Психика и сознание в психологии: Психика и сознание

Содержание

Психика и сознание

29.03.2013

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития — человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, «духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.

Вместе с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида — возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, — передача и освоение общественного опыта.

В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.

Характерными структурными компонентами сознания являются:

  1. знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной движущей силой, мотивом познавательной деятельности;
  2. отделение человеком себя от предметного мира и разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов. Характерно самопознание, ставшее основанием для самосознания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
  3. целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
  4. отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.

Благодаря сознанию и самосознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отражается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности.

Уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.

Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:

  1. самонаблюдении,
  2. критическом отношении к самому себе,
  3. оценке своих положительных и негативных качеств,
  4. самообладании,
  5. ответственности за свои поступки.

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, влечения и т.п.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) всю деятельность организма и руководит ею.

Ключевые слова: Психика, Сознание

Источник: Максименко С.Д., Общая психология

Материалы по теме

Сознание как высшая ступень развития психики

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Развитие психики и сознания

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Сознание как высшая форма психики

Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн….

Сознание. Развитие психики

Речь у детей с задержкой психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Личность и психика

Петруня О.Э., Юридическая психология

Структура психики

Психика и сознание. Основы общей психологии

Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы — это не то, чтопервично осознается, а то, посредством чего нечто — предмет — осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическоесодержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания — это

общественноеобразование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции

4 ; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т.  е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое — это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты — это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она
реальный
продукт эволюции; ее развитие вносит реальныеи все более существенные изменения в реальноеповедение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта — единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии 5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества — американского и российского — всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

A. Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito, ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

B. Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое — это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка — при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

C. В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

A. Сознание — это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания.

B. Психическое переживание — непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт — единство непосредственного и опосредованного.

C. Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека — не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом — это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой — по существу своему общественной — деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение — рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание — абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение — отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т. д. Сознание человека — это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни — реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа — это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7. Природа реальности: психика, космос и сознание

7. Природа реальности: психика, космос и сознание Некоторые наблюдения, полученные при изучении холотропных состояний, столь радикальны, что не только подвергают сомнению теорию и практику психиатрии, психологии и психотерапии, но и подрывают кое-какие из наиболее

ПСИХИКА И ОБЩЕСТВО

ПСИХИКА И ОБЩЕСТВО Но, если психика — сигнальная деятельность, регулирующая все активности организма человека в соответствии с потребностями и реальными обстоятельствами, то определяющей специфику человека частью этих реальных обстоятельств является общество.

§2. Психика и деятельность

§2. Психика и деятельность Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью.Воздействуя на вещь, человек руководствуется имеющимся у него образом этой вещи — своим

Психика и тело

Психика и тело Очевидно, что, размышляя о том, как работает гипнотерапия, нам необходимо лучше разобраться в соотношении между психикой и телом. Роль генетических, средовых, социальных и других факторов в истории болезни общепризнанна. Поэтому больше неприемлемо

1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?

1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯМы приписываем наличие сознания только движущимся живым организмам. Предварительным условием существования сознания является свобода передвижения, поскольку организмы, прочно укорененные на одном месте, не имеют в нем

Психика и организм.

Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Мозг и психика

Мозг и психика Связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое.И. М. Сеченов и

Психика, сознание, бессознательное

Психика, сознание, бессознательное [27]Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т.  е.

какое понятие шире, чем различаются, в чем сложность изучения

Содержание:

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Содержание

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Психика и сознание в психологии

Определение

Психика — это системное качество головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

С философской точки зрения считается, что психика — это свойство людей и животных отражать объективный мир в его связях и отношениях. Однако психика людей имеет качественно более высокий уровень, это «субъективный образ объективного мира». И главное отличие психики человека от психики животного — это наличие сознания, особенно самосознания.

Определение

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеческим существом: определение мысленного построения действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением, способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение

Сознание — это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, ее творческом преобразовании, разумном регулировании поведения.

В психологии все психические процессы, осознаваемые индивидом и направленные на восприятие и оценку внешнего мира, можно рассматривать как психику, а осознаваемый процесс управления субъекта самим собой и его оценка внутреннего мира — как сознание.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Представление «внутренней» жизни наделенного интеллектом существа выступает предметом исследований во многих областях знаний. Сознание изучают философия, психиатрия, физиология, педагогика, социология, юриспруденция, экономика. Физиологи и биологи, в соответствии с теорией Павлова, не разграничивают сознание и внимание. Медицина отождествляет его с состоянием бодрствования.

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия. Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты. Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

С переходом к общественным формам жизни кардинально менялась структура человеческого поведения, последовательно опирающаяся на источники:

  • наследственно закрепленная программа и биологические мотивы, зависящие от непосредственного восприятия среды;
  • полученный по мере развития собственный опыт индивида;
  • духовные мотивы и потребности, возникшие по мере развития способности личности абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

  • знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания личности непосредственным образом зависит от ее уровня приобретенных знаний и опыта. В процессе общественно-исторического развития у человечества сформировалась потребность в важном мотиве познавательной деятельности — знаниях;
  • выделение себя как субъекта познания в предметном мире, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Такое самопознание стало основой для самосознания — осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
  • планирование собственной деятельности и образа действий, предвосхищение их результатов, целеустремленность. Сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий;
  • проявление эмоционально-волевой сферы личности в отношении к окружению: объективной действительности, другим людям, самому себе. Человек, выделяющий и противопоставляющий себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, а также переживающий собственное отношение к объективной действительности и самого себя, близок к самовоспитанию.

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

  • совокупность знаний об окружающем мире;
  • отчетливое различение субъекта и объекта;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Функции психики

Человеческая психика реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Это системное качество не дается человеческому существу от рождения и не развивается само по себе, а формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Специфические человеческие качества формируются только в процессе понимания и принятия культуры предшествующих поколений.

Психика живого разумного организма характеризуется двумя основными взаимосвязанными и обуславливающими друг друга функциями.

  1. Отражение.
  2. Регулирование.

Отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, получаемой в процессе отражения. Обе функции обеспечивают выживание организма в существующем мире: его поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение действительности, в отличие от зеркального, или механического, носит преобразующий характер, потому что:

  • активно: всегда подвергает обработке поступающую информацию;
  • субъективно: всегда принадлежит какому-либо субъекту;
  • избирательно: всегда связано с конкретными необходимостями, потребностями и условиями.

Формула психического отражения выглядит так:

Объективный мир + психика, отражаемая система = психическое отражение.

Исходя из этого тождества, реальный мир не равен психическому отражению. Этот признак имеет ряд особенностей:

  • дает возможность воспринимать окружающий мир без искажений;
  • совершенствует и углубляет психический образ в результате активной психической практики человека;
  • обеспечивает выбор поведения и вид занятий;
  • имеет индивидуальный тип, так как преломляется через особенности персоны;
  • носит опережающий характер.

Психика человека состоит из трех групп явлений:

  • психические процессы — познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные;
  • психические состояния — творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс;
  • психические свойства человека — темперамент, способности, характер.

Какое понятие шире, чем различаются

Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.

  1. Психика присуща и людям, и животным, сознание — только людям.
  2. Человеческая психика представлена не одним уровнем организации, а включает сознательное и то, что выходит за пределы осознания: бессознательное, подсознательное, предсознательное.
  3. Психика проявляется не только как целое, но и как отдельные части: отдельные функции, отдельные психические процессы и свойства. Сознание проявляется только как функция целого.
  4. Работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, работа сознания — переменный фактор.
  5. Сознание, насчитывающее в историческом развитии сотни тысяч лет, представляет собой этап в развитии психики, развивающейся в истории сотни миллионов лет.
  6. Психика присуща всем возрастным периодам, сознание отсутствует в младенчестве и может исчезнуть с возрастом из-за старческих изменений организма.
  7. Патология сознания не сможет полностью исключить работу психики, патология психики способна сохранить отдельные функции и вызвать полную потерю сознания.

Отсюда вывод: понятие «психика» шире понятия «сознание».

Примечание

Сознание нельзя называть составной частью психики, это высший уровень ее организации.

Говоря о широте категорий и отражаемых ими явлений, можно отметить и глубину — количественно-качественную особенность. В соотношении двух рассматриваемых категорий сознание, хотя оно менее распространено в природе, чем психика, включает все ее компоненты:

  • на более высоком уровне их развития;
  • на более высоком уровне связи между ними.

Сознание, принципиально повторяя состав, структуру, функции психики, предстает системой более высокого уровня.

Главный отличающий субъективный фактор — осознанность объекта, будь то предмет или явление внешнего мира, либо сигнал внутренней среды организма в виде мысли, мотива, интереса.

Осознание проходит через три операции:

  • выделение объекта из среды;
  • соотнесение этого объекта с другими;
  • соотнесение объекта с самим субъектом.

В чем сложность изучения психики и сознания

Специалисты выделяют три основные причины, затрудняющие изучение и понимание внутреннего мира человека, поиск общих законов.

  1. Существующие различные направления психологии во главу угла ставят те или иные проявления психической сферы человека и соответственно с этим выстраивают собственную теоретическую основу и методы исследования.
  2. Экспериментально доказанные связи психических явлений с деятельностью головного мозга, в отличие от физиологических процессов, недоступны прямому наблюдению и фиксации. Пример: новейшая аппаратура не предоставляет возможности увидеть мысли и чувства в головном мозге, выявить качественные характеристики решения мыслительных задач.
  3. Психические процессы принадлежат субъекту, но описываются в терминах внешнего мира. Пример: восприятие осуществляется рецепторами головного мозга, но субъект рассказывает о восприятии характеристиками воспринимаемого объекта (типа пейзажа, здания и т. п.), а не описанием происходящего в центральной нервной системе.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)

Поиск по содержимому

Журнал Психея | Изучение природы сознания

Добро пожаловать на исходный сайт Journal Psyche . Основанная в 1992 году, Psyche была бесплатной онлайн-публикацией, исследующей природу сознания и его связь с мозгом. Psyche был междисциплинарным журналом, в котором проблема сознания рассматривалась с точки зрения психологии, философии, когнитивистики, нейронауки, антропологии, искусственного интеллекта и физики. Психея была основана Патрика Уилкена , и это был один из первых академических онлайн-журналов, опубликованных в Интернете.

Доктор Уилкен был первым редактором Psyche, а в 2003 году к нему присоединился Тимоти Бейн . В 2007 году Ассоциация научных исследований сознания (ASSC) стала владельцем Psyche, а в 2008 году журнал был перезапущен как официальное издание ASSC. В то время Патрик Уилкен расстался с ASSC, и Габриэль Крейман стал новым главным редактором. В 2010 году ASSC приняла трудное решение отказаться от Psyche. За почти 20 лет своего существования «Психея» опубликовала большое количество статей и докладов для разнообразной академической аудитории. Он продвинул научные исследования сознания и объединил многих исследователей в разных областях. Этот сайт посвящен журналу Psyche.

Продолжить чтение →

 

 

Истина часто реализуется через баланс, находящийся посередине между противоположными крайностями — реальность, которую Фромм принял, разрабатывая свою теорию бессознательного. Фромм смешал идеи Фрейда и Маркса, создав компромисс между фрейдистским акцентом на бессознательном, биологических влечениях, вытеснении и т. д. (вера в то, что характер определяется биологией), и верой Маркса в то, что люди являются продуктом их общество (особенно экономические системы в нем).
Однако теория Фромма была не просто производной; он добавил к этим детерминистическим системам революционную концепцию свободы, предоставив людям возможность выйти за пределы различных детерминизмов, описанных Фрейдом и Марксом. Для Фромма свобода была центральным элементом человеческой природы.

Люди, согласно Фромму, на самом деле пытаются убежать от этой свободы следующими способами:

  1. Авторитаризм . Свобода, несмотря на все ее обещания волнения, также является одинокой перспективой; истинная свобода связана с отсутствием обязательств и отсутствием потерь — она отмечена глубокой обособленностью. Поэтому, возможно, неудивительно, что мы стремимся избежать этой свободы, сливаясь с другими. Один из самых примитивных способов сделать это — стать частью авторитарной системы, либо подчиняясь ей (присоединяясь к существующей структуре), либо становясь авторитарным (применяя структуру к другим). Независимо от выбранного вами метода, результат один и тот же: вы избегаете своей отдельной личности.

Фромм использовал термины мазохизм и садизм для обозначения крайних версий авторитаризма и заметил, что садист, независимо от его кажущейся силы, чувствует себя таким же вынужденным отыгрывать свою роль, как и мазохист, и, таким образом, не свободен в выборе своих действий.

Однако авторитаризм отнюдь не ограничивается диктатурами и другими крайними примерами; Мягкие варианты этого можно найти во многих местах — подумайте, например, об отношениях между студентами и профессорами: студенты ищут структуру, а профессор придерживается своих заметок. Каким бы безобидным и естественным ни казалось это взаимодействие, для студентов это способ избежать какой-либо ответственности за свое обучение, а для профессора — способ избежать реальных, сложных и, возможно, спорных вопросов в своей области.

  1. Разрушительность . Авторитаристы реагируют на болезненное существование, эффективно стирая себя через системы, в которых они обитают; разрушители, с другой стороны, пытаются стереть мир вокруг себя, чтобы он не причинял боли. Многие кажущиеся случайными акты жестокости, вандализма, унижения, преступлений, терроризма и т. д. можно объяснить таким способом бегства от свободы.

Продолжить чтение →

Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед через всевозможные трудные обстоятельства, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе желание, чтобы все мы реализовали свой потенциал, реализовали свои идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самореализации.

Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из двух терминов, поскольку невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы вызвать крайнее отсутствие мотивации (т. е. сдаться).

Действительно, сам Адлер воздерживался от использования слова «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.

(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» имела большое сходство с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что было бы неверным предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.

Продолжить чтение →

Такие термины, как самоактуализация и подтверждение, сегодня используются очень часто; по мере того, как наша культура неуклонно движется все больше и больше в сторону прославления личности, эти фразы часто используются в качестве броских дескрипторов для реализации и утверждения себя… Но откуда они берутся и какие процессы действительно лежат в основе самоактуализации?

Термин «самоактуализация» обязан своим происхождением гуманистической психологической теории, прежде всего теориям Абрахама Маслоу. Маслоу ввел термин самоактуализация, чтобы описать рост человека в направлении удовлетворения своих самых высоких потребностей, тех самых передовых концепций и «больших вопросов», с которыми борются люди, таких как поиск смысла жизни.

Маслоу верил и создал психологическую иерархию потребностей (многие из нас уже знакомы с пирамидой потребностей Маслоу), удовлетворение которых завершается реализацией человеком «бытийных ценностей», самой вершины пирамиды что символизирует смысл.

Маслоу считал, что люди, которым удалось стать самореализованными людьми, способны разрешать распространенные идеологические конфликты, такие как конфликт между детерминизмом и свободой воли, благодаря повышенной креативности и психологической стойкости.

Иерархия потребностей Маслоу восходит в следующем порядке:

  1. Физиологические потребности (физические потребности, связанные с выживанием), такие как потребность в еде, воде, сне и воздухе. Они находятся в нижней части пирамиды и представляют наши самые основные потребности.
  2. Потребность в безопасности, защищенности и защите; следующая в пирамиде потребность в стабильной и безопасной среде, свободной от раздоров; человеческий рост не может продвинуться дальше этой стадии без безопасности, поскольку чувство безопасности позволяет людям перестать думать о своих потребностях, связанных с выживанием, и перейти к более неосязаемым желаниям.
  3. Далее следует потребность в любви и принадлежности, любовь семьи и партнеров, признание сверстников и т. д. Эта любовь закладывает основу для следующего уровня пирамиды:
  4. Потребность в самоуважении, самоуважении и уважении от других; основы любви к себе, в сущности.
  5. «Бытие» нуждается в творчестве и поиске смысла.

Продолжить чтение →

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны благодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди самых важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя это понятие от общепринятого понятия разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика является саморегулирующейся системой , скорее похожей на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуализация ».

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, которые вносят свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство. личности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь одна маленькая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного. .. Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Продолжить чтение →

Концепция бессознательной обработки не совсем нова, Зигмунд Фрейд представил свою модель человеческого разума в эссе « Бессознательное », опубликованном в 1915 году. Тем не менее, Фрейд считал, что основная цель бессознательного и подсознательные слои хранят информацию, а не собирают и обрабатывают информацию. По-видимому, Фрейд недооценил бессознательное. Согласно большому количеству психологических и нейропсихологических исследований, проведенных за последние два десятилетия (состоящих из данных, собранных более чем 100 независимыми исследователями по всему миру), то, что происходит в нашем сознании, — это всего лишь пресловутая верхушка айсберга; наше сознательное мышление, восприятие и обучение составляют лишь небольшую часть нашей общей умственной деятельности , а остальная часть полностью бессознательна. Эта идея впервые была представлена ​​35 лет назад в книге Роя Лахмана, Джанет Лахман и Эрла Баттерфилда «Когнитивная психология и обработка информации»:

            «Большая часть того, что мы делаем, происходит бессознательно. Это исключение, а не правило, когда мышление является сознательным, но по самой своей природе [т. Это не единственный вид; это меньшинство». (стр. 207)    

Наш разум, как оказалось, действительно функционирует подобно компьютерам тела; но роль сознательного разума гораздо скромнее, чем считалось до . Это, конечно, не центральный процессор (или центральный процессор), а скорее набор периферийных устройств, представляющих собой интерфейс, взаимодействующий с внешним миром. Фактическая основная часть обработки происходит в бессознательном уме, который является настоящим процессором нашего тела. Наш разум одинаково хорошо справляется с многозадачностью ; в то время как мы заняты восприятием части того, что происходит вокруг нас, наш разум занят поглощением большей части остального того, что присутствует в нашем окружении.

Наше сознание работает намного медленнее, чем наше бессознательное , и в целом менее искусно обрабатывает информацию и менее эффективно справляется с поставленной задачей. Следовательно, можно сказать, что бессознательный ум более разумен, чем сознательный.

Продолжить чтение →

Недавнее исследование собрало информацию из опросов, проведенных среди членов Ассоциации психологических наук и Американской психологической ассоциации. В ходе исследования были определены 100 лучших выдающихся психологов 20 век. Неудивительно, что Скиннер, Пиаже и Фрейд входят в первую тройку. Что может быть интересно, так это то, что Карл Роджерс занимает 6-е место. Что сделало его новаторским, так это его настойчивость в том, чтобы модель подверглась научному исследованию и клиническим испытаниям. Одним из результатов его работы стала психологическая теория. В этой работе Роджерс выдвинул сложный набор из 19 предложений, описывающих его теорию. В этой статье мы постараемся дать краткий обзор этого.

Чтобы придать теоретическую легитимность своей клинической работе, Роджерс написал 16 книг и еще больше статей, объясняющих, как эти 19 предложений работают на понимание человеческой личности. Одним из наиболее важных ключевых моментов подхода Роджерса является переопределение терапевтических отношений . Традиционно эти отношения определялись теориями Фрейда и других, в которых роль терапевта заключалась в роли лидера, а пациента в роли ведомого.

Роджерс утверждал, что для того, чтобы отношения между терапевтом и пациентом были эффективными, они должны включать намеренные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. В последующие годы своей работы Роджерс расширил свою модель, чтобы применить ее к другим приложениям, включая теорию личности, межличностные отношения, образование, уход за больными, межкультурные отношения и другие «помогающие» профессии и ситуации.

Продолжить чтение →

Никакая теория сознания не может существовать независимо от реальности человеческой природы; его правила должны идти рука об руку с опытом жизни человека, а то, как он разработан, должно быть логически связано с продуктами человеческого разума.

Поскольку этот жизненный опыт так невероятно сильно отличается от человека к человеку, охватывая непостижимое разнообразие, единая теория сознания , которая включает в себя все элементы человеческой сферы (включая сны, мифы, воображение, искусство, культуру, и религия) создать далеко не просто. Почти наверняка именно поэтому ни одна из преобладающих в настоящее время теорий сознания (наряду с большинством теорий детского развития) не интегрировала в полной мере весь спектр человеческой природы.

Вероятно, это отчасти связано с тем, как развивалось наше понимание мозга и нервной системы: в основном из собранных воедино знаний о психических заболеваниях и патологиях. Этот угол оценки просто не поддается здоровому общему пониманию сознания, личности и опыта жизни человека. Никакое обсуждение модульных центров, генетического раскрытия, эпигенетических влияний и т. д. не приведет к глубокому пониманию того, как мозг на самом деле производит свое величайшее чудо: сознание .

Нейронаука, безусловно, интригует и временами поучительна, но часто применяется ограниченным и догматическим способом, слишком жестким, чтобы его можно было использовать при разработке теории сознания. Затем к этому добавляется влияние фармацевтическо-психиатрического комплекса, который сильно продвигает концепцию о том, что нейротрансмиттеры и химия мозга являются бесспорной основой сознания и психиатрии, прибыльной и, следовательно, весьма сомнительной конструкцией. Насколько научна эта система на самом деле, в последнее время стало предметом пристального внимания. Истинная теория сознания должен учитывать гораздо больше, чем просто нейротрансмиттеры и химию мозга ; она должна учитывать человеческую природу, то, как она проявляется в мозгу и теле, как она развивается и организуется и как эволюционировала. Все больше и больше исследований показывают, что многие психические расстройства, перечисленные в DSM5, можно успешно лечить путем преднамеренной деактивации проблемных лимбических цепей в нашем мозгу. Чтобы понять этот процесс, нам нужно рассмотреть, как в нашем мозгу развиваются лимбико-кортикальные сопоставления.

Продолжить чтение →

  • 1
  • 2
  • 3
  • OlderPosts

| Journal Psyche

Истина часто реализуется через равновесие, находящееся посередине между противоположными крайностями — реальность, которую принял Фромм, разрабатывая свою теорию бессознательного. Фромм смешал идеи Фрейда и Маркса, создав компромисс между фрейдистским акцентом на бессознательном, биологических влечениях, вытеснении и т. д. (вера в то, что характер определяется биологией), и верой Маркса в то, что люди являются продуктом их общество (особенно экономические системы в нем).
Однако теория Фромма была не просто производной; он добавил к этим детерминистическим системам революционную концепцию свободы, предоставив людям возможность выйти за пределы различных детерминизмов, описанных Фрейдом и Марксом. Для Фромма свобода была центральным элементом человеческой природы.

Люди, согласно Фромму, на самом деле пытаются убежать от этой свободы следующими способами:

  1. Авторитаризм . Свобода, несмотря на все ее обещания волнения, также является одинокой перспективой; истинная свобода связана с отсутствием обязательств и отсутствием потерь — она отмечена глубокой обособленностью. Поэтому, возможно, неудивительно, что мы стремимся избежать этой свободы, сливаясь с другими. Один из самых примитивных способов сделать это — стать частью авторитарной системы, либо подчиняясь ей (присоединяясь к существующей структуре), либо становясь авторитарным (применяя структуру к другим). Независимо от выбранного вами метода, результат один и тот же: вы избегаете своей отдельной личности.

Фромм использовал термины мазохизм и садизм для обозначения крайних версий авторитаризма и заметил, что садист, независимо от его кажущейся силы, чувствует себя таким же вынужденным отыгрывать свою роль, как и мазохист, и, таким образом, не свободен в выборе своих действий.

Однако авторитаризм отнюдь не ограничивается диктатурами и другими крайними примерами; Мягкие варианты этого можно найти во многих местах — подумайте, например, об отношениях между студентами и профессорами: студенты ищут структуру, а профессор придерживается своих заметок. Каким бы безобидным и естественным ни казалось это взаимодействие, для студентов это способ избежать какой-либо ответственности за свое обучение, а для профессора — способ избежать реальных, сложных и, возможно, спорных вопросов в своей области.

  1. Разрушительность . Авторитаристы реагируют на болезненное существование, эффективно стирая себя через системы, в которых они обитают; разрушители, с другой стороны, пытаются стереть мир вокруг себя, чтобы он не причинял боли. Многие кажущиеся случайными акты жестокости, вандализма, унижения, преступлений, терроризма и т. д. можно объяснить таким способом бегства от свободы.

Продолжить чтение →

Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед через всевозможные трудные обстоятельства, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе желание, чтобы все мы реализовали свой потенциал, реализовали свои идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самореализации.

Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из двух терминов, поскольку невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы вызвать крайнее отсутствие мотивации (т. е. сдаться).

Действительно, сам Адлер воздерживался от использования слова «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.

(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» имела большое сходство с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что было бы неверным предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.

Продолжить чтение →

Такие термины, как самоактуализация и подтверждение, сегодня используются очень часто; по мере того, как наша культура неуклонно движется все больше и больше в сторону прославления личности, эти фразы часто используются в качестве броских дескрипторов для реализации и утверждения себя… Но откуда они берутся и какие процессы действительно лежат в основе самоактуализации?

Термин «самоактуализация» обязан своим происхождением гуманистической психологической теории, прежде всего теориям Абрахама Маслоу. Маслоу ввел термин самоактуализация, чтобы описать рост человека в направлении удовлетворения своих самых высоких потребностей, тех самых передовых концепций и «больших вопросов», с которыми борются люди, таких как поиск смысла жизни.

Маслоу верил и создал психологическую иерархию потребностей (многие из нас уже знакомы с пирамидой потребностей Маслоу), удовлетворение которых завершается реализацией человеком «бытийных ценностей», самой вершины пирамиды что символизирует смысл.

Маслоу считал, что люди, которым удалось стать самореализованными людьми, способны разрешать распространенные идеологические конфликты, такие как конфликт между детерминизмом и свободой воли, благодаря повышенной креативности и психологической стойкости.

Иерархия потребностей Маслоу восходит в следующем порядке:

  1. Физиологические потребности (физические потребности, связанные с выживанием), такие как потребность в еде, воде, сне и воздухе. Они находятся в нижней части пирамиды и представляют наши самые основные потребности.
  2. Потребность в безопасности, защищенности и защите; следующая в пирамиде потребность в стабильной и безопасной среде, свободной от раздоров; человеческий рост не может продвинуться дальше этой стадии без безопасности, поскольку чувство безопасности позволяет людям перестать думать о своих потребностях, связанных с выживанием, и перейти к более неосязаемым желаниям.
  3. Далее следует потребность в любви и принадлежности, любовь семьи и партнеров, признание сверстников и т. д. Эта любовь закладывает основу для следующего уровня пирамиды:
  4. Потребность в самоуважении, самоуважении и уважении от других; основы любви к себе, в сущности.
  5. «Бытие» нуждается в творчестве и поиске смысла.

Продолжить чтение →

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны благодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди самых важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя это понятие от общепринятого понятия разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика является саморегулирующейся системой , скорее похожей на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуализация ».

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, которые вносят свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство. личности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь одна маленькая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного… Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Продолжить чтение →

Концепция бессознательной обработки не совсем нова, Зигмунд Фрейд представил свою модель человеческого разума в эссе « Бессознательное », опубликованном в 1915 году. Тем не менее, Фрейд считал, что основная цель бессознательного и подсознательные слои хранят информацию, а не собирают и обрабатывают информацию. По-видимому, Фрейд недооценил бессознательное. Согласно большому количеству психологических и нейропсихологических исследований, проведенных за последние два десятилетия (состоящих из данных, собранных более чем 100 независимыми исследователями по всему миру), то, что происходит в нашем сознании, — это всего лишь пресловутая верхушка айсберга; наше сознательное мышление, восприятие и обучение составляют лишь небольшую часть нашей общей умственной деятельности , а остальная часть полностью бессознательна. Эта идея впервые была представлена ​​35 лет назад в книге Роя Лахмана, Джанет Лахман и Эрла Баттерфилда «Когнитивная психология и обработка информации»:

            «Большая часть того, что мы делаем, происходит бессознательно. Это исключение, а не правило, когда мышление является сознательным, но по самой своей природе [т. Это не единственный вид; это меньшинство». (стр. 207)    

Наш разум, как оказалось, действительно функционирует подобно компьютерам тела; но роль сознательного разума гораздо скромнее, чем считалось до . Это, конечно, не центральный процессор (или центральный процессор), а скорее набор периферийных устройств, представляющих собой интерфейс, взаимодействующий с внешним миром. Фактическая основная часть обработки происходит в бессознательном уме, который является настоящим процессором нашего тела. Наш разум одинаково хорошо справляется с многозадачностью ; в то время как мы заняты восприятием части того, что происходит вокруг нас, наш разум занят поглощением большей части остального того, что присутствует в нашем окружении.

Наше сознание работает намного медленнее, чем наше бессознательное , и в целом менее искусно обрабатывает информацию и менее эффективно справляется с поставленной задачей. Следовательно, можно сказать, что бессознательный ум более разумен, чем сознательный.

Продолжить чтение →

Никакая теория сознания не может существовать независимо от реальности человеческой природы; его правила должны идти рука об руку с опытом жизни человека, а то, как он разработан, должно быть логически связано с продуктами человеческого разума.

Поскольку этот жизненный опыт так невероятно сильно отличается от человека к человеку, охватывая непостижимое разнообразие, единая теория сознания , которая включает в себя все элементы человеческой сферы (включая сны, мифы, воображение, искусство, культуру, и религия) создать далеко не просто. Почти наверняка именно поэтому ни одна из преобладающих в настоящее время теорий сознания (наряду с большинством теорий детского развития) не интегрировала в полной мере весь спектр человеческой природы.

Вероятно, это отчасти связано с тем, как развивалось наше понимание мозга и нервной системы: в основном из собранных воедино знаний о психических заболеваниях и патологиях. Этот угол оценки просто не поддается здоровому общему пониманию сознания, личности и опыта жизни человека. Никакое обсуждение модульных центров, генетического раскрытия, эпигенетических влияний и т. д. не приведет к глубокому пониманию того, как мозг на самом деле производит свое величайшее чудо: сознание .

Нейронаука, безусловно, интригует и временами поучительна, но часто применяется ограниченным и догматическим способом, слишком жестким, чтобы его можно было использовать при разработке теории сознания. Затем к этому добавляется влияние фармацевтическо-психиатрического комплекса, который сильно продвигает концепцию о том, что нейротрансмиттеры и химия мозга являются бесспорной основой сознания и психиатрии, прибыльной и, следовательно, весьма сомнительной конструкцией. Насколько научна эта система на самом деле, в последнее время стало предметом пристального внимания. Истинная теория сознания должен учитывать гораздо больше, чем просто нейротрансмиттеры и химию мозга ; она должна учитывать человеческую природу, то, как она проявляется в мозгу и теле, как она развивается и организуется и как эволюционировала. Все больше и больше исследований показывают, что многие психические расстройства, перечисленные в DSM5, можно успешно лечить путем преднамеренной деактивации проблемных лимбических цепей в нашем мозгу. Чтобы понять этот процесс, нам нужно рассмотреть, как в нашем мозгу развиваются лимбико-кортикальные сопоставления.

Продолжение чтения →

  • 1
  • 2
  • 3
  • Старые положения

Сознание и слепое порядок — Генеральная психология

.

Цели обучения

  • Объяснить слепое зрение и то, что оно говорит о сознании

Если вы уже изучали мозг (в модуле «Биопсихология»), то изображение четырех основных долей коры головного мозга ниже должно показаться вам знакомым. Нажмите на ту часть мозга, которая больше всего отвечает за зрение.

Слепое зрение

Как вы думаете, что произойдет, если ваши затылочные доли будут повреждены? Еще в 1970-х большинство ученых и врачей сказали бы: «Вы ослепнете». Оказывается, ответ сложнее.

В возрасте 8 лет Грэм Янг из Оксфорда, Англия, попал в велосипедную аварию. Впоследствии он сообщил, что часть его зрения исчезла. Он сказал своим врачам, что больше не может видеть что-либо справа от центра своего зрения ни левым, ни правым глазом. Левая сторона его зрительного мира в обоих глазах была нормальной. Хотя он говорит, что иногда натыкался на предметы справа от себя, потому что не мог их видеть, при проверке пятнадцать лет спустя окулист обнаружил, что мистер Янг, похоже, реагирует на визуальные движения в своей «слепой» области.

Рисунок 1 . На иллюстрации показан вид сверху вниз на нервный путь от глаз (показан вверху) до затылочных долей (показан внизу). Синие и красные линии показывают основные пути передачи информации от глаз через таламус к затылочным долям. Из-за повреждения левой зрительной коры у Грэма Янга он не может видеть в правом поле зрения, что влияет на оба глаза.

Грэм Янг познакомился с психологами Ларри Вайскранцем и Элизабет Уоррингтон, которые ранее работали с человеком (известным как Д. Б.), который, похоже, обладал похожей способностью видеть, несмотря на слепоту. ДБ мог сообщать о формах и цветах, движении и ориентации объектов, несмотря на то, что утверждал, что ничего не видел. Он сказал, что угадывает, но обычно оказывается прав насчет цвета, формы и других характеристик предметов.

Прежде чем мы продолжим, пожалуйста, подумайте, что может происходить с Грэмом Янгом и Д.Б.

Люди со слепым зрением были протестированы на способность различать цветовые различия, изменения яркости, способность различать различные формы, а также отслеживать движение. Критически важно, что люди со слепым зрением сознательно переживают слепоту, часто чувствуя, что они угадывают, несмотря на их высокий уровень точности.

Слепое зрение в действии

Вот короткое видео о человеке, который полностью ослеп из-за повреждения зрительной коры обоих полушарий. Исследователи (в том числе доктор Вайскранц, упомянутый выше) создали полосу препятствий для человека (чье лицо размыто, чтобы защитить его частную жизнь). Следите за тем, как хорошо он перемещается по объектам без посторонней помощи. Человек позади него просто там в качестве меры предосторожности.

Как может произойти слепое зрение?

Ваше сознательное восприятие мира вокруг вас, выбор и решения, которые вы принимаете, а также эмоции и отношения, которые мотивируют вас, не являются совокупностью вашей умственной деятельности или обработки информации вашим мозгом. Многие, а возможно, и большинство психологов считают, что сознание — это лишь малая часть вашей общей когнитивной деятельности. [1]

Человек считается слепым, если у него отсутствует сознательный опыт визуального мира. Этот сознательный опыт основан на потоке информации от глаз через таламус в середине мозга к первичной зрительной коре в затылочной доле в задней части мозга. Если первичная зрительная кора повреждена или не может получать входные данные из-за нарушения зрительного пути, то человек не будет «видеть» объекты и события, которые мы обычно связываем со зрением.

Рисунок 2 . Зеленые и фиолетовые линии представляют собой основной зрительный путь, который производит наше сознательное зрительное восприятие. Красные линии примерно представляют вторичные пути, которые производят визуальную информацию с уменьшенным сознательным опытом или вообще без него. (Эти вторичные пути точно не показаны).

Слеповидение возникает из-за того, что зрительная система имеет первичный путь (от сетчатки к таламусу и первичной зрительной коре), но также имеет и вторичные пути (от сетчатки к таламусу и другим областям мозга). Эти «другие области мозга» включают части лобной доли, которые управляют движениями глаз, части среднего мозга, которые помогают направлять зрительное внимание, и части затылочной доли, которые обрабатывают особенности зрительного восприятия, включая форму, движение и цвет. [2]

Существование областей визуальной обработки отдельных особенностей зрения и тот факт, что эти области получают некоторую непосредственную визуальную информацию (т. е. ввод, который не поступает сначала в первичную зрительную кору), означает, что человек может точно реагировать на вопросы о цвете, движении или форме без сознательного «видения» объектов, которые имеют цвет, форму или движутся.

Examing Blindsight

Вы можете увидеть Грэма Янга во время его тестирования в лаборатории в этом видео, которое показывает его вместе с психологом Ларри Вейцкранцем. Видеоклип (посмотрите только первые 3 минуты) из программы, которую ведет невролог В. С. Рамачандран, продолжает объяснять теорию о том, почему возникает слепота.

Вы можете просмотреть стенограмму «Часть 3 — Фантомы в мозгу (Эпизод 1)» здесь (откроется в новом окне).

Важно помнить, что у ВАС есть такие же «бессознательные» пути в вашей зрительной системе. Это означает, что ваше сознательное восприятие визуального мира может не включать всю визуальную информацию, которую вы обрабатываете. Другими словами, вы можете «знать» больше, чем «видеть».

Слепое зрение — не единственное состояние, которое включает бессознательную или низкосознательную обработку. Другие неврологические синдромы с бессознательным элементом включают амнезию, игнорирование полупространства, дислексию, афазию и различные агнозии. [3]

Создание слепого зрения в лаборатории

Было бы здорово, если бы мы могли воспроизвести слепое зрение в лаборатории, чтобы лучше понять визуальную обработку и сознательный опыт? Может быть, со студентами-добровольцами в качестве наших испытуемых? Сумасшедшая идея?

Рисунок 3 . Возможно, ничего не подозревающий студент вызвался на транскраниальную магнитную стимуляцию.

Оказывается, это уже сделали исследователи. Используя точно направленные магнитные импульсы, исследователи могут временно нарушить определенные области первичной зрительной коры — области, ответственной за сознательное зрение — без травм. Эта «слепота» длится всего доли секунды, после чего зрение возвращается к норме. Хотели бы вы стать участником?

Давайте посмотрим, как это работает.

ТМС: транскраниальная магнитная стимуляция

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — это процедура, используемая для стимуляции нейронов головного мозга. Устройство, называемое «волшебной палочкой», содержит электрическую катушку, которая генерирует магнитное поле, которое, в свою очередь, создает небольшой электрический ток в мозгу. [4] Электрический ток побуждает нейроны (клетки головного мозга) производить нервные сигналы, называемые потенциалами действия. Когда потенциалы действия производятся в нормальных мозговых процессах, они позволяют нейронам общаться друг с другом. Однако когда потенциалы действия индуцируются внешней силой — в данном случае палочкой ТМС — они бессмысленны и временно мешают коммуникации между нейронами. Если производится только один импульс электромагнитной энергии, то разрушение нейронов в целевой области длится всего доли секунды. Множественные импульсы, называемые повторяющимися ТМС (рТМС), могут производить более длительные эффекты. Фактически, сейчас терапевты используют рТМС для лечения депрессии и невропатической боли.

Импульс ТМС можно очень точно направить на небольшую область мозга. Когда целью является первичная зрительная кора в затылочной доле, импульс ТМС может быть сфокусирован, чтобы помешать нейронной связи в крошечной области поля зрения — настолько маленьком и происходящем в течение такого короткого времени, что вы даже не заметите. . Какой бы короткой ни была продолжительность или крошечная пораженная область, человек, получающий импульс ТМС, временно ослеп в небольшой части поля зрения.

Лабораторные исследования бессознательной визуальной обработки

Доктор Тони Ро — профессор психологии Городского университета Нью-Йорка. Он начал изучать связь между сознанием и работой мозга более 20 лет назад и был одним из первых исследователей, применивших технологию ТМС для изучения зрительного восприятия.

В ходе одного исследования доктор Ро и аспиранты Дженнифер Бойер и Стефани Харрисон использовали технологию ТМС, чтобы выяснить, могут ли нормальные люди обрабатывать особенности визуальных стимулов, не осознавая эти стимулы. Другими словами, они хотели знать, смогут ли они создать временное слепое зрение у нормальных субъектов в лаборатории.

Помните, что слепое зрение предполагает бессознательное осознание «особенностей» объектов и событий, таких как форма объекта или направление его движения. Это исследование было сосредоточено на двух визуальных характеристиках: ориентации и цвете. Мы с вами видим ориентацию (горизонтальную или вертикальную) или цвет (красный или зеленый) как часть восприятия какого-либо объекта. Линия горизонтальна. Коробка красная. Для человека со слепым зрением «горизонтальное» воспринимается без какой-либо связанной с ним формы. «Красное» переживается без осознания того, что является красным. Это состояние слепого зрения, которое доктор Ро и его коллеги хотели воспроизвести в лаборатории с помощью добровольцев.

Давайте пройдемся по эксперименту, чтобы понять, как он был задуман и проведен.

Эксперимент 1: бессознательное определение ориентации

НАСТРОЙКА : Палочка ТМС была точно отрегулирована таким образом, чтобы импульс ТМС был направлен на заднюю часть мозга (первичная зрительная кора в затылочных долях), воздействуя на очень небольшую область поля зрения. Например, представьте серое поле внизу как экран компьютера. Плюсик посередине — это точка фиксации. Вы (участник исследования) фиксируете взгляд на этом плюсе и удерживаете его на нем во время каждой попытки. Импульс ТМС настраивается на ваш индивидуальный мозг, так что область, показанная синим кругом (используется здесь только для пояснения), на мгновение «слепнет», когда импульс активен. Это кропотливый процесс, который включает в себя точную калибровку зонда на основе отзывов участников о том, что он или она может видеть, когда на экране отображаются различные цели.

Рисунок 4 . Исследователи настраивали палочку ТМС до тех пор, пока круг временно не исчезал из поля зрения человека.

ТЕСТИРОВАНИЕ : В одном из экспериментов доктора Ро участники должны были угадать ориентацию линии, иногда когда они были временно ослеплены (в крошечной области зрительной коры) импульсом ТМС. Исследование состояло из серии испытаний. В каждом испытании на экране компьютера перед участником на долю секунды вспыхивала горизонтальная или вертикальная линия. В некоторых из этих испытаний импульс ТМС разрушал нейроны в зрительной коре. В других испытаниях пульс ТМС отсутствовал. Пробы без пульса служили своего рода контрольным состоянием.

Нажмите на слайд-шоу ниже, чтобы увидеть шаги в состоянии вертикальной линии. Вы можете использовать стрелки внизу для навигации по слайдам.

РЕЗУЛЬТАТЫ : Случайно, если вам придется выбирать между двумя равновероятными вариантами (горизонтальный или вертикальный), вы будете правы примерно в 50% случаев. В испытаниях, когда испытуемые сообщали, что они вообще ничего не «видят», они правильно угадывали ориентацию линии в 75% случаев, что значительно лучше случайного. Также была сильная положительная корреляция (r = +0,93) между точностью и уверенностью: чем больше испытуемый был уверен в своей догадке, тем больше вероятность того, что догадка была верной. Имейте в виду, что во всех этих случаях испытуемые начинали с того, что ничего не видели. Это было около 60% испытаний. В остальных 40% испытаний испытуемые сообщали, что видели что-то, даже если это было небольшое размытие, и эти испытания не учитывались. Неудивительно, что точность была почти идеальной, когда испытуемые осознавали, что видят полосу и ее ориентацию.

Варианты эксперимента

В той же статье сообщалось о втором исследовании с использованием цвета круга, а не ориентации столбца. В остальном процедуры были такими же, как и в первом эксперименте, а результаты соответствовали результатам эксперимента по ориентации стержня.

Тестирование слепого зрения с помощью TMS

Вот видео об аналогичном эксперименте, проведенном доктором Ро и его коллегами. Эксперимент в видео включает в себя обнаружение еще одной особенности объектов: их формы. Основные процедуры и результаты аналогичны тем, которые вы только что прочитали.

Вы можете просмотреть стенограмму выступления «Видение за пределами зрительной коры — научная нация» здесь (откроется в новом окне).

Выводы исследования

Экспериментаторам удалось получить опыт слепоты с помощью аппарата ТМС, а также получить доказательства бессознательной обработки особенностей зрительного опыта у нормальных (студентов колледжа) добровольцев. Эти результаты, объединенные с опытом людей с неврологическими нарушениями, подтверждают теорию о том, что часть нашего визуального восприятия мира происходит вне нашего сознания. Студенты колледжа показали, что эта бессознательная обработка не является результатом повреждения мозга, а скорее является частью нашего нормального восприятия мира.

Несколько заключительных слов

Этот модуль посвящен сознанию. Принято считать, что все, что мы знаем об окружающем нас мире, о наших собственных мыслях и внутренних переживаниях, должно пройти через дверной проем нашего сознательного разума. Свидетельства слепого зрения — лишь одно из нескольких направлений исследований, показывающих, что мы обрабатываем больше информации, чем осознаем. Изучение того, насколько эта бессознательная информация может влиять на наши мысли и действия, наши предпочтения и убеждения, является важной задачей для подрастающего поколения ученых.

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Психология в реальной жизни: взгляд вслепую. Автор : Патрик Кэрролл для Lumen Learning. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Изображение зрительных путей. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Human_visual_pathway.svg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Студент колледжа в парке. Автор : CollegeDegrees360. Расположен по адресу : https://www. flickr.com/photos/83633410@N07/7658074952. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • TN Слепое зрение. Автор : CANlabTilburg. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=ACkxe_5Ubq8. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • TMS-образ. Авторы : Лоузи Д.М., Стокко А., Абернети Дж.А. и Рао РПН. Расположен по адресу : https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/frobt.2016.00072/full. Проект : Навигация по виртуальному 2D-миру с использованием прямой стимуляции мозга.
  • Изображение, нейро-мс. Автор : Бабуров. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Neuro-ms.png. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Все права защищены. Содержание

  • Видение за пределами зрительной коры — Нация науки. Автор: : Национальный научный фонд. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=_Y4KsUqmuUw. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Эксперимент слепого зрения – 1989. Автор : Конрад Вайскранц. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?time_continue=50&v=wDt_Txi7pC0. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

  1. Источник: http://marketingland.com/wp-content/ml-loads/2014/09/iceberg-ss-1920.jpg ↵
  2. Недавний литературный обзор доказательств существования путей к мозгу. кора головного мозга: Раббо, Ф.А., Кох, Г., Лефевр, К., и Сейзер, Р. (2015). Прямые геникуло-экстрастриарные пути: обзор литературы. Хирургическая и рентгенологическая анатомия, 37(8), 891-899.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *