нужна цитата для проверки ] хотя дуализм и идеализм по-прежнему имеют много сторонников. Другой вопрос касается того, какие типы существ способны иметь разум. [ quotation required ] [7] Например, является ли разум исключительным для людей, им также обладают некоторые или все животные, все живые существа, является ли он вообще строго определяемой характеристикой, или разум также может быть свойство некоторых видов созданных человеком машин. [ ссылка необходима ] Различные культурные и религиозные традиции часто используют разные концепции разума, что приводит к разным ответам на эти вопросы. Некоторые рассматривают разум как свойство, исключительное для людей, тогда как другие приписывают свойства разума неживым существам (например, панпсихизм и анимизм), животным и божествам. Некоторые из самых ранних зарегистрированных спекуляций связывали разум (иногда описываемый как идентичный душе или духу) с теориями, касающимися как жизни после смерти, так и космологического и естественного порядка, например, в доктринах Зороастра, Будды, Платона, Аристотеля и других древних. Греческие, индийские, а затем исламские и средневековые европейские философы.

Психологи, такие как Фрейд и Джеймс, и ученые-компьютерщики, такие как Тьюринг, разработали влиятельные теории о природе разума. Возможность небиологических разумов исследуется в области искусственного интеллекта, которая тесно сотрудничает с кибернетикой и теорией информации, чтобы понять, каким образом обработка информации небиологическими машинами сравнима или отличается от психических явлений в человеческом разуме.[8] Ум также иногда изображают как поток сознания, в котором постоянно меняются чувственные впечатления и ментальные явления.[9]][10]

Бессознательные психические состояния — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Что считается?

  • содержимое заблокировано

    2

    Фрейд

  • содержимое заблокировано

    3

    Последние эксперименты

  • содержимое заблокировано

    4

    Хомский

  • контент заблокирован

    5

    Философские сомнения

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Рей, Жорж

DOI

10. 4324/9780415249126-W046-1

DOI: 10.4324/9780415249126-W046-1
Версия: v1. 8
Получено 5 мая 2023 г. с https://www.rep.routledge. com/статьи/тематические/бессознательные-психические-состояния/v-1


Бессознательные феномены — это психические феномены, которые их обладатель не может интроспировать не только в тот момент, когда происходит феномен, но даже при подсказке («Вы думаете/хотите/…?»). Есть множество намеков на многие виды бессознательных явлений от классических времен до Фрейда. В частности, Платон в своем «Меноне» защищал доктрину анамнез , согласно которому априорные знания, например, по геометрии «припоминаются» из прошлой жизни. Но понятие богатой, бессознательной душевной жизни действительно укоренилось у писателей девятнадцатого века, таких как Гердер, Гегель, Гельмгольц и Шопенгауэр. Частично из этой последней традиции возникли знаменитые постулаты Фрейда о бессознательных, «подавленных» желаниях и воспоминаниях.

Частично в ответ на чрезмерное самоанализ, а частично из-за появления вычислительных моделей психических процессов психология двадцатого века часто соблазнялась точкой зрения Лэшли о том, что «никакая деятельность разума никогда не бывает сознательной» (19). 56). Широкий спектр недавних экспериментов предполагает, что люди могут не осознавать множество сенсорных когнитивных факторов (например, расширение зрачков, когнитивный диссонанс, подсознательные сигналы решения проблем), которые явно влияют на их поведение. А Вейскранц задокументировал случаи «слепого зрения», когда у пациентов с повреждением зрительной коры может быть показано, что они чувствительны к зрительному материалу, который, как они искренне заявляют, не могут видеть.

Наиболее спорными случаями бессознательных феноменов являются те, которые агент не может интроспубликовать даже в принципе. Хомский приписывает бессознательное знание довольно абстрактных принципов грамматики взрослым и даже новорожденным детям, которое мог сделать вывод только лингвист.

Многие философы сочли эти утверждения о бессознательном неубедительными, даже бессвязными. Однако им необходимо показать, каким образом приведенные выше свидетельства можно было бы иначе объяснить и почему апелляции к бессознательному казались столь совершенно понятными на протяжении всей истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *