Психологические особенности ранней юности и юности: психологические особенности ранней юности

Тема 7. Ранняя юность (15 – 17 лет)

7.1 Общая характеристика возраста

В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и т.д.

В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений – отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

Л.И.Божович и многие другие исследователи этого возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Е.А.Шумилин) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Смена внутренней позиции заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.

Существенным моментом внутренней позиции старшеклассника становится новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. Возникновение опосредованных потребностей – такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Ведь для ранней юности характерна устремленность в будущее.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил выход во взрослую жизнь. Следовательно, за эти два года необходимо составить себе жизненный план, который включает в себя вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Этот жизненный план уже должен существенно отличаться от того туманного, что представлялся в 9 классе. Соответственно и личность старшеклассника имеет новые характеристики и новообразования.

7.2 Условия психического развития в ранней юности

Условия психического развития в ранней юности связаны с поиском смысла жизни и могут иметь несколько вариантов (И.А. Кулагина, 1996):

Развитие носит бурный характер поиска и сомнений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых затруднено. Поиск идеала и невозможность его найти приводит к внутренним конфликтам и трудностям в отношениях с окружающими. Несмотря на то, что данный вариант развития имеет острую форму протекания, прохождение по данному пути способствует формированию у личности независимости, гибкости мышления, творческому подходу к делам.

Это позволяет в дальнейшем принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.

Развитие носит плавный характер, старшеклассник постепенно продвигается к переломному моменту своей жизни, а затем относительно легко включается в новую систему отношений. Такие старшеклассники конформны, т.е. ориентируются на общепринятые ценности, оценку и авторитет окружающих, у них, как правило, хорошие отношения с

родителями и учителями. При таком, казалось бы благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии: дети менее самостоятельны, пассивны, иногда поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

Быстрое, скачкообразное развитие. Такие старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их осуществлению. У них высокий уровень саморегуляции, который в ситуациях неуспеха позволяет личности быстро адаптироваться без резких эмоциональных срывов. Однако, при высокой произвольности и самодисциплине у такой личности слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

Импульсивное, застревающее развитие. Такие старшеклассники не уверены в себе и плохо себя понимают, у них недостаточно развита рефлексия и низкая саморегуляция. Они импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны, часто отвергают ценности родителей, но своего вместо этого предложить не в состоянии. Во взрослой жизни такие люди продолжают метаться и остаются неприкаянными.

7.3 Общение как основа психосоциального развития в ранней юности

По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенностям, как взрослых, так и своих сверстников, пытаясь понять, какие же черты других людей их привлекают или отталкивают, проявляя, подчас, неадекватную оценку своего ближнего окружения, находясь в ожидании оценки своего «Я» родителями, учителями, одноклассниками.

Складывающаяся «система отношений» оказывает влияние на поведение старшеклассников (В.Н.Мясищев). Особое значение имеют особенности взаимоотношений старшеклассников с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, к классу, к самой школе, к своим сверстникам, к своему будущему, жизненным целям (А.Е.Личко).

Основные характеристики общения в ранней юности:

Общение со взрослыми. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне: с родителями обсуждаются жизненные перспективы, анализируются трудности, связанные с учебой, намечаются способы достижения поставленных целей.

Жизненные планы могут обсуждаться и с учителями, и с другими взрослыми, чье мнение важно для старшеклассника.

Идет постоянный поиск идеальных черт и качеств у взрослых, которые для личности старшеклассника выступают эталонами в разных сферах – в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности.

Несмотря на то, что отношения со взрослыми становятся более доверительными, в них сохраняется определенная дистанция: старшеклассники прибегают к ним, в основном, в проблемных ситуациях, когда сами затрудняются принять решение.

Общение со сверстниками остаются интимно-личностными, как и в подростковом возрасте. Содержание общения с друзьями (лучшим другом) реальная жизнь с ее переживаниями, разочарованиями, анализом отношений как со взрослыми и сверстниками, так и с объектами влюбленности. Потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно – старшеклассники считают, что настоящая дружба среди сверстников встречается редко.

Общение с объектом влюбленности. После наигранных увлечений в подростковом возрасте, может появиться первая настоящая влюбленность. Функции свидания в отрочестве и юности согласно исследованиям Брюса Роско:

Развлечение – возможность повеселиться со сверстником противоположного пола.

Социализация – возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.

Статус – возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным «парнем» или желательной «подружкой».

Выбор брачного партнера – возможность завязывать отношения с представителями другого пола с целью выбора мужа или жены.

Секс – возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.

Товарищеские отношения – возможность приобрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.

Интимность – возможность установить тесные, много значащие отношения с человеком противоположного пола.

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что, как правило, с накоплением и обобщением опыта общения повышается уровень социальной перцепции и саморегуляции поведения, так как «общая закономерность характерообразования – формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникативных».

7.4 Личность старшеклассника

По данным И.С.Кона и А.В.Мудрик, типичными чертами личности старшеклассника является стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда отклоняющегося), желание понимать, достигать, бороться, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой Я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно- теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и др.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становления самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

Открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство собственной особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества;

Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования.

Постепенно формируется жизненный план. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных стремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания.

Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.

Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Основные характеристики личности в ранней юности (Сапогова Е.Е, 2001):

1. Повышенная эмоциональная возбудимость, реактивность. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения. Причины этого, по мнению большинства психологов, — противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира:

Максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношении с посторонними взрослыми и преподавателями.

Возраст 17-18 лет является критическим для появления психопатий. Кроме того, в юношеском возрасте особенно остро акцентуируются некоторые свойства характера (повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость), которые могут закрепляться и повышать возможность психических травм и девиаций.

Тем не менее, в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Низкий уровень эмоционального реагирования (раздражительность, повышенное беспокойство, неустойчивость, однотипность или неадекватность эмоционального реагирования) в юношестве – признак психологически неблагоприятный.

2. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Изменение самосознания включает в себя:

тенденцию подчеркнуть собственную индивидуальность,

непохожесть на других,

открытие своего внутреннего мира,

осознание чувства одиночества и страха одиночества,

осознание конечности жизни.

Изменение образа «Я»:

некоторые собственные качества осознаются легче, четче, иначе;

меняется уровень и критерии самооценки;

изменяется степень сложности представлений о себе;

возрастают цельность и стабильность личности;

возрастает уровень самоуважения

снижается чувствительность к особенностям своего тела (соответствие идеальным стандартам)

на первый план постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества.

Опасностью этой стадии, по Э.Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с исходной неуверенностью в сексуальной идентичности, но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности.

7.5 Самоопределение в ранней юности

Готовность старшеклассника к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выражение профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Эта завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Самоопределение предполагает формирование следующих компонентов личности:

Новое восприятие времени – соотнесение прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. В плане личностного развития это означает постепенное установление связи между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану». Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

Стабилизация самооценки. Колебание самооценки и уровня тревожности, связанные с пониманием ответственности за выбранный жизненный план, постепенно стабилизируются. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Саморегуляция. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

Нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и собственного жизненного опыта.

Мировоззрение личности. Мировоззрение – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем. Не смотря на то, что мировоззренческие позиции личностью в последствии пересматриваются и во взрослой жизни корректируются в зависимости от кризисов и жизненных поворотов, юношеское мировоззрение – основа, необходимая для психического здоровья личности. Отсутствие мировоззренческого выбора в юношеском возрасте, по мнению Э.Эриксона, не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений.

Сознательное отношение к основной деятельности – учебе или работе. Учеба начинает рассматриваться как необходимая база для дальнейшей учебы. Старшеклассников снова начинает волновать успеваемость, но теперь уже, главным образом, по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем.

7.6 Учебная деятельность старшеклассников

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризуют не многих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

У старшеклассника складывается «особая форма учебной деятельности». Она включает элементы анализа, исследования, в контексте уже осознанной либо осознаваемой как необходимости профессиональной направленности, личностного самоопределения. «Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации» (Д.И. Фельдштейн, 1999) определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника.

Специфика учебной деятельности старшеклассника:

Учеба становится средством реализации жизненных планов, все более уходя от положения ведущей деятельности.

Если для подростков авторитет учителя и родителей как бы уравновешивался, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя — предметника дифференцируется от авторитета Школы.

Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.

Старшеклассник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

Таким образом, ранняя юность – период стабилизации личности. В это время складывается мировоззрение. Поэтому для данного возраста характерны максимализм в оценках, упрямство и страстность в отстаивании своей точки зрения. С другой стороны это период установления первоначальных жизненных планов, целей, стратегий будущего.

Центральными новообразованием периода становится профессиональное и личностное самоопределение.

7. 7 Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Литература по теме 7

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: «Академия», 1999.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 — М. , 1984.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 464 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. – М., 1998.

Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. – Минск, 1997.

Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).- М., 1991.

Кон И.С. Введение в сексологию. – М.,1990.

Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.

Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер. 1999.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 1996.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, — М., 1986.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М., 1983.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – СПб.,1997.

Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М.,1993.

Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М., 1998.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999

Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип — 1995 — №1.

Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. (Пер с англ.) – М., 1996.

Психологические особенности и задачи развития в ранней юности (психолого-педагогическая характеристика старшеклассника)

Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость).

В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни – старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)»: Учебное пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998).

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей (Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997).

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», Учебное пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998).

Профессиональное самоопределение стимулирует раз-питие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность (Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998).

Поговорим о самооценке в ранней юности. В российских школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

В XI, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки).

В связи с изменениями в самооценке, в XI классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным (Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)» Учебное пособие, 4-е изд-е, – М.: «УРАО», 1998).

Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Способность понимать и воспроизводить содержание
  • Определение уровня развития мелкой моторики рук
  • Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкольников
  • Тест «Почему вы курите?»
  • Схема описания психодиагностической методики (Мануал)
  • «Групповые роли»
  • Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова)
  • Методика «Времена года»
  • Стандартизированный многофакторный метод
    исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)
    Интерпретация
  • Недостатки метода «наблюдения»

Психосоциальные вехи нормального полового созревания и подросткового возраста

Обзор

. 1994; 41 Приложение 2:19-29.

дои: 10. 1159/000183955.

Х Ремшмидт 1

принадлежность

  • 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Университет Филиппс, Марбург, ФРГ.
  • PMID: 8088699
  • DOI: 10.1159/000183955

Обзор

H Ремшмидт. Горм Рез. 1994.

. 1994; 41 Приложение 2:19-29.

дои: 10.1159/000183955.

Автор

Х Ремшмидт 1

принадлежность

  • 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Университет Филиппс, Марбург, ФРГ.
  • PMID: 8088699
  • DOI: 10.1159/000183955

Абстрактный

Половое созревание и юность, как правило, не являются временем большого стресса и суматохи. Теория шторма и стресса имеет долгую историю, но недавние эмпирические исследования больше не подтверждают ее. Современный подход к психосоциальным изменениям этих фаз основан на концепции задач развития в соответствии с возрастом и этапом. Биологические процессы могут влиять на психологическое и психосоциальное состояние человека, но психологические и психосоциальные события также могут влиять на биологические системы. Следовательно, сроки и исход пубертатных процессов могут быть изменены психосоциальными факторами. Наиболее важными психологическими и психосоциальными изменениями в период полового созревания и ранней юности являются появление абстрактного мышления, растущая способность усваивать взгляды или точки зрения других, повышенная способность к самоанализу, развитие личной и сексуальной идентичности, установление системы ценностей, возрастающая автономия от семьи и большая личная независимость, большее значение отношений со сверстниками иногда субкультурного качества, а также появление навыков и стратегий преодоления проблем и кризисов. Все эти изменения можно рассматривать как задачи развития при нормальном развитии, но они также могут помочь в понимании отклонений в развитии и психопатологических расстройств. С точки зрения психопатологии развития некоторые психические расстройства пубертатного и подросткового возраста можно увидеть в новом свете.

Похожие статьи

  • Сроки полового созревания и развитие психопатологии в подростковом возрасте и за его пределами.

    Грабер Дж.А. Грабер Я.А. Хорм Бехав. 2013 июль; 64 (2): 262-9. doi: 10.1016/j.yhbeh.2013.04.003. Хорм Бехав. 2013. PMID: 23998670 Обзор.

  • [Психопатология, связанная с преждевременным половым созреванием женщин].

    Пурпер-Уакил Д., Дидиллон А. Purper-Ouakil D, et al. Энцефал. 2016 окт; 42 (5): 453-457. doi: 10.1016/j.encep.2015.06.006. Эпаб 2016 16 мая. Энцефал. 2016. PMID: 27198075 Обзор. Французский.

  • Важность полового созревания для развития подростков: осмысление и измерение.

    Беренбаум С.А., Бельц А.М., Корли Р. Беренбаум С.А. и др. Adv Child Dev Behav. 2015;48:53-92. doi: 10.1016/bs.acdb.2014.11.002. Epub 2015 22 января. Adv Child Dev Behav. 2015. PMID: 25735941 Обзор.

  • Пубертатные переходы в состоянии здоровья.

    Паттон Г.К., Винер Р. Паттон Г.С. и соавт. Ланцет. 2007 31 марта; 369 (9567): 1130-9. doi: 10.1016/S0140-6736(07)60366-3. Ланцет. 2007. PMID: 17398312 Обзор.

  • Взаимодействие пубертатного и психосоциального развития в подростковом возрасте.

    Литт ИФ. Литт ИФ. Pediatr Rev. 1991 Feb; 12(8):249-55. doi: 10.1542/pir.12-8-249. Педиатр Версия 1991. PMID: 2006128 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Завершение лечения среди молодежи, вовлеченной в правосудие, участвовавшей в исследованиях лечения поведенческого здоровья в Соединенных Штатах: систематический обзор и метаанализ.

    Джонсон-Квочка А., Сальгадо Э.Ф., Педерсон К.А., Алсма М.С., Сальерс М.П. Джонсон-Квочка А. и соавт. J Clin Transl Sci. 2022 13 июня; 6 (1): e86. doi: 10.1017/cts.2022.418. Электронная коллекция 2022. J Clin Transl Sci. 2022. PMID: 36003208 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Индивидуальные различия в моделях ежедневной мобильности подростков и молодых людей и их взаимосвязь с чертами личности большой пятерки: поведенческий генетический анализ.

    Александр Д.Д., Чжоу Ю., Фрейс С.М., Фридман Н.П., Вриз С.И. Александр JD и др. J Res Перс. 2022 Окт;100:104277. doi: 10.1016/j.jrp.2022.104277. Epub 2022 29 июля. J Res Перс. 2022. PMID: 35991708 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психосоциальный стресс из-за вмешательства в нормальные этапы развития у AYA с раком.

    Ицеп Н., Рот М. Ицеп Н. и соавт. Дети (Базель). 2022 24 февраля; 9 (3): 309. doi: 10.3390/дети9030309. Дети (Базель). 2022. PMID: 35327680 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Создание и валидация графического инструмента мгновенного экологического благополучия (EMOWI) для подростков.

    Баззи М., Минари Л., Кестенс Ю., Агринье Н., Риччи Л., Эпштейн Дж. Баззи М. и др. Качество жизни Res. 2022 июнь; 31(6):1849-1858. doi: 10.1007/s11136-021-03077-9. Epub 2022 7 января. Качество жизни Res. 2022. PMID: 34994943 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сахарный диабет на стыке детской и взрослой медицины.

    Гальвитц Б, Ной А. Галвиц Б. и соавт. Терапевт (Берл). 2018 ноябрь;59(11):1133-1137. doi: 10.1007/s00108-018-0497-z. Терапевт (Берл). 2018. PMID: 30229365 Обзор. Немецкий.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Характеристики раннего подросткового возраста

4 минуты

Ранний подростковый возраст — это этап, который обычно наступает в возрасте от 10 до 13 лет. В этот период обычно происходит ряд физических, психологических, социальных и сексуальных изменений, которые мы подробно рассмотрим ниже.

Написано и проверено философом Марией Алехандрой Моргадо Кузати .

Последнее обновление: 21 сентября 2022 г.

По данным Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст — это стадия развития, наступающая после детства и предшествующая взрослой жизни, в возрасте от десяти до 19 лет. может начинаться и заканчиваться в разное время. Однако важно то адаптивное, функциональное и решающее значение, которое подразумевает этот период.

Различают три стадии: ранний подростковый возраст, средний подростковый возраст и поздний подростковый возраст. Каждый этап отмечен определенными изменениями.

Мы фокусируемся на раннем подростковом возрасте и процессах, которые часто запускаются на этом этапе развития.

Изменения в раннем подростковом возрасте

Ранний подростковый возраст – первая стадия. Это происходит в возрасте от десяти до 13 лет, , хотя некоторые утверждают, что это происходит до 14 лет. В этот период наиболее заметны изменения физические, так как они совпадают с наступлением полового созревания. Например, происходит знаменитый скачок роста, меняется голос, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах и т. д.

Происходят и другие процессы, подробно описанные ниже.

Физический

Как мы уже говорили выше, в раннем подростковом возрасте происходит всплеск роста, который обусловлен быстрым и неравномерным ростом костей тела . Это часто вызывает проблемы с координацией движений. Это часто создает впечатление неуклюжести. Тем не менее, это временно и совершенно нормально на данном этапе.

Одновременно в организме начинают вырабатываться половые гормоны, которые вызывают развитие вторичных половых признаков . У женщин типичны рост молочных желез и начало менструации. С другой стороны, у мужчин увеличиваются размеры яичек и полового члена.

При этом растут волосы на теле, особенно в подмышечных впадинах и в области лобка. Кроме того, отмечается усиление потоотделения и изменение запаха тела. Кроме того, кожа становится более жирной, что приводит к появлению прыщей у многих подростков.

Ранний подростковый возраст характеризуется началом полового созревания.

Когнитивные, психологические и эмоциональные изменения

Переходный возраст обычно вызывает ряд психологических и эмоциональных изменений у молодых людей. Среди наиболее распространенных выделяют тревогу, растерянность, страх, волнение и склонность к хвастовству. Все зависит от личных особенностей подростка и его переживаний.

В раннем подростковом возрасте молодые люди обычно сосредотачивают свои мысли на себе. Это своего рода эгоцентризм . Следовательно, многие из них стесняются своей изменяющейся внешности. Кроме того, они склонны думать, что все наблюдают за ними, и считают, что их постоянно осуждают.

У большинства подростков, прошедших эту стадию, остаются конкретные мысли. Это означает, что они еще не способны предвидеть последствия своих действий и далеки от мышления взрослых . Даже в начале раннего подросткового возраста еще присутствует дихотомическое мышление без нюансов (черное или белое, хорошее или плохое и т. д.).

Половые изменения

В раннем подростковом возрасте половое влечение, характерное для взрослых, еще не закреплено. Поэтому контакты со сверстниками обычно не связаны с сексуальным влечением .

Сексуальная ориентация (гомосексуальная, бисексуальная, гетеросексуальная, асексуальная и др.) обычно определяется позже. Хотя на этом этапе они начинают лучше осознавать пол, к которому они принадлежат , по сравнению с тем, когда они были моложе.

На этом этапе они склонны приспосабливать свое поведение и внешний вид к социокультурным нормам, те, которые связаны с полом, с которым они себя идентифицируют или с которым они выросли.

Социальные изменения

По сравнению со средним и поздним подростковым возрастом социальные изменения не так заметны. Вместо этого они , как правило, являются следствием физических изменений и того, как они воспринимаются как индивидуумом, так и окружающими.

Подросток с любопытством и удивлением замечает, как меняется его тело. Эти преобразования , как правило, сближают их со сверстниками. На самом деле, они, вероятно, проходят через тот же процесс и формируют с ними своего рода групповую идентификацию.

Благодаря этой идентификации со своей группой друзей, подростки этого типа склонны искать большей поддержки у своих сверстников, чем у собственных родителей , которые обычно занимают второстепенное место. Эти молодые люди даже начинают сомневаться в своем авторитете.

Ранние подростки склонны беспокоиться об изменениях в своем теле.

Подростковый возраст — это переходный период

В заключение важно подчеркнуть, что подросток чувствует себя ребенком и взрослым одновременно. Однако они ни то, ни другое .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *