Психологическая безопасность понятие: Что понимать под состоянием безопасности личности //Психологическая газета

Содержание

Что понимать под состоянием безопасности личности //Психологическая газета

Сколько существует человечество, столько для него существует проблема безопасности. Люди всегда стремятся к безопасному существованию. Безопасность имеет разные аспекты. Существует политическая безопасность (безопасность государства), техническая безопасность (чаще называемая «техника безопасности»), социальная безопасность (стремление к социальной среде, максимально безопасной для взаимодействия с другими людьми), экологическая безопасность (безопасное взаимодействие с природным окружением) и многие другие стороны безопасности. Но квинтэссенцией всех форм безопасности является психологическая безопасность, то есть субъективная уверенность в отсутствии каких-либо опасностей в своей жизни в данный момент времени. Все аспекты безопасности для человека абстрактны, пока не касаются его личного существования.

Безопасность традиционно понимается как организация внешней среды (по исследованиям — прежде всего производственной), включающая систему правил, по которым должно осуществляться поведение человека (работника) и которые позволяют осуществлять деятельность, максимально эффективную, с точки зрения результативности (адекватности, соответствия требованиям и т.

п.) В данном случае «правила» понимаются достаточно широко — от законов и положений инструкций до ценностей, установок и предпочтений личности. Понятие безопасности традиционно носит охранительный характер и на этом построены многие концепции общественной безопасности и классические теории безопасности в политологии. Понимание безопасности в философском контексте прямо выводит нас на проблему «свободы воли».

Понятие «безопасности» в психологии является довольно сложным и многозначным при определении. Оно широко применяется в таких областях психологии как эргономика, психология труда, инженерная психология и вместе с тем неопределенно в своем психологическом содержании, и, строго говоря, «оторвано» собственно от психической структуры. Психическая реальность, зафиксированная в нем, неясна и характеризуется как противоположность таких феноменов как «Опасность», «Тревога», «Страх». Таким образом, его собственная сущность теряется и размывается в других психических понятиях.

Вместе с тем данное понятие отражает важнейшую грань собственно психических проявлений и личностных свойств. Ощущение себя в безопасности становится определяющим фактором результативного поведения в любых сферах жизни, в принятии решений, в мотивации выбора и т. п. Восприятие себя в безопасности во многом конституирует внутренний мир личности, образует его содержание, обуславливает его многообразие.

На субъектном уровне безопасность приобретает форму личностной ценности, которая наряду с другими базовыми ценностями определяет его существование. Многие теории указывают на значимость ощущения безопасности в формировании личности. Известная теория формирования мотивации

А. Маслоу определяет «безопасность» как базовую потребность. Без ее удовлетворения невозможно гармоничное развитие и достижение самореализации личности [10].

Психологическая безопасность личности — это определенная защищенность сознания от воздействий, способных против воли человека изменять его психические состояния, психологические характеристики и поведение [8].

В.Д. Анасов подчеркивает, что для обеспечения психологической безопасности личности необходимы три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности. Первые два считаются основными. Человеческий фактор — это различные реакции человека на опасные ситуации. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. Для ощущения безопасности она должна быть комфортной и понятной для личности. Фактор защищенности — это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты) [1].

Безопасность тесно связана с угрозой. В юридической литературе в зависимости от направленности угрозы для человека выделяют:

  • физическую опасность — угрозу физическому состоянию организма, его нормальному функционированию;
  • психологическую опасность — угрозу, ведущую к возможным психологическим потрясениям и выражающуюся либо в виде угроз, оскорблений, унижений, преследования со стороны криминальных элементов, либо в виде обостренного восприятия ужасающих картин действительности [12].

Следовательно, человек чувствует себя в безопасности, когда отсутствует угроза, или он защищен от нее. С защищенностью понятие безопасности связано в сознании большинства людей. В силу специфики видового поведения человека защищенность требует активного социального взаимодействия. Мы защищены, когда мы вместе. Однако включение в социум означает ограничение свободы и порождает социальные угрозы личной безопасности. Таким образом, возникает непреодолимый парадокс: безопасность возможна при абсолютном владении ситуацией, контроле среды и возможности свободного активного поведения, но это невозможно при нахождении в социуме. Социум ограничивает свободное поведение личности системой правил и, одновременно, защищает человека от вредоносных факторов внешней среды. Внутрисоциумные связи могут быть конкурентными, манипулятивными, директивными, дружескими и т. п. Они могут провоцировать в сознании человека как эффект безопасности, так и стресс, тревогу, ожидание неприятностей, то есть опасность.

Этот парадокс является энергетическим фактором динамики состояния личности. Человек осваивает общественные ценности, нормы, законы, на основе которых формируются такие личностные качества, как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. Это помогает человеку чувствовать себя защищённым и успешно противостоять различным стрессам, при субъективном ощущении свободы поведения.

Для человека характерно восприятие безопасности на двух уровнях: физическая безопасность и социально-психологическая безопасность. К физическому уровню относятся те факторы, которые обеспечивают физическую сохранность личности. Психологический уровень определяется субъективным восприятием ситуаций, явлений как безопасных; сохранением психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

Конечно, это разделение достаточно условно. Следует упомянуть, что безопасность личности в целом формируется сочетанием факторов разного уровня. Например, наличие еды как таковой может быть недостаточно для обеспечения жизненной безопасности личности, если на психологическом уровне она будет восприниматься как низкокачественная.

Во многом, психологический уровень безопасности носит решающий характер в формировании общей безопасности личности, если не брать в расчет экстремальные ситуации — когда личности грозит угроза жизни «здесь и сейчас».

Разберем это подробнее.

Физический уровень. Здесь в формировании безопасности личности можно использовать данные из психологии поведения людей в чрезвычайных ситуациях, криминальной психологии, психологии толпы, психологии паники. Например, если человек знает закономерности возникновения паники, он может предотвратить возможные жертвы (допустим, в результате давки), тем самым обеспечив безопасность, как для себя, так и других людей. В различных разделах психологии проводятся исследования, позволяющие выявить закономерности, феномены поведения людей в экстремальных, стрессовых, чрезвычайных ситуациях и все они носят не только теоретический, но и, что особенно важно в контексте данной темы, прикладной характер. В рамках социальной психологии выявлены, к примеру, феномен невмешательства свидетеля, эффект притягательной силы толпы, эффект социальной уступчивости и другие.

Эти и другие феномены могут быть использованы в качестве основы для мер, предотвращающих или устраняющих угрозу безопасности личности.

Психологический уровень. Для обеспечения безопасности личности на этом уровне могут быть задействованы все разделы психологии. Необходимо подчеркнуть, что здесь большую роль играет восприятие ситуации как безопасной. Все, конечно, зависит от конкретной личности — некоторые люди больше подвержены тревоге, некоторые меньше, у одних людей уровень стрессоустойчивости выше, чем у других и т. д.

Однако, основываясь на данных, полученных из психологических исследований, выявленных закономерностях, мы можем повышать уровень психологической безопасности личности. Стрессоустойчивость тренируема, свидетельствуют данные из психологии стресса [14], получается, что мы можем воздействовать на этот показатель, повышать его, тем самым влияя и на факторы безопасности личности. Практически в каждом разделе психологии мы сможем найти такие материалы, теории, которые тем или иным образом окажут воздействие на обеспечение безопасности личности, если эти данные будут применены. Однако собственно исследованию вопросов безопасности уделяют внимание два основных направления психологии. Это психология безопасности субъекта профессиональной деятельности и психология безопасности среды. В последние годы стали появляться системные исследования психологических проблем безопасности человека [3, 6, 7, 15, 16].

Исторически безопасность профессиональной деятельности изучается достаточно давно и имеет определенную наработанную базу. Основной фокус исследований направлен на систему «человек-техника» и имеет практический выход в аспекте приспособления техники в ее широком понимании к возможностям человека. Безопасность в этом случае является следствием оптимального соответствия техники возможностям человека. Безопасность среды исследуется приблизительно в этом же аспекте. Насколько среда оптимальна требованиям существования человека, настолько обеспечена его безопасность. Основной признак среды, детерминирующий состояние безопасности — это надежность. Надежная среда — где мы не испытываем стресса. Накоплена значительная база эмпирических и теоретических данных, позволяющих формировать безопасность субъекта в профессиональной деятельности [2, 5, 9, 11]. В последние годы все более актуальным становится изучение информационной безопасности, которое захватывает как аспект технических факторов, так и социальной и природной среды. Но, ни то, ни другое направление не отражают онтологическую сущность безопасности как субъективного переживания. Человек нередко ощущает опасность, или неопределенную тревогу при отсутствии объективных факторов опасности и наоборот. В настоящее время все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что психологическая среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной, а уровень психологических знаний людей не позволяет распознавать деструктивное психологическое воздействие. Профессиональная безопасность, безопасность профессиональной деятельности, безопасность профессионального развития личности — это отдельная большая сфера исследования в рамках изучения психологической безопасности.

Актуальность этой проблематики связана с тем, что, во-первых, необходимо обеспечение объективно безопасных условий труда, а во-вторых, люди в ходе профессионального самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности не умеют вырабатывать субъективных факторов, обеспечивающих им психологическую безопасность.

Именно этот аспект анализа должен быть поставлен во главу угла современных исследований.

Безопасность — это, прежде всего, внутреннее субъективное состояние личности. Как и любое состояние, безопасность подчиняется бинарной логике. Состояние безопасности не может быть оценено без состояния опасности.

Анализ определений психологической безопасности позволяет сделать один неоспоримый вывод: в ней присутствует мощный субъективный элемент. Однако, люди совершенно по-разному представляют себе, что им необходимо для ощущения безопасности. Для понимания безопасности как субъективного ощущения, необходимо разобраться в его психологической природе. Что это: чувство, эмоция, настроение, неопределенное ощущение, психическое состояние, или что-то в этом роде?

Нужно признать, что на самом фундаментальном уровне безопасность — это специфическое состояние нашей души, позволяющее чувствовать себя гармонично, уверенно, позитивно и счастливо. Безопасность — это достижение удовлетворенности жизнью, покой, расслабление, положительные эмоции, позитивное восприятие окружающего мира.

На примере исследования деятельности спасателей (Субботина-Беляшина, 2015) мы выяснили, что под психологической защищенностью спасатели понимают относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание возможности удовлетворения своих основных потребностей, обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Такая оценка подтверждает целесообразность рассмотрения безопасности как субъективного состояния. Анализ состояния как психологического феномена представлен в теории состояний, предложенной А.О. Прохоровым.

А.О. Прохоров указывает, что в состав психического состояния исследователи включают характеристики психических процессов, потребностно-мотивационной сферы, сознания, психомоторные, когнитивные, энергетические и нейродинамические составляющие, а также ряд функциональных характеристик состояния: интенсивность, устойчивость и др. К перечисленному перечню автор предлагает добавить характерологические особенности личности как основные составляющие психического состояния. Таким образом, в состав психического состояния он включает направленность как систему отношений личности (мотивационная сфера), биологические компоненты, волевые и интеллектуальные составляющие. Отдельные составляющие в каждый момент времени занимают доминирующее положение, обусловливая качественное своеобразие психического состояния [13]. Основываясь на данной характеристике, мы провели ряд исследований, позволивших раскрыть безопасность как состояние.

Рассмотрим психологическую природу состояния «опасности-безопасности». Воспринимая любую актуальную ситуацию, личность осознанно или неосознанно оценивает степень ее опасности для себя. Оценка встраивается в механизм адаптации к среде и ее психофизиологическим основанием является ориентировочная реакция. Ориентировочная реакция, как реакция на новый, неожиданный стимул, считается элементарной психофизиологической моделью поведения в ситуации неопределенности, проблемной ситуации, простейшей формой информационного поиска, ориентировочно исследовательской деятельности. Если ситуация оценена как потенциально угрожающая, актуализируется оборонительная реакция, т.е. поведение, направленное на устранение или ослабление влияния вредных факторов окружающей среды. Следовательно, происходит возбуждение зон мозга, ответственных на психологическое поведение в угрожающей ситуации. На рациональном уровне это состояние выражается в осознании угрозы, опасности. Идет селекция восприятия информации с доминированием той, которая связана с угрожающей ситуации. Активизируется мотивация на преодоление возникшей угрозы. Принятие решения о поведении в данных условиях строится или в направлении преодоления ситуации (борьбы с ней), или в избегании и изоляции (отступлении, бегстве). Принятие того или другого варианта зависит от полноты получаемой информации, от склонности к риску и стрессоустойчивости конкретного человека, от значимости данной ситуации для него, от системы ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, от Я-концепции и от многого другого. Если поведение, используемое индивидом, оказалось правильным, адекватным, то ситуация разрешается и внутреннее состояние трансформируется в свою противоположность — состояние безопасности. Безопасность, или отсутствие опасности, отсутствие угрозы, означает наличие и сохранение в перспективе условий, подходящих для жизни, для оптимального функционирования и развития. На субъективном уровне это выражается в чувстве внутреннего комфорта, спокойствия, уверенности в своих силах. Таким образом, безопасность — это результат немыслимо сложной паутины ресурсов, процессов и действий. Необходимо изучить все, что обеспечивает возникновение и существование ощущения безопасности.

Состояние «опасности-безопасности» имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень — психофизиологический. Он связан с работой психофизиологических и нейродинамических систем, имеющих свой уровень актуализации в состоянии опасности и безопасности. На этом уровне происходит мобилизация или торможение всех систем, ответственных за изменение (или сохранение, если она безопасна) условий ситуации.

Второй уровень — собственно психологический. Он отражает регулирование психических свойств и состояний, с позиции требований ситуации и субъектного уровня.

Третий уровень — личностный. Он характеризуется способностью организовывать личную активность в соответствии со своими мотивами, целями и требованиями ситуации.

В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом основной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Исследуя состояние безопасности на личностном уровне у руководителей (Субботина – Розов, 2016) мы выявили сложную структуру этого состояния. Выделена специфика связи некоторых личностных характеристик, обеспечивающих субъективное восприятие безопасности ситуации и стрессоустойчивости у руководителей. Высокая стрессоустойчивость управленцев связана с экстравертированностью, эмоциональной устойчивостью, интернальностью (в частности, с интернальностью в области достижений, в области неудач, в области производственных отношений и в области межличностных отношений), мотивационной ориентацией «на задачу». Активность этих психических характеристик позволяет личности чувствовать себя в безопасности.

Как показал целый ряд наших исследований (2015-2019 гг.), переживание состояния безопасности отрицательно коррелирует с тревожностью, страхом и нейротизмом, Положительные корреляции зафиксированы с высокой стрессустойчивостью, доминантностью и эмоциональной стабильностью. Специфическая связь состояния безопасности выявлена со склонностью к риску. В профессиях особо-опасной категории (спасатели, пожарные) склонность к риску положительно корелирует с переживанием безопасности ситуации, а в профессиях других типов — отрицательно.

Эти и ряд других данных позволяют сделать вывод о специфической структуре состояния безопасности. Состояние безопасности имеет внутреннюю структуру, что доказывается выявленными значимыми связями между оценкой важных для людей ситуаций, в которых они чувствуют себя безопасно. Были выделены доминирующие категории, имеющие наибольшее количество корреляционных связей с остальными. Это — семейные проблемы и трагедии; проблемы, связанные с учебой; финансовые проблемы; политическая стабильность. Эти сферы являются наиболее значимыми для испытуемых. Были выделены также рядоположные категории, такие как ценность личности, физическое здоровье, природные катастрофы, рабочие стрессы. Несмотря на сильную эмоциональную окраску, они не воспринимаются субъектами как факторы, способные вызывать другие ситуации или не могут изменять к ним отношение испытуемых. Мы считаем, что, вследствие сравнения опасных ситуаций с безопасными, первые можно заметить соответственными формулировками на безопасные. Внутренняя структура взаимосвязей от этого не изменяется.

Безопасность — это интегративное состояние, объединяющее несколько психических состояний, возникающих в значимых для личности ситуациях.

Для ощущения безопасности, человеку необходима устойчивость и определенность среды и своего поведения. Человек от природы запрограммирован на избегание риска. Существуют математические модели избегания риска. Однако эта человеческая склонность исчезает, если потенциальная награда за рискованное поведение достаточно велика [4]. Существуют способы сохранения состояния безопасности. Естественный механизм — психологическая защита. Психологическая защита личности представляет собой сложную систему, которая обеспечивает психологическую безопасность личности, в условиях действия разнообразных социальных факторов и ситуаций. Она помогает сохранять душевное равновесие и устранять чрезмерные эмоциональные переживания, неизбежно возникающие в жизни каждого человека. Существуют различные механизмы психологической защиты, позволяющие человеку приспосабливаться к многообразным жизненным ситуациям. Они снижают стрессогенное влияние возникающих опасностей, позволяют сохранить рациональное поведение в экстремальных ситуациях, но, наряду с этим, могут и усугублять их путем искажения оценок объективной действительности. Так все больше людей, не справляясь со стрессом, уходят в зависимости, неприемлемые формы поведения, что приводит к нарушению адаптивных возможностей личности. Способ преодоления состояния опасности — копинг стратегии. Копинг-стратегии могут рассматриваться как один из способов психологической защиты, но и как свойство личности: предрасположенность в ответе на стрессовую реакцию. При этом копинг-стратегии находятся под сознательным контролем личности.

Важнейшей задачей психологии является поиск внутренних механизмов и факторов психологической безопасности. Сформировать их можно только путем повышения уровня самосознания личности (самопознания, самооценки, саморегуляции). Психологическая безопасность — это такое внутреннее состояние комфорта индивида, в которой он самостоятельно управляет своими эмоциями и знаниями, не является при этом объектом манипуляции и воздействия с внешней стороны и выражается в возможности обнаруживать и защищаться от различных отрицательных явлений.

Безопасность выступает внутренней первичной потребностью человека, поэтому существуют и объективные «первичные» механизмы обеспечения безопасности. В частности, чувствительность к обнаружению сигналов опасности, скоростная характеристика реагирования на эти сигналы, особенности эмоциональных реакций в ситуации опасности. Таким образом, можно сделать, следующий вывод, что безопасность личности связана как с субъективной, психологической стороной, так и с объективным существованием человека. Взаимодействие двух сторон информационной и энергетической составляет основу жизни человека и, следовательно, обеспечивает состояние безопасности. Человек внутренне «настроен» на безопасное существование. Самообеспечение безопасности с психологической точки зрения представляет собой достижение субъектом психического состояния подконтрольности некоторого комплекса внешних и внутренних параметров, позволяющих достигать состояния динамического равновесия со средой и влияющих на вероятность достижения значимых для него целей и решения соответствующих задач. Психологическое самообеспечение безопасности характеризуется своими закономерностями, стратегиями, принципами, средствами и методами организации. Разрушение системы самообеспечения безопасности связано с изменением картины мира субъекта. Психические свойства, влияющие на обеспечение безопасности субъекта, в каждом конкретном случае преломляются через его актуальные психические состояния, поддерживающие реагирование на опасность или создающие этому определенные помехи.

В профессиональной деятельности безопасность как состояние детерминируется, прежде всего, осознанием и оценкой условий осуществления деятельности. Оценка условий деятельности как приемлемых стимулирует личность принять эту деятельность на уровне самореализации. Чем больше факторов условий воспринимаются человеком как ненадежные, опасные, тем менее (вплоть до отторжения) привлекательна профессия. При этом для разных людей доминируют в роли опасных самые разные факторы (технические, природные, социальные, и т. д.). Для одних простудится на морозе (например, каменщик) является гораздо менее опасным фактором, чем совершить финансовую ошибку в отчете (например, бухгалтер), а для другого наибольшая опасность видится в социальном конфликте с коллегами (например, учитель). Следовательно, стремление переживать состояние безопасности принципиально определяет выбор профессии и уровень самореализации в ней.

  1. Анасов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности. Москва: Институт психологии РАН, 1996. С. 7-11.
  2. Андреева Н. В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя. Москва: Айрис-пресс, 2005. 248 с.
  3. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. Москва: Нестор- история, 2011. 272 с.
  4. Бернетт Д. Счастливый мозг. Как работает мозг и откуда берется счастье. Москва: Эксмо, 2019. 336 с.
  5. Гумеров Г. Г., Петров С. В. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие. Новосибирск: АРТА, 2011. 247 с.
  6. Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва, 2019. 276 с.
  7. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность / под ред. И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова. Санкт-Петербург, Петрополис, 2017. 300 с.
  8. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 176 с.
  9. Котик М. И. Психология и безопасность. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 447 с.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 351 с.
  11. Огнев И. Н. Психологическая безопасность: учебное пособие. Москва: Феникс, 2007. 605 с.
  12. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности: практ. Пособие. Москва: ГУК МВД РФ, 1996. 260 с.
  13. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.
  14. Селигман М. Новая позитивная психология. Москва: София, 2006. 367 с.
  15. Субботина Л. Ю., Ефимова Н. С. Психология безопасности человека. Москва: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. 191 с.
  16. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности/ под ред. Н. А. Лызь. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 244 с.

Источник: Субботина Л. Ю. Что понимать под состоянием безопасности личности // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3 (51). С. 37-42.

Что такое “психологическая безопасность” на самом деле / Хабр

Перевод статьи Shane Show. How Psychological Safety Actually Works

Примечание переводчика: психологическая безопасность (ПБ) – одно из понятий, крайне важных для организации работы команды Agile. К сожалению, как многое другое в Agile, ПБ часто реализуется на уровне где-то между “прочитали одну статью о…” до “просто нафантазировали по мотивам”. Эффект от таких “применений” получается обратным: псевдо-безопасность парализует тех участников команды, которые действительно вносят реальный вклад в достижение целей. Изобилие не очень грамотных статей по этой теме, и сложность для восприятия серьезных научных работ только усугубляют ситуацию. Ниже приведен перевод статьи, которая написана простым языком, не искажает суть в угоду моде и тому, что хотят слышать большинство читателей. Наоборот, эта статья объясняет, что такое психологическая безопасность и, самое главное, что не является психологической безопасностью. Итак, поехали.

Модное словечко

С тех пор как в компании Google провели свое исследование об эффективных командах (проект “Oxygen”), о психологической безопасности (ПБ) начали говорить из каждого утюга. А сейчас новая тема – удаленная работа – придает ПБ еще большую значимость. Но вот беда, ПБ – это понятие куда более сложное, чем можно себе представить. Само понятие стало известным в 1999 году после выхода в свет работы Эми Эдмондсон “Психологическая безопасность и обучение поведению в рабочих командах”. В своей работе Эми предположила, что успешность команды в первую очередь зависит от:

  • восприятия участниками отношений внутри команды, а не от способа организации команды или формальных соглашений, 

  • разделяемой уверенности, что внутри команды можно безопасно принимать на себя риски, особенно касающиеся межличностных отношений.

Другими словами, если ты уверен, что команда не ополчится на тебя за то, что ты берешь на себя риски, вероятность успеха повышается.  

Но что означает “взять на себя риски, касающиеся межличностных отношений”? Можно ли бросить товарищей разбираться с проблемами на проекте? Означает ли это, что можно развести бардак в общем рабочем пространстве? Означает ли это, что можно назвать коллегу “нигером”? Да, формально – это все риски. Но это риски, не направленные на то, чтобы другие чувствовали себя в безопасности. Это способ показать, что на других наплевали. 

Так что же НЕ является психологической безопасностью?

ПБ – это звучит круто. Обрадовавшись тому, как мы сейчас наберем на себя риски и как нам станет безопасно, мы не учитываем, что можем потянуть маятник слишком далеко в обратную сторону. Такое положение вещей создает не менее контрпродуктивную среду, чем при атмосфере страха. 

Я сам делал эти ошибки. Несколько лет назад я проводил серию встреч о рабочей культуре. Я хотел, чтобы всем было комфортно. Я поднял вопрос изменившейся демографии. Я хотел, чтобы все относились друг к другу хорошо, и чтобы мы в целом выглядели как прикольное сборище неформалов, а не как рота солдат в мундирах. Я был искренне уверен, что все, что я делаю, имеет солидное научное обоснование, что я за все хорошее и против всего плохого.

К сожалению, внезапно оказалось, что комфортно плохо совмещается с эффективно и с тем, что мы решаем проблемы. Все просто: если вам комфортно в спортзале, ваши результаты будут плачевными. Рост состоит в том, что мы продвигаемся дальше, чем могли вчера. А это совершенно некомфортно. Смотрите, во что превращается ПБ, если мы стремимся к комфорту:

  • Вы делаете так, чтобы команде было безопасно брать на себя риски;

  • Кое-кто действительно берет на себя риски;

  • От этого остальным становится некомфортно;

  • Так что все начинают беспокоится о взаимном комфорте;

  • И перестают брать на себя риски.

Видите изъян в логике? 

Есть разница между тем, что такое ПБ и тем, что под этим понимает большинство.

1) Безопасность и комфорт – это не одно и тоже!

Вернемся к примеру со спортзалом. В спортзале вам будет некомфортно. Но вполне безопасно! 

Таким образом, ваша задача состоит не в том, чтобы защитить команду от дискомфорта. Она состоит в том, чтобы защитить команду от опасностей, мотивировать преодолевать дискомфорт и использовать дискомфорт для роста. 

Профессор Джонатан Хайдт из университета Нью-Йорка и его соавтор Грег Лукьянов пишут: “культура, в которой понятие безопасности расползается и начинает приравнивать эмоциональный дискомфорт к физической угрозе, – это культура, в которой люди начинают защищать друг друга от опыта, являющегося неотъемлемой частью существования и необходимого для развития сильной и здоровой личности”.

2) Несогласие – не то же самое, что опасность. Спор – не насилие.

В США борьба с несогласием и спорами сейчас в первую очередь идет из ВУЗов. Хайдт и Лукьянов в своей книге “Изнеженность американского сознания” определяют это как “деформация понятия безопасности”. Слишком многие преподаватели и студенты приняли точку зрения, что озвучивание или даже само существование идей, которые вам неприятны, являются для вас угрозой.  

Когда эта идея смешивается с психологической безопасностью, это сильно ослабляет и участников, и команду в целом. Ван Джонс из CNN в своей речи для студентов университета Чикаго определил это так:

Есть две идеи о безопасном пространстве. Одна замечательна, вторая ужасна. Замечательно, если мы защищены от физической угрозы или, например, от сексуальных домогательств. Но есть еще одна точка зрения, она часто смешивается с первой, и я думаю, что она просто кошмарна. Это идея, что “мне нужна защита от идей”. Я не хочу, чтобы ваши идеи были в безопасности. Наоборот, я хочу, чтобы вы были сильны”. 

Исследования показывают, что избегание не является эффективным способом преодоления дискомфорта. Более того, избегание только ухудшает ситуацию. Как пишут Хайдт и Лукьянов, “избегание триггеров – это симптом расстройства, а не способ лечения”. 

Другими словами, чем больше вы имеете дело с несогласием, тем больше вы способны справляться в ситуации, когда чье-то мнение отличается от вашего и тем меньше вы принимаете несогласие как что-то “личное”.  

Важная оговорка: нетерпимость дискомфорта или неготовность соглашаться с чужим мнением может быть следствием психологической травмы. Для таких людей эта боль реальная. Но таким людям должна быть оказана профессиональная помощь квалифицированными специалистами и в соответствующих условиях. Это работа для врача, не для менеджера.

Пример со времен, когда я был студентом. Мой сокурсник полез на дерево, упал и сломал руку. Вместо того, чтобы поговорить со студентом, предупредить остальных быть аккуратнее или научить лазить по деревьям, ВУЗ просто ввел правило: “мы запрещаем лазать по деревьям”. Другими словами, “деревья очень опасны, и мы вам не доверяем”. Это совершенно не создает психологической безопасности. 

3) Риск имеет смысл только если он помогает всей команде

Если я принесу заряженный пистолет и брошу его на стол без присмотра, мои действия будут опасны. Иногда рискованное поведение действительно создает угрозу безопасности. Не любое рискованное поведение реально означает, что у нас есть психологическая безопасность.

Более практический пример:

  • Высказать неудобное мнение – это риск. Однако команда только выиграет от того, что появилась возможность рассмотреть другую точку зрения. У команды, возможно, появится еще один вариант для достижения цели. 

  • Заткнуть того, кто высказывает неудобное мнение, например, манипулируя тем, что не нравится, как это сказано, – это тоже риск. Однако этот риск убивает диалог и ухудшает шансы команды достичь цели. 

Решиться на дискомфорт, посмотреть на всю картину в целом и принять взвешенное решение – все это требует смелости, в отличие от попытки избежать неприятных ощущений здесь и сейчас. 

Таким образом, некоторые риски нам придется устранять для обеспечения психологической безопасности. А именно те, которые несут вред для команды и отдаляют от целей. Поэтому установить ПБ будет сложнее, чем просто сказать “да будет у нас безопасно”.

4) Если вредить – безопасно, значит безопасностью и не пахнет

Вся ирония упрощенного взгляда на безопасность и смешивания безопасности с комфортом заключается в том, что свобода делать или не делать, говорить или молчать, нанося этим вред команде, на самом деле уменьшает безопасность.  

Так что такое психологическая безопасность?

Психологическая безопасность – это такая среда, в которой все, что вами сказано или сделано, не будет использовано вам во вред, если только ваши действия не были вредоносными для команды. 

Коллеги даже не предполагают, что вы пытались нанести вред, пока не доказано обратное. Короче, нечто прямо противоположное тому, что говорят полицейские при аресте (“все, что вы скажете, может быть использовано против вас”). 

Теперь проблема. Объявить, что у нас есть психологическая безопасность и создать ее, – это две большие разницы. Просто сказать “давайте жить дружно” маловато, чтобы действительно убедить в этом людей. Поэтому я считаю полезным разобрать, из чего состоит ПБ и сравнить ее с доверием. 

ПБ – это доверие между всеми участниками группы. Чем больше группа, тем сложнее будет поддерживать в ней ПБ. Для этого требуется, чтобы каждый участник группы доверял все остальным. Когда мы ставим вопрос так, становится понятнее, что значит “брать на себя риски”. Доверие строится на трех китах: способности, постоянстве и добрых намерениях. Причем именно добрые намерения являются ключевым ингредиентом. Никакие уникальные способности не убедят вас доверять другому, если вы не уверены, что ваши интересы учтены. Это многое меняет. Теперь, ПБ и способность брать на себя риски не означает возможности делать что попало, потому что команда обязалась относиться друг к другу милосердно

Что означает “милосердно” на практике? 

  • Если вы совершили ошибку, это не будет использовано против вас. 

  • Если что-то идет не так, вы можете об этом прямо сказать, и это не будет использовано против вас.

  • Не важно, кто принес эту мысль, лишь бы она шла на пользу всей команде.

  • Если вам нужна помощь, ее можно попросить. 

  • Передумать – это похвальное проявление интеллектуальной скромности. 

  • Принимая решение, вы ставите благо группы во главу угла, выше любых личных благ и интересов.  

  • Вы рассматриваете все действия, исходя из того, что их пытались сделать во благо.

Другими словами, основа психологической безопасности – это в первую очередь забота друг о друге и о команде в целом, и в несравнимо большей степени, чем забота о себе любимом. 

Психологическая безопасность – Эми С. Эдмондсон

Если вы измените характер и качество разговоров в вашей команде, ваши результаты улучшатся в геометрической прогрессии. Психологическая безопасность является основным компонентом, чтобы разблокировать это.

Курсы

Книги

Статьи

Видео

Ресурсы

Свяжитесь с нами

Курсы

0002 Психологическая безопасность – ключевой фактор здоровой команды. Работа лидера — будь то на вершине организации или где-то посередине — состоит в том, чтобы создать безопасное пространство, в котором люди могут высказывать свое мнение, совершать ошибки и полностью отдаваться работе.

Этот курс может помочь вам распознать и продвигать психологическую безопасность, устраняя большие препятствия на пути к инновациям, связям и сотрудничеству в вашей организации.

Рейтинг 5 звезд от 250+ участников.

См. курс LinkedIn

Книги по психологической безопасности

Все книги на Amazon

Статьи

Как бесстрашные организации добиваются успеха

Как выглядит психологическая безопасность в своей гибридной рабочем месте

четыре ступенчатых

Современным лидерам нужна уязвимость, а не бравада

Видео

Психологическая безопасность, иллюстрация.

Визуальный обзор концепций Бесстрашная организация .

Создано Амелией Крэбтри и используется с разрешения и с благодарностью.

Сканирование без страха

Психологическая безопасность — главный показатель эффективности команды. Измерьте свои с помощью сканирования бесстрашной организации.

Попробуйте бесплатное личное сканирование

Проведите групповое сканирование

Partners

Caerus Change фокусируется на создании здоровых организационных систем. Базируется в Великобритании.

Цель PeopleTalking — помочь командам и организациям трансформироваться посредством человеческого общения. Базируется в Австралии.

Aristotle Performance — это компания, предоставляющая полный комплекс услуг по обучению, коучингу и консалтингу. Базируется в США

Что такое психологическая безопасность и как ее создать?

Лучшие команды получают психологическую безопасность.

Это так просто!

Хотите, чтобы ваша команда процветала и работала наилучшим образом? Затем создайте бесстрашную организацию, — говорит профессор Гарварда Эми Эдмондсон. Под бесстрашной организацией она подразумевает такую, которая обеспечивает психологическую безопасность.

Что такое определение психологической безопасности?

Что такое психологическая безопасность ?

Психологическая безопасность — это способность действовать и взаимодействовать в команде, не опасаясь негативных последствий.

Эми Эдмондсон, ведущий исследователь психологической безопасности, определяет ее следующим образом (1999: 350):

«Общее убеждение членов команды в том, что команда безопасна для межличностного риска».

Таким образом, психологическая безопасность заключается в гарантии того, что ни один член команды не будет унижен, осмеян или наказан за то, что задает вопросы, высказывает идеи, опасения или ошибки. У Уильяма Кана речь идет о том, чтобы «осмелиться заниматься собой, не опасаясь негативных последствий, касающихся ни самооценки, ни статуса, ни карьеры» (Кан 19).90:708)

Создание психологической безопасности заключается в том, чтобы давать откровенные отзывы, открыто признавать ошибки и учиться друг у друга, говорит Эдмонсон в подкасте для Harvard Business Review.

Команда Психологическая безопасность , таким образом, связана с общим убеждением, что команда безопасна для межличностного риска.

_____

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое теория ситуационного лидерства? Определения и примеры

_____

Первоначально, проводя свое исследование, Эдмонсон ожидала, что сплоченные команды будут совершать меньше ошибок, чем другие команды, однако, к ее удивлению, ее исследование показало, что сплоченные команды совершают столько же ошибок, сколько и любая другая команда. Это может показаться нам «нелогичным, то есть противоположным тому, что можно было бы ожидать».

Затем она поняла следующее: лучшая команда — это та, которая осмеливается говорить об ошибках — она делится опытом между товарищами по команде, поэтому все учатся на опыте друг друга. Таким образом, доверие является основным фактором создания психологической безопасности.

Лучшая команда — это та, которая осмеливается говорить об ошибках и делиться опытом с другими, чтобы учиться у других

Очевидно, что неспособность создать среду психологической безопасности — это дорогостоящее дело для любой организации. Реальность такой ситуации такова, что, когда вы движетесь к неудачному проекту, процессу организационных изменений или любой другой катастрофе, сотрудники опускают головы, опасаясь последствий, и никто не осмеливается высказываться.

В то время как некоторые могут начать тихо шептаться, в отчете Gallup об исследовании говорится, что, например, в США только трое из десяти сотрудников уверены, что их мнение учитывается (Gallup 2017).

_____

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему неудача учит успеху?

Проблема в том, что нашему мозгу просто не нравится идея «высовываться», когда полутоксичный начальник или конкурентный коллега может отвергнуть наши идеи до того, как мы закончим их высказывать. Это переводит нас в режим «сражайся или беги». Итак, чтобы защитить себя от возмездия и страха перед неудачей, ну… мы молчим и отключаемся.

Исследование Google о том, что делает команду хорошей

Компания Google провела масштабное исследование, чтобы выяснить, что отличает отличные команды от не очень. Послушайте, как профессор Эдмондсон объясняет своими словами, что выявило исследование Google, почему оно удивило ее и чему она научилась.

Исследования Google показывают, что доверчивые члены команды общаются по очереди и дают всем участникам возможность высказаться. Более того, лучшие команды демонстрируют способность читать и распознавать чувства друг друга.

Как создать психологическую безопасность?

Чтобы создать психологическую безопасность, нужны умелые лидеры и менеджеры.

Как отмечает Эдмондсон в видео, «это может быть очень мощным, когда лидер извиняется за то, что не сделал это безопасным в прошлом». Ответственность лидера всегда заключается в том, чтобы «идти первым», а не обвинять сотрудников, например, «почему вы не пришли ко мне» и так далее.

_____

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему лидерство, ограничивающее себя, — вредная стратегия

_____

Когда порицание заменяется любопытством и слушанием, открывается конструктивный путь продвижения вперед.

Обвинение других — это самый простой выход, возложение на других ответственности за действия, и это, по сути, подпитывает дальнейшее напряжение и ведет к защите и отстранению (Психология сегодня).

Поза

Как? и Что?0025 Как и Что И включают слово «Я» .

Например: чем я могу помочь? Что я могу сделать, чтобы продвинуть нас вперед? Что я могу сделать, чтобы убедиться, что вы никогда не испытаете это снова? И так далее.

Избегайте почему кто, и когда вопросы, которые могут привести к обвинению и осуждению, например: Кто несет ответственность за это и почему мы еще не получили эти продукты? Такие вопросы смотрят назад и никуда не ведут.

Вы будете удивлены, насколько хорошо это работает на практике. Совет взят из книги, которую мне одолжил мой брат. Это небольшая легко читаемая книга Джона Г. Миллера под названием QBQ: The Question Behind the Question .

Практический метод Миллера для постановки вопросов, как упоминалось выше, помогает вам практиковать личную ответственность в повседневных действиях и избегать обвинений. Совет прост и оказывает реальное положительное влияние на общение. Это делает вас конструктивным и ответственным, а не делает вас жертвой обстоятельств.

Честная обратная связь имеет первостепенное значение для эффективного и действенного продвижения вперед при устранении барьеров на пути инноваций

Если руководители наказывают или снисходительно относятся к людям, дающим критические отзывы, они вряд ли получат честные отзывы в будущем.

Помните, что вы не можете напрямую управлять поведением других. Что вы можете сделать, так это изменить свои собственные действия, реакции и поведение, чтобы инициировать другое поведение окружающих вас людей.

_____

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Санджа Брюгманн: будущий лидер этичен, страстен, смел и руководствуется целью смущение (Argyris 1982 в Edmonson 1999). Таким образом, токсичное руководство или наем лидеров, которые не могут завоевать доверие, обходятся чрезвычайно дорого, поскольку проблемы психологической безопасности на рабочем месте разрушают межличностные отношения и наносят ущерб организациям в целом. Эмоциональная безопасность на рабочем месте и укрепление доверия в командах и между командами должны иметь первостепенное значение. С Edmonson — сотрудники, скрывающие ценную информацию и знания в обществе знаний, которое считает знания своей величайшей ценностью, никому не помогают!

Один из способов получить обратную связь – это последовать примеру этого лидера, который рассказывает, как после каждой презентации просит оставить отзыв о проделанной работе. Это обезоруживает трудные разговоры и повышает доверие к лидерам. В частности, он задает следующие вопросы (Delizonna 2017):

  • Что сработало, а что не сработало в моей доставке?
  • Каково было слышать это сообщение?
  • Как бы я мог представить это более эффектно?

Присутствуйте в момент предоставления обратной связи и будьте готовы выслушать и обсудить проблемы, с которыми сталкиваются другие или вы сами, непредвзято. Обратная связь и критика — это, по сути, то, что способствует личному совершенствованию.

Задайте эти 4 вопроса, чтобы повысить чувство психологической безопасности: ПРИМЕР

Мы приведем пример, которым Джейк Хервей поделился с нами в статье Gallup о том, как создать культуру психологической безопасности.

Herway (Gallup 2017) предлагает использовать четыре простых вопроса для укрепления доверия в командах:

  1. В чем мы можем рассчитывать друг на друга?
  2. Какова цель нашей команды?
  3. К какой репутации мы стремимся?
  4. Что нам нужно сделать по-другому, чтобы добиться такой репутации и выполнить свое предназначение?

Важно отметить, что порядок вопросов важен, поскольку они переходят от построения личного доверия к психологической безопасности команды.

Итак, Хервей объясняет, как он отвел команду отдела кадров в отдельную комнату. Поделившись общей информацией и информацией с командой, он начал задавать первый из четырех вопросов человеку рядом с ним.

_____

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: 5 резюме видеокниги о бизнесе, которые сделают вас великим лидером

_____

Волшебная часть заключалась в том, что после вопроса первого человека, в чем ее команда может рассчитывать на нее, стало ясно, что она не будет ценить это так высоко, как ее товарищи по команде. Открыто делясь этим, команда может заверить ее в ценности. «Вы можете рассчитывать на то, что я уложусь в сроки», — ответила она, подумав. «Тем не менее, не все так делают», — спросила она тогда, как будто это ничего не значило. Затем члены команды рассказали ей, как они ценят ее своевременность, и поделились тем, как это было частью их собственных успехов.

Выслушав ответы друг друга о личной ответственности, можно было перейти к объединению команды с общей целью и идентичностью.

Затем Herway облегчил этот процесс, задав несколько вспомогательных вопросов, таких как:

  • «Почему вы каждый день ходите на работу?
  • Какова цель HR в вашей компании?
  • Как вы вместе достигаете этой цели?
  • Тогда, имея в виду эту цель и процесс, за что вы стремитесь прославиться в своей компании?
  • Какой бренд вы хотите создать?» (Gallup, 2017 г.)

Шаг за шагом команда создала сеть безопасности для всех — сначала за счет индивидуальной безопасности, а затем за счет психологической безопасности команды. Благодаря этим шагам стало возможным создать здоровую и безопасную культуру, в которой все чувствовали себя услышанными и могли безопасно участвовать в полной мере.

Начните с малого, подавайте пример и активно слушайте.

_____

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Уровни умения слушать в лидерстве, менеджменте и коучинге (видео)

_____

Оценка и обследование психологической безопасности в вашей организации

Проведите анонимную оценку уровня психологической безопасности в вашей организации. Лидеры могут легко переоценить уровень доверия, и исследования показывают, что они переоценивают положительное отношение сотрудников к собственному лидерству.

Причина этого может быть проста в свете вышеизложенного. Если сотрудников заставляют замолчать из-за страха перед последствиями в вопросах повседневной деятельности организации, то они вряд ли выскажут свою критику культурной среды своему ближайшему руководителю.

В традиционных авторитарных организациях может рассматриваться как неприемлемое поведение высказывать любую критику в адрес любого лидера – как самого близкого лидера, так и любого лидера выше непосредственного лидера. Таким образом, лидеры в организациях такого типа часто остаются в неведении относительно того, что члены организации думают об их лидерских качествах и творческой организационной культуре.

_____

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему руководителям необходимо принять страх

_____

Мое собственное исследование показывает, что доминирующие идеологии (логики) среди руководителей и конкретных отделов, скорее всего, преобладают и, следовательно, остаются доминирующими (Baunsgaard and Clegg, 2013). Чтобы узаконить доминирующие взгляды, любой, кто противостоит этим доминирующим взглядам — ​​в такой психологически небезопасной среде — может быть назван некомпетентным, не обладающим навыками и стратегическими способностями или даже смехотворным.

Кроме того, следует отметить, что психологическая безопасность — в культурах, где сотрудники боятся последствий, — вероятно, отсутствует на всех уровнях организации, что затрагивает сотрудников, менеджеров среднего звена и руководителей в целом.

Преимущества психологического здоровья и безопасности на рабочем месте

Психологическая безопасность полезна для организации различными способами. Имейте в виду, что в организациях, которым не удается создать культуру психологической безопасности, скорее всего, будут отстраненные и несколько напуганные сотрудники. Кроме того, отстраненность и страх являются путями к тому, что может привести к тревожно высокому уровню стресса среди сотрудников.

Стресс допустим в течение более коротких периодов времени. Тем не менее, когда состояния страха, чувства нерешительности говорить или отсутствия ощущения, что их услышали, становятся более постоянными, а не исключением из правила, возникает риск долгосрочных последствий стресса, таких как проблемы с психическим здоровьем (депрессия, тревога), сердечно-сосудистые заболевания. болезни (проблемы с сердцем, высокое кровяное давление), ожирение и т.д.0005

Помимо создания высокопроизводительных и эффективных команд, нельзя упускать из виду положительное влияние психологической безопасности на здоровье.

Следующий список указывает на некоторые из наиболее хорошо изученных положительных преимуществ психологической безопасности на рабочем месте.

Повышение психологической безопасности:

  • общая эффективность команды
  • инновации*
  • креативность
  • уровень обучения членов команды на ошибках*
  • вероятность закрытия проектов и стратегий, наносящих ущерб организации
  • личная вовлеченность*
  • вовлеченность и мотивация команды*
  • позитивная рабочая среда
  • переменчивость
  • организационная эффективность

2) 9003 (20053 Bear & Frese) Исследования показывают, что совместное управление способствует психологической безопасности (Эдмонсон и др., 2001), как и инклюзивное управление. Мы призываем к дальнейшим исследованиям, чтобы пролить свет на конкретные стили лидерства и управления, способствующие созданию безопасной среды, в которой психологическая безопасность является ключевым фактором.

Ссылки

Baer, ​​M & Frese, M. (2003). Инноваций недостаточно: климат для инициативы и психологической безопасности, технологические инновации и производительность фирмы. Журнал организационного поведения , 24(1): 45-68.

Баунсгаард, Вибеке Вад и Стюарт Клегг (2013). Стены и коробки: влияние профессиональной идентичности, власти и рациональности на стратегии кросс-функциональной интеграции. Организационные исследования, Vol. 34(9): 1299-1325.

Делизонна, Лаура (2017). Высокоэффективным командам нужна психологическая безопасность. Вот как это сделать. 24 августа 2017 г. Получено в Интернете 5 марта 2020 г.: https://hbr.org/2017/08/high-performing-teams-need-psychological-safety-heres-how-to-create-it.

Гэллап (2017). Как создать культуру психологической безопасности. 7 декабря 2017 г. Получено в Интернете 5 марта 2020 г.: https://www.gallup.com/workplace/236198/create-culture-psychological-safety.aspx.

Эдмондсон, Эми (2018). Бесстрашная организация: создание психологической безопасности на рабочем месте для обучения, инноваций и роста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *