Психическое воздействие: Психологическое воздействие | Диплом по психологии

Понятие психологического воздействия

Учебная литература по юридической психологии


 

Кроз М.В., Ратинова Н.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЖЕРТВУ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ.

Научно-методическое пособие.
М., 2008.

 


На уровне обыденного сознания психологическое воздействие «чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия – отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан, и т.п.»[1]. В такого рода определении, несмотря на всю его «ненаучность», имеется рациональное зерно. В нем предполагается, что здесь, во-первых, используются психологические (а не физические) средства воздействия на человека, а во-вторых, объектом воздействия служит психическая сфера индивида, а также его поведение.

Следовательно, психологическое воздействие – это воздействие на психические состояния, мысли, чувства и поступки людей, выполненное с помощью психологических средств.

Один из ведущих отечественных специалистов по проблеме психологического воздействия – Т.С. Кабаченко определяет его как «изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических и социально-психологических закономерностей». При этом оно «может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)»[2].

Изучению различных аспектов проблемы психологического воздействия в человеческом обществе посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. Как справедливо отмечает известный российский психолог А.Г. Ковалев, «проблема воздействия занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями»[3].

При анализе феномена психологического воздействия отдельные авторы – как психологи, так и представители других наук, используют различную терминологию. Так, наряду с «психологическим воздействием» применяются такие понятия, как «психическое воздействие», «психологическое насилие», «психическое насилие», «влияние», «манипулирование», «побуждение». В правовых науках при описании деструктивного психологического воздействия на потерпевшего при совершении широкого круга преступлений используются понятия «психическое насилие», «принуждение», «понуждение», «шантаж», «угрозы». В целом все эти термины описывают различные аспекты одной и той же психологической реальности. Некоторые из них используются синонимично, другие же имеют собственное значение и особую область применения.

Наиболее близки по смыслу термины «психологическое воздействие» и «психическое воздействие». Как правило, в научных психологических работах они используются как синонимы. Иной позиции придерживается А. И. Папкин, который полагает, что между ними есть некоторые содержательные различия: «Психологическое воздействие – преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие»[4]. Необходимо отметить, что в литературе термин «психологическое воздействие» встречается значительно чаще, чем «психическое воздействие».

В зарубежных исследованиях понятия «влияние», «воздействие» и «манипулирование» также обычно рассматриваются как синонимичные. Например, известная работа Р. Чалдини «Психология влияния» фактически посвящена описанию манипулятивного воздействия при межличностном, деловом общении и способам противостояния этому воздействию[5]. Подобное отождествление присутствует и в некоторых других работах по социальной психологии[6].

В отечественной психологической литературе понятия «психологическое воздействие» и «влияние» также иногда используются в одном и том же значении. Вероятно, здесь сказывается влияние западной научной традиции. Кроме того, и в литературном русском языке эти понятия имеют очень близкую семантику. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слова «воздействие» и «влияние» определяются как синонимы: влияние – действие, оказываемое кем-, чем-либо на кого-, что-либо; воздействие[7]. В «Словаре современного русского литературного языка» также дается близкое определение[8].

В психологической традиции (в отличие от правовой) термины «

психологическое насилие», «психическое насилие» имеют ограниченное хождение. Они наиболее активно используются при исследованиях деятельности псевдорелигиозных организаций и деструктивных культов, анализа их воздействия на своих членов, механизмов вовлечения людей в деятельность культов и управления ими[9]. Например, С. Хассен, говоря о воздействии на членов тоталитарных культов, указывает на используемое в отношении них психологическое насилие. При этом данными терминами описываются антисоциальные по направленности и наиболее деструктивные по характеру разновидности психологического воздействия, применяемые в практике руководителей и адептов тоталитарных сект.

Вслед за зарубежными авторами широко при изучении деструктивных культов применяет термин «психологическое насилие» Е.Н. Волков, определяя его как «социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности и социальной группы; осуществляемое без информационного согласия и без обеспечения социальной психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу)»[10].

Наиболее детально понятие «психическое насилие» разработано в русле правовой традиции. Его анализ представлен во второй главе настоящего научно-методического пособия.

 


[1] Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000. С. 16, 17.

[2] Там же. С. 23.

[3] Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии.

1987. № 3. С. 41.

[4] Папкин А.И. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 378, 379.

[5] Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1997.

[6] См., например: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001.

[7] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 78.

[8] См.: Словарь современного русского литературного языка. М., 1951. Т.2. С. 351, 453.

[9] См., например: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб., 2002; Лифтон С. Технология промывки мозгов. СПб., 2005.

[10] Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практич. психолога. 2002. №  6.

С. 191.






НАВЕРХ

Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания

 

Оратор должен или убедить, или взволновать, или пленить аудиторию. Убеждают доказательствами, взволновывают – возбуждением соответствующего настроения или чувства, пленяют – своей личностью.

Цицерон

Юридическое познание и доказывание [3; 4, с. 188-192] происходят в правовой ситуации, контекст которой содержит процессуальные факторы, обусловливающие специфичность функций и ролей взаимодействующих субъектов, а следовательно, и особый стиль этого взаимодействия.

В юридическом процессе общение имеет формализованный и одновременно ситуационный характер. Психологическое воздействие может оказать любой субъект процесса на своего оппонента вне зависимости от занимаемого процессуального положения посредством речи и в невербальной форме в рамках следственных, иных процессуальных, а также и во внепроцессуальных действиях. Любое процессуальное действие, ставящее задачей собирание, проверку и оценку доказательств, объективно всегда несет собой психическое воздействие на личность в результате взаимодействия между субъектами правоотношений.

Избрание средств и способов психологического воздействия зависит от субъекта воздействия, от складывающейся правовой ситуации, от волевого, интеллектуального, психического развития субъекта – отправителя воздействия и субъекта – адреса воздействия, а также от их процессуального статуса.

Под психологическим воздействием в юридической коммуникации следует понимать проявляющуюся на интеллектуальном, эмоциональном и волевом уровнях целенаправленную вербальную и невербальную активность субъектов (индукторов), направленную на других людей (реципиентов) и осуществляемую ими в различных формах и различными средствами. Целенаправленность и неизбежные противоречия обусловливают превращение общения в его особый вид – стратегическую коммуникацию, включающую иерархию основных и вспомогательных стратегий и тактик, реализация которых направлена на достижение актуального решения.

В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека, на которого оно было направлено.

Психологическое воздействие может быть только направленным – имеющим целью изменение состояния и поведения человека. При отсутствии цели воздействие является психическим и реализуется двумя способами – психическим заражением и подражанием.

И психологическое, и психическое воздействие можно осуществить в двух формах – прямой и косвенной. Прямое воздействие состоит в открытом предъявлении контрагенту требований. Косвенное предполагает изменение условий ситуации, в том числе правовой (см. рис 1).

Рис. 1. Соотносимость психологического и психического воздействия.

Феноменология психологического воздействия в юридической коммуникации включает разноплановые и разноуровневые компоненты: принципы, цели, стратегии и методы (см. рис. 2).

Рис 2. Феноменология психологического воздействия
как инструмента юридического познания и доказывания

 

При этом релевантными являются многие опосредующие факторы:

а) индивидуально-психологические особенности и эмоциональные состояния реципиента и индуктора;

б) обратная реакция реципиента, которая должна иметь прогнозируемый характер;

в) мотивация и установки реципиента и индуктора;

г) внешние условия обстановки коммуникации.

Рассмотрим аспекты психологического воздействия подробнее.

В качестве основополагающих принципов психологического воздействия в юридическом познании и доказывании следует признать:

1) индивидуальный и дифференцированный подходы, предполагающие:

а) глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей его участников;

б) определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками;

в) постоянный анализ психологического влияния как результата воздействия;

г) своевременное внесение корректив в тактику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного объекта воздействия;

2) законность – непротиворечивость действующему законодательству воздействия на личность субъекта процессуальных правоотношений, осознанно, критически, вне всякого насилия, выраженного в форме действия-бездействия, при котором сохраняется свобода выбора занимаемой активной позиции последним [6, с. 27-28].

В современных работах, посвященных крайне сложным проблемам поиска все более совершенных критериев правомерности и допустимости подчас изощрённых приёмов и средств психологического воздействия, используемых в предполагающей столкновение интересов и борьбу юридической практике, ставится вопрос о правовых и профессионально-этических пределах реализации юристом управляемого воздействия и, соответственно, о правомерности используемого для этих целей средств и методов психологического воздействия [1, с. 511].

Примечательно, что обман как прием воздействия на допрашиваемое лицо, построенный на умолчании или сознательном утверждении со стороны, например, следователя об известных ему обстоятельствах, не упоминается уголовно-процессуальным законом в числе непосредственно определяемых действий [2, с. 102-103]. Следует разграничивать допускаемый законом тактический обман, связанный с применением приемов допроса, и процессуальный обман, например, о том, что явка с повинной освобождает лицо от уголовной ответственности. Процессуальный обман недопустим ни в отношении обвиняемого, ни в отношении иных участников уголовного судопроизводства [7, с. 77-82].

Условия и способы функционирования юридического общения (стратегии, фактор адресата, интенциональность, информативность и т.п.) рассматриваются в рамках когнитивно-коммуникативной парадигмы. На когнитивном уровне (замысел и планирование) будущая информация и знания рождаются в результате конкуренции целей и ограничений. Здесь происходит игра и диалог конкурентов. Выходом из положения является саморазвитие плана изложения, когда «дозволенное» выражается в тексте вербально, а «недозволенное» – в подтексте [11, с. 110-115].

Актуальными в юридическом познании и доказывании целями коммуникативного воздействия могут быть следующие:

а) введение новой информации в систему взглядов, установок человека;

б) изменение структурных отношений в системе установок, т.е. введение информации, вскрывающей объективные связи между объектами, изменяющей или устанавливающей новые связи между установками, взглядами человека;

в) изменение отношения человека, т. е. произведение сдвига мотивов, сдвига в системе ценностей объекта воздействия [12].

Стратегия воздействия понимается как способ оперирования информацией с целью изменения поведения объекта в направлении, планируемом субъектом воздействия. Стратегический подход к профессиональной (судебной) коммуникации предполагает толкование стратегии как линии поведения, которую избирает юрист для выполнения коммуникативной задачи, достижения своих целей во взаимодействии. В большинстве случаев существует несколько способов достижения цели, что и требует привлечения понятия «тактика», являющейся практическим инструментом субъекта воздействия.

Виды стратегий можно классифицировать по различным основаниям.

1. По функциональному основанию – основные (семантические, или когнитивные) и вспомогательные стратегии. Как основная рассматривается стратегия, которая на данном этапе взаимодействия является наиболее значимой с точки зрения мотивов и целей. Семантические стратегии играют решающую роль в построении картины «дела» в судопроизводстве. К таковым относятся убеждение, деконструкция и интерпретация действительности с соответствующими наборами тактик.

Убеждение, как правило, основывается на рациональной аргументации, однако может носить и исключительно эмоциональный или нравственный характер. Иными словами, важное значение в убеждении имеют психические и эмотивные аспекты.

Деконструкция направлена на то, чтобы разрушать и порождать сомнения в доброкачественности юридической позиции процессуального оппонента. Основной в рамках этой стратегии является тактика дискредитации.

Интерпретация действительности реализуется тактикой интенсификации, предполагающей «игру на повышение», и приуменьшения, заключающейся в сокрытии или затушевывании информации (приуменьшается нанесенный ущерб, степень угрозы, наличие преступного умысла) [5].

Информация или событие, воздействующее на сознание человека соотносится и интерпретируется в соответствии со структурой когнитивного или психологического пространства этого человека. Чем ближе эта информация по психологической дистанции к структуре значений психологического пространства субъекта, тем большей значимостью, ценностью, а следовательно, и воздейственностью, она обладает.

К вспомогательным относятся прагматические (коммуникативно-ситуационные), диалоговые (конверсационные) и риторические типы стратегий. Следует отметить особую значимость прагматических стратегий, опирающихся на компоненты конкретной ситуации юридического общения. Диалоговые стратегии активно и успешно реализуются на этапе судебного следствия, но в судебных прениях проявляют себя слабо. Риторические стратегии широко используются в выступлениях в суде присяжных. В рамках риторических стратегий используются различные приемы ораторского искусства и риторические техники эффективного воздействия на адресата. Риторические стратегии носят инструментальный характер и связаны с внушением как глобальным способом речевого воздействия. В определенных ситуациях особую значимость приобретают прагматическая стратегия самопрезентации (реализующаяся посредством статусно-ролевой, имиджевой тактик и тактики подстройки) и эмоционально-настраивающая стратегия, относящиеся к коммуникативному контексту (тактика создания эмоционального фона и тактика комплимента) [9, с. 7-9, 14-15, 16-20].

2. По направленности – «объектная» («императивная»), «субъектная» («манипулятивная») и «субъект-субъектная» («развивающая») стратегии.

Использование «императивной» стратегии психологического воздействия наиболее уместно и эффективно в экстремальных ситуациях, где требуется оперативное принятие и исполнение важных для сохранения системы решений в условиях временного дефицита. Эффект такой стратегии воздействия в лучшем случае будет заключаться в кратковременных, оперативных субъективных последствиях и состоять, главным образом, лишь в подкреплении или усилении уже существующих смысловых образований объекта влияния, проявляясь чаще всего во внешнем поведенческом подчинении этого объекта факторам ситуации.

Манипулятивная стратегия предполагает использование ресурсов другого субъекта в собственных целях. В современном гуманитарном познании проблема манипуляции индивидуальным и общественным сознанием и поведением изучается в двух основных аспектах: нарушение прав человека и нарушение взаимопонимания между людьми.

«Развивающая» стратегия воздействия помогает понять основные психологические предпосылки успешных и психологически неэффективных межличностных контактов. Принципиальным условием этой стратегии является открытый диалог между субъектами взаимодействия. В контексте системного подхода указанные стратегии воздействия могут взаимодополнять друг друга [8, с. 10-13, 18, 20, 23-25].

В психологии профессионального взаимодействия еще не достигнута терминологическая точность в разделении понятий «стратегии» и «методы». Под методами воздействия традиционно понимается совокупность приемов, реализующих воздействие: а) на потребности, мотивы и ценности – источники активности человека; б) на установки, групповые нормы, самооценки людей – регуляторы активности; в) на психические состояния человека (тревога, возбужденность или депрессия и т. п.), корректирующие его поведение. Если все три фактора – мотивация (побуждения к удовлетворению актуальной потребности), установки (готовность к определенным действиям и реакциям на конкретные социально значимые раздражители) и эмоциональные состояния людей – будут учтены, тогда воздействие окажется наиболее действенным.

К основным методам относятся убеждение, внушение, подражание и заражение.

Убеждение – сознательное, аргументированное воздействие, ориентированное на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики, основанное на логических приемах доказательств, имеющее своей целью изменение отношения, состояния или решения реципиента. Содержание и форма данного метода должны соответствовать уровню развития личности, мышления убеждаемого лица, поскольку убедить в чем-либо можно лишь при его способности осознать информацию, оценить соответствие аргументов выводам, а выводов – имеющемуся жизненному опыту.

Внушение (суггестия) – это сознательное неаргументированное воздействие на личность, основанное на некритическом восприятии ею информации, которая помимо воли интроецируется (встраивается) в сознательную и бессознательную сферу. Внушение может происходить без включенности внимания и без осознания воспринимающего (например, гипноз, введение в трансовое состояние, нейролингвистическое программирование). В процессе внушения познавательные процессы идут на уровне восприятия и запоминания.

Подражание – способ усвоения поведенческих моделей и традиций, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека. В связи с этим в имиджелогии сознательное подражание называется моделированием.

Заражение – нецеленаправленная передача определенного психического состояния другому человеку или группе людей, основанная на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей.

Кроме основных, эффективными могут быть и иные методы психологического воздействия:

— самопрезентация – открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации с целью их оценки и получения преимуществ в микросреде;

— просьба – обращение к партнеру с призывом удовлетворить потребности или желания;

— принуждение – психологическое давление, требование выполнять распоряжения, подкрепленное открытыми или скрытыми угрозами;

— критика – высказывание замечаний в отношении результатов деятельности или свойств личности, снижающие ее самооценку и самоуважение;

— игнорирование – умышленное невнимание по отношению к партнеру, его чувствам или действиям, воспринимаемое как проявление неуважения или пренебрежения.

Манипуляция – скрытое использование чужого ресурса для достижения своих целей – является более сложным социально-психологическим феноменом, который является скорее стратегией, реализуемой эффективными приемами.

Под приемом воздействия понимают совокупность средств и алгоритм их использования. В качестве средств воздействия используются:

а) вербальная (словесная) информация;

б) невербальная информация (интонация, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника).

Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) допускает несколько различных средств.

Тактическое воздействие осуществляется при условии соблюдения конкретных требований: а) законность; б) научная, фактологическая и нормативная обоснованность; в) исключение оговора и самооговора; г) исключение шантажа и угроз; д) несоотнесенность с неосведомленностью участников юридического процесса.

В завершение следует отметить, что для юридического познания и доказывания проблематика психологического воздействия актуальна, поскольку выводит «специалистов системы «человек-человек», т. е. тех, кто работает с людьми и для кого воздействие на людей – производственная необходимость» [10, с. 39-40], на раскрытие конкретных механизмов, способов и методов управления психическими и социальными явлениями. Овладение юристом навыками и знаниями приемов правомерного психологического воздействия обеспечивает эффективное выполнение повседневной задачи в установлении превосходства в ранге рефлексии над процессуальными противниками с целью реализации намеченных целей.

 

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М., 2000. – 990 с.

2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. – М., 2001. – 240 с.

3. Боруленков Ю.П. Юридическое познание в процессуальной, оперативно-розыскной и частной детективной деятельности. – Владимир, 2009. – 552 с.;

4. Боруленков Ю.П. О концепте «юридическое познание» // Проблемы в российском законодательстве. – 2012. – № 5. – С. 188-192.

5. Боруленков Ю.П. Об информационно-интерпретационной сущности юридического познания // Российский следователь. – 2013. – №№ 7,8.

6. Зорин Р.Г. Криминалистическая характеристика тактического (психического) воздействия в системе следственных действий // Юридическая психология. – 2008. – №8 – С. 27-28.

7. Князьков А.С. Тактический обман как элемент профессиональной этики следователя // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, имена (к 90-летию профессора Р.С. Белкина): Сб. матер. 53-х криминалистических чтений: в 3-х ч. – М., 2012. Ч. 2. – С. 77-82.

8. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дис. … д-ра психолог. наук. 19.00.01. – М. 1991.

9. Мальцева В.А. Стратегии речевого воздействия в профессиональной коммуникации (на примере юридического дискурса): Автореф. дис. … канд. филолог. наук. 10.02.19. – Челябинск, 2011.

10. Панасюк А.Ю. Судебная психология: Избранные лекции. – М. , 2007. – 160 с.

11. Пихтовникова Л.С., Коринь С.Н. Дискурс и метаметафора в синергетическом аспекте // Опубліковано в: Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки. – Філологічні науки. Мовознавство. – 2011. – № 5. – Частина 2. – С. 110-115.

12. Cтoлярeнкo Л.Д. Психологическое воздействие. Важнейшие элементы и противодействие. URL:http://bizkiev.com/content/view/1018/205/http://leav.ru/yp/1_4.htm. [Дата обращения 5.08.2013]


 

 

Yury Petrovich Borulenkov

Dmitrieva Liliya Alekseevna

PSYCHOLOGICAL IMPACT AS A TOOL

LEGAL KNOWLEDGE AND EVIDENCE

In the center of attention of the author there is a psychological influence as the tool of legal knowledge and proof, a problem of its practical application in legal activity. Emphasizes the necessity of mastering the skills of a lawyer, and knowledge techniques legitimate psychological impact for tactical superiority over the adversary in order to implement the goals. A system of strategies, tactics and methods of psychological influence.

Keywords : legal knowledge , proof , psychological impact

 

 

Психологическое и психическое воздействие коронавирусной болезни 2019 г. (COVID-19) на медицинский персонал и население в целом. Систематический обзор и метаанализ

Метаанализ

. 2020 сен;291:113190.

doi: 10.1016/j.psychres.2020.113190. Epub 2020 7 июня.

Мин Ло 1 , Ликсия Го 2 , Минчжоу Юй 3 , Вэньин Цзян 4 , Хайян Ван 5

Принадлежности

  • 1 Отделение анестезиологии, 965(й) госпиталь Объединенного тылового обеспечения Народно-освободительной армии Китая, Цзилинь, 132011 Китай.
    Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Кафедра психологии, 96605 Военный госпиталь, Цзилинь, 134001 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 3 Отделение офтальмологии, 965(й) госпиталь Объединённых сил тылового обеспечения Народно-освободительной армии Китая, Цзилинь, 132011 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 4 Отдел по борьбе с болезнями, 965(й) госпиталь Объединённых сил тылового обеспечения Народно-освободительной армии Китая, Цзилинь, 132011 Китай.
  • 5 Отделение анестезиологии, госпиталь Дапинг, Военно-медицинский университет, Чунцин, 400042 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32563745
  • PMCID: PMC7276119
  • DOI: 10. 1016/j.psychres.2020.113190

Бесплатная статья ЧВК

Мета-анализ

Min Luo et al. Психиатрия рез. 2020 Сентябрь

Бесплатная статья ЧВК

. 2020 сен;291:113190.

doi: 10.1016/j.psychres.2020.113190. Epub 2020 7 июня.

Авторы

Мин Ло 1 , Ликсия Го 2 , Минчжоу Юй 3 , Вэньин Цзян 4 , Хайян Ван 5

Принадлежности

  • 1 Отделение анестезиологии, 965(й) госпиталь Объединенного тылового обеспечения Народно-освободительной армии Китая, Цзилинь, 132011 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Кафедра психологии, 96605 Военный госпиталь, Цзилинь, 134001 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 3 Отделение офтальмологии, 965(й) госпиталь Объединённых сил тылового обеспечения Народно-освободительной армии Китая, Цзилинь, 132011 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 4 Отдел контроля заболеваний, 965(й) госпиталь Объединённых сил материально-технического обеспечения Народно-освободительной армии Китая, Цзилинь, 132011 Китай.
  • 5 Отделение анестезиологии, госпиталь Дапинг, Военно-медицинский университет, Чунцин, 400042 Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32563745
  • PMCID: PMC7276119
  • DOI: 10. 1016/j.psychres.2020.113190

Абстрактный

Пандемия коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19) оказала огромное психологическое воздействие во всем мире. Мы провели систематический обзор и метаанализ психологического и психического воздействия COVID-19 на медицинских работников, население в целом и пациентов с более высоким уровнем COVID-19.риск опубликован в период с 1 ноября 2019 г. по 25 мая 2020 г. Мы провели литературное исследование с использованием баз данных Embase, PubMed, Google Scholar и ВОЗ COVID-19. Из первоначального поиска из 9207 исследований в обзор были включены 62 исследования с участием 162 639 человек из 17 стран. Совокупная распространенность тревоги и депрессии составила 33 % (95 % доверительный интервал: 28–38 %) и 28 % (23–32 %) соответственно. Распространенность тревоги и депрессии была самой высокой среди пациентов с ранее существовавшими заболеваниями и COVID-19. инфекция (56% [39%-73%] и 55% [48%-62%]), и она была одинаковой среди медицинских работников и населения в целом. Исследования, проведенные в Китае, Италии, Турции, Испании и Иране, показали более высокую распространенность среди медицинских работников и населения в целом. Общие факторы риска включали в себя принадлежность к женщинам, работу медсестрами, более низкий социально-экономический статус, высокий риск заражения COVID-19 и социальную изоляцию. Защитные факторы включали наличие достаточных медицинских ресурсов, актуальной и точной информации и принятие мер предосторожности. В заключение, психологические вмешательства, направленные на группы высокого риска с тяжелым психологическим дистрессом, крайне необходимы.

Ключевые слова: Беспокойство; COVID-19; депрессия; Психологическое воздействие; Психологическое вмешательство; Обзор; Стресс.

Copyright © 2020 Elsevier B.V. Все права защищены.

Заявление о конфликте интересов

Декларация о конкурирующих интересах Нет.

Цифры

Рис. 1

Лесной участок распространенности…

Рис. 1

Лесной участок распространенности тревожности. Легенда к рисунку: Квадратные маркеры обозначают…

рисунок 1

Лесной участок распространенности тревожности. Легенда к рисунку: квадратные маркеры указывают на распространенность тревоги. Размер маркера коррелирует с обратной дисперсией оценки эффекта и указывает на вес исследования. Ромбовидный маркер данных указывает на объединенную распространенность.

Рис. 2

Лесной участок распространенности…

Рис. 2

Лесной участок распространенности депрессии. Легенда к рисунку: Квадратные маркеры обозначают…

Рис. 2

Лесной участок распространенности депрессии. Легенда к рисунку: квадратные маркеры указывают на распространенность депрессии. Размер маркера коррелирует с обратной дисперсией оценки эффекта и указывает на вес исследования. Ромбовидный маркер данных указывает на объединенную распространенность.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье населения в целом: систематический обзор.

    Сюн Дж., Липсиц О., Насри Ф., Луи Л.М.В., Гилл Х., Фан Л., Чен-Ли Д., Якобуччи М., Хо Р., Маджид А., Макинтайр Р.С. Сюн Дж. и др. J Аффективное расстройство. 2020 1 декабря; 277: 55-64. doi: 10.1016/j.jad.2020.08.001. Epub 2020 8 августа. J Аффективное расстройство. 2020. PMID: 32799105 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психологическое воздействие пандемии COVID-19 на население Саудовской Аравии в целом.

    Алхамеес А.А., Альрашед С.А., Алзунайди А.А., Альмохимид А.С., Алджохани М.С. Алкхамис А.А. и соавт. Компр Психиатрия. 2020 окт;102:152192. doi: 10.1016/j.comppsych.2020.152192. Epub 2020 12 июля. Компр Психиатрия. 2020. PMID: 32688022 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психическое здоровье передовых медицинских работников во время эпидемии нового коронавирусного заболевания в Китае в 2019 году: сравнение с населением в целом.

    Лян Ю, Ву К, Чжоу Ю, Хуан Х, Чжоу Ю, Лю З. Лян Ю и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 9 сентября; 17 (18): 6550. дои: 10.3390/ijerph27186550. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020. PMID: 32916836 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние COVID-19 на психическое здоровье на рабочем месте: описательный обзор.

    Джорджи Г., Лекка Л.И., Алессио Ф., Финстад Г.Л., Бонданини Г., Лулли Л.Г., Арканджели Г., Муччи Н. Джорджи Г. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 27 октября; 17 (21): 7857. дои: 10.3390/ijerph27217857. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020. PMID: 33120930 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Психосоциальное воздействие пандемии гриппа на медицинских работников и уроки, извлеченные из чрезвычайной ситуации с COVID-19: быстрый обзор.

    Барелло С., Фалько-Пегеролес А., Роза Д., Толотти А., Граффинья Г., Бонетти Л. Барелло С. и др. Int J Общественное здравоохранение. 2020 сен;65(7):1205-1216. doi: 10.1007/s00038-020-01463-7. Epub 2020 4 сентября. Int J Общественное здравоохранение. 2020. PMID: 32888048 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Психологическое воздействие COVID-19 в социально-политически нестабильной среде: защитные эффекты сна и благодарности у взрослых ливанцев.

    Эль Хури-Малхам М., Ризк Р., Джукаем Э., Речдан А., Савма Т. Эль Хури-Малхам М. и др. БМС Психология. 2023 19 января; 11 (1): 14. doi: 10.1186/s40359-023-01042-4. БМС Психология. 2023. PMID: 36658665 Бесплатная статья ЧВК.

  • Релаксация в виртуальной реальности для людей с психическими расстройствами: систематический обзор.

    Ричес С., Джеяраджагуру П., Тейлор Л., Фиалхо С., Литтл Дж., Ахмед Л., О’Брайен А., ван Дриел С., Велинг В., Валмаджа Л. Ричес С. и др. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2023 Янв 20:1-19. doi: 10.1007/s00127-022-02417-5. Онлайн перед печатью. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2023. PMID: 36658261 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Психические расстройства и уровень устойчивости в восьми высокогорных городах Перу во время второй волны пандемии: многоцентровое популяционное исследование.

    Зила-Веласк Х.П., Градос-Эспиноза П., Коба-Виллан Н., Киспе-Чаморро Х., Тайпе-Гильен Ю.Ф., Пачеко Э., Каса-Валеро Л., Файлок-Рохас В.Е., Диас-Велес К., Валладарес-Гарридо М.Х. Zila-Velasque JP, et al. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 28 декабря; 20 (1): 519. doi: 10.3390/ijerph30010519. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36612841 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сравнение психологического воздействия COVID-19 на самозанятых работников частного здравоохранения с наемными работниками государственного здравоохранения: трехволновое исследование во время пандемии COVID-19 в Испании.

    Пабон-Карраско М., Вилар-Паломо С., Гонсалес-Елена М.Л., Ромеро-Кастильо Р., Понсе-Бландон Х.А., Кастро-Мендес А. Пабон-Карраско М. и др. Здравоохранение (Базель). 2022 31 декабря; 11 (1): 134. дои: 10.3390/здравоохранение11010134. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36611594 Бесплатная статья ЧВК.

  • Удовлетворенность работой практикующих врачей, предоставляющих медицинские услуги во время пандемии COVID-19 в сельской местности Нового Южного Уэльса (NSW) и на Австралийской столичной территории (ACT), Австралия.

    Ислам М.И., Багнуло С., Ван Ю., Рамсден Р., Райтсон Т., Массет А., Колбран Р., Эдвардс М., Мартинюк А. Ислам М.И. и др. Здравоохранение (Базель). 2022 20 декабря; 11 (1): 3. дои: 10.3390/здравоохранение11010003. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36611463 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Ахмед М.З., Ахмед О., Чжоу А., Санг Х., Лю С., Сию Л., Ахмад А. Эпидемия COVID-19 в Китае и связанные с ней психологические проблемы. Азиатский Дж. Психиатр. 2020; 51 doi: 10.1016/j.ajp.2020.102092. 102092. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Cai W, Lian B, Song X, Hou T, Deng G, Li H. Перекрёстное исследование психического здоровья среди медицинских работников во время вспышки коронавирусной болезни. Азиатский Дж. Психиатр. 2020; 51 doi: 10.1016/j.ajp.2020.102111. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Cao W, Fang Z, Hou G, Han M, Xu X, Dong J. Психологическое воздействие эпидемии COVID-19 на студентов колледжей в Китае. Психиатрия рез. 2020; 287 doi: 10.1016/j.psychres.2020.112934. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Cao J, Wei J, Zhu H, Duan Y, Geng W, Hong X. Исследование основных потребностей и психологического благополучия медицинских работников в лихорадочной клинике третичной больницы общего профиля в Пекине во время вспышки COVID-19. Психотер Психосом. 2020: 1–3. дои: 10.1159/000507453. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Чжан Дж., Ву В, Чжао С, Чжан В. Рекомендуемая реакция на психологический кризис в связи со вспышкой новой коронавирусной пневмонии в Китае в 2019 году: модель Западно-Китайской больницы. Точный клин. Мед. 2020;3(1):3–8. doi: 10.1093/pcmedi/pbaa006. — DOI

Типы публикаций

термины MeSH

Воздействие COVID-19 на психическое здоровье нельзя недооценивать

Влияние COVID-19 на психическое здоровье нельзя недооценивать
    • Все темы »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    2828
28 Ресурсы »
  • Бюллетени
  • Факты в картинках
  • Мультимедиа
  • Публикации
  • Вопросы и Ответы
  • Инструменты и наборы инструментов
  • Популярный »
    • Загрязнение воздуха
    • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
    • Гепатит
    • оспа обезьян
  • All countries »
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • Регионы »
    • Африка
    • Америка
    • Юго-Восточная Азия
    • Европа
    • Восточное Средиземноморье
    • Западная часть Тихого океана
  • ВОЗ в странах »
    • Статистика
    • Стратегии сотрудничества
    • Украина ЧП
  • все новости »
    • Выпуски новостей
    • Заявления
    • Кампании
    • Комментарии
    • События
    • Тематические истории
    • Выступления
    • Прожекторы
    • Информационные бюллетени
    • Библиотека фотографий
    • Список рассылки СМИ
  • Заголовки »
  • Сфокусироваться на чем-либо »
    • Афганистан кризис
    • COVID-19 пандемия
    • Кризис в Северной Эфиопии
    • Сирийский кризис
    • Украина ЧП
    • Вспышка оспы обезьян
    • Кризис Большого Африканского Рога
  • Последний »
    • Новости о вспышках болезней
    • Советы путешественникам
    • Отчеты о ситуации
    • Еженедельный эпидемиологический отчет
  • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
    • Наблюдение
    • Исследовательская работа
    • Финансирование
    • Партнеры
    • Операции
    • Независимый контрольно-консультативный комитет
    • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
  • Данные ВОЗ »
    • Глобальные оценки здоровья
    • ЦУР в области здравоохранения
    • База данных о смертности
    • Сборы данных
  • Панели инструментов »
    • Информационная панель COVID-19
    • Приборная панель «Три миллиарда»
    • Монитор неравенства в отношении здоровья
  • Основные моменты »
    • Глобальная обсерватория здравоохранения
    • СЧЕТ
    • Инсайты и визуализации
    • Инструменты сбора данных
  • Отчеты »
    • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
    • избыточная смертность от COVID
    • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
  • О ком »
    • Люди
    • Команды
    • Состав
    • Партнерство и сотрудничество
    • Сотрудничающие центры
    • Сети, комитеты и консультативные группы
    • Трансформация
  • Наша работа »
    • Общая программа работы
    • Академия ВОЗ
    • Деятельность
    • Инициативы
  • Финансирование »
    • Инвестиционный кейс
    • Фонд ВОЗ
  • Подотчетность »
    • Аудит
    • Программный бюджет
    • Финансовые отчеты
    • Портал программного бюджета
    • Отчет о результатах
  • Управление »
    • Всемирная ассамблея здравоохранения
    • Исполнительный совет
    • Выборы Генерального директора
    • Веб-сайт руководящих органов
    • Портал государств-членов
  • Дом/
  • Отдел новостей/
  • Очерки/
  • Деталь/
  • Влияние COVID-19 на психическое здоровье нельзя недооценивать


Пандемия COVID-19, один из крупнейших глобальных кризисов за последние поколения, имела серьезные и далеко идущие последствия для систем здравоохранения, экономики и общества. Бесчисленное количество людей погибло или лишилось средств к существованию. Семьи и общины были напряжены и разделены. Дети и молодые люди упускают возможность учиться и общаться. Предприятия обанкротились. Миллионы людей оказались за чертой бедности.

Поскольку люди борются с этими медицинскими, социальными и экономическими последствиями, их психическое здоровье серьезно пострадало. Многие из нас стали более тревожными; но для некоторых COVID-19 вызвал или усугубил гораздо более серьезные проблемы с психическим здоровьем. Большое количество людей сообщали о психологическом дистрессе и симптомах депрессии, беспокойства или посттравматического стресса. И были тревожные признаки более распространенных суицидальных мыслей и поведения, в том числе среди медицинских работников.

Некоторые группы людей пострадали гораздо больше, чем другие. Столкнувшись с продолжительным закрытием школ и университетов, молодые люди оказались уязвимыми перед социальной изоляцией и разобщенностью, которые могут усиливать чувство тревоги, неуверенности и одиночества и приводить к аффективным и поведенческим проблемам. Для некоторых детей и подростков, вынужденных оставаться дома, может быть повышен риск семейного стресса или жестокого обращения, которые являются факторами риска проблем с психическим здоровьем. Женщины также сталкивались с большим стрессом дома: согласно одной экспресс-оценке, 45% женщин подвергались той или иной форме насилия, прямо или косвенно, в течение первого года пандемии.

В то время как потребность в психиатрической помощи возросла, службы охраны психического здоровья серьезно пострадали. Это было особенно верно в начале пандемии, когда персонал и инфраструктура часто передислоцировались для оказания помощи COVID-19. Социальные меры также препятствовали доступу людей к медицинской помощи в то время. И во многих случаях плохое знание и дезинформация о вирусе подпитывали страхи и беспокойства, которые мешали людям обращаться за помощью.

Фактор страха  

Эсенам Абра Драх живет с биполярным расстройством в Гане, где страх перед вирусом стал беспрецедентным стрессором для психического здоровья многих людей. «У меня много друзей, у которых были рецидивы психического здоровья из-за повышенного уровня страха и паники», — говорит Эсенам. «Это было почти так, как будто страх был заразным».

Эсенам объясняет, что большинство людей боятся обращаться за помощью, потому что думают, что если они посетят больницу, то могут заразиться COVID-19. «Я сама целый год не ходила в клинику на терапию отчасти из-за этого страха, — говорит она.

В то время Эсенам, как и многие другие, был безработным и не имел средств на лечение. Еще до пандемии было известно, что стоимость медицинского обслуживания является основным препятствием для людей с психическими заболеваниями, обращающихся за помощью.

«Мне выпала честь иметь хорошую систему поддержки, — говорит Эсенам. «Мои родители-пенсионеры следили за тем, чтобы мои лекарства всегда пополнялись».

«Но у других все по-другому», — добавляет она. «Некоторые люди не могли позволить себе лечение. Это было и остается очень трудным временем для многих людей».

Рекомендации по реагированию  

С начала пандемии поставщики услуг в области психического здоровья пытались смягчить перебои в предоставлении услуг, например, предоставляя помощь альтернативными путями, когда действовали меры общественного здравоохранения и социальные меры. Инициативы на уровне сообществ часто быстрее адаптировались, находя инновационные способы оказания психосоциальной поддержки, в том числе с помощью цифровых технологий и неформальной поддержки. Международные организации также предоставили рекомендации, инструменты и ресурсы, чтобы помочь специалистам по реагированию, специалистам по планированию общественного здравоохранения и широкой общественности.

ВОЗ рекомендует интегрировать психическое здоровье и психосоциальную поддержку (ПЗПСП) во все аспекты обеспечения готовности и реагирования на все чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения. Чтобы свести к минимуму последствия пандемии COVID-19 для психического здоровья, ВОЗ также рекомендует странам: или обнищания, а также путем широкого распространения информации о COVID-19для противодействия дезинформации и укрепления психического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *