Психологические ситуации: Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы cоциальной психологии личности

Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы cоциальной психологии личности

Ключевые слова: теоретическая рефлексия, социальная психология личности

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рягузова Е.В. Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В последнее время в социально-психологических исследованиях  фокус  интереса заметно сместился в сторону ситуационной парадигмы.

Однако,  несмотря на достаточное количество работ, проведенных в таком формате [3, 4, 6, 14], еще не сформировалась единая теория, обладающая большим объяснительным потенциалом и возможностью структурирования накопленного материала. На наш взгляд, определенным шагом на пути создания подобной теории,  базирующийся на категориях  пространства, времени,  социального действия, статики и динамики, индивидуальности и нормативности,  может послужить рассмотрение психологической ситуации в контексте системного подхода как открытой,  иерархически организованной, динамической, неустойчивой, нелинейной  системы.

Психологическая ситуация – это открытая система, поскольку на нее воздействуют группы детерминант; к ним относятся как минимум два системных образования: система личности и совокупность факторов психологической среды.  Совокупность факторов непсихологической среды, включающая предметный и социальный миры, как справедливо заметил К. Левин, могут повлиять на человека или испытать его влияние лишь в том случае, если они стали фактами психологической среды [8].

Личность, являясь субъектом труда и собственной жизни, определяет конфигурацию многих психологических ситуаций, накладывая свою уникальную рамку и используя свой собственный формат. При этом цели и потребности личности выступают в качестве системообразующего фактора,  который определяет  качественную специфику психологической ситуации.

Факторы среды  — субъект-объектные или субъект-субъектные интеракции — являются еще одной  группой детерминант,  которые обусловливают определение ситуации. Как указывает Д. Магнуссон, эти факторы можно представить в виде иерархической системы с выделением микро-, мезо- и макроуровней [12].

Фактически можно говорить об иерархической,  структурной организации факторов внешней среды. Однако какие стимулы, эпизоды или события будут организованы в конкретную психологическую ситуацию, зависит от  системообразующего фактора, а именно – от целей и потребностей личности, а также от  тех личностных свойств, которые актуализированы в данный момент времени.

Значит, существует достаточно широкий диапазон прочтения объективной  актуальной ситуации и, соответственно, существует многообразие, многозначность и полисемичность психологических ситуаций.

В  контексте изучения психологической ситуации наибольший интерес для нас представляет событие. Отмечая специфику события, М. Хайдеггер называет его «про-явлением», чьей достаточной данностью впервые только и обеспечивается возможность всякого «дано», в котором еще нуждается даже и само бытие, чтобы в качестве присутствия достичь своей собственной сути» [17. С. 268]. Событие подчеркивает состояние возможности, элемента непредсказуемости в ситуации, и в то же время оно отображает момент раскрытия одного из вариантов возможного бытия, показывает его развертывание в пространстве и времени. События – повторяющиеся или разовые ситуации, в которых постигается смысл   человеческой экзистенции.

Коротко, но емко определяет событие М. Элиаде: «Событие – это и есть нахождение в ситуации» [18]. На наш взгляд, этот тезис можно дополнить тем, что выделение события определяет способ вхождения в психологическую ситуацию, ее конструирование, формирование и встраивание в субъективный мир. Следовательно, событие предполагает встраивание актуальной ситуации в собственное интрапсихическое пространство, в то время как психологическая ситуация является тем когнитивным конструктом, с помощью которого происходит встраивание себя в социальный контекст.

Событие, обладая определенной модальностью, задает вектор или направление развития психологической ситуации. В связи с этим нам кажется необходимым проанализировать гипотезу В. Мишела, согласно которой  выделяются «сильные» и «слабые ситуации» в зависимости от давления,  которое  они оказывают  на благополучие субъекта. В. Мишел считает, что к сильному типу следует отнести такие ситуации, реакция на которые в большей мере зависит от объективных условий,  от вектора события, тогда как  самыми «слабыми» ситуациями являются те, которые допускают  разнообразные реакции, обусловленные индивидуальными различиями [22]. Мы согласны с такой дифференциацией, поскольку действительно существуют определенные обстоятельства – средовые императивы, «власть ситуации» [14.

С. 34] которые жестко диктует поведенческие сценарии и паттерны. К подобным ситуациям можно  отнести так называемые критические инциденты (Дж. Митчел), эксперименты жизни (Л. Монтада),  травматические события (Н.В. Тарабрина).

Следовательно, элементы среды и, прежде всего, события характеризуются неоднородностью, разнообразием и множественностью. При этом, как справедливо замечает Е.В.Листвина, «чем больше отличий, тем больше событие имеет возможность собрать массу неоднородного знания, включить его многомерность и существенную разницу в единое, объемное поле» [10. С. 34]. Это наделяет событие важным качественным значением. Оно выполняет функцию, с одной стороны,  «выпрямления» некоторых моментов нелинейного бытия, как в случае сильных ситуаций В. Мишела, а, с другой стороны, событие может способствовать усугублению и усилению нелинейности, то, что  Б.Ф. Ломов объясняет кумулятивным эффектом, который подразумевает «накопление некоторой критической массы, чтобы каузальное отношение «сработало» [11. С. 86].

Кроме того, событие всегда происходит в пространстве и во времени, соответственно,  можно говорить о пространственно-временной характеристике психологической ситуации. При этом, на наш взгляд, следует отметить два важных момента.

Факторы среды, безусловно, определяют пространственно-временные границы ситуации. Действительно, каждая ситуация описывается с помощью пространственных и временных характеристик, но это  описание может включать в себя несколько локальных хронотопов: 1) психологическая ситуация, актуализированная в режиме «здесь и сейчас»; 2) психологическая ситуация, хронотоп которой может не совпадать с реально наблюдаемыми пространственными и временными характеристиками. На это же указывал Д. Магнуссон, выделяя  различные  виды ситуаций [12].

Кроме того, в психологической ситуации соединяется  непрерывное и дискретное время. Время в ней дискретно, потому что  психологическая ситуация задерживает временной поток искусственно, останавливая его для того, чтобы субъект мог идентифицировать и типизировать ее.

Однако, с другой стороны, психологическая ситуация является отображением  непрерывного времени, поскольку через нее фокусируются разновременные отрезки и формируются пространственно-временные конструкции. Наша точка зрения согласуется с идеями  А. Мелучи о том, что  «современный человек не воспринимает пассивно время, а конструирует его» [21].

Следовательно, при конструировании психологической ситуации может происходить смещение пространственно-временных рамок, которые позволяют субъекту свободно перемещаться в направлениях будущее — настоящее – прошлое в зависимости от конкретных потребностей.

 Мы разделяем позицию Ф. Знанецкого, согласно которой социальная личность создается в условиях определенной среды и воспроизводит уже созданные модели, в которых выражается реальная система прав и обязанностей, и является социальной ценностью в рамках социальных отношений и взаимодействий [15. С. 56]. Социальная жизнь личности не ограничивается рамками отдельной социальной группы, в которую она включена,  как не ограничивается и огромное число ее социальных действий.

Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и ценностях, имеющих социальную значимость. Определение ситуации индивидом, который исходит из собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, дает представление об его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида [19]. В  этой связи особый интерес представляют исследования С. Хаслама, Д. Джетена, А. Обрайена и И. Якобса, в которых показана зависимость реагирования на потенциальную стрессовую ситуацию от включенности в ингруппу или аутгруппу и выявлена важность социального контекста не только для оценки качества получаемой информации, но и для того, как эта информация конструируется [20].

Каждая ситуация управляется определенными правилами, при этом правила развиваются таким образом, чтобы цели ситуации могли быть достигнуты. Как отмечает  М. Аргайл, «правила должны быть усвоены … как часть социализации» [1. С. 182]. Социальная жизнь, считает Э. Гидденс, подчинена правилам, применимым к действию или производству социальных практик  [5]. При этом важно отметить, что, правило, с одной стороны, не может однозначно определить результаты и исход действия, оно лишь  дает варианты возможных  альтернатив, предоставляя индивиду право следовать правилу или игнорировать его, а с другой, ограничивает выбор действующего субъекта, принуждая его соответствовать социально принятому способу поведения. Правила, таким образом, играют роль внешнего стабилизатора поведения, в соответствии с которыми оно санкционируется, поощряется или наказывается.

Нормы и правила, следовательно, являются  культурными механизмами интеграции и контроля относительно выполнения определённых функций, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей индивидов, а также для поддержания их совместного существования. Следование или неследование норме или правилу связано с последствиями для субъекта в виде поощрения или наказания.

Таким образом,  человек конструирует ситуацию и участвует в ней  на основе алгоритмов, принятых в культуре данного общества и конкретной микросреды. Совокупности правил образуют сложные нормо-ролевые модели, отражающие социальную действительность и регулирующие совместную деятельность людей. При этом правила задают варианты определенных альтернатив и устанавливают в обществе социальный порядок, поскольку члены общества разделяют общие ценности и нормы и исполняют ожидаемые от них роли. Следовательно, ценности и нормы формируют коллективные рамки системы действия, определяют роли, приемлемые для субъекта, сценарии действий, «общий горизонт смысла, служащий точкой отсчета для акторов в ходе их действий» [9. С. 155].

В социуме создаются механизмы, призванные согласовывать, состыковывать психологические ситуации одного и другого человека по возможности бесконфликтно. В поле взаимодействия жизненных ситуаций унифицируется содержание личностных смыслов, которые на уровне социума существуют в качестве значений, объективирующих реальный опыт эмоционально-ценностных отношений многих людей, объединенных общим для них социокультурным контекстом.

Следовательно,  люди, относящиеся к одной и той же социальной группе, социализированные в сходных условиях, живущие и функционирующие в среде, которая до некоторой степени гомогенна в существенных физических, биологических, социальных, культурных аспектах, будут  в определенной мере  обладать аналогичными представлениями о социально стабильных алгоритмах поведения и  сходными когнитивно-эмоциональными репрезентациями психологической  ситуации.

Психологическая ситуация является динамической и неустойчивой  системой, так как малые возмущения не затухают во времени и не стремятся  к нулю, а нарастают, приводя к изменению данной ситуации и конструированию другой.  На это указывал  К. Левин, проявляя интерес к внешне незначительным, но в действительности важным деталям ситуации. Сам он часто называл их «канальными факторами ситуации» [14. С. 44], поскольку этот термин отсылает к существованию незначительных, но вместе с тем критически важных фасилитирующих влияний или сдерживающих барьеров. Принцип канальных факторов является одним из ключевых для понимания того, почему одни ситуационные факторы обладают большим влиянием, чем можно было бы ожидать, а другие – меньшим. Необходимо учитывать и тот факт, что субъективная интерпретация событий одним и тем же человеком характеризуется значительной изменчивостью. Эта изменчивость достаточно существенна, чтобы, исходя из факта неустойчивости интерпретаций, заставить нас ожидать появление заметных различий между поведением этого человека в двух объективно почти идентичных ситуациях, не говоря уж о различиях, проявляемых в ситуациях, которые всего лишь сходны.

Кроме того, любая психологическая ситуация имеет начало и конец, она характеризуется определенной  динамикой, которая может быть представлена следующим образом:  перцептивная организация средовых констелляций; идентификация их как интегративного образования; когнитивная проработка; оценивание субъективной ситуации; типизация на основе имеющегося опыта и знаний; принятие решения и выбор способа действия; реализация действия; обратная связь.

Существенным, на наш взгляд, является то, что в состав психологической ситуации входит репертуар способов действий. Как считают  И. Мюслер, С. Стайнингер и П. Вюр, «модус будущего действия способен повлиять на процесс восприятия» [23].  В связи с этим интересна идея  А. Шютца о том, что перед тем как человек совершает какое-то действие, он должен видеть это действие законченным, т.е. «действие есть осуществление предвосхищаемого будущего» [16. С. 45]. Соответственно,  можно говорить о действенном плане психологической ситуации, под которым мы будем понимать функциональное и ценностное осмысление,  схему действия, репрезентирующую в самых общих чертах модус поведения в определенном классе ситуаций. При условии, если ситуация определяется как типичная, то актуализируется привычный «действенный план», направленный либо на сохранении конкретной ситуации (в случае оценивания ее как позитивной), либо – при негативной оценке – на изменение ее. Если ситуация классифицируется как нетипичная, т. е. не имеющая проверенного готового способа действия, то возникает вероятность актуализации  нерационального, либо неадекватного действия в силу того, что в опыте еще не было такой  конфигурации, и субъект вынужден осваивать ее без опоры на традицию.

Кроме этого,  необходимо отметить, что психологическая ситуация всегда имеет несколько вариантов развития. Некоторые исследователи употребляют понятие «эвентуальная» ситуация, т.е. «устанавливающая не неизбежность определенных следствий, а лишь их возможность» [10. С.25].  В этой связи необходимо  выделить еще одно важное свойство психологической ситуации как системы, о котором мы уже не раз упоминали,  – нелинейность.  Проблема нелинейности сама по себе весьма интересна для современного этапа развития методологии, а  при изучении психологических ситуаций она является, на наш взгляд, ключевой. Принцип нелинейности позволяет  описать психологическую ситуацию как сложную систему, несущую в себе элементы неопределенности, непредсказуемости,  поливекторности и множественности своего развития. Нелинейность заключается, прежде всего,  в нарушении прямого, пропорционального соотношения между  стимулами среды и их субъективной репрезентацией.  При этом в случае «сильных ситуаций» нелинейность может выпрямляться, о чем мы уже упоминали выше. Нелинейность в контексте неопределенности проявляется также в наличии «канальных» факторов ситуации (К. Левин), которые оказывают внешне (объективно) незначительное, но субъективно  значимое, критически важное фасилитирующее влияние. Кроме того, нелинейность связана с непредсказуемостью поведения: общество транслирует определенные нормы, правила  прочтения ситуационных типов и определенные нормативные сценарии поведения в них, ограничивает выбор действующего субъекта, принуждая его соответствовать социально принятому способу поведения. Однако за субъектом остается право  следовать правилу или игнорировать его, право  принятия того или иного решения, право выбора конкретного действия и реализации поведенческого рисунка.

Нелинейность определяет «веерность» развития ситуации: в определенные моменты времени возможен «скачок», переход на новый путь развития ситуации, который может быть связан как со смещением временных и пространственных рамок, так и с привнесением в ситуацию нового знания, нового опыта, новых оценок,  новых смыслов, с расширением репертуара действий.

Итак, исходя из рассмотрения психологической ситуации как открытой, динамической, иерархически организованной нелинейной системы, можно говорить о бинарности психологической ситуации и, соответственно, выделить ключевые бинарные оппозиции, позволяющие увидеть оси, по которым она конструируется. Эти бинарные оппозиции  могут быть обозначены следующим образом: индивидуальность — социальность как базовая оппозиция, которая находит отражение во всех выделенных оппозициях; социальная нормированность — девиация;  уникальность – универсальность; предсказуемость – непредсказуемость; одномерность – многомерность.

Бинарная оппозиция индивидуальность – социальность связана с соизмерением человека и бытия, его вписанности в окружающий мир, с превращением окружающего  мира в духовно обжитой и обитаемый мир. Эта оппозиция позволяет рассматривать психологическую ситуацию как способ репрезентации мира, как интерактивную единицу, возникающую на стыке внешнего, объективного мира и внутреннего, субъективного мира. При этом указанная дуальная пара акцентирует пограничность (маргинальность)  психологической ситуации, поскольку  она полностью не принадлежит ни объективному, ни субъективному мирам. Психологическая ситуация представляет собой мир нашего опыта, а, как справедливо заметил Л.Г. Ионин, «все,  что нам известно о мире, мы знаем из нашего опыта» [7. С. 45]. Более того, психологическая ситуация позволяет расширить объективный мир, поскольку она вмещает в себя не только тот мир, который есть, но и тот мир, каким он мог быть или должен быть, или таким, как его представляет сам субъект.

Бинарная оппозиция социальная нормированность – девиация связана с  упорядочиванием многообразия психологических ситуаций. Цепь психологических ситуаций отражает непрерывность человеческой жизни, ее естественный ход и развитие, поскольку психологические ситуации не только приближены к жизни, они и есть сама жизнь. При этом психологические ситуации обладают определенной мерой условности, поскольку существуют некоторые  нормативно заданные границы ситуации и предписанные правила поведения в них. В отличие от юридических норм или глубоко укоренившихся культурно-ценностных ориентаций они не являются социально кодифицированными в общественном смысле, и их игнорирование  может либо поставить под сомнение компетентность  личности, либо привести к дисквалификации субъекта как знающего члена общества.  Однако именно благодаря наличию таких норм обеспечивается более ясное и адекватное понимание повседневной реальности, согласованность психологических ситуаций разных субъектов, а также  успешная интеракция субъектов в рамках идентичных (или близких) ситуаций.

Бинарная оппозиция уникальность – универсальность предполагает рассмотрение психологической ситуации в двух аспектах: с точки зрения индивидуального опыта и с точки зрения возможности использования другими людьми. В первом случае акцент делается на уникальности, новизне появления ситуации в жизненном пространстве индивида, во втором – на привычности, типичности  ситуации в социальном пространстве.

Бинарная оппозиция предсказуемость – непредсказуемостью также определяет два возможных варианта интерпретации психологической ситуации. Первый обусловлен позицией индивидуального субъекта, выступающего наблюдателем по отношению к самому себе, а второй способ интерпретации апеллирует к позиции внешнего наблюдателя, объективируемого социума.  

Бинарная оппозиция одномерность – многомерность характеризует степень сложности ситуации.  Сложность выступает как один из центральных показателей при анализе психологических ситуаций и включает в себя целый комплекс характеристик, связанных с субъективной трудностью и разрешимостью ситуации,  возможностью воздействия на решение и цены этого решения.

Литература

  1. Аргайл М. Основные характеристики ситуаций // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. СПб., 2001.  С.178-188.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.  М., 1995.
  3. Бурлачук Л.Ф. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. М., 1998. 
  4. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23,  № 1.  С.5-17.
  5. Гидденс Э.  Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас.  Новосибирск, 1995.  С.41-72.
  6.  Гришина  Н.В. Психология социальных ситуаций.  СПб., 2001.
  7. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 
  8. Коркюф  Ф. Новые социологии / Пер. с франц. М.; СПб., 2002.
  9. Левин К.  Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  10. Листвина Е.В.  Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов, 2001.
  11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические  проблемы психологии. М., 1984.
  12. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983.  № 2. С. 29-54.
  13. Первин А., Джон О. Психология личности. М., 2000. 
  14. Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. 
  15. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.  С.332-339.
  16. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003. 
  17. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие. М., 1993. 
  18. Элиаде М. Миф о вечном возращении. СПб., 1998.
  19. Estes W., Hall W.J. Categorization and Decision // Mathematical Social Sciences. 1995.  vol.30,  №3. P. 312-332.
  20. Haslam S.A. Jetten J. O Brien A. Jacobs E. Social identity, social influence and reactions to potentially stressful tasks: support for the self-categorization model of stress // Stress and Health. 2004. vol. 20, № 1. P.3 -9.
  21. Melucci A. The Playing Self. Person and meaning in the planetary society. Cambridge, 1996. P. 11-25
  22. Mischel W. On the future of personality measurement // Am. Psychol. 1977.  v.32. P. 100-129.
  23. Musseler J. Steininger S. Wuhr P. Can action affect perceptual processing? // The Quarterley Journal of Experimental Psychology. 2001.  vol.54, №1. P.137-154.

Рягузова Елена Владимировна, доктор психологических наук, Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 12678
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 26

Интересные психологические приемы | Блог 4brain

Как часто в своей жизни мы испытываем потребность в том, чтобы каким-то образом психологически повлиять на человека? Нет, здесь речь вовсе не о манипуляции людьми, а о том, чтобы, например, расположить к себе собеседника, понравиться кому-то, смягчить чей-то гнев или успокоить, найти общий язык с коллегами по работе или партнерами по бизнесу и других подобных вещах. Уверены, что с чем-либо подобным сталкивался и еще не раз столкнется каждый.

В этой статье мы спешим поделиться с вами интересными психологическими трюками и приемами. Главная их ценность в том, что они действительно работают и помогают добиться нужного результата. Некоторые из них, конечно, напоминают манипулятивные техники, так что мы советуем вам использовать их только с благими целями, а не для бесконтрольного управления другими людьми.

Интересные психологические приемы

Еще одно небольшое дополнение к вступлению: зная психологические приемы, о которых мы расскажем, вы сможете не только сделать свое общение с людьми более эффективным, но и повысите свой уровень психологической защищенности, ведь многие из приведенных приемов часто используются окружающими в отношении вас самих. Все они уже множество раз проверены на практике и доказали свою эффективность, а значит, и пользу от них вы получите в самых разных ситуациях. Давайте же начнем.

Открытая невербалика

Чтобы казаться окружающим более уверенным, искренним и расположенным к общению человеком, используйте открытые позы и жесты. При общении люди подсознательно воспринимают невербальные сигналы общения, и, зная об этом, произвести нужно впечатление намного проще. Держитесь расслабленно, не скрещивайте руки и ноги, пожимайте руку, немного показывая ладонь и т.д. Больше жестов и поз вы найдете в статье «Невербальные средства общения».

Прием «10 минут»

Этот прием полезно использовать в отношении себя самих, когда нет мотивации выполнять какую-то работу. Мозг часто обманывает человека, вызывая в нем нежелание чем-либо заниматься и заставляя лениться. Зная об этом, вы легко переключитесь с лени и прокрастинации на активность. Скажите себе, что позанимаетесь чем-то всего 10 минут. Вероятно, вы даже не заметите, как втянетесь в работу и захотите продолжить дальше.

Прием «дверью по лицу»

Суть этого приема с немного странным названием в том, что если вам что-то нужно от человека, сначала вы просите о чем-то большем, чтобы потом понизить свои требования. Основан он на одной психологической тонкости: люди чаще неохотно соглашаются выполнить просьбу, а потому они гораздо быстрее идут на уступки, если просьба становится не такой обременительной. Так что, если хотите взять отгул на пару дней, сначала попросите об отгуле на две недели.

Подарки

Подарки всегда приятны, люди очень любят их получать, и даже пустяковый презент может оказать большое воздействие на человека. Когда хотите «задобрить» кого-нибудь или попытаться изменить его отношение к вам, сделайте этому человеку приятный сюрприз, к примеру, подарите небольшой сувенир, букет цветов или бутылочку хорошего вина.

Уверенность в себе

Люди склонны полагать, что, если человек уверен в себе, значит, он сильная и авторитетная личность, лидер, тот, на кого можно положиться, кому можно доверять. Хотите, чтобы люди воспринимали вас всерьез, уважали и доверяли вам? Всегда, везде и во всем ведите себя так, словно вы точно знаете что делать. Даже если что-то пойдет не так, люди сами вам помогут, совершенно не подозревая о ваших недостатках или небольшом опыте в каком-то деле.

Страх потери

Эту психологическую особенность людей уже давно используют в рекламе, менеджменте, продажах, политике, бизнесе и других сферах деятельности. Людям никогда не хочется лишаться чего-то. Поэтому, если вы хотите придать значимости какому-то своему предложению, покажите его человеку так, чтобы он ощутил потерю. Кстати, не забывайте об этой хитрости, когда ходите по магазинам или смотрите рекламу по телевизору.

Страдательный залог

Очень полезный прием, когда нужно указать кому-то на его ошибку. Учитывая то, что прямые обвинения всегда вызывают у людей негативную реакцию и чувство протеста (или чувство вины), намного лучше доносить свое мнение с помощью страдательного залога. Например, вместо «Ты не сдал проект вчера», вы говорите: «Проект так и не был сдан». Заметим, что этот прием замечательно помогает избегать конфронтации и легких конфликтов.

Прием «Нога в двери»

Прием, противоположный приему «Дверью по лицу». Смысл в том, что, если «приучить» кого-то делать вам небольшие услуги, можно рассчитывать на то, что этот кто-то поможет вам и в чем-то очень серьезном (человек привыкает помогать, отчего чувствует себя обязанным впоследствии). Чаще просите людей о маленьких услугах и незначительной помощи, чтобы потом смело попросить о большем. А еще почитайте нашу статью «Нога в двери».

Иллюзия выбора

Когда хотите, чтобы человек сделал то, что вам нужно, предложите ему иллюзию, что он может выбирать. На самом же деле он в любом случае сделает то, о чем вы просите, думая, что он сам решил это сделать. К примеру, если вы хотите встретиться с кем-то завтра, спросите: «Ты сможешь в 14 или в 19 часов?» С большей вероятностью собеседник выберет время, но не откажется. Аналогии с подобным выбором вы легко сможете провести и сами.

Прием «Зеркало»

Еще один прием, берущий за основу невербальные сигналы общения. Идея в том, что, общаясь с человеком, вы незаметно копируете его жесты и позы, чтобы «сонастроиться» с ним, глубже почувствовать его или же расположить к себе. Но, с другой стороны, можно использовать прием, копируя качества и черты человека (уверенность, остроумие, силу воли и т.д.) Люди часто восхищаются тем, что есть в них самих, и видеть родственную душу им намного приятнее.

Молчание

Все мы помним не очень приятное ощущение во время неловких пауз при общении, и это ощущение можно использовать во благо себе. Дело в том, что неловкое молчание оказывает такое «особенное» влияние на всех собеседников. И если вы хотите узнать кого-то получше, понять мысли человека или просто «заставить» его поговорить, просто замолчите. Такая пауза вызовет у собеседника чувство неловкости, и он невольно будет стремиться от него избавиться, заполняя эту паузу.

Небольшие услуги

И вновь речь об услугах. Люди по своей природе хотят быть нужными и востребованными, причастными к жизни другого человека или коллектива. Если вы просите о чем-то окружающих, вы даете им понять, что вы в них нуждаетесь, а это очень даже способствует сближению и установлению доверия. Почаще просите людей помочь вам в чем-то, и уже скоро между вами завяжутся дружеские отношения.

Оценивающий взгляд

Данный прием полезен при столкновении с подозрительными и негативно настроенными людьми. Поймав на себе взгляд отрицательно расположенного к вам человека (зачастую это чувствуется невербально), на пару секунд посмотрите в его глаза. Затем посмотрите на его ноги и теперь снова в глаза. После этого отведите взгляд в сторону. Этот прием «молчаливой оценки» продемонстрирует человеку, что вы не распознали в нем угрозы, то есть не боитесь его. При этом желательно вести себя уверенно и держать ровную осанку.

Признание ошибок

Когда вы сами указываете на свои ошибки и недочеты, вы вырастаете в глазах других, а такому человеку можно простить многое. Если хотите создать доверительные отношения с другими людьми, признавайте свои ошибки, в особенности небольшие и малозаметные. Также иногда можно взять на себя вину за что-то, чего не делал, т.к. это тоже усиливает доверие других людей. Но здесь нужно всегда помнить о возможных последствиях чужих ошибок.

Согласие

Когда нужно найти компромисс и взаимовыгодное решение, выстраивайте коммуникацию на согласии, то есть на том, что вас объединяет с другими людьми. К примеру, если ваши точки зрения различаются, скажите: «Согласен с тобой, но …» или «Да, я понимаю, хотя …». Это поможет быстрее найти общий язык и доходчиво, без конфронтации донести до оппонента свою противоположную позицию.

Нейтралитет

Более эффективному решению проблем во всех сферах жизнедеятельности способствует именно взвешенный подход. Если вы хотите, чтобы человек пошел вам навстречу и начал доверять, покажите ему во время общения, что готовы выслушать его и воспринять аргументы и доводы. Сохраняя адекватную и нейтральную позицию, вы продемонстрируете уверенность в себе и заинтересованность в собеседнике.

Внимание к деталям

Многие проблемы и спорные вопросы решаются благодаря грамотному построению дискуссии. Участвуя в переговорах, не стоит оспаривать основную тему. Вместо этого нужно акцентировать внимание на второстепенных вопросах. Например, вам нужно арендовать дополнительный склад. Не спрашивайте присутствующих, нужна ли его аренда, а сразу обсуждайте, как она будет оплачиваться. В таком случае аренда склада будет восприниматься как необходимость.

Укус ручки

Хороший прием для изменения собственного состояния. Уверены, вы знаете, что во время улыбки в организме вырабатывается гормон радости – эндорфин. Если у вас плохое настроение, и ничего не радует, попробовать изменить это можно, укусив ручку. Кусая ручку, вы вызываете у себя искусственную улыбку, вследствие чего опять же вырабатывается эндорфин. После этого действия ваше состояние должно хотя бы немного улучшиться.

Отказ от «но» и «однако»

Слова «но» и «однако» часто воспринимаются в качестве отказа. Полностью от них, конечно же, избавиться не получится, но стоит сократить их употребление без надобности. Чем меньше вы будете ими пользоваться, тем меньше напряженных ситуаций в общении будет возникать. Если же нужно сказать нечто вроде «да, но …», лучше заменить это на «да, и …». Вы и сами увидите, что люди воспринимают вторую фразу более положительно, нежели первую.

Умение слушать

Грамотное слушание – это ценнейший навык, которым обладает далеко не каждый человек. Но именно оно позволяет устанавливать доверие, производить хорошее впечатление и глубже понимать людей. Поэтому, даже владея информацией, целесообразнее давать собеседнику выговариваться, рассказывать, как делать правильно, и даже поучать. Люди очень любят говорить, и чем дольше человек сможет говорить в вашем присутствии, тем больше удовольствия он получит от общения с вами.

Прием «да, я помню»

Этот прием подходит «против» людей, которые так и норовят в очередной раз рассказать то, что рассказывали уже десятки раз. Если собеседник вновь начинает травить свою «коронную» байку, не прерывайте его. Просто скажите в удобный момент: «да, я помню», а затем продолжите повествование несколькими фразами. Так ваш собеседник поймет, что не стоит повторяться, а вы прослывете внимательным человеком, которому важны слова других людей.

Имена людей

Во фразе «Самый любимый звук человека – это звук его имени» есть огромный смысл, ведь всем нам приятно, когда нас называют по имени. Используйте в разговоре имя своего собеседника как можно чаще, и вы удивитесь тому, насколько вы стали ему симпатичны. Но все же руководствуйтесь чувством меры, дабы не показаться странным и не настроить своего визави против себя самого.

Таковы психологические приемы, о которых мы хотели вам рассказать. Помните о них, пользуйтесь ими и старайтесь улавливать, когда кто-то будет применять их по отношению к вам. Так вы сможете распознать попытки психологического воздействия на себя, а также расширить зону применения данных приемов, ведь вы будете знать, как это делают другие люди. Однако мы хотим дать еще несколько полезных советов и рекомендаций.

 

Дополнительные психологические приемы

Эти приемы тоже очень легко использовать в повседневной жизни. А если хочется, зная о них, можно просто проводить любопытные наблюдения за поведением людей. Подробно рассматривать не будем – укажем лишь на суть:

  • Чтобы успокоиться и снять нервное напряжение, можно пожевать жвачку, ведь жевательные движения напоминают мозгу о приеме пищи, а прием пищи ассоциируется с безопасностью и удовольствием.
  • Если в компании несколько человек смеются, каждый будет смотреть на того, кто ему больше нравится, или на того, к кому бы он хотел относиться как к близкому человеку.
  • Когда вас не устраивает ответ собеседника, или же вы хотите получить его в более развернутой форме, ничего не спрашивайте и не просите. Достаточно внимательно посмотреть в глаза своему визави – он интуитивно поймет, что нужно продолжить беседу.
  • Если сохранять полное спокойствие, когда кто-то на вас кричит, можно вызвать у собеседника чувство вины за крик и излишнюю эмоциональность.
  • Как эмоции влияют на мимику, так и мимика влияет на эмоции. Чтобы почувствовать порцию веселья и счастья, изобразите на лице искусственную улыбку. Совсем скоро вы заметите, что и искренне улыбаться стало намного проще.
  • Когда вам предстоит собеседование или интервью, вообразите, что собеседник – ваш старый добрый приятель. В итоге вы будете свободнее общаться, станете более раскрепощенным и снизите уровень стресса.
  • Искусственно выражая чуть большую радость от встречи с каким-то человеком, через некоторое время вы почувствуете, что видеть его вам на самом деле стало намного приятнее. Кроме того, при следующей встрече и сам этот человек будет намного больше рад вас видеть.
  • Если вы часто и много работаете с клиентами (и вообще с людьми), поставьте зеркало где-нибудь позади себя. Люди будут реже выражать негатив и станут вежливее, т.к. никому не нравится смотреть на себя раздраженного и злого.
  • Познакомившись с кем-то, обратите внимание на цвет глаз этого человека. Этим вы создадите тесный зрительный контакт, что само по себе увеличивает симпатию окружающих.
  • Предполагая, что на совещании или собрании кто-то будет вас критиковать, сядьте рядом с этим человеком. Это автоматически сделает его мягче, а напор критики будет намного слабее, чем если бы вы находились на расстоянии от человека.
  • Люди чаще и лучше запоминают произошедшее в начале и в конце дня, а все, что между этими «точками», помнится размытым. Эту хитрость полезно использовать в общении с друзьями, на собеседованиях, при ведении переговоров.
  • Научиться чему-либо можно еще лучше, если учить этому кого-то. Овладев новым навыком, старайтесь поделиться этим знанием с окружающими, и вы станете владеть им во много раз лучше.
  • При общении с людьми обращайте внимание на положение их стоп, чтобы узнать, какие эмоции они чувствуют. Например, если, подойдя к человеку, вы видите, что он обернулся, но стопы остались на месте, он к вам не расположен. Направленные в вашу сторону стопы будут говорить об интересе и внимании. Стопы, «смотрящие» в стороны, символизируют открытость. А стопы, сведенные вместе, служат признаком дискомфорта.
  • Когда вам приходится протискиваться в толпе людей, находите между ними просветы и смотрите туда. Люди автоматически будут уступать вам дорогу, т.к. будут улавливать траекторию вашего движения.
  • Выражая свои мысли, попробуйте не говорить «мне кажется» или «я думаю». Это и так подразумевается, но эти фразы часто воспринимаются окружающими в качестве признака неуверенности в себе.
  • Чтобы больше нравиться людям, стремитесь понимать, какими они видят себя в своих собственных глазах. Поняв это, поддерживайте этот образ в общении, чтобы люди чувствовали, что вы видите их такими, какими они хотят казаться.
  • Если у вас планируется свидание, и вы хотите сблизиться с партнером, пережить необычные эмоции, вам поможет адреналин. Можно полетать на аэроплане, покататься на лошадях, сплавиться по реке или сходить в кино на ужастик.
  • Если провести свидание в месте, где можно получить положительные эмоции (романтический парк, уютный ресторан в стиле ретро, берег моря на закате и т.д.), можете быть уверены, что приятные впечатления в сознании партнера всегда будут ассоциироваться с вами.
  • Физиологически стресс часто выражается так же, как и радостное возбуждение: учащенный пульс, глубокое дыхание, эмоциональный накал и т.д. Если вы будете воспринимать стрессовые ситуации, будто это вызов для вас, отрицательное воздействие стресса станет значительно ниже.
  • Когда вы заметили, что кто-то пристально смотрит на вас, просто зевните – человек сразу отвернется. Во-первых, никто не любит смотреть, когда другие зевают, а во-вторых, этот человек, скорее всего, зевнет сам, что и заставит его отвернуться.
  • В ситуации, когда между двумя людьми возник конфликт, ссора или даже драка, возьмите что-нибудь съедобное, встаньте между этими людьми и начните есть. Вероятность, что вас ударят или что конфликт разрастется, очень низка. Кстати, эта хитрость называется snackman effect.
  • Желая избавиться от какого-то предмета в ваших руках, начните разговор с другим человеком и передайте предмет ему. Лучше всего задать какой-то вопрос – это максимально «загрузит» мозг собеседника, и предмет он примет из ваших рук на рефлекторном уровне.
  • Не посвящайте окружающих без надобности в свои проблемы, ведь их больше всего волнуют свои собственные. Выбирая тему для разговора, обходите стороной вопросы, интересующие лично вас, и фокусируйтесь на том, что интересно другим. Делая так, вы покажетесь очень внимательным и интересным собеседником.
  • Рукопожатие может моментально изменить состояние человека. Подавая руку ладонью вверх, вы покажете открытость своих намерений и расположите человека к себе. Подавая руку ладонью вниз, вы проявите властность, и человеку станет в вашей компании не очень уютно. А если хотите успокоить свою вторую половину, возьмите ее руку двумя руками, и рядом с вами партнер будет чувствовать защищенность.

Это далеко не все психологические приемы и хитрости, с помощью которых можно влиять на настроение, состояние и сознание людей. Но их вполне достаточно для начала, а многие другие вы узнаете на практике, будучи внимательными к поведению своему и окружающих. Да и на страницах нашего сайта говорить о подобных вещах мы будем еще неоднократно.

 

Ключевые слова:1Психорегуляция

Что такое ситуации? | Psychology Today

Что вы делали вчера в 10 утра? 14:00? 8 вечера? Зачем ты это делал? Мгновенное размышление о нашей дневной деятельности делает очевидным, что ситуации влияют на наше поведение. Но что такое ситуации на самом деле? Я провел последние девять лет, проводя исследования, направленные на то, чтобы ответить на этот самый вопрос. Этот пост описывает то, что мы в настоящее время знаем о ситуациях.

Одно из очевидных определений ситуации состоит в том, что она представляет собой все, что находится вне человека. То есть человек — психологически говоря — складывается из целей, мотивов, ценностей, интересов, умений, способностей и т. д., а ситуации — все остальное, в том числе и другие люди. Это, к сожалению, на мой взгляд, определение ситуаций, которое долгое время сохранялось в социальной психологии. Когда социальные психологи говорят, что «ситуации имеют значение», они в основном имеют в виду практически все, о чем они могут думать, что находится вне человека. Они не ошибаются, но это определение немного расплывчато для тех, кто заинтересован в серьезном обсуждении того, как ситуации влияют на поведение, как ситуации можно сравнивать во времени и пространстве, какие люди оказываются в одной ситуации по сравнению с другой, и скоро.

Я и мои давние сотрудники работали над определением трех различных видов ситуационной информации: сигналов, характеристик и классов. 1 Сигналы состоят из необработанных физических раздражителей в окружающей среде, которые поддаются объективному количественному определению. Количество присутствующих, температура в помещении или освещение — вот лишь несколько примеров. По определению, реплики сами по себе бессмысленны. Они также исторически были полезны в экспериментальной социальной психологии (например, изменение количества людей, соответствующих требованиям; наличие или отсутствие социального прайма).

Характеристики — это психологически значимые интерпретации ситуаций, сформированные из одного или нескольких сигналов после их неявной или явной обработки. Характеристики можно использовать для описания ситуаций таким же образом, как люди могут быть описаны с помощью личностных характеристик. Недавно мы с коллегами предложили таксономию характеристик ситуации, основанную на восьми основных измерениях. 2 Ситуационные Восемь БРИЛЛИАНТОВ Долг (Нужна ли работа?) Интеллект (Требуется ли глубокая когнитивная обработка информации?), Невзгоды (Находится ли кто-то под угрозой?), Спаривание (Предполагает ли ситуация романтический потенциал?), ПОЗИТИВНОСТЬ (Приятна ли ситуация?), Негативность (Может ли ситуация вызвать эмоциональные потрясения?), Обман (Можем ли мы доверять друг другу?) и Социальность (Возможно ли значимое социальное взаимодействие и построение отношений?). Такие характеристики, как АЛМАЗЫ, позволяют людям передавать ситуационную информацию, имеющую психологическое значение.

Классы — это типы ситуаций, сгруппированные вместе, потому что они, как правило, имеют схожие наборы или шаблоны характеристик. Религиозные церемонии, вечеринки и работа — вот лишь несколько примеров. Классы ситуаций часто полезны в повседневном общении, потому что они позволяют людям быстро описывать и обмениваться информацией о ситуациях, с которыми они столкнулись. Например, если ваш друг говорит вам, что он был «на встрече с боссом», у вас есть представление о том, на что обычно похожа эта ситуация (работа). Однако этот пример также демонстрирует, что, хотя ситуационные классы могут быстро передавать большие порции ситуационной информации, они часто не определяют многие важные характеристики. То есть пока «встреча с начальником» почти наверняка предполагает D uty, неясно, касается ли ситуация также I ntellect (нужно ли думать?), A dversity (начальник меня критикует?), M ate (начальник заставляет пас на меня?), р О позитивность (хвалят ли меня за хорошую работу?), Н негативность (намечается ли информация о грядущих увольнениях?), Д эцепция (могу ли я доверять тому, что говорит мой начальник ?), или S официальность (это просто общение о семье и жизни?). Таким образом, хотя занятия полезны в повседневном общении, наше исследование показывает, что наиболее продуктивный с научной точки зрения способ изучения и измерения ситуаций — если кто-то заинтересован в прогнозировании поведения — находится на среднем уровне характеристик ситуации.

Действительно, мы показали, что характеристики ситуации на самом деле предсказывают поведение. В недавнем исследовании 3 мы отправили 56 текстовых сообщений в течение 1 недели более чем 200 участникам, спрашивая их об их текущей ситуации (на момент отправки сообщения) и их поведении в этой ситуации. Все восемь АЛМАЗНЫХ характеристик существенно предсказывали внутриличностные вариации (т. е. ежеминутные изменения) в поведении теоретически значимыми способами. Например, когда человек находился в ситуации с более высоким Долгом, он вел себя более совестливо.

Вышеприведенное обсуждение может оставить некоторых читателей в недоумении: реальны ли ситуации или только в головах наблюдателей? То есть, если ситуационные сигналы необходимо интерпретировать, чтобы преобразовать их в осмысленные характеристики ситуации, разве ситуации не являются полностью выдуманными? Мой ответ на этот вопрос однозначен: да и нет. Да, характеристики ситуации должны формироваться из наблюдений и интерпретаций сигналов ситуации. Однако также верно и то, что многие наблюдатели с готовностью соглашаются в отношении значения большинства ситуаций. 4,5,6 Это говорит о том, что ситуационные характеристики представляют собой социокультурные нормы и правила. Более того, эти нормы и правила имеют реальные последствия. В ситуациях, требующих выполнения работы, качество и количество выполненной работы могут оказать на вас серьезное влияние (например, если вы не выполните работу, вас могут уволить). Наконец, несмотря на тот факт, что люди в целом сходятся во мнении о том, на что похожи ситуации, люди демонстрируют относительно небольшие, но стабильные индивидуальные различия в восприятии ситуации как в лабораторных, так и в реальных исследованиях. 5, 6 Например, люди, открытые опыту, склонны рассматривать ситуации как более эстетически приятные, счастливые люди склонны видеть в ситуациях больше позитива, а нарциссические люди склонны видеть себя в центре внимания. в ситуациях.

Итак, подведем итог: (1) ситуации могут быть описаны с помощью признаков, характеристик или классов, в зависимости от целей исследования или уровня интереса, (2) ситуации реальны — по крайней мере, в своих последствиях — и они влияют на наше поведение во всех отношениях. время, и (3) люди в целом согласны с тем, на что похожа данная ситуация, но индивидуальные различия в восприятии ситуации существуют, и они связаны с личностью.

Примечание. Я благодарен Джону Раутманну за комментарии к предыдущему черновику этой публикации.

Ссылки

1 Rauthmann, J. F., Sherman, R. A., & Funder, D. C. (2015). Принципы исследования ситуации: На пути к лучшему пониманию психологических ситуаций. Европейский журнал личности, 29, 363-381. (2014) . Ситуационные восемь АЛМАЗОВ: таксономия основных аспектов ситуационных характеристик. Журнал личности и социальной психологии, 107, 677-718.

3 Шерман, Р. А., Раутманн, Дж. Ф., Браун, Н. А., Серфасс, Д. С., и Джонс, А. Б. (2015, в печати). Независимое влияние личности и ситуаций на выражение поведения и эмоций в реальном времени. Журнал личности и социальной психологии.

4 Раутманн, Дж. Ф. (2012). Вы говорите, что вечеринка уныла, я говорю, что она живая: компонентный подход к тому, как воспринимаются ситуации, чтобы отделить воспринимающего, ситуацию и воспринимающего от дисперсии ситуации. Социальная психология и наука о личности, 3, 519-528.

5 Серфасс, Д. С., и Шерман, Р. А. (2013). Личность и восприятие ситуаций из Тематического апперцептивного теста. Журнал исследований личности, 47, 708-718.

6 Шерман, Р. А., Нав, К. С., и Фандер, Д. К. (2013). Ситуационная интерпретация связана с личностью и полом. Журнал исследований личности, 46, 87-101.

Спортивный психолог, том 3, выпуск 3 (1989)

  • Предыдущая статья
  • Следующая статья

Хотя спортивные психологи используют множество вмешательств и методов, предназначенных для улучшения результатов спортсменов на соревнованиях, выбор этих вмешательств не всегда основывался на исследованиях, для которых была установлена ​​адекватная достоверность. В попытке предоставить спортивным психологам рабочий массив точных знаний и предложений для будущих исследований вмешательств, представлен анализ и синтез исследований, посвященных эффективности различных психологических вмешательств у спортсменов, выступающих в соревновательных ситуациях в том виде спорта, в котором они регулярно конкурировать. По информации, представленной в 19опубликованных исследованиях, охватывающих 23 вмешательства, был сделан вывод, что образовательные вмешательства, основанные на релаксации, и лечебные вмешательства по реструктуризации когнитивных функций у отдельных спортсменов в целом эффективны.

* Майкл Дж. Гринспен, ранее работавший в Университете штата Мичиган, в настоящее время работает в отделе консультирования и консультирования, здание службы поддержки студентов, Университет штата Аризона, Темпе, AZ 85287. Дебора Л. Фельц работает в Школе медицинского образования ., Консультативная психология и человеческие качества, IM Sports Circle, Мичиганский государственный университет, Э. Лансинг, Мичиган 48824.

  • Крах
  • Расширять
  • Вершина

Том 3: Выпуск 3

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 5415 1401 183
Полнотекстовые просмотры 377 64 12
Загрузка PDF 445 94 13


  • Майкл Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *