Психологические теории эмоций: Психологические теории эмоций

Психологические теории эмоций

Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.

Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы.

Эволюционная теория эмоций

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Органическая теория эмоций

Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех — органическим проявлением эмоции радости. Согласно теории Джемса — Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. Т.о., нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.

Психоорганическая теория эмоций

Ряд контраргументов к теории Джемса — Ланге предложил У. Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Активационная психологическая теория эмоций

Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

  1. Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
  2. Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Теория когнитивного диссонанса

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе). Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Когнитивно-физиологическая теория эмоций

С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей).

Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.

В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, кому человек сопереживает.

Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия

Эмоции (в переводе — волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций:

  1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
  2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).
  3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психологические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

  1. Моральные (нравственно-этические).
  2. Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

  1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
  2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
  3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

  1. Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
  2. Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
  3. Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
  4. Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.
    • Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
    • Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.
  5. Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
  6. Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т. п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Введение в теории эмоций

Хотя эмоции, как известно, трудно определить, трудно отрицать, что они играют огромную роль в нашей жизни. Они часто управляют тем, как мы взаимодействуем с миром, искажают наше восприятие, когда мы сталкиваемся с новыми стимулами, а также формируют то, как мы обращаем внимание на стимулы[1].

Таким образом, эмоции могут существовать как информация, направляющая наше взаимодействие с миром, они могут ограничивать или расширять наше поведение в зависимости от ситуации (например, страх может заставить нас уйти в себя и стать избегающим [2], предположительно как механизм, чтобы избежать возможный негативный опыт).

Поскольку эмоции играют столь важную роль в том, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним , неудивительно, что психологи сформировали несколько теорий о том, как генерируются эмоции и как они влияют на наше мышление. Ниже мы обсудим несколько основных теорий эмоций, которые стали центральными в области исследования человеческого поведения.

Содержание:

  • Теория Джеймса
  • Двухфакторная теория
  • Теории оценки эмоций
  • Сетевые теории эмоций
  • Теория эмоций с обратной связью по лицу

Теория Джеймса

Это одна из самых ранних формальных теорий эмоций, сформированная в 1884 и 1885 годах Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге (и поэтому иногда известная как теория Джемса-Ланге). Теория утверждает, что эмоции отделимы от физиологических реакций на события.

Последовательность, которую они утверждают, начинается со стимула, который запускает телесную реакцию, и когда человек испытывает эти физиологические изменения, они также переживаются как эмоция.

Эмоции считались (и часто остаются) предшественниками физиологических реакций — эта теория сыграла ключевую роль в переворачивании этого с ног на голову и утверждении, что физиологические реакции могут быть триггером эмоциональных реакций.

Хотя теория была первым шагом в понимании эмоций за пределами поверхностного уровня, было несколько проблем, которые теория не в состоянии объяснить. Некоторые из самых сильных критических замечаний исходили от Уолтера Кэннона, который указал, что физиологические реакции не являются строго специфическими для определенных эмоций (например, гнев и страх могут оба увеличить частоту сердечных сокращений, но они очень разные как эмоции).

В дополнение к этому, было обнаружено, что инъекция адреналина, которая увеличивает частоту сердечных сокращений, приводит к определенным эмоциям только тогда, когда делаются когнитивные подсказки [4], которые не учитываются теорией Джеймса-Ланге.

Top of Page

Двухфакторная теория

Стэнли Шахтер и Джером Сингер провели вышеупомянутое исследование адреналина и, опираясь на него, сформировали двухфакторную теорию эмоций в 1964 году [4]. Теория утверждает, что эмоции переживаются в конце цепочки событий, начиная с физиологических изменений, за которыми следует когнитивная атрибуция источника этих изменений и, наконец, сама эмоция.

Эта теория основывается на теории Джеймса-Ланге и учитывает потенциальную неопределенность при переживании физиологических изменений (таких как учащение пульса и гнева или страха, как упоминалось выше). человек находится внутри, и эмоция приписывается на основе этого.

Критика этой теории исходила из исследований, показывающих, что эмоции можно модулировать, даже если человек не в состоянии сделать сознательное когнитивное приписывание стимула. Исследование Уильяма Кунст-Уилсона и Роберта Зайонца показало, что участники могут формировать аффективную дискриминацию стимулов, даже если они не могут угадать, что это за стимул, с большей вероятностью, чем случайность [5].

Это показало, что когнитивная атрибуция по-прежнему может формировать эмоционально нагруженную атрибуцию стимула, даже если контекст и окружающая среда сознательно не указывают, как следует делать эту атрибуцию.

К началу страницы

Теории оценки эмоций

Опираясь на сложность двухфакторной теории, появились теории множественной оценки эмоций (например, Smith and Ellsworth, 1985 или формулировка эмоций. Устраняя необходимость в сознательной когнитивной оценке, теории обеспечивают основу для того, почему возникают такие явления, как усиление положительных эмоций по отношению к неузнаваемым стимулам.

В отличие от вышеупомянутых моделей, теории оценки эмоций возникли из множества источников и приняли множество форм. Это означает, что ни одна отдельная теория оценки не стала окончательной в понимании эмоций, но существует множество конкурирующих теорий.

Несмотря на различия, есть, конечно, и общие черты. Теории оценки эмоций содержат бессознательную когнитивную атрибуцию, а также мотивационную информацию и физиологическую информацию. Каждый из них в совокупности обеспечивает эмоциональное состояние в ответ на стимул. То, как сочетаются эти компоненты, зависит от того, какая теория оценки рассматривается.

Один из основополагающих вкладов в теорию оценки эмоций внес Ричард Лазарус, который определил еще два аспекта эмоциональной оценки — оценку значимости события и оценку способности человека реагировать. Эти оценки формируют ценность, с помощью которой человек реагирует на стимулы, вызывающие эмоции.

К началу страницы

Сетевые теории эмоций

Более поздние теории эмоций использовали теории оценки эмоций и бихевиористские принципы в качестве отправной точки для более сложного и многогранного понимания эмоций. Бихевиоризм — это психологическая теория, формализованная и разработанная Беррусом Скиннером, в которой утверждается, что поведение можно модулировать в соответствии с валентностью стимулов (поведение можно подкреплять или наказывать, чтобы увеличить или уменьшить его частоту соответственно).

Сетевые теории предполагают, что поощрение и наказание поведения постепенно усложняет способ развития эмоций в ответ на стимулы. Создаются «узлы» памяти, которые содержат ряд информации, относящейся к валентности стимула — эти узлы можно развивать по мере появления новой информации и появления новых стимулов, в конечном итоге развивая сеть ответов.

К началу страницы

Лицевая обратная связь Теория эмоций

Одним из способов создания сетей эмоций является обратная связь. Это может происходить разными способами, но одним из основных средств является выражение лица. Теория эмоций с обратной связью по лицу касается того, как наши собственные выражения лица влияют на наши собственные эмоциональные переживания.

Исследования показали, как выражения лица могут усиливать чувство счастья или юмора в соответствии с соответствующими движениями мышц. Исследование, проведенное Strack et al (1988) [6], показало, что участники, которых попросили заставить свои лицевые мышцы улыбнуться (под видом прикрытия, в котором не упоминались эмоциональные реакции), значительно чаще сообщали о более высоких уровнях веселья в ответ на мультфильм, чем контрольные группы.

Исследование Стрэка с тех пор страдало от сбоев репликации, но другие исследования также изучали ту же гипотезу. Участникам исследования, проведенного Hennenlotter et al (2009) [7], вводили ботокс в мышцы, вызывающие хмурый взгляд (надбровные мышцы, сморщивающие бровь). Было обнаружено, что у них относительно снижена активация областей мозга, связанных с обработкой эмоций, при попытке нахмуриться, что позволяет предположить, что движение лицевых мышц объясняет, по крайней мере, некоторые из типичных вызываемых эмоций.

Это показывает, какое значение выражения лица могут иметь в нашей эмоциональной жизни — от нашей интерпретации выражений лица других людей до нашего собственного опыта, они явно играют большую роль в определении того, что мы чувствуем.

Чтобы лучше понять, как создаются выражения лица и что мы можем сделать, чтобы их измерить (и, следовательно, понять эмоции), загрузите наше бесплатное подробное руководство по выражениям лица ниже.

Начало страницы

Ссылки:

[1] Zadra JR, Clore GL. Эмоции и восприятие: роль аффективной информации. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci . 2011;2(6):676-685. doi:10.1002/wcs.147

[2] Thierry Steimer (2002) Биология поведения, связанного со страхом и тревогой. Диалоги в клинической неврологии том. 4,3 (2002): 231-49.

[3] STANLEY SCHACHTER & JEROME E. SINGER (1962) КОГНИТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. Психологический обзор VOL. 69, № 5

[4] Стэнли Шахтер (1964) Взаимодействие когнитивных и физиологических детерминант эмоционального состояния1. Достижения в экспериментальной социальной психологии
Том 1, 1964, страницы 49-80

[5] Уильям Рафт Кунст-Уилсон и Р. Б. Зайонц (1980) Аффективное различение стимулов, которые невозможно распознать. Наука, Новая серия, Том. 207, № 4430 (1 февраля 1980 г.), стр. 557-558

[6] Стрэк Ф., Мартин Л.Л., Степпер С. (1988). Ингибирующие и облегчающие условия человеческой улыбки: ненавязчивая проверка гипотезы лицевой обратной связи. J Pers Soc Psychol. 1988 май; 54(5):768-77 . doi: 10.1037//0022-3514.54.5.768. PMID: 3379579.

[7] Хенненлоттер А., Дрезель С., Кастроп Ф., Цебаллос-Бауманн А.О., Вольшлегер А.М., Хаслингер Б. (2009) Связь между лицевой обратной связью и нервной активностью в центральных цепях эмоций – новое понимание ботулизма индуцированная токсинами денервация хмурых мышц. Кора головного мозга. 2009 г.19 марта (3): 537-42. doi: 10.1093/cercor/bhn104.

 

Теории эмоций в психологии

Эмоция — это сложный психофизиологический опыт, который мы испытываем в результате нашего взаимодействия с окружающей средой. Существуют положительные эмоции и отрицательные эмоции, и эти эмоции могут быть связаны с объектом, событием, социальными эмоциями, эмоциями самооценки и т. д.

Некоторые эмоции являются врожденными. Например: любовь, забота, радость, удивление, гнев и страх. Они известны как первичные эмоции. Вторичные эмоции — это те, которым мы учимся на собственном опыте. Например: гордость, ярость, стыд, пренебрежение, сочувствие и ужас.

Вот некоторые общие теории эмоций в психологии.

Теория Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге была предложена психологами Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге. Согласно этой теории, когда мы переживаем различные события, наша нервная система вырабатывает физические реакции на эти события. Примеры этих реакций включают учащение пульса, дрожь, расстройство желудка и т. д. Эти физические реакции, в свою очередь, вызывают эмоциональные реакции, такие как гнев, страх и печаль.

Например, представьте, что вы сидите в темной комнате в полном одиночестве. Внезапно вы слышите звук дыхания позади себя. Ваш сердечный ритм увеличивается, и вы можете даже начать дрожать. Вы интерпретируете эти физические реакции как страх и поэтому испытываете страх.


Теория Кэннона-Барда

Теория эмоций Кэннона-Барда была разработана физиологами Уолтером Кэнноном и Филипом Бардом. Согласно этой теории, мы чувствуем эмоции и испытываем физиологические реакции, такие как потливость, дрожь и мышечное напряжение одновременно.

Например, вы находитесь в темной комнате в полном одиночестве и вдруг слышите звук дыхания поблизости. Согласно теории Кэннона-Барда, у вас учащается сердцебиение, и вы начинаете дрожать. Пока вы испытываете эти физические реакции, вы также испытываете эмоцию страха.

Теория Шахтера-Зингера

Теория эмоций Шахтера-Зингера была разработана Стэнли Шахтером и Джеромом Э. Сингером. Согласно этой теории, элемент рассуждения играет важную роль в том, как мы переживаем эмоции.

Теория Шахтера-Зингера предполагает, что когда событие вызывает физиологическое возбуждение, мы пытаемся найти причину этого возбуждения. Затем мы переживаем и обозначаем эмоцию.

Например, вы сидите в темной комнате в полном одиночестве и вдруг слышите позади себя звук дыхания. Ваш сердечный ритм увеличивается, и вы начинаете дрожать. Заметив эти физические реакции, вы понимаете, что они происходят от того, что вы находитесь совсем одни в темной комнате. Вы думаете, что можете быть в опасности, и чувствуете эмоцию страха.

Двухфакторная теория Шахтера-Зингера

Эта теория фокусируется на роли физиологического возбуждения как основного фактора эмоций. Однако это также предполагает, что одни только физические возбуждения не могут быть ответственны за все эмоциональные реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *