Психолог предложивший понятие коэффициента интеллекта iq: Психолог предложивший понятие коэффициента интеллекта iq. Уровни значений IQ и их расшифровка

Содержание

Что такое IQ: как проходят IQ-тесты и что значат их результаты

Только 2% населения Земли имеют IQ выше 132. Рассказываем, что значит этот показатель и как он влияет на обучаемость, карьеру и жизненный успех

IQ, Коэффициент интеллекта (англ. intelligence quotient), или коэффициент умственного развития — это показатель интеллекта человека, который можно измерить с помощью специальных психологических тестов. Психологи говорят о среднем IQ, а также об IQ выше или ниже нормы. Термин IQ в обыденном и психологическом смысле можно заменить синонимами «когнитивные способности», «умственные способности» или «интеллект».

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты можно было описать с помощью шкалы нормального распределения. Средним IQ считается показатель 100, с отклонением плюс-минус 15. Это значит, что если измерить IQ у большой группы людей, большинство наберут от 85 до 115 баллов.

Все оценки IQ попадают в эту шкалу нормального распределения (Фото: Wikipedia)

Тесты IQ не оценивают уровень знаний, эрудированности или, например, креативности. Они были созданы для измерения так называемого общего интеллекта — разных аспектов умственных способностей: вербальных, аналитических, логических, визуально-пространственных, а также рабочей памяти.

В 1904 году британский психолог Чарльз Спирмен (Charles Spearman) заметил, что разные когнитивные способности тесно связаны друг с другом. Другими словами, если у вас хорошая память, то, скорее всего, вы хорошо рассуждаете логически. Спирмен предположил, что существует «общий интеллект» и что его можно измерить. Этот измеряемый показатель — фактор общего интеллекта (general intelligence factor) он обозначил буквой g.

На основе теории Спирмена психологи начали придумывать методы измерения фактора g: тесты, опросники, задания для разных возрастных групп. Измеряя показатель общего интеллекта с помощью тестов, ученые изучают взаимосвязи между ним и, например, количеством белого вещества мозга, расой, полом, наследственностью, показателями успеха и социально негативными явлениями.

Какие тесты измеряют IQ

IQ-тесты или тесты на определение уровня интеллекта — это общее название тестов, созданных в разные годы для измерения интеллекта у разных групп людей. Единого стандартного и универсального IQ-теста не существует.

Тест Стэнфорд-Бине

Это один из самых известных тестов на IQ у детей. В начале 1900-х годов французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали шкалу измерений умственных способностей, чтобы отделить одаренных детей от тех, которым необходима помощь и поддержка в обучении. Впоследствии тест Бине доработал профессор Стэнфордского университета Льюис Терман, и новую версию назвали шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине.

Тест оценивал интеллект ребенка по 5 параметрам:

  • подвижный интеллект — способность человека анализировать и решать задачи независимо от накопленного опыта;
  • вербальный интеллект и общие знания;
  • математическое мышление;
  • визуально-пространственный интеллект;
  • рабочая память.

Задания были вербальными и невербальными.

Сейчас тест существует в 5-й редакции и используется в США и Европе в клиниках, центрах дополнительного образования или школах для детей с трудностями в обучении. В России с помощью теста Стэнфорд-Бине тоже оценивают умственное развитие детей.

Тест Векслера

Американский психолог Дэвид Векслер (David Wechsler) предложил в 1939 году серию тестов для измерения умственных способностей. Изначально тест использовался в клинических целях и только для взрослых. Позже его адаптировали для детей. Впоследствии обе шкалы дорабатывались.

Тест Векслера состоит из двух частей:

  • вербальные задания — решить арифметические задачи, повторить числа, ответить на общие вопросы;
  • невербальные задания — выложить кубики, разложить картинки, соединить пазлы.

Сложность возрастает от задания к заданию. Тест проверяет логическое и вербальное мышление, визуально-пространственный интеллект.

Тест Векслера активно применяют в России: для определения умственной отсталости у детей и взрослых, при диагностике у ребенка задержки развития, аутизма. Его результаты используются для медицинской диагностики, тест является обязательным в рамках любых официальных комиссий: ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) или МСЭ (медико-социальная экспертиза) и других. Его проводят клинические и медицинские психологи.

Тест Айзенка

Этот тест на интеллект создал британский психолог Ганс Айзенк. Существует около десятка его вариантов, несколько из них объединены в «комбинированный IQ-тест Айзенка» из 40 вопросов. Тест с вербальными и невербальными заданиями измеряет математическое мышление, вербальный и визуальный интеллекты.

Задание из теста Айзенка: выбрать нужную фигуру из пронумерованных (Фото: psytest24.ru)

Тест Айзенка получил большое распространение в России, но в англоязычном мире он почти не используется для измерения интеллекта. Тест Векслера считается на Западе более надежным и корректным.

В 2019 году проводились расследования относительно научной деятельности Ганса Айзенка, многие его работы признаны «вызывающими большие вопросы». Возможно, по этой причине тест Айзенка не упомянут среди современных тестов на IQ в англоязычной Википедии.

Тест Равена или прогрессивные матрицы Равена

Это невербальный тест, состоящий из 60 рисунков-заданий, которые называются «матрицами». В каждом задании нужно выбрать недостающий элемент, который дополнит картинку. Сложность вопросов возрастает по мере прохождения.

Одно из заданий теста Равена (Фото: 123ru.net)

Тест был предложен в 1936 году британским психологом Джоном Рейвеном, он измеряет общий интеллект, включая абстрактное мышление и способность человека анализировать и решать задачи независимо от накопленного опыта. Благодаря простоте использовании и интерпретации результатов, а также отсутствию вербальных заданий, тест быстро распространился и стал использоваться для диагностики умственного интеллекта у новобранцев армии США, студентов университетов и школьников.

Школьный тест умственного развития ШТУР

Этот тест разработан группой российских психологов специально для диагностики умственного развития учеников 7–9 классов. Он состоит из 6 частей, в каждой собраны однотипные вопросы на общие знания и эрудицию, на умение устанавливать аналогии, логически рассуждать, находить закономерности в числовом ряде. Тест построен на материале школьной программы. Результаты подсчитываются не только для каждого ученика, но и сопоставляются с общим уровнем в классе.

Пример задания из ШТУР (Фото: defectologiya.pro)

Кажется, назвать ШТУР тестом на интеллект в чистом виде нельзя: он измеряет, насколько уровень умственного развития одного ученика совпадает с общим уровнем в группе и есть ли у ребенка проблемы с усвоением школьной программы.

Галина Андреева, клинический психолог, аспирант РАНХиГС:

«Традиция измерения и изучения интеллекта — это западная традиция, отечественная психология разрабатывала тесты диагностики мышления. В России самые распространенные тесты на интеллект — это тест Векслера, матрицы Равена, тест Айзенка-Горбова».

Как и зачем используют IQ-тесты

Для определения уровня интеллекта в обществе, в том числе по странам

В 2002 году британские психологи Ричард Линн (Richard Lynn) и Тату Ванханен опубликовали книгу «Коэффициент интеллекта и богатство народов» (англ.: IQ and the Wealth of Nations). В ней приводятся средние данные IQ для 81 страны. В книге много интересных и спорных выводов, один из них: в странах с более холодным климатом средние значения IQ максимальны. Книга подверглась обширной критике за методологию и некорректный сбор данных, но это не мешает Ричарду Линну проводить новые исследования IQ по странам: согласно отчету 2019 года самые высокие средние показатели IQ в мире принадлежат японцам, жителям Тайваня и Сингапура.

Карта распределения среднего показателя IQ странам (Фото: Wikipedia)

Для измерения интеллекта учащихся

Многие тесты на интеллект специально созданы для того, чтобы оценить способности учащихся, прогнозировать, как они будут справляться с учебной программой и при необходимости помочь им адаптироваться к ней.

Например, тест Стэнфорд-Бине в западных странах используется для распределения детей в разные типы школ. С помощью теста ШТУР российские психологи оценивают, насколько дети справляются со школьной программой, что усваивают лучше, что хуже. Оценка вербального, математического и критического мышления входит и в стандартизированный экзамен GRE (Graduate Record Examinations), который должен сдать каждый поступающий в магистратуру и аспирантуру американского университета.

Для оценки кандидатов при приеме на работу

Разные тесты, близкие к IQ-тестам, часто используют при приеме на работу в крупные аудиторские, консалтинговые, юридические компании и инвестиционные банки. Например, консалтинговая компания Deloitte, входящая в «Большую четверку аудиторов», отбирает кандидатов с помощью специальных оценочных тестов. Они проверяют вербальный интеллект, математические и и аналитические способности, «ситуационное» мышление.

Задание из теста Deloitte на логическое мышление (Фото: hrlider.

ru)

Одному из самых известных тестов на критическое мышление — тесту Уотсона-Глейзера уже более 85 лет. Его используют в британских и американских юридических компаниях при отборе кандидатов на стажировку. Он проверяет логическое мышление и подвижный интеллект.

В России подобные тесты могут встретиться при устройстве в крупные страховые, аудиторские и юридические компании.

Для самопроверки

Люди часто самостоятельно решают проверить свой IQ. Причины могут быть разными: от чистого любопытства до подозрений, что их когнитивные способности снизились.

Галина Андреева:

«Иногда взрослые чувствуют рассеянность, забывчивость, утомляемость и хотят проверить интеллект. Часто родители хотят проверить интеллект ребенка, если подозревают его снижение. Это можно сделать в частном порядке во многих детских психологических центрах, а также в нейропсихологических центрах или у частного психолога.

Проблема диагностики интеллекта в том, что люди выучивают часть теста заранее в интернете. Конечно, психолог легко вычисляет подготовленных людей, но использовать IQ-тест он уже не может, а, значит, приходится использовать другие методы, например, методики патопсихологического обследования. Эти методики хорошие, но они не количественные, т.е. они не дадут в итоге числовой результат IQ».

С помощью тестов в интернете, скорее всего, не удастся определить свой IQ. Чтобы получить достоверный результат, понадобится специалист-психолог, потому что медлительность, волнение или незначительные изменения в формулировке заданий влияют на оценку.

Связан ли высокий балл IQ с успешностью

Хотя результаты всех тестов на IQ привязаны к нормальному распределению со средним баллом 100, количество баллов, которое человек набирает в разных тестах. может немного отличаться. Это связано и с погрешностями, и с разными заданиями самих тестов.

Уровни развития интеллекта по Векслеру. Иллюстрация из книги Владимира Дружинина «Психология общих способностей»

Галина Андреева:

«Нормативы тестов, которые сейчас применяют в России, довольно мягкие, т. е. IQ в диапазоне от 90 до 109 — это, прямо скажем, средний результат, Он означает, что вы решили тест так же как и половина людей в вашем возрасте. Если ребенок хорошо развивается и родители уделяют внимание его дополнительным занятиям, то естественно ожидать, что он может показать результаты выше 110 баллов по тесту IQ.

Высокий IQ — это, конечно, приятно. Результаты IQ прямо коррелируют со школьной успеваемостью, но один только высокий интеллект не гарантирует непременного жизненного успеха. Успех больше связан с социальными навыками, мотивацией достижений, способностью произвольно ставить цели, идти на риск и, вообще, быть активным человеком».

Нейропсихологи полагают, что высокий балл IQ положительно влияет на профессиональную успеваемость, социальную мобильность и качество выполненной работы. С принятием решений в повседневной жизни обладатели высокого интеллекта тоже справляются успешнее.

Люди, которые показали высокие результаты IQ в детстве и юности, в более позднем возрасте отличаются хорошим здоровьем, они реже умирают молодыми. Исследователи наблюдали за 1 млн мужчин в течение примерно 20 лет после прохождения тестов на интеллект. Смертность мужчин с относительно высоким интеллектом была на 32% ниже, чем смертность среди мужчин с низким.

Люди с высоким IQ

Сейчас среди самых умных людей планеты с IQ более 200 называют американского астрофизика Кристофера Хирата (Christopher Hirata), австралийского математика Теренса Тао (Terence Tao) и американскую журналистку Мэрилин вос Савант, которая с 1985 по 1989 год была занесена в Книгу рекордов Гиннесса в категории «Самый высокий IQ». Впоследствии Гиннес отказался от этой категории, заявив, что тесты на интеллект слишком ненадежны для определения единственного рекордсмена. Более того, тест, которые показал очень высокий балл у Мэрилин вос Савант, по прошествии времени были раскритикован психологами.

Иногда говорят, что IQ Эйнштейна был очень высоким или очень низким. Но нет никаких документальных подтверждений, что его вообще когда-либо тестировали. В начале 1900-х годов, когда Эйнштейн стал научным светилом, тесты IQ только зарождались.

Галина Андреева:

«Если родители подозревают у своего ребенка какую-то одаренность, то можно проверить способности ребенка старше 11 лет на Продвинутых Прогрессивных матрицах Равена. Они используются для диагностики детей в специальных школах с усложненной программой.

По моему мнению, лучше всего «прокачивает» интеллектуальные способности изучение иностранного языка — это общепризнанный тренд, действительно работающий как для детей, так и для взрослых. Только заниматься нужно не в приложении на телефоне, а хотя бы на онлайн-курсах — в более динамичном темпе».

Формула интеллекта, или Что измеряет IQ?

Статті

30/01/2015

Вся западная наука основана на стремлении сделать знания о мире и человеке максимально объективными. Что значит этот человек худой, а этот — толстый? Сообщите нам вес и рост каждого, объем талии и бедер, возраст и пол, средний вес в популяции и еще десяток цифр. Без них любые выводы недопустимо субъективны! Ученые стремятся со всех сторон измерить человека, представить в виде таблиц, коэффициентов, констант и уравнений. Не довольствуясь определением простых физических параметров (силы, давления, объема, температуры, плотности и др.), они пытаются измерить сложные психофизиологические феномены, такие как боль, эмоции, качество жизни, сексуальная привлекательность и др. Не обошлось и без попыток «объективно» оценить интеллект человека. Различные варианты тестов для определения так называемого коэффициента интеллекта (intelligence quotient — IQ) применяют уже около ста лет, однако и сегодня нет единого мнения о том, поддается ли интеллект измерению, а если поддается, то годятся ли для этого тесты IQ?

Проблема точной оценки способностей человека к мышлению и познанию будоражила ученые умы с древнейших времен, но активная работа в этом направлении началась лишь в XIX в., когда быстро приобрела популярность френология. Приверженцы этого учения, измеряя циркулем и линейкой параметры черепа, делали выводы о характере и способностях человека. В результате многочисленных экспериментов, основные постулаты френологии были опровергнуты, однако многие идеи и наблюдения позднее были позаимствованы нейропсихологами, антропологами и эволюционистами.

Принципиально иным подходом к оценке умственных способностей человека стало тестирование с использованием специально подобранных вопросов и задач. Впервые тесты на определение уровня интеллекта появились в VII в. в Китае. Чиновники сдавали обязательные экзамены, по результатам которых определяли главным образом способности и степень овладения конфуцианской доктриной. Чем лучше результат, тем выше получаемая должность.

В 1890 г. «интеллектуальные тесты» впервые были использованы в экспериментах по психологии. Идея принадлежала американскому психологу Джеймсу М. Кеттелу (1860–1944), мечтавшему преобразовать психологию в точную науку. В качестве образца Кеттел предложил 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Он полагал, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов.

Альфред Бине: у истоков IQ

Когда во Франции на рубеже XIX–XX вв. ввели всеобщее обязательное начальное образование, стало очевидно, что часть детей в силу разных причин не способна обучаться по стандартным программам и должна быть направлена в специальные школы. Остро встал вопрос о методе быстрого выявления «безнадежных» учеников. Решение проблемы предложил основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине (1857–1911). В 1905 г. совместно с коллегой, психологом и педагогом Теодором Симоном (1873–1961), Бине разработал и опубликовал в «Психологическом ежегоднике» шкалу для определения уровня умственного развития детей. Тест состоял из 30 задач, для решения которых, по мнению авторов, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать слова в предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. д. Задачи располагались по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3–11 лет и незначительного количества слабоумных.

Коэффициент интеллекта (IQ) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста

Спустя три года Бине и Симон пересмотрели тест. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания, и постарался изъять из теста все задания, требующие специального обучения. В группе нормальных детей психологи с помощью тестов попытались выделить разные уровни интеллектуального развития. С этой целью они ввели понятие «умственный возраст» (или «умственный уровень»). Задачи в тестах подбирались таким образом, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых считается нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка; несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одаренности.

Классика IQ-тестирования

В 1916 г. тест Бине — Симона был переработан группой психологов в Стэнфордского университета (США) под руководством Льюиса Термена (1877–1956), после чего «шкала интеллекта Стэнфорд–Бине» стала отличаться от первоначальных тестов Бине. В частности, в качестве итогового показателя был введен коэффициент интеллекта (IQ) и применен критерий оценки тестирования — статистическая норма.

Понятие IQ было предложено в 1912 г. немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Согласно Штерну, IQ = (умственный возраст/хронологический возраст) × 100. Если количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста, то есть его умственный и хронологический возраст совпадают, то IQ = 100. Вычисленный таким образом коэффициент интеллектуальности в отличие от «умственного возраста» Бине позволял легко классифицировать нормальных детей по степени умственного развития. Принято считать, что значения IQ в интервале от 84 до 116 соответствуют возрастной норме выполнения теста; значения выше 116 указывают на одаренность ребенка, ниже 84 — на умственную отсталость.

Со временем шкала Стэнфорд–Бине была переработана для использования как у детей, так и у взрослых. На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, способности понимать инструкцию, узнавать предметы и др. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени представлены тесты, в которых использовано словесное содержание заданий: объяснение значения слов, аналогии, завершение предложений, определение абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Следует обратить внимание на то, что IQ не зависит от возраста; ребенок и взрослый могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует их возрасту. На Западе шкала Стэнфорд–Бине занимает одно из ведущих мест среди тестов интеллекта и до сих пор является стандартом при оценивании достоверности результатов других психометрических тестов.

Все тесты IQ, созданные в первом десятилетии ХХ в., позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Однако в век индустриализации и «конвейера» это было недопустимо. В США во время Первой мировой войны появилась новая форма IQ-испытаний — групповое тестирование. В 1917 г. вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для отбора и распределения новобранцев в различные рода войск в зависимости от их умственных способностей. Экзамен прошли более двух миллионов человек. Определение IQ «на потоке» потребовало упрощения всей системы инструктирования, проведения и оценки результатов тестирования; теперь тестирование мог провести любой, были бы чистые бланки с заданиями да список верных ответов. Вскоре групповые IQ-тесты взяли на вооружение университеты и частные компании, которые стали использовать их при отборе абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Что обусловливает IQ? После длительных споров большинство ученых согласились с тем, что IQ зависит от генов на 60–80%, а от внешних условий — на 20–40%. IQ не имеет отношения к багажу полученных знаний, поэтому под «внешними условиями» обычно подразумевают не образование, а факторы, которые могут повлиять на развитие и продуктивность мозга: питание (особенно в раннем детстве), образ жизни, травмы, стрессы и др.

В 1939 г. была опубликована первая версия шкалы, созданной (а не адаптированной, как шкала Стэнфорд–Бине) специально для взрослых. Ее автором был американский психолог Давид Векслер (1896–1981), и называлась она шкалой Векслера–Бельвью. В отличие от шкалы Стэнфорд–Бине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. Тест содержит уже известные ранее типы заданий, однако Векслер дополнительно повысил объективность диагностики за счет ограничения времени выполнения теста, а также учета нормативных показателей — среднего значения тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы. Тест Векслера до настоящего времени широко используют для оценки уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Данный метод позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры.

IQ — в народ

В 1962 г. увидела свет книга английского психолога Ганса Айзенка «Узнай свой IQ». Она мгновенно стала бестселлером, была переведена на множество языков и за полвека выдержала десятки переизданий. В книге Айзенк предложил собственный вариант IQ-тестов, и теперь каждый желающий мог оценить собственный интеллект и сравнить с интеллектом друзей и коллег! Сегодня в сети Интернет можно за минуту отыскать десятки вариантов IQ-тестов, а полвека назад книга Айзенка произвела настоящий фурор.

Известно восемь вариантов IQ-теста Айзенка, предназначенных для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала и различных способов формулировки задач. При такой структуре, по мнению Айзенка, индивидуальные склонности испытуемых не исказят результатов теста. Так, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Пять тестов Айзенка рассчитаны на общую оценку интеллекта, еще три — на специальную оценку вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Кроме того, Айзенк разработал несколько усложненных тестов и назвал их «разминкой для интеллектуалов». IQ-тесты Айзенка завоевали огромную популярность, однако профессионалы — психологи, неврологи, педагоги, кадровики — предпочитают более точные методики: упомянутые выше тесты Стэнфорд–Бине, Векслера или, например, тест, предложенный в 1953 г. немецким психологом Рудольфом Амтхауэром.

Обвиняемый: IQ

Сколько существуют IQ-тесты, столько не утихают споры об их достоинствах, недостатках, объективности, морально-этической допустимости и т.п. Например, в СССР — стране провозглашенного всеобщего равенства — еще в 1936 г. IQ-тесты были осуждены, так как «распределяли детей по категориям и в результате этого ограничивали их возможности». В США волна увлечения IQ-тестированием нарастала до 1970-х — до того момента, пока не разбилась о гранит прославленной американской политкорректности. Все началось с серии статей и книг известных американских психологов, где анализировались статистические данные IQ-тестирования в стране. Сразу в нескольких публикациях было заявлено, что коэффициент интеллекта представителей негроидной расы в среднем на 10 пунктов отстает от IQ представителей европеоидной и монголоидной рас. Разразился скандал, ученых обвинили в расизме, а IQ-тесты — назвали коварным инструментом апартеида. Споры о некорректности использования тестов, составленных белыми, для оценки интеллекта черных, а также о возможных социальных причинах расовых различий IQ продолжаются до сегодняшнего дня. Репутация IQ-тестов была подорвана. На законодательном уровне сфера их применения ограничена в США и ряде стран Европы. Теперь низкий IQ там не является основанием для отказа в приеме на работу, университет или колледж. А во многих странах запрещено проводить тесты при приеме на работу.

Тем не менее IQ-тесты по-прежнему популярны среди психологов, которые используют их в своей профессиональной деятельности, а также «на бытовом уровне». Высокий интерес к методикам «измерения» интеллекта сохраняется на постсоветском пространстве, куда они попали сравнительно недавно.

Наверное, многие хотя бы из любопытства пытались пройти IQ-тест или тестировали своих детей, и, конечно же, отметили ряд очевидных недостатков IQ-тестов. Прежде всего, на величину итогового IQ влияет опыт в прохождении тестов. Когда человек хорошо знает, что его ждет и как лучше распределить между заданиями силы и время, результат обычно становится заметно лучше. Результаты выполнения теста зависят от самочувствия испытуемого, его настроения и даже пола человека, дающего задания. Большинство тестов дается «на время», что угнетает испытуемого, особенно ребенка. На результаты тестирования влияет мотивация. Если человеку все равно, каков будет результат, он не станет стараться и получит низкий балл. Точно так же неадекватный результат «светит» испытуемому, который от волнения не может сконцентрироваться, спешит и из-за этого допускает больше ошибок.

Тесты устроены так, что ошибка расценивается как неспособность тестируемого выполнить задание. На самом же деле, если человеку вовремя указать на ошибку, он вернется и, возможно, исправит ее — именно так бывает в жизни. Следует также отметить, что IQ вычисляют лишь по конечному результату, без учета качественного своеобразия умственной деятельности человека, что также следует отнести к серьезным недостаткам IQ-тестов.

Что все-таки измеряют IQ-тесты?

Существует множество шкал для определения коэффициента интеллекта, однако, как и у первых тестов Бине, их основная задача  — прогнозировать способность испытуемого к обучению. Успешно ли она выполняется? Поиск корреляции между успеваемостью и IQ свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между этими показателями. Люди с низким IQ действительно имеют низкую успеваемость. В то же время те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как отлично, так и из рук вон плохо. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями. Обладатели очень низкого IQ редко одарены творческим талантом, тогда как среди людей со средним или высоким IQ встречаются как творческие гении, так и бесталанные. Исследования показывают, что большинство (но не все!) успешных людей имеют высокие показатели IQ, однако это не означает, что все обладатели заоблачных IQ добьются успеха или хотя бы попытаются это сделать.

Что принято называть интеллектом? Определений множество, но большинство из них сводится к тому, что интеллект  — это способность человека к познанию, пониманию и разрешению проблем. Чтобы получить высокий балл при прохождении IQ-теста, нужно уметь сосредотачиваться и выделять главное, обладать хорошей памятью, обширным словарным запасом, воображением, абстрактным мышлением и усидчивостью. Безусловно, все эти качества полезны, однако не вполне отражают способность человека к познанию и пониманию, тем более  — к разрешению проблем, зато делают его удобным для учителей, а зачастую  — и для работодателей!

Кстати, чтобы избежать бесконечных вопросов и споров о том, что именно характеризует IQ, психологи ввели термин «психометрический интеллект». Это то, что измеряют IQ-тесты. А еще они любят в шутку повторять: «ваш IQ отражает лишь ваше умение проходить IQ-тесты… и  больше ничего!».

Наука не стоит на месте, и человеческий интеллект находит все более сложные и, возможно, более точные методы «измерения» самого себя. Современные психологи активно разрабатывают дифференцированный подход к оценке интеллекта. Кто умнее: нобелевский лауреат по физике, который стесняется спросить у прохожего дорогу, или хороший педагог, который ничего не изобретает сам, но блестяще учит детей? Гениальный шахматист, который держит в голове тысячи партий, но не умеет приготовить даже яичницу, или гениальный скульптор, который не прочел ни одной книги, но руки его творят чудеса? Чтобы разобраться с этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и др. Ни один из них не совпадает с психометрическим, и для оценки каждого разработаны специальные тесты.

Подготовила Татьяна Ткаченко

На фото (слайдер): модель проводящих путей человеческого мозга, полученная методом трактографии – визуализации с помощью диффузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии.

“Фармацевт Практик” #03′ 2010

Поділіться цим з друзями!

Альфред Бине — Биография, книги и теории

[Цитировать]

Альфред Бине — психолог, автор революционной концепции коэффициента интеллекта или IQ. Родившийся 8 июля 1958 года в Ницце, Франция, этот человек провел свои ранние годы в том же городе и окончил юридический колледж. Он обнаружил свою страсть к психологии, когда хотел поступить в медицинский колледж, но в глубине души он знал, что психология для него важнее, поэтому это решение стало поворотным моментом в его жизни навсегда. Сначала он начал изучать психологию самостоятельно, черпая знания из работ Дарвина, Милля, Бейна и других известных авторов психологии. Он как сотрудник французской комиссии разработал шкалу для определения умственного возраста детей. Также известное изобретение «Коэффициент интеллекта» очень полезно для детей, которые сталкиваются с препятствиями в эффективном понимании школьной программы. Затем он начал практиковать в больнице Сальпетриер в Париже под руководством Джона Мартина Шарко. Он получил должность заместителя директора и исследователя после службы в больнице Сальпетриер, где работал экспериментальным психологом. На этой должности он прослужил до самой смерти.

Одним из самых примечательных и захватывающих аспектов деятельности Бине является то, что он никогда не учился на психолога, вместо этого он лучше разбирался в предмете путем самообучения. Это многое говорит о его страсти, которая привела его к достижению больших высот в предмете.

Альфред Бине присоединился к правительству Франции, чтобы провести свои исследования детского интеллекта, измеряя их умственные способности в соответствии с их возрастом. Он вместе со своим коллегой Теодором Саймоном разработал систему тестирования IQ, которая определяла умственные способности и способности ребенка, а также тест для сравнения их умственного возраста с их хронологическим или реальным возрастом. Эта шкала была названа шкалой интеллекта Бине-Саймона в честь двух психологов Бине и Саймона.

Как и у всех, у Бине тоже были свои неудачи: когда он опубликовал свою первую работу в 1880 году, ее постигла участь плагиата, к его большому разочарованию. После этого несчастья он начал свою работу в больнице Сальпетриер в Париже у Шарко, которому Бине очень доверял. Вместе они предложили теорию о поляризации восприятия путем проверки своих выводов и идей о концепции, но, к их несчастью, теория не получила одобрения и признания, и вся их тяжелая работа пошла насмарку, это была главная неудача, с которой он столкнулся, возможно, он столкнулся с этой неудачей из-за отсутствия формальной степени и подготовки в области психологии. Однако он не терял надежды, он научился использовать свою неудачу как ступеньку к успеху.

Он женился на Эдуарде-Жераре Бальбиани, от которого у него было две дочери, и они оказались успешными для его карьеры. Он провел исследования, касающиеся когнитивных процессов на них, благодаря которым были заложены основы разработки тестов интеллекта, поскольку он разработал концепцию тестов интеллекта на основе концентрации внимания и когнитивного развития. Его глубокие работы по тестам интеллекта принесли ему похвалу. Он получил очень престижную награду лауреата Французской академии моральных и политических наук, а также денежную премию, заслуживающую внимания. Он был избран членом Французского биологического общества в знак признания его выдающихся работ в области психобиологии. После его смерти в 1917 свободных обществ психологического изучения ребенка изменили свое название в честь Альфреда Бине в знак признания его бесценных усилий и вклада в психологию. Свободное общество назвало себя La Societe Alfred Binet. Даже спустя 50 лет после его смерти его работы по тестам интеллекта ценятся и признаются и считаются одним из самых важных достижений журнала Science Mag.

Купить книги Альфреда Бине

Происхождение и история тестов IQ

Все мы слышали о тестах IQ. Возможно, вы прошли официальный тест или анонимно прошли многие тесты, которыми поделились в социальных сетях. Но что именно они означают? Откуда они? Являются ли они вообще точными или репрезентативными для «интеллекта»? Присоединяйтесь к нам, и мы совершим очень краткий обзор тестов IQ. Следующая статья далека от исчерпывающего исследования того, что на самом деле является очень большой областью психологии, но мы надеемся, что она даст вам общее представление о теме.

Так что же такое IQ?

IQ, или «коэффициент интеллекта», на самом деле представляет собой числовую оценку, основанную на результатах стандартизированного теста. Он предназначен для количественной оценки или измерения интеллекта участника. Первоначально он был разработан французским психологом Альфредом Бине. Он хотел измерить умственные способности детей, но теперь его используют для тестирования взрослых всех возрастов. Современные тесты включают комбинацию нескольких шкал интеллекта для получения общего показателя интеллекта.

Фактический термин IQ был придуман в 1912 немецкого психолога Уильяма Штерна. Базовый тест, разработанный Бине и его коллегой Саймоном, был дополнен и расширен за последние несколько десятилетий. Современные тесты IQ теперь основаны на нормальном распределении баллов. В связи с этим термин «коэффициент интеллекта» на самом деле не существует, но все еще широко распространен. Современные тесты, часто WAIS (подробнее об этом позже), используются для расчета IQ. Эти тесты, в отличие от своих предшественников, включают в себя ряд задач, которые необходимо решить в установленный период времени под наблюдением. Они проверяют различные области, включая кратковременную память, вербальные знания, скорость восприятия и пространственную визуализацию.

Большинство тестов предоставляют общие баллы и баллы за отдельные субтесты. Это позволяет провести общую оценку интеллекта и вашей производительности в каждой из различных областей. Тесты IQ основаны на кривой нормального распределения. По этой причине они действительно разработаны и действительны только для определенных диапазонов IQ. Если вы попадаете в крайности шкалы, они крайне ненадежны. Также интересно знать, что ваш показатель IQ не обязательно останется неизменным на протяжении всей вашей жизни!

Вот хорошее обзорное видео.

Происхождение тестов IQ

В начале 1900-х годов французское правительство хотело выяснить, какие ученики с наибольшей вероятностью будут испытывать трудности в школе. Французское правительство только что приняло законы, делающие посещение школы обязательным. Именно по этой причине казалось хорошей идеей определить, какие дети нуждаются в особой помощи как можно раньше. Бине с помощью своего коллеги Теодора Саймона начал работать над набором вопросов, которые позволили бы им оценить способность человека решать проблемы, запоминать факты и оценивать его концентрацию внимания. Затем этот набор вопросов лег в основу того, что позволило им предсказать вероятный успех в школе.

Они быстро поняли, что некоторые дети могут отвечать на сложные вопросы, на которые могут отвечать дети постарше, и наоборот. На основе этих наблюдений Бине предложил концепцию умственного возраста. Это было предназначено для использования в качестве показателя для определения среднего интеллекта в каждой возрастной группе. Вскоре после этого Бине начал разрабатывать первый тест интеллекта. Сегодня мы называем это шкалой Бине-Саймона, которая стала основой для тестов интеллекта. Несмотря на разработку теста, Бине не был убежден, что психометрические инструменты можно использовать для измерения одного врожденного уровня интеллекта на протяжении всей жизни.

Бине считал, что интеллект — это настолько обширная тема, что числовое значение недостаточно. Он считал, что на интеллект влияет ряд факторов. Он также считал, что они со временем изменились и могут быть сравнимы только с детьми с аналогичным происхождением и опытом.

Улучшения теста IQ

Стэндфордский университет, а именно психолог Льюис Терман, взяли шкалу Бине-Саймона и стандартизировали ее для американских участников. Адаптированный тест, Стэнфордская шкала интеллекта Бине, стал стандартным тестом интеллекта в США в 1919 году. 16. На основе этого теста был придуман термин «коэффициент интеллекта», состоящий из одного числа. Это число должно было отражать индивидуальные показатели по результатам тестов. Оценка была получена путем умножения умственного возраста составителя теста на его физический возраст и умножения результата на 100. Так, например, если ребенок получил умственный возраст 12 из теста, но ему было 10 лет, их окончательный показатель IQ будет равен 120.

Самый популярный

Позже психолог Чарльз Спирмен разработает концепцию общего интеллекта. Это предназначено для оценки способности человека выполнять широкий спектр когнитивных задач. Современные тесты, как правило, сосредоточены на таких способностях, как математические способности, память, пространственное восприятие и способность использовать язык. Способность человека решать проблемы, запоминать информацию и видеть отношения признаны важными компонентами интеллекта. Благодаря этому вы часто будете видеть их в тестах IQ.

[Источник изображения: Pixabay ]

Шкалы интеллекта Векслера

Основываясь на тестах, разработанных Стэнфордом и Бине, американский психолог Дэвид Векслер решил создать новый метрический тест. Он был недоволен ограничениями теста Стэнфорда-Бине и разработал свою собственную версию, Шкалу интеллекта взрослых Векслера, в 1955 году. Вешлер, как и Бине, считал, что интеллект включает в себя различные умственные способности. Он считал, что интеллект — это «глобальная способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с окружающей средой». Позже тест для взрослых был пересмотрен и известен сегодня под аббревиатурой WAIS-IV.

Векслер разработал еще два теста для детей. Шкала интеллекта Векслера для детей (WISC) и Шкала интеллекта дошкольного и начального уровня Векслера (WPPSI). Текущая версия для взрослых содержит 10 субтестов и 5 дополнительных тестов. Они обеспечивают оценки в четырех основных областях интеллекта: —

— Вербальное понимание,

— Перцептивное мышление,

— Рабочая память и;

— Скорость обработки.

Этот тест дает две общие оценки, которые можно использовать для обобщения общего интеллекта. Первый — это полномасштабная оценка IQ, которая объединяет показатели всех четырех индексов. Второй — это индекс общих способностей, основанный на шести баллах по субтестам. Последнее оказалось очень полезным для выявления нарушений обучаемости. Случаи, когда низкие баллы в некоторых областях могут быть связаны с высокими баллами в других областях, могут помочь определить, что у человека был определенный тип трудностей в обучении.

В отличие от «более простых» тестов Стэнфорда-Бине, WAIS сравнивает результаты других людей той же возрастной группы. Он эффективно оценивает человека в пределах возрастной группы. Средний балл фиксируется на уровне 100. Две трети баллов обычно находятся в диапазоне от 85 до 115. Этот метод стал стандартной методикой во всем мире, а также используется в современном тесте Стэнфорд-Бине.

Итак, какой балл делает вас гением?

Возможно, вы уже знакомы с диапазонами показателей IQ, но какой показатель делает вас гением? Очень высокий IQ, как правило, превышает 9 баллов. 0079 140 , но чтобы быть классифицированным как гений, вам нужно взломать 160 + . Существует даже уровень «неизмеримого гения», если вы наберете больше 200 баллов! Как упоминалось ранее, средний IQ установлен на уровне 100. Около шестидесяти восьми процентов показателей IQ находятся в пределах одного стандартного отклонения от этого среднего значения. Таким образом, большинство людей будут между 85 и 115 .

Вы, вероятно, знакомы с кривыми нормального распределения, и IQ ничем не отличается. Чем выше или ниже по шкале вы перемещаетесь от среднего «колокольного пика», тем меньшее и меньшее количество особей попадет в него. Чрезмерно низкий 1-24 или чрезмерно высокий 180+ IQ будет представлять очень-очень небольшой процент населения. Как и следовало ожидать, стандартное отклонение будет меняться в зависимости от количества тестируемых людей в группе. При тестировании IQ это обычно составляет около 15 баллов плюс-минус.

Так что же говорит Менса?

По словам Менсы, между тестами и вашим результатом может быть несоответствие.

«Термин «оценка IQ» широко используется, но плохо определен. Существует большое количество тестов с разными шкалами. Результат одного теста 132 может быть таким же, как 148 баллов другого теста. вообще не используйте показатели IQ. Mensa установила процентиль в качестве порога, чтобы избежать путаницы». Mensa.org

Mensa разрешает въезд только в том случае, если вы попадаете в верхний двухпроцентный процентиль населения в целом. Эта оценка должна быть предоставлена ​​Mensa напрямую или через «утвержденный» сторонний тест. Это интересно, но дает лишь произвольное «отсечение» для высокого IQ. Если вы хотите попробовать «для удовольствия» неквалифицированный IQ-тест от Mensa, перейдите по этой ссылке.

Важность IQ для «успеха»

Все хорошо, но что на самом деле означают эти баллы? Какое значение имеют несколько баллов IQ для успеха человека в жизни? Нет никаких сомнений в том, что высокий IQ может быть тесно связан с успехами в учебе. В то время как высокий IQ становится популярным средством оценки интеллекта человека, другие эксперты считают, что эмоциональный интеллект может иметь большее значение, чем IQ. Хотя бы на успех.

Большинство из нас считают, что высокий IQ гарантирует успех в жизни, но так ли это? Кажется, что самые успешные люди в науке, искусстве, бизнесе и развлечениях кажутся чрезвычайно способными. Интересно, что также существует стереотип о том, что люди с более высоким IQ, как правило, социально неуклюжи, замкнуты или, возможно, даже психически неуравновешенны. Это обычно кристаллизуется в популярных культурах, таких как такие персонажи, как Шелдон Коппер в Теория большого взрыва или несколько неуравновешенный Шерлок Холмс.

Насколько «успешной» была группа?

В последующие годы он отслеживал жизнь детей, чтобы увидеть, как они ведут себя «в реальном мире». Вопреки ожиданиям, эти дети, как правило, были очень хорошо социально и физически адаптированы. Они были успешными в учебе, были более здоровыми, сильными и даже менее склонными к несчастным случаям по сравнению с детьми с более низким IQ. Терман скончался в 1956 году, но его исследования продолжили другие психологи той же группы. Это исследование стало известно как «Исследование одаренных» Термана.

Это исследование продолжается и по сей день! Это делает его самым продолжительным лонгитюдным исследованием в истории! Некоторые из группы исследования добились больших успехов в жизни. В группу входили знаменитый психолог-педагог Ли Кронбах, писательница Джесс Оппенгеймер, детский психолог Роберт Сирс, ученый Ансель Киз и многие другие, ставшие преподавателями колледжей и университетов. По состоянию на 2003 год 200 первоначальных участников были еще живы, и исследование будет продолжаться до тех пор, пока участники не умрут или не выйдут из него.

Все ли они были «успешными»?

Однако история не была «все розы». Исследователь Мелита Оден решила сравнить 100 самых успешных людей из группы A со 100 наименее успешными из группы C. У этих людей фактически был одинаковый IQ, но лишь немногие из группы C стали профессионалами. Хотя большинство членов группы C зарабатывали немного выше среднего по стране, они демонстрировали более высокий уровень алкоголизма и разводов по сравнению с группой A.

Учитывая, что между двумя группами не было заметных различий в IQ, чем можно объяснить разницу в поведении и «успехе»? Сам Терман отметил, что лучшие 100 человек из его исследовательской группы показали некоторые очень интересные общие черты. Они проявили «благоразумие и предусмотрительность, силу воли, настойчивость и желание отличиться». Во взрослом возрасте эти люди имели тенденцию к более высокому уровню целеустремленности, уверенности в себе и настойчивости по сравнению с группой С. гарантия «успеха». Черты характера также очень важны.

Современные исследования IQ и успешности

IQ, безусловно, можно использовать для прогнозирования вероятности академического успеха человека. Однако его нельзя использовать для удовлетворительного прогнозирования их результатов за пределами научных кругов. Профессор Алан Каздин, профессор психологии Йельского университета, отмечает, что «лучшим показателем IQ является способность хорошо учиться в школе». Далее он говорит: «В этом возрасте считайте это потенциальным. Но у вас должна быть подходящая среда, чтобы развивать это».

Имеет смысл. Стало хорошо известно, что все мы являемся продуктом «природы и воспитания». Другие исследования показывают, что дети с исключительными академическими способностями могут испытывать больше социальных проблем, включая изоляцию, по сравнению с менее «одаренными» детьми. Одно исследование даже показало, что высокий IQ, как правило, дает высокие оценки личностной черте, известной как «открытость новому опыту». Хотя это звучит несколько безобидно, на самом деле это может привести к тому, что человек попробует наркотики, такие как марихуана. Поскольку они более склонны пробовать новые вещи, они с большей вероятностью будут искать «новый» опыт.

Несмотря на то, что многие современные исследователи спорят о том, в какой степени IQ влияет на жизненный успех, большинство из них поддерживают выводы Термана.

Насколько они точны?

Как и в случае любого формализованного теста, его результаты настолько хороши, насколько хорош сам тест. Если оставить в стороне разногласия и учитывая, что существует формализованный тест, это хороший правильный вопрос. Как упоминалось ранее, современные тесты IQ надежны только в том случае, если вы соответствуете шкале IQ. Если ваш результат теста IQ показывает очень низкие или высокие баллы, он не может точно отражать ваш результат. По критериям теста, конечно.

Что влияет на IQ?

Существует много споров о том, что влияет на результаты тестов IQ у людей. Исследования показали, что на ваш IQ влияют такие факторы окружающей среды, как питание в детстве, пренатальное воздействие токсинов и продолжительность грудного вскармливания. Некоторые другие исследования, похоже, показывают корреляцию с социальным статусом родителей, IQ родителей и другими факторами. Это область интенсивных дебатов и споров, и неясно, насколько IQ передается по наследству и наоборот. Следует отметить, что другие считают, что IQ является избыточным термином, поскольку интеллект не может быть измерен как отдельная единица. IQ может даже не определяться генетически! Некоторые даже предположили, что каждый человек обладает несколькими интеллектами, и развитие каждого из них зависит от вашего социального происхождения.

Подумайте о компьютерной игре, в которой вы можете настроить своего персонажа. Вы рождены или созданы с потенциалом с различными «способностями», которые развиваются только на основе вашего воспитания и круга общения. Например, Джим Рон, известный мотивационный оратор, известен тем, что сказал, что каждый является «средним из пяти человек, с которыми вы проводите большую часть своего времени».

Какова бы ни была правда, результаты тестов IQ по-прежнему широко используются во многих контекстах современного общества. Но может ли это измениться? Это фиксировано с рождения или его можно улучшить в течение всей жизни?

Может ли ваш IQ измениться в течение жизни?

По словам Стивена Сеси, профессора психологии развития Корнельского университета, могут. В статье, написанной в Nature, кажется, что IQ может меняться со временем. Они взяли 33 подростка в возрасте от 12 до 16 лет. Исследователи дали студентам тесты до начала учебы. Затем они повторно проверили их четыре года спустя. Результаты тестов отметили заметные колебания в тестах IQ. Результаты не были незначительными изменениями, а скорее изменением примерно на 20 пунктов. Основные изменения, прежде всего, заключались в улучшении вербальных способностей. Другие исследования показывают, что IQ может меняться и в зависимости от других факторов. Многие, кажется, показывают корреляцию между «жизненным» опытом, таким как школьное обучение или структурированное обучение. Действия, которые развивают модели обучения или группируют вещи систематически, а не тематически, похоже, улучшают ваши результаты в тестах IQ.

Другие исследования, кажется, показывают, что навыки обучения водителей такси или даже молодых людей, такие как изучение маршрутов или жонглирование, улучшают их навыки навигации и способности определять закономерности. В совокупности результаты этих исследований показывают, что жизненный опыт и структурированное обучение изменяют мозг и IQ. Это справедливо как для взрослых, так и для детей! Это не должно вызывать удивления. Чем больше у вас опыта в видении шаблонов или выявлении «вопросов с подвохом», тем больше вероятность того, что вы обратите внимание и логически подумаете, чтобы найти ответ. Это особенно верно, если ваша работа или хобби связаны с такими задачами, как головоломки, кодирование или математика, например. Содуку.

Заключительное слово

Тесты на IQ исторически использовались для оценки интеллекта человека, но в последние годы они подверглись большой «критике». Считаете ли вы, что они являются точным показателем интеллекта или устаревшей метрикой, тесты, безусловно, показывают «потенциал» успеха в академических кругах, но не обязательно успеха в жизни.

Тесты на IQ в прошлом использовались не по назначению, чтобы оправдать некоторые довольно ужасные идеологические программы, и могут быть эмоциональной темой, но к ним нужно относиться так, как они были задуманы изначально. Как метрика, измерение чего-то, что можно протестировать, не более того. В конце концов, вы можете измерить что угодно в любой шкале. Но полученные результаты так же полезны, как и сам тест. То, как вы используете эту информацию или как вы эмоционально на нее реагируете, в конечном итоге не имеет отношения к результатам произвольного теста.

Ну вот. Мы рассмотрели происхождение тестов IQ и кратко коснулись того, что они влекут за собой. Верите ли вы, что IQ-тесты точно отражают уровень интеллекта? Являются ли они просто произвольной метрикой, которая сейчас устарела? Давайте начнем разговор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *