Министерство образования Республики Беларусь «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» А.Н. Певнева ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ Гомель 2011 УДК 159.923 ББК 88.35 П 23 Рецензенты: кандидат психологических наук Е.Н. Ермакова; кафедра социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК П23 Психические состояния личности: практическое руководство / А. Н. Певнева; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48 с. ISBN 978-439-582-1 Практическое руководство содержит теоретический анализ психических состояний человека, диагностические материалы, а также методы регуляции и саморегуляции. Предназначено для студентов и слушателей факультетов психологии, повышения квалификации и переподготовки кадров, психологов-практиков, педагогов. УДК 159.923 ББК 88.35 ISBN 978-439-582-1 © Певнева А.Н., 2011 © УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 Раздел 1 Проблема психических состояний личности в психологической науке 7 1.1История развития понятия «состояние» в науке 7 1.2 Место психических состояний в системе 1.2Теоретические подходы к определению понятия «психическое состояние» в психологии 11 1.4 Структура и функции психических состояний 15 1. 5 Детерминанты и динамика психических состояний 20 1.6 Классификация психических состояний личности 24 Раздел 2 Методы изучения психических состояний личности 29 2.1 Методы изучения психических состояний: теоретические и прикладные аспекты 29 2.2 Диагностика психических состояний человека 33 2.2.1 Характеристика методов измерения функциональных показателей, психофизиологических индикаторов 2.2.2 Характеристика обсервационных и 2.2.3 Характеристика субъективно-оценочных и ассоциативных методов 35 Раздел 3 Регуляция и саморегуляция психических состояний 39 3.1 Методы прямой регуляции психических состояний личности 39 3. 2 Методы опосредованного влияния на психическое состояние личности 40 3.3 Метод волевой саморегуляции 42 3.4 Метод «Нервно-мышечной релаксации» 43 3.5 Метод «Аутогенной тренировки» 44 3.6 Метод «Идеомоторной тренировки» 44 3.7 Метод «Сенсорной репродукции» 45 Литература 48 ВведениеВ настоящее время проблема психических состояний остается малоизученной как в теоретическом, так в экспериментальном и прикладном ее аспектах. В учебниках по психологии и другой учебно-методической литературе отсутствуют разделы, посвященные психическим состояниям. В то же время психические состояния выступают в качестве важнейшего условия продуктивности деятельности человека в сфере познания, общения и труда. Особенно значима данная проблема в обучении, воспитании учащихся и студентов, поэтому овладение педагогами содержанием понятия «психическое состояние», методами их изучения и управления в процессе познания и общения является необходимым требованием к профессиональной деятельности. Практическое руководство включает три раздела. Первый раздел «Проблема психических состояний в психологической науке» включает вопросы, связанные с историей развития понятия «состояние», местом психических состояний в системе психических явлений. Освещены теоретические подходы к определению понятия, рассмотрены структура, функции, детерминанты, динамика и классификации психических состояний. Второй раздел практического руководства посвящен характеристике методов: измерения функциональных показателей, психофизиологических индикаторов актуальных психических состояний, обсервационных и праксиметрических, субъективно-оценочных и ассоциативных. Третий раздел практического руководства посвящен регуляции и саморегуляции психических состояний личности. Предложенные методы могут применяться во время проведения групповой и индивидуальной психокоррекции по преобразованию психических состояний личности. Практическое руководство может использоваться для систематизации знаний по проблеме психических состояний и при проведении исследовательской работы по данному направлению, а также в образовательном процессе для слушателей ИПК и ПК по специальности «Практическая психология». Раздел 1 Проблема психических состоянийличности в психологической науке
Понятие «состояние» нередко относят к науке древнего мира, аргументируя эту точку зрения тем, что любое понятие, прежде чем оно будет представлено в развернутой форме, проходит долгий путь эволюции в форме простого представления, например о том, что любой объект природы проявляет себя в том или ином качестве, теми или иными свойствами и их совокупностями (Г.А. Свечникова, В.И. Демидова). Авторы В.И. Кемкин, О.С. Разумовский относят возникновение понятия «состояние» к более позднему периоду − периоду формирования наиболее полных и завершенных взглядов древних философов на мир. Исследователи Л. Ноель, В.Г. Иванов считают, что понятие «состояние» возникло в XVII−XVIII вв. Понятие «состояние» вошло в широкий психологический оборот сравнительно недавно, из других областей науки (физики, биологии, психофизиологии). С выдвижением И.М. Сеченовым в середине XIX в. принципа обратной связи в формировании и течении психических состояний, открывается новый этап в эволюции учения о психических состояниях, уже не изолированных от внешнего мира и поведения. Благодаря его работам и трудам К. Бернара, У. Кеннона, Ф. Гальтона, Г.Л.Ф. Гельмгольца, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г. Селье и др., с развитием концепции гомеостаза и рефлексологии, исследования психических состояний становятся на научную основу. Но, при всей длительности истории развития понятия «состояния», специальным предметом изучения на философском уровне оно становится только в двадцатом веке, в частности, в работах В.И. Кемкина, Е.В. Сироты, Е. Такому изменению в определении психологии способствовали исследования, в основном последней половины двадцатого века, таких ученых как: Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, А.О. Прохорова, В.А. Ганзена, В.М. Мясищева, Т.А. Немчина, Е.П. Ильина, Ю.Е. Сосновиковой, П.К. Анохина и др. Они развивали идею о делении психических явлений на процессы, состояния и свойства, по критерию динамичности, лабильности, скорости изменения самих явлений, где состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности. Не смотря на общеметодологическое значение, понятие «психическое состояние» получило развитие, главным образом, в узконаправленных исследованиях, таких как «состояния оптимальной работоспособности», «утомление», «монотония», разные «формы депрессивного и психологического стрессов», «экстремальные состояния» и т.д. С публикацией хрестоматии «Психические состояния» (сост. Л.В. Куликов, 2000) можно начать отсчет полномасштабных не только практических, но и теоретических исследований в области психологии состояния. Каталог: DocLib7 -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F Скачать 0.55 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Основы пенитенциарной психологии.
Учебная литература по юридической психологии
Димитров А. В., Сафронов В.П.
ОСНОВЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Учебно-методическое пособие.
М., 2003.
Глава 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО
3.1. Понятие психических состояний, их причины и виды
Под психическим состоянием принято понимать сложное, целостное, динамическое образование, во многом определяющее своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление свойств) личности на данном отрезке времени и проявляющееся в повышении ее активности.
Психические состояния относятся преимущественно к какой-то отдельной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой). Однако они характеризуют психическую деятельность человека в целом в течение определенного отрезка времени.
Например, явка осужденного с повинной осуществляется на фоне сложных эмоциональных состояний: тревоги, раскаяния, надежды на лучший исход и т. д.
Как и психические процессы, психические состояния изменчивы, то есть имеют начало, конец и определенную динамику (стадии протекания). Но динамика состояний менее выражена, чем динамика психических процессов. Состояния более устойчивы и измеряются большими единицами времени, чем психические процессы. Вместе с тем, психические состояния значительно менее устойчивы, чем свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Они занимают как бы промежуточное положение в структуре психики, располагаясь между процессами и свойствами личности.
Психические состояния возникают только на основе психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых). Но раз сложившись, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы, определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность восприятия, внимания, продуктивность памяти, мышления, с другой — способствуют проявлению тех или иных свойств личности.
Психические состояния служат фоном, который может способствовать более рельефному проявлению свойств личности и психических процессов или же маскировке их. Например, состояние волевой активности и готовности искупить свою вину добросовестным трудом и честной жизнью после объявления приговора действует на осужденного мобилизующе, усиливает и обостряет течение всех психических свойств его личности, создавая тем самым благоприятные условия для более быстрого его включения в ритм жизни исправительного учреждения.
Психические состояния человека индивидуально своеобразны, поскольку они неразрывно связаны с индивидуальными особенностями личности и ее нравственными качествами. Например, осужденному с меланхолическим темпераментом свойственно большей частью преувеличивать неприятности и истолковывать все в мрачном свете. Поэтому наиболее типичным для него является подавленное психическое состояние. Осужденного с развитыми нравственными качествами удручает осознание собственной вины. Поэтому у него глубже и сильнее проявляются угрызения совести и состояние раскаяния, чем у осужденного, запущенного в нравственном отношении.
Вместе с тем, в условиях мест лишения свободы сходные психические состояния свойственны и большим группам осужденных независимо от их типологических и нравственных качеств. Для впервые осужденных типичными являются одни, а для рецидивистов — другие психические состояния. Некоторые состояния могут быть типичными для очень многих осужденных. Например, состояния подавленности, ожидания, ухода в себя, тоски, надежды и др.
Неполный перечень психических состояний позволяет судить об их чрезвычайно большом числе и многообразии:
— состояния настроенности, заинтересованности в своей судьбе, удивления, изумления, недоумения, растерянности;
— состояния сосредоточенности, скуки, надежды и безнадежности, незащищенности, уныния, тоски и обреченности;
— состояния активности, бодрости, спокойствия, угнетенности, подавленности, отчаяния, страха, ужаса;
— состояния бессилия, безразличия и апатии, приподнятости, подъема, агрессивности;
— состояния решительности, нерешительности, уверенности, смущения, робости, ожидания, раскаяния, напряженности и т. д.
Каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние. Так, например, активности противостоит пассивность, уверенности — неуверенность, решительности — нерешительность, удовлетворенности — неудовлетворенность. Эта особенность — переход человека от одного состояния к противоположному — особенно ярко проявляется в необычных условиях, например, в условиях мест лишения свободы.
Причинами возникновения у осужденных тех или иных психических состояний могут служить следующие факторы.
Режим отбывания наказания и средства его обеспечения, такие, например, как охрана, надзор, воздействие коллектива осужденных и его самодеятельных организаций, морально-психологическая атмосфера в микрогруппе, меры дисциплинарного воздействия и др. Сюда же можно отнести и необходимость беспрекословного выполнения требований администрации и воспитателей, особенности и трудности быта, моральные переживания, связанные с физической изоляцией от общества, прекращением обычных связей, оторванностью от дома, родных и друзей и др.
Те или иные факты общественной жизни, их динамика. Например, продолжающаяся война в Чечне.
Конкретные факты жизни и личностные особенности. Например, смерть близких, окончание учебного заведения, осуждение и т. д. вызывают самый разнообразный комплекс психических состояний. Большую роль при этом играет жизненное кредо человека, мировоззрение. Люди с передовыми для своего времени убеждениями всегда отличаются оптимизмом.
Взаимоотношения в производственном коллективе, семье и ближайшем окружении оказывают существенное влияние на настроение и психическое состояние людей.
Осознание глубины своей вины, справедливости приговора. Некритическое отношение к себе и своему преступлению вызывает психические состояния, затрудняющие процесс исправления. И наоборот, осознание вины способствует возникновению состояния готовности искупить ее добросовестным трудом и примерным поведением.
Пример. Осужденный Селезнев В. с первых дней отбывания наказания в воспитательной колонии для несовершеннолетних демонстрировал свою независимость, симпатии к отрицательно характеризующимся осужденным, допускал нарушения режима, бравировал совершенным преступлением:
втроем избили группу студентов, один из потерпевших стал инвалидом. Однажды в колонии выступил ветеран войны, который рассказывал о зверствах фашистов. Рассказ очевидца преступлений фашистов потряс Селезнева. Как он потом признавался, ему стало ясно, что и он недалеко ушел от фашистских молодчиков. С осознания собственной вины началось становление осужденного Селезнева на путь исправления, в дальнейшем он стал хорошим общественником.
Состояние здоровья. Особое влияние этого фактора прослеживается в лечебных учреждениях пенитенциарной системы. Наблюдения, проведенные в больнице для осужденных по отношению к больным туберкулезом, показывают, что у них, особенно у тяжело больных, преобладают агрессивные состояния, которые находят выход в различных буйствах, неподчинении администрации, нападении на медицинский персонал, в стремлении поступать по принципу: «Мне плохо -пусть и другим будет худо». Особенно сильно дезорганизуют психику человека, вызывая соответствующие психические состояния, алкоголь, употребление других возбуждающих средств, половые извращения.
На переживаемые психические состояния человека влияют предшествующие состояния. Связь между существующим психическим состоянием и тем, которое ему предшествовало, может быть двойной. В одних случаях предшествующее состояние сменяется противоположным. Например, состояние тревоги, которое испытывает осужденный, ожидая решения наблюдательной комиссии по вопросу об условно-досрочном освобождении, сменяется разрядкой, если ожидаемое свершилось.
В других случаях между предшествующим и последующим психическим состоянием имеется отношение не противоположности, а сходства. Так, временная озлобленность, возникшая у осужденного во время следствия и суда, если его надежды не оправдались, нередко перерастает в «глобальную» озлобленность, и человек начинает реагировать на все по принципу «Правды не найти, справедливости на свете нет».
Велика роль привычек в возникновении и приобретении психических состояний осужденных. Среди осужденных встречаются «нытики», которые ноют не потому, что им невыносимо тяжело, а потому, что со временем образовалась такая дурная привычка, которая портит настроение им и окружающим людям.
На психические состояния осужденных влияют психические состояния воспитателей. В тех исправительных учреждениях, в которых воспитатели, предъявляя справедливые требования к осужденным, держат себя тактично, выдержанно, проявляют заинтересованность в их судьбе, всегда находятся в оптимистическом настроении, как правило, меньше всевозможных конфликтов и неурядиц, там осужденные более спокойны, уравновешены. В колониях, где воспитатели нередко проявляют нервозность, допускают брань, грубость и оскорбления, как правило, преобладающими в среде осужденных являются состояния озлобленности, напряженности, неуверенности, агрессивности, нервозности.
Таковы основные причины возникновения психических состояний. Знание их особенностей и умение выявлять их помогает воспитателям эффективнее управлять психическими состояниями осужденных.
3.2. Типические состояния осужденных
Факт лишения свободы оказывает существенное влияние на психические состояния осужденных. При этом психические состояния осужденных, как правило, неодинаковы. Лишение свободы по-разному воспринимается и переживается впервые осужденными и неоднократно судимыми, молодыми и пожилыми людьми, холостыми и семейными, женщинами и мужчинами, отбывающими наказание на Крайнем Севере и в средней полосе, осужденными на короткие и длительные сроки и т.д.
Вместе с тем, в психических состояниях людей, лишенных свободы, есть много общего, что позволяет говорить о типических состояниях осужденных.
Наиболее типическими психическими состояниями, свойственными почти всем осужденным, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, незащищенности и мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии, фрустрации.
Коротко рассмотрим каждое из этих состояний.
Лишенный свободы постоянно находится в состоянии ожидания следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержания, освобождения. В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Иногда ожидания бывают тягостными для личности.
Человек в состоянии ожидания характеризуется повышенной, иногда неравномерной напряженностью и обострением психических и физиологических функций. Предстоящее освобождение и радует, и пугает его новизной и неизвестностью обстановки на свободе. Возникает масса вопросов:
как и куда устроиться на работу, как встретит семья или любимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?
Особым состоянием лишенного свободы является надежда на лучшее будущее. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода — это надежда на изменение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда — мощный стимул в исправлении личности.
Состояниями, противоположными надежде, являются безнадежность и обреченность — тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии. Особенно это присуще осужденным к высшей мере наказания, которым в порядке помилования она была заменена максимальным сроком лишения свободы, а также осужденным, страдающим неизлечимыми болезнями.
Лишенным свободы свойственно и такое состояние, как незащищенность. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным перед органами правосудия. Ему кажется, что они имеют лишь одну цель — сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так возникает состояние незащищенности. Рассказы о мнимых карательных притязаниях со стороны сотрудников И У толкают лишенных свободы на «защитные» меры. Одна из таких мер -объединение в микрогруппы. Этой мерой иногда успешно пользуются отрицательно характеризующиеся осужденные, объединяя вокруг себя малые группы отрицательной направленности.
Психическим состоянием, типичным для осужденного, является тоска. По выражению М. Н. Гернета, тоска — «краеугольный камень, фундамент тюремной жизни».
Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на человека, вырабатывает специфическую тюремную походку, своеобразную мимику, вызывает повышенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун различных праздников, семейных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.
От тоски следует отличать скуку — состояние, при котором понижаются внимание и интерес к окружающей действительности. Скука присуща не только осужденным. Но у них она особого рода. Она вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интересов, ограниченностью кругозора).
Скука — неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни усилием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (познавательной, трудовой и т. п.), другие ищут развлечений, нередко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.
К типическим психическим состояниям осужденных относится апатия — состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто, наоборот, их чрезмерным количеством. Апатия тягостней скуки и порождает пассивность, парализует волю и интеллект. В таком состоянии осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни колонии.
Те или иные психические состояния у осужденных, как правило, не выступают изолировано, а проявляются в комплексе. При этом в каждый данный момент преобладает какое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влияние. Так, например, на общем фоне состояния ожидания может временами являться тоска, тревога, а на фоне тоски — состояния нетерпения, апатии и т. д.
Одним из сложных комплексных психических состояний лишенных свободы является фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Например, при отказе суда в условно-досрочном освобождении. Во фрустрации осужденных объединяются тоска и тревога, безнадежность и обреченность, апатия и др. Фрустрация проявляется по-разному и обуславливает либо особую активность (агрессию, капризность, самоистязания), либо пассивность и бездеятельность человека, в зависимости от силы и субъективной значимости фрустратора.
Все эти психические состояния оказывают существенное влияние на психику, сознание осужденных.
Во-первых, они вносят существенные коррективы в восприятия осужденных. Так, например, в состоянии ожидания искажается восприятие времени: лишенным свободы кажется, что время тянется медленно, и нередко они пытаются убыстрить его течение, «убить время» различными, в том числе и запрещенными играми.
Во-вторых, под влиянием апатии, скуки существенно притупляется память, появляется вялость мысли, навязчивость воображения, рассеянность внимания, что необходимо учитывать при организации обучения осужденных в школе и ПТУ.
В-третьих, ожидание, нетерпение, тревога, тоска нарушают сон человека. Бессонница «растягивает» ночь, психически и физически изнуряет человека, делает его раздражительным, замкнутым, обозленным. Сновидения лишенных свободы становятся беспокойными, тревожными. При бессоннице человека обуревают самые мрачные мысли, болезненно работает его воображение.
В-четвертых, тяжелые психические состояния могут приводить слабовольных осужденных к потере своей индивидуальности. Внешне это проявляется в специфической походке, тусклом взоре, бедности языка. Не случайно, многие осужденные, пробывшие в колонии год и более, становятся похожими друг на друга.
Для воспитателя эти проявления должны служить сигналом дня анализа причин, порождающих тяжелые состояния, и принятия мер по предотвращению нежелательных поступков, обусловленных такими состояниями. Для этого воспитатели должны знать основные способы и средства управления психическими состояниями, которые мы рассмотрим, продолжая изложение вопроса.
Знание причин психических состояний открывает перед воспитателями ИУ возможность управлять этими состояниями, снимать отрицательно влияющие и вызывать, поддерживать и закреплять состояния, положительно влияющие на личность. Однако следует отметить, что усилия воспитателей должны быть направлены не столько на предупреждение возникновения тяжелых состояний (переживание бессонных ночей, ожидание, тоска, тревога, угрызение совести и т. п.), ибо без них утрачивается острота лишения свободы, столько на то, чтобы предупредить возникновение полной безнадежности, безысходной тоски, обреченности, отчаяния, не допустить перерастания глубоких внутренних конфликтов в психические срывы.
Обобщение опыта работы ИУ показывает важность проведения специальной морально-психической подготовки осужденных в целях вызова и активизации у них психических состояний, способствующих исправлению. В результате такой подготовки (во время которой разъясняются условия жизни и требования к осужденному в новых условиях) у осужденных формируется состояние готовности жить в новых условиях, которое благоприятствует быстрому их включению в коллективную и трудовую деятельность.
Снятию отрицательных и формированию положительных психических состояний способствует предупреждение и предотвращение возможных нарушений взаимоотношений среди осужденных, а также между сотрудниками И У и лишенными свободы, умелое разрешение конфликтов среди осужденных.
Способствует вызову нужных состояний установление воспитателем психологического контакта с осужденными, умение расположить их к себе.
Нередко преодоление отрицательных состояний происходит быстрее, если воспитатель окажет какую-то поддержку осужденному в виде конкретного совета или одобрения его действий и поступков, направленных на исправление, а также поощрения за достигнутые успехи и усердие в общественной и трудовой деятельности.
Помогают преодолеть состояния неуверенности, тревоги и робости осужденного перед его освобождением дружеские напутствия, пожелания успешной жизни на свободе, как со стороны воспитателя, так и со стороны коллектива осужденных.
Большое значение в поддержании положительных и снятии отрицательных психических состояний имеет четкая организация труда, учебы, жизни и быта осужденных, их отдыха, культурно-просветительной работы, физкультуры и спорта.
Так, например, несвоевременная доставка осужденных на производственные объекты, необеспеченность сырьем в начале месяца, штурмовщина в конце, излишнее нахождение в строю из-за неорганизованности развода на работу и съема с производства и т. п. часто настолько отрицательно влияют на осужденных, что воспитателям приходится прилагать громадные усилия, чтобы как-то снять, погасить нездоровые настроения, преодолеть разболтанность людей.
В поддержании положительных и снятии отрицательных состояний осужденных важнейшая роль принадлежит личному примеру воспитателей. Как показывает практика, в коллективе, где воспитатели бодры и активны, оптимистически настроены, энергичны, внутренне сосредоточены и внешне подтянуты, у осужденных реже проявляются тоска, скука, апатия.
Управление вызванными или возникшими психическими состояниями включает также их углубление и закрепление.
НАВЕРХ
Передовая статья: Понимание психических состояний: индивидуальные различия в типичном и нетипичном развитии
Мы часто обращаемся к психическим состояниям, таким как намерения, желания и убеждения, чтобы объяснить и предсказать наше собственное поведение и поведение других. Понимание психического состояния развивается с младенчества через подростковый возраст и взрослую жизнь. Более глубокое понимание влияющих факторов развития может быть получено путем изучения индивидуальных различий в типичных и атипичных популяциях.
Текущая тема исследования затрагивает несколько тем, касающихся понимания и развития психического состояния в детстве. Он состоит из трех разделов, включающих в общей сложности 18 статей.
Первый раздел посвящен развитию социального познания в типичных группах населения в семи статьях. В отличие от большинства исследований по теории разума (ToM), которые обычно фокусируются на возрастных изменениях, Блейд-Хугьюис и ван Герт исследовали, возникают ли нелинейности во время развития ToM в детстве. В рамках общей тенденции развития, которая стабилизировалась к 10-летнему возрасту, результаты показали две нелинейности, свидетельствующие об сдвиге в развитии понимания модели поведения: застой в возрасте около 4 лет и 8 месяцев и спад в возрасте 6 лет. до шести с половиной лет.
Четыре статьи посвящены влиянию социальных факторов на сознание детей. Россо и Айральди показали, что рефлективное функционирование матери (но не безопасность материнской привязанности) предсказывало рефлективное функционирование их ребенка до подросткового возраста, и что материнская способность металлизировать смешанно-амбивалентные психические состояния предсказывала соответствующую способность их ребенка. В то время как материнское образование и лингвистическая компетентность являются хорошо изученными факторами влияния (например, NICHD HLB, 1998; Pons et al., 2003; Sammons et al., 2004), Булгарелли и Молина показали, что лингвистическая компетентность дошкольника опосредовала эффект материнского образования. Кроме того, центральная помощь в первые 3 года жизни устраняла эффект материнского образования, предполагая защитную роль центральной базы для детей с менее образованными матерями. Гебель и др. оценили взаимосвязь между пониманием эмоций и интернализацией и экстернализацией поведения у детей в возрасте от 7 до 10 лет в неклинической общественной выборке. В отличие от предыдущих исследований, общий уровень понимания эмоций, состоящий из девяти компонентов, не был связан с экстернализацией симптомов, но положительно коррелировал с повышенным уровнем соматических жалоб и симптомов тревоги/депрессии. Кроме того, и в частности, более высокие уровни социальной изоляции были связаны с худшими показателями понимания эмоций, вызванных напоминаниями. Пинто и др. показали, что совместные нарративы улучшают речевые выступления детей в возрасте от 6 до 10 лет только в том случае, когда дети находились в моменте первоначальной проработки или возникновения речевого состояния, и когда уровень интерсубъективности был высоким, то есть когда дети производили больше высказываний. организовывать и регулировать диалог.
Два других документа касаются возможных последствий развития Тома М для социального взаимодействия. Боско и Габбаторе предположили, что модель мышления первого порядка может играть каузальную роль в объяснении поведения детей в возрасте от 3 до 8 лет при обработке прагматических явлений, а именно искренних и лживых речевых актов. Что касается когнитивных способностей детей при социальном взаимодействии в отношении пространственных задач, Viana et al. показали, что ToM детей в возрасте от 5 до 9 лет лучше предсказывает их пространственные характеристики в диадном состоянии, чем их возраст, пол и пространственные характеристики в индивидуальных условиях.
В целом, статьи о типично развивающихся детях представляют некоторые интересные идеи о развитии понимания психических состояний. Эта компетенция оказывается связанной с различными аспектами развития на социальном, когнитивном и реляционном уровнях: Россо и Айральди показали, что только материнское рефлексивное функционирование, а не безопасность материнской привязанности, предсказывало понимание психического состояния детей; в свою очередь, статья Булгарелли и Молины подтвердила роль языка, а Пинто и др. роль коммуникативного контекста в ТМ детей. Понимание психических состояний представляет собой сложную способность, которая включает различные функции и влияет на различные аспекты развития. Наконец, вклад Blijd-Hoogewys и van Geert представил интересный новый подход к изучению развития ToM, который имеет значение для дебатов о том, может ли это развитие быть стадийным или непрерывным.
Второй раздел этой темы исследования включает в себя девять статей, посвященных развитию понимания психических состояний и их коррелятов у атипичных групп населения. Ключевое значение имеет возможность сравнивать результаты, полученные в исследованиях, проведенных с типичными и атипичными популяциями. На самом деле сходства и различия в типичном и атипичном развитии могут пролить свет на процессы, лежащие в основе способности понимать, приписывать и интерпретировать психические состояния.
Исследование Лабади и Беке касалось роли структурной связи между полушариями в нарушениях развития нервной системы. Они показали, что дети в возрасте от 6 до 8 лет с агенезией мозолистого тела демонстрировали легкие нарушения в распознавании эмоций и понимании теории психики, а также демонстрировали больше поведенческих проблем, чем дети из контрольной группы, сопоставимые по IQ и социально-демографическим переменным.
Уайт и др. показали различные эффекты социальной изоляции на использование детьми своей способности понимать психические состояния в связи с тревогой. После того, как дети были неслучайно исключены из виртуальной игры, обычно развивающиеся 5-летние дети (Исследование 1) завершали истории со сценарием сверстников, характеризовавшись тем, что персонажи истории более четко изображались как преднамеренные агенты с использованием большего количества языка ментального состояния. , и многое другое межсимвольная принадлежность. И наоборот, дети в возрасте от 4 до 8 лет с тревожным расстройством (Исследование 2) рассказывали истории, в которых персонажи рассказов демонстрировали меньшую интенциональность и меньшее использование языка психических состояний. Таким образом, в то время как изоляция может побуждать маленьких детей к ментализации и, таким образом, к более эффективному воссоединению с другими, чрезмерная тревожность может мешать этому использованию контролируемой ментализации.
Исследование Amadó et al. исследовали связь между социальным познанием и исполнительным функционированием у детей с синдромом Дауна (СД). У детей с СД отмечается задержка социального познания и исполнительного функционирования с неодинаковым нарушением различных функций. Более того, рабочая память объясняет большую вариабельность показателей социального познания, чем у типично развивающихся детей того же возраста.
Имплицитная ментализация состоит из спонтанного предвосхищения действия агента, основанного на ложных убеждениях, которое можно наблюдать с помощью упреждающего предвзятого взгляда в задачах, в которых оцениваются движения глаз. Используя устройства слежения за взглядом, Schuwerk et al. показали, что имплицитная ментализация сохраняется с младенчества до детства в типичной популяции; напротив, у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) такой навык оказался нарушенным, даже когда их выполнение явных заданий было таким же, как и в контрольной группе. Результаты этого исследования — сохранность эксплицитной ментализации, нарушение имплицитной ментализации и отсутствие связи между ней и исполнительной функцией у детей с РАС — поддерживают теории, которые предлагают две диссоциативные системы ментализации.
В обзоре Маргони и Суриана и его исправлении обсуждалась идея о том, что нарушение понимания психического состояния является основным фактором, объясняющим, почему дети с РАС сталкиваются с трудностями в моральных суждениях: на самом деле, эти дети в основном полагаются на последствия действий и другие внешние факторы. чем на психические состояния агентов при решении задач морального рассуждения.
Из-за ограниченного обсуждения абстрактных понятий и возможного несоответствия между языковыми способностями детей и их родителей в литературе сообщается, что глухие и слабослышащие дети могут демонстрировать задержки в развитии психических состояний (Peterson, 2009).). Ван и др. сравнили детей с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом с нормально слышащими участниками, совпадающими по возрасту и полу, и показали, что дети с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом отставали в развитии не только в словесном обозначении выражений лица счастья, печали, гнева и страха, но и в невербальном задании на сопоставление эмоций. Холмер и др. показали, что глухие и слабослышащие сурдопереводчики опаздывают в выполнении заданий ТМ; только трое из них знакомы с языком жестов с рождения. ToM был связан с пониманием прочитанного и рабочей памятью, но не с пониманием языка жестов.
Взаимосвязь между языком и моделью мышления была прояснена в метаанализе Milligan et al. (2007). Углубление этой связи у детей со специфическими языковыми нарушениями (SLI) представляет интерес, поскольку в одних исследованиях у этой популяции обнаружены задержки, а в других нет (Perner et al., 1989; Shields et al., 1996; Bulgarelli and Molina, 2013). В обзоре Vissers и Koolen дошкольники с SLI оказались нарушенными как в когнитивном ToM (имитация, совместное внимание, понимание ложных убеждений), так и в аффективном ToM (распознавание и понимание эмоций).
В обзоре Zmyj et al. рассмотрели роль совместного внимания как предшественника социального познания, сосредоточив внимание на недоношенных детях: они с меньшей вероятностью инициировали совместное внимание с другими и реагировали на попытки других заниматься. Авторы предполагают, что этот дефицит совместного внимания может привести к нарушениям социального познания и навыков социального взаимодействия.
Сообщается о дефиците понимания психических состояний у детей с различными нарушениями развития или нарушениями, от неврологических (агенезия мозолистого тела), недоношенности, РАС и личностных трудностей, таких как тревога. В статье Schuwerk et al. предложил интересную тему для будущих исследований: возможность отличить имплицитную ToM от явной на основе разных результатов в типичных популяциях и популяциях с РАС. Напротив, как и при типичном развитии, роль языка также подтверждается настоящими исследованиями детей с SLI (Vissers и Koolen) и нарушениями слуха (Holmer et al.; Wang et al.).
Третий и последний раздел этой темы исследования состоит из двух статей, посвященных инструментам оценки и обучения. Валле и др. представили проект «Мысли в уме (TiM)», целью которого является обучение навыкам мышления у взрослых (например, учителей и родителей), чтобы положительно повлиять на мышление детей. Они сообщили о первых доказательствах эффективности тренинга, когда он проводился с учителями: только у обучающей группы проекта TiM значительно улучшилось понимание ложных убеждений третьего порядка и два из трех компонентов задания на ментализацию. Херборт и др. представила новый инструмент для оценки ToM, ToMenovela, который состоит из 190 сцен, изображающих повседневные жизненные ситуации, затрагивающих когнитивный и аффективный ToM, эмоциональную реактивность и сложные суждения об эмоциях по отношению к основным эмоциям Экмана. Сообщалось о первых результатах использования теста на неврологически и психически здоровых взрослых. Инструмент, предложенный Herbort et al. очень интересно, потому что инструментов для оценки ToM взрослых очень мало. Валле и др. предложил педагогическую подготовку, эффективную для улучшения способностей детей: актуальный аспект исследования эффективности понимания психических состояний.
Текущая тема исследования касалась развития понимания психического состояния у детей с типичным и атипичным населением, а также сообщала о новых предложениях о способах его оценки и поддержки посредством обучения. Представленный кадр был многогранен. В отношении типичных популяций роль материнского рефлексивного функционирования, языка, общения и образовательных контекстов была углублена; также была рассмотрена связь с интернализацией / экстернализацией поведения, выполнением пространственных задач и прагматикой. Что касается атипичных популяций, у детей с различными нарушениями или нарушениями развития сообщалось о дефиците понимания психических состояний, таких как агенезия мозолистого тела, синдром Дауна, недоношенность, РАС, нарушения слуха и личностные трудности, такие как тревога.
Вклад автора
DB, AH и PM в равной степени участвовали в написании статьи.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
Булгарелли, Д., и Молина, П. (2013). Теория психики у детей со специфическими языковыми нарушениями: вопрос компетентности или производительности?. Итальянский итальянский. Псикол. 40, 761–784. doi: 10.1421/76946
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Миллиган, К., Эстингтон, Дж. В., и Дак, Л. А. (2007). Язык и теория разума: метаанализ взаимосвязи между языковыми способностями и ложным пониманием. Детская разработка. 78, 622–646. doi: 10.1111/j.1467-8624.2007.01018.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
NICHD Human Learning Branch (1998). Взаимосвязь между семейными предикторами и исходами для детей: они слабее для детей в детских учреждениях?. Дев. Психол. 34, 1119–1128. doi: 10.1037/0012-1649.34.5.1119
CrossRef Полный текст
Пернер, Дж., Фрит, У., Лесли, А., и Ликам, С. (1989). Исследование теории разума аутичного ребенка: знания, убеждения и общение. Детская разработка. 60, 689–700.
Реферат PubMed | Google Scholar
Петерсон, CC (2009). Развитие социально-когнитивных и коммуникативных навыков у глухих детей. Скан. Дж. Психол. 50, 475–483. дои: 10.1111/j.1467-9450.2009.00750.x
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Понс Ф., Лоусон Дж., Харрис П.Л. и де Росне М. (2003). Индивидуальные различия в понимании эмоций детьми: влияние возраста и языка. Скан. Дж. Психол. 44, 347–353. doi: 10.1111/1467-9450.00354
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Sammons, P., Elliot, K., Sylva, K., Melhuish, E., Siraj-Blatchford, I., and Taggart, B. (2004). Влияние дошкольного образования на познавательные способности детей младшего возраста при поступлении в приемную. Бр. Образовательный Рез. J. 30, 691–712. doi: 10.1080/0141192042000234656
CrossRef Full Text | Google Scholar
Шилдс Дж., Варли Р., Брокс П. и Симпсон А. (1996). Социальное познание при нарушениях развития речи и аутизме высокого уровня. Дев. Мед. Детский Нейрол. 38, 487–495. doi: 10.1111/j.1469-8749.1996. tb12109.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Пропаганда психического здоровья — Департамент здравоохранения штата Миннесота
Тематическое меню
Пропаганда психического здоровья
- Центр психического здоровья
- Сообщество по обучению психическому благополучию и устойчивости
- MN Процветает
- Психическое здоровье черной молодежи
- Поддержка детей заключенных родителей
- Поддержка психического благополучия во время COVID-19
- Инструменты сообщества
- Ссылки по теме
Похожие темы
- Предотвращение самоубийств
- Осмотры детей и подростков (C&TC)
- Помогите мне подключиться
- Информация и ресурсы для семей
- Государственное партнерство по улучшению здоровья (SHIP)
Пропаганда психического здоровья
- Центр психического здоровья
- Сообщество по обучению психическому благополучию и устойчивости
- MN Процветает
- Психическое здоровье черной молодежи
- Поддержка детей заключенных родителей
- Поддержка психического благополучия во время COVID-19
- Инструменты сообщества
- Ссылки по теме
Похожие темы
- Предотвращение самоубийств
- Осмотры детей и подростков (C&TC)
- Помогите мне подключиться
- Информация и ресурсы для семей
- Государственное партнерство по улучшению здоровья (SHIP)
Психическое здоровье — это больше, чем отсутствие болезней. У каждого человека есть состояние психического здоровья, и оно может меняться на протяжении всей жизни. Отсутствие психических заболеваний не гарантирует хорошего психического здоровья. Точно так же наличие психического заболевания не гарантирует плохого психического здоровья. Он включает в себя удовлетворение жизнью, самопринятие, чувство цели, идентичность, чувство связи и принадлежности, расширение прав и возможностей и устойчивость, то есть способность восстанавливаться после неудач.
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как:
«Состояние благополучия, при котором человек реализует свои способности, может справляться с обычными жизненными стрессами, может продуктивно и плодотворно работать и способен внести вклад в свое сообщество».
Большинство людей думают о психическом заболевании, когда слышат словосочетание «психическое здоровье». Для пояснения многие вместо этого используют термин «психическое благополучие» или «процветание».
Развернуть все Свернуть все
Рассказ о психическом здоровье и благополучии
Психическое здоровье и благополучие Описание
Консультативная группа общественного здравоохранения Миннесоты по психическому благополучию
Сентябрь 2016 г.
Это основные ценности и убеждения общественного здравоохранения в отношении психического здоровья и благополучия. Этот рассказ предназначен для того, чтобы помочь направлять инвестиции сообщества в работу по укреплению психического здоровья и профилактике заболеваний.
Каждый заслуживает возможности для психического здоровья и благополучия.
Мозг формируется опытом. Взаимодействие между нашей биологией и опытом формирует химические вещества и структуры нашего мозга, особенно в раннем детстве и подростковом возрасте.
Страх, травма и хронический стресс негативно влияют на психическое здоровье и благополучие. Хотя все мы испытываем стресс и тяжелые времена, кумулятивное воздействие хронического или интенсивного стресса реально. Он встраивается в наши тела и передается следующему поколению.
То, где мы живем, учимся, работаем и развлекаемся, влияет на наше психическое здоровье и благополучие. Это включает в себя структуры и среду, которые являются безопасными, воспитывающими, привлекательными, свободными от токсинов и способствуют отношениям, сообществу и культуре.
Стойкости недостаточно перед лицом угнетения. Угнетение вредно для нашего психического здоровья и благополучия. Преднамеренные системные изменения, направленные на прекращение угнетения, необходимы для процветания отдельных людей, семей и сообществ.
Физическое здоровье, психическое здоровье и благополучие взаимосвязаны. Когда мы испытываем физическую болезнь, травму или боль, это оказывает негативное влияние на наше психическое здоровье и благополучие. Улучшение нашего физического здоровья может улучшить наше психическое здоровье и благополучие.
Каждый и каждая система играют свою роль и ответственность в обеспечении нашего коллективного психического здоровья и благополучия. Нам всем выгодно, когда государственные и частные организации работают вместе.
Психическое здоровье и благополучие происходят в сообществе и через него. Мы можем распространять и защищать психическое здоровье и благополучие, создавая позитивные отношения, социальные связи и опираясь на общественные и культурные ценности.
Психическое здоровье и благополучие требуют целеустремленности и силы. Чтобы по-настоящему ощутить психическое здоровье и благополучие, нам нужно чувствовать, что мы можем изменить наш мир и изменить нашу жизнь и условия к лучшему. Для многих историческая травма — это реальность, которая лишает нас чувства цели и силы и продолжает оставаться частью нашего жизненного опыта и реальности.
Позитивные отношения имеют решающее значение для психического здоровья и благополучия. Отношения придают смысл и способствуют развитию навыков и чувства принадлежности. Отсутствие позитивных отношений и изоляция вредны. Позитивные отношения не возникают автоматически; семьи и сообщества нуждаются в информации, ресурсах и других видах поддержки, чтобы помочь им взрастить и поддержать их.
Культура формирует наши определения и понимание психического здоровья и благополучия. Это нормально и полезно для отдельных людей и сообществ иметь разные взгляды на то, что значит быть здоровым и как достичь благополучия. Культура является источником исцеления, связи и силы.
Каждому нужна возможность учиться и практиковать навыки управления жизнью и участия в жизни. Навыки справляться со стрессом, находить равновесие и фокусироваться, а также участвовать в жизни общества являются важными компонентами, которые следует развивать на протяжении всей жизни как в формальной, так и в неформальной обстановке. Навыки и опыт, которые помогают людям чувствовать себя ценными и заниматься своей семьей, обществом и экономикой, также имеют решающее значение.
Действительно ли психическое благополучие и болезнь различны?
Действительно ли психическое благополучие и болезнь различны?
Исследования подтверждают различие между психическим заболеванием и психическим благополучием. Жизненный опыт, слабая взаимосвязь между симптомами психического заболевания и психическим благополучием, а также отчетливые закономерности последствий для здоровья указывают на то, что психическое здоровье — это нечто большее, чем противоположность психического заболевания. Например, люди с плохим психическим самочувствием и без психических заболеваний (квадрант 2) в полтора раза чаще страдают артритом по сравнению с людьми с психическим благополучием и психическими заболеваниями (квадрант 4), с плохим психическим здоровьем и психические заболевания в два раза чаще. Обстоятельства могут разоблачать или подпитывать плохое психическое здоровье. Человек, которого неоднократно увольняли, родитель ребенка, нуждающегося в особом медицинском обслуживании, молодежь ЛГБТК без образца для подражания или поддержки, новый пенсионер с меняющейся ролью может испытывать особенно плохое психическое здоровье. Без надлежащей среды, ресурсов и поддержки проблемы могут сохраняться и расти.
Описание квадрантов:
- Процветание — Хорошее психическое здоровье и отсутствие психических заболеваний
- Томление — Плохое психическое здоровье, отсутствие психических заболеваний (например, социальная изоляция, чувство беспомощности, отсутствие целеустремленности, безработица, сильный стресс — плохие жилищные условия, бедность)
- Психические заболевания и слабое психическое здоровье
- Выздоровление — Психическое заболевание — лечение симптомов психического заболевания. Также хорошее психическое здоровье (например, сильная система поддержки, удовлетворенность жизнью и цель, дом, работа, чувство расширения возможностей и позитивная идентичность).
Психическое благополучие имеет значение
Вопросы психического благополучия
Плохое психическое здоровье является фактором риска психических заболеваний. Психические расстройства являются наиболее распространенной причиной инвалидности в США, на которую приходится 18,7% всех лет, потерянных из-за болезни, инвалидности или преждевременной смерти (DALY). Плохое психическое здоровье может предшествовать или усугублять психическое заболевание. У людей с плохим психическим здоровьем, но без психических заболеваний в настоящее время в три-шесть раз выше вероятность развития психических заболеваний в следующие десять лет. Улучшение психического здоровья снижает вероятность развития психических заболеваний в ближайшие десять лет. Плохое психическое здоровье, с наличием или без наличия психических заболеваний, является фактором риска: отсутствие физической активности, травмы, правонарушения и преступления. Здоровье улучшается постепенно по мере улучшения психического здоровья. Например, студенты колледжей с текущим психическим расстройством или без него чаще сообщают о суицидальных мыслях, когда испытывают плохое психическое здоровье.
Бремя плохого психического здоровья для здоровья населения является значительным, учитывая последствия для здоровья и затронутое население. Население с плохим психическим здоровьем и отсутствием текущих психических заболеваний включает более половины подростков, молодых людей и взрослых в США, что намного больше, чем население с психическим расстройством. По оценкам, 20% взрослого населения США имеют оптимальное психическое здоровье. Исследование, в котором измерялось психическое здоровье американских подростков в возрасте 12–18 лет, показало, что менее 40% молодых людей имеют оптимальное психическое здоровье, в том числе 37% учащихся, не соответствующих критериям депрессии, и 2% учащихся с депрессией.
* Ресурсы доступны по запросу.
Измерение психического благополучия
Измерение психического благополучия
Существует несколько рабочих определений психического благополучия. Инструмент Keyes Mental Health Short Form в настоящее время имеет существенные эмпирические данные в разных культурах, подтверждающие достоверность и полезность. Инструмент определяет 3 критерия психического здоровья, включая: эмоциональное, психологическое и социальное благополучие, чувство, функционирование и социальное функционирование. По оценкам, 17-32% взрослого населения США в возрасте 25-75 лет процветают. Большинство из них имеют умеренное психическое здоровье (57%), и многие из них томятся (12%). Люди с психическими заболеваниями могут процветать, но это менее распространено; 1% всего населения и 7% психически больных процветают.
Великая депрессия | Процветание | Умеренное психическое здоровье | томление | ВСЕГО |
№ | (17%) | (57%) | (12%) | (86%) |
ДА | (1%) | (9%) | (5%) | (14%) |
ВСЕГО | (18%) | (65%) | (17%) | (100%) |
КРИТЕРИИ ПРОЦВЕТАНИЯ: высокий уровень по 1 из 2 эмоциональных и 6 из 11 остальных шкал функционирования.
|
* Ресурсы доступны по запросу.
Основа действий в области общественного здравоохранения
Основа действий в области общественного здравоохранения
В 2015 году консультативная группа MDH изложила ценности общественного здравоохранения, связанные с психическим здоровьем, в новой описательной части общественного здравоохранения, чтобы направить усилия по укреплению психического здоровья. Повествование основано на доказательствах и является фоном для основного руководства для действий сообщества. Схема определяет всеобъемлющий набор защитных факторов, в которые сообщества могут вкладывать средства для укрепления психического здоровья. Эти факторы в значительной степени соответствуют концепции THRIVE Института профилактики (Инструмент для здоровья и устойчивости в уязвимых средах), в которой выделяются три категории:
- Люди — социально-культурная среда,
- Место — здоровая среда, в том числе застроенная среда и
- Капитал — экономическая/образовательная среда.
Области возможностей для сообществ и практические примеры включают:
ЛЮДИ | |
Поддерживающие отношения и социальные связи | Наставничество, поддержка родителей, участие сообщества |
Социальные, эмоциональные и жизненные навыки | Социально-эмоциональное обучение, Навыки самообслуживания, Жизненные навыки, Профессиональное обучение, Навыки/практики позитивной психологии (например, Благодарность — 3 вещи) |
Сообщество, культура и вера | Культурная самобытность и обучение, Социальные клубы |
Здоровый образ жизни | Упражнения, сон и питание |
Травма и заживление | Лечебные практики, Диалог об исторических травмах, Системы, основанные на информации о травмах |
МЕСТО | |
Здоровая окружающая среда | Качественное жилье, доступ к природе, внешний вид сообщества |
КАПИТАЛ | |
Экономические возможности и поддержка | Прожиточный минимум, Продовольственная помощь, Оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам, Качественный уход за детьми |
Справедливая социальная политика | Предотвращение дискриминации и поддержка инклюзивности, лишение свободы, отстранение от занятий в школе, культурное/религиозное зонирование |
Все они работают в контексте сообщества.