Психологические проблемы, связанные с приближением смерти
Человек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.
Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.
Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т.
Описать с психологической точки зрения финальный период жизни человека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоисследованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно личностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возрастным параметром на отношение к смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья.
Страх смерти
В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые. Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да». При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием. Установлено что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть, но в то же время пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего. Поистине, страх смерти есть ничто иное, как оборотная сторона воли к жизни.Этапы умирания (классификация Кюблер – Росс)
Элизабет Кюблер-Росс осуществила систематическое исследование смерти и процесса умирания. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов.
Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно.
Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?». Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще.
Торг. Человек ищет способы продления жизни и обещает все что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь.
Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими.
Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца.
Несмотря на широкую известность и популярность, данная классификация принимается не всеми специалистами, т. к. некоторые считают, что не все умирающие проходят через каждый из этих этапов, а кроме того, сама очередность этапов может быть иной. Кроме этого, высказываются опасения по поводу того, что родственники и друзья будут относиться к умирающим без должного сострадания и понимания. Они будут «просвещенно» считать, что какое-либо переживание умирающего — «это просто очередной этап процесса умирания».
Смерть, как часть жизни. Психологическое взросление, Психология – Гештальт Клуб
Нам сложно принять утрату, а поэтому мы всеми силами стараемся сохранить то, что имеем. А там, где этого не получается, включаются разного рода психологические защиты, которые вызывают избегание признания потери.
Каковы последствия этого явления?
Развитие фобий, психосоматические заболевание или “тюрьма”
неинтересных отношений.
Подробнее читайте об этом в статье ниже.
В литературе избегание переживаний, связанных со смертью, находит отражение в появлении разного рода магического воскрешения героев или изобретения эликсира бессмертия.
Однако в реальной жизни смерть неминуема.
Осознание этого факта не простое событие в жизни человека. Иногда, даже сталкиваясь с реальной смертью кого-то из близких, мы до конца не признаем этого события. Мы плачем, горюем, но очень часто не можем, иногда годами до конца отпустить.
Смерть в символическом значении касается разных аспектов нашей жизни. Так, мы иногда продолжаем цепляться за отношения, которые по факту давно “умерли”. Люди пытаются их воскресить, ходят к психологу, пытаются договориться. Однако, принципиальные вопросы и разногласия, как были, так и остаются.
Или то, что раньше устраивало, перестало удовлетворять одну или другую сторону. А они продолжают бороться, сопротивляться тому, чего в реальности уже НЕТ В ЖИВЫХ. Тем самым ввергая себя в изнурительные отношения.
При этом они живут в обоюдном самообмане, который поддерживает инфантильность таких отношений.
“Все должно быть хорошо. Мы же ведь уже решили столько спорных моментов. Вот только остается этот пункт”.
Проходит год, два, три, а это пункт, как был, так и остается, потому что, именно, он и является принципиальным для жизнедеятельности отношений. Однако страх смерти мешает признать то, что этот вопрос не решаем в данных отношениях и давно уже пора разойтись.
“Если я не буду признавать того, что все плохо, то, как будто этого не станет в моей жизни. Если я этого не вижу, то этого нет. Если я не замечаю смерть, то значит, это близко не коснется ни меня, ни моих отношений. Вдруг я, таким образом, еще могу что-то спасти! Я буду ходить к психологу и пытаться воскресить то, что уже не имеет в себе жизни”.
Тем не менее психолог оказывается в такой ситуации бессилен.
Подобные мысли, и поведение постепенно отдаляют человека от реальности и создают избыточное напряжение в жизни и отношениях, которое может выходить в виде ссор, психосоматических болезней или развития разного рода фобий.
Люди боятся признать смерть отношений, тем самым закрывая себя в “могиле” безвыходности, болезней и отчаяния.
Есть ли выход? Как обрести свободу от страха умирать?
Маленький ребенок не осознает конечность этой жизни или ограничения в ней. А взросление характеризуется осознанием наличия в этой жизни утраты и возможностью переживать ее.
Конечно, это связано с не очень приятными эмоциями. И если человек стремиться к комфорту, то эмоциональное взросление становится огромной сложностью.
Выход в том, чтобы развивать в себе смелость и научится смотреть правде в глаза. Увидеть эту серую реальность, рассмотреть смерть и пережить ее.
Ведь жизнь и смерть это череда событий, которое сменяет одно
другое. Если умирают одни отношения, то появляется возможность для
рождения новых. Однако, иногда до появления нового необходима
смерть старого.
Бывают ситуации, в которых уже ничего нельзя исправить, а остается
только отпустить.
В психологии есть направление танатотерапии, которое как можно судить по названию работает с явлением умирания и страхами на эту тему.
Если ежедневно правильно умирать, то это может продлить жизнь!
Так, например, сон это состояние маленькой смерти, когда все метаболические процессы в организме снижены. Если человек хорошо и глубоко расслабляется во время сна, а это означает, более близко приближается к физической смерти, то тем лучше он будет себя чувствовать при бодрствовании.
Принять смерть, это означает — перестать ей сопротивляться, там, где она естественна, и расслабиться.
Фактически смерть это состояние тотального идеального расслабления.
А что мешает расслабиться? – Страх. Вот, здесь то и нужна смелость!
Работу со страхами лучше всего проводить совместно с психологом. Визит к психологу на тему работы со страхом является одним из проявлений смелости. Ведь это означает признание проблемы и первый шаг к ее решению.
Это означает признание собственных ограничений.
Ведь часто человек хочет справиться со всем сам, и избегает визита
к психологу. Тем самым поддерживая миф о собственном всемогуществе
и бесконечности, что препятствует его эмоциональному
взрослению.
Это первый шаг в полноценную взрослую жизнь, в которой человек воспримет смерть, как одно из естественных жизненных явлений. В этом случае у него появляется свобода в полную силу жить там и в таких отношениях, которые делают его жизнь “вкусной”, наполненной и счастливой.
Ниже хочу поделиться своим собственным опытом встречи с одним из аспектов смерти в моей жизни на примере восприятия картины Андреа Мантенья “Мертвый Христос”.
Страх и ужас пронзительным кинжалом ударили мне прямо в сердце, и столкнули меня с лицезрением смерти глаза в глаза.
Картина поражает своей реалистичностью! Огромные следы от гвоздей нарисованы так подробно, и так близко к зрителю, что не может не вызывать ярких эмоций.
Это картина написана автором в период ренессанса, и очень не типична для этого времени. Она сильно отличается от многочисленных прекрасных мадонн того периода, и показывает другую сторону этой жизни.
Смерть, как часть жизни. Рассматривая на эту картину просто невозможно более ее избегать.
Холодное серое отчаяние захватывает тело и сковывает его. Дыхание зажимается, и на какое-то мгновение замирает. Все, конец.
Остановка…
А затем, через какое-то время, легкая дрожь начинает появляться где-то в конечностях, постепенно распространяясь по всему телу.
За выдохом следует новый вдох…
Вот так в полном тотальном Инь рождается маленькая точечка Янь.
Это открывается новое движение жизни, новая свобода и новые возможности.
Вот так наступает тот момент, когда маленькая смерть, переживается, перерабатывается и становится частью опыта моей души. Сегодня во мне умерла боль от потери чего-то ценного.
А что родится завтра, пока я не знаю, вероятно, что-то новое!
Смерть и умирание – Психология
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Обсуждать уход в хосписе
- Опишите пять стадий горя
- Определить завещание и DNR
У каждой истории есть конец. Смерть знаменует собой конец истории вашей жизни ([ссылка]). Наша культура и индивидуальное происхождение влияют на то, как мы относимся к смерти. В некоторых культурах смерть воспринимается как естественная часть жизни и приветствуется. Напротив, примерно 50 лет назад в Соединенных Штатах врач мог не сообщать кому-либо, что он умирает, и большинство смертей происходило в больницах. В 1967 эта реальность начала меняться с Сисели Сондерс, которая создала первый современный хоспис в Англии. Цель хосписа — помочь обеспечить достойную смерть и обезболивание в гуманной и комфортной обстановке, которая обычно находится за пределами больничных условий. В 1974 году Флоренс Уолд основала первый хоспис в США. Сегодня хоспис обеспечивает уход за 1,65 миллионами американцев и их семьями. Благодаря уходу в хосписы многие неизлечимо больные люди могут провести свои последние дни дома.
В некоторых культурах тела людей могут после смерти хоронить на кладбище. (кредит: Кристина Рутц)
Исследования показали, что уход в хосписе полезен для пациента (Brumley, Enquidanos, & Cherin, 2003; Brumley et al. , 2007; Godkin, Krant, & Doster, 1984) и для семьи пациента (Rhodes, Mitchell, Miller, Коннор и Тено, 2008; Годкин и др., 1984). Пациенты хосписа сообщают о высоком уровне удовлетворенности хосписным уходом, потому что они могут оставаться дома и не полностью зависят от незнакомцев в вопросах ухода (Brumley et al., 2007). Кроме того, пациенты хосписа, как правило, живут дольше, чем пациенты, не проживающие в хосписе (Connor, Pyenson, Fitch, Spence, & Iwasaki, 2007; Temel et al., 2010). Члены семьи получают эмоциональную поддержку и регулярно информируются о лечении и состоянии своего близкого человека. Бремя заботы о члене семьи также уменьшается (McMillan et al., 2006). Как пациент, так и члены его семьи сообщают об усилении поддержки со стороны семьи, социальной поддержки и улучшении самочувствия при получении услуг хосписа (Godkin et al., 19).84).
Как вы думаете, как бы вы отреагировали, если бы вам поставили диагноз неизлечимой болезни, такой как рак? Элизабет Кюблер-Росс (1969), работавшая с основателями хосписной помощи, описала процесс принятия человеком собственной смерти. Она предложила пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Большинство людей проходят эти стадии, но стадии могут происходить в разном порядке, в зависимости от человека. Кроме того, не все люди проходят все стадии. Также важно отметить, что некоторые психологи считают, что чем больше умирающий борется со смертью, тем больше вероятность того, что он застрянет в фазе отрицания. Это может помешать умирающему достойно встретить смерть. Однако другие психологи считают, что не встречаться со смертью до самого конца для некоторых людей является адаптивным механизмом выживания.
Будь то болезнь или старость, не все, кто сталкивается со смертью или потерей любимого человека, испытывают негативные эмоции, описанные в модели Кюблера-Росса (Nolen-Hoeksema & Larson, 1999). Например, исследования показывают, что люди с религиозными или духовными убеждениями лучше справляются со смертью из-за их надежды на загробную жизнь и социальной поддержки со стороны религиозных или духовных ассоциаций (Hood, Spilka, Hunsberger, & Corsuch, 1996; McIntosh, Сильвер и Вортман, 19 лет93; Палуциан, 1996; Самарель, 1991; Вортман и Парк, 2008).
Ярким примером человека, создающего смысл через смерть, является Рэнди Пауш, всеми любимый и уважаемый профессор Университета Карнеги-Меллона. В возрасте около 40 лет с диагнозом неизлечимый рак поджелудочной железы, которому оставалось жить всего 3–6 месяцев, Пауш сосредоточился на том, чтобы жить полноценной жизнью в то время, которое у него осталось. Вместо того, чтобы разозлиться и впасть в депрессию, он представил свою теперь уже знаменитую последнюю лекцию под названием «Настоящая реализация ваших детских мечтаний». В своем трогательном, но юмористическом выступлении он делится своими мыслями о том, как видеть хорошее в других, преодолевать препятствия, испытывать невесомость и многое другое. Несмотря на смертельный диагноз, Пауш прожил последний год своей жизни с радостью и надеждой, показывая нам, что наши планы на будущее по-прежнему имеют значение, даже если мы знаем, что умираем.
Смерть знаменует собой конец нашей жизни. Есть много способов, как мы можем реагировать, когда сталкиваемся со смертью. Кюблер-Росс разработал пятиступенчатую модель горя, чтобы объяснить этот процесс. Многие люди, которым грозит смерть, выбирают хоспис, который позволяет провести свои последние дни дома в комфортной и поддерживающей обстановке.
Кто создал самый первый современный хоспис?
- Элизабет Кюблер-Росс
- Сисели Сондерс
- Флоренс Вальд
- Флоренс Найтингейл
B
Каков порядок стадий в пятистадийной модели горя Кюблер-Росс?
- отрицание, торг, гнев, депрессия, принятие
- гнев, депрессия, торг, принятие, отрицание
- отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие
- гнев, принятие, отрицание, депрессия, торг
С
Опишите пять стадий горя и приведите примеры того, как человек может реагировать на каждой стадии.
Первый этап — отрицание. Человек получает известие о том, что умирает, и либо не воспринимает его всерьез, либо пытается уйти от реальности ситуации. Он может сказать что-то вроде: «Рак никогда не мог случиться со мной. Я хорошо забочусь о себе. Это должно быть ошибкой». Следующий этап — гнев. Он понимает, что времени мало, и у него может не быть шанса добиться того, чего он хотел в жизни. «Это нечестно. Я пообещал своим внукам, что мы поедем в Диснейуорлд, и теперь у меня никогда не будет возможности взять их с собой». Третий этап – торг. На этом этапе он пытается отсрочить неизбежное, торгуясь или умоляя о дополнительном времени, обычно с Богом, членами семьи или медицинскими работниками. «Боже, просто дай мне еще один год, чтобы я мог отправиться в это путешествие со своими внуками. Они слишком молоды, чтобы понять, что происходит и почему я не могу их взять». Четвертая стадия – депрессия. Он грустит о своей скорой смерти. «Я не могу поверить, что вот так я умру. Мне так больно. Что станет с моей семьей, когда меня не станет?» Заключительный этап – приемка. Эта стадия обычно достигается в последние несколько дней или недель перед смертью. Он признает, что смерть неизбежна. «Мне нужно привести все в порядок и попрощаться со всеми людьми, которых я люблю».
Какова цель хосписа?
Хоспис — это программа услуг по оказанию медицинской, социальной и духовной поддержки умирающим и их семьям.
Вам когда-нибудь приходилось справляться с потерей близкого человека? Если да, то какие понятия, описанные в этом разделе, обеспечивают контекст, который может помочь вам понять ваш опыт и процесс скорби?
Если бы у вас диагностировали неизлечимую болезнь, вы бы выбрали хоспис или традиционную смерть в больнице? Почему?
- хоспис служба
- , обеспечивающая достойную смерть; обезболивание в гуманной и комфортной обстановке; обычно за пределами больницы
Эмоции, выражаемые умирающими, неожиданно позитивны — Ассоциация психологических наук — APS
Страх смерти является фундаментальной частью человеческого опыта — мы боимся возможности боли и страданий и беспокоимся, что встретим конец в одиночестве. Хотя мысли о смерти могут вызывать сильную тревогу, новые исследования показывают, что фактические эмоциональные переживания умирающих одновременно более позитивны и менее негативны, чем ожидают люди.
Результаты опубликованы в Psychological Science , журнале Ассоциации психологических наук.
«Когда мы представляем свои эмоции перед смертью, мы в основном думаем о печали и ужасе», — говорит психолог Курт Грей из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. «Но оказывается, умирать не так грустно и страшно — и даже радостнее, — чем вы думаете».
Исследование, в котором изучались письма неизлечимо больных пациентов и заключенных, приговоренных к смертной казни, показало, что мы непропорционально сосредотачиваемся на негативных эмоциях, вызванных смертью, без учета более широкого контекста повседневной жизни.
«Люди невероятно адаптивны — как физически, так и эмоционально — и мы продолжаем свою повседневную жизнь независимо от того, умираем мы или нет», — объясняет Грей. «В нашем воображении смерть одинока и бессмысленна, но последние сообщения в блогах неизлечимо больных пациентов и последние слова приговоренных к смертной казни наполнены любовью, социальными связями и смыслом».
Положительные эмоции, возникающие при таком осмыслении, были изысканно показаны в недавней колонке «Современная любовь», написанной любимым детским писателем Эми Крауз Розенталь. Розенталь, которая умерла от рака яичников через 10 дней после публикации ее колонки в «Нью-Йорк Таймс» с глубокой любовью и юмором написала о том, что нашла кого-то, кто выйдет замуж за ее мужа после ее смерти.
«Колонка была такой трогательной, потому что она была такой позитивной, такой наполненной любовью и надеждой», — говорит Грей. «Хотя такой позитив кажется странным для человека, находящегося на грани смерти, наша работа показывает, что на самом деле он довольно типичен».
Грей, его аспирантка Амелия Горансон и их соавторы Райан Риттер, Адам Вейц и Майкл Нортон начали задумываться об эмоциональном опыте умирания, когда наткнулись на последние слова приговоренных к смертной казни в Техасе, собранные министерство юстиции штата. Они были удивлены тем, насколько оптимистичными были заявления, и задавались вопросом, не омрачены ли наши чувства по поводу смерти и умирания нашей тенденцией концентрироваться на негативном опыте.
В своем первом исследовании Грей и его коллеги проанализировали эмоциональное содержание сообщений в блогах неизлечимо больных пациентов, которые умирали либо от рака, либо от бокового амиотрофического склероза (БАС). Чтобы быть включенными в исследование, в блогах должно быть не менее 10 сообщений в течение как минимум 3 месяцев, а автор должен был умереть во время написания блога. Для сравнения исследователи попросили группу онлайн-участников представить, что у них диагностировали неизлечимый рак, и написать сообщение в блоге, имея в виду, что им осталось жить всего несколько месяцев.
Используя компьютерный алгоритм, обученных кодировщиков-ассистентов и онлайн-кодировщиков, исследователи проанализировали реальные и воображаемые сообщения в блогах на наличие слов, описывающих негативные и позитивные эмоции, такие как «страх», «ужас», «тревога, » «счастье и любовь. »
Результаты показали, что сообщения в блогах от людей, которые были неизлечимо больны, содержали значительно больше слов с положительными эмоциями и меньше слов с отрицательными эмоциями, чем те, которые были написаны участниками, которые просто представляли, что умирают.
Просматривая сообщения пациентов в блогах с течением времени, исследователи также обнаружили, что использование ими слов, выражающих положительные эмоции, на самом деле увеличивалось по мере приближения смерти, в то время как использование слов, выражающих отрицательные эмоции, не увеличивалось. Эти закономерности сохранились даже после того, как Грей и его коллеги приняли во внимание общее количество слов и количество сообщений в блогах, предполагая, что увеличение количества слов с положительными эмоциями было не просто связано с эффектами письма с течением времени.
Во втором исследовании исследователи провели аналогичный анализ, сравнивая последние слова заключенных в камере смертников с поэзией приговоренных к смертной казни и воображаемыми последними словами другой группы онлайн-участников.
Опять же, они обнаружили, что слова тех, кто был действительно близок к смерти, были менее негативными и более позитивными по эмоциональному тону, чем слова тех, кто не был близок к смерти.
И неизлечимо больные пациенты, и сокамерники, которым грозит казнь, казалось, сосредоточились на вещах, которые помогают нам найти смысл жизни, включая религию и семью, предполагая, что такие вещи могут помочь подавить тревогу по поводу приближающейся смерти.
Грей и его соавторы признают, что результаты могут быть применимы не ко всем людям, приближающимся к смерти — неясно, испытывают ли люди, сталкивающиеся с большой неопределенностью, или те, кто умирает от старости, аналогичные положительные эмоции ближе к концу жизни.
В конечном счете, результаты показывают, что наши ожидания могут не совпадать с реальностью смерти, что имеет важные последствия для того, как мы относимся к умирающим.
«В настоящее время медицинская система направлена на то, чтобы избежать смерти — избегание, которое часто мотивируется представлениями о смерти как о чем-то ужасном и трагическом», — пишут исследователи в своей статье.