4. Основные направления психологии.
Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы.
Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основатель: Джон Уотсон. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S—►R). Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им.
На смену данному течению в 30-е годы пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмена и Кларком Халлом. Они признавали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но также и от внутренних его состояний.
Основные представители – Джон Уотсон (1873-1958), Эдуард Торндайк – открыл «законы научения», формирования навыков: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Предмет исследования – поведение, метод исследования – наблюдение, эксперимент.
Психоанализ как учение о бессознательной психике.
Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939). Это направление называют также его именем — фрейдизмом, нач. 20 века. З.Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного и бессознательного.
В структуре личности Фрейд обратил особое внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Человеческая психология стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами — сексуальными влечениями (либидо), инстинктами. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль.В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательного — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную работу психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом концепции — психоанализ. Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни людей.
Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо.
Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно как биологическое начало содержит страсти. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.
Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.
Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором, нравственным самоконтролем. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.
Представители психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895 -1982. Неофрейдизм. Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые считали, что в становлении личности важную роль играют социальные факторы, а не сексуальные.
Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений возникла в начале XX в. Видными ее представителями являются Вольфганг Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные гештальтпсихологами на процессах восприятия и мышления, доказали, что психические образования обладают первичной целостностью. В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. Исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманистическая психология.
Гуманистическая психология представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность), Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни, экзистенциональный вакуум, диалог). Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием. Абрахам Маслоу разработал пирамиду иерархии потребностей. Он считал, что стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализации, есть основа развития человека и общества.
— физиологические потребности – в пище, воде, сне, сексе и т.д.
— потребность в безопасности, стабильности и порядке
— социальные (в любви, дружбе, семье и т.
— потребность в уважении, самоуважении, признании
— потребность в самоактуализации – развитии способностей.
Когнитивная психология оформилась в США в середине 60-х гг. Видными представителями ее являются: Ж.Пиаже, Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации. Швейцарский психолог Жан Пиаже, поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий.
Направление психологии | бихевиоризм | Фрейдизм | Гештальт-психология | Гуманистическая психология | Когнитивная психология |
Предмет исследования | Поведение | бессознательное | Целостные структуры психики | Личность Индивидуальность | Познавательные структуры |
Метод исследования | Наблюдение эксперимент | психоанализ | Феноменальный эксперимент | Методы практической психологии | Эксперимент |
Практика | Тренинг умений | психоанализ | гештальтерапия | Клиент-центрированная терапия | Рациональная терапия |
Ведущие представители | Дж. Уотсон Э.Торндайк Б.Скиннер | З.Фрейд К.Юнг А.Адлер Э.Фромм | М.Вертгеймер В.Келлер К.Коффка К.Левин | Г.Олпорт А.Маслоу К.Роджерс В.Франкл | Р.Аткинсон Ж.Пиаже Дж.Брунер У.Найсер |
чем отличаются известные направления в психологии
Сегодня, если вы планируете изучать психологию или начать работать с терапевтом, на выбор вам может быть предложено множество школ и подходов. Рассказываем, в чем разница между психоанализом и гештальтом, аналитической психологией и трансанализом, чтобы вам было проще ориентироваться во всем этом многообразии.
Психоанализ в общественном сознании плотно связан с фазами психосексуального развития человека, а также с таким понятием как «либидо», введение которого в психологию принадлежит Фрейду. Но не менее важную роль для последующего развития других школ психологии сыграла описанная Фрейдом концепция взаимоотношений сознательного с бессознательным — например, подавление инстинктивного поведения в угоду социальным нормам. По мнению автора, именно из конфликта этих двух составляющих психики рождаются расстройства и включаются защитные механизмы.
Архетип произрастает из коллективного бессознательного, которое, в свою очередь, по мнению Юнга, представляет собой «осадок» биологического и культурно-исторического опыта, полученного в ходе эволюции человечества. То, как архетип влияет на поведение человека, определяет либидо. В отличие от концепции Фрейда, у Юнга либидо — это в целом созидательная психическая энергия, не обязательно сексуального характера. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», то есть формированию индивидуальности в гармонии с собственными архетипами и коллективным бессознательным. В процессе работы в этом направлении человек знакомится со своим бессознательным через призму символов и метафор.
Гештальт-психология противопоставляется принципам структурной психологии, по которой сознание расчленяется на элементы, а элементы формируют феномены. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека все части собираются в целое, таким образом организуется гештальт — целостная форма, которая изучается полностью, как на уровне элементов, так и на уровне связей между ними.
Основоположником бихевиоризма считается американский физиолог Джон Уотсон. Он описывал поведение человека и животного как набор рефлексов, часть из них получена из генетической памяти, накопленной в ходе эволюции, часть приобретена в течение жизни. Поведение человека или животного для бихевиористов принципиально не отличалось, и изучались в основном внешние поведенческие реакции людей или представителей животного мира. Психоэмоциональные и комплексные поведенческие реакции не смогли поместиться в концепцию бихевиоризма, поэтому ближе к середине двадцатого века концепции пришлось измениться — ученые начали уделять внимание не только рефлексам, формирующим наблюдаемое поведение, но и среде, в которой поведение проявляется.
Сам Эрик Берн называл транзактный анализ «психоанализом для домохозяек», но этот практико-ориентированный подход позволяет преодолевать трудности в межличностном общении, которые вырастают из дезадаптивных установок. Например, человек может совместно со специалистом проанализировать свое поведение и заметить, что слишком часто в стрессовых ситуациях находится в эго-состоянии Ребенка (да, это тот самый «внутренний ребенок»).
Также благодаря Берну в практику коучей вошла знаменитая игра «Да, но…», которая помогает тренировать коммуникативные навыки как в рабочем, так и в неформальном общении.
Знаковые системы позволяют построить высшие психические функции на основе низших — внимания и памяти, которыми человек на ранних этапах развития (в детстве) не может управлять самостоятельно. Важную роль в психическом развитии ребенка играет родитель, который обучает его знаковым системам и связанным с ними смыслам, он учит ребенка оперировать ими и конструировать восприятие.
Одним из важных направлений когнитивной психологии является изучение процессов обработки информации, в частности — процессов чтения. Результаты исследований используются для разработки моделей обучения детей, а также для коррекции дислексии.
В гуманистической психологии человек изучается как целостный субъект, то есть анализируются все его аспекты отношений с внешним миром и собой, применяется анализ отдельных эпизодов жизни. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Одной из ключевых фигур гуманистической психологии является Абрахам Маслоу, предложивший термин «самоактуализирующаяся личность».
Ролло Мэй, один из основных деятелей этого направления, описывал человека и мир вокруг него как динамическую систему, которая постоянно меняется. В связи с чем в работе с клиентом важным является персонализированный подход, изучение жизни человека как уникальной истории, свободной от статистических обобщений.
Трансперсональная психология тоже появилась в 60-е годы и тоже представлялась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Из-за сильного включения магического мышления (в том числе веры в силу мысли, визуализации, манифестации и аффирмации) трансперсональная психология стала очень популярна в США, хотя в то же время активно критиковалась научным сообществом. Тем не менее, это направление до сих пор остается востребованным.
Александра Иваницкая
Теги
#well-being
#саморазвитие
#психология
#эрудиция
Current Directions in Psychological Science
Current Directions in Psychological Science (CDPS) — это рецензируемый двухмесячный журнал, в котором публикуются обзоры ведущих экспертов по всей научной психологии и ее приложениям. В Current Directions представлены такие темы, как язык, память и познание, развитие, нейронная основа поведения и эмоций, различные аспекты психопатологии и теория разума.
- Издатель
- Ассоциация психологических наук
- Веб-сайт
- http://cdp.sagepub.com/
- Импакт-фактор
- 3,49 (2010)
Некоторый контент из Википедии, под лицензией CC BY-SA
Математика
25 января 2021 г.
Цифры о неравенстве не говорят сами за себя
Использование статистики для информирования общественности о расовых различиях может иметь неприятные последствия. Что еще хуже, это может привести к тому, что некоторые люди будут больше поддерживать политику, которая создает это неравенство, согласно новому исследованию Стэнфорда.
Социальные науки
24 мая 2018 г.
Беспокойство влияет на результаты тестов даже среди учащихся, преуспевающих в математике
Термин «математическая тревога» не напоминает человека, преуспевающего в предмете. Но студенты, которые очень хорошо сдают экзамены по математике, могут страдать от такого беспокойства, которое оказывает удивительно сильное влияние на то, насколько хорошо…
Социальные науки
13 марта 2017 г.
Исследование объясняет, почему некоторые подарки приятно дарить, но не получать
Несколько лет назад родители Эланор Уильямс подарили ей на Рождество большой блок гималайской соли, зная, как сильно она любит готовить и развлекаться. Хоть она и оценила этот жест, но тут же вернула его в магазин…
Социальные науки
8 декабря 2016 г.
Использование науки для понимания того, как дизайн бюллетеней влияет на поведение избирателей
Беспокойство по поводу безопасности процесса голосования постоянно возникало в преддверии президентских выборов в США. Будет ли точно зарегистрирован каждый голос? Уязвимы ли системы голосования к фальсификации? Эти вопросы …
Социальные науки
1 ноября 2016 г.
Психологическая наука исследует разум собак
Собаки — одни из самых распространенных домашних животных в мире, поэтому любопытно, что мы относительно мало знаем об их когнитивных способностях, когда мы так много знаем о способностях других животных, от приматов до китообразных. …
Растения и животные
24 октября 2016 г.
Квантовая физика
14 сентября 2015 г.
[PDF] Текущие направления в психологии
- Идентификатор корпуса: 34509760
@inproceedings{Gross2010CurrentDI, title={Современные направления психологической науки}, автор = {Джеймс Джонатан Гросс, Эран Гальперин и Рон Порат}, год = {2010} }
- Дж. Гросс, Э. Гальперин, Р. Порат
- Опубликовано в 2010 г.
- Психология
Основано на надежных литературных источниках, указывающих на то, что счастливые пары склонны думать и вести себя более позитивно в своих отношениях, чем менее счастливые пары, большинство вмешательства, направленные на лечение и профилактику дистресса в браке, как правило, побуждают пары участвовать в более позитивных когнитивных и поведенческих процессах и избегать более негативных. Однако, в соответствии с ограниченной эффективностью таких вмешательств, результаты четырех независимых лонгитюдных исследований молодоженов показывают, что положительные…
media.wix.comПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 55 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Наиболее влиятельные документыНедавность
Когда «негативное» поведение позитивно: контекстуальный анализ долгосрочного влияния поведения, направленного на решение проблем, на изменения в удовлетворенности отношениями.
- J. McNulty, V. Russell
Psychology, Business
Journal of Personality and Social проблемы, с которыми пары сталкиваются в своих отношениях, чтобы объяснить изменения в удовлетворенности отношениями.
Прощение в браке: плюсы в контексте.
- J. McNulty
Психология
Журнал семейной психологии: JFP: журнал Отделения семейной психологии Американской психологической ассоциации С другой стороны, склонность супругов прощать своих партнеров взаимодействовала с частотой негативного вербального поведения этих партнеров, чтобы прогнозировать изменения в результатах брака в долгосрочном плане.
Благожелательные познания как стратегия сохранения отношений: «не парься по пустякам»…. Но это еще не все пустяки.
В поперечном разрезе тенденция делать положительные атрибуции или иным образом отделять глобальные оценки отношений от негативного опыта была связана с более высоким уровнем удовлетворенности в браках, характеризующихся более частым негативным поведением и более серьезными проблемами.
Положительный эффект негативных эмоций при затяжном конфликте: пример гнева
- М. Р. Тагар, Кристофер М. Федерико, Э. Гальперин
Психология
- 2011
Польза позитивных иллюзий: Идеализация и построение удовлетворения в близких отношениях.
- С. Мюррей, Дж. Г. Холмс, Д. Гриффин
Психология
- 1996
Предполагается, что удовлетворение связано с идеалистическим, а не реалистичным восприятием партнера. Чтобы обеспечить основу для оценки иллюзий отношений, оба члена семьи…
Иллюзия и благополучие: социально-психологический взгляд на психическое здоровье.
Рассмотрены исследования, предполагающие, что определенные иллюзии могут быть адаптивными для психического здоровья и благополучия, и изучены доказательства того, что набор взаимосвязанных позитивных иллюзий, а именно нереалистично позитивная самооценка, преувеличенное восприятие контроля или господства и нереалистичный оптимизм, может выполняют широкий спектр когнитивных, аффективных и социальных функций.
Все в воображении? Размышление о гневе и его переоценка.
Исследования размышлений показали, что по сравнению с отвлечением размышления усиливают и продлевают негативные эмоции. Однако размышления и отвлечение различаются в зависимости от того, о чем думают…
Переоценка ситуации и ее влияние на агрессивное поведение
Предполагается, что переоценка уменьшает месть и агрессивное поведение.