плюсы и минусы, методы и достоинства
Содержание
- Основные задачи исследования
- Возможности и ограничения
- Преимущества и недостатки
- Классификация
- Этапы исследования
- Особенности организации
- Известные исследования
- Полезное видео
Психологический эксперимент — исследование, которое может проводиться в разнообразных условиях. Для получения определенной научной информации исследователи намеренно вмешиваются в жизнь подопытного, наблюдая за изменениями его мышления, поведения. Проводимые исследования считаются самостоятельной методикой практической психологии.
Основные задачи исследования
Главная задача проводимых экспериментов — понимание связи в формуле R=f (S, P). Расшифровка:
- R — обозначение реакции испытуемого.
- S — обозначение ситуации.
- P — обозначение испытуемой личности.
При этом f — вид функции. Таким образом ученые создают условия для определения реакции на создаваемую обстановку.
Возможности и ограничения
Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:
- Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
- Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
- Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.
Ограничения:
- Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
- Психика не является постоянной.
- Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
- Психика является уникальной и не поддается статистике.
Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться
Преимущества и недостатки
В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента.
Плюсы:- Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
- Высокая точность получаемых результатов.
- Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
- Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.
Минусы:
- Умышленное влияние на психику испытуемого.
- Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.
Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.
Классификация
Опыты классифицируются по различным факторам.
Разделение зависимо от условий проведения опыта:
- Обеспечение естественных условий для проведения действий. Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
- Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать. Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.
Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:
- Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
- Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
- Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.
Зависимо от уровня осознанности:
- Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
- Подопытный не знает о целях проведения опыта.
- Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.
Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.
Этапы исследования
Психологические опыты проводятся в определенной последовательности. Целостный эксперимент состоит из нескольких этапов:
- Постановка основной проблемы.
- Работа с научной литературой.
- Уточнение гипотезы, определение основных переменных.
- Подбор актуальных психологических инструментов для воздействия на психику.
- Планировка действий, которые будут проводиться.
- Зависимо от того, какой план назначен, происходит распределение испытуемых в отдельные группы.
- Проведение опыта.
- Начальная обработка полученных данных.
- Глубинная обработка, подготовка статистики.
- Подготовка выводов.
После проведения эксперимента исследователи составляют отчеты, пишут научные документы.
Особенности организации
Любой психологический опыт не сможет выдержать критики, основанной на точных научных фактах. Поэтому Робертом Готтсданкером был введен термин «безупречный эксперимент». Это недостижимый идеал опытов, к которому должен стремиться любой исследователь.
Известные исследования
На протяжении истории проводилось множество психологических экспериментов. Они отличались друг от друга воздействием, конечными целями. Среди всего этого разнообразия можно выделить несколько знаменитых опытов:
- Эксперимент Милгрэма. Его описали в 1963 году. Его главная цель заключалась в том, чтобы определить, сколько страданий может доставить один человек другому, если это входит в его рабочие обязанности или ему приказывает руководитель. Ученые хотели выяснить, как люди участвовали в убийстве однополчан. Проанализировав полученные результаты, Милгрэм доказал, что не все люди могут противостоять воле своего руководства.
- Хоторнский эксперимент. Этим термином называют комплекс опытов, которые были проведены в 1924-1932 году. Проводились они на фабрике в Америке Western Electrics. Начались исследования из-за того, что на производстве снизился темп работы. Владельцы фабрики желали поднять рабочий темп, из-за чего предоставило исследователям полную свободу действий. В ходе эксперимента ученые отметили, что рабочие начали работать быстрее благодаря повышенному вниманию к ним. Исследователи сделали вывод, что темп работы зависит от социальных факторов, окружающих.
- Стэнфордский тюремный эксперимент. Опыт проводил ученый из Америки Филипп Зимбардо в 1971 году. Его суть заключалась в том, чтобы узнать реакцию людей на условия тюремного содержания, навязываемые им социальные роли. Участников разделили на заключенных и охранников. Спустя 6 дней эксперимент начал выходит из-под контроля, потому что у некоторых охранников начали проявляться садистские наклонности, а у заключенных — серьезные психологические травмы.
- Я и другие. Представляет собой советский фильм, в котором было продемонстрировано несколько психологических экспериментов. Главная суть этих опытов заключалась в том, чтобы показать, как окружающие влияют на индивида. После просмотра фильма, можно сказать о том, что человек сильно зависит от мнения окружающих. Из-за этого люди часто меняют собственное мнение, видя, что другие с ним не согласны.
- Опыт Рингельмана. Впервые его описали в 1913 году, но провели только в 1927. Для проведения эксперимента ученые набрали группу людей. Участники исследования должны были выполнять одну работу. Первый рабочий процесс заключался в подъеме тяжелых предметов, другой в перетягивании каната. Учеными было доказано, что чем больше людей работает в одной группе, тем менее эффективным будет рабочий процесс.
- Чудовищный эксперимент. Его провели в США 1939 год. Цель опыта заключалась в том, чтобы узнать насколько дети внушаемы. Для этого исследователи выбрали 22 ребенка из сиротского дома и разделили их на две группы. Одних постоянно хвалили. Других называли заиками, указывали на недостатки. В итоге дети, которым внушали только плохое, начали хуже говорить, у них развились симптомы заикания, которые сохранились на всю жизнь. Этот эксперимент длительное время скрывался от общественности.
- Крошка Альберт. Известный эксперимент, который считается нечеловечным. Ученый хотел доказать, что в детском возрасте можно развить страх или же подавить его. Для этого ребенку демонстрировали картинку крысы и издавали резкий громкий звук. Малыш начинал плакать. Впоследствии ребенок начинал рыдать даже без резкого звука, только от увиденного изображения крысы.
- Проект Аверсия. Эксперимент, проводимый в рядах армии ЮАР. Его целью было выявление и уничтожение гомосексуалистов в рядах армии. В исследовании участвовало более 1000 человек. К ним применялись такие средства, как шокеры, наркотики, проводились кастрации, отравления химическими веществами. Многие из участников покончили жизни самоубийством, другая часть так и не смогла реабилитироваться от последствий. Сам эксперимент потерпел неудачу, потому что не был основан на каких либо научных доводах.
- Эксперименты Лэндиса. Это целый цикл опытов, который были проведены в 1924 году. Его цель заключалась в том, чтобы определить, как работают лицевые мышцы, которые выражают эмоции. В опыте участвовали студенты, которых учил Лэндис. Мышцы были обозначены линиями, чтобы видеть, как они меняют свое положение относительно друг друга. После этого студентам показывали или говорили что-то, что может вызвать бурные эмоции. В результате не было выявлено никаких закономерностей.
- Мальчик, которого воспитали как девочку. Опыт, считающийся самым бесчеловечным на протяжении всей истории. Его проводили на протяжении нескольких десятилетий — с 1965 по 2004 годы. В начале эксперимента ученые взяли под контроль мальчика Брюса Реймера, который родился в 1965 году. Проводя операцию по обрезанию ему повредили пенис, из-за чего родителям посоветовали воспитать его как девочку. Родители одобрили задуманное, согласились на операцию по смене пола и дальнейший курс воспитания. Психолог Джон Мани хотел доказать миру, что половая принадлежность это результат воспитания, а не сотворение природы, но учителя и родители начали замечать, что методика не дает результатов. Ребенок проявлял все особенности поведения мальчика. Спустя несколько лет, бывший Брюс решил полноценно стать мужчиной, провел операцию по возвращению пола. Повзрослев он нашел жену, усыновил ребенка. Когда мужчине исполнилось 38 лет, он покончил жизнь самоубийством из-за тяжелых психологических травм, полученных в детстве.
- Приобретённая беспомощность. Это психическое состояние, в котором личность не делает абсолютно ничего для улучшения собственного положения, даже если для этого есть все предпосылки, возможности. Случается это, если человек сделал несколько неудачных попыток по изменению негативных факторов окружающей среды. Открыт феномен был в 1966 году, Стивом Майнером, Мартином Селигманом.
Эти эксперименты наиболее выделяются среди других. Любые опыты проводимые с людьми ограничиваются многими правилами, позволяющими защитить человека от любых негативных последствий.
Психологические эксперименты проводятся для получения информации об изменениях психики подопытных. Опыт помогает понять, как человек будет реагировать на внешние раздражители, исследователи могут создавать определенные условия, ситуации.
Полезное видео
На видео показан один из психологических экспериментов.
Рейтинг автора
Написано статей
Об авторе
Артефакты психологических экспериментов
Выравнивание по ширинеЛюдмила Копец
Артефакты психологических экспериментов
Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии — К., 2010
Эксперимент — это надежный способ приращения научного знания. Однако экспериментатор должен быть готов к тому, что на пути психологического познания случаются сложные ситуации, когда трудно воспринять реальные факты и можно допустить целый ряд ошибок. Для обозначения ошибок, возникающих в психологических исследованиях, употребляют специальный термин — артефакт.
Артефакты (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — это экспериментальный результат, который возникает из-за отклонений в проведении исследования или дефектов используемых методик. Источником артефактов в психологическом эксперименте может быть как само окружение, так и деятельность исследователя. Причиной артефактов может стать также неадекватность используемой экспериментальной процедуры, когда исследователь не может предсказать факторы, изменяющие поведение исследуемых.
Рассмотрим наиболее распространенные артефакты, которые психологи определили на собственном опыте…
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)
Экспериментатор, который твердо верит в гипотезу или надежность информации, неосознанно действует таким образом, чтобы получить соответствующие результаты, подтверждающие гипотезу. Это называется эффектом Пигмалиона. В эксперименте Р. Розенталя участникам поручали провести определенную работу (эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их поведением в лабиринте. В одном случае участнику говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая». В результате были получены данные, которые это подтвердили.
Оказалось, что когда участник работал с «умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал ее, поэтому создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что «способные» (в той же мере, что и крысы) ученики достигли более значительных успехов.
Эффект Розенталя также получил название «эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к группе артефактов, обусловленных свойствами исследователя. В 1966 г. Р. Розенталь описал, что артефакты возникают в результате таких особенностей деятельности экспериментатора:
- Ожидания экспериментатора определяют характер полученных им данных.
- Осознание экспериментатором своей собственной склонности находить ожидаемые данные может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.
- Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются дальнейшие данные еще больше улучшить, те же экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.
- Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно) поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.
- Предвзятость экспериментатора отражается в интонации, а также визуально, если он и исследуемый работают вместе и видят друг друга во время эксперимента.
- Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые стремятся к поддержке, активно жестикулируют, по-дружески и с интересом относятся к испытуемым.
- Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга.
- Экспериментаторы-женщины больше склонны к предвзятости, чем мужчины.
Исследователи проявляют устойчивые тенденции, которые влияют на ход экспериментальной процедуры и являются последствиями неосознанного уровня психической регуляции. Экспериментатор организовывает деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает результаты, изменяет условия исследования, регистрирует особенности поведения участника и результаты его деятельности.
Для того, чтобы избежать влияния заинтересованного исследователя на эксперимент с целью подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых, которые не знают его цели и теорий. Также уместной является проверка результатов исследователями, которые критически настроены к гипотезам автора исследования.
Экспериментаторы — это люди, по-своему заинтересованные, которые в свойственной им манере наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также имеют разную мотивацию, принадлежат к разным этнокультурным общностям. При стремлении к новому и соблюдении образцов поведения настоящего ученого, экспериментаторы имеют разные представления о путях и способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку свойственно принимать пределы своего понимания за пределы вселенной». При проведении исследований экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные эффектом Пигмалиона:
- Занижение слишком высоких результатов. Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы и сближение результатов до среднего значения. Причиной может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные исследуемого к своим собственным.
- Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких), группировки данных только вокруг среднего значения.
- Завышение значения определенного параметра или определенной задачи по экспериментальной серии. Через призму этой установки и происходит оценка задач и личностных качеств.
Для того, чтобы нейтрализовать артефакты, обусловленные экспериментатором, следует увеличивать число исследователей, наблюдать за их поведением, проводить специальное обучение и тренировки, скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму контакты экспериментатора и испытуемого.
Противодействие артефактам психологических экспериментов
Противодействовать психологическим артефактам исследований можно с помощью специальных методических приемов.
- Метод «плацебо» или двойной слепой метод. Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура осуществляется в обоих случаях. Сам исследователь не знает, какая группа получает «нулевое влияние», а какая подлежит реальному влиянию. Существует также модификация исследования, когда его проводит приглашенный ассистент, который не знает настоящую гипотезу исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию. Такой план позволяет преодолеть эффект ожиданий и исследуемого, и экспериментатора.
- Метод обмана. Основывается на целенаправленном заблуждении испытуемых, следовательно, возникают этические проблемы, поэтому психологи гуманистической ориентации считают недопустимым его использование. Экспериментатор придумывает и сообщает ложные цель и гипотезу, вполне независимые или, как определяют психологи, ортогональные. Это могут быть простые гипотезы здравого смысла или сложные теоретические конструкции, которые получили название «когнитивные плацебо». Вариантом может быть и сокрытие настоящих цели и гипотезы, однако тогда участники сами придумывают собственные варианты и вместо влияния «ложной» гипотезы срабатывают их фантазии, которые могут сыграть роль неконтролируемой переменной. Все-таки лучше предложить участникам определенный вариант гипотезы, чем не предлагать никакого, поэтому метод «когнитивного плацебо» является вполне приемлемым.
- Метод скрытого эксперимента. Используется в полевых условиях и организован таким образом, что участники исследования о нем не догадываются. Это также разновидность обмана, однако разница в том, что экспериментатор не сообщает ложные гипотезу и цель исследования. Однако этических проблем возникает намного больше, поскольку в случае скрытого исследования участник полностью подконтролен экспериментатору и является объектом его манипуляций. Впрочем, эту модель исследования очень часто применяют в социальной психологии, несмотря на большую опасность злоупотреблений со стороны недобросовестных исследователей. Также в этом эксперименте свою роль играют разнообразные неконтролируемые факторы.
- Метод независимого измерения зависимых параметров. Проводится очень редко, поскольку его довольно трудно реализовать. Эксперимент осуществляется по обычному плану, однако эффект определяется за его пределами на основе контроля учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.
- Контроль восприятия испытуемыми ситуации. Используется схема постэкспериментального интервью, предложенного Орне. При таком методе принимают меры, чтобы проконтролировать отношение испытуемого к эксперименту, понимание им инструкции и целей исследования. Данные, получаемые при постэкспериментальном опросе, позволяют отбраковать неудачные научные пробы или учесть их при интерпретации результатов, однако что-то изменить на этом этапе уже невозможно.
Психологический эксперимент — это совместная деятельность исследуемого и экспериментатора. Психолог направляет деятельность на исследование особенностей психики участника. Последний в лаборатории действует согласно своей цели участия в исследовании, он имеет свои жизненные планы и, конечно, как личность влияет на весь процесс.
Психологический эксперимент — это целостная ситуация, осуществляющая определенное влияние на поведение человека, где совместная деятельность участников происходит по законам общения и взаимодействия. Эта ситуация должна разворачиваться таким образом, чтобы не нарушались основные требования к научному исследованию: стандартность и унифицированность. Экспериментатор должен обеспечить такие условия для всех испытуемых.
Однако сам он для различных исследуемых является «нестандартным» условием. Для одних он авторитетное лицо, симпатичный человек, заслуживающий доверия, для других — опасный человек, с которым следует обращаться осторожно и предусмотрительно корректно. Поэтому одни участники стремятся к общению с экспериментатором, хотят ему понравиться, а остальные будут насторожены и отчуждены. Таким образом, отношение к экспериментатору определяет действия испытуемых в процессе исследования. К факторам общения участников исследования, которые могут искажать результаты, относятся:
- Ошибки «отношения к происходящему». Это особое понимание экспериментальной ситуации и критериев принятия решений, которые могут определять выбор участником своего поведения.
- Ошибки мотивации. Участник может действовать в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента (особенно заинтересован, преисполнен гордости, честолюбия, желания победить или проявить свою уникальность).
- Ошибки личностного влияния, обусловленные восприятием и пониманием личности экспериментатора.
Мотивация участия в эксперименте может быть разноплановой. Психологи считают, что участники стремятся к социальному одобрению, хотят быть «хорошим человеком» и помогают экспериментатору подтвердить гипотезу.
Однако некоторые, конечно, могут стремиться разгадать замысел исследователя и дать только те ответы, которые он высоко оценивает. Кроме того, на участников может влиять так называемый эффект фасада: тенденция вести себя как эмоционально стабильная личность, не поддаваться экспериментальной ситуации и давлению экспериментальных условий. Также исследуемые иногда враждебно относятся к экспериментатору и процедуре исследования и делают все, чтобы разрушить его гипотезу (так называемая «модель злостного исследуемого»).
Поведение во время эксперимента соответствует тем психологическим закономерностям, которые всегда определяют поведение человека. Зрелая личность ведет себя спокойно, стремится точно понять и выполнить инструкции, достойно выглядеть. Однако участник экспериментальной ситуации ориентируется в ней и ведет себя соответственно собственному пониманию того, как не потерять репутацию. Испытуемый может принимать к сведению слухи об исследовании, он внимательно прислушивается к инструкции и пытается сформировать свое впечатление об экспериментаторе, его личные качества, оценивает все, что видит в лаборатории (комфортность обстановки, приборы, состояние помещения), учитывает, как складывается его общение с экспериментатором.
Вся деятельность исследуемого направлена на формирование «внутренней модели экспериментальной ситуации». Если экспериментатор использует методы обмана, то участник исследования может догадаться, что происходит подмена целей, что им манипулируют. Имея такие подозрения, он будет контролировать свое поведение, оказывать сопротивление влиянию экспериментатора.
У определенной группы испытуемых может возникать сильное стремление к самопрезентации, поскольку условия эксперимента отличаются от их предыдущего опыта. Демонстративные люди имеют возможность превратить экспериментальную ситуацию в выгодную для себя («свой собственный театр»). Люди скромные и тревожные могут, наоборот, вести себя сдержанно, напряженно, «затаиться на глубине». Известный исследователь Л. Б. Кристиансен, изучавший влияние самопрезентации на ход психологического исследования, пришел к выводу, что контролировать мотивы самопрезентации довольно сложно, поскольку неизвестно, что актуализирует самопрезентацию и как эта тенденция влияет на экспериментальные результаты. Например, если исследуемый подозревает экспериментатора в манипуляции, то он может считать, что ему следует позаботиться о собственной самопрезентации более активно. Американские психологи проанализировали, что от 70 до 90% всех исследований проводилось с участием студентов, в основном будущих психологов. Иногда психологию называют «наукой о студентах второ-курсниках и белых крысах». Подавляющее большинство испытуемых — мужчины.
Психологи обратили внимание на тех людей, которые охотно принимают участие в психологических исследованиях. Как правило, добровольцы — студенты первых курсов или слушающие вступительные курсы в психологии. Добровольцы воспринимают такое участие как социально одобряемый поступок, склонны поддаваться влиянию и решению других принять участие в исследовании.
Добровольцы чаще других являются любителями кофе, курят, употребляют стимуляторы, склонны искать одобрения окружения, отличаются изменениями настроения, интровертированы, склонны к самообвинениям, стремятся принадлежать к элите, «интеллектуалы» нуждаются в групповой принадлежности, стремятся к успеху, как правило, являются первым ребенком в семье, проявляют симптомы нейротизма, относятся преимущественно к группе с высоким социально-экономическим статусом (по данным книги Р. Розенталя «Исследуемый-доброволец»).
Экспериментаторы мечтают об идеальном исследуемом, который обладал бы определенным набором соответствующих психологических характеристик: был послушным, сообразительным, стремился к сотрудничеству, был работоспособным, дружески настроенным, неагрессивным, лишенным негативизма. Модель идеального исследуемого — это, конечно, несбыточная мечта экспериментатора.
В процессе исследований, конечно, имеют место просчеты, ошибки, предвзятость, случайность, квазифакты. Существенно то, что артефакты пересматриваются, психологи учатся их избегать и преодолевать, они являются свидетельством живого экспериментального процесса, по выражению Л. С. Выготского, это «боевые рубцы от ран» в невероятно сложной борьбе за истину.
Источник: http://psyfactor.org
Исследование выносит мрачный вердикт о достоверности результатов психологического эксперимента | Психология
Крупное расследование множества заявлений, опубликованных в журналах по психологии, вынесло мрачный вердикт о состоянии науки.
Международная группа экспертов повторила 100 экспериментов, опубликованных в ведущих журналах по психологии, и обнаружила, что они смогли воспроизвести только 36% первоначальных результатов.
Исследование, в ходе которого 270 ученых повторили эксперименты на пяти континентах, было начато американскими психологами в ответ на растущую озабоченность по поводу надежности психологических исследований.
«Без сомнения, мне бы хотелось, чтобы эффекты были более воспроизводимыми», — сказал Брайан Носек, профессор психологии, руководивший исследованием в Университете Вирджинии. «Я разочарован в том смысле, что я думаю, что мы можем добиться большего».
«Основное предостережение, которое должен усвоить средний читатель, заключается в том, что ни одно исследование не станет последним словом», — добавил он. «Наука — это процесс уменьшения неопределенности, и ни одно исследование почти никогда не дает окончательного результата само по себе».
Все эксперименты, повторенные учеными, появились в ведущих журналах в 2008 году и подразделились на две широкие категории, а именно когнитивную и социальную психологию. Когнитивная психология занимается основными операциями разума, и исследования, как правило, изучают такие области, как восприятие, внимание и память. Социальная психология рассматривает более социальные проблемы, такие как самооценка, идентичность, предрассудки и то, как люди взаимодействуют.
В ходе расследования колоссальные 75% экспериментов в области социальной психологии не были воспроизведены, а это означает, что первоначальные выводы исчезли, когда другие ученые повторили эксперименты. Половина исследований по когнитивной психологии не прошли этот тест. Подробности опубликованы в журнале Science.
Даже когда ученые смогли воспроизвести первоначальные результаты, размеры обнаруженных ими эффектов были в среднем вдвое меньше, чем сообщалось в первый раз. Это может быть связано с тем, что ученые опускают данные, которые подрывают их гипотезы, а также с тем, что журналы принимают для публикации только самые серьезные заявления.
Несмотря на мрачные результаты, Носек сказал, что результаты предоставили возможность понять и решить проблему. «Скептицизм — это основная часть науки, и мы должны принять его. Если доказательства предварительные, вы должны скептически относиться к своим доказательствам. Мы должны быть сами себе злейшими критиками», — сказал он The Guardian. Одна инициатива, которая в настоящее время находится в стадии реализации, призывает психологов представить свои исследовательские вопросы и предлагаемые методы их проверки на рассмотрение до того, как они начнут свои эксперименты.
Джон Иоаннидис, профессор исследований и политики в области здравоохранения в Стэнфордском университете, сказал, что исследование было впечатляющим и что его результаты с нетерпением ждали научное сообщество. «К сожалению, картина, которую он рисует — 64% отказов даже среди статей, опубликованных в лучших журналах в этой области, — не очень хороша для текущего состояния психологической науки в целом, а для таких областей, как социальная психология, она просто разрушительна. » он сказал.
Но он призвал людей сосредоточиться на положительных моментах. Он надеется, что полученные результаты улучшат исследовательскую практику в психологии и других науках в целом, где подобные проблемы воспроизводимости были обнаружены ранее. В 2005 году Иоаннидис опубликовал основополагающее исследование, в котором объяснил, почему результаты большинства опубликованных исследований ложны.
Маркус Мунафо, соавтор исследования и профессор психологии Бристольского университета, сказал: «Я думаю, что это общая проблема, потому что, куда бы люди ни смотрели, они находили похожие проблемы». В 2013 году он опубликовал отчет с Иоаннидисом, в котором были обнаружены серьезные статистические недостатки, распространенные в исследованиях неврологии.
Исследование Носека вряд ли поднимет мораль среди психологов, но его результаты просто отражают то, как работает наука. Пытаясь понять, как устроен мир, ученые должны задавать важные вопросы и идти на риск, пытаясь найти способы попытаться ответить на них. Ошибки неизбежны, если ученые не успокаиваются. Как выразился Алан Краут из Ассоциации психологических наук: «Единственный вывод, который будет повторяться в 100% случаев, скорее всего, будет банальным, скучным и, вероятно, уже известным: да, мертвых людей невозможно научить читать».
Существует множество причин, по которым исследование может не повториться. Ученые могли бы использовать немного другой метод во второй раз или провести эксперимент в других условиях. Они могут случайно не найти исходный эффект. Ни один из них не опровергнет первоначальный вывод. Другая возможность заключается в том, что первоначальный результат был ложноположительным.
Среди проведенных экспериментов был один, который обнаружил, что люди одинаково хорошо умеют распознавать гордость на лицах представителей разных культур. Другой подкрепил открытие, которое показало, что области мозга активируются, когда людям делают честные предложения в финансовой игре. Одно исследование, которое не удалось воспроизвести, утверждало, что убеждение людей в том, что свободы воли не существует, заставляет их больше обманывать.
Мунафо сказал, что проблема плохой воспроизводимости усугубляется тем, как работает современная наука. «Если я хочу получить повышение или грант, мне нужно написать много статей. Но написание большого количества статей и проведение множества небольших экспериментов — это не способ получить один действительно надежный правильный ответ», — сказал он. «То, что нужно для того, чтобы стать успешным ученым, не обязательно так хорошо согласуется с тем, что нужно для того, чтобы стать хорошим ученым».
Психологические эксперименты в Интернете
Психологические эксперименты в ИнтернетеПсихологические эксперименты в Интернете
Под редакцией Майкла Х. Бирнбаума
Сан-Диего: Academic Press, 2000.
В последние несколько лет стало возможным проводить серьезные поведенческие исследования через Интернет. По состоянию на 17 июня 1998 г. в списке психологических исследований в сети Американского психологического общества, который ведет Джон Кранц, URL [http://psych.hanover.edu/APS/exponnet.html] было 35 интернет-экспериментов и опросов. . К 11 мая 1999, эта цифра выросла до 65, что свидетельствует о темпах роста около 100% в год. Я ожидаю, что эта книга и другие подобные ей ускорят этот рост. Из экспериментов, перечисленных на веб-сайте APS, 24 были посвящены социальной психологии, 13 — когнитивной, 8 — ощущениям/восприятию, 5 — психологии здоровья, 4 — психологии развития, 3 — клинической, 3 — личностной и промышленно-организационной, 2 — психологической. биологических, 2 в эмоциях и один в общей психологии. Хотя этот список не включает все эксперименты, он дает пропорциональную оценку, указывающую на рост исследований, проводимых через Интернет.
Ранние «пионеры» интернет-исследований вскоре узнали, что таким способом можно не только проводить исследования, но и собирать большие выборки высококачественных данных за короткий период времени. Эта книга предназначена для психологов, заинтересованных в изучении опыта тех, кто занимался подобными исследованиями. В книге много хороших советов от тех, кто научился на собственном опыте.
При чтении книги вы должны следовать предлагаемым ссылкам на своем компьютере, которые должны стать вашим окном в Интернет и вашим спутником в учебе. Эта веб-страница содержит наиболее важные ссылки из книги, что избавит вас от необходимости вводить URL-адреса (адреса сайтов в Интернете). Одним из преимуществ веб-исследований является простота, с которой другой человек может точно увидеть, что испытали участники, а также узнать, как экспериментатор провел это. Чтобы сэкономить место (и деревья), авторы сделали большой объем информации доступной для вас в электронном виде через Интернет. Используемые в книге термины, относящиеся только к данному типу исследований (например, HTTP, HTML, FTP и т. д.), определены в глоссарии в конце книги.
Книга состоит из трех разделов. Первый касается общих вопросов, например, согласуются ли результаты веб-экспериментов с результатами лабораторных экспериментов? Кто те люди, которые добровольно участвуют через Интернет? Какие события привели к первым веб-исследованиям и что испытали первые веб-исследователи? Каковы методологические соображения при проведении исследований с помощью «дистанционного управления»? Во втором разделе рассматриваются исследования индивидуальных различий и культурных различий. Поскольку Интернет предоставляет средства для доступа к большим и разнообразным выборкам, он кажется идеально подходящим для этих целей. В третьем разделе рассматриваются передовые компьютерные технологии, позволяющие лучше контролировать интернет-эксперименты. К ним относятся динамическое создание и отображение графики, рандомизация и синхронизация в экспериментах, например, в когнитивной экспериментальной психологии. Кроме того, обсуждаются методы подсчета очков и отзывов об опросах или тестах, отслеживание участников, безопасность и сохранение данных на сервере.
Раздел I: Общие вопросы
Глава 1. Принятие решений в лаборатории и в Интернете
Майкл Х. Бирнбаум
В этой главе дается предварительный обзор нескольких проблем и вопросов, являющихся темами этой книги: (1) как проводить интернет-исследования; (2) вербовка особых групп населения; (3) чем интернет-выборки демографически отличаются от предметных пулов колледжей? (4) Как соотносятся результаты интернет-экспериментов и лабораторных экспериментов? В главе также описывается программа исследований в области принятия решений. Приложение к Главе 1 иллюстрирует, как эксперименты, которые можно было бы проводить с помощью бумажных и карандашных методов, можно легко провести, используя технику форм, доступных в HTML (язык гипертекстовой разметки, см. глоссарий). В главе рассматриваются эксперименты по принятию решений, которые проводились с тремя выборками: одна проводилась со студентами в лаборатории, одна была набрана экспертами в области суждений и принятия решений, а третья была набрана веб-сайтами, рекламирующими игры и розыгрыши с призами. Эксперименты по принятию решений в этой главе можно посмотреть по ссылкам [http://psych.fullerton.edu/mbirnbaum/exp2a.htm] и [http://psych.fullerton.edu/mbirnbaum/exp2b.htm].
Глава 2. Валидность психологических исследований в Интернете
Джон Х. Кранц и Ришад Далал
Кранц и Далал проводят обзор исследований, оценивающих достоверность веб-экспериментов. В то время как в лабораторных исследованиях обычно используется небольшая однородная выборка, протестированная в контролируемых условиях, в интернет-исследовании обычно используется большая гетерогенная выборка, протестированная в менее контролируемых условиях. Кранц и Далал определяют валидность с точки зрения соответствия результатов экспериментов, проведенных через Интернет, и экспериментов, проведенных в лаборатории. Тенденция, возникшая в результате ранних исследований этой проблемы, заключается в том, что интернет-исследования приводят к тем же выводам, что и исследования, проведенные в лаборатории.
Глава 3. Краткая история веб-экспериментирования
Йохен Муш и Ульф-Дитрих Рейпс
Муш и Рейпс рассматривают краткую историю экспериментов в Интернете. В 1995 году несколько разработок (Java, JavaScript, HTML 2 с формами) объединились для облегчения веб-исследований. Муш и Рейпс опросили тех, кто проводил первые веб-эксперименты, и сообщили о результатах в своей главе. Большинство из тех, кто ответил на опрос, пришли к выводу, что их исследовательские проекты были успешными, и планируют продолжить исследования через Интернет.
Глава 4. Метод веб-экспериментов: преимущества, недостатки и решения
Ульф-Дитрих Рейпс
Рейпс рассматривает методологические вопросы интернет-исследований. Рейпс переворачивает определение валидности, данное Кранцем и Далалом, утверждая, что следует более скептически относиться к традиционным лабораторным исследованиям, чем к исследованиям в Интернете, из-за определенных проблем традиционных исследований. Например, поскольку из Интернета поступают большие и разнообразные выборки, можно отдельно проанализировать исследовательский вопрос в каждой демографической подвыборке, чтобы убедиться, что выводы, сделанные с помощью 19-летние учащиеся колледжей также относятся к другим демографическим группам. В главе рассматриваются плюсы и минусы веб-исследований и делается вывод о том, что преимущества интернет-исследований перевешивают недостатки. Рейпс также описывает методы решения потенциальных проблем, иллюстрируя определенные проблемы данными из своей веб-лаборатории экспериментальной психологии, URL [http://www.genpsylab.unizh.ch/ http://www.genpsylab.unizh.ch]. Этот сайт, впервые созданный в Тюбингене, теперь находится в Цюрихе. Сайт содержит ряд веб-экспериментов, архив прошлых экспериментов и комментарии к методу веб-экспериментов.
Раздел II: Индивидуальные различия и межкультурные исследования
Глава 5. Возможности Интернета для исследования личности
Том Бьюкенен
Бьюкенен рассматривает психометрические свойства тестов, проводимых через Интернет. Важным подходом к валидности является использование групп критериев. Например, тест на психическое заболевание должен отличать людей, находящихся в психиатрических больницах, от тех, кто там работает. Бьюкенен использует естественные группы критериев, существующие в виде подписчиков на контрастные группы новостей. Люди, решившие присоединиться к разным группам, должны систематически отличаться друг от друга в определенных аспектах своей личности. Иллюстрация теста личности из Интернета доступна по ссылке [удалено]. С этого сайта также можно пройти по ссылкам, чтобы присоединиться к списку psy-net-research (для интернет-исследователей).
Глава 6. Сексуальное поведение человека: сравнение университетских и интернет-опросов
Роберт Д. Бейли, Вайнона Э. Фут и Барбара Трокмортон
Бейли, Фут и Трокмортон сообщают об обзоре человеческого сексуального поведения и отношений, URL [http://psych.fullerton.edu/throck]. В их главе рассматриваются несколько сложных вопросов, связанных с секс-обследованиями. Являются ли люди честными и непредвзятыми, когда они отвечают на вопросы? Будут ли люди более честными с компьютером, чем с бумагой и карандашом или во время интервью лицом к лицу? В главе сравниваются данные, полученные путем опроса студентов университетов в классе, и данные, полученные путем пассивного набора из Интернета. Чем отличаются такие выборки, и коррелируют ли эти различия с сексуальными установками, знаниями и поведением? С 1995, более 10 000 человек уже ответили на анкету, содержащую более 400 пунктов.
Глава 7. Межкультурное исследование черт лица, свидетельствующих об удивлении
Донателла Пагани и Луиджи Ломбарди
Интернет делает эксперимент доступным для людей со всего мира. Пагани и Ломбарди воспользовались этой новой возможностью, чтобы провести межкультурное исследование восприятия выражения удивления, изображенного на схематических лицах. Чтобы принять участие в эксперименте, посетите онлайн-лабораторию в Падуе, URL [http://www.psy. unipd.it/personal/laboratorio/surprise/htmltesi/first3.html http://www.psy.unipd.it/ личная/laboratorio/surprise/htmltesi/first3.html]. Манипулируя чертами на схематических лицах, они могут изменить суждения о степени неожиданности. Для людей всех культур общее расширение черт верхней части лица приводит к более высоким суждениям о степени удивления. Интересно, что существуют различия в суждениях, которые связаны с культурой или регионом участников. Североамериканцы и североевропейцы дают очень похожие суждения, но они отличаются от азиатов, которые, кажется, придают относительно большее значение глазам, чем бровям. Результаты южных европейцев занимают промежуточное положение между азиатами и северными европейцами.
Глава 8. Чем полезен опыт вычислений: пример онлайн-исследований
Джон Х. Мюллер, Д. Мишель Якобсен и Ральф Шварцер
Мюллер, Якобсен и Шварцер задаются вопросом, связан ли опыт управления компьютером с большей самоэффективностью. Возможно, люди, которые узнают, что, следуя схеме, можно управлять компьютером, также узнают, что они могут управлять другими аспектами своей жизни. Интернет кажется хорошим местом для найма людей, которые уже научились или не научились программировать. Интернет также позволяет собирать большие выборки, в которых можно обнаружить небольшие корреляции. С опросом можно ознакомиться, посетив URL [http://www.acs.ucalgary.ca/~mueller/tai-consent.html http://www.acs.ucalgary.ca/~mueller/tai-consent.html] .
Раздел III: Компьютерные технологии для экспериментов в Интернете
В третьем разделе книги рассматриваются методы, позволяющие лучше контролировать интернет-эксперимент, чем простой HTML. Каждый метод имеет определенные преимущества и потенциальные трудности по сравнению с другими методами, которые могут достигать тех же целей. Эти различные методы обсуждаются в разных главах.
Глава 9. PsychExps: онлайн-лаборатория психологии
Кеннет О. Макгроу, Марк Д. Тью и Джон Э. Уильямс
Макгроу, Тью и Уильямс обсуждают использование Shockwave и Authorware для развития своей онлайн-психологии лаборатория, PsychExps. Shockwave, теперь известный как Authorware Web Player, представляет собой подключаемый модуль, который воспроизводит эксперименты, созданные Authorware. Плагин доступен бесплатно на http://www.macromedia.com или по ссылкам на http://www.olemiss.edu/PsychExps»>http://www.olemiss.edu/PsychExps, сайт PsychExps. Authorware — это продукт Macromedia, который McGraw и его коллеги обнаружили, что это отличный инструмент для разработки психологических экспериментов, управляемых компьютером. Они считают, что Authorware достаточно легко освоить, чтобы человек без опыта программирования мог проводить сложные эксперименты. Они надеются, что PsychExps станет совместным сайтом, разработанным совместными усилиями преподавателей психологии, которые будут делиться экспериментами Authorware и предоставлять возможности сбора данных для студентов и коллег. В своей главе они представляют это видение и обзор технологии, которая делает это возможным.
Глава 10. Методы создания и использования веб-опросников в исследованиях и обучении
Джонатан Барон и Майкл Зипманн
Барон и Зипманн описывают, как можно использовать JavaScript для рандомизации и управления веб-анкетами. JavaScript — это язык сценариев, отличный от языка Java. Код JavaScript может быть включен в качестве исходного кода на веб-страницу. Преимущества включения исходного кода на веб-страницу включают открытость исследований для научного сообщества и, как правило, быстрое время загрузки таких страниц. Примеры, иллюстрирующие методы, описанные в их главе, можно посмотреть по адресу [http://www.psych.upenn.edu/~baron/examples/].
Глава 11. Онлайн-лаборатория когнитивной психологии
Грегори Фрэнсис, Ян Нит и Эйми М. Сюрпренант
Онлайн-лаборатория когнитивной психологии Purdue описана в главе Фрэнсиса, Нита и Сурпренанта, URL [
Глава 12. Серверная часть психологических веб-экспериментов
Уильям С. Шмидт
Шмидт обсуждает, как программы на сервере можно использовать для управления интернет-экспериментами. Сервер — это компьютер, который доставляет (или «обслуживает») веб-страницы для просмотра в браузере клиента (посетителя). Хотя некоторые функции, такие как проверка ошибок или рандомизация вопросов, могут выполняться с помощью JavaScript, использование серверных программ обеспечивает универсальное решение, гарантированно работающее, даже если JavaScript не установлен в браузере.