Бихевиоризм — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Джон Уотсон
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.
«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.
Фильм «История Джона Утсона»
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать».
Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.
В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии
Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →
- Бихевиоризм
Комментарии (7):
Гость, 09 октября 2013 г., 21:43
Спасибо!
Гость, 03 ноября 2013 г., 00:36
А почему когда в фильме говорят о Джоне Уотсоне показывают портрет Милтона Эриксона? Негодую!
1
ответ
Гость, 02 июня 2018 г., 04:37
Вы ошибаетесь, друг мой! Я нашла одну статью про Милтона Эриксона с портретом Джона Уотсона — и-за нее Вы и подумали об ошибке. На самом деле они слегка похожи. Посмотрите большое количество фотографий обоих ученых — и Вы увидите где кто.
Гость, 01 июня 2019 г., 12:30
«В России не в чести» — )). В России, можно сказать, вообще нормалная жизнь и психологическое здоровье вообще не в чести … )
1
ответ
Гость, 03 мая 2020 г. , 14:50
К сожалению, мой друг.
Гость, 21 октября 2019 г., 16:42
Человек на сегодняшний день — это разумное животное, и ещё не эволюцианировал в ЧЕЛОВЕКА, в том понимании, в котором мы его видим т. е (высокосознательным, культурным, с высокими моральными принципами).
1
ответ
Гость, 13 июня 2020 г., 15:00
Высокосознательность — это справедливость ? …Культура и мораль это тип поведения части общества и для разных общественных групп индивидуальна . …Человек — это животное , с хорошо развитым абстрактным мышлением и развитым артикулярным аппаратом, но с низким уровнем понятия справедливости.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм
Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной психологии. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному, субъективному, т. е. ко всему тому, что он называл «надуманными объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения и попытаться сформулировать методы наблюдения, измерения, предсказания и понимания поведения людей и животных.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бихевиоральное направление
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Классический бихевиоризм
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Необихевиоризм
0Подробнее
Бихевиоризм
2.01.2012
История науки свидетельствует о том, что в начале XX в. под влиянием всех вышеуказанных причин возникает направление, которое видит свой объект не в сознании, а в поведении человека. Поведенческая психология получила особое развитие в США.
В 1913 г. американский психолог Джон Уотсон (1873—1958) декларировал психологию как науку о поведении, в которой не было места понятиям психологии сознания. Появление нового направления ознаменовалось выходом статьи «Психология, как ее видит бихевиорист». Уотсон писал, что психология, наконец, должна занять свое достойное место среди прочих естественных наук. Он провозглашал, что до сих пор предмет и метод исследования в психологии понимались ложно, и утверждал в качестве предмета изучения в психологии не сознание, а поведение, а вместо субъективного метода (интроспекции) — объективный. Эта статья западными психологами была оценена как начало «бихевиористской революции». За последующие 10 лет волна бихевиоризма охватила всю американскую психологию. Бихевиоризм — это прагматическое направление в психологии, и его появление было обусловлено запросами быстро развивающейся капиталистической экономики. Цель бихевиористов сводилась к тому, чтобы превратить психологию в область знания, способную «управлять поведением и предсказывать его».
Итак, Уотсон приходит к отказу от категории сознания как ненаучной, ссылаясь в своей работе на методику И. П.Павлова об условных рефлексах. Руководствуясь мыслью о том, что в поведении человека нет ничего прирожденного и что любое его проявление — продукт внешней стимуляции, он начал массовое изучение детей младенческого возраста. Уотсон придал понятию «поведение» однозначный смысл. В его доктрине осталась лишь формула «стимул—реакция» как единица отношений организма к среде. И таким образом, под руками бихевиористов психологическая наука превратилась в «психологию без психики».
В 1925 г. выходит очередная книга Уотсона «Бихевиоризм», пронизанная мыслью о том, что, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных моментов, но и собственных убеждений индивида, установок и отношений личности — всей многогранности ее внутренней жизни. Уотсон провозглашал: «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, купца или же нищего или вора безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников».
Совершенно очевидно, что такая программа бихевиоризма являлась антигуманной, поскольку ею не принимались во внимание никакие свойства человека, кроме набора двигательных реакций, — все остальные просто игнорировались. Подобные взгляды на человека привлекательны лишь для тех, кого интересует в поведении только один аспект — исполнительский. Идея машинообразности поведения, будучи перенесенной в социально-практический план, приобрела реакционную идеологическую функцию.Но уже в 30-е годы незыблемость идей бихевиоризма пошатнулась. В Америке начался очередной экономический кризис, сопровождающийся массовой безработицей, разорением и обнищанием. Стало совершенно очевидно, что необходимо принимать во внимание, с одной стороны, роль социальной среды, а с другой — отношение к ней индивида: не только его внешние реакции, но и его мотивы, настроения, установки. Видный американский психолог Роберт Вудворте — один из создателей функциональной психологии (1869—1962), писал: «Мы можем в большинстве случаев управлять руками, ногами и вокальными органами людей, только управляя их желаниями».
Таким образом, бихевиоризм на протяжении всей своей истории выступал под лозунгом превращения психологии в естественную науку о поведении организма. Но организм, по существу, не занимал никакого места в его схемах. Стремление разработать психологическое учение о действии, в отличие от физиологического учения о мышечном движении, привело к противопоставлению психического физиологическому. Главный порок всех вариантов бихевиоризма и необихевиоризма — их методологическая основа — позитивизм и механистическая философия человека, согласно которым детерминанты поведения крысы идентичны детерминантам поведения человека в «лабиринте жизни». Но как показывают результаты, обе эти методологические установки оказались несостоятельными.
Источник: Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Бихевиористский (поведенческий) подход . .. |
Бихевиоризм. Основные теории Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Особенности необихевиористских подходов … |
Бихевиоризм и необихевиоризм … |
Исходные посылки бихевиоризма Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Бихевиоризм: основные положения Мельник С.Н., Психология личности |
Социально когнитивная теория Бандуры Мельник С.Н., Психология личности |
Бихевиоризм | Психология 108
Кто стоял у истоков психологииМожно спросить практически любого психолога — с какого направления психологии все начиналось, и большинство почти наверняка скажет, что это психоанализ Фрейда. С психоанализа началась практическая психология — набор специфических методов, призванных не сколько объяснить что же такое сознание и почему человек ведет себя тем или иным образом, а оказать помощь тем людям, которые воспринимали свое внутреннее состояние как проблему — испытывали страдания или психологический дискомфорт.
Сегодня практическая психология давно вышла за рамки психоанализа и включает в себя огромное количество методов, а работа психолога куда чаще ассоциируется не с работой ученого, а с действиями по оказанию психологической помощи клиентам на базе этих различных методов. Большинство их так или иначе возникли на основе идей психоанализа, были основаны людьми выросшими в рамках психоаналитической школы или же, по крайней мере, имевших к этому методу самое непосредственное отношение.
Это неудивительно, ведь практически любое из сегодняшних направлений психотерапии так или иначе, но оперирует такими терминами как эго и бессознательное, то есть использует идеи Зигмунда Фрейда. По этой причине мы и ставим психоанализ на почетное первое место, когда говорим о психологии.
Однако, если уж говорить об истоках психологии надо обязательно вспомнить про еще одно направление, бывшее чрезвычайно популярным в 20-40 годы в Америке, которое базировалось на идеях весьма отдаленных от воззрений психоанализа на личность и его методов работы с пациентами.
Справедливости ради надо также упомянуть, что и если говорить о психологии, как о строгой научной дисциплине, то именно направление о котором пойдет речь далее может с полным правом претендовать на эту роль.
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) учение о поведении человека в его различных аспектахУчение о котором котором пойдет разговор называется бихевиоризм — направление из которого впоследствии вышла поведенческая психология, социальная психология а также некоторые методы оказания психологической помощи, которые используются и в наше время.
Противостояние с идеями психоанализа имеет для объяснения появления бихевиоризма весьма важное значение. Дело в том, что психоанализ и прочие идеи о структуре человеческого сознания, зародившиеся на его основе, носили очевидно умозрительный характер и с точки зрения классического научного подхода, подразумевавшего использование реальных опытных данных и их интерпретацию на основе сравнения друг с другом, могли быть в лучшем случае отнесены к разряду научных предположений или гипотез за которыми, однако, не стояло никаких достоверных опытных данных. Многочисленные наблюдения за реакциями пациентов того же Фрейда и других психоаналитиков и психиатров базировались на субъективных интерпретациях, которые транслировали им те же пациенты, проверить их достоверность не представлялось возможным, а любая обратная связь, которую давал психологу пациент по той же причине могла быть подвергнута большому сомнению.
Иван Павлов (1849 — 1936) Владимир Бехтерев (1857 — 1927)
В свете такого подхода многие известные ученые того времени, ведущие исследования условных рефлексов животных, их поведенческих особенностей (Павлов, Бехтерев, Торндайк, Шеррингтон и другие), то есть того, что можно было наблюдать непосредственно в условиях опыта, считали учение Фрейда как минимум ненаучным и даже шарлатанским.
Конечно и сам Фрейд, и его последователи прекрасно понимали суть претензий, однако обладали своими, не менее вескими аргументами в пользу своих теорий, о чем мы поговорим позднее, когда речь зайдет о критике бихевиоризма.
Основные принципы БихевиоризмаКак было сказано выше, это течение возникло отчасти на базе идеи противостояния с психоанализом, и это противостояние в известной мере определило отношение основателя бихевиоризма Джона Бродеса Уотсона (1878 — 1958) к субъективному методу в психологии, когда в качестве опытных данных принимались результаты самонаблюдения (интроспекции).
Джон Бродес Уотсон
Разрабатывая принципы своего нового метода Уотсон предполагал, что все процессы происходящие в человеческом сознании можно было понять и описать на основании чисто физиологических, совершенно объективных данных, а базовый метод, который предполагалось использовать содержался в простой формуле «стимул — реакция» или S=>R и именно эта простейшая схема и стала ведущей в бихевиоризме на очень долгое время.
С позиций учения Уотсона личность человека рассматривалась исключительно как некая совокупность поведенческих реакций на определенные стимулы в условиях заданной окружающей среды. Отсюда и основной метод исследования живого организма, основанный на наблюдении и изучении его реагирования на различные воздействия обстоятельств этой среды. Огромное количество данных о поведенческих реакциях людей на различные раздражители собирались и подвергались математической обработке, вследствие чего выводились закономерности, на основании которых делались выводы о психологических особенностях испытуемых и их различиях.
Подобная работа, которая проводилась бихевиористами на протяжении десятилетий, позволила выявить массу полезных закономерностей в человеческом поведении.
В качестве примера использования данных исследований можно привести работу немецкого психолога Ганса Юргена Айзенка (1916 — 1997), который на их базе создал свою факторную теорию личности.
Работа АйзенкаГанс Айзенк
Началом создания этой теории стало исследование и сравнение поведенческих реакций довольно больших групп военных с одной стороны, обладающих невротическими симптомами, с другой, признанных психологически здоровыми. В итоге Айзенк выделил 39 меняющихся факторов по которым различались эти две группы испытуемых, а последующий их анализ позволил выявить четыре основных различия — стабильность, нейротизм, экстраверсию и интраверсию.
Здесь же можно упомянуть о том, что в прочтении Айзенка термины интраверсия и экстраверсия надо понимать с несколько иной точки зрения, нежели у Юнга. Совершенно ожидаемо для бихевиориста, Айзенк привязал оба термина к чисто биологическим процессам возбуждения и торможения. Невротические же проявления Айзенк связывал с условными рефлексами. Адаптивное поведение индивида, направленное на устранение стимула несущего опасность невротических последствий и в результате снижающего фактор тревожности способствовало развитию фактора стабильности.
В результате этих исследований Айзенком было выявлено 4 категории характеров, которые определялись как сочетание двух параметров — стабильный + интраверт, невротичный + экстраверт, стабильный + экстраверт, невротичный + интраверт.
Айзенк широко известен как автор тестов на интеллект, а в среде психологов, как автор соответствующей теории личности и множества психологических тестов и опросников различной направленности — личностного, подросткового и т.д.
Теория Айзенка является довольно ярким примером использования данных, полученных методом бихевиоризма.
В чем заключается основная проблема бихевиоризма?Поведенческий подход к изучению психики весьма способствовал развитию психологии, как объективного научного метода, а также, дал мощный толчок к развитию новых социальных дисциплин, таких как антропология, социология, политология и других.
Но с самого начала своего появления учение Уотсона обладало и одним, но весьма существенным недостатком, оно подчеркнуто игнорировало роль самого индивида во взаимодействии со средой, и тем более, роль психической реальности человека, существование и сильное влияние которой на поведенческие факторы было невозможно отрицать. В рамках же теории бихевиоризма человеческой личности была уготована незавидная и незаслуженная роль абстрактного черного ящика содержимое которого почти не принималось в расчет.
Сам Уотсон всегда подчеркивал свое отношение к человеческой личности, как к чистому листу бумаги, лишенному свободы воли, на котором можно было написать все что угодно.
Вот его слова в полной мере демонстрирующие позицию бихевиоризма: «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».
Эдвард Толмен
Естественно такая позиция изначально закладывала камень преткновения, ограничивающий возможности учения. Со временем это привело к тому, что в 1948 году Толменом было внесено изменение — в основную формулу стимул-реакция, он добавил еще одну переменную I, которая означала психические явления в сознании личности. Отныне формула поведенческой психологии выглядела следующим образом S=>I=>R, где I означала психические процессы человека, которые зависели от типа стимула, условий окружающей среды, физического состояния организма, наследственности и накопленного опыта. Эта переменная объясняла например факт неодинакового поведения людей, подвергающихся воздействию одинакового стимула.
Новое учение получило название НЕО-бихевиоризма и на настоящий момент именно оно является основной наукой изучающей поведение людей.
Принципы необихевиоризма
Несмотря на то, что в последние десятилетия бихевиоризм претерпел весьма серьезные изменения, его базовые принципы декларированные еще Уотсоном остались в основном прежними.
К ним можно отнести следующее:
1. отношение к психике человека, как к преимущественно «белому листу» с некоторым незначительным влиянием врожденных наследственных факторов.
2. основную идею о необходимости изучения только лишь доступных непосредственному наблюдению и анализу поведенческих реакций на стимул (хотя исключительную значимость переменной I сегодня никто не отрицает).
3. убеждение, что посредством использования определенных техник можно существенно изменить поведенческие реакции индивида, и в этом последователи этого направления действительно преуспели больше других.
Необихевиоризм сегодняИспользование таких техник по изменению поведенческих реакций людей в рамках практической психологии позволило идеям бихевиоризма получить широкое распространение за пределами США, где он известен в основном именно благодаря таким техникам и созданным на их основе многочисленным тренингам.
Как научное направление необихевиоризм не снискал себе популярности за пределами США, но если говорить именно о психотерапевтических методах созданных на его основе, то следует признать, что его идеи весьма широко распространены в мире. Так, именно на базе этого учения, создано большинство терапевтических методов, имеющих дело с поведением человека и особенно, с изменением этого поведения. Довольно много психологов считает, что истоки проблем (в том числе и психологических) человека в обществе связаны именно с погрешностями поведения, когда индивид просто ведет себя неадекватно ситуации. В таких случаях первая лежащая на поверхности мысль вполне совпадает с принципами бихевиоризма — чтобы избавить человека от проблем нужно изменить способы его реакций на определенные ситуации, то есть, научить вести себя адаптивно или адекватно окружающей среде. С этой целью и было разработано несколько терапевтических методик, которые практические психологи довольно успешно используют в своей работе.
Основная техника, которую с полным основанием можно отнести к бихевиоризму, это поведенческая психотерапия, которая акцентирует внимание практически исключительно на поведении человека и его коррекции.
Такой подход превосходно работает в случае различных зависимостей, панических расстройств, синдромах навязчивых состояний, различных фобиях, расстройствах сна, приема пищи и других проблем связанных именно с поведенческими нарушениями. Это те состояния, в которых можно вычленить определенный наблюдаемый симптом с которым предстоит работать психологу. Однако в настоящее время, поведенческая терапия в таком радикально чистом виде применяется не столь часто.
Причина все та же, необходимость принимать во внимание фактор внутреннего мира клиента, который, естественно, оказывает огромное влияние на поведение. Хорошим примером такого влияния являются ошибочные установки и убеждения которые чаще всего и бывают источником неадаптивного поведения.
К разновидностям терапии в основе которых лежит изменение поведения человека посредством воздействия на эти установки, относятся например — когнитивная терапия, когнитивно — поведенческая терапия, рационально — эмоциональная терапия и т.п. Эти разновидности терапии сочетают в себе, как поведенческие методики научения, так и те, которые используются в более традиционных психотерапевтических методах, такие как беседа, целью которой является выявление дисфункциональных убеждений клиента влияющих на поведение, которое является проблемным, а также прояснение, в результате которого клиент убеждается в том, что в основе его установок и убеждений лежат либо иррациональные верования, либо идеи и предположения, не имеющие под собой рациональной основы или построенные на основании неверных данных.
Конечно перечисленные терапевтические методы не являются в чистом виде бихевиоризмом, однако нельзя отрицать, тот факт, что поведенческая терапия легла в их основу.
ЗаключениеЕсли давать оценку в целом психологии, как науки, то следует признать, что бихевиоризм единственное направление которое может в полной мере претендовать на научность в том смысле, как ее понимает большинство ученых.
Однако в случае с психологией, подобный подход едва ли можно назвать разумным. Причина в том, что психология и особенно прикладная психология имеет дело с такой неуловимо тонкой субстанцией, как сознание человека, которое с одной стороны, очевидно не подлежит научному исследованию в силу своей природы, а с другой, является настолько сложным проявлением бытия, что едва ли возможно изучать его только лишь с точки зрения его внешних проявлений (поведения) и с любых разумных точек зрения такой подход является весьма ограниченным. Так есть ли выход из сложившейся ситуации?
В настоящее время все больше и больше ученых закрывают глаза на использование в психологии таких, якобы «ненаучных» идей, как идеи психоанализа, и даже использование откровенно медитативных техник уже мало кого удивляет и смущает. Тем не менее необходимость научной «реабилитации» психологии всегда незримо витает в воздухе.
Реальность сегодняшнего дня заключается в том, что представленная проблема вовсе не мешает развитию практической психологии, которая, пусть и не на строго научных основаниях, все больше становится реалией нашей повседневной жизни.
Комментировать через Facebook
Comment
Бихевиоризм | Психология сегодня
Теория обучения
Отзыв от Psychology Today Staff
Бихевиоризм — психологическая школа мысли, стремящаяся выявить наблюдаемые и измеримые законы, объясняющие поведение человека (и животных). Вместо того, чтобы заглянуть внутрь, чтобы включить мысли и чувства субъекта, классический бихевиоризм сосредоточился на наблюдаемых поведенческих результатах, предполагая, что каждое поведение было осуществлено в ответ на стимулы окружающей среды или результат прошлой обусловленности человека, которая могла включать последствия, такие как вознаграждение. или наказания. Более того, сторонники утверждали, что любую задачу или поведение можно изменить с помощью правильного обусловливания, независимо от индивидуальных черт и моделей мышления.
Бихевиоризм был наиболее доминирующим в первой половине двадцатого века. Хотя эта область действительно развилась за пределы ее первоначального чрезмерного внимания к внешнему поведению, она больше не широко цитируется среди клиницистов или ученых, потому что современная психология имеет тенденцию отдавать предпочтение внутреннему ландшафту эмоций и мыслей. Тем не менее, методы поведенческой терапии используются для развития новых навыков, соединения шагов, необходимых для выполнения задачи, и поощрения желаемого поведения, особенно в областях задержки развития и модификации проблемного поведения. Теория бихевиоризма заложила основу для понимания того, как мы учимся, и оказала сильное влияние на все: от дрессировки животных до методов воспитания и стандартов обучения.
Содержимое
- Основы бихевиоризма
- Почему людям нравятся бихевиористские подходы к разуму
- Критика бихевиоризма
Основы бихевиоризма
Бихевиоризм возник в начале 1900-х годов, главным образом в ответ на другие популярные школы мысли того времени, включая фрейдистскую психологию, которая подчеркивала важность бессознательных мыслей и побуждений. Ранние бихевиористы стремились превратить психологию в более объективную научную дисциплину, которая, подобно биологии или химии, сосредоточивалась на измеримых, наблюдаемых явлениях, а не на ненаблюдаемых внутренних явлениях, которым Фрейд и его современники уделяли приоритетное внимание. Классические бихевиористы не отрицали, что у людей есть мысли и эмоции; скорее, они утверждали, что, поскольку такие внутренние познания нельзя измерить или задокументировать, они не имеют отношения к изучению человеческого поведения. Хотя такие теории в значительной степени не принимались во внимание, некоторые элементы бихевиоризма — особенно те, которые связаны с радикальным бихевиоризмом — теорией, продвигаемой известным психологом Б. Ф. Скиннером, — продолжают использоваться и сегодня 9.0003
Кто первым придумал бихевиоризм?
Американский психолог по имени Джон Б. Уотсон, родившийся в 1898 году, считается отцом бихевиоризма. Уотсон в первую очередь изучал поведение животных и развитие детей и был (печально) известен проведением эксперимента «Маленький Альберт», который теперь многие считают неэтичным. Хотя его работы до сих пор преподают студентам-психологам, некоторые утверждают, что его наследие следует переосмыслить.
Что такое классическое обусловливание?
Классическое обусловливание — это форма обучения, при которой повторяющееся сочетание двух стимулов заставляет организм реагировать на один стимул так, как если бы присутствовал другой, даже если его нет. Известным примером классического обусловливания является эксперимент, проведенный Иваном Павловым, который обнаружил, что у собак можно заставить выделять слюну в ответ на несвязанные слуховые или визуальные стимулы. В одной из версий эксперимента еда, которая сама по себе вызывала у собак слюноотделение, неоднократно сопровождалась свистящим звуком. После обработки у собак выделялась слюна при одном только звуке свистка, даже если еда так и не была доставлена.
Что такое оперантное обусловливание?
Оперантное обусловливание — это форма обучения, при которой организм изменяет свое поведение в ответ на повторяющиеся поощрения или наказания. Например, ребенок, который прикоснется к горячей плите, обожжется; это негативное последствие, вероятно, заставит их избегать прикосновения к горячим плитам в будущем.
В чем разница между методологическим бихевиоризмом и радикальным бихевиоризмом?
«Методологический бихевиоризм», приписываемый Джону Уотсону, утверждает, что, поскольку можно наблюдать только внешнее поведение, его следует измерять и изучать. «Радикальный бихевиоризм», разработанный Б. Ф. Скиннером, утверждает, что мысли и чувства представляют собой «внутреннее поведение» и могут быть изучены и изменены, как и внешнее поведение.
Помогает ли наказание научить хорошему поведению?
Бихевиоризм не предполагает, что негативные последствия обязательно способствуют желаемому поведению, — скорее, они учат организм избегать нежелательное поведение. Шлепки, например, являются распространенным примером негативных последствий, используемых для управления поведением: ребенок, который плохо себя ведет, наказывается и (теоретически) избегает плохого поведения в будущем. Тем не менее, ребенок не научился позитивному замещающему поведению, и наказуемое поведение может проявиться снова, как только карательные последствия (например, шлепки) будут прекращены.
В чем заключался эксперимент Маленького Альберта?
Эксперимент «Маленький Альберт» был бихевиористским исследованием начала 20-го века, в котором младенца (получившего название «Альберт») приучили бояться определенных животных и объектов, таких как крыса, белый кролик и маска Санта-Клауса. — потому что каждое из них сопровождалось громким, пугающим звуком. Эксперимент теперь считается неэтичным, потому что исследователи не пытались впоследствии «декондиционировать» младенца, потенциально оставляя его с длительным страхом перед безвредными объектами; некоторые эксперты также предполагают, что мать «Альберта» была принуждена к участию. Хотя несколько историков утверждают, что открыли личность «Альберта», истинная личность ребенка — и последствия исследования — остаются спорными.
Где сегодня используется бихевиоризм?
Бихевиористские принципы иногда используются сегодня для лечения проблем с психическим здоровьем, таких как фобии или посттравматическое стрессовое расстройство; Экспозиционная терапия, например, направлена на ослабление условных реакций на определенные стимулы, которых боятся. Прикладной анализ поведения (ABA), терапия, используемая для лечения аутизма, основана на бихевиористских принципах. Бихевиоризм также проявляется в организационной психологии, особенно в использовании поощрений и наказаний для изменения поведения сотрудников.
Почему людям нравятся бихевиористские подходы к разуму
Одна из причин, по которой бихевиоризм приобрел известность в 1920-х годах, заключается в том, что он подразумевает предсказуемость человеческого поведения. Люди часто ожидают или надеются, что другие будут вести себя предсказуемым образом, даже если это не всегда так. На социальном уровне предсказуемость поведения создает уверенность и доверие, а поведение и отношение, которые слишком сильно отклоняются от установленной нормы или являются неустойчивыми и непредсказуемыми, часто считаются неприемлемыми. Таким образом, мысль о том, что с помощью оперантного обусловливания можно предсказать, как будет вести себя другой человек, или вызвать стандартную реакцию, привлекала поколения психологов. И хотя бихевиоризм больше не является доминирующей школой мысли в психологии, его нельзя полностью сбрасывать со счетов — многие современные подходы с некоторым успехом включают элементы бихевиоризма.
Может ли бихевиоризм быть полезным во время терапии?
Многие современные методы лечения, такие как поведенческая терапия или экспозиционная терапия, частично полагаются на бихевиористские методы. Поведенческая терапия, например, использует положительные и отрицательные последствия (такие как похвала или лишение привилегий) для изменения поведения ребенка; Было показано, что такая терапия эффективна при нарушениях развития, таких как СДВГ.
Могут ли учителя использовать бихевиоризм, чтобы помочь учащимся овладеть навыками?
Поскольку бихевиоризм предполагает, что обучение происходит главным образом посредством обусловливания, поведенческие подходы к обучению используют поощрения и наказания для закрепления желаемых концепций и поведения. Такие методы могут оказаться полезными для простого поведения или обучения, основанного на повторении; однако считается, что он неэффективен, помогая учащимся освоить более сложные концепции или развить критическое мышление.
Могут ли люди использовать поведенческие модификации, чтобы изменить поведение других?
Принципы подкрепления можно использовать в межличностных отношениях; действительно, родители очень часто используют обещание вознаграждения или угрозу наказания, чтобы изменить поведение своего ребенка. Романтические партнеры также могут использовать подкрепление, чтобы изменить поведение друг друга, например, «вознаграждая» партнера любовью, когда он выполняет необходимую работу. Однако данные свидетельствуют о том, что такое «условное отношение» может иметь неприятные последствия в романтических отношениях.
Критика бихевиоризма
Бихевиоризм уже не так доминирует, как раньше, и сегодня многие психологи игнорируют большинство аспектов как классического бихевиоризма, так и радикального бихевиоризма. Хотя большинство современных терапевтических подходов направлены на изменение поведения в некоторой степени, они обычно делают это, нацеливая на мысли и эмоции, а не на поощрения и наказания. Есть исключения — например, при лечении аутизма или других нарушений развития, — но даже они не лишены критики. Действительно, некоторые психологи утверждают, что использование бихевиористских подходов к лечению нарушений развития одновременно неэффективно и потенциально вредно.
Почему бихевиоризм начал терять популярность?
Популярность бихевиоризма начала снижаться, когда в 1960-х годах начала набирать обороты когнитивная психология, отдающая приоритет изучению внутренних психических процессов, таких как внимание и память. Психологи того времени были разочарованы ограничениями бихевиоризма и считали, что он не может по-настоящему объяснить сложные реалии человеческого поведения. Считается, что влиятельная критика лингвиста Ноама Хомского разрушила большую часть влияния бихевиоризма.
Какова критика бихевиоризма?
Среди наиболее распространенных критических замечаний в адрес бихевиоризма можно назвать его редукционизм и то, что он игнорирует сложность человеческого мышления и эмоций, а также возможность свободы воли. Некоторые современные приложения бихевиоризма, в первую очередь прикладной анализ поведения, подвергались критике за изменение поведения за счет личной свободы воли; некоторые предполагают, что использование бихевиористских методов для лечения аутизма, в частности, может быть вредным.
Какова критика прикладного анализа поведения (ABA)?
ABA остается популярным подходом к лечению аутизма. Однако некоторые защитники аутизма утверждают, что ABA использует наказание и/или отрицательное подкрепление , чтобы заставить аутичных людей вести себя нейротипичным образом, даже если это не приносит им пользы. Они также утверждают, что это не устраняет основные причины аутистического поведения — например, использование подкрепления, чтобы заставить аутичного человека прекратить махать руками, в первую очередь не нацелено на его мотивацию для этого и, таким образом, оставляет его с неудовлетворенная внутренняя потребность.
Необходимые материалы для чтения
Последние сообщения
Что случилось с бихевиоризмом – Ассоциация психологических наук – APS
В 2004 году исполняется 100 лет со дня рождения Б. Ф. Скиннера. Я сомневаюсь, что большинство членов Американского психологического общества (и даже меньшая часть всех психологов) уделят этому много внимания. В конце концов, разве бихевиоризм не ушел со сцены? Разве мы не живем в эпоху когнитивной революции, которая все еще бурлит и доминирует в большинстве разделов психологии? Разве область психологии обучения животных, нерестилище бихевиоризма, не принадлежит к 19 веку?50-е, та же эпоха, что и черно-белое телевидение, три телеканала и антенны на доме? Многие читатели APS, вероятно, ответят утвердительно на все три вопроса. Если это правильный ответ — а я, как вы увидите, не обязательно так считаю, — тогда мы можем спросить, что произошло.
Вернемся на сто лет назад, когда психология была новой областью. Первые лаборатории датируются 1879 годом или около того (давайте не будем возвращаться к этому спору), а в 1904 году, в год рождения Скиннера, эта область изо всех сил пыталась стать наукой. Однако методы были разнообразными, а статьи в журналах часто содержали много наблюдений и предположений. Тщательные эксперименты были в дефиците, если вообще отсутствовали. Некоторые документы граничили с мутной чушью. В Сент-Луисе, откуда я пишу, в 19 году проходила знаменитая Всемирная выставка.04 и собрание многих величайших ученых того времени, в том числе психологов, собравшихся с целью предоставить современный набор лекций по своим областям и, конечно же, показать эту область в лучшем виде. преимущество. Изучение их выступлений, отчеты о которых были сохранены для потомков, позволяет сделать краткий обзор состояния дел 100-летней давности. Я рассмотрю эти вклады в следующей колонке.
В 1913 году, через девять лет после рождения Скиннера, Джон Б. Уотсон опубликовал свою знаменитую статью «Психология с точки зрения бихевиориста» в журнале 9.0044 Психологический обзор . Это было кратко, но мощно. Уотсон сказал, что психология должна избавиться от интроспективных исследований психических явлений, которые нельзя непосредственно наблюдать, — образов, памяти, сознания и т. д. — и изучить поведение. Уотсон поддержал заявление Уолтера Пилсбери о том, что «психология — это наука о поведении», и продолжил: «Я считаю, что мы можем написать психологию, дать ей определение, как это сделал Пиллсбери, и никогда не возвращаться к нашему определению: никогда не использовать термины сознание, ментальные состояния, ум, содержание, интроспективно проверяемые, образы и тому подобное» (19).13, с.116). Головокружительная штука! Изучать только поведение! Психологи постарше, вероятно, считали Уотсона несколько не в своей тарелке, но молодые психологи стекались к нему, и его позиция на протяжении многих лет продолжала привлекать сильных сторонников. Если бы психология должна была стать наукой о поведении, то ее целями были бы (как сказал Скиннер много лет спустя) предсказание поведения и контроль над ним. Контроль поведения! Как здорово!
Бихевиоризм был призван сделать психологию естественной наукой. В те годы, когда разрабатывались бихевиористские идеи, они находились в гармонии с философской позицией логического позитивизма, отстаиваемой в физике и других областях. Понятия должны определяться операциями, используемыми для их измерения, чтобы наука была прочно привязана к наблюдаемым данным и чтобы исключить полеты спекулятивной фантазии.
Последующие десятилетия показали, что бихевиоризм возобладал, и лаборатория обучения животных стала очагом исследований, белая крыса и голубь стали предпочтительными организмами (при допущении, что все организмы и все виды поведения подчиняются сходным законам).
Эдгар Чейс Толман отстаивал методологию бихевиоризма и внес значительный вклад в работу. Некоторые из его концепций (латентное обучение, когнитивные карты) до сих пор встречаются даже в когнитивной литературе. Книги Павлова были переведены в XIX в.20-х годов, а Кларк Халл начал публиковать свою важную серию статей Psychological Review в конце 20-х и начале 30-х годов. Самый известный ученик Халла, Кеннет Спенс, также начал свою важную работу в 1930-х годах. Эдвин Гатри опубликовал свои идеи о роли смежности в обучении и концепции обучения за одну попытку. В 1938 году Б. Ф. Скиннер опубликовал «Поведение организмов » и представил свой оперантный подход, который стал самой известной бихевиористской позицией и сегодня, среди многих других, похоже, представляет собой бихевиоризм. Один из моих любимых курсов в студенческие годы был Психология обучения , которую преподает мой наставник на первом курсе Дэвид Дж. Элмс, используя книгу Джеймса Диза и Стюарта Халса из Университета Джона Хопкинса с таким же названием.
Теперь, возвращаясь к бихевиоризму, давайте рассмотрим карикатурный взгляд на историю психологии, в который, похоже, верят многие когнитивные психологи (то есть большинство современных специалистов). В этой карикатуре история психологии чем-то похожа на историю западной цивилизации и выглядит следующим образом: у ранних психологов, таких как Уильям Джеймс, были великие идеи и предположения, и психологи изучали, насколько могли, когнитивные явления, такие как образы. (Джеймс и др. соответствуют древним афинянам – возможно, Сократу, Платону и Аристотелю). Однако позже, благодаря Уотсону, Скиннеру и им подобным, наступили Темные века — религиозная ортодоксия бихевиоризма покрыла землю и задушила творческую мысль о когнитивных феноменах и других темах. Наконец, Возрождение произошло в начале 19 в.50-е годы, когда экспериментальная работа Джорджа Миллера, Дональда Бродбента, Уэнделла Гарнера и других, а также труды Ноама Хомского вывели психологию из темных веков на свет когнитивной революции. Это движение набрало обороты в 1960-х годах, и великая книга Ульрика Нейссера « Когнитивная психология » дала название новой области и умело резюмировала ее содержание в 1967 году. рассматриваемое сегодня, это было только как арьергардное интеллектуальное движение, которое было на последнем издыхании популярности. К 19В 90-е годы доминирование когнитивных подходов практически во всех областях психологии (даже в обучении животных!) было почти полным. Посмотрите на рекламу в APS Observer как на один показатель — как часто можно увидеть когнитивную или когнитивную нейробиологию в рекламе по сравнению с бихевиоризмом или обучением животных?
Итак, вернемся к моему первоначальному вопросу: что случилось с бихевиоризмом? Вот несколько возможных ответов. Я позволю людям, которые умнее меня, оценить их и решить, должен ли ответ быть комбинацией этих альтернатив или ни одной из вышеперечисленных.
Возможно, упадок бихевиоризма представляет собой интеллектуальную революцию, а молодым ученым (как и молодежи во все времена) нравится пьянящий пыл революции. Итак, поскольку бихевиоризм так долго господствовал в психологии, особенно (и главным образом) в американской психологии, настало время для новой интеллектуальной революции. Анализ ранних когнитивных психологов (Бродбент, Миллер, Гарнер и др.) был строгим, провокационным и открывал новые интеллектуальные горизонты. Ко многим проблемам, несколько выходящим за рамки бихевиористского анализа, — восприятию, вниманию, запоминанию, воображению, мышлению — стали подходить совершенно по-новому. В этом рассказе с бихевиоризмом на самом деле ничего не «произошло»; на самом деле не было показано, что это «неправильно» в каком-либо реальном смысле. Скорее, когнитивный подход просто порождал приверженцев за счет установленного порядка, открывал новые приемы и методы исследования и вызывал волнение, которое отвлекало аспирантов от лабораторий на животных. (Некоторые виды когнитивного анализа, которые казались такими замечательными в XIXКажется, что 60-е годы уже отрастают в зубах. Например, метафорические модели и диаграммы со стрелками и прямоугольниками, столь популярные в свое время, кажутся причудливыми по сравнению с подходами когнитивной нейробиологии к картированию мозговых сетей, лежащих в основе когнитивных функций). Короче говоря, когнитивный анализ прошел день как более захватывающий и интересный в плане открытия новых областей исследования.
Вторая возможная причина заключается в том, что в 1970-х бихевиористский анализ стал слишком микроскопическим. Как и в большинстве областей, по мере их развития исследователи начинали изучать все больше и больше все меньшего и меньшего. Вместо того чтобы сосредоточиваться на центральных, критических проблемах, исследователи-бихевиористы начинают рассматривать все более тонкие (то есть пустяковые) проблемы, при этом сложность экспериментального анализа становится несоизмеримой с полученными знаниями. (Удивительно, как много фундаментально великих открытий в большинстве областей часто бывают прямыми, простыми, прямолинейными, так что постфактум другие могут задаться вопросом: «Почему я не додумался до этого?»). Количество параметров и эпициклов в подходе Халла-Спенса резко возросло. Изучите массивную девятку Ферстера и Скиннера.0044 Графики подкрепления (1959) относительно более прямого письма Скиннера в Поведение организмов (1938). В этой версии истории с бихевиоризмом 1970-х и 1980-х годов было что-то не так — он слишком сосредоточился на конкретных проблемах и потерял общую картину.
Еще одна потеря бихевиоризма заключается в том, что многие психологи (особенно когнитивные психологи) не сосредотачиваются на истории обучения организма. Как написал мне Джон Викстед в комментарии к этой колонке, «исследователи забыли объяснить, почему мы ведем себя так, а не иначе. Многое из того, что мы делаем, является функцией предшествующих последствий наших действий. И мы учимся на этих последствиях. Когнитивные модели часто являются суррогатом этой истории обучения (они ссылаются на волшебный компьютер в голове без учета того, что отвечает за его вычислительные способности…). Так что, поскольку когнитивная психология и когнитивная нейробиология не заботятся об истории обучения своих субъектов (а по большей части они этого не делают), бихевиоризм проиграет».
Третий ответ: спасибо, сегодня в бихевиоризме нет ничего плохого. Посылка анализа в начале этой колонки просто неверна. Бихевиоризм жив и здоров, и с ним ничего не «случилось». Journal of the Experimental Analysis of Behavior по-прежнему является живым изданием (и редактируется моим коллегой Леном Грином), как и Journal of Applied Behavior Analysis . Оба журнала издаются Обществом экспериментального анализа поведения, которое активно развивается с 19 века.57. Основным собранием бихевиористов является Ассоциация анализа поведения, или АВА, которая в 2003 году насчитывала более 4200 членов, а на собрании 2002 года зарегистрировалось 3200 человек. С учетом дочерних организаций по всему миру насчитывается около 12 000 членов (Джек Марр, личное сообщение). ABA значительно выросла за эти годы и по-прежнему привлекает около 250 новых членов в год только в США. Общество количественного анализа поведения собирается до и во время ABA со своим математически сложным членством. Большая часть работы, о которой сообщалось на этих встречах, основана на исследованиях с людьми (а не только с голубями и крысами, как в стереотипе).
Откуда энтузиазм? Потому что поведенческий анализ работает! Мы знаем, как облегчить или устранить фобии с помощью терапии, основанной на угасании; мы знаем силу символической экономики в регулировании поведения в психиатрической больнице; мы можем уменьшить проблемное поведение и увеличить вероятность желаемого поведения, разумно предоставляя и удерживая подкрепление. Даже для проблем, которые изучают когнитивно-ориентированные психологи, бихевиористская терапия является предпочтительным методом лечения. Для аутичного ребенка бихевиористские техники Ловааса дают наибольшую (на самом деле пока единственную) надежду. (Дебаты о теории разума об аутизме — это хорошо, но если вам нужна терапия и лечение — идите к бихевиоризму). Точно так же для заикания и афазии, каким бы интересным ни был их анализ психолингвистами, лечение в основном исходит из лабораторий бихевиористов. В области нейробиологии обучения центральной парадигмой является классическая обусловленность, а основной теоретической моделью является модель Рескорла-Вагнера. И бихевиористский анализ существует в программах самоконтроля, в промышленности (организационное управление поведением), в спорте, в руководствах для родителей и, конечно же, в программах дрессировки домашних животных и в зоопарках. Везде, где предсказание и контроль явного поведения имеют решающее значение, можно обнаружить бихевиористский анализ в действии. В целом, этот ответ утверждает, что, хотя большинство психологов этого не знают, бихевиоризм по-прежнему жив и процветает, хотя, возможно, и не так широко распространен в этой области, как когда-то.
Еще одно дополнение к предыдущему ответу (благодаря Энделу Тульвингу) состоит в том, что существует несколько действительных наук психологии. Он написал мне по электронной почте в комментарии к более раннему черновику этой колонки: «В 2004 году было совершенно ясно, что термин «психология» теперь обозначает по крайней мере две довольно разные науки, одну о поведении, а другую о разуме. . Обе они имеют дело с живыми существами, как и ряд других наук о поведении, но их совпадения незначительны, вероятно, не больше, чем психология или социология, когда мир был молод. Никто никогда не соединит эти две психологии снова, потому что у них разный предмет, разные интересы и разное понимание той науки, которой они занимаются. Наиболее показательным является тот факт, что два вида переместились, чтобы занять разные территории, они не разговаривают друг с другом (больше) и члены не скрещиваются. Это именно так, как должно быть».
Возможно, самый радикальный ответ на заданный мною вопрос заключается в том, что сегодня бихевиоризм меньше обсуждается и обсуждается, потому что он фактически выиграл интеллектуальную битву. В самом прямом смысле все современные психологи (по крайней мере, те, кто занимается эмпирическими исследованиями) — бихевиористы. Даже самые когнитивно ориентированные экспериментаторы изучают какое-то поведение. Они могут изучать эффекты переменных, нажимая кнопки на компьютере, или заполняя контрольные списки, или оценивая уверенность, или закономерности кровотока, или вспоминая слова, записывая их на листах бумаги, но они почти всегда изучают поведение, поддающееся объективной проверке. (И даже субъективный опыт, такой как рейтинги уверенности, можно воспроизвести среди людей и в разных условиях). Этот шаг изучения объективно проверяемого поведения представляет собой огромное отличие от работы многих психологов в 1919 году.04. Сегодня области когнитивной психологии и когнитивной нейронауки в значительной степени поведенческие (если включить нейронные измерения поведения). Правда, нет ничего интересного в том, чтобы нажимать кнопки на компьютерах, но, с другой стороны, основные законы поведения в лаборатории животных были выработаны на крысах, нажимающих рычаги и перемещающихся по взлетно-посадочной полосе, или на голубях, клеющих ключи — не совсем захватывающее поведение в их собственное право. Во всех этих случаях ученый надеется открыть фундаментально интересные принципы путем простого, элегантного экспериментального анализа. Когнитивный исследователь идет дальше и ищет сходящиеся данные из поведенческих наблюдений о внутренней работе систем разума/мозга. Но как экспериментаторы, как когнитивные, так и поведенческие исследователи изучают поведение. Победил бихевиоризм.
Думаю, я мог бы продолжить доводы или предположения, но давайте оставим это на пяти. И позвольте мне объяснить, почему я пропустил популярное объяснение, которое я читал в учебниках истории. Разве обзор книги Скиннера Verbal Behavior Ноама Хомского не опустошил бихевиористский анализ и не показал, что он несостоятелен в отношении языка? Я пару раз читал дебаты, и, хотя они и интересны, мне всегда казалось, что протагонисты спорят с противоположными целями, из принципиально разных парадигм. Хомский был и остается рационалистом; он не имел применения ни к экспериментальным анализам, ни к каким-либо данным, относящимся к языку, и даже экспериментальная психолингвистика мало его интересовала и интересует. Я предполагаю, что обзор Хомского заслуживает того, чтобы считаться второстепенной причиной когнитивной революции. Для большинства психологов, эмпириков в душе, именно великие новые эксперименты, которые исследователи проводили по когнитивным темам, создали когнитивную революцию, а не рецензия Хомского на книгу Скиннера (кстати, довольно эффектно опровергнутая в комментарии Кеннета МакКоркодейла).
Я когнитивный психолог, правда, но мне нравятся некоторые ответы. Бихевиоризм жив, и большинство из нас — бихевиористы. Это может быть более верно обо мне, чем многие. Мое теоретизирование часто носит скорее функциональный характер. Некоторые рецензенты жалуются, что у меня нет «настоящих теорий» или что я переописываю данные; некоторые утверждали, что мои идеи слишком описательны, чтобы их можно было проверить; третьи, опровергая предыдущий пункт, усердно проверяли их и находили эмпирически неверными (хм… обе группы критиков не могут быть правы, как мне кажется). Это правда, что я чувствую себя комфортно, держась ближе к данным и участвуя в меньшем количестве полетов теоретической фантазии, чем многие из моих коллег по познанию, поскольку я частично вырос в функциональной интеллектуальной традиции Джона МакГеока, Артура Мелтона и Роберта Краудера.
Несколько лет назад Роберт Солсо редактировал книгу под названием « Науки о разуме и мозге в 21 веке » (MIT Press), для которой я написал главу, в которой сделал бесстрашные предсказания о будущем когнитивной психологии. Мое одиннадцатое и последнее предсказание заключалось в том, что сильная форма бихевиоризма вернется в господствующую психологию. Это означает, что я считаю, что движение в некотором смысле «ушло», даже если я думаю, что бихевиористская революция была в значительной степени успешной, а основные принципы были включены в психологию. В конце концов, даже самый ярый бихевиорист согласится с тем, что большие дебаты, которые крутились между бихевиористами в XIX веке,Сегодня 50-е не встречаются в основной литературе. Как отметил Джон Викстед в приведенной выше цитате, когнитивные психологи склонны игнорировать изучение истории в своих теориях. Если мы хотя бы начнем снова включать изучение истории в наши рассуждения, тогда бихевиоризм вернется. Тем не менее, в то же время ясно, что многие аспекты бихевиоризма вообще никуда не делись. Скорее, многие психологи просто игнорировали хорошую работу исследователей бихевиористской традиции.
Позвольте мне предложить вам способ отпраздновать столетие Скиннера и научиться элегантности и силе бихевиористского анализа. Побалуйте себя и прочитайте книгу Скиннера 50-летней давности « Наука и поведение человека », которая все еще издается. Книга задумана как введение в бихевиоризм и написана мощно и элегантно. Journal of the Experimental Analysis of Behavior опубликовал пять ретроспективных статей в выпуске за ноябрь 2003 года, озаглавленном «Золотая годовщина науки Скиннера и человеческого поведения». Прочтите книгу и отметьте силу бихевиористского анализа сами, даже если (или особенно если) вы один из тех когнитивных психологов, которые считают, что бихевиоризм неактуален, устарел и/или мертв. Это не так.
Примечание автора: Лен Грин, Джек Марр, Джим Нили, Эндель Тульвинг, Бен Уильямс и Джон Викстед предоставили комментарии, которые значительно помогли мне осмыслить эти вопросы. Я признателен за разрешение цитировать сообщения, которые я получил от Drs. Тулвинг и Викстед.
Вы обусловлены? Объяснение величайших экспериментов бихевиоризма
Бихевиоризм — это дисциплина в психологии, которая предполагает, что любое поведение людей и животных обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Он систематически изучает наблюдаемое поведение людей и животных, игнорируя более субъективную информацию, такую как мысли и чувства субъекта.
Бихевиоризм был доминирующей философией в господствующей психологии вскоре после публикации в 1913 году книги Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» и до середины 1950-х годов.
Еще в XVII веке выдающийся мыслитель Томас Гоббс (1650, 1709) выразил заинтересованность в том, чтобы выяснить, можно ли применить ошеломляющие достижения науки к изучению человеческой природы. По данным Harzem (2006):
«Начиная с эпохи Возрождения и заканчивая эпохой просвещения, обоснованное решение все больше приобретало первенство над решением на основе веры или указом в научных исследованиях и вопросах человеческих дел. Естественным следствием этого развития было то, что науки в совокупности стали рассматриваться как императивное предприятие, если нужно было найти надежные решения проблем человеческой жизни».
Бихевиористы участвовали в амбициозной попытке найти методы, позволяющие получать эмпирические объективные данные, которые можно было бы надежно собирать и адаптировать для различных исследовательских задач (Harzem, 2006). Традиционная психология и чрезвычайно влиятельные работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга уделяли особое внимание бессознательным процессам.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Бихевиористы проводили эксперименты, направленные на устранение субъективного, надеясь получить новые знания, привнося психологию в область современной науки.
Основные теории бихевиоризма
Джон Уотсон (1913) утверждал, что люди и животные, неоднократно подвергавшиеся вызывающему воспоминания стимулу (например, чему-то страшному), сопровождаемому нейтральным стимулом (например, чем-то неинтересным), в конечном итоге реагируют на один только нейтральный стимул так же, как и на нейтральный стимул. сам вызывающий стимул. Это стало известно как классическое обусловливание – Известным примером являются опыты Ивана Павлова на собаках.
Эдвард Ли Торндайк (1927) позже утверждал, что существа, вознаграждаемые за одни виды поведения и наказываемые за другие, в будущем будут демонстрировать больше вознаграждаемых поведений, что стало называться оперантным обусловливанием . Эти утверждения были проверены с помощью различных экспериментов, проведенных на животных и людях в лабораториях по всему миру. Некоторые из этих экспериментов дали плодотворное понимание психологии; другие прославились страданиями, причиняемыми испытуемым.
Уотсон считал, что его открытия можно использовать для прогнозирования результатов, которые определенные стимулы, опыт и образ жизни могут проявить в течение жизни человека. Его видение на этом не остановилось — он думал, что преднамеренное манипулирование человеческим опытом и стимулами может привести к конкретным желаемым результатам.
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его любому специалисту, которого я выберу, — доктору, юрист, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». (****)
.
Основная философия, лежащая в основе бихевиоризма, заключается в том, что только данные, собранные в ходе научных наблюдений, могут дать надежные результаты. Многие увлекательные эксперименты, вытекающие из этой философии, действительно сделали бихевиористов знаменитыми.
1. Собаки Павлова – 1898-1925 гг.
Истинный генезис бихевиоризма как теории произошел в 1890-х годах, когда физиолог Иван Павлов изучал пищеварительную систему собак. Он создал систему для измерения количества слюны, выделяемой собаками во время кормления, но отметил, что это начиналось, как только собаки слышали шаги помощника, который их кормил.
Далее он обнаружил, что любые явления, которые собаки научились ассоциировать с едой, вызывали одинаковую реакцию. Это открылось Павлову как важное научное открытие, и он посвятил этому изучению большую часть своей оставшейся карьеры.
В работе 1902 года Работа пищеварительных желез Павлов отмечал, что безусловный раздражитель (пища) непроизвольно вызывает безусловную реакцию (слюноотделение). Затем он нашел нейтральный стимул или что-то, что изначально не вызывало реакции у собак, в данном случае тиканье метронома. Он начал включать метроном до и во время кормления и обнаружил, что после нескольких повторений одного только метронома было достаточно, чтобы вызвать слюноотделение.
2. Исследование Маленького Альберта – 1919
В самом раннем эксперименте по классическому обусловливанию, примененном к людям, Уотсон и Рейнер в 1920 году начали исследовать, можно ли создать стойкую реакцию страха или фобию. За этим последовал эксперимент, не отвечающий современным этическим стандартам.
Альберту Б. было 9 месяцев, когда Уотсон и Рейнер впервые познакомили его с рядом безвредных предметов; белая крыса, обезьяна, кролик, маски, тлеющая бумага и звук удара молотком по четырехфутовой трубе. Они заметили, что он не боялся ни одного из предметов, но испугался и заплакал, когда ударили по трубе.
Семь раз в течение следующих недель Альберт подвергался воздействию крыс одновременно с ударом по трубе. Он каждый раз плакал, а также начинал плакать при виде одной крысы. Это была условная реакция, которую Уотсон и Рейнер надеялись вызвать. Они обнаружили, что Альберт реагировал так же, когда видел других маленьких животных или белые пушистые предметы: мягкие игрушки, бороду Санта-Клауса и шубу Рейнера.
Исследователи продолжили тестировать Альберта через месяц после окончания условного рефлекса и обнаружили, что он продолжает демонстрировать обусловленное поведение.
Торндайк помещал голодного кота в коробку, которая открывалась, когда кошка наступала на встроенный переключатель. Снаружи коробки он ставил миску с едой, чтобы мотивировать ее на побег.
Он заметил, что кошки, которых он тестировал, мяукают и бродят внутри коробки в поисках выхода, пока случайное нажатие на переключатель не вознаградит их доступом к еде. Когда одну и ту же кошку тестировали несколько раз, время, необходимое кошке, чтобы открыть коробку, обычно уменьшалось с каждым повторением. Кроме того, он обнаружил, что скорость снижения каждый раз увеличивалась, прежде чем стабилизироваться, как только кошка научилась эффективно выполнять задачу. Это привело к тому, что он ввел термин «кривая обучения».
Торндайк утверждал, что повышение производительности кошек не указывает на понимание механики их затруднительного положения; «Нет никакого рассуждения, никакого процесса вывода или сравнения; нет размышлений о вещах, нет сложения двух и двух; нет никаких идей — животное не думает ни о ящике, ни о еде, ни о действии, которое оно должно совершить».
4. Коробка Скиннера
Берхус Скиннер впервые применил метод помещения животных в небольшую коробку, чтобы подвергнуть их оперантному обусловливанию. Они были сконструированы таким образом, чтобы блокировать внешние раздражители и держать животное в узде, пока его обучали определенным действиям.
Они использовались в экспериментах, подобных экспериментам Торндайка, а также в классических исследованиях условного рефлекса. В них животных учили ассоциировать действие, такое как поворот направо, с горящей лампочкой и наградой в виде еды. В конце концов, животное можно было заставить повернуть направо, просто включив лампочку и не получая никакой награды.
В других экспериментах животных заставляли нажимать на рычаг либо для получения вознаграждения, либо для прекращения ударов током. Как и Торндайк, Скиннер обнаружил, что животные выполняли эти задачи за все более короткое время.
.
По мере роста научного мировоззрения многие из ранее авторитетных человеческих институтов постепенно ввергались в кризис легитимности. По мере того, как накапливались технологические триумфы научного мировоззрения, рос скептицизм в отношении идей и взглядов, которые не соответствовали этим новым стандартам.
Бихевиористы попытались решить эту проблему, примирив психологию с научным методом наблюдения и исследования. Это также имело значение для области философии; Э. О. Уилсон (1975) предположил, что «этические философы интуитивно постигают деонтологические каноны морали», консультируясь со своими собственными «эмотивными центрами». Далее он предположил, что «этический бихевиоризм» может предоставить средства «интерпретации активности эмоциональных центров как биологической адаптации». Таким образом, моральное обязательство можно интерпретировать как набор моделей поведения, усвоенных детьми посредством оперантного обусловливания (Wilson, 1995).
Критики утверждают, что современная когнитивная психология превратила бихевиоризм в устаревшую дисциплину (Harzem, 2006). Бланшар (1965) утверждал, что отрицание внутренних процессов бихевиористами наносит ущерб развитию самой психологии; «Некоторые головные боли, по-видимому, вызваны беспокойством и страхом, другие — аллергией на шоколад. […] В той мере, в какой психология может говорить о физической причинности, она обретает точность, объективность и контроль».
Бихевиористы установили многие из самых глубоких психологических истин, которые сегодня считаются само собой разумеющимися; понимание механизмов дрессировки животных, обучения детей и того, как наследуются социальные нормы. Они попытались определить и устранить то, что они считали слабыми местами прежних доминирующих методов, подобно тому, как после них это сделали когнитивные психологи. Как писал Исаак Ньютон (Merton, 1985) в письме коллеге-ученому Роберту Хуку;
«Если я и видел дальше, так это стоя на плечах гигантов».
Бланшард, Б. (1965). Критические размышления о бихевиоризме . Труды Американского философского общества, 109 (1), 22–28. Получено 4 сентября 2021 г. с http://www.jstor.org/stable/9.85775
Хоббс, Т., и Мисснер, М. (2016). Томас Гоббс: Левиафан (Библиотека первоисточников по философии Лонгмана) . Рутледж.
Гоббс, Т. (1999). Элементы права, естественного и политического: Часть I, человеческая природа, часть II, de corpore politico; с тремя жизнями .