Виды психологического знания — Психология в жизни человека
Виды психологического знания
|
1. Типы психологических знаний
Психологические знания могут иметь разные источники. Не случайно слова “психология” и “психологический” встречаются не только в научной психологии, но также в обыденной жизни, в искусстве.
В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
религиозное— основанное на традиции и индивидуальной вере;
философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента (цит. по Дружинин, 2001, с.33).
Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.
Однако, XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а об их равноправном сосуществовании. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. В определенные периоды развития цивилизации могут доминировать те или иные формы знания.
Психология — термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. С нашей точки зрения, можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые отличаются по методам получения знаний, особенностям их построения, способам выражения и обоснования, а также критериям истинности:
житейская психология
научная психология
искусство
практическая психология
иррациональная психология (Карандашев, 2003).
Существует психология как система обыденных знаний людей о “психике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т. д. Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные черты, способности, мотивы и пр.
Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность.
Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание:
“В тихом омуте черти водятся”, “Мягко стелет, да жестко спать”, “Пуганая ворона и куста боится”, “Хвалу, и честь и славу и дурак любит”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь”, “Повторение – мать учения”.Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одна и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-Яга, Кащей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.
Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.
Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей”. Эта и другие его книги написаны занимательно, с множеством примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.
Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность, что делает их очень привлекательными для использования при обучении психологии. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: “Ни радость вечная, ни печаль бесконечная”, “На сердитых воду возят”. Они дают людям практические советы: “В нужде не унывай, в счастье не ослабевай”, “После драки кулаками не машут”.
Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это достигается это часто за счет метафор: “Мелка река, да круты берега”.
Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Карнеги столь привлекательными.
Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. Это делает их, с одной стороны, уважаемыми, а с другой стороны, недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки перед психологическими знаниями в науке. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Ими выделяются, например, такие типы учащихся как “старательные”, “замкнутые”, “торопливые”, “невнимательные”, “медлительные”, “медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне качества”, “слаборазвитые умственно”, способные”. Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя классификации личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.
Однако, в знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных (“Тише едешь – дальше будешь”).
Как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, “отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу” (Гиппенрейтер, 1996, с.18).
Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близки друг к другу или противоречить. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем.
В последние годы из-за возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера: так называемая “поп-психология”, которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: “Сделай себя счастливым”, “Как достичь успеха в жизни”, “Сила ума”, “22 типа мужчин – выбери одного”, “Вредные люди” “Не давите мне на психику”. Неясно, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.
Вывод: особенности житейских психологических знаний
Достоверность знаний проверяется в личном опыте |
Критерий истинности знаний – правдоподобность |
Конкретность |
Практичность |
Доступность изложения |
Наглядность |
Опора на жизненный опыт и здравый смысл |
Неточность употребляемых понятий |
Знаний | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Олицетворение знания (греч. Επιστημη , Эпистема) в библиотеке Цельса в Эфесосе, Турция.
Знание — это то, что известно, а не то, что не известно человеку. Это продукт мышления или мысли, которая обычно использует или работает с такими понятиями, как истина, вера и мудрость. Определение знания должно соответствовать предпосылкам определения и должно отражать природу (или дополнительную специфику или дескрипторы) знания. Поэтому лучший способ определить знание — взять аналогию и использовать ее в качестве модели для определения знания.
Удобная аналогия — определение числа. Число — это абстрактная сущность, которая представляет счет или измерение. Таким образом, знание — это собирательное название абстрактных сущностей, представляющих конечный результат сложных когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, коммуникация, ассоциация и рассуждение, происходящих из разных дисциплин, использующих разные парадигмы для описания реальности и опыта. Ненаучно звучащий термин для такого умственного упражнения называется разбиением на фрагменты. Это процесс, при котором мы получаем разные результаты, видя одно и то же. Срок знание также используется для обозначения уверенного понимания предмета, потенциально с возможностью использовать его для определенной цели.
Говорят, что знание приобретается или создается путем ознакомления, поэтому то, что известно, знакомо нам. Знакомство порождается дифференциацией и изощренностью и обычно работает с небольшими группами людей, которые имеют одинаковый социальный опыт, состоящий в основном из навыков и компетенций профессии или профессии, а также общий язык, то есть словарь и прагматика одного и того же. , два основных фактора, связанные и связанные в определении знания.
Содержание
- 1 Определение знаний
- 2 Расположенное знание
- 3 Частичные знания
- 4 Управление знаниями
- 5 Запретное знание
- 6 Другая классификация знаний
- 7 Примечания
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
Определение знания
Утверждая, что знание — это то, что мы знаем, а не то, чего мы не знаем, мы на самом деле занимаемся определением онтологии, вероятно, самого высокого или начального уровня, как в Библии, или любая подобная попытка понять существование, жизнь или бытие в противоположность их противоположностям, о которых мы не имеем прямого опыта или знания, несмотря на то, что они, как термины, являются частью наших систем репрезентаций знания.
- См. также: гносеология
» | Мы предполагаем, что обладаем безоговорочным научным знанием вещи, в противоположность знанию ее случайным образом, каким знает софист, когда мы думаем, что знаем причину, от которой зависит факт, как причину этого факта и никакого другого, и, далее, факт не может быть иным, чем он есть. А что научное познание есть нечто такого рода, это очевидно, — свидетельствуют как те, кто ложно утверждает его, так и те, кто действительно им обладает, ибо первые только воображают себя, а вторые также действительно находятся в описанном состоянии. Следовательно, подлинным объектом безоговорочного научного познания является то, что не может быть иным, чем оно есть. | ” |
— Аристотель, Апостериорная аналитика (Книга 1, часть 2) |
Определение знания — это живая дискуссия для философов. Классическое определение, найденное Платоном [1] (хотя и не в конечном счете одобренное им), гласит, что для того, чтобы иметь знание , должны быть выполнены по крайней мере три критерия; что для того, чтобы считаться знанием, утверждение должно быть обоснованным, истинным и верным. Некоторые утверждают, что этих условий недостаточно, как якобы демонстрируют примеры дела Gettier. Предлагается ряд альтернатив, в том числе аргументы Роберта Нозика в пользу требования о том, что знание «отслеживает истину», и дополнительное требование Саймона Блэкберна о том, что мы не хотим говорить, что те, кто удовлетворяет любому из этих условий «из-за дефекта, порока или неудача’ иметь знание. Ричард Киркхэм предполагает, что наше определение знания требует, чтобы свидетельство верующего было таким, что оно логически обусловливает истинность убеждения.
В противоположность этому подходу Витгенштейн заметил, следуя парадоксу Мура, что можно сказать «Он верит в это, но это не так», но не «Он знает это, но это не так». [2] Далее он утверждает, что они соответствуют не разным психическим состояниям, а скорее разным способам говорить об убеждении. Отличие здесь не в психическом состоянии говорящего, а в деятельности, которой он занимается. Например, в связи с этим знать , что чайник кипит, означает не находиться в определенном состоянии ума, а выполнять определенную задачу с утверждением, что чайник кипит. Витгенштейн стремился обойти трудности определения, обратившись к тому, как «знание» используется в естественных языках. Он рассматривал знание как случай фамильного сходства.
Поскольку любое знание включает понятия и будет выражаться с помощью терминов, взаимозависимости между знанием и языком важны для самого определения. Недавно это было продемонстрировано Hey. [3]
Ситуационное знание
Ситуационное знание — это знание, специфичное для конкретной ситуации. Представьте себе два очень похожих вида грибов, которые растут по обе стороны горы, один питательный, другой ядовитый. Полагаться на знания по одну сторону экологической границы, перейдя на другую, может привести к голоданию, а не к поеданию совершенно здоровой пищи под рукой, или к отравлению по ошибке.
Некоторые методы генерирования знаний, такие как метод проб и ошибок или обучение на собственном опыте, имеют тенденцию создавать ситуативные знания. Одним из основных преимуществ научного метода является то, что теории, которые он генерирует, гораздо менее ситуативны, чем знания, полученные другими методами.
Ситуационное знание часто встроено в язык, культуру или традиции.
Частичное знание
Дисциплина эпистемологии сосредоточена на частичном знании. В нем говорится, что в большинстве реальных случаев невозможно иметь исчерпывающее представление об информационной области, но мы должны жить с тем фактом, что наши знания всегда ограничены.0012 неполный , то есть частичный. Большинство реальных проблем приходится решать, используя частичное понимание контекста проблемы и данных о проблеме. Это очень отличается от типичных простых математических задач, которые мы решаем в школе, где все данные даны, и мы прекрасно понимаем формулы, необходимые для их решения.
Управление знаниями
- Основная статья: Управление знаниями
Управление знаниями — это теория управления, возникшая в 1990-е. Он стремится понять, как знания используются и торгуются внутри организаций, и рассматривает знания как самореферентные и рекурсивные. Эта рекурсия означает, что определение знания находится в постоянном движении. Управление знаниями рассматривает знания как информацию в некотором контексте. Знание в этом контексте состоит из информации, дополненной интенциональностью (или направлением). Эта концепция согласуется с моделью DIKW, в которой данные, информация, знания и мудрость помещаются во все более полезную пирамиду.
Основная цель управления знаниями состоит в том, чтобы гарантировать, что правая информация будет доставлена правильному человеку как раз вовремя, чтобы принять наиболее подходящее решение. В этом смысле управление знаниями не заинтересовано в управлении знаниями per se , а в том, чтобы связать знания и их использование. Это приводит к системам организационной памяти.
Инструменты быстрого сбора знаний объединяются с управлением знаниями для простой и эффективной передачи знаний от одного человека к другому.
Запретное знание
Многие люди считают, что есть жанры или области знаний, которые не следует исследовать, или, другими словами, которые должны быть табуированы. Часто кажется, что знание угрожает религии, философии и личным убеждениям или ценностям, и поэтому не подлежит исследованию. Иногда кажется, что знания приносят больше вреда, чем пользы, и поэтому считается, что они заслуживают контроля или ограничений.
Другая классификация знаний
Знания, научные или иные, в основном бывают двух типов, а именно лексические и процедурные. Лексическое знание представляет собой набор представлений об объектах, свойствах и отношениях, и они, как правило, представляют собой ярлыки, заголовки и названия с соответствующими словесными отрывками или другими модальностями, относящимися к ним. Они по своей природе статичны и номинальны и используются для описания мира в терминах неподвижной картины и застывших временных рамок. Они используются, чтобы наметить топологию, показать пространственное расположение знаний. Примеров таких знаний миллиарды, и их представления обычно устроены в виде каких-то списков, но все они нам на самом деле не нужны, так как есть простые способы их обойти. Поэтому они имеют второстепенное значение для выживания, и их низшая степень называется мелочью.
Процедурные знания, с другой стороны, являются более важным типом знаний, так как это тип знания «как делать» или «ноу-хау». Обычно это тот тип знания, который несет в себе новизну, поэтому хранится в секрете и, следовательно, имеет свою цену. Они имеют форму сообщения, то есть имеют в себе вербальный компонент, и поэтому используются для описания временных отношений. Они также могут быть упорядочены или отсортированы в виде списков, но временных последовательностей, а не пространственных последовательностей. Они важнее, потому что могут относиться к будущему, к сути всех знаний, в отличие от знаний о прошлом, с которыми ничего не поделаешь. А знание будущего со способностью приспосабливаться или приспосабливаться к нему называется интеллектом.
И, наконец, все наши знания вытекают из нашей концепции пространственно-временного континуума, который является самым низким уровнем рекурсии, используемым нашим мышлением, а это означает, что наше начальное и фундаментальное знание существования относится к определенному моменту времени и точка пространства, по отношению к которой определяются остальные наши знания. А такие специфические точки пространства и времени — это просто имена или слова в нашем мышлении, что нам нужно все время сортировать, как мы все это знаем с тех пор, как Шекспир записал его.
Примечания
- ↑ Платон, Театетус
- ↑ Людвиг Витгенштейн, Об уверенности , примечание 42
- ↑ Эй, Джонатан (2004). Цепочка данных, информации, знаний, мудрости: метафорическая ссылкаPDF (238 КиБ). Издательство: Межправительственная океанографическая комиссия (ЮНЕСКО)
См. также
- Аналитическое предположение/Синтетическое предположение
- Априорно/апостериорно
- Вера
- Знание здравого смысла
- ДИКВ
- Декларативные знания
- Эпистемическая логика
- Эпистемология
- Институциональные знания
- Интеллект
- Переплетение
- Интуиция как бессознательная форма познания.
- Захват знаний
- Создание знаний
- Разделение знаний
- Интеграция знаний
- Карты интеграции знаний
- Экономика знаний
- Инженерия знаний
- Извлечение знаний
- Управление знаниями
- Относительность знаний
- Представление знаний
- Поиск знаний
- Обучение
- Метазнание
- Философский скептицизм
- Процедурные знания
- Пропозициональные знания
- Запомнить или знать суждения
- Неявное знание
- Теория познания
- Традиционные знания
- Правда
- Знание — сила
- Объективистская эпистемология
Внешние ссылки
- Симпозиум «Диалог знаний о мире» — инициатива по преодолению разрыва между естественными и гуманитарными/социальными науками.
- Теория познания: проблема Геттье
- Knowledge@Wharton — предназначен для предоставления бесплатного доступа к материалам курса для студентов, преподавателей и самоучек.
- Двойственность знаний
- Философия знаний Глоссарий
- Коммуникационные технологии и эволюция знаний: от предыстории к веку информации
- Кибернетика и человеческое знание — Журнал кибернетики второго порядка, автопоэзиса и киберсемиотики
- Несоизмеримость научного и поэтического знания
- Программа «Знания для развития» — Институт Всемирного банка
- Книга о (соответствующих) знаниях Авторы: Т. Л. Кунии, К. В. Рамамурти, Хью Чинг и Та-Ю Ву; Три главы: деньги, здоровье и счастье; Опубликовано Лабораторией полной автоматизации (2007 г.)
Краткое руководство по философии
Общее: Философия: восточно-западная | История философии: Древняя — Средневековая — Современная | Портал |
Списки: Основные темы | Список тем | Философы | философии | Словарь философских «измов» | Философские движения | Публикации | Списки категорий . ..больше списков |
Филиалы: Эстетика | Этика | Эпистемология | Логика | Метафизика | Философия : образование, история, язык, право, математика, разум, философия, политика, психология, религия, наука, социальная философия, социальные науки. |
Школы: Агностицизм | Аналитическая философия | Атеизм | Критическая теория | Детерминизм | диалектика | Эмпиризм | Экзистенциализм | Гуманизм | Идеализм | Логический позитивизм | Материализм | нигилизм | Постмодернизм | Рационализм | Релятивизм | Скептицизм | Теизм |
Каталожные номера: Учебник по философии | Интернет-энциклопедия. философии | Философский словарь | Стэнфордская энциклопедия. философии | Путеводитель по философии Интернета |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Что такое психология? | Введение в психологию
Цели обучения
- Дайте определение психологии
Что такое творчество? Почему некоторые люди становятся бездомными? Что такое предрассудки и дискриминация? Что такое сознание? Область психологии исследует такие вопросы. Психология относится к научному изучению разума и поведения. Психологи используют научный метод для получения знаний. Чтобы применить научный метод, исследователь с вопросом о том, как и почему что-то происходит, предлагает предварительное объяснение, называемое гипотезой, для объяснения явления. Гипотеза должна вписываться в контекст научной теории, которая представляет собой широкое объяснение или группу объяснений какого-либо аспекта мира природы, которое последовательно подтверждается доказательствами с течением времени. Теория — это лучшее понимание этой части мира природы, которое у нас есть. Затем исследователь делает наблюдения или проводит эксперимент, чтобы проверить правильность гипотезы. Эти результаты затем публикуются или представляются на исследовательских конференциях, чтобы другие могли воспроизвести или развить результаты.
Рисунок 1 . Скульптура Антонио Кановы изображает Эроса и Психею. Психея , что означает «душа», олицетворяет триумф человеческой души над жизнью, поскольку Психея была смертной женщиной, которая выполнила ряд невыполнимых задач, чтобы воссоединиться со своей любовью (сыном Афродиты, Эросом) и самой стать богиней.
Ученые проверяют то, что можно воспринять и измерить. Например, гипотезу о том, что птица поет, потому что она счастлива, нельзя легко проверить, поскольку у нас нет способа точно измерить счастье птицы. Мы должны задать другой вопрос, возможно, о состоянии мозга птицы, поскольку его можно измерить. Тем не менее, мы можем спросить людей о том, поют ли они, потому что они счастливы, раз они могут сказать нам об этом. Таким образом, психологическая наука является эмпирической, основанной на измеримых данных.
Вообще наука занимается только материей и энергией, то есть теми вещами, которые можно измерить, и она не может прийти к знаниям о ценностях и нравственности. Это одна из причин, почему наше научное понимание разума так ограничено. Научный метод также является формой эмпиризма. Эмпирический эмпирический метод получения знаний основан на наблюдении, включая экспериментирование, а не на методе, основанном только на формах логического аргумента или предыдущих авторитетах.
Только в конце 1800-х годов психология стала считаться самостоятельной академической дисциплиной. До этого времени деятельность разума рассматривалась под эгидой философии. Учитывая, что любое поведение по своей сути является биологическим, некоторые области психологии берут на себя аспекты таких естественных наук, как биология. Ни один биологический организм не существует изолированно, и наше поведение зависит от нашего взаимодействия с другими. Таким образом, психология является еще и социальной наукой.