Психика и организм
В данной статье мы рассмотрим тему взаимосвязи психики и организма кратко. Ряд особенностей человеческого организма влияет на психическую деятельность человека. Это пол, возраст, устройство мозга и нервной системы, тип телосложения, различные генетические аномалии и степень гормональной активности.
Факторы, которые влияют на функционирование психики человека
На функционирование психики влияет не только деятельность нервной системы и головного мозга личности, но и физиологическое, гормональное функционирование всего тела и организма человека. Для того чтобы хорошо работала человеческая сложно организованная психика необходимо поддерживать ряд необходимых биологических условий. Это степень содержания кислорода в клетках мозга и крови, здоровая температура тела, хороший обмен веществ и т.д. Есть целый ряд аналогичных органических параметров, которые влияют на нормальное функционирование психики человека. Так, различные болезни и нарушения в работе организма вызывают ряд специфических проявлений в психике человека. Доказано, что практически все хронические заболевания ведут к росту раздражительности, эмоциональной нестабильности и утомляемости, что приводит к изменениям в психологическом тонусе.
Пример 1К примеру, во время поступления желчи в кровь, которое происходит во время болезни желтухой, происходят значительные изменения в психике. Человек становится подавленным, раздражительным, замечается тоскливое настроение и апатия, а также отмечается угнетение интеллектуальных функций.
Э. Кречмер отмечал влияние телосложения человека на вид психических заболеваний и ряд основных личностных особенностей психики человека.
Влияние пола на психику человека
Взаимосвязь психики и организма можно рассмотреть в разрезе различий человека по полу. Отмечено, что пол человека влияет на специфику психики и психических процессов. В. А. Геодакян разработал эволюционную теорию пола, согласно которой эволюционно-генетическая целесообразность определяет специфику мужской и женской психики.
Основная задача женского начала состоит в обеспечении неизменности потомства из поколения в поколение, иными словами, ему необходимо сохранить уже имеющиеся признаки. Этим обусловлена высокая психическая устойчивость женщин и усредненный параметры их психики.
На плечах мужского начала лежит необходимость адаптации к совершенно новым условиям. Это объясняет высокую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых часто встречаются особо талантливые люди.
Замечание 1К вырождению в любой популяции более склонны мужские особи. Данная закономерность видна даже на генном уровне.
Пример 2К примеру, около 4 тыс. лет назад в женской X – хромосоме было около 4 тыс. генов, а в мужской Y – хромосоме было около 1,5 тыс. генов. Сегодня под влиянием всевозможных негативных факторов, таких как экологическое загрязнение, распространение генномодифицированных продуктов питания, замечен процесс деградации и уменьшения генов. На сегодняшний день женская X – хромосома содержит 1098 генов, а мужская Y – хромосома – 76 генов, из которых 54 гена похожи на гены женской X – хромосомы. Эти генные нарушения объясняются негативными изменениями в физиологии и психике современных мужчин и женщин.
Связь физических различий полов с жизненными функциями
Ученые выяснили, что физические различия полов напрямую связаны с их жизненными функциями.
Мужчина в качестве преобразователя внешнего мира может как созидать, так и разрушать его. Мужчина является новатором в области освоения времени и пространства, а также различных совершенно новых сфер деятельности. Осуществление данной жизненной функции становится возможно благодаря ряду физических качеств. Мужчина обладает высоким ростом и длинными конечностями, широкими плечами, выявленным рельефом мышц, физической силой, сравнительно большим весом, который образуется за счет строения скелета и костной ткани, грубой кожей, выраженным волосяным покровом на теле. Все эти параметры мужского организма необходимы в выполнении физических нагрузок, в борьбе и активном преобразовании внешнего мира.
Женщины при выполнении жизненной функции по сохранению человеческой жизни и человеческого рода, пытаются все стабилизировать, сохранить мир, покой и благополучие, а также закрепляют достигнутые успехи в семье и обществе. Осуществление жизненных функций в продолжении и сохранении рода возможно за счет особых физических свойств. Грудной тип дыхания, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища по сравнению с конечностями – все эти особые физические свойства позволяют женщине родить и выкормить ребенка. Также женщина обладает рядом свойств, обеспечивающих ее привлекательность. Это наличие у женщины красивых волос, гладкой и нежной кожи, округлость тела и эстетичность. Все эти женские качества играют особую роль в интимных отношениях, а как следствие, в продолжении человеческого рода.
Различия в обменных метаболических процессах мужчин и женщин
Женским обменным процессам свойственно преобладание анаболических процессов, которые включают ориентацию на интеграцию, питание, сохранение энергии. Все эти процессы способствуют повышенной выживаемости женского организма.
Особенность мужского организма в катаболических процессах, которые связаны с расходом энергии, дезинтеграцией и размножением.
Существует ряд психологических исследований, доказывающих превосходство девочек в вербальных способностях. Мальчики тем временем имеют более высокий уровень агрессивности, а также склонны к математическим и визуально-пространственным способностям.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Психика и организм
Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.
- Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психические явления — это психические познавательные процессы, состояния и свойства.
- Психика — совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.
- Психика — субъективное отражение объективного мира.
- Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
- Психика — свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.
В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. — отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение — изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности. То есть отражение — это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному — холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку — жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается.
Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить — значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности — в литературе, искусстве, науке?
Так что отражение в психологии — далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, зачастую, искажено.
Не случайно Еникеев М. И. пишет: «Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio — стремление) — пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».
В словаре Головина также делается оговорка: отражение — свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности».
Основные функции психики:
- отражение окружающего мира;
- понимание мира;
- регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации (если говорить коротко, то различительная, оценочная, адаптационная).
У всех ли организмов есть психика? Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой природы. Всё живое имеет способность к росту. Но психика есть только у животных и человека. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.
Немов Р. С. пишет, что есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи.
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное (материя и сознание). И психика (как явление идеальное) существует независимо от материального тела.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам — одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность, на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Чувствительность — способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией — звук, запах и др.
Чувствительность возникает на базе раздражимости и представляет собой проявление психики и показатель её возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев).
Первые признаки жизни на Земле, согласно теории эволюции, появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закреплённых свойств по наследству.
Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это — нервная система. По мере её усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения (деятельности) и появление уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, сознания, рефлексии.
Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.
Учёные, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт её развития. Она, как и материя, существует вечно. В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими другими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это — психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение, языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на базе их свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Спросите экспертов: человеческое тело и разум
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь…
Джеффри Гиллер
РАЗДЕЛ 1: Эволюция: быть человеком
1.1 Эволюционирует или деградирует человеческая раса?
Майкл Дж. Догерти
1.2 Почему мы становимся выше как вид?
Майкл Дж. Догерти
1.3 Как признаки передаются через ДНК?
Стюарт Э. Равник
1.4 Почему правшей больше, чем левшей?
М.К. Держатель
1.5 Какова последняя теория о том, почему люди потеряли волосы на теле?
Марк Пейджел
1.6 Существует ли консенсус в отношении того, наследуются ли черты личности или являются результатом влияния окружающей среды?
Пол Гробштейн
1.7 Насколько тесно связаны люди с обезьянами? Как ученые измеряют эволюционную историю?
от Bernhard Haubold
1.8 Является ли наша склонность к страху и тревоге генетической?
Уильям Р. Кларк
1.9 Как улыбка стала у людей дружеским жестом?
Энтони Стокс
1.10 Служит ли месть эволюционным целям?
Майкл Маккалоу и Кэтрин Хармон Кураж
1. 11 Какова функция аппендикса человека?
Лорен Г. Мартин
1.12 Почему у людей разные группы крови?
Харви Г. Кляйн
1.13 Если мутации происходят случайным образом, как развивается такой сложный орган, как глаз? Джон Сегер
от Loren G. Martin
2.2 Что вызывает судороги ног?
Марк А.В. Эндрюс
2.3 Почему в ванне мнутся пальцы?
Лоуренс Мейер
2.4 Почему под нашими глазами образуются мешки?
Рода С. Наринс
2.5 Похожи ли наши отпечатки пальцев на отпечатки пальцев наших родителей?
Гленн Лангенбург
2.6 Что вызывает икоту?
от William A. Whitelaw
2.7 Почему люди храпят?
Линн А. Д’Андреа
2.8 Почему острая «горячая» пища вызывает такую же физическую реакцию, как и тепло?
от Барри Грина
2. 9 Почему плавание является самым опасным этапом триатлона?
Кевин Харрис и Ларри Гринемейер
2.10 Почему наши желудки урчат, когда мы голодны?
Марк А.В. Andrews
2.11 Почему пищевые кислоты не разъедают слизистую желудка?
от William K. Purves
2.12 Если нормальная температура тела составляет 98 градусов, почему нам жарко при такой температуре воздуха?
Джеффри В. Уокер
2.13 Что издает звук, когда мы хрустим костяшками пальцев?
Раймонд Бродер
2.14 Почему наши веки становятся такими тяжелыми, когда мы устаем?
Марк А.В. Эндрюс
2.15 Как три крошечные кости усиливают звук во внутренний ухо? »
от Дугласа Э. Веттер
2.16 Как волосы знают, как мы их обрезаем? Вены выпирают, когда мы тренируемся?
Марк А. В. Эндрюс
2.18 Что вызывает звон в ушах?
Джеймс Б. Сноу-младший
2.19 Почему с возрастом кожа сморщивается?
Сюзан Обаджи
2.20 Является ли пристрастие к еде способом сказать, что нам не хватает определенных питательных веществ?
от Питера Прессмана и Роджера Клеменса
2.21 Почему у нас мурашки по коже?
Джордж А. Бубеник
2.22 Что вызывает похмелье?
Сант П. Сингх
2.23 Как долго средний человек может прожить без воды?
Рэндалл К. Пэкер
2.24 Как долго люди могут бодрствовать?
Дж. Кристиан Гиллин
2.25 Почему наши глаза имеют пиковую спектральную чувствительность около 550 нанометров?
Альберт О. Эдвардс
2.26 Что люди чувствуют в условиях невесомости?
Фред Бест и Джордж М. Панталос
2.27 Как кофеин влияет на организм?
Нил Дж. Сматреск
2. 28 Откуда у человека два глаза разного цвета?
Сьюзен Дж. Гросс
2.29 Влияет ли генетика на наличие близнецов?
Ник Мартин и Грант Монтгомери
2.30 В чем причина альбинизма и есть ли лечение?
Раймонд Буасси
РАЗДЕЛ 3: Психология: подвиги нашего разума
3.1 Есть ли у людей инстинкт самонаведения, как у некоторых птиц?
К. Рэнди Галлистел и Патрисия Шарп
3.2 Почему запись моего голоса звучит иначе, чем в моей голове?
от Timothy E. Hullar
3.3 Действительно ли мы используем только 10 процентов нашего мозга?
Барри Л. Бейерштейн
3.4 Как мы можем контролировать свои сны?
от Dierdre Barrett и Jordan Lite
3.5 Что заставляет кого-то действовать под влиянием насильственных побуждений и совершать убийство?
Марко Якобони и Ларри Гринемайер
3. 6 Почему два великих вкуса иногда не сочетаются друг с другом?
Тим Джейкоб
3.7 Как мы так долго запоминаем запахи?
от Дональда Уилсона
3.8 Как кратковременные воспоминания преобразуются в долговременные?
от Элисон Престон
3.9 Сможет ли новичок средних лет поступить в Карнеги-холл?
Гэри Маркус и Гэри Стикс
3.10 Поддерживает ли наука карательное воспитание?
Лоуренс Стейнберг и Чарльз К. Чой
3.11 Насколько важен физический контакт с вашим младенцем?
Энн Бигелоу и Кэтрин Хармон Кураж
3.12 Что вызывает предубеждение против иммигрантов и как его можно укротить?
Стивен Нойберг и Софи Бушвик
3.13 Как некоторые люди могут слышать движение собственных глазных яблок?
Ллойд Майнор и Ларри Гринемайер
3.14 Что вызывает бессонницу?
от Henry Olders
дуализм разума и тела | Определение, теории и факты
- Ключевые люди:
- Рене Декарт Бенедикт де Спиноза Джон Сирл
- Похожие темы:
- окказионализм интеракционизм психофизический параллелизм нейтральный монизм теория тождества
См. весь связанный контент →
дуализм разума и тела , в его первоначальной и наиболее радикальной формулировке философский взгляд на то, что разум и тело (или материя) являются принципиально разными видами субстанций или природ. Эта версия, которую теперь часто называют субстанциальным дуализмом, подразумевает, что разум и тело не только различаются по значению, но и относятся к разным видам сущностей. Таким образом, дуалист разум-тело (субстанция) выступил бы против любой теории, отождествляющей разум с мозгом, рассматриваемым как физический механизм.
Далее следует краткое рассмотрение дуализма разума и тела. Для более полного обсуждения см. Философия разума: дуализм; и Метафизика: Разум и тело.
Подробнее по этой теме
Картезианство: разум, тело и человечество
Большинство картезианцев считали, что разум и тело взаимодействуют. На вопрос, как это возможно, Режис дал стандартный декартовский ответ: человек. ..
Современная проблема отношения сознания к телу восходит к мысли французского философа и математика XVII века Рене Декарта, который дал дуализму его классическую формулировку. Начиная со своего знаменитого изречения cogito, ergo sum (лат. «Я мыслю, следовательно, существую»), Декарт разработал теорию разума как нематериальной, непротяженной субстанции, которая участвует в различных действиях или находится в различных состояниях, таких как рациональное мышление, воображение, чувство (ощущение) и желание. Материя, или протяженная субстанция, механистически подчиняется законам физики, за важным исключением человеческого тела, которое, по мнению Декарта, подвергается причинному влиянию человеческого разума и которое причинно производит определенные ментальные события. Например, желание поднять руку заставляет ее подняться, тогда как удар молотком по пальцу заставляет ум чувствовать боль. Эта часть дуалистической теории Декарта, известная как интеракционизм, поднимает одну из главных проблем, стоявших перед Декартом и его последователями: вопрос о том, как возможно это каузальное взаимодействие.
Эта проблема породила другие разновидности субстанциального дуализма, такие как окказионализм и некоторые формы параллелизма, не требующие прямого каузального взаимодействия. Окказионализм утверждает, что кажущиеся связи между психическими и физическими событиями являются результатом постоянного причинного действия Бога. Параллелизм также отвергает причинное взаимодействие, но без постоянного божественного вмешательства. Готфрид Вильгельм Лейбниц, немецкий рационалист и математик 17-го века, рассматривал разум и тело как две идеально коррелированные последовательности, синхронизированные, как двое часов, в своем происхождении Богом в предустановленной гармонии.
Другая субстанциально-дуалистическая теория — это эпифеноменализм, который согласуется с другими теориями в утверждении, что ментальные события и физические события различны. Эпифеноменалист, однако, считает, что единственными истинными причинами являются физические события с разумом как побочным продуктом. Ментальные события кажутся причинно-следственными, потому что определенные ментальные события происходят непосредственно перед определенными физическими событиями и потому, что люди не знают о событиях в мозгу, которые на самом деле их вызывают.