37. Механизмы формирования личности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных. Это – механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет. Они господствуют до подросткового возраста, но и после продолжают участвовать в развития личности вместе с сознательными формами самопостроения.
Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении. Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, – ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем – в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваиваются и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации – в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность – за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец – объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно Наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения социальных ролей тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен. Здесь часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона – социальной роли или социальной позиции. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности.
Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
51. Психологические механизмы формирования свойств личности
Механизмы формирования личности
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных. Это – механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет. Они господствуют до подросткового возраста, но и после продолжают участвовать в развития личности вместе с сознательными формами самопостроения.
Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении. Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, – ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем – в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваиваются и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации – в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Механизм принятия и освоения социальных ролей тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен. Здесь часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона – социальной роли или социальной позиции. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности.
Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
Психология, личность, Фрейд и психодинамическая перспектива
Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве: детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе, даже будучи взрослыми.
В каждом психосексуальная стадия развития , стремление ребенка к удовольствию, исходящее из Ид, фокусируется на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (таблица).
Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века.
В ту эпоху климат сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием, касающимся человеческой сексуальности, сильно повлиял на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был запретной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.Этап | Возраст (лет) | Эрогенная зона | Крупный конфликт | Пример фиксации для взрослых |
---|---|---|---|---|
Оральный | 0–1 | Отлучение от груди или бутылочки | Курение, переедание | |
Анал | 1–3 | Анус | Приучение к туалету | Опрятность, беспорядок |
Фаллический | 3–6 | Гениталии | Комплекс Эдипа/Электры | Тщеславие, чрезмерное честолюбие |
Задержка | 6–12 | Нет | Нет | Нет |
Генитальный | 12+ | Гениталии | Нет | Нет |
Оральная стадия
На оральной стадии (от рождения до 1 года) удовольствие сосредоточено на рту. Прием пищи и удовольствие, получаемое от сосания (соски, пустышки и большого пальца), играют большую роль в первый год жизни ребенка. Примерно в возрасте 1 года младенцев отлучают от бутылочки или груди, и этот процесс может вызвать конфликт, если опекуны не справятся с ним должным образом. Согласно Фрейду, взрослый, который курит, пьет, переедает или грызет ногти, фиксируется на оральной стадии своего психосексуального развития; она могла быть отнята от груди слишком рано или слишком поздно, что привело к этим тенденциям фиксации, которые все стремятся ослабить тревогу.
Анальная стадия
После прохождения оральной стадии дети вступают в то, что Фрейд назвал анальной стадией (1–3 года). На этом этапе дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря, поэтому вполне логично, что конфликт на этом этапе связан с приучением к туалету. Фрейд предположил, что успех на анальной стадии зависит от того, как родители относятся к приучению к туалету. Родители, которые хвалят и вознаграждают, поощряют положительные результаты и могут помочь детям почувствовать себя компетентными. Жесткие родители в приучении к туалету могут вызвать у ребенка фиксацию на анальной стадии, что приведет к развитию анально-удерживающей личности. Анально-сохраняющая личность скупа и упряма, имеет навязчивую потребность в порядке и аккуратности и может считаться перфекционистом. Если родители слишком снисходительны в приучении к туалету, ребенок также может зациклиться и проявить анально-изгнание. Анально-изгнательная личность неряшлива, небрежна, неорганизованна и склонна к эмоциональным вспышкам.
Фаллическая стадия
Третьей стадией психосексуального развития Фрейда является фаллическая стадия (3–6 лет), соответствующая возрасту, когда дети осознают свое тело и узнают различия между мальчиками и девочками. Эрогенной зоной на этом этапе являются половые органы. Конфликт возникает, когда ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, а также ревность и ненависть к родителю своего пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. При этом мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому переживает страх кастрации . Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс может привести к фиксации и развитию личности, которую можно охарактеризовать как тщеславную и чрезмерно амбициозную.
На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 19).63). Девушка жаждет внимания отца и хочет занять место матери. Юнг также сказал, что девочки сердятся на мать за то, что она не дает им пенис — отсюда термин зависть к пенису . Хотя изначально Фрейд рассматривал комплекс Электры как параллель Эдипову комплексу, позже он отверг его, тем не менее, он остается краеугольным камнем теории Фрейда, отчасти благодаря ученым в этой области (Freud, 1931/1968; Scott, 2005).
Латентный период
За фаллической стадией психосексуального развития следует период, известный как 9-й.0117 латентный период (6 лет до полового созревания). Этот период не считается стадией, потому что сексуальные чувства дремлют, поскольку дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как школа, дружба, хобби и спорт. Дети обычно участвуют в мероприятиях со сверстниками того же пола, что способствует закреплению гендерно-ролевой идентичности ребенка.
Генитальная стадия
Заключительная стадия генитальная стадия (начиная с полового созревания). На этой стадии происходит сексуальное пробуждение, когда вновь всплывают инцестуозные побуждения. Молодой человек перенаправляет эти побуждения на других, более социально приемлемых партнеров (которые часто напоминают родителя другого пола). Люди на этой стадии имеют зрелые сексуальные интересы, что для Фрейда означало сильное влечение к противоположному полу. Люди, которые успешно завершили предыдущие стадии, достигнув генитальной стадии без фиксаций, считаются уравновешенными, здоровыми взрослыми.
Хотя большинство идей Фрейда не нашли поддержки в современных исследованиях, мы не можем сбрасывать со счетов тот вклад, который Фрейд внес в область психологии. Именно Фрейд указал, что большая часть нашей психической жизни находится под влиянием переживаний раннего детства и происходит вне нашего сознательного понимания; его теории проложили путь другим.
Защитные механизмы: 8 типов и примеров
Защитные механизмы позволяют разуму справляться со стрессом или трудными чувствами. Это бессознательные механизмы, а это значит, что человек использует их, не осознавая этого.
Защитные механизмы могут помочь справиться со стрессом. В других случаях они могут быть бесполезными способами избежать сложных эмоций или оправдать нездоровое или антиобщественное поведение.
Распознавание защитных механизмов может помочь человеку понять свое поведение.
Ниже мы рассмотрим восемь защитных механизмов. Мы также описываем состояния психического здоровья, которые могут быть связаны с рутинным использованием определенных механизмов.
Поделиться на PinterestРазум человека может прибегать к защитным механизмам, чтобы справиться со стрессом.Психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал идею защитных механизмов как способ понять человеческое поведение. Фрейд предположил, что люди бессознательно используют защитные механизмы, чтобы избежать неприятных чувств и эмоций.
Ниже приведены некоторые часто используемые защитные механизмы:
1. Отрицание
Это означает, что человек не осознает реальность стрессовой ситуации, чтобы защитить себя от подавляющего страха или беспокойства.
Отрицание может быть полезным в ситуациях, которые человек не может контролировать. Например, сохранение оптимизма может принести пользу человеку, когда он пытается преодолеть серьезную болезнь.
С другой стороны, отрицание может помешать человеку справиться с ситуациями, требующими его внимания. Например, может быть проще игнорировать негативные последствия чрезмерного употребления алкоголя, чем сократить потребление алкоголя.
2. Искажение
Искажение предполагает, что человек верит в то, что что-то является правдой, когда это не так.
В некоторых случаях искажение может защитить человека от неудобной реальности ситуации. Например, человек может считать, что провалил тест из-за сложных вопросов, а не потому, что не подготовился полностью.
В других случаях искажение может убедить человека в том, что ситуация хуже, чем она есть на самом деле. Например, человек может видеть в ситуации только негатив и игнорировать позитив.
Искаженное мышление является общим признаком тревоги и депрессии. Это также распространено среди людей со следующими расстройствами:
- нервная анорексия
- нервная булимия
- дисморфическое расстройство тела (BDD)
Люди с вышеуказанными состояниями часто имеют искаженное восприятие собственного образа тела.
3. Проекция
Проекция предполагает, что человек обвиняет кого-то другого в том, что у него есть мысли или чувства, которые есть у него самого. Это может быть способ избежать нежелательных мыслей или избежать ответственности за определенное поведение.
Например, человек, который осознает, что ведет себя агрессивно во время спора, может обвинить другого человека в агрессии. Это отклоняет критику от себя и на другого человека.
Проекция может быть вредной, поскольку она может помешать кому-то принять и взять на себя ответственность за свои собственные мысли или поведение.
4. Диссоциация
Диссоциация включает в себя чувство оторванности от стрессового или травматического события или ощущение, что это событие на самом деле не происходит. Это способ заблокировать психическую травму и защитить разум от чрезмерного стресса.
Иногда из-за диссоциации человек не может вспомнить травмирующие события из своего прошлого.
У человека, который диссоциирует, часто в детстве или подростковом возрасте, может развиться диссоциативное расстройство. Это особенно нездоровая форма диссоциации, при которой человек диссоциирует непроизвольно и регулярно.
5. Подавление
Подавление включает в себя избегание мыслей о чем-либо, чтобы заблокировать болезненные или неприятные чувства, эмоции и импульсы. Подавление — это бессознательный процесс — человек не осознает, что он это делает.
Человек может бессознательно подавить болезненное или тяжелое воспоминание, но воспоминание останется. Одна из целей психотерапии — побудить человека выражать подавленные мысли, чтобы справляться с ними более полезным способом.
Подавление может помочь объяснить корень некоторых фобий. Например, некоторые необъяснимые фобии могут быть связаны с травмирующими детскими переживаниями, которые человек с тех пор подавляет.
Подавление похоже на подавление, но подавление — это сознательный процесс, включающий намеренное избегание определенных мыслей или воспоминаний и активные попытки их забыть.
6. Формирование реакции
Формирование реакции включает действия, противоречащие неприемлемым или вызывающим тревогу мыслям или чувствам по мере их возникновения. Это способ защитить ум от неприятных мыслей или желаний.
Например, человек может испытывать нормальное чувство грусти или разочарования после разрыва отношений. Если они чувствуют, что эти эмоции неприемлемы, они могут публично вести себя так, как будто они счастливы или беззаботны.
Формирование реакции может быть образцом постоянного поведения. Например, человек, который чувствует, что выражение гнева или разочарования по отношению к родителю неприемлемо, может никогда не реагировать негативно на что-либо, что его родитель говорит или делает, даже если это было бы нормальной реакцией.
7. Смещение
Смещение означает, что человек чувствует, что не может выразить негативные эмоции по отношению к определенному человеку, поэтому он направляет эти негативные эмоции на кого-то другого.
Например, человек, который чувствует, что его начальник поступил несправедливо, может также опасаться увольнения, если пожалуется или выразит гнев, и в результате позже может накричать на члена семьи.
Перемещение может иметь негативные последствия для человека и окружающих его людей.
8. Интеллектуализация
Интеллектуализация предполагает, что человек использует разум и логику, чтобы избежать неприятных или вызывающих тревогу эмоций.
Интеллектуализация может быть полезным способом объяснения и понимания негативных событий. Например, если человек А грубит человеку Б, человек Б может подумать о возможных причинах поведения человека А. Они могут объяснить, что у человека А был напряженный день.
Однако интеллектуализация может привести к тому, что люди будут преуменьшать важность собственных чувств и вместо этого сосредотачиваться на том, чтобы относиться ко всем трудным ситуациям как к проблемам, которые необходимо решить. Это может помешать человеку научиться справляться со своими трудными эмоциями.
Защитные механизмы — это психологические способы помочь человеку справиться с неудобными или травмирующими ситуациями или эмоциями.
Однако некоторые люди регулярно используют защитные механизмы, чтобы избежать неприятных эмоций или нездоровых моделей поведения.
Защитные механизмы являются общей чертой депрессии и тревоги. Часто люди с такими состояниями полагаются на защитные механизмы как на способ справиться с травмой или тревогой.
Хотя эти механизмы могут помочь предотвратить или ограничить дискомфорт в краткосрочной перспективе, они не являются долгосрочным решением.
Искажение и диссоциация особенно распространены у людей с определенными психическими заболеваниями. Искажение часто встречается у людей с расстройствами образа тела, такими как нервная анорексия, нервная булимия и дисморфофобия.
Диссоциация может быть признаком посттравматического стрессового расстройства, более известного как посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное расстройство и шизофрения.
Развитие защитных механизмов является частью нормального развития, и эти механизмы могут помочь справиться с трудными ситуациями. Однако повторное использование защитных механизмов может помешать человеку справиться со своими чувствами и эмоциями.
Некоторые люди застревают в шаблонах мышления, основанных на защитных механизмах. Это может негативно сказаться на человеке и его отношениях с окружающими.
При правильном лечении люди могут найти положительные способы справиться с неприятными чувствами и эмоциями. Со временем использование бесполезных защитных механизмов должно уменьшиться.
Правильное лечение человека, который регулярно использует защитные механизмы, зависит от типа механизмов, которые он использует, и от того, есть ли у него какие-либо сопутствующие психические заболевания. Некоторые варианты включают:
Разговорная терапия
Это может помочь человеку исследовать мысли и чувства, которые могут стоять за определенным защитным механизмом. Терапия может включать сеансы один на один или групповые сеансы.
Управление стрессом
Некоторым людям помогают изменения образа жизни, которые помогают им контролировать уровень стресса.
Лучшее управление стрессом может помочь снизить потребность в защитных механизмах. Некоторые полезные методы включают:
- регулярные упражнения или физическую активность
- йога
- медитация
- релаксационная терапия
Лекарства
Человеку могут потребоваться лекарства от основного психического заболевания. В зависимости от состояния, эти процедуры могут включать:
- антидепрессанты
- успокаивающие препараты
- нейролептики
Защитные механизмы являются естественной частью человеческой психологии. Они помогают разуму справляться с неудобными или травмирующими ситуациями или эмоциями.
Однако некоторые люди обычно используют защитные механизмы, чтобы избежать своих чувств и эмоций или оправдать свое поведение.