Современное состояние психологии. Психологические теории и направления. Психологические школы., Учебное пособие
метки:Направление, Психология, Человек, Гуманистический, Принцип, Развитие, Исследование, Психика
Состояние психологии, характеризующееся многообразием взглядов на ключевые вопросы развития науки, определяет ее развитие в настоящее время. Однако расхождения между отдельными научными школами перестали восприниматься как непреодолимые и разрушающие целостность психологии, наоборот, предмет психологии трактуется настолько широко, что конкурировавшие ранее направления выступают как взаимодополняющие друг друга.
Можно выделить несколько основных тенденций развития современной психологической науки.
В первую очередь это дальнейшее развитие теоретических концепций, которые сложились во времена открытого кризиса. Однако сформировавшиеся ранее теоретические направления подвергаются существенной ревизии, пересматривается и обогащается их категориальный аппарат.
Такому преобразованию, например, подверглась классическая формула бихевиоризма £->/?, в которой все поведение человека рассматривается лишь как реакция на воздействие окружающего мира, тем самым исключается активность самого субъекта. Между стимулом и ответным поведением вводится опосредующее звено — промежуточные переменные, в качестве которых выступают познавательные и мотивационные факторы. Попытка построить новую теоретическую концепцию, используя старые категории, была названа необихевиоризмом. Наиболее значительными представителями этого направления считают Эдуарда Толмена (1886-1959) и Кларка Халла (1884-1952).
Идеи 3. Фрейда получили свое развитие в неофрейдизме. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательного, неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм и пансексуализм классического психоанализа. Представители этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей всесилия сексуальных влечений. Крупнейшими учеными, разделяющими идеи неофрейдизма, являются американские психологи Карен Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980) и Эрик Эриксон (1902 -1994).
Несмотря на попытки преодолеть недостатки классических теорий, влиятельность бихевиоризма и психоанализа в их современном варианте невысока, и интерес к исследованиям в рамках этих научных парадигм постоянно падает.
Другой тенденций развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется, прежде всего, в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов разных ранее несовместимых направлений. Разногласия между основными научными школами, которые представлялись как непреодолимые в середине XX в., сегодня выступают не столь очевидно. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимном обогащении разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга. Так, американские психологи Джон Доллард (1900-1980) и Нил Миллер (р. 1909) предприняли попытку соединить достижения бихевиористкой теории научения с достижениями психоанализа 3. Фрейда, изложив свои идеи в книге «Личность и психотерапия».
8 стр., 3545 слов
История и основные тенденции развития психологии в России
… целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий … научного и религиозно-философского. Опираясь на эти направления Сеченов И.М. предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии, отличных то изложенного в те же …
Появляются новые оригинальные теоретические концепции. Так, в начале 60-х гг. XX в. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, которую прозвали «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом).
Предметом изучения в рамках данного направления выступал целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализация личности, ее ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение.
а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;
б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) человек стремится к постоянному развитию и самореализации, он есть активное и творческое существо;
д) человек обладает некоторой свободой от внешней детерминации.
В середине 1960-х гг. в США возникает еще одно направление, получившее название когнитивная психология. На сегодняшний момент это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно возникло как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы. Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной психологии стояли Дж. Брунер, Г. Саймон. П. Линдсей, Д. Норман и др.
Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и в течение нескольких тысячелетий представляет собой результат поисков многих мыслителей ответов на вопросы: что такое человек, в чем его сущность, что определяет его развитие и поведение.
Современное состояние психологии:
В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления.
Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития.
Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:
1. Происходит развитие существующих парадигм.
Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п.
Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987).
Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детерминирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. е. придается доминирующее значение принципам целостности, целевой детерминации, развития и активности. Следует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психологией, которая определила основные черты и судьбу этой парадигмы. Представители гуманистической психологии не разделяют важнейшие общенаучные ценности, ориентированы исключительно на идиографический подход; экспериментальные исследования в рамках этой парадигмы не получили достаточного развития и не использовались для подтверждения собственных теоретических положений. В настоящее время гуманистическая психология превратилась в область практической психологии (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).
Например, в 1960- 1980-е гг.
на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа.
Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение.
5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии.
Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг.
В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологи.
В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления. Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки: 1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п. 2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целостная личность человека. Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987). Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детерминирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. 3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. Например, в 1960- 1980-е гг. на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа. 4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение. В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологии личности — когнитивное (Дж. Келли) и социально-когнитивное (А. Бандура) (Солсо Р. Л., 1995; Хьел Л., Зиглер Д., 1997; Шульц Д., Шульц С. Э., 1998). 6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией — нейропсихология, с популяционной генетикой — генетическая психофизиология.
|
Основные направления в психологии личности.
Реферат по учебной дисциплине «Психология»
на тему: «Основные направления в психологии личности»
План
1. Введение.
2. Глубинная психология личности.
3. Гуманистическая психология.
4. Экзистенциальная психология.
5. Когнитивно-бихевиоральная психология.
6. Заключение.
7. Список литературы.
1. Введение.
Психология как дисциплина имеет двойственный статус и может принадлежать к гуманитарному знанию и естественно-научному.
Психология личности являет собой раздел психологии, изучающим личность и разнообразные индивидуальные процессы. Акцентируется попытка сформировать согласованный вид личности в её взаимосвязях с социумом, жизнью, миром. Помимо этого, исследуются индивидуальные различия, динамические аспекты душевного существования.
При анализе внутренней структуры психологического познания особо выделяют:
- глубинную психологию, исследующую бессознательное во всех его проявлениях;
- гуманистическую психологию, исследующую взаимосвязь социокультурных условий человеческого существования, а также психологии и поведения человека;
- экзистенциальную психологию, изучающую неповторимость существования определенного человека, имеющегося в определенный период времени и пространства;
- когнитивно-бихевиоральную психологию, изучающую в основном содержание, формы познавательной деятельности личности, влияющей на ее поведение, обусловлено факторам окружающей среды.
Безусловно, эта систематизация не являет собой нечто законченное, однако дает возможность иметь представление о ключевых школах, направлениях в психологии.
Психология преодолела долгий путь собственного развития. В течении всего становления психологической дисциплины в ней одновременно развивались различные направления. Парадигмы, базирующиеся на материалистических суждениях, первоначально содействовали развитию естественнонаучного понимания естества психических явлений и развитию психологии экспериментальной. Также, вследствие идеалистическим философским взглядам в современной психологии рассматривают такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность и другие.
2. Глубинная психология личности.
В глубинной психологии ученые пришли к мнению, что психика не сводится к сознанию и сделали попытку исследовать этот свободный от сознания отдел психики. Глубинная психология содержит аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера, психоанализ З. Фрейда.
Ключевые идеи глубинной психологии:
1) Бессознательное представляет основное значение в поведении, душевного существования человека. Содержание бессознательного является составной частью врожденных инстинктов.
По мнению Фрейда, существует два подобных инстинкта: сексуальный – либидо и агрессия — стремление к разрушению.
Адлер полагал что, основным человеческим инстинктом является стремление к преодолению неполноценности, совершенству, превосходству.
По мнению Юнга, энергия бессознательного способна проявляться в разнообразных формах в различные периоды развития человека.
Более того, основой бессознательного являются аффекты, желания, удаленные из сознания согласно их нежелательности либо неприемлемости. Основа бессознательного активно заряжена — желания и инстинкты, удаленные из сознания, проявляют стремление к удовлетворению. Данная энергия являет собой «двигатель» поведения, устремлений человека.
2) Влечения бессознательного противоречат нормам культуры.
По мнению Фрейда, человеческие инстинкты по своей сути эгоистичны и асоциальны. Социальные нормы являют собой препятствие, определяющееся для них, тем самым осуществляя вероятность совместного существования людей.
3) Социальное и психическое человеческое развитие осуществляется посредством установления равновесия меж культурными нормами и инстинктами. Следовательно, в ходе развития, «Я» человека обязано бесконечно отыскивать компромиссное решение меж прорывающейся открыто энергией бессознательного и тем, что допускаемо обществом.
4) Данное равновесие, соглашение образуется при помощи защитных психических механизмов. Защитный механизм являет собой особое изменение содержания сознания, образующееся в условиях внутреннего конфликта. Образцом защитного механизма способно быть вытеснение — удаление из сознания ненужного содержания. При данных условиях человек не осознает, что определенное побуждение либо чувство существует, как это бывает при усмиренной враждебности во взаимоотношениях меж ребенком и родителями.
Существуют неэффективные и эффективные защитные механизмы. Фрейд полагал, что при развитии личности сублимация есть основной эффективный защитный механизм. Сублимация — это конверсия энергии бессознательного в социально подходящее направление. В частности, сексуальный инстинкт способен сублимироваться посредством художественного творчества, либо посредством заботы о бедных, либо посредством привязанности к домашнему животному. Агрессия способна сублимироваться посредством определенных профессий либо спортивных достижений.
5) Первопричина аномалий поведения, его неадекватных проявлений, невротических нарушений есть нарушение равновесия меж культурно-нормативными требованиями и бессознательными влечениями.
Постоянная задача психоаналитической терапии — неосознаваемое должно стать осознанным. Признание, осознание пациентом истинной первопричины невротического симптома обязано привести к исчезновению симптома.
Способ, стратегия, которые используют психоаналитики есть интерпретирование проявлений бессознательного. В психоанализе, объектом интерпретации зачастую являются фантазии, сновидения, свободные ассоциации, продукты творчества, ошибочные действия — ошибки памяти, оговорки, описки.
3. Гуманистическая психология.
Гуманистическая психология — это направление современной психологии, которое изучает здоровую творческую личность, обнаруживающую собственные вероятные способности в ходе самореализации либо самоактуализации.
Данное направление возникло в 50-е годы прошлого столетия, а утвердилось как научное течение в начале 60-х годов.
Гуманистическую психологию представляют такие яркие личности, как А. Маслоу, Ш. Бюлер, Г. Олпорт, К. Гольдштейн, Р. Мей, К. Роджерс.
Значимые философские положения гуманистической психологии обусловлены экзистенциализмом — философией жизни, а именно с учениями А. Камю, М. Хайдеггера, Ж. Сартра, К. Ясперса.
По мнению Хайдеггера, следует отличать бытие и сущее. Сущее является предметом науки, а бытие — предметом философии. Бытие постигают не посредством мышления, так сказать опосредованно, а посредством личного существования, так сказать экзистенции. Осознав собственную экзистенцию, человек становится независимым, а именно ответственным за собственную жизнь.
Ш. Бюлер полагала, что гуманизм в свете психологии подразумевает изучение человека не в виде совокупности его поступков и качеств, а как целостность. Учитывая этическую сторону гуманизм — это утверждение правил жизнедеятельности, базирующихся на человеческих потребностях, а не на животных потребностях, законах неживой природы либо заветах Бога. Гуманистическая психология находится в оппозиции с бихевиоризмом и психоанализом. Ее объектом исследования стали «Я», психическое здоровье, любовь, реализация и развитие человеком собственных возможностей, творчество, опыт, высшие ценности бытия.
Ключевые идеи гуманистической психологии:
- Бытие человека имеет предел, однако он неизменно владеет свободой и требуемой независимостью для осуществления данной свободы.
- Важнейшую основу информации являет собой экзистенциальное состояние, субъективно переживаемый опыт человека.
- Человеческое естество невозможно определить полностью, поскольку она неизменно стремится к безустанному развитию.
- Человек целостен и един. В человеческой психике неосуществимо разделить мысль и чувство, психическое и органическое, неосознаваемое и осознаваемое.
- Любой человек исключителен в своем роде, потому исследование определенных случаев не менее целесообразно, нежели статистическое обобщение.
- Самореализация есть неотделимая часть человеческого естества.
- Человек сосредоточен на будущем, это активное творческое создание.
Данные идеи гуманистической психологии способствуют формированию нравственной житейской основы:
- человек не средство бессознательного, не невольник сложившихся привычек — ответственность человека за собственные поступки;
- взаимоотношения меж людьми обязаны базироваться на взаимном уважении и признании опыта переживаний каждого;
- любой человек обязан ощущать себя «здесь и теперь» — в настоящем.
Лишь сами люди, ввергнутые в жизненный вихрь в этом месте и в это мгновение, несут ответственность за осуществленный ими выбор. Данное не есть утверждение что, в случае наличия у человека свободы выбора, он несомненно станет действовать согласно собственным интересам. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет достаточно разумным и безупречным. В случае такого положения, общество испытывало бы таких страданий от скуки, отчаяния, вины, тревоги, отчуждения, и многих иных ненавистных чувств, навязываемых себе.
Для экзистенциалистов вопрос состоит в том, способен либо не способен человек существовать истинной — искренней и честной жизнью в осознанной связи ее неопределенностей и случайностей. Поскольку экзистенциальная философия считает, что любой человек несет ответственность за собственные действия, она обращается к гуманистической психологии. Равным образом, гуманисты-теоретики акцентируют внимание, что любой человек есть главный строитель собственного жизненного опыта и поведения.
Человек — существо мыслящее, решающее, переживающее и свободно избирающее собственные действия. Таким образом, гуманистическая психология в роли главной модели избирает человека ответственного, осуществляющего свободно выбор из числа данных возможностей.
4. Экзистенциальная психология.
В психологии личности данное современное направление берет свои истоки в экзистенциализме как популярной философской школе второй половины XX столетия, образовавшейся на базе философии жизни, персонализма, феноменологии, идей А. Камю, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера и др. Экзистенциальная психология личности связана с гуманистической психологией.
Феноменологическая оценка актуального существования человека проводилась резидентами экзистенциальной психологии личности посредством изучения вопросов одиночества и любви, смерти и жизни, смысла существования, свободы и выбора. Единственная реальность, поддающаяся изучению — неповторимое переживание человека.
Противоположно от гуманистической психологии, в которой модель саморазвития есть самопроизвольное осуществление самоактуализации, в экзистенциальной психологии такого рода моделью представляется интенсивное, субъектное приобретение совершенства.
Основой личностного роста является взаимозависимая цепь ответственных выборов, актуально значимых решений, что значительно сложнее неотвратной реализации врожденного личностных возможностей.
Экзистенциальная психология личности, как и психология гуманистическая, нацелена на будущее. Детерминанта личностного развития выбором установленного будущего пробуждает врожденные процессы символизации, что содействует открытию личностью новых, наиболее углубленных смыслов. Вместе с тем, выбор установленного будущего неминуемо приводит к тревоге, «онтологическому беспокойству», что взывает к мужеству от личности.
Выбор устойчивого положения пробуждает переживание онтологической вины как нереализованной возможности. Двигаясь вперед, развиваясь, личность усиленно одолевает сложности, учится на собственных ошибках. Достоверность подразумевает утверждение данного мучительного положения дел и поиск в себе смелости посредством переживания чувства собственного достоинства, держаться перед онтологической тревогой и избирать будущее, убавляющую онтологическую вину.
Важным значением экзистенциальной психологии представляется отбор путей достижения личностной аутентичности, соотнесения ее существования подлинному внутреннему естеству. По сути дела, аутентичный жизненный путь подразумевает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие обозначает особенное качество человеческого ума, именуемое преднамеренностью, вследствие которого становятся вероятными решения, существенно значимые для личностного. Всякое из подобных судьбоносных решений подразумевает встречу с альтернативой меж неведомым будущим и высокоупорядоченным, известным прошлым.
Их числа типов личности, описанных в экзистенциальной парадигме, выделяют конформиста и индивидуалиста.
Индивидуалист есть идеальный человек, живущего интеллектуальной жизнью, что способствует его адекватному восприятию происходящее и воздействовать на собственное социальное окружение. Ему присущи — чувство любви и интимности, тонкий вкус. Индивидуалист не свободен от онтологической тревоги, однако он не позволяет ей препятствовать принятию взвешенных решений. Данный тип личности являет собой эталон личностного развития, целиком удовлетворяя потребности психологические, социальные и биологические.
Противоположно индивидуалисту – конформист являет собой талантливого игрока социальных ролей, удовлетворяющего первоначально собственные биологические потребности. Он материалист и прагматик, отвергающий значимость воображения и неспособный к символизации. Его взаимоотношения с людьми лишены интимности, довольно формальны. Поглощенный онтологической тревогой, такого рода человек ощущает себя ненадежным и бесполезным. Как следствие несовершенного личностного развития, конформист расположен к экзистенциальной болезни, образующейся посредством сильнейшего воздействия окружающей среды.
В экзистенциальной психологии личность рассматривают в основном в пограничных ситуациях. Она в некотором роде отстранена от повседневной действительности, располагается за пределами повседневности, в центре драматичных, напряженных жизненных столкновений.
5. Когнитивно-бихевиоральная психология.
Когнитивно-бихевиоральная, либо когнитивная-поведенческая, психологическая практика существенно моложе психоанализа. Бихевиоризм, как направление психологии теоретическое, образовался и развивался приблизительно одновременно с психоанализом, с конца XIX столетия, однако попытки систематического применения принципов теории научения в психологической практике относят к концу 50-х годов прошлого столетия.
Вместе с тем, в данный период бихевиоризм, как представленную модель поведения человека, резко критикуют за свой механицизм и пренебрежение внутренней жизнью человека.
Стимульно-реактивная схема, обрисовывающая поведение человека как сумму реакций на разнообразные стимулы и являвшая собой основу теоретической парадигмы в работах таких ученых, как Б. Скиннера, К. Халла, начиная с 20-х годов прошлого столетия, несомненно исчерпала себя как средство исследования психики.
В данный период в психологии совершается когнитивная революция, подтвердившая значение внутренних переменных, либо внутренних когнитивных процессов, в поведении человека. Возникают информационные модели психики человека, описывающие его как интенсивно перерабатывающего прибывающую извне информацию и образующего разнообразные модели реальности. Бихевиоризм был существенно изменен, а образовавшаяся на его базе психологическая практика была уже бихевиорально-когнитивной. Основателем данного направления стал Э. Толмен. Стремясь акцентировать определяющее значение цели в поведении человека, Толмен назвал свою концепцию «целевым бихевиоризмом».
В настоящее время можно говорить только о единичных техниках, основанных в основном на стимульно-реактивной схеме, интенсивно применяющихся и сегодня — первоначально это техники изменений реакций страха, базирующиеся на принципе десенситизации, и иные.
Сегодня существуют разные когнитивно-бихевиоральные подходы, объединенные отдельными учеными в группы по разным причинам. Акцентируют следующие блоки когнитивно-бихевиоральных подходов:
- Наиболее близкие бихевиоризму классическому, методы, базирующиеся в основном на концепции научения, а именно на принципах непосредственного и скрытой детерминанты. Данные подходы применяют техники отрицательного и положительного подкрепления, техники регулярной десенситизации, противостояние пугающему стимулу, техники моделирования поведения, парадоксальную интенцию. К данной группе методов относят эмоционально-стрессовую психотерапию Рожнова.
- Базирующиеся в основном на концепции информации, методы, использующие основы постепенного выстраивания внутренних моделей с целью обработки информации и регулирования поведения на их основании. Данные техники, уделяют наибольшее внимание внутренним когнитивным схемам воздействия, упрощенно оценивают закономерности человеческого поведения, сводя их к компьютерной модификации. Сюда причисляют разнообразные техники развития совладеющих навыков и техники разрешения проблем.
- Методы, базирующиеся на объединении основ концепции информации и концепции научения, кроме того, основ реорганизации дисфункциональных когнитивных процессов и отдельных основ динамической психотерапии. Прежде всего это когнитивная психотерапия А. Бека и рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса. Также к ним можно причислить подходы М. Махони, Г. Лиотти и В. Гвидано. Данные интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы, беспрепятственно применяя техники первых двух блоков, устанавливают в качестве основной задачи изменение дисфункциональных способов мышления, являющиеся причиной неадекватного болезненного поведения. Вместе с тем, различные авторы наибольшее или наименьшее внимание уделяют былому опыту, в котором сложились установки, верования и представления, детерминирующие поток дисфункциональных мыслей.
Собственно, последнее вынуждает методологов когнитивно-бихевиорального подхода заявлять о недостаточной концептуальной чистоте данных моделей и винить его представителей в отступлении в сторону динамической психотерапии. Наиболее нейтральные методологи заявляют о пограничном статусе данной категории, именуя эти подходы «мостом меж психоанализом и бихевиоризмом».
6. Заключение.
Собственно, интерес к человеку, его личности, к ее возможностям является основой развития психологии, ее направлений и подходов. Очевидно он появился одновременно с формированием самосознания личности, и заполнялся в основном субъективными наблюдениями отдельных ученых, которые наблюдали поведение личности и выстраивали парадигмы об их причинах и следствиях.
Начало XX столетия и особо период, наступивший после Первой мировой войны, признается основой перевоплощения психологии в экспериментальную науку, базирующуюся на использовании методов математических и экспериментальных.
В развитии психологии к этому времени чётко обозначились такие направления: глубинной, гуманистическое, экзистенциальное, когнитивно-бихевиоральное и различные отрасли психологии стали опираться на идеи, сформулированные в данных направлениях. Особый акцент был выполнен на когнитивно-бихевиоральный подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.
Любой из представленных в науке признавательно-оценочных подходов к осмыслению психического явления, а, следовательно, и к пониманию содержания и предмета психологической науки, обладает собственной историей образования, бытия и развития. Более того, любой новый подход не аннулировал всего предшествующего, а только привносил собственное понимание в единую копилку психологической науки. Таким образом, в психологии непозволительно устанавливать вопрос, который из подходов более надежный. Все подходы обладают своими недостатками и достоинствами. Наиболее значимым представляется вопрос о познавательных задачах, позволяющим разрешить различные подходы. Собственно, этим и обусловливается его положение в структуризации науки и его значение в истории психологии.
7. Список литературы.
1. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин – 2-е изд., — Питер, 2006. – 249 с.
2. Психология: учебное пособие / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003 — 464 с.
3. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Теоретическая психология, М.: Академия, 2003. – 496 с.
4. Б.П. Бархаев, И.В. Сыромятников, Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности, — М.: ВУ, 2003. – 192 с.
5. Д. Шульц, С. Шульц, История современной психологии / пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. — 532 с.
5 основных аспектов психологии
Психология — это научное исследование того, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. В этом уроке вы познакомитесь с пятью основными точками зрения, которыми руководствуются современные психологические исследования.
Почему ты так себя ведешь? Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди любят вечеринки, а другие предпочитают свернуться калачиком с хорошей книгой? Или почему вы помните одни события, но не помните другие? Люди изучали разум и то, как он работает, еще со времен древних греков, но научное изучение психологии началось немногим более ста лет назад.
С тех пор, как Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в 1879 году, психологи изучали различные аспекты человеческого поведения, такие как личность, функции мозга и социокультурные влияния. По мере развития психологии она начала решать вопрос о том, почему мы делаем то, что делаем, с разных точек зрения, включая биологическую, психодинамическую, поведенческую, когнитивную и гуманистическую. Давайте рассмотрим каждый из этих пяти основных подходов, которыми руководствуются современные психологические исследования.
Биологический подход
Биопсихологи изучают, как ваша нервная система, гормоны и генетическая структура влияют на ваше поведение. Биологи-психологи исследуют связь между вашими психическими состояниями и вашим мозгом, нервами и гормонами , чтобы понять, как формируются ваши мысли, настроение и действия.
Что это значит? Это означает, что для биологического подхода вы являетесь суммой своих частей. Вы думаете так, как вы думаете, из-за того, как устроен ваш мозг, и из-за потребностей вашего тела. Все ваши выборы основаны на вашем физическом теле. Биологический подход пытается понять здоровый мозг, но он также исследует разум и тело, чтобы выяснить, как такие расстройства, как шизофрения, развиваются из генетических корней.
Психодинамический подход
Психодинамический подход продвигал Зигмунд Фрейд, который считал, что многие наши импульсы обусловлены сексом. Психологи этой школы считают, что бессознательные побуждения и переживания раннего детства лежат в основе вашего поведения и что конфликт возникает, когда на эти побуждения накладываются социальные ограничения.
О Фрейде и его ныне устаревших теориях ходит много шуток. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что что-то в том, кем вы являетесь сегодня, связано с вашим детским опытом? Скажем, вы обвиняете свою привычку курить в оральной фиксации, которая возникает из-за того, что вас слишком рано отлучили от грудного вскармливания в младенчестве. Ну, это также исходит из теорий Фрейда, и это была идея, которая произвела революцию в том, как мы видим себя.
Поведенческий подход
Поведенческие психологи считают, что внешние стимулы окружающей среды влияют на ваше поведение и что вас можно научить действовать определенным образом. Такие бихевиористы, как Б. Ф. Скиннер, не верят в свободу воли. Они считают, что вы учитесь через систему подкреплений и наказаний.
Поведенческий подход действительно эффективен, когда вам все равно, что кто-то думает, пока вы добиваетесь желаемого поведения. Влияние этих теорий влияет на нас каждый день и на протяжении всей нашей жизни, влияя на все: от того, почему мы следуем правилам дорожного движения, когда водим машину, до того, как рекламные компании проводят кампании, чтобы заставить нас покупать их продукцию.
Когнитивный подход
В отличие от бихевиористов, когнитивные психологи считают, что ваше поведение определяется вашими ожиданиями и эмоциями. Когнитивный психолог Жан Пиаже утверждает, что вы помните вещи, основываясь на том, что вы уже знаете. Вы также решаете проблемы, основываясь на своих воспоминаниях о прошлом опыте.
Итак, при таком подходе мы без воли отворачиваемся от людей как от машин и углубляемся в мысли и чувства. То, как вы действуете, основано на внутренних процессах, и на отдельных людей оказывается гораздо больше стресса. С когнитивной точки зрения, ваши ожидания от предстоящей вечеринки повлияют на то, как вы себя чувствуете и будете вести себя на ней, и окрасят ваши воспоминания о той ночи, когда вы вернетесь домой.
Гуманистический подход
Гуманистические психологи верят, что вы по существу хороши и что у вас есть мотивация, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Психологи из этого лагеря сосредотачиваются на том, как вы можете чувствовать себя хорошо, выполняя свои потребности и цели. Выдающийся психолог-гуманист Карл Роджерс называл своих пациентов «клиентами» и предлагал благоприятную среду, в которой клиенты могли понять свои собственные чувства.
В отличие от поведенческого подхода, гуманистический подход направлен на расширение возможностей человека. Правы вы или нет, в более широком смысле вы мотивированы быть лучшим человеком, которым вы можете быть. Все ваши решения исходят из попыток улучшить свою жизнь. Итак, если вы пытаетесь сократить ночное потребление вина, терапевт-гуманист будет поощрять и поддерживать, но не будет напрямую советовать вам бросить курить или пытаться проанализировать, почему вы вообще пьете.
Краткий обзор:
- Психология — это научная наука о человеке мышление , чувства и поведение 90 007 .
- Пять основных аспектов психологии: биологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный и гуманистический .
- Каждая перспектива дает свой собственный взгляд на причины почему вы делаете то, что делаете.
Школьная психология (MS/CAGS) | Северо-восточный университет
Основы:
Предварительная практика : Как видно из названия, предварительная практика проводится до практики и длится 75 часов. Предварительную практику можно пройти в конце первого года программы или в начале второго года. Цель предпрактикума состоит в том, чтобы учащиеся получили наблюдательный опыт и узнали о школьной экологии.
Практика : Студенты проходят 525 часов полевой практики по школьной психологии в течение первых 2 лет, в том числе 75 часов курсовой практики в первый год и 450 часов (примерно 2 дня в неделю) полевой практики в второй год,
Во время выездной практики студенты должны продемонстрировать свои навыки в следующих основных областях школьной психологии:
- Профессиональная идентичность и профессиональное поведение
- Оценка
- Консультирование
- Предотвращение консультаций и сотрудничества
- Культура и разнообразие
- Этические и юридические вопросы Программа оценки и прикладных исследований
- Связь и информационные технологии
Что касается требований к оцениванию, учащиеся должны пройти не менее двух всесторонних психологических и педагогических оценок, а их общее количество оценок должно составлять от минимум 5 до максимум 10. Комплексные оценки должны включать несколько надежных и достоверных методов, которые оценить несколько областей функционирования, и выбор инструментов должен основываться на имеющихся проблемах / направляющих вопросах. Более подробное руководство можно найти в руководстве по портфолио.
Курсовая работа:
Наши студенты-практиканты уже прошли следующие курсы:
- Клинические навыки консультирования
- Семинар по школьной психологии
- Введение в оценку
- Принципы обучения
- Младенец, ребенок и подросток. Развитие
- Когнитивный тест
- Ребенок и Подросток. Психопатология
- Культура и разнообразие
- Управление поведением
- Предварительная практика
- Биологическая основа поведения
- Исследования, оценка и анализ данных
В течение учебного года студенты изучают следующие курсы:
Осенний семестр
- Социальная, эмоциональная и поведенческая оценка
- Оценка на основе учебной программы*
- Консультирование детей и подростков в школах
- Практический семинар
Весенний семестр
- Проблемы с обучением: образование, биография. и экологические перспективы
- Консультирование детей и подростков в школах
- Консультация*
- Практический семинар
*Обозначает курсы, требования к которым проводятся в рамках практики.
Для курса «Социальная, эмоциональная и поведенческая оценка» учащиеся должны пройти социально-эмоциональную оценку, включая (а) систематические непосредственные наблюдения (б) интервью с учителем, учеником и родителями и (в) широкополосные и узкополосные оценочные шкалы.
Для курса оценивания на основе учебной программы учащиеся должны (а) провести скрининг чтения в классе и (б) на основе данных определить учащегося для интервенции по чтению, которую они затем реализуют. Им также необходимо выявить и оценить двух учащихся с академическими трудностями (т. е. с математикой, правописанием, письмом).
Для прохождения курса «Консультирование детей и подростков» учащиеся (а) должны уметь консультировать отдельных лиц и группы в течение семестра и (б) составлять два исчерпывающих описания случаев («планы лечения») для каждого (подробности см. в Руководстве по портфолио). требования).
Для Консультационного курса учащиеся (а) должны найти учителя, который готов встретиться четыре раза, и (б) внедрить стратегии в классе.
В дополнение к вышеуказанным требованиям студенты должны соответствовать следующим требованиям к портфолио:
- Консультировать трех человек и 1 группу
- Предоставить консультацию не менее чем двум сотрудникам школы или родителям
- Спланируйте и осуществите вмешательство, направленное на предотвращение проблем
- Знать и соблюдать этические стандарты, установленные Национальной ассоциацией школьных психологов и Американской психологической ассоциацией
- Демонстрировать мультикультурные компетенции во всех аспектах своей практики
Выездная супервизия:
Выездные супервайзеры, осуществляющие практическую супервизию и наставничество, должны иметь лицензию (сертификат) педагога штата Массачусетс в качестве школьного психолога и опыт работы школьным психологом не менее трех лет. Практический надзор состоит как минимум из одного часа в неделю в очном формате.
Университетский контроль:
Студенты практики записываются на курс семинаров в течение года практики. Этот курс преподает научный руководитель университета, который является сертифицированным школьным психологом. Университетский руководитель поддерживает связь с полевым руководителем посредством двух посещений объекта и телефонных звонков, когда это необходимо. В конце учебного года полевой руководитель и руководитель университета определяют, достаточно ли продвинулся студент в основных областях и готов ли он к стажировке.
Ваучеры на курсы для супервайзеров:
В знак признания ценного руководства и супервизии, которые предоставляются студентам практики, Колледж наук о здоровье Буве при Северо-восточном университете предоставляет ваучеры на обучение для супервайзеров на местах. Ваучер на один курс в Северо-восточном университете доступен для каждого студента практики НУ.
E*Value Clinical Training Tracking Tool
Основы:
В соответствии с требованиями Национальной ассоциации школьных психологов (NASP) и Министерства образования штата Массачусетс (DOE) для сертификации/лицензии в области школьной психологии учащиеся должны пройти получить минимум 1200 часов практического опыта во время стажировки по школьной психологии.
Стажировки за пределами штата:
Студенты могут пройти стажировку в другом штате. Им следует обратиться в Департамент образования штата, чтобы определить требования штата к лицензированию/сертификации.
Предварительные требования:
Чтобы студенты программы школьной психологии Северо-восточного университета имели право начать стажировку, они должны пройти следующие этапы программы:
- Успешное завершение MTEL
- Успешное завершение всех курсовых работ, за исключением стажировки
- Успешное завершение портфолио уровня магистра (эквивалент магистерской диссертации)
Выездная супервизия:
Стажировка и наставничество должны осуществляться сертифицированным школьным психологом с опытом работы не менее трех лет. Наблюдение за стажировкой состоит как минимум из двух часов в неделю в очном формате.
Высшее управление:
Студенты стажировки зачисляются на курс семинаров в течение года стажировки. Этот курс преподает научный руководитель университета, который является сертифицированным школьным психологом. Для стажировки в штате Массачусетс руководитель университета поддерживает связь с руководителем на местах посредством трех визитов на объект. В конце года стажировки местный руководитель и руководитель университета определяют, достаточно ли продвинулся студент в основных областях компетенции.
Требования к практике:
- 8 случаев оценки
Общее количество оценок: Максимум 25
- Консультации с четырьмя сотрудниками и двумя родителями
- Консультировать 6 студентов (индивидуально или в группах)
- 1 Программа профессионального развития или профилактики, ориентированная на учащихся
- Демонстрация мультикультурных компетенций во всех областях
- Продемонстрировать знание законов штата и федеральных законов.
- Знание и соблюдение этических стандартов, установленных NASP и APA
- Продемонстрировать компетентность в области коммуникационных и информационных технологий
Тематические исследования:
В течение года стажировки студенты должны подготовить пять тематических исследований, которые иллюстрируют их компетенции в области (а) профессиональной идентичности и профессионального поведения, (б) оценки, (в) вмешательства/профилактики, (г) программы оценка и прикладные исследования, (e) культура и разнообразие, (f) этические и правовые вопросы и (g) коммуникационные и информационные технологии.