Психолингвистика в педагогике: Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики

Содержание

Психолингвистические аспекты оптимизации профориентационной деятельности аграрного вуза

           

2020 №5 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/58pdmn520.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 371.5 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Миронов А.Г., Литке С.Г., Царапкина Ю.М., Анисимова А.В. Психолингвистические аспекты оптимизации профориентационной деятельности аграрного вуза // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020 №5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN520.pdf


Миронов Алексей Геннадьевич
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», Красноярск, Россия
Доцент кафедры «Психологии, педагогики и экологии человека»
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid. org/0000-0003-4076-493X
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=236213

Литке Светлана Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия
Доцент кафедры «Подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик»
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0382-9856
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=368869

Царапкина Юлия Михайловна
ФГБОУ ВО «Российский аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия
Доцент кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования»
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3807-4211
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=707224

Анисимова Алёна Вячеславовна
ГБПОУ МО «Волоколамский аграрный техникум «Холомогорка», Волоколамск, Россия

Преподаватель кафедры «Социально-экономических дисциплин»
E-mail: av_anisimova@bk. ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0567-0842
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1056202
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAK-1953-2020

Аннотация. Исследование посвящено актуальному в настоящее время вопросу организации профориентационной деятельности. Современные абитуриенты получают большую часть информации о рынке популярных и востребованных профессий из цифровых источников. Интерес к сельскохозяйственным специальностям в среде абитуриентов значительно ниже в сравнении с другими направлениями подготовки. Целью работы авторов является изучение эффективности применения научно-практических методов психолингвистики в рамках профориентационной деятельности образовательной организации. Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках конкурса по организации проведения мероприятий по профессиональной ориентации молодежи. Проект «Мой выбор – сельское хозяйство 2020».

В Исследовании авторами представлен анализ научных работ зарубежных и отечественных ученых по вопросу применения контекстуальных синонимов, одного из методов психолингвистики в профориентационной деятельности. Выявленные особенности восприятия информации поколением Z (зет, зумеры) и А (альфа), основной целевой аудитории в среде абитуриентов позволили авторам сформулировать контекстуальные синонимы для последующего их использования в информационных сообщениях в процессе профориентационной деятельности. Результаты экспериментальной работа по оценке эффективности использования контекстуальных синонимов свидетельствуют о том, что применение данного психолингвистического метода положительно влияет на активность абитуриентов, увеличивает количество информационных запросов на сайт организации и количество звонков по вопросам подачи документов. Разработанные авторами материалы могут быть использованы аграрными образовательными организациями для увеличения количества заинтересованных абитуриентов.
Применение данных методов в профориентационной деятельности представляется перспективным в контексте формирования интереса к сельскохозяйственной отрасли в целом.

Ключевые слова: контекстуальный синоним; поколение Z и А; профориентационная деятельность; психолингвистика; сельское хозяйство; цифровая среда; цифровизация

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.

Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Читать книгу «Практикум по психолингвистике» онлайн полностью📖 — Вадима Петровича Глухова — MyBook.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Рецензенты:

С. Н. Шаховская, профессор, МПГУ

Т. А. Басилова, профессор, МГППУ

Автор:

Вадим Петрович Глухов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, автор более 100 научных и научно-методических трудов (включая учебники и учебные пособия) по психолингвистике, коррекционной педагогике и логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной монологической речи детей с системным речевым недоразвитием

Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув на стыке двух древнейших отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число ведущих речеведческих и языковедческих наук. Как убедительно показал в своих исследованиях один из основателей отечественной школы психолингвистики А. А. Леонтьев, возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека.

Оформившаяся как самостоятельная область научного знания в начале 50-х гг. прошлого столетия психолингвистика уже с первых лет своего существования опиралась на современные достижения психологической науки и науки о языке – лингвистике. И уже в первое десятилетие ее существования учеными нового направления – психолингвистами были разработаны новые методологические подходы к изучению явлений языка и речи (Ч. Осгуд, Н. Хомский и Дж. Миллер, Т. Слама-Казаку, Б. Скиннер и др.).

Хотя признание психолингвистики как серьезной науки в отечественной научной среде состоялось только в начале 60-х гг. XX столетия, отечественная психолингвистическая школа развивалась достаточно интенсивно и вскоре выдвинулась на ведущие позиции. Достижения отечественной психолингвистики получили признание во всем мире. Это произошло во многом благодаря тому, что отечественная психолингвистика черпала истоки для своего развития в огромном научном потенциале отечественной психологической и лингвистической школы, делегировавшей в эту науку лучших своих представителей (А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, Е. Ф. Тарасов, 3. М. Фрумкина, А. К. Маркова и др.). В рамках сложившихся в отечественной психолингвистике самостоятельных научных школ (Московская психолингвистическая школа, возглавляемая А. А. Леонтьевым, школа В. А. Артемова – Н. И. Жинкина – И. А. Зимней, Санкт-Петербургская школа – Л. В. Сахарный, Т. Н. Ушакова и др.) была воспитана и подготовлена целая плеяда талантливых ученых (В. П. Белянин, И. Н. Горелов, Т. М. Дридзе, А. А. Залевская, И. С. Торопцев, А. М. Шахнарович и др.).

Накопленный психолингвистикой за полувековой период ее существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речи). Особое значение эти знания имеют для коррекционного педагога (в первую очередь – логопеда), главной целью профессиональной деятельности которого является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Знание психолингвистических закономерностей осуществления речевой деятельности, ее формирования в ходе онтогенеза составляют, по нашему мнению, основу «базовой» теоретической и методической подготовки логопеда. На необходимость активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и практику логопедической работы, важность усвоения этих знаний студентами-дефектологами неоднократно указывали в своих трудах ведущие теоретики и методисты отечественной логопедии – Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Б. М. Гриншпун, Р. И. Лалаева, О. С. Орлова, С. Н. Шаховская и др.

Одним из основных предметов исследования психолингвистики является речевая деятельность. Отечественная психолингвистика, как указывает один из ее создателей – А. А. Леонтьев, на протяжении почти четверти века после своего возникновения развивалась в первую очередь как теория речевой деятельности. Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов.

Хочется особо подчеркнуть, что методологический арсенал психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.

Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основными из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях «речевого» дизонтогенеза (нарушения процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику экспериментального психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности как языковой деятельности, оперирующей знаками языка. Важно отметить, что психолингвистика помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это, в свою очередь, способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики.

В современной психолингвистике можно выделить две основные области психолингвистических исследований. Одна из них ориентирована на моделирование речевой деятельности и речевого общения, вторая – прежде всего на моделирование языковой способности и вторично – на речевую деятельность. В рамках второй области в психолингвистике в свою очередь выделяются два направления теоретических и экспериментальных исследований: психосемантика (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.) и исследование внутреннего лексикона человека как субъекта речевой деятельности (А. М. Шахнарович, А. А. Залевская и др.). Первый подход связан с исследованием различных аспектов коммуникативной деятельности человека, второй – опирается на изучение когнитивной (познавательной) деятельности.

Большое место в психолингвистических исследованиях занимает проблема семантики слова. Психосемантика как особая область психолингвистики изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной знаками языка.

Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. За прошедшие три-четыре десятилетия в психолингвистике и нейролингвистике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования процессов речепорождения и речевосприятия, отражающий основные закономерности процесса реализации речевой деятельности. Этот материал имеет важное значение для коррекционных педагогов, занимающихся формированием (или восстановлением) речи у детей и взрослых. Двумя основными направлениями «речевой» работы являются формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма) и им-прессивной речи (процессы речевосприятия). Основным предметным содержанием первого направления является формирование произвольных навыков составления (продуцирования) речевых высказываний; содержанием второго направления – формирование способности к адекватному восприятию и анализу воспринимаемых на слух речевых высказываний. Исследование закономерностей и особенностей протекания этих речемыслительных процессов и основных вариантов их нарушения в случаях патологии познавательной деятельности также предмет исследования психолингвистики.

Таким образом, психолингвистика, используя методологию теоретического и экспериментального анализа, исследует те стороны интеллектуальной психической деятельности человека, которые в первую очередь интересуют коррекционного педагога и которые являются объектом его специально-педагогического воздействия.

Настоящее пособие – практикум по психолингвистике – адресовано коррекционным педагогам – студентам факультетов специальной педагогики и психологии, а также специалистам-практикам, задачей профессиональной деятельности которых является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза.

Учебное пособие представляет собой практикум к учебному курсу «Психолингвистика» и является дополнением к ранее вышедшим в свет нашим учебникам и пособиям – «Основы психолингвистики» (2005, 2008), «Психолингвистика. Теория речевой деятельности» (совместно с В. А. Ковшиковым, 2007), «Психолингвистика» (2014, 2016), в которых представлены основные положения современной (в первую очередь, отечественной) теоретической психолингвистики[1].

Пособие предназначено для знакомства студентов с методологией – принципами организации, содержанием и методами психолингвистического эксперимента. Учебная работа предполагает практическое овладение студентами методикой и технологиями психолингвистического исследования различных сторон языка и речи, направленного на определение уровня их сформированности, выявление и диагностику отклонений в формировании речевой деятельности, специфических затруднений в овладении языком как основным средством осуществления речемыслительных процессов. Практикум в самостоятельном исследовании процессов формирования и функционирования речевой деятельности, процесса овладения языком у детей и взрослых, на наш взгляд, будет всемерно способствовать лучшему усвоению базовых психолингвистических знаний, необходимых каждому коррекционному педагогу.

Психолингвистика в преподавании языка: Текущее видение

Журнал педагогической социологии и психологии, 2019 — Том 1 Выпуск 1, стр. 6-11

Тип статьи: Обзор

Опубликовано онлайн: 23 апреля 2019

Просмотров: 4976 | Скачиваний: 3585

В результате головокружительного прогресса наук и развития информационных технологий за последние три десятилетия сформировалась мультидисциплинарная тенденция, позволившая интегрировать исследовательские проекты, ранее далекие от фундаментальности и методологии. Такой подход позволил различным дисциплинам создать возможные методологические мосты между собой, что облегчило понимание различных явлений.

Что касается прикладной лингвистики, то преподавание языков не избежало этих изменений, которые привели к прогрессивной смене парадигм, которые установили ряд предписаний, которые больше подчиняются результатам исследования, чем произвольной и негибкой традиции. , являясь инновациями, исходящими от генеративной лингвистики и когнитивной психолингвистики, наиболее выдающимися. Психолингвистическая модель обучения языку основана на ряде междисциплинарных исследований, которые отвечают фундаментально объективному методологическому требованию — от контролируемого манипулирования скрытым поведением и промежуточными переменными до доказательной практики. В этой статье будет представлен общий обзор эволюции языкового ландшафта, обнаруженные в нем методологические проблемы и предложение психолингвистической модели в качестве новой альтернативы необходимости создания все более эффективных программ и проектов, адаптированных к различным возрастные группы, поддерживаемые, в свою очередь, использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Ссылка в тексте: (Aguilar-Valera, 2019)
Ссылка: Aguilar-Valera, JA (2019). Психолингвистика в обучении языку: Современное видение. Журнал педагогической социологии и психологии, 1 (1), 6-11.

Ссылка в тексте: (1), (2), (3) и т. д.
Ссылка: Агилар-Валера Дж.А. Психолингвистика в обучении языку: Современное видение. Журнал педагогической социологии и психологии . 2019;1(1), 6-11.

Ссылка в тексте: (1), (2), (3) и т. д.
Ссылка: Агилар-Валера Дж.А. Психолингвистика в обучении языку: Современное видение. Журнал педагогической социологии и психологии. 2019;1(1):6-11.

Ссылка в тексте: (Aguilar-Valera, 2019)

Ссылка: Aguilar-Valera, J. Alonso. «Психолингвистика в обучении языкам: современное видение». Журнал педагогической социологии и психологии 2019 1 шт. 1 (2019): 6-11.

Ссылка в тексте: (Aguilar-Valera, 2019)
Ссылка: Aguilar-Valera, JA (2019). Психолингвистика в обучении языку: Современное видение. Журнал педагогической социологии и психологии , 1(1), стр. 6-11.

Цитирование в тексте: (Агилар-Валера, 2019)
Ссылка: Агилар-Валера, Дж. Алонсо «Психолингвистика в обучении языкам: современное видение». Журнал педагогической социологии и психологии , вып. 1, нет. 1, 2019, стр. 6-11.

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

[PDF] Роль психолингвистики в изучении и преподавании языков

  • DOI:10.30651/TELL.V6I1.2077
  • ID корпуса: 198595904
 @inproceedings{Purba2018TheRO,
  title={Роль психолингвистики в изучении и преподавании языков},
  автор={Норита Пурба},
  год = {2018}
} 
  • Norita Purba
  • Опубликовано 2 февраля 2018 г.
  • Лингвистика

Психолингвистика разработала множество теорий, которые объясняют, как человек усваивает язык, производит и воспринимает как устную, так и письменную речь. Теории были использованы в области преподавания языков. Некоторые специалисты используют их в качестве базовых теорий при разработке методов обучения языкам. Он известен как психолингвистический подход. Психолингвистический подход рассматривает обучение как познавательный индивидуальный процесс, происходящий внутри человека, а затем переходит к социальному измерению. В качестве… 

Психологические процессы в изучении и преподавании языков: методы и подходы психолингвистики

В области психолингвистики выдвинуто множество гипотез, объясняющих, как человек говорит и понимает устный или письменный язык. В области языка теории обучения были…

Психологические процессы в изучении и преподавании языков: обзор обзора и направления будущих исследований

  • М. Дей
  • Лингвистика

  • 2022

В области психолингвистики выдвинуто множество гипотез, объясняющих, как человек говорит и понимает устный или письменный язык. В области языка теории обучения были…

Психологические ограничения использования японского языка среди индонезийских студентов

В этом исследовании обсуждаются психологические ограничения для индонезийских студентов в использовании японского языка в качестве одного из процессов обучения студентов с целью улучшения разговорных навыков. Главное препятствие для…

по продвижению обучения гидам-открытию через WhatsApp для студентов в открытом университете

  • S. Hadianti, Dewi Wardah Mazidatur Rohmah, Nuraziza Aliah, Sitti Jamilah, Johanna B. S. S. S. Pantow
  • Образование

    Журнал Обучение и технология

  • .

Дистанционное обучение использует онлайн-платформу для передачи знаний. Это стало прорывом в эту современную эпоху. Онлайн-обучение дает студентам множество преимуществ, но оно также…

The Learning Orientation of Mandarin among Third-year Students of Mandarin Study Program at Universitas Negeri Malang

  • A. Ventivani, Lukluk Ul Muyassaroh, Amira Eza F. Putri, Octi Rjeky Mardasari
  • Education

  • 2021

Учебная программа обучения мандаринскому языку в Universitas Negeri Malang регулярно пересматривает учебную программу один раз в год. Учебная программа предназначена для развития и актуальности для…

Университетское образование в Алжире во время пандемии Covid-19: ограничения и вызовы

Это исследование направлено на изучение трудностей алжирских студентов и анализ интерактивных методов, которые можно применять при изучении языка, а также преодоление барьеров компьютерных экранов для рисования возможная новая стратегия достижения качественного образования.

Влияние стратегий «сверху вниз» и «снизу вверх» на навыки слушания учащихся

  • Л. Манихурук, Янти Араси Сидабутар
  • Образование

    Jurnal Basicedu

  • 2022

Цель этого исследования состояла в том, чтобы определить, оказывают ли стратегии «сверху вниз» и «снизу вверх» значительное влияние на навыки слушания учащихся. Это исследование было проведено с помощью количественных…

Динамика индивидуальных различий в преподавании/изучении английского как второго/иностранного языка

  • Султан Х. Альхарби
  • Лингвистика, образование

    Международный журнал лингвистики

  • 2021

Предмет индивидуальных различий учащихся (ID) в английском как втором/иностранном (ESL/EFL) Преподавание и изучение языков является областью, которая широко обсуждалась и исследовалась. Поскольку эти…

Когнитивные алгоритмы изучения иностранных языков: психолингвистический подход

  • Коваль Н.
  • Лингвистика, психология

  • 2021

через призму психолингвистики и как можно использовать ряд когнитивных методов для изучения иностранного языка.

SHOWING 1-10 OF 19 REFERENCES

SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

Integration of Language Learning Theories and Aids Used for Language Teaching and Learning: A Psycholinguistic Perspective

  • Ahmed Alduais
  • Linguistics, Education

  • 2012

Максимальное использование как человеческих органов чувств, так и вспомогательных средств для преподавания и изучения языка более эффективно, чем их минимальное использование. Это утверждение было аргументировано введено из…

Прикладная психолингвистика: обзор методов обучения EFL в построении мотивации учащихся

  • Мухаммед Аффан Рамадхана
  • Лингвистика, образование

  • 2013

. Этот документ обсуждает применение Психолюгнитной теории, в условиях Психолюгниции. приобретение и обучение методам обучения английскому языку и отмечает, что учитель играет важную роль в рассмотрении состояния и мотивации учащихся при применении методов обучения.

语言学习机制=Как изучаются языки

  • П. Лайтбаун, Н. Спада
  • Лингвистика, Образование

  • 1995
  • Чем больше вероятность успеха в школе, тем больше вероятность успеха в школе
9014 и большинство ошибок, которые совершают изучающие второй язык, происходят из-за помех со стороны их первого языка.

Мышление и контекст при овладении вторым языком взрослыми: методы, теория и практика

  • C. Sanz
  • Лингвистика

  • 2005

Adult SLA / Cristina Sanz — Методология исследования / Rusan Chen — Методология исследования / Rebecca Adams, Akiko Fujii, and Alison Mackey — Индивидуальные различия / Harriet Wood Bowden, Cristina Sanz,…

Психолингвистические и социокультурные подходы к изучению языков: нескончаемые дебаты

  • Моника Стелла Карденас Кларос
  • Лингвистика

  • 2011

В этой статье критически рассматриваются психолингвистические и социокультурные подходы к изучению языка. В нем подробно обсуждаются онтологические позиции, откуда они возникают, методы…

Входная гипотеза: проблемы и последствия

  • С. Крашен
  • Социология, образование

  • затем 1985

  • 1
Лангс, стратегии, стратегии которые учителя могут использовать для обучения транскультурной области дискурса, которую Гумперц помогает нам понять, и может помочь учителям адаптировать свои действия изо дня в день в соответствии с их развивающимся пониманием этой области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *