Психологическая манипуляция: как распознать манипуляцию — Naked Science

Психологическая манипуляция — Психолог Татьяна Панова

Психологическая манипуляция – это способ психологического воздействия на человека с целью заставить его играть определенную роль. Такое влияние может быть умышленным, и даже сознательно приобретенным.
Иногда случается принимать решение словно бы вопреки собственной воле. Это сопровождается психологическим дискомфортом и чувством, что «что-то не так». Данная ситуация – верный признак того, что человек стал жертвой психологической манипуляции.
Однако в повседневной жизни люди часто становятся манипуляторами спонтанно и неосознанно. Порой даже оправдывая себя благими целями: родители манипулируют сознанием ребенка, приучая его к своему распорядку. Оправданы ли манипуляции в быту и личных отношениях? И как им противостоять?

     Особенности манипуляций

Можно выделить 3 явные особенности манипуляций:

Основная цель психологической манипуляции – выгода активной стороны в ущерб интересам партнера.


Манипулятор всегда скрывает от оппонента истинный смысл и принципы своей психологической игры.
Жертва манипуляции воспринимает свои решения и поступки как самостоятельные.

Виды манипуляций

Страх – агрессивный метод манипулирования сознанием. Он содержит угрозу для стабильной и привычной жизненной ситуации. Это может быть потеря хорошей работы или разлука с ребенком, разлад в семье вплоть до развода и просто нарушение личного пространства. Данный метод основан на том, что объекту манипуляции достаточно сложно выйти из зоны комфорта и легче пойти на уступки. В таком случае стоит отмести эмоции и прагматично оценить все последствия. Выстроить свою тактику, включить логику и сразить манипулятора интеллектом. А иногда полезно вспомнить, что все перемены – к лучшему.

Чувство вины. В этой ситуации манипулятор сам играет роль жертвы. Данный способ активно используют близкие люди и друзья-неудачники. Подчеркивание своей ненужности и одиночества, шантаж якобы забытыми общими интересами и чувствами, молчаливые упреки и прозрачные намеки приводят к тому, что жертва манипуляции все свои поступки и даже мысли невольно начинает сверять с моральными установками, навязанными искусным манипулятором.

Причиной такой зависимости обычно является низкая самооценка и желание «быть хорошим» любой ценой. Однако добиваться одобрения и любви манипулятора можно бесконечно долго, и стоит ли?

Игра на тщеславии – излюбленный метод манипуляторов-начальников, а также недобросовестных друзей и коллег. Лесть – это всегда завуалированная подмена истинной цели обращения: человека хвалят, чтобы тут же использовать. После похвалы начальника трудно отказаться от сверхурочной работы, а своевременный комплимент от подруги в начале разговора не позволит прервать ее двухчасовой монолог по телефону. Тщеславный человек – находка для манипулятора. Неверная самооценка приводит к зависимости от комплиментов и людей, которые их делают. Ироничное отношение к внешней стороне успеха сразу сделает явной неуместную лесть.

     Как себя вести?

Противостоять манипуляциям можно, перестав быть пассивной стороной в этой игре. Самое правильное – выйти из игры и создать свои правила общения с манипулятором. Они достаточно просты, вам нужно лишь:

  • осознанно относиться к своим потребностям и не ставить их на последнее место.
  • перейти к открытому диалогу с манипулятором: искренне сказать о своем отношении к этой ситуации. Тут два варианта исхода: часто это обезоруживает, но у иных манипуляторов вызывает агрессию. Поэтому стоит проявить деликатность и предложить другие варианты решения проблемы.
  • быть очень осторожным в принятии решений и обещаниях, данных манипулятору.

Кроме того, игнорирование и юмор – хороший способ отзеркалить психологическую агрессию (которой, несомненно, является манипуляция), и обезоружить манипулятора.

Подводя итог, можно сказать следующее: инструменты манипулирования весьма разнообразны, но задача всегда одна: вызвать определенные эмоции игрой на слабостях человеческой натуры. В этой психологической игре всегда два участника: один практикует манипуляции, а другой создает для этого комфортную среду. Поэтому данные ситуации дают хороший стимул для изучения психологии и внутреннего роста.

И помните, что вы всегда можете обратиться за профессиональной консультацией психолога очно и онлайн.

Читать онлайн «Осторожно! Психологическая мина! Все виды манипуляций и методы их обезвреживания», Лариса Большакова – ЛитРес

Книги Ларисы Большаковой – замечательные учебники общения. Особенно ценно то, что написаны они психологом-практиком, – все советы автора применяются легко и работают эффективно!

Марина Б., Санкт-Петербург

На мой взгляд, главное достоинство этой книги – ее современность, актуальность. Ведь это все происходит вокруг нас – политики вещают, СМИ врут, реклама давит, Интернет полон ловушек, да и близкие люди используют друг друга… Но «кто предупрежден – тот вооружен», спасибо автору за то, что откровенно пишет о реальном положении вещей и учит нас выживать среди этих реалий.

Т. Д., Москва

Советы Ларисы Большаковой помогли мне не только научиться защищаться от воздействия со стороны, но и самому овладеть эффективными и безопасными методами влияния на других людей.

Виктор М., Мурманск

Эта книга помогает не только научиться строить отношения с окружающими, в первую очередь она учит строить отношения с самим собой. Вряд ли найдется человек, которые не желает распрощаться со своими комплексами и ложными установками, стать уверенным в себе и неуязвимым для любого воздействия.

Алина П., Симферополь

Книгу обязательно читать всем! От школьников до пенсионеров! Это ведь самый настоящий учебник по безопасности жизнедеятельности!

Петр К., Калининград

Введение

Наша жизнь протекает в постоянном взаимодействии с другими людьми. У каждого из нас – свои предпочтения, свои интересы. Иногда они совпадают, но нередко – противоречат друг – другу.

Общаясь, мы вольно или невольно друг на друга воздействуем. Младенец плачет от голода или дискомфорта, это приводит к определенной реакции: мама заботится о нем, кормит и меняет пеленки.

Очень быстро малыш понимает, что для того чтобы получить от мира ответ, нужно подать какой-то сигнал. Опытным путем он проверяет, какие сигналы действенны, а какие – нет. И нередко уже с детства в общении появляются признаки манипуляции.

Например, ребенок может кинуться на пол в магазине, колотить руками и ногами в истерике, чтобы ему купили приглянувшуюся игрушку. Выглядит это так, как будто он не в силах справиться со своими эмоциями, на самом же деле он уже прекрасно знает, на какие «кнопки» можно нажать: маме будет стыдно и неловко, что ее чадо устроило истерику в людном месте, и она предпочтет поскорее прекратить неприятную сцену, купив то, что ему захотелось.

Другой пример: вы смотрите рекламный ролик. В большинстве случаев вы увидите приятные образы: сексапильных мужчин и женщин, романтические отношения, идеальные пейзажи. Понятно, что вкус шоколадного батончика никак не перенесет вас на экзотический пляж с лазурным морем, но достигается главная цель: создается ассоциативная связь между рекламируемой продукцией и приятными эмоциями.

Если создатели рекламы оказались более оригинальны и включили в ролик юмор, срабатывает тот же механизм. Вы улыбаетесь или смеетесь, то есть воспринимаете ролик – и продукт – позитивно, а значит, привыкаете, что этот продукт хорош, и с большей долей вероятности в следующий раз выберете именно его.

Так или иначе, нами манипулируют возлюбленные и супруги, начальники и коллеги, и родители, и даже собственные несовершеннолетние дети. Да и сами мы прибегаем иногда к каким-то приемам, которые можно назвать манипулятивными.

Мы никуда не можем деться от манипуляций. Они окружают нас всюду: телевидение и печатные СМИ, Интернет, речи и действия политиков, реклама в любом виде… Войдите в любой супермаркет. Маркетологи специально изучают, где нужно делать вход и где ставить тележки, чтобы люди проделали по торговому залу максимально длинный путь. Заманчивые ароматы свежей выпечки, мелодичная музыка настраивают на то, чтобы покупатели шли не слишком быстро и накладывали в корзины побольше.

На полках прямо перед глазами окажутся не самые дешевые марки, а рядом с кассой, пока вы ожидаете в очереди, всегда поджидают маленькие соблазны.

Манипуляции в глобальных масштабах появились, разумеется, не в период рыночной экономики, а гораздо раньше. Вспомните, например, советское время: как только возникал дефицит очередного продукта, в СМИ появлялись статьи наподобие «Сахар – белая смерть». Людям внушали, что сахар крайне вреден, поэтому и не стоит расстраиваться, что его нет в продаже.

Однако наше время особенно опасно для падких на манипуляции людей, в первую очередь это касается детей, которые с рождения окружены рекламой. Стоит какому-нибудь мультфильму выйти на экран, как его поддержат выпуском товаров с изображением героев: пеналы, рюкзаки, куклы. Что угодно, только купи. А идеализированные образы женщин в глянце, например, приводят к тому, что девочка-подросток с нормальной фигурой считает себя толстой и может дойти до крайней степени истощения из-за анорексии.

А ведь 20 % больных анорексией умирают! Кто, как не родители, должен защитить своих детей от циничных манипуляций?

Манипуляторы могут действовать вполне осознанно, как в примере с рекламой, или инстинктивно, как в случае с детской истерикой. Вы можете отдавать себе отчет в том, что вас как-то провели, или не догадываться об этом. Впрочем, чаще всего объект манипуляции ощущает смутное неудовлетворение, даже если он и не становится жертвой настоящего мошенничества.

Вам надоело быть чьей-то марионеткой? Вы решили взять жизнь в свои руки? Важно понимать, что одного решения здесь недостаточно. Для того чтобы успешно противостоять манипуляторам и мошенникам всех типов, необходимо ознакомиться с их арсеналом: «Кто предупрежден – тот вооружен».

Ключевое понятие здесь – «объект». Вряд ли кому-то нравится быть объектом, над которым осуществляется воздействие, управление, обработка – а не одушевленным лицом, кузнецом своей судьбы.

К слову, сами манипуляторы никогда не упускают этот этап, они заранее выясняют все о привычках, убеждениях, интересах и комплексах своих будущих «жертв». Именно поэтому их приемы оказываются настолько действенными.

В этой книге вы найдете описания различных техник и приемов, к которым часто прибегают манипуляторы, а также советы, как не попасться в их сети и остаться при своем.

Помните, что, согласно мудрым правилам русской грамматики, обидеться – это «обидеть себя», расстроиться – «расстроить себя». А можно не делать этого, если таков ваш осознанный выбор. Пора самим решать, в каком направлении будет двигаться ваша жизнь, на что вам тратить ваши деньги, за кого голосовать и как общаться с самыми близкими людьми.


Гамлет. Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь.

Гильденстерн. Принц, я не умею.

Гамлет. Пожалуйста.

Гильденстерн. Уверяю вас, я не умею.

Гамлет. Но я прошу вас.

Гильденстерн. Но я не знаю, как за это взяться.

Гамлет. Это так же просто, как лгать. Перебирайте отверстия пальцами, вдувайте ртом воздух, и из нее польется нежнейшая музыка. Видите, вот клапаны.

Гильденстерн. Но я не знаю, как ими пользоваться. У меня ничего не выйдет. Я не учился.

Гамлет. Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя!

Уильям Шекспир. «Гамлет»

Глава 1.


Что такое манипуляции. Как отличить манипулятора

Как распознать манипуляцию

В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить отношения со всем миром, но и очень быстро прийти к эмоциональному истощению. Для этого надо четко определить, чего нужно избегать, а что вполне допустимо.

Вначале следует разобраться, что же такое манипуляция. Словарь подсказывает, что это слово происходит от латинского manus, «рука» (точнее, manipulus – пригоршня).

В психологии манипуляция – это управление другими людьми, как если бы они были неодушевленными объектами, вещами. Манипулятор буквально использует человека в собственных целях.

При этом не стоит забывать о важном аспекте: манипулятор делает все, чтобы его действия казались нейтральными или даже похвальными. Он поворачивает ситуацию так, чтобы выиграть и чтобы пострадали другие люди, но при этом нередко создает видимость того, что жертвует собственными интересами.

Изначально «манипуляция» – это управление чем-то при помощи рук, и слово до сих пор широко употребляется в этом значении, например, «медицинские манипуляции», а приборы, заменяющие человеческую руку, называют манипуляторами.

Любое ли управление людьми является манипуляцией? Конечно, нет. Воспитывая ребенка, родители и учителя награждают его за хорошее поведение и наказывают за проступки. Но это не манипуляция, потому что при этом воспитатели действуют в интересах ребенка. Манипуляторы же обводят своих жертв вокруг пальца, заставляя поверить, что все делается ради них, на самом же деле выигрывают только они, остальные в проигрыше.

 

Иногда к манипуляциям можно отнести угрозы или шантаж, когда цели манипулятора оказываются достаточно прозрачны. Однако, как правило, объект манипуляции считает, что он вправе решать сам, как ему поступить. Он не замечает того, как искусно манипулятор может запрограммировать его поведение.



В рассказе Сомерсета Моэма «Луиза» главная героиня с детства манипулирует окружающими людьми, опираясь на то, что у нее больное сердце. Ее нельзя расстраивать, утомлять, огорчать. При этом она живет в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, и успевает схоронить нескольких здоровых мужей. В конце концов объектом манипуляции становится дочь героини. Луиза якобы ничего не имеет против ее брака, но жалуется, что не переживет разлуки с дочерью. Девушка боится рисковать жизнью и здоровьем своей матери и готова пожертвовать своим счастьем.

К манипуляциям можно отнести хитрости и интриги, описанные в литературе, начиная со сказок для самых маленьких. Вспомним лису, обманувшую Колобка, или ее сестрицу из басни И. А. Крылова. Колобок был съеден, а ворона, поверившая лести, потеряла сыр.

Итак, манипуляция – это скрытое воздействие на человека, при котором навязанные извне представления искажают его собственные желания. При этом, как правило, в результате манипуляции интересы «объекта» оказываются так или иначе ущемлены.

Классический пример манипуляции – это ловкий ход Тома Сойера, не желавшего в жаркий выходной день красить забор. Когда к нему подошел другой мальчик, Том сделал вид, что покраска забора – исключительно интересное занятие. Вскоре выстроилась целая очередь желающих сделать это вместо Тома.

На чем играет Том? Во-первых, он представляет работу как увлекательную игру. Во-вторых, чтобы сделать работу желанным «призом», он вначале отказывает другим мальчикам, заставляя себя уговаривать. С этой же целью он еще и мзду взимает за то, что милостиво допускает к работе добровольцев. В этом примере другие мальчики не осознают, что стали объектами манипуляции, и по сути ничего не теряют. Все стороны остаются довольны.

Однако ситуации, в которых выигрывают все, крайне редки. Даже если создается такое впечатление, психологи утверждают, что объекты манипуляции почти всегда испытывают чувство тревоги, давления, дискомфорта. Подсознание подсказывает, что контакта с манипулятором желательно избегать, даже если он кажется исключительно приятным человеком. Вот только мы нередко заглушаем голос подсознания.

Что поможет вам распознать манипуляцию?

Во-первых, в пособиях для желающих управлять другими людьми чаще всего рекомендуют проводить «подстройку» под будущую жертву. Если вы заметите, что собеседник копирует ваши мимику и жесты, излюбленные словечки, принимает позы, подобные вашим, насторожитесь. Профессиональные манипуляторы часто прибегают к прикосновениям, как бы невзначай, и в пылу разговора они могут прикасаться к вашим рукам, плечам и т. д.

Во-вторых, манипуляторы умело вкладывают в головы «объектов» собственные идеи и представления. Собеседник может перебивать вас, многократно повторять одно и то же, навязывать вам сверхбыстрый темп речи и заставлять вас принять решение немедленно, чтобы не дать вам возможности подумать собственной головой. Наличие психологического давления и дефицит времени (как правило, искусственный) – почти стопроцентные индикаторы того, что вас пытаются сделать жертвой манипуляции.

С другой стороны, манипулятор может разжигать в вас определенные эмоции. Это достигается разными способами: он может льстить вам, внезапно могут обнаружиться общие интересы и корни. Все это делается для того, чтобы вы испытывали теплые чувства к манипулятору.

Если в разговоре вы чувствуете, что принимаете точку зрения другого человека и начинаете планировать свои будущие действия в соответствии с этой картиной мира – изначально не вашей, а другого человека, – остановитесь.

Есть и противоположный способ: манипулятор может оскорблять и нападать, к примеру, объявить вас некомпетентным, вынудить оправдываться и доказывать свою состоятельность и т. д. В любом случае, манипулятор пытается играть вашими мыслями и вашими чувствами.

Пора задуматься, если вы замечаете необычность в подаче информации, например, собеседник основное внимание концентрирует на неважных деталях.

Манипулятор может апеллировать к тому, что вы должны вести себя, «как полагается», в соответствии с какой-то социальной или иной ролью.

Если при общении с каким-то человеком вы понимаете, что начали испытывать сильные эмоции (например, страх), это мощная подсказка от вашего подсознания. Не игнорируйте ее. Для жертвы манипуляции характерны такие ощущения, как безотчетная неприязнь к собеседнику, желание плакать, агрессия, тоска, суетливость, раздражение, особенно если вы не можете объяснить, почему вы ведете себя таким образом. Это подсознание подсказывает вам, что вы вот-вот окажетесь в проигрыше. Вы также можете отследить ощущение суженности сознания, зацикленности на чем-то.

Манипулятор может апеллировать к тому, что вы должны вести себя, «как полагается», в соответствии с какой-то социальной или иной ролью. Если собеседник увещевает вас: «Не стоит так переживать», возможно, он хочет заглушить ваш внутренний голос, голос вашей интуиции.

Прислушивайтесь к себе!

Чего хотят от вас манипуляторы

Многое зависит от сферы, в которой осуществляется манипуляция. Если это сфера обслуживания и торговли, как правило, они хотят ваших денег. В сфере политики интересны могут быть ваш голос как избирателя, ваша поддержка или отсутствие сопротивления при проведении тех или иных манипуляций.



Политики и СМИ охотно создают не просто картины мира, а целые новые миры, заставляя обывателей забыть о собственной недавней истории и смотреть на свою нацию и другие народы через выгодные для манипуляторов призмы.

В повседневной жизни манипуляторы могут быть заинтересованы в следующих аспектах (кроме ваших денег, разумеется):

1. Манипуляции временем: они хотят, чтобы вы уделили им свое время. Чаще всего к таким приемам прибегают близкие люди, однако эта манипуляция может быть включена в состав более сложной. К примеру, чем больше времени вы проводите в разговорах с продавцом, тем меньше вероятность того, что вы уйдете без покупки (возможно, вам будет неловко или стыдно это сделать). Поэтому большинство манипуляторов, как вампиры, охотятся за вашим драгоценным временем.

2. Манипуляции энергией. Как правило, это перекладывание на вас обязанностей, которые должен был выполнить кто-то другой: вспомним историю с Томом Сойером и его знаменитым забором. Часто первый и второй виды манипуляций объединены: разумеется, за покраской забора дети провели немало времени, которое могли уделить другим развлечениям.

3. Манипуляции вниманием. Это очень распространенный тип манипуляции, который знаком нам всем с детских шалостей. «Смотри, птичка летит!» – пока доверчивый собеседник задирает голову, у него незаметно отбирают конфетку. У манипуляций вниманием, которые так любят СМИ, примерно тот же эффект. Посмотрите прекрасный фильм «Хвост виляет собакой». По сюжету, чтобы отвлечь избирателей от сексуального скандала, в котором замешан президент США, ловкие журналисты описывают несуществующую войну.

4. Манипуляции репутацией. Если у вас создана репутация «надежного человека», вы просто не можете подвести начальника и отказаться выйти на работу в субботу вечером. Вы пойдете на жертвы, откажетесь от возможности провести время с любимыми людьми, лишь бы не потерять марку в глазах людей. Разумеется, это не единственный вариант. Манипулятор может играть не только вашей репутацией, но и собственной, например, если вы знаете человека как «рубаху-парня» или «легкомысленного неудачника», вы вряд ли будете настороже в общении с ним – и можете многое потерять, если на самом деле это не сущность человека, а лишь выгодный образ.

Е. Л. Доценко[1] выделяет следующие мишени манипуляции:

1. Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы. Манипуляторы стремятся побудить объект к какой-либо деятельности, направить его деятельность в определенное русло. Так, производители рекламы создают потребность в новом продукте, придумывая для него привлекательные свойства.

2. Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования. Манипуляторы хотят внушить что-то или убедить объект в чем-то, настроить его определенным образом по отношению к другим людям или группам людей. Например, родители могут способствовать тому, что у чада формируется заниженная или завышенная самооценка, в зависимости от их способа манипулирования. Во время войны активно работает пропаганда, формирующая мировоззрение нации: враг – жестокий агрессор, наша страна делает правое дело.

3. Когнитивные (информационные) структуры: знания о мире, людях, сведения. Человека могут чему-то обучить или дезинформировать. Политики и СМИ нередко преуспевают в том, что меняют не только отношение к делам давно минувших дней и к недавним событиям, но и «переписывают» сами события.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки. Манипулятор стремится повлиять на эти аспекты, «выдрессировать» объект определенным образом, так, как ему выгодно. Примером может служить раскладка товаров в супермаркетах и предлагаемый покупателю маршрут от входа в торговый зал до касс.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные и т. п. Пожалуй, это самая распространенная мишень манипуляций, потому что именно от психического состояния объекта зачастую зависит успешность манипулятора. Он может стремиться выбить почву из-под ног объекта, утомить его, заставить нервничать и потерять способность к критическому мышлению.

Вот на что опираются манипуляторы

1. Интересы человека, его потребности и склонности. Слабости человека и его комплексы.

Например, видя женщину, зашедшую в магазин модной одежды, продавец справедливо заключает, что ей хочется выглядеть современно и красиво. Значит, можно апеллировать к ее самолюбию, опираться на то, что она хочет быть «не хуже других». Продавец может представить свой товар как уникальный, лучший или дешевый, зная при этом, что это не так. А может прибегнуть и к другой манипуляции из разряда «а вам слабо»: мол, сюда не смотрите, это слишком дорого для вас.

2. Политические, религиозные, нравственные убеждения.

К ним часто обращаются профессиональные манипуляторы – политики. Откройте любую предвыборную программу, и вы увидите, что она строится на принципах, которые покажутся избирателю справедливыми. Например, политик обещает защищать интересы пенсионеров, тогда как на самом деле будет лоббировать идеи влиятельных бизнесменов.

3. Привычки, стиль поведения, особенности характера.

Если манипулятор решил использовать вас в своих целях, он обязательно уделит время тому, чтобы изучить ваши особенности. Любая опытная гадалка способна составить портрет потенциальной жертвы, как великий Шерлок Холмс.

4. Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).

Манипуляторы умеют входить в доверие к потенциальным жертвам, потому что настраиваются с ними на одну «волну». Также они умеют создавать определенное состояние, чаще всего нажимая на кнопки страха – во всех смыслах. Вспомните недавнюю истерию по поводу свиного и птичьего гриппа. Нетрудно догадаться, что кому-то она была выгодна.

 

Подробнее том, на что опираются манипуляторы, мы поговорим в главе 3.

Зачем манипуляторы это делают? Ответы могут быть самыми разными. Некоторым доставляет удовольствие само ощущение власти или понимание, что их действия делают кого-то несчастным. Другие гонятся за материальной выгодой и за удобным местечком. Есть и такие, кто искренне страдает от низкой самооценки или находится в депрессии.

Методы психологической манипуляции, из-за которых вы можете стать жертвой

6 минут

Автор: Сара Клементе

Последнее обновление: 20 октября 2022 г.

Их можно найти где угодно, даже в самых частых местах. Это может быть ваш начальник, сосед, коллега, дальний или близкий родственник или даже друг. Речь идет о людях, которые владеют определенными приемами манипулирования и используют их, чтобы сбить нас с толку.

Хотя они и вокруг нас, обнаружить этих людей непросто. Их характеристики и черты личности не очевидны. Никто не носит на лбу табличку, предупреждающую, что он нарцисс или социопат. Итак, как мы можем избежать их?

Почему я?

Эти люди питаются чужой болью. Следовательно, дело не в том, что вы слабы, уязвимы или особенны, а в том, что вы для них очередная жертва. Просто еще один номер.

Все мы испытывали чувство вины или недоверия после определенных ситуаций, в которых оказывались. И самое ужасное, что мы чувствуем это, не зная, как и почему. Но дело в том, что последствия выплескиваются на нас, подрывают наш моральный дух, усложняют нам жизнь и повышают нашу неуверенность. Как они это делают, едва замечая нас.

Техники психологического манипулирования

В общем, существует множество видов манипулятивных людей: социопаты, нарциссы, лжецы или так называемые психологические вампиры. И их обнаружение — дело скорее практическое, чем теоретическое. Поэтому, если вы когда-то были их жертвой, вам будет легче их предвидеть.

Однако цели манипуляторов можно считать очень ясными, и они следуют определенной схеме. Некоторые из этих методов психологической манипуляции включают:

  • Искоренение вашей силы воли: стремление посеять сомнения, чтобы вы оставались под «защитой» манипулятора.
  • Уничтожение самооценки: избавление от всего, что вы делаете или сделали. Они неконструктивны в своей критике; они только пытаются выделить дефекты.
  • Пассивно-агрессивная месть: они наказывают вас, игнорируя вас. Когда они вам нужны, они отталкивают вас в сторону. Даже если вы их о чем-то спросите, они могут не заговорить с вами.
  • Искажение реальности: им нравится сбивать людей с толку и создавать споры и непонимание между ними. Затеяв спор, они остаются в стороне, развлекаясь, наблюдая, как спорят другие люди.

Обучение тому, как избегать методов психологического манипулирования

Манипулирование может произвести глубокое впечатление на каждого из нас. Поэтому нам представляется необходимым знать о наиболее часто используемых приемах психологической манипуляции. Цель состоит в том, чтобы научиться предвидеть их действия и не быть одной из их марионеток.

Эти люди часто смеются над нашим мнением, обвиняют нас или заставляют нас чувствовать себя виноватыми, тонко нападают на нас, допрашивают нас, не делают того, что им неинтересно, пытаются вызвать жалость к себе, отрицают истину… Все эти вещи необходимо для контроля над ситуацией. Но какие приемы психологической манипуляции они используют для этого?

Газлайтинг

Газлайтинг — одна из самых коварных техник психологической манипуляции. «Этого никогда не было», «Тебе это кажется» или «Ты сошел с ума?» обычные вещи они говорят, чтобы исказить и запутать ваше ощущение реальности , заставив вас поверить в то, чего не было.

Он вселяет в жертв крайнее чувство муки и замешательства , до такой степени, что они перестают доверять себе или собственной памяти, восприятию или суждению.

Проекция

Манипулятор переносит свои негативные черты или перекладывает ответственность за свое поведение на другого человека. Нарциссы и психопаты злоупотребляют им, утверждая, что зло, которое их окружает, не их вина, а ваша.

Бессмысленные разговоры

Десять минут разговора. Вот тогда вы точно покинете разговор. Манипуляторы говорят ерунду, дают нелогичные объяснения, создают дымовые завесы и т.д.

Они просто бездельничают. Они строят монологи и пытаются окружить вас своими разговорами. Чаевые? Сократите это ради вас. Если вы можете уйти через 5 минут, тем лучше. Ваш разум будет вам благодарен.

Обобщения и исключения

Делают общие, расплывчатые заявления. Они могут показаться интеллектуальными, но на самом деле они расплывчаты. Их выводы слишком общие. Их цель — уволить вас и разрушить ваше мнение.

Например, они могут сказать: «ты всегда хочешь быть правым», «все тебя беспокоит» или «ты никогда не соглашаешься». Успокойся. Вы можете добавить немного сарказма простым «спасибо» или проигнорировать их звучным «Я думаю, вы несколько расстроены, мы поговорим позже».

Абсурд

Помните, что манипуляторы стремятся подорвать ваш моральный дух и заставить вас переосмыслить то, во что вы верите. Они могут вложить вам в рот слова, которых вы не говорили. Они заставят вас думать, что у них есть способность читать ваши мысли. Но нет, это просто трюки. Вы можете сказать им, что у них есть право на свое мнение, но вы остаетесь при своей позиции. Вы также можете ответить на их шантаж «ваучером» или лаконичными фразами.

Важно то, что вы отдалите свою самооценку от их власти. Они хотят низвергнуть твою самооценку, чтобы контролировать тебя. Когда вы слабы, задача для них значительно упрощается.

Нет большего презрения, чем отсутствие уважения.

Добродушный костюм

«Да, но…» Если вы только что купили дом, вам скажут, как жаль, что у вас нет другого на пляже. Или, если вы выглядите более элегантно, чем когда-либо, они заметят, что вам следует носить серьги получше. Если вы выполнили безупречный отчет, они заметят, что клип закреплен неправильно.

Но на вас это не должно повлиять. Вы знаете себе цену! Ваши достижения и достоинства стоят больше, чем их методы манипулирования. Не внушайте им доверия и общайтесь с людьми, которые тратят больше времени на подчеркивание того, что правильно, и подбадривают вас конструктивной критикой, а не деструктивными комментариями.

Сопротивляйтесь их атаке ярости

Когда вы противостоите манипулятору, самое нормальное, что их гнев быстро возрастает, особенно если вы не следите за игрой. Их устойчивость к фрустрации обычно не очень высока. Не исключено, что они начнут зверствовать и даже оскорблять вас, обращаясь к вам в уничижительных и уничижительных выражениях. Это плод их собственного недоверия.

Это самые тонкие и частые приемы психологической манипуляции, которые люди используют, чтобы вас унизить. Подавляйте свои эмоции и сохраняйте хладнокровие: это единственный способ вырваться из-под их контроля. Если вы не поддадитесь, им станет скучно, и они начнут искать другую жертву. Жизнь всегда намного лучше вдали от токсичных людей.

Это может вас заинтересовать…

Психологическая манипуляция — Psynso

Психологическая манипуляция — это тип социального влияния, целью которого является изменение восприятия или поведения других посредством закулисных, обманных или даже оскорбительных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за счет другого, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение.

Социальное влияние не обязательно отрицательно. Например, врачи могут попытаться убедить пациентов отказаться от нездоровых привычек. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, когда оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.

 

Требования для успешной манипуляции

Согласно Джорджу К. Саймону, успешная психологическая манипуляция в первую очередь связана с манипулятором:

  • сокрытие агрессивных намерений и поведения.
  • , зная психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика, вероятно, будет наиболее эффективной.
  • , обладающий достаточным уровнем безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция, скорее всего, будет скрытой (реляционно-агрессивной или пассивно-агрессивной).

 

Как манипуляторы контролируют своих жертв

Согласно Брайкеру

Брайкер выделил следующие основные способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв:

  • положительное подкрепление – включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение; деньги, одобрение, подарки; внимание, мимика, например натянутый смех или улыбка; общественное признание.
  • негативное подкрепление – включает придирки, крики, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, ловушку вины, дуться, плакать и играть в жертву.
  • прерывистое или частичное подкрепление. Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
  • наказание
  • травматическое обучение с одной попытки — использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.

 

По словам Саймона

Саймон выделил следующие приемы манипулирования:

  • Ложь. поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и часто изощренно.
  • Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
  • Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он или она сделали что-то не так.
  • Рационализация: оправдание неподобающего поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
  • Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или ее поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его или ее планов, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
  • Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
  • Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
  • Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легко справляется. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
  • Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
  • Игра в роли жертвы («бедный я»): Манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сострадание и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора.
  • Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что он действует определенным образом для «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и выразить свое доверие и преданность ему или ей.
  • Проецирование вины (обвинение других): козлы отпущения манипуляторов часто незаметны, их трудно обнаружить.
  • Симуляция невиновности: Манипулятор пытается предположить, что любой нанесенный вред был непреднамеренным или не делал того, в чем их обвиняли. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в своих собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
  • Имитация замешательства: Манипулятор пытается прикинуться тупицей, притворяясь, что он или она не понимает, о чем вы говорите, или запутался в важном вопросе, доведенном до его сведения.
  • Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Он просто хочет того, чего хочет, и «сердится», когда ему отказывают.

 

Уязвимости, используемые манипуляторами

Согласно Брайкеру, манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:

  • «болезнь в угоду»
  • пристрастие к получению одобрения и признания других
  • Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций)
  • отсутствие напористости и умения говорить нет
  • размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
  • низкая самостоятельность
  • внешний локус контроля

По словам Саймона, манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:

  • наивность – жертве слишком трудно принять мысль о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны, или «отрицает», если он или она становится жертвой
  • чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву
  • низкая уверенность в себе – жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина причинять вред.
  • эмоциональная зависимость – жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более уязвима она или она для эксплуатации и манипулирования.

Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своей жертвы.

Согласно Кантору, уязвимы для психопатов-манипуляторов:

  • слишком доверчивы – честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они связываются с людьми, которых едва знают, не проверяя документы и т. д. Они редко задают вопросы так называемым экспертам.
  • слишком альтруистичный – противоположность психопатическому; слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий
  • слишком впечатлителен – чрезмерно соблазнен очаровашками. Например, они могут проголосовать за фальшивого политика, который целует младенцев.
  • слишком наивен — не верится, что в мире есть нечестные люди, а если бы и были, им бы не разрешили работать.
  • слишком мазохистский — отсутствие самоуважения и бессознательное использование психопатами. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
  • слишком самовлюбленный — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
  • слишком жадный – жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко склонить его к безнравственному поступку.
  • слишком незрелый — имеет слабое суждение и верит преувеличенным рекламным заявлениям.
  • слишком материалистичный – легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения
  • слишком зависимы — зависимые люди нуждаются в любви, поэтому они легковерны и склонны говорить «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
  • слишком одинок – одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную цену.
  • слишком импульсивен – принимает поспешные решения, например, о том, что купить или за кого выйти замуж, не посоветовавшись с другими.
  • слишком экономны – не могут отказаться от сделки, даже если знают, почему она такая дешевая
  • пожилых людей — пожилые люди могут устать и менее способны к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.

 

Мотивы манипуляторов

Возможные мотивы манипуляторов, в том числе:

  • Потребность продвигать свои собственные цели и свою выгоду практически любой ценой для других
  • У манипулятора есть сильная потребность в достижении чувства власти и превосходства в отношениях с другими
  • Манипуляторы хотят и нуждаются в том, чтобы чувствовать себя под контролем – причуда контроля
  • Чтобы почувствовать власть над другими, чтобы поднять самооценку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *