Психологический этнос: Основные понятия этнической психологии | Я русский

Содержание

Вопрос 15: психология этноса, ее структура

Основные элементы этнической психологии начинают форми­роваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывается представление о «них», т.е. о людях, принадлежа­щих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись как вместе с ростом размеров собственной общно­сти, так и с более четким пониманием тех отличительных призна­ков, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать себя лучше, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей склады­вается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями этого «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас», и наоборот, чем больше «они» были похожи на «нас», тем более благожелательные, менее напряженные и тре­вожные психологические ощущения они вызывают в ответ.

Но и в том и в другом случае ощущения как отчужденности, так и бла­гожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, делали сложными и разнообразными психические пе­реживания. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую память соответствующей этнической общности, которая воспроизводила независимо от особенностей каждого индивида психологию всей общности.

В структурном отношении психология каждого этноса пред­ставляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамиче­ские (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статиче­ским, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратко-временны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на про­тяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этниче­ской психологии такие черты принято считать динамическими.

В психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:

1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отно­шение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отно­шение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;

2) группоцентрическип, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он пере­носит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уваже­ния, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в обра­зе как «друга», так и «врага»;

3) универсально-гуманистический, при котором каждый чело­век, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уваже­ния, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человече­ские условия жизни и для «своих», и для «чужих».

К числу статических компонентов относится психический склад этноса —

специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей дей­ствительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфи­ческих качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляю­щихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотноше­ний и общения людей, которые обычно называют этнопсихологи-ческими особенностями.

Этнический характер — это исторически сложившаяся совокуп­ность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и ти­пичный образ действий и проявляющихся в их отношении к соци­ально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Он отражает специфику истори­чески сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувство­вания и поведения, преобладающих в структуре личности боль­шинства представителей этноса.

Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, при­сущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других).

Этнические традиции и обычаи это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренив­шиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поко­ление правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции -сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осоз­наваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и тради­ции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в кон­кретных вещах, символах, одежде и пр.

Этнические интересы это общественно-психологические яв­ления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важней­шей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая по­пытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои.

Этническое сознание наряду с психическим складом этноса так­же является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную струк­туру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.

Этническое сознание не ограничивается только осозна­нием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других.

Этнические чувства это эмоционально окрашенное отноше­ние людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям.

Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности.

Традиционная структура психологии этноса — Введение в этническую психологию (Психология)

Глава 2. Традиционная структура психологии этноса.

В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса (этногенеза), долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особен­ностях отдельных людей, тогда они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами этнопсихологии. В ста­тические компоненты включают психический склад этноса и этническое сознание. Динамические компоненты представлены эт­ническими чувствами и этническими вкусами.

Психический склад этноса—это специфический способ вос­приятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколе­ния в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след. Психический склад этноса состоит из сле­дующих элементов: этнический характер; этнический темпера­мент; этнические традиции и обычаи.

Этнический характер отражает специфику исторически сло­жившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого.

Этнический характер и специфичен и типи­чен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества. Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер – значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только струк­тура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.

Следующий элемент психического склада этноса—этниче­ский темперамент, как бы внешнее выражение этнического ха­рактера. Этнический темперамент не зависит от типа нервной си­стемы. Это определенный стандарт реагирования на конкрет­ную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.

Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъек­тивными идеями, представлениями, верованиями, мифами, ле­гендами, передающимися из поколения в поколение. Субъектив­ные представления о нормах и правилах поведения объективи­руются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи – это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отноше­ний. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поко­ление эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверя­ются на практике и приобретают устойчивую форму. Этниче­ские традиции же обращены к духовному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей обществен­ных отношений посредством формирования психических ка­честв, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на пси­хику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого при опосредованном влиянии формирование черт человека про­исходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Другим статическим компонентом этнической психологии яв­ляется этническое сознание.

Этническое сознание имеет сложную структуру. По крите­рию направленности сознания представителей этнической общ­ности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида: 1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этни­ческой общности, и 2) осознание других этносов, т. е. восприя­тие, представление и понимание особенностей других этниче­ских общностей.

Этническое самосознание есть осознание принадлеж­ности к определенной этнической общности, сознательное отра­жение этнического бытия.

Этническое самосознание является наиболее устойчивым эле­ментом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общ­ности происхождения, языка, культуры и быта еще при пер­вобытнообщинном строе как самосознание рода, племени к существует до настоящего времени. В своем развитии этниче­ское самосознание проходит несколько стадий.

1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделе­ния своего этноса и дифференцирования его от других этниче­ских общностей, противопоставление «мы » и «они » .

2. Осознание своей этнической принадлежности, формирова­ние этнической идентификации.

3. Осознание приверженности к определенным националь­ным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает » формироваться этнологическое самосознание.

В лекции «13. Организация процесса разработки и принятия управленческого решения» также много полезной информации.

Этнологическое самосознание – это осознание принадлеж­ности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации; это осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание са­мобытности, уникальности своей культуры; это понимание сво­его места в сложном социальном мире. В отличие от филогене­тически устойчивого этнического самосознания, которое в исто­рии этноса не прерывается ни на секунду, этнологическое само­сознание дискретно. Дискретный характер означает, что на определенном этапе этногенеза у этнической общности появля­ется актуальная потребность в создании собственного общества. собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание и заставляет наиболее активных представителей этноса теоретически обосновывать не­обходимость создания независимого государства и политически действовать в этом направлении. Поэтому этнологическое само­сознание формируется не на обыденном уровне сознания, а на теоретическом.

А теперь перейдем к рассмотрению динамических компонентов этни­ческой психологии – этнических чувств и этнических вкусов.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют кон­кретно-историческое содержание. Их формирование определя­ется двумя группами факторов. Во-первых, современными эко­номическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств прежде всего сказываются межнациональные отношения, войны, нацио­нальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития. Во-вторых, историческим прошлым народа.

Этнический вкус—это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловлен­ная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса опре­деленный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, кото­рые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скры­тые от представителей других этносов. На основе таких крите­риев в этнической общности формируется национальная куль­тура.

Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представ­ляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реаль­ной жизни общечеловеческое проявляется в национальной фор­ме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне ра­мок национальной культуры. Говоря образно, вся культура че­ловеческой цивилизации – это огромная художественная гале­рея, на стенах которой развешены уникальные картины нацио­нальных культур.

Итак, мы представили традиционную структуру психологии этноса, основанную на критерии времени. В последующих гла­вах учебного пособия рассматриваются элементы этнической психологии с позиций современной социально-психологической науки.

2.1. Что такое этнос?. Этнопсихология

2.1. Что такое этнос?

Если спросить неспециалиста, что такое этнопсихология, большинство людей ответит, что это наука, изучающая психологию этносов или народов. Ответ психолога или этнолога будет не столь определенным, поскольку в научном сообществе нет единства даже по терминологическим вопросам. Во-первых, значение термина «этнос» остается неоднозначным, а значит, неизвестно, чью психологию изучает данная наука. Во-вторых, большинство авторов, предпочитает исследовать связи психологических характеристик не с этносом, а с культурой, поэтому необходимо четко осознавать, что такое

культура. В-третьих, сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке. Многие специалисты в той науке, которая по сути является этнопсихологией, предпочитали и предпочитают называть себя исследователями «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.

Попытаемся разобраться с этими проблемами, и в первую очередь, с тем, что представляет собой этнос. В учебнике «Этнология» (1994) подчеркивается, что пока еще не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В отечественной науке до последнего времени господствовали теоретические взгляды, согласно которым этносы (или этнические общности) – это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и наконец умирают. В соответствии с этой концепцией, первые этносы (племена ЯГ сопле-менности) возникли с появлением человека современного типа в эпоху первобытнообщинного строя. Реальными группами считают этносы многие исследователи, при этом их взгляды на природу подобных общностей кардинально расходятся.

Л. Н. Гумилев рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. Для этого самобытного исследователя этнос – «это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения» (Гумилев, 1993, с. 285). Иными словами, основными признаками этноса он считает психологические характеристики: самосознание (или идентичность) и стереотип поведения, понимаемый им как нормы отношений между группой и индивидом и между индивидами. Для лучшего осмысления того, что такое стереотип поведения, Гумилев приводит пример типичного поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный.

По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая»(Гумилев, 1990, с. 87).

Гумилев подчеркивает, что стереотипы поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, то есть принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе социализации. Он имеет в виду не воспитание в узком смысле слова, а формирование в определенной культурной среде. И в этом случае ученый находит доходчивый пример – пример своей матери – Анны Ахматовой, которая в детстве воспитывалась французской гувернанткой и говорила по-французски, что не помешало ей стать великим русским поэтом. Но когда стереотипы поведения у ребенка сформируются, полностью изменить их нельзя, даже если он переедет в другую страну, освоит другой язык и культуру.

Намного больше сторонников имела в СССР теория этноса Ю. Б. Бромлея (1983), который рассматривает этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. Кроме этноса в узком смысле слова Бромлей выделяет этнос в широком смысле слова – этносоциальный организм, примером которого может служить нация, обладающая экономической и политической общностью.

В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества (см. Андреева, 1996; Пименов, 1994), но видят недостатки теории

Бромлея. Во-первых, постепенно отказываются от понятия «нация» в этническом смысле, соглашаясь с тем, что существуют многоэтничные нации – британская, американская, канадская, российская. Во-вторых, приходят к убеждению, что этнические общности не являются изначальной характеристикой человеческого общества и не любое из них на любом этапе своего исторического развития разделяется на этносы. Безэтничность находят даже в современном мире, например у части жителей Новой Гвинеи (см. Крюков, 1989). В определениях этноса сторонников подобных концепций общим является рассмотрение его как группы, члены которой имеют общую страну происхождения и осознают себя носителями общей культуры. Некоторые авторы выделяют разные уровни характеристик этноса: этнооб-разующие факторы (общность территории, эндогамия), этнические признаки, отражающие реальные различия (язык, культура), и – как высший уровень – этническое самосознание, производное от первых двух и избирательно их отражающее. Существует и крайняя точка зрения, сторонники которой рассматривают этнос как общность, не связанную не только с государством, экономикой и политикой, но и с культурой, языком и I возникающую в результате потребности человеческого рода к группированию. При такой постановке вопроса самосознание или идентичность остается практически единственной характеристикой этноса.

В мировой науке широкое распространение получил еще один подход к изучению этнических общностей: как социальных конструкций, возникающих и существующих в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ (см. Тишков, 1993). Однако и авторы подобных концепций подчеркивают, что суть таких общностей составляет этническая идентичность, а также возникающая на ее основе солидарность.

Для психолога важны не различия – действительно радикальные – между современными подходами к интерпретации этноса. Не столь существенно даже то, представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они обязаны своим существованием заинтересованным в этом политикам. Намного более важно то общее, что есть во всех подходах – признание этнической идентичности одной (или даже единственной) из характеристик этноса. Это означает, что этнос является для индивидов психологической общностью. А изучать такие группы и людей, осознающих свое членство в них, – прямая задача психолога.

Для психолога не очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата и многое другое. Значение и роль признаков меняются в восприятии членов этноса в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференцирую-щие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов – это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов; многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях; этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. Этническая общность – это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается, что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями.

Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок?

Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок? Что происходит в коре головного мозга у ребенка, когда он воспринимает оценки взрослых? От чего зависит действенность этих оценок? Какие скрытые процессы лежат в основе этих явлений? Почему

Что такое хорошо, что такое плохо?

Что такое хорошо, что такое плохо? Еще одна «священная» родительская обязанность – «учить ребенка жизни». То есть с самых ранних лет растолковывать ему, что такое хорошо и что такое плохо. Но всегда ли мы советуем малышу то, что для него действительно полезно?Когда я была

5. Что такое сон?

5. Что такое сон? Значение сновидений не исчерпывается их истолкованием. Со времени Фрейда мы много узнали освязях между сновидениями и сном. Во время сна, как и во время бодрствования, мозг рассылает электрические импульсы; их можно записать с помощью машины, называемой

Что такое Женщина и что такое Человек

Что такое Женщина и что такое Человек Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах. Великий исследователь женского вопроса М.М. Жванецкий Пожалуйста, провокационный практикум: двор, песочница, два дитятки подрались. Догадайтесь, кого защищают их Родители?Чтобы долго

Что такое эмоция и что такое чувство?

Что такое эмоция и что такое чувство? «Какая между ними разница?» — удивленно вопрошают те, кто хотел бы поспорить и доказать, что это одно и то же. Привычка отождествлять эти понятия происходит оттого, что у нас не принято думать или размышлять над своими мыслями. Мы, так

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ…

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ… Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока. Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии. Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с этим понятием — это принцип работы нашего

Что это такое?

Что это такое? Оргазм — это нечто такое, чему следует просто разрешить случиться, и наслаждаться им, когда он происходит. Но многие люди не могут оставить оргазм в покое, стремясь эксплуатировать его и вмешиваться в него. Эрик Берн Оргазм — это высшая точка секса, его

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье?

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья. Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

1.2. Что такое НЛП

1.2. Что такое НЛП «Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого «чуда» в нечто постигаемое» /А. Энштейн/ Сущность нейролингвистического программированияСущность НЛП как науки (разумеется, очень кратко, но достаточно для начала) можно свести к трем

Что такое «эго-я»?

Что такое «эго-я»? «Кто я?» – вот основной вопрос в жизни. Ответ, который вы даете на эту вечную загадку, важен так же, как и то, почему вы выбираете ту реальность, которую выбираете. 20 тысяч лет назад наши предки-кочевники ответили на этот вопрос, объединившись с окружающей

Что такое IQ?

Что такое IQ? В популярной психологии очень широко используются различные тесты, и самым популярным остается тест на развитие IQ. Впервые методика тестирования была предложена Бине в 1903 году. Его метод состоял в выборе тех задач, которые уверенно решают дети определенного

9. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

9. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Профессор Генри КлаудУитни являли собой «идеальную христианскую семью». Семья была полной: оба родителя, состоящие в браке, трое детей. Мистер Уитни служил дьяконом и благодаря своему высокому профессионализму хорошо

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

Этнопсихологические особенности структуры ценностного диапазона титульного этноса Казахстана | Алдамбергенова

Главная > Vol 4, № 1 (2018)> Aldambergenova

Этнопсихологические особенности структуры стоимости охвата титульной этнической принадлежности Казахстана

Гаухар Альдамбергена, Света Бердибайева, Ассия БЕРДЕВАВЕВА, БЕРДАВАЛЕВАЛЕВАЛА, БЕРДАВАЛЕВАЛЕВА, БЕРДАВАЛЕВАЛЕВА, БЕРЛАЛАВАЛЕВА, БЕРДАВАЛЕВА, БЕРДАВАЛЕВА, БЕРДАВАЛЕВА.

Аннотация

Коренное изменение государственного строя и другие изменения, произошедшие за последнее десятилетие в Республике Казахстан после обретения Государственной независимости, потребовали переоценки ценностей, в том числе характера и особенностей ценностных ориентаций казахского народа.

Интерес к ценностным ориентациям личности и общества возрастает на кризисных, переломных этапах исторического развития, что вызывает потребность в их полном осмыслении. Изучение ценностных ориентаций этнологии является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической теории и практики.

Несомненно, новые ценности современной цивилизации затрагивают этнически ориентированных людей, ценящих традиционную культуру. Это влияние сказывается на системе ценностей личности и, в частности, на системе этических ценностей этнологии.

Цель исследования: изучить структуру ценностного круга титульной нации Казахстана на современном этапе.

Основная гипотеза исследования: в основе ценностных ориентаций казахского народа в системе культурных связей и взаимоотношений лежит системообразующий этноценностный компонент, определяющий условия их развития, направленность, характер деятельности личности и обеспечивает целостность и единство казахского этноса.

Гипотеза исследования: Имеются сходства и различия в структуре ценностных ориентаций у представителей казахского этноса в зависимости от характеристик респондентов (на примере титульного этноса Казахстана, молодежи и взрослого возраста).

В структуре ценностной сферы титульного этноса Казахстана также значимы ценностные ориентации, связанные с соблюдением принципов соответствия природе и традиционности, равноправия и свободы любви. Эти ценностные ориентации
проявляются также в способности к настойчивости с одновременной направленностью на стремление быть полезными другим, действовать для других. Ценностные ориентации активности, инициативы и занятости, самореализации во взаимосвязи с чувством общности и благополучия, благополучной семейной жизнью и материально обеспеченной жизнью также занимают большое место в структуре ценностной сферы титульного этноса. Казахстана.

Для изучения ценностных ориентаций казахов нами разработан комплексный комплекс психологических методик, позволяющий рассмотреть структуру ценностного круга титульной нации (методика Ш. Шварца (оценочный опросник Шварца), методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича, системная диагностическая методика ценностных ориентаций Э. Б. Фанталовой, Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского, модификация метода Куна «Кто я?». 

По результатам нашего исследования ценностно-ориентационная деятельность, инициатива, занятость в целом занимает важное место в структуре ценностного круга титульной нации Казахстана. при факторном анализе равна 1,8%, что соответствует всего 19 факторам в структуре стоимостного объема выборочного исследования.

Результаты факторного анализа позволяют сделать вывод о том, что структура ценностного круга титульной нации Казахстана многогранна и включает в себя как индивидуальные, так и групповые, социальные ценности.

Ценностные ориентации казахского народа в системе культурных связей и отношений основываются на ценностно-костячном компоненте, который определяет условия их развития, направленность, характер деятельности личности и обеспечивает целостность и единство этноса. группа: важнейшими характеристиками структуры ценностного круга титульной нации Казахстана являются: компетентность, целеустремленность, самодисциплина, что свидетельствует о важности достижения социального успеха, успеха в труде для казахского этноса.

Резюмируя, отметим, что формирование национальной идентичности на основе ценностей – это длительный процесс, который, конечно же, для периода начала новейшей истории Казахстана еще не завершен.

Результаты данного исследования могут быть использованы для реализации национальной политики Республики Казахстан и работы по сохранению культурных традиций казахского народа.

Теоретический и практический анализ, проведенный в исследовании, свидетельствует о том, что проблема сохранения и обогащения этнических ценностей титульной нации Казахстан в настоящее время крайне актуальна, но недостаточно проработана.


Ключевые слова

этнопсихология; ценности; структура области значений; титульная национальность; этноценность; индивидуальный компонент ценностных ориентаций; национальная идентичность; этнические самосознания


Полный текст:
PDF

Рефбеки

  • В настоящее время нет рефбеков.

Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса.

Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса: Дис…. канд. Психол. наук: 19.00.05: Москва, 2004. 187 с. РГБ ОД, 61:04-19/351

  1. Гавриленко Анастасия Александровна. Образ физического Я как структурный компонент ЯА-концепции — 2009
    Образ физического Я как структурный компонент ЯА-концепции : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Гавриленко Анастасия Александровна; [Место защиты: Гос. Ун у упр.] . — Москва, 2009. 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/184
  2. Леонтьев Михаил Георгиевич. Особенности культуры как фактора разрешения межличностного конфликта — 2009
    Особенности культуры как фактора разрешения межличностного конфликта : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Леонтьев Михаил Георгиевич; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова. Фак. Психология]. Москва, 2009. 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/166
  3. Макарова Елена Юрьевна. Представления о психологическом консультировании у разных социальных групп — 2009
    Представления о психологическом консультировании у разных социальных групп : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Макарова Елена Юрьевна; [Место защиты: Рос. гос. социальный. Ун у]. Москва, 2009. 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/174
  4. Лобов Андрей Александрович. Социально-психологические детерминанты преодоления ценностно-смысловых конфликтов личности — 2009
    Социально-психологические детерминанты преодоления ценностно-смысловых конфликтов личности : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Лобов Андрей Александрович; [Место защиты: Кур. гос. Ун у]. — Москва, 2009 г..182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/204
  5. Никоненко Анастасия Владимировна. Социально-психологические особенности брендинга молодежной одежды — 2009
    Социально-психологические особенности брендинга молодежной одежды : диссертация … кандидата психологических наук : 19. 00.05 / Никоненко Анастасия Владимировна; [Место защиты: Гос. Ун у упр.] . — Москва, 2009. 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/196
  6. Черкасова Елена Сергеевна. Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности объективизации лжи субъектов будущей деятельности на основе ее детекции — 2009»
    Социально-психологические особенности объективизации лжи субъектов будущей деятельности на основе ее детекции : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Черкасова Елена Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. социальный. Ун у]. Москва, 2009. 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/167
  7. Сазонов Дмитрий Николаевич. Социально-психологические особенности репрезентации городской пространственно-предметной среды у горожан — 2009
    Социально-психологические особенности репрезентации городской пространственно-предметной среды у горожан : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Сазонов Дмитрий Николаевич; [Место защиты: Кур. гос. Ун у]. Белгород, 2009. 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/138
  8. Сулим Наталья Николаевна. Социально-психологические особенности формирования организационной культуры предприятия — 2009
    Социально-психологические особенности формирования организационной культуры предприятия : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Обещаем Наталию Николаевну; [Место защиты: Кур. гос. Ун у]. Белгород, 2009 г..225 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/157
  9. Дорохова Мария Сергеевна. Социально-психологический механизм формирования репутации в условиях рыночных отношений — 2009
    Социально-психологический механизм формирования репутации в условиях рыночных отношений : диссертация. . Кандидат психологических наук: 19.00.05 / Дорохова Мария Сергеевна; [Место защиты: Гос. Ун у упр.] . — Москва, 2009. 189 с.: ил. РСБ ОД, 61 09-19/188
  10. Ладионенко Мария Александровна. Факторы принятия обратной связи в деловом общении — 2009
    Факторы принятия обратной связи в деловом общении : диссертация . .. кандидата психологических наук : 19.00.05 / Ладионенко Мария Александровна; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова. Фак. Психология]. Москва, 2009. 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/158
  11. Шагжина Сайна Александровна. Взаимосвязь внутреннего имиджа организации и организационной приверженности сотрудников — 2008
    Взаимосвязь внутреннего имиджа организации и организационной приверженности сотрудников : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Шагжина Саяна Александровна; [Место защиты: Рос. гос. социальный. Ун у]. – Москва, 2008. – 167 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/250
  12. Табхарова С.с. Пурбуевна. Взаимосвязь доверия и недоверия человека к другим людям с отношением к соблюдению этических норм делового поведения — 2008
    Взаимосвязь доверия и недоверия человека к другим людям с отношением к соблюдению этических норм делового поведения : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Табхарова Сехсехг Пурбуевна; [Место защиты: В психологии РАН]. – Москва, 2008. – 210 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/73
  13. Доброва Виктория Вадимовна. Взаимосвязь моноремных высказываний и личностных характеристик субъекта диалога — 2008
    Взаимосвязь моноремных высказываний и личностных характеристик субъекта общения : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Доброва Виктория Вадимовна; [Место защиты: Рос. гос. социальный. Ун у]. — Самара, 2008. — 199 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/139
  14. Акименко Анастасия Константиновна. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегии поведения в системе социально-психологической адаптации человека — 2008
    Взаимосвязь представлений о лжи и стратегии поведения в системе социально-психологической адаптации личности : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Акименко Анастасия Константиновна; [Место защиты: Сарат. гос. Ун у Н.Г.Чернышевского]. — Саратов, 2008. — 217 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/300
  15. Сапожникова Ольга Анатольевна. Взаимосвязь типа организационной культуры и индивидуальных ценностей личности работника организации — 2008
    Взаимосвязь типа организационной культуры и индивидуальных ценностей личности работника организации : диссертация . .. кандидата психологических наук : 19.00.05 / Сапожникова Ольга Анатольевна; [Место защиты: Огонь. гос. Ун у Н.А.Некрасова. Иваново, 2008. 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/143
  16. Николаева Любовь Александровна. Взаимосвязь типов психологической привязанности супругов к матери и их конфликтного поведения — 2008
    Взаимосвязь типов психологической привязанности супругов к матери и их конфликтного поведения : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Николаева Любовь Александровна; [Место защиты: Ярослав. гос. Ун у П.Г.Демидова]. — Ярославль, 2008. — 192 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/83
  17. Шоманбаева Альмира Оразалиевна. Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических пристрастий человека в условиях полиэтнической среды — 2008
    Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических пристрастий личности в условиях полиэтнической среды : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Шоманбаева Альмира Оразалиевна; [Место защиты: Ярослав. гос. Ун у П.Г.Демидова]. — Ярославль, 2008. — 197 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/16
  18. Руссита Татьяна. Взаимосвязь этнической структуры значимой социальной среды и этнической идентичности личности в поликультурной среде: На материале исследования русскоязычной молодежи Латвийской Республики — 2008
    Взаимосвязь этнической структуры значимой социальной среды и этнической идентичности личности в поликультурной среде : на материале исследования русскоязычной молодежи Латвийской Республики : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Руссита Татьяна; [Место защиты: Моск. гос. психол.-пед. Ун у]. – Москва, 2008. – 186 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/4
  19. Гавреева Галина Сергеевна. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы — 2008
    Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Гавреева Галина Сергеевна; [Место защиты: Гос. Ун у упр.]. — Москва, 2008. 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/258
  20. Беденко Светлана Викторовна. Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы — 2008
    Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.05 / Беденко Светлана Викторовна; [Место защиты: Юж. федер. Ун у]. — Ростов-на-Дону, 2008. — 251 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/15

— Акмеология — Возрастная психология — Коррекционная психология — Психология развития — Общая психология, психология личности, история психологии- Юридическая психология — Медицинская психология — Педагогическая психология — Политическая психология — Психологические науки — Психофизиология — Социальная психология — Психология труда, инженерная психология, эргономика —

— Сельскохозяйственные науки — Архитектура и строительство — Художественная критика — Биологические науки — Химические науки — Культурология — Экономические науки — Технические науки — Географические науки — Геолого-минералогические науки — Исторические науки — Юриспруденция — Менеджмент, маркетинг — Медицинские науки — Военная наука — Педагогические науки — Фармацевтические науки — Филологические науки — Философские науки — Физика и математика — Политические науки — Психологические науки — Науки о Земле — Социологические науки — Ветеринарные науки —

Социальная теория конституционных воображаемых: за пределами единства топоса-этноса-номоса и его европейского контекста | Конституционализм в условиях стресса

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонституционализм в условиях стрессаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонституционализм в условиях стрессаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

PřIBáň, Jiří,

‘Социальная теория конституционных воображаемых: за пределами единства Topos-ethnos-nomos и его европейского контекста’

,

в Уладзилау Белвейс и Альэксандра Глосхабсас-Глос-Глюсанс-Глос. eds)

,

Конституционализм в условиях стресса

(

Оксфорд,

2020;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 октября 2020 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780198864738.003.0012,

3 90 00

. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонституционализм в условиях стрессаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКонституционализм в условиях стрессаКонституционное и административное правоКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе основное внимание уделяется концепции конституционных воображаемых и их классической легитимационной семантике топос-этнос-номос0010 . Конституционные воображаемые рассматриваются как внутренние символические конструкты самоустанавливающегося позитивного права и политики, которые позволяют описывать функционально дифференцированное современное общество как единое государство и различать в нем правовые и политические легитимности и нелегитимности. Они не ограничиваются единством топосов-этносов-номосов и развиваются как в национальных, так и наднациональных и транснациональных конституциях. Таким образом, в контексте европейского конституционализма общие представления об общем рынке, всеобщих правах и демократической власти сопровождаются конкретными представлениями о европейской интеграции посредством экономической перформативность , социальная инженерная , правовая плюрализм и политическая мобилизация . Эти фантазии показывают, что политические конституции включают в себя поэтических социальных сил, которые невозможно сдержать автопоэтическими правовыми нормами и политическими институтами.

Ключевые слова: конституционные мнимости, легитимность, конституционализм ЕС, интеграция ЕС, общественные конституции, политические конституции, правовой плюрализм, топос-этнос-номос, теория социальных систем

Предмет

Конституционное и административное право

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *