Психофизиология ощущений: Тема 2. Психофизиология ощущений и восприятия

Содержание

Тема 2. Психофизиология ощущений и восприятия

Информационный поток нервных импульсов, идущий от рецепторных полей сенсорных систем, достигая проекционных полей коры больших полушарий, вызывает ощущение. Ощущения являются простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Ощущения представляют собой отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторные поля сенсорных систем. Они — начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, вкус, запах окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познать окружающий его мир. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный или зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения — что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, шум проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Виды ощущений

Ощущения мы получаем при помощи сенсорных систем. Каждая система дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (т. е. различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений слуховая сенсорная система выделяет четыре качества: силу звука (громкий — тихий), высоту (высокий — низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения, например, получает человек при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют у человека важной роли и развиты очень слабо. Они, однако, достигают весьма высокого развития у многих глухих, которым частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Наша способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем, растворяются в слизи носа и раздражают чувствительные клетки, т.

 е. рецепторы. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно небольшую роль. Но слепо-глухие люди пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением и слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Родных людей по запаху узнают новорожденные дети.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и нёба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. В их пределах возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям своеобразие.

Кожные ощущения — тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение прикосновения, холода, тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой: кожа поясницы, живота и груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, хотя характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, тепло как расслабляющее. Высокие показатели температуры как в сторону холода, так и в сторону тепла вызывают отрицательные эмоциональные переживания.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без них мы ничего бы не знали о самих себе.

Двигательные ощущения — это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, или кинестезических, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Проприорецепторы мышц, сухожилий, суставных сумок и связочного аппарата дают нам представление о «схеме» нашего тела, что дает возможность постоянно контролировать его положение, позу, взаиморасположение движущихся частей тела .

Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, то нарушится работа его желудка и он сразу это почувствует: появится боль в животе, усиленная перистальтика.

Осязательные ощущения — это сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Органом осязания является рука. Например, слепоглухая О. Скороходова так пишет в стихотворении «К бюсту А. М. Горького»:

Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает…

Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из основных источников получения информации об окружающих его предметах.

Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. При изменении положения нашего тела происходит колебание особой жидкости (эндолимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь).

При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она приносит человеку не радость, а серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные в поверхностных слоях кожи и во внутренних органах и мышцах. Особый интерес представляют болевые рецепторы в виде «обнаженных» нервных окончаний, связанных с мельчайшими сосудами кожи. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают болевое ощущение.

Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Абсолютный порог ощущения может существенно меняться в зависимости от мотивации и внимания. Серьезный мотив, увеличивая произвольное внимание и сосредоточенность животного или человека, может привести к обнаружению очень слабых раздражителей.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств или их способность реагировать на минимальные воздействия. Чем ниже величина порога ощущения, тем выше абсолютная чувствительность к данным раздражениям.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у людей различна. В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того чтобы у последнего возникло слуховое ощущение, необходимо увеличить силу данного раздражителя (например, приближая тикающие часы).

Таким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека. Чувствительность у детей развивается, к юношескому возрасту пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное влияние на изменение порогов оказывает деятельность, в процессе которой человек опирается на данные виды чувствительности.

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.

Порог различения имеет постоянную для определенного вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 Вт, то прибавка должна составлять не менее 10 Вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7—8 таких же певцов, то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.

Огромное число раздражителей носят подпороговый характер и не дают нам ощущений, однако, это не означает, что они проходят бесследно. Подпороговые раздражители могут суммироваться, могут вызывать местные обменные и вегетативные (например сосудистые) реакции.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Таким образом, восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Как вы уже догадались, восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Факторы восприятия:

Внешние

  • Размер

  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)

  • Контрастность (противоречие с окружением)

  • Движение

  • Повторяемость

  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

  • Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.

  • Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

  • Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом.

  • Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.

  • Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.

Три механизма селективности восприятия:

  • Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.

  • Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.

  • Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.

  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.

  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.

Принципы группировки:

  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.

  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.

  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.

  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.

  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.

  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Результат восприятия

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении. Распознание образа – сложный процесс. В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие — завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

(Маклаков А. Общая психология)

В общем случае, процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка,. небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

На основе восприятия и памяти формируются более сложные мыслительные процессы, такие как представление, интуиция, абстрактное мышление.

Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

 

Интуиция – высшая форма чувственного познания, являясь инстинктивной формой мышления, не просто отражает непосредственные ощущения подобно восприятию, но и, опираясь на опыт, ассоциативные и индуктивные связи, преобразует их в новое, непосредственно не следующее из ощущений, знание. Служа переходным звеном к абстрактному мышлению, она, по сути, является непосредственным мышлением, оперирующим чувственными образами.

Поскольку все формы чувственного познания непосредственно связаны с ощущениями, то дают лишь фрагментарное, полностью субъективное и, от того, зачастую, искаженное отражение действительности (так, человек может чувствовать голод, не испытывая реальной потребности в еде или испытывать страх, не имея на то внешних причин). Более объективное абстрактное мышление призвано внести порядок в хаос ощущений и исключить субъективные искажения.

 

Абстрактное мышление позволяет целостно отражать действительность путем анализа продуктов иных форм познания, получая знание не подлежащие чувственному восприятию, а так же, опираясь на воображение, активно его преобразовывать. Его отличительная черта – абстракция – процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей, в результате которого, выделенные свойства представляются обособленно не только от других свойств, но и от их носителей. Это позволяет глубже проникать в их природу и находить сходства там, где чувственное познание обнаруживает лишь различие или различия, где чувственное познание обнаруживает лишь сходство.

По этому, мыслить – значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь во внутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь, не ограничиваясь ощущениями и образами. И если кто-то способен различать лишь внешнюю форму, то это означает, что он не способен здраво мыслить.

Благодаря абстракции мышления формируется понятие, отражающее существенные признаки ряда предметов и, чем оно шире, тем меньше в нем заключено конкретной информации; детализированность, в свою очередь, сужает объем понятий вплоть до единичных фактов.

С учетом того что, слишком большое количество информации осложняет ее обработку и хранение, для правильного мышления необходимо уметь произвольно менять объем понятий, иначе знание окажется лишь бессмысленным набором бесчисленного количества разрозненных фактов и не находящих практического применения абстракций.

Понятие, по своей природе тождественно определению и, так же, как определение, раскрывает смысл термина, указывая на предмет, явление, свойство или действие, которое он означает. Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятия. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются.  

Психофизиология ощущения. Сенсорные процессы — презентация онлайн

Похожие презентации:

Эндокринная система

Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей

Хронический панкреатит

Топографическая анатомия верхних конечностей

Анатомия и физиология сердца

Мышцы головы и шеи

Эхинококкоз человека

Черепно-мозговые нервы

Анатомия и физиология печени

Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности

1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ. СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Выполнила: Абкелямова Милена Репатовна,
гр. СПП -18

2. План

• 1. Ощущение, сенсорные процессы: общая
характеристика
• 2. Структуры мозга
• 3. Нейрофизиологические механизмы
• 4. Методы изучения ощущений, сенсорных
процессов.

3. ОЩУЩЕНИЕ — процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма,

возникающий при непосредственном воздействии
их на рецепторы (органы чувств).
Функции
Сигнальная
Отражательная
(образная)
Регулятивная

4. Классификация

• По анатомическому расположению
рецепторов :
По модальности:
— зрительные
— слуховые
— осязательные
— обонятельные
— вкусовые.

6. Свойства и закономерности

1. Абсолютная чувствительность
2. Нижний и верхний порог абсолютной
чувствительности пороги чувствительности
3. Относительная чувствительность
4. Порог относительной чувствительности.
закон Вебера – Фехнера:

7. Изменение чувствительности

• две формы изменения чувствительности:
1) адаптация
2) сенсибилизация.
Взаимодействие ощущений
• Синестезия

8. Сенсорные процессы.

9. Зрительная система

11. Структура сетчатки

Схема строения сетчатки
глаза:
1 – палочки; 2– колбочки; 3–
горизонтальная клетка; 4–
биполярные клетки;
5 – амакриновые клетки; 6 –
ганглиозные клетки; 7 –
волокно зрительного нерва

12.

Слуховая система

14. Соматосенсорная система


Кожная рецепция
Температурная рецепция
Ноцицептивная
Мышечная и суставная рецепция

15. Обонятельная система

16. Вкусовая система

17. Висцеральная система

• Анализатор интероцептивный участвует в
поддержании постоянства внутренней
среды — ГОМЕОСТАЗА

18. СТРУКТУРЫ МОЗГА

1) В зрительной сенсорной системе:
— ЛКТ
— Верхние бугры четверохолмия
— Зрительная кора головного мозга
2) В слуховой системе:
— Медиальное коленчатое тело
— Слуховая кора головного мозга
3) В вестибулярной системе:
— Передние ядра таламуса
— Моторная кора
В соматосенсорной системе:
— Продолговатый мозг
— Вентробазальный ядерный комплекс таламуса
— Соматосенсорная кора
5) В обонятельной системе:
— Гипоталамус
— Миндалина
— Парагиппокампальная извилина коры больших полушарий
Во вкусовой системе:
— Ядра языкоглоточного нерва, залегающие в
задних отделах продолговатого мозга.
— Ядро одиночного пучка ствола мозга
— Таламус
— Височная доля коры ГМ
В висцеральной системе:
— Гипоталамус
— Соматосенсорная кора

25. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ


Принцип «меченой линии»
Коды как средства передачи информации
Детекторная концепция.
Концепция частотной фильтрации

26. Методы изучения


ЭЭГ
Вызванные потенциалы
Компьютерная томография,
Прямое раздражение коры мозга
Анализ нарушений при очаговых поражениях мозга.
Исследование проводится:
• 1) клиническими методами;
• 2) экспериментально-психологическими методами.
Список литературы
1. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под
общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс,
1998.
3. Основы психофизиологии / Под ред.
Ю.И.Александрова. М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Марютина Т. М., Ермолаева О.Ю. Введение в
психофизиологию. Изд-во Москва. Флинта. 2001г.
4. Ведехина С.А. Клиническая психология: конспект
лекций. М.: Эксмо,2008.

English     Русский Правила

Психофизиология | Психофизиологическая запись | Оксфорд Академик

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Stern, Robert M. , William J. Ray, and Karen S. Quigley,

‘Psychophysiology’

,

Psychophysiological Recording

, 2nd edn

(

New York,

2000

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113594.003.0001,

, по состоянию на 17 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Психофизиология — относительно новая дисциплина. В середине 1950-х гг. группа физиологических психологов стала называть себя психофизиологи. Однако предметом психофизиологии — взаимодействие разума и тела — было веками изучались людьми, получившими образование философов, физиков, врачей, физиологов и, совсем недавно, психологов. Джон Стерн (1964) определял работу психофизиолога как «всякое исследование в котором зависимая переменная (реакция испытуемого) является физиологическая мера и независимая переменная (фактор манипулируется экспериментатором) поведенческий». Стерна определение психофизиологии не является неверным, но с прохождением время стало слишком ограниченным. Тип исследования, который он определял изучали физиологические изменения, сопровождающие определенные психологические или поведенческие манипуляции. Более свежие эксперименты проводимые психофизиологами, показывают, что в равной степени манипулировать физиологическими переменными и исследовать поведенческие изменения. Этот В главе обсуждается история психофизиологии Луиджи Гальвани. исследование электрических свойств кожи, теория о том, как электричество могло улучшить здоровье людей, а ранние инструменты использовались для фиксируют психофизиологические изменения.

Ключевые слова: Джон Стерн, психофизиология, Луиджи Гальвани, исследования, разум, тело, кожа, электричество, инструменты, изменения поведения

Предмет

Психология здоровья

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Психофизиология | Австралазийское общество психофизиологии

Профессиональные общества

  • Ассоциация прикладной психофизиологии и биологической обратной связи
  • Австралазийское общество психофизиологии
  • Британская ассоциация когнитивной неврологии
  • Международная организация психофизиологии
    (член ASP)
  • Общество психофизиологических исследований

Преподавание и обучение

Общество психофизиологических исследований предоставляет фантастический список ресурсов для преподавания и обучения в этой области, в том числе:

  • Лекционные материалы и программы
  • Видео лекций по психофизиологии Джона Аллена
  • «Руководящие принципы» по психофизиологии

Журналы

Просмотрите наш полный список журналов по психофизиологии и связанным с ними вопросам.

Журналы

Психофизиология. Этот престижный международный журнал играет ключевую роль в развитии психофизиологической науки и нейробиологии человека, освещая исследования взаимосвязи между физиологическим и психологическим.

Биологическая психология публикует оригинальные научные статьи о биологических аспектах психологических состояний и процессов.

International Journal of Psychophysiology — официальный журнал Международной организации психофизиологии, который представляет собой уважаемый форум для публикации высококачественных оригинальных материалов по всем аспектам психофизиологии.

Journal of Psychophysiology — международное периодическое издание, в котором представлены оригинальные исследования во всех областях, использующих психофизиологические методы, или которые имеют отношение к их интерпретации

Acta Psychologica публикует оригинальные статьи и расширенные обзоры книг в любой области экспериментальной психологии. Основное внимание в журнале уделяется эмпирическим исследованиям и оценочным обзорным статьям, которые расширяют теоретическое понимание человеческих возможностей.

Cognition — международный журнал, в котором публикуются теоретические и экспериментальные статьи по изучению разума. Вклады включают исследовательские работы в области психологии, лингвистики, компьютерных наук, неврологии, математики, этологии и философии

Cognitive Brain Research публикует оригинальные экспериментальные исследования нейронных механизмов, лежащих в основе высших психических функций, включая внимание, обучение и память, язык, суждение, рассуждение, эмоции и перцептивные и моторные процессы более высокого порядка.

Neuropsychologia посвящена продвижению изучения и понимания поведения и познания человека и животных с точки зрения неврологии, а также интеграции экспериментальных, клинических и теоретических вкладов с этой целью.

Trends in Cognitive Sciences Объединяя исследования в области психологии, искусственного интеллекта, лингвистики, философии, информатики, антропологии, физиологии и нейронауки, Trends in Cognitive Sciences обеспечивает платформу для взаимодействия этих дисциплин и развития когнитивных исследований как независимой области. учебы.

Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience публикует обзоры и основные исследовательские статьи, касающиеся поведения и мозговых процессов у людей, как обычных участников, так и пациентов с черепно-мозговой травмой.

Journal of Cognitive Neuroscience предоставляет единый форум для исследований биологических основ психических явлений. Документы устраняют разрыв между описаниями обработки информации и спецификациями мозговой деятельности.

Journal of Experimental Psychology: Applied публикует оригинальные эмпирические исследования в области экспериментальной психологии, которые связывают практически ориентированные проблемы и психологическую теорию.

 Психофармакология – это международный журнал, освещающий общую область выяснения механизмов, с помощью которых наркотики влияют на поведение. Тематика журнала простирается от клинической психофармакологии (включая испытания) до экспериментальных исследований воздействия лекарств на когнитивные функции и поведение человека и лабораторных исследований на экспериментальных животных.

Публикации

Annual Review of Neuroscience Annual Reviews являются одними из самых цитируемых в научной литературе.

Behavioral Neuroscience публикует оригинальные исследовательские работы в широкой области биологических основ поведения.

Клиническая нейрофизиология — официальный журнал Международной федерации клинической нейрофизиологии. Он посвящен развитию исследований и распространению информации по всем аспектам клинической нейрофизиологии, как нормальным, так и ненормальным.

Experimental Brain Research публикует оригинальные материалы по многим аспектам экспериментальных исследований центральной и периферической нервной системы в областях молекулярной, физиологии, поведения, нейрохимии, нейробиологии развития, клеточной и молекулярной нейробиологии и экспериментальной патологии, имеющих отношение к общим проблемам церебральной функции.

Журнал нейрофизиологии публикует оригинальные статьи о функциях нервной системы. Включены все уровни функции, от мембраны и клетки до систем и поведения.

Journal of Neuroscience — официальный журнал Общества нейробиологов. Журнал публикует статьи по широкому кругу тем, представляющих общий интерес для тех, кто работает с нервной системой.

НейроИзображение. Журнал функций мозга предоставляет средство для обмена наиболее важными и лучшими статьями с использованием стратегий визуализации и картирования для изучения структуры мозга, функций и взаимосвязей между ними, от всего мозга до уровня тканей.

Неврологические письма. Международный междисциплинарный журнал, посвященный быстрой публикации фундаментальных исследований в области неврологии

Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews сосредоточены на механизмах работы мозга и на том, как они определяют поведенческие функции у людей и животных.

Brain Research Reviews публикует полные обзорные статьи, краткие тематические (мини-) обзоры, а иногда и длинные исследовательские статьи с подробными обзорными компонентами.

European Journal of Neuroscience — междисциплинарный журнал широкого профиля, в котором публикуются экспериментальные и теоретические исследования нервных клеток и нервной системы, включая ряд подходов, от молекулярного до поведенческого и когнитивного.

International Journal of Neuroscience публикует статьи, обзоры, письма в редакцию, комментарии и заметки, касающиеся проблем нервной ткани, нервной системы и поведения.

Журнал клинической нейрофизиологии содержит оригинальные исследовательские статьи, которые охватывают ключевые вопросы электроэнцефалографии и вызванных потенциалов, клинической неврологии, нейрохирургии, психиатрии и экспериментальных исследований центральной нервной системы.

Nature Neuroscience — междисциплинарный журнал, в котором публикуются статьи высочайшего качества и значимости во всех областях нейробиологии.

Нейроотчет  с его исключительно быстрыми сроками публикации постоянно соответствует последним достижениям в исследованиях в области нейробиологии. Этот престижный журнал освещает все аспекты неврологии.

Trends in Neurosciences является ведущим современным информационным журналом в области фундаментальных нейронаук, публикующим краткие и удобочитаемые статьи в формате ежемесячного журнала

.

Биологическая психиатрия. Этот международный журнал с быстрыми публикациями, спонсируемый Обществом биологической психиатрии, охватывает весь спектр психиатрической неврологии

.

Psychiatry Research обеспечивает очень быструю публикацию кратких, но полных отчетов об исследованиях в области психиатрии. Тематика журнала охватывает: (1) биохимические, физиологические, генетические, психологические и социальные детерминанты человеческого поведения; (2) оценка человеческого поведения и субъективного состояния; (3) оценка соматического и несоматического психиатрического лечения.

Мозг предоставляет исследователям и клиницистам лучший оригинальный вклад в неврологию

Psychiatry Research: Neuroimaging публикует рукописи по позитронно-эмиссионной томографии, магнитно-резонансной томографии, компьютерной электроэнцефалографической топографии, регионарному мозговому кровотоку, компьютерной томографии, магнитоэнцефалографии, авторадиографии, посмертному региональному анализу и другим методам визуализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *