Психический образ это в психологии: Общее понятие о психике

Общее понятие о психике

Опубликовано пользователем Psyker

Психика -функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией -регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественнотрудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественноисторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты -общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание «. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания ( «Сверх‑Я «).

Источник: azps.ru

Рубрика: 

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова: 

  • Общая психология

Поделиться

Популярное

Сотрудник не проявляет инициативу. Как быть?

Дизайн дашбордов — как сделать лучшие дашборды для анализа данных и Data Science

Корпоративная культура: характеристики, элементы и типы

Ментальные образы и психическое здоровье

Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Блог
  4. Психология
  5. Ментальные образы и психическое здоровье

Психология

Психологический опыт человека является основой любой умственной деятельности. Опыт относится к психическому содержанию, которое было воспринято без какой-либо дальнейшей обработки информации. Далее психологический опыт должен быть осознан человеком. Однако на практике большая часть нашего психологического опыта не может быть воспринята нашим сознанием. Люди просто не знают, что большая часть впечатлений и информации, которую они получили, особенно, если это информация несет в себе какую либо угрозу, просто не может войти в зону осознанности, либо из-за низкого уровня осознания, либо из-за подавления и вытеснения, как психологической защиты.

Обработка полученной информации преобразует ментальный опыт в психологический символ или образ. Таким образом, любая обработка информации — это, по сути, процедура “символизации” опыта и переживаний. Символы взаимосвязаны и образуют символическую образную систему, которая создает субъективный внутренний мир человека. Психологическое содержание, которое не может быть произвольно изменено, как и психологический мир, сформированный этими психологическими содержаниями, составляет основу нашей психологической деятельности. Мы называем это психологической реальностью.

Смысл “Реальности” в том, что она истинна, имеет свои особенности и имеет свои собственные законы. Даже если вы сталкиваетесь с такими же стимулами и производите тот же психологический опыт, психологическая реальность может принять другую форму.

Существует три основных символических системы, используемых людьми. Первый — это язык и логика. Второй – это условные символы. Последнее — это психологические образы. Психологические образы — это “ментальная картина вещей, которых не существует”.

Однако если внимательно проанализировать образы, то обнаружится, что их значение можно разделить на два вида: внешнее – буквальное (означающее) и скрытое – символическое (означаемое). Например, змея в мире реальности – лишь рептилия (пресмыкающееся), а образ змеи во сне может быть гораздо более многогранным, представляя собой все, что угодно: от банального фаллического символа, до символа мудрости или интуиции, повторных жизней, либо притаившегося врага, или, того хуже, вторжения в психическую реальность смертельных предписаний «не живи!» от доброжелательных родственников, предков или других людей.

Образы с таким символическим значением называются психологическими образами.

Образы не равны визуальным мысленным картинам. Действительно, образы могут быть визуальными, но существуют и акустические образы, вкусовые образы, тактильные образы и обонятельные образы, которые основаны на соответствующих способах ощущения и восприятия. Но наиболее часто используемые – конечно, визуальные образы. Прежде всего, среди них — визуальные образы.

Образы как язык бессознательного

Образы — это символ, используемый в языке бессознательного. Образы являются существенным элементом бессознательного, которое может быть передано с помощью образов. Индивидуальное бессознательное может быть передано с помощью индивидуальных образов и коллективное бессознательное предается первобытными образами и архетипами. Образное мышление — это древний «изначальный» способ познания мира человеком. По сравнению с повседневным логическим мышлением, образное мышление отличается следующими пятью характеристиками:

  1. Образная деятельность использует простейшую первобытную логику, которая следует фундаментальным примитивным принципам, таким как сходство-различие и т. п. Как только обнаруживается сходство между двумя образами, между ними будет установлена связь. Образ змеи похож на половой член: поэтому в первичном познании змея может использоваться как символ мужского полового органа. Этот процесс расплывчат, гибок и не так формализован, как логическое мышление.
  2. Хотя образная деятельность не принимает прямого контроля со стороны воли, она косвенно зависит от нее. Следовательно, образная деятельность достигает наивысшей эффективности при отсутствии очевидных волевых усилий. Кстати, принуждение собственной воли контролировать умственную деятельность, которую нельзя контролировать напрямую, всегда является одним из источников психологических расстройств, таких как обсессивно–компульсивное расстройство.
  3. В образной деятельности задействовано гораздо больше эмоций, чем в логической. В то же время образы точно отражают состояние психологической энергии. Причина, по которой образы тесно связаны с эмоциями, заключается в том, что они являются более примитивной когнитивной функцией. В образах деятельность, познание и эмоции еще не разделены, а представляют собой единое целое. Поэтому используя образы, можно эффективно регулировать эмоции, и это будет гораздо более прямым и действенным воздействием, чем работа через логическое познание.
  4. Некоторые образы могут приходить в голову, как будто от кого-то другого. Например, некоторые сны иногда вызывают чувство протеста и неприятия. На самом деле, это чувство возникает главным образом потому, что образная деятельность действительно не возникает в поле сознания для повседневного сознания — она исходит из другой части психики, которую человек может воспринимать как «чуждую».
  5. Точность выражения психологической реальности в значительной степени передается образной деятельностью. Образность гораздо полезнее логического мышления, когда она отражает то, что находится в чьем-то сердце и психологической реальности. Мы не можем найти подходящее слово для точной передачи определенных видов реальных эмоций, и вынуждены неохотно выбирать похожее слово, чтобы выразить приблизительное чувство. Но мы можем точно выразить эти сложные эмоции и любые незначительные различия в степени и характере, используя образы. Например, используя метод эмоционально-образной терапии свой гнев можно увидеть как образ пылающего пламенем льва. Этот образ может выразить многие конкретные детали гнева. Интенсивность огня — это признак интенсивности гнева. Цвет огня символизирует степень подавления. Чем ближе огонь к чистому красному, тем меньше подавляется гнев. Чем больше в пламени фиолетового – тем больше подавления. Если же пламя становиться черным – это означает максимальную степень подавления гнева. Также можно многое узнать о причинах возникновения таких эмоций и свойствах личности с помощью других символических значений огня и льва и их развития при взаимодействии с другими образами.

Роль образов в формировании психических расстройств

Когнитивные модели психопатологии давно признали важность как дезадаптивных мыслей, так и ментальных образов в развитии и поддержании психических расстройств. В отличие от мыслей, ментальные образы часто задействуют несколько сенсорных модальностей (например, зрительную, слуховую, обонятельную, кинестетическую) и активируют те же нейросистемы мозга, что и те, которые участвуют в реальном восприятии сенсорных событий, что помогает облегчить моделирование реальных событий мысленным взором. Таким образом, мысленные образы могут иметь особенно сильное влияние на эмоциональные переживания.

Навязчивые образы играют ключевую роль в различных психологических расстройствах, включая посттравматическое стрессовое расстройство, дисморфическое расстройство тела, большое депрессивное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и социальное тревожное расстройство. Негативные образы часто уходят корнями в тревожные автобиографические воспоминания, в которых характер событий формируют центральные черты каждого конкретного расстройства. Например, при социальном тревожном расстройстве люди часто видят тревожные образы, показывающие себя социально некомпетентными и нежелательными, и ассоциируют формирование таких образов с прошлым опытом воспринимаемой социальной неудачи или унижения. Несмотря на то, что эти образы личности являются чрезмерно негативными и искаженными, социально тревожные люди считают, что они представляют собой точные изображения того, как они выглядят для других.

Негативные мысленные образы поддерживают симптомы социальной тревожности, напрямую влияя на повседневное поведение. Например, было показано, что удержание негативных образов в голове вызывает усиление внутреннего самоконтроля и использования сверхбезопасного поведения, что мешает использовать адаптивные социальные стратегии и отрицательно влияет на социальную деятельность. Постоянные переживания негативно искаженного представления о самом себе также могут препятствовать обучению новым стратегиям, тем самым способствуя сохранению дезадаптивных и неточных представлений о себе.

Социально уязвимые люди могут извлечь выгоду из обращения к положительным образам и сохранению их в памяти. Замена или трансформация негативных мысленных образов о себе приводит к снижению тревожности и повышению показателей обучаемости, повышению самооценки и большей социальной активности.

Психодинамической работой с психологическими образами занимаются два относительно новых направления в психологии и психотерапии: отечественная Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия проф. Н.Д. Линде (ЭОТ) и китайская Психотерапия образной коммуникации (Imagery Communication Therapy – ICP) проф. Чжу Цзяньцзюнь (Zhu Jianjun). Хронологически публикации по ЭОТ и ICP появились примерно в одно и тоже время – в 1990-е года.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин

Новые статьи

  • Назад
  • Вперед

Статьи по теме:

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

Ментальные образы | в Главе 07: Познание

Ментальные образы

Ментальные образы можно определить как изображения в уме или визуальное представление в отсутствие входных данных из окружающей среды. Это не универсальный талант; не каждый может вызвать в воображении мысленные образы по желанию.

Сэр Фрэнсис Гальтон обнаружил это в 1883 году, когда попросил 100 человек, в том числе выдающихся ученых, составить образ своего завтрака с того утра. У одних были подробные изображения, у других их вообще не было.

Какой самый простой способ усилить визуальные образы?

Почти у всех во сне возникают мысленные образы. Сюда входят люди, которые ослепли в раннем возрасте после того, как приобрели некоторый зрительный опыт, но не люди, которые вообще никогда не видят.

Некоторые люди способны к глубокому гипнозу, при котором у них могут возникать визуальные галлюцинации, напоминающие сон. Это редкость. Для большинства из нас мысленные образы в состоянии бодрствования слабы или ими трудно манипулировать.

Лучший способ сделать образы более яркими — имитировать условия сна. Когда человек расслаблен или находится в полусонном состоянии, ментальные образы могут быть весьма яркими.

Простое легкое нажатие на закрытые веки может привести к взрыву геометрических форм. Вы могли вспомнить из главы 3, что при пробуждении в гипнопомпическом состоянии иногда возникают яркие образы.

Что сканирование мозга показывает об областях мозга, участвующих в мысленных образах?

Многочисленные исследования сканирования мозга показывают, что те же области мозга, которые используются для нормального восприятия, также активируются ментальными образами . (Мияшита, 1995).

В общем, представление любой когнитивной деятельности, по-видимому, активирует те же области мозга, которые обычно участвуют в этой деятельности. Например, «мысль о телефоне активирует некоторые из тех же областей мозга, что и вид телефона». (Posner, 1993)

Первые важные исследования ментальных образов проводились Роджером Шепардом из Стэнфордского университета и его коллегами. Он использовал сгенерированные компьютером формы блоков, подобные этим:


Одна форма отличается от других.

Три одинаковые фигуры, только повернутые. Четвертый отличается; это зеркальное отражение других. Можете ли вы найти тот, который является зеркальным отражением?

Чтобы определить это, большинство испытуемых должны мысленно вращать фигуры так же, как они вращали бы трехмерную блочную модель, чтобы увидеть, соответствуют ли они друг другу.

Почему исследование Купера и Шепарда оказало влияние?

Продолжая первые эксперименты с мысленным вращением, Купер и Шепард (1973) обнаружили, что время, необходимое для мысленного вращения, зависит от количества вращения. Это было очень важное открытие, потому что оно означало, что мысленных образов можно манипулировать так, как если бы они были настоящими .

Ментальные карты и изображения

Стивен Косслин из Гарварда известен своими исследованиями ментальных образов. Косслин обнаружил, что размер воображаемого изображения влияет на то, как быстро испытуемые могут перемещаться по изображению в памяти. Если испытуемые запоминали карту, то время, необходимое им для мысленного прыжка из одного места в другое, зависело от расстояния на воображаемой карте.

В одном эксперименте Косслин (1975) попросил испытуемых представить себе животных, стоящих рядом друг с другом, например, кролика рядом со слоном или кролика рядом с мухой. Затем испытуемым задавали такие вопросы, как «У кролика две передние лапы?»


Когда людей просили представить кролика рядом с мухой, люди быстро отвечали на вопросы о внешнем виде кролика. Они были медленнее, когда их сначала просили представить его рядом со слоном.

Люди дольше отвечали на такие вопросы, когда кролика представляли рядом со слоном. В этом состоянии изображение кролика было маленьким.

Когда кролика представляли рядом с мухой, его воображаемый образ был большим. Затем испытуемые быстро отвечали на вопросы об изображении. Косслин пришел к выводу, что визуальное воображение создает «маленькие модели, которыми мы можем манипулировать так же, как и реальными объектами».

Что обнаружил Косслин относительно сканирования ментальных карт? Когда у него были испытуемые, представлявшие себе кролика рядом с мухой?

Исследователи определили два типа ментальных образов. Один на фото (например, визуализация кролика рядом с мухой) и один для пространственного представления (например, вращающиеся фигуры в воображении).

Работа Косслина была сосредоточена на воображаемых картинках. Шепард и его коллеги сосредоточились на воображаемом вращении фигур в пространстве. Эти два навыка задействуют разные области мозга, и два навыка могут быть дважды диссоциированы из-за травмы головного мозга (вы можете потерять один, но не другой).

Способность к воображению картин может быть потеряна после повреждения задней части мозга, около затылочной доли. Способность к воображению пространства утрачивается после поражения середины правого полушария, около теменной доли.

Память в основном для смысла

Хотя ментальные образы могут быть яркими и подробными, у большинства людей довольно плохая память на детали изображения. Мы помним в основном , означающее изображения, а не деталей.

Baggett (1975) показал, что память на детализированные изображения угасает в течение нескольких дней. Она показала испытуемым короткий мультфильм в одном из двух вариантов. Один она назвала явной версией . На нем был изображен длинноволосый человек, стригущийся.

Другого она назвала неявная версия . Это не показало фактической стрижки волос. Однако на нем был показан человек, выходящий из парикмахерской с более короткими волосами.

Показав подопытным ту или иную версию, Бэггет ждала разное количество времени. Затем она спрашивала испытуемых, появлялась ли в исходной последовательности тестовая картинка, показывающая, что на самом деле стригутся волосы.

Как Баггетт исследовал память для изображений? Что она обнаружила?


Неявная версия (слева) не показывала стрижку волос.

В течение трех дней испытуемые, получившие имплицитную версию, знали, что они , а не видели тестовую картинку. Однако через три дня они, вероятно, поверили, что видели, как стригут волосы, хотя на самом деле этого не было.

Почему? Это было , что соответствовало истории, рассказанной картинками. Когда кто-то выходит из парикмахерской с более короткими волосами, делает вывод, что волосы были подстрижены. Это еще один случай выхода «за пределы предоставленной информации», по словам Брунера.

Баггетт пришел к выводу, что через три дня участники потеряли подробные воспоминания о самих изображениях. В основном они помнили , означающее , или историю, стоящую за этими изображениями. Тестовый элемент показался знакомым, потому что он соответствовал смыслу изображений.

Подводя итог, можно сказать, что большинство людей могут генерировать мысленные образы и манипулировать ими, как маленькими моделями, как выразился Косслин. Однако ментальные образы в основном теряются через несколько дней. Затем мы используем вывод, чтобы помочь воссоздать образы на основе запомненных знаний.

———————
Ссылки:

Baggett, P (1975). Память на явную и неявную информацию в рассказах с картинками. ЮВЛВБ, 14, 538-548.

Купер, Л. А. и Шепард, Р. Н. (1975). Психические трансформации при отождествлении левой и правой руки. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 104, 48-56.

Мияшита, Ю. (1995) Как мозг создает образы: проекция на первичную зрительную кору. Наука, 268, 17:19-17:20.

Познер, М. И. (1993). Видение разума. Наука, 262 , 673-676.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].


Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

Copyright © 2007-2018 Russ Dewey

МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ: ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ — Solutions & Co.

— Formations en entreprise | Solutions & Co. — Формирование на предприятии

Следующие две статьи посвящены ментальным образам. Эта первая статья посвящена объяснению этой научно обоснованной техники, тому, как она способствует повышению производительности и как она может помочь в развитии эмоционального интеллекта для использования в обучении и интеграции социальных навыков в нашу профессиональную среду.

Что такое ментальные образы?

Ментальные образы — это акт мысленного представления сенсорных состояний, которые могут включать, помимо прочего, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и проприоцептивные состояния. Это метод умственной тренировки, который продуктивные люди используют для подготовки к действию, повторяя и тренируя свои мысли, чувства и поведение, чтобы оптимизировать свою работу и благополучие.

Эффективно используется во многих областях, в том числе специалистами в области спортивной психологии, психотерапевтами, психологами и коррекционными педагогами. В психиатрии ментальные образы используются в когнитивно-поведенческой терапии, особенно при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) и социальной фобии. В области спорта ментальные образы — очень эффективный метод, используемый элитными спортсменами как часть их мысленной подготовки к достижению очень конкретных целей. В терапии, обучении или личностном развитии ментальные образы используются, чтобы вызывать физические, когнитивные или поведенческие изменения.

Есть много причин использовать ментальные образы:

  • Психологически подготовиться к будущей ситуации
  • Для достижения конкретной цели
  • Чтобы предвидеть возможный будущий стресс
  • Чтобы адаптироваться или справиться с трудными ситуациями
  • Для улучшения процесса заживления
  • Для успокоения и контроля стресса.
  • Чтобы изменить или улучшить поведение
  • Для оптимизации или развития определенных навыков
  • и т. д.

Подтверждено научными данными

Когда мы физически учимся что-то делать, мозг меняется. Ментальные образы — это когнитивный процесс, который стимулирует те же области мозга, которые участвуют в бессознательном планировании и выполнении движений, и активирует нейронные и поведенческие реакции, аналогичные реальному опыту. Укрепляются нейронные связи, добавляются или удаляются связи, образуются новые клетки.

Ментальные образы — это научно доказанная техника, позволяющая максимально использовать потенциал мозга с помощью изображений. С помощью методов визуализации мозга, таких как ПЭТ-сканирование с радиофармпрепаратами и функциональная МРТ (фМРТ), было показано, что те же области мозга активируются, когда мы переживаем реальную жизненную ситуацию, что и во время упражнения в мысленном воображении. , и что области, связанные с ретинотопией (периферическое зрение и/или центральное зрение), стимулируются и отражают ту же модель нейронов, что и во время выполнения движения.

Визуализация влияет не только на мышцы, вызывая сердечно-сосудистые и респираторные реакции. Живо представляя себе завтрашнюю напряженную встречу, ваш пульс учащается, а дыхание становится коротким и поверхностным, как в реальной жизни. Эта функциональная эквивалентность распространяется на нейронную активность, которая возникает, когда вы видите, слышите и обоняете предметы в зрительных, слуховых и обонятельных образах. Тот же нейронный процесс, который активируется, когда вы воспринимаете вещи своими чувствами, воссоздается, когда вы ярко представляете их.

Короче говоря, мозг не видит разницы между тем, что он действительно испытывает, и тем, что он воображает. Это серая зона, из которой мы можем извлечь выгоду!

Повышение эмоционального интеллекта

Хотя мысленные образы часто используются для улучшения физической работоспособности, они также могут помочь улучшить деятельность, включающую когнитивный и эмоциональный компонент, например управление эмоциями и стрессом или публичные выступления.

Наша рабочая среда представляет собой постоянные ограничения, такие как злые клиенты, неприятные коллеги, требовательное начальство, цели, которые необходимо достичь, повторяющиеся проблемы и требования к производительности, поэтому легко чувствовать себя переутомленным, перегруженным и иметь «вспыльчивость». . Какими бы ни были наши роли, мы иногда оказываемся в сложных ситуациях, которые приводят к излиянию эмоций.

В наших интересах совладать со своими эмоциями. Спортсмены регулируют свои эмоции перед соревнованиями, чтобы лучше выступать, а солдаты регулируют свои эмоции перед боем, чтобы избежать эмоциональных срывов.

Мысленные образы — превосходная техника для восстановления контроля, уравновешивания и укрепления нашей эмоциональной выносливости. Отстранившись от своих эмоций и наблюдая за ними со стороны, вы меняете то, как мозг обрабатывает чувства.

Исследования с визуализацией мозга показывают, что эта практика снижает активность в высокоэмоциональной области мозга, одновременно стимулируя область, связанную с контролем вашей физической реакции на стресс — умственную отдачу, которая говорит: «Что здесь происходит на самом деле? Как я могу реагировать?» Другими словами, вы осознаете свои эмоции, а не выражаете их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *