психологические особенности больших и малых групп
ВВЕДЕНИЕПроблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа»». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
1. Группы: их виды, размеры, структура.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда — первичная группа.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разно-образными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в «жизненных» (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти «большие» группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие «группы», сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».
Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой » Социальная психология, с. 194″:
Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы», представляют объект исследования в социальной психологии.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы — триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Психология больших социальных групп
Большие социальные группы и их виды
Определение 1
Большая социальная группа – это социальная общность, не ограниченная количественно и имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы.
Рисунок 1. Большие социальные группы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социальная психология делит большие социальные группы на два вида. В основании этого деления лежат межгрупповые и внутригрупповые социальные связи. Если в первом случае объединение в группы происходит независимо от сознания и воли человека и люди объединяются в группы общностью объективных связей, то, во втором случае объединение людей происходит сознательно. Г. Г. Дилигенский первый тип групп называет объективными макрогруппами, а второй тип – субъективно-психологическими. Для того чтобы это соотношение было уясненным, он вводит понятие психологической общности.
В ходе исторического развития человечества, по мнению Б.Ф. Поршнева, произошло разделение людей на «мы» и «они». Эта концепция Поршнева имеет большое значение для понимания сущности психологической общности.
Если в общности возникающие состояния, явления отражают объективные связи и отношения являются вторичными по отношению к этим процессам, то во втором случае психологические явления в группе являются её основой. Тогда психологическая общность будет являться первичным основанием.
Исходя из времени существования, большие группы могут быть длительно существующими и недолго существующими.
К длительно существующим относятся, например, классы, а к недолго существующим – толпа, митинги, аудитории.
По характеру большие группы могут быть организованными и неорганизованными – это партии, союзы, толпа. Толпа, например, относится к большим стихийно возникшим группам, а партии и ассоциации организуются сознательно.
Группы могут быть условными и реальными. Профессиональные группы, половозрастные группы относятся к условным. Реальные большие группы – митинги, собрания, имеют короткие, но тесные контакты.
Готовые работы на аналогичную тему
Также большие группы делятся на открытые и закрытые, стать членом закрытой группы можно исходя из её внутренних установок.
Делятся большие группы и по наличию количества общих признаков и механизму связей с общностью.
Два типа социальных групп выделяет Г.Г. Дилигенский.
Первый тип образуют группы, имеющие общий и социально значимый признак, например, демографический – это люди того и другого пола, молодые и старые и др. Социальная характеристика этих групп определяется их значимостью в системе общественных отношений. Группы эти по своему составу однородны, гомогенны.
Что касается второго типа групп, то они характеризуются сознательным стремлением людей к объединению, например, партии, союзы, религиозные группы, общественные движения. Социальный состав этих групп разнороден, гетерогенен. По сравнению с группами первого типа, они более однородны.
Приоритетом для первого типа является объективная сторона общности, а для второго – субъективная. Субъективная и объективная общности не совпадают.
Общественная психология больших групп
В больших группах психические явления делят по сферам психики.
Все психические процессы когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной, регулятивно-волевой сфер имеют свои специфические особенности.
К когнитивной сфере, например, относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет, общественное сознание. В больших группах когнитивные процессы отражают социальные процессы, статус группы в системе общественных отношений, уровень развития духовной жизни. Общественные условия оказывают влияние на то, о чем люди думают и что их беспокоит. Способы и механизмы закрепляются в когнитивной сфере и через них складываются, изменяются и сохраняются представления, стереотипы, ориентации, ценности. Для развития когнитивных особенностей необходимо, чтобы в социальных средах сложились более или менее благоприятные условия. В основе обыденной психологии лежат когнитивные структуры, высшим уровнем которых является сознание общности. Идеи и теории сознания общности составляют идеологию отдельных общностей и общества в целом.
Характерным для психологии больших групп является и такой структурный элемент как мотивационно-потребностная сфера, представленная общегрупповой мотивацией, ценностями, интересами, групповыми потребностями, установками и идеалами. В психологическом отношении большие социальные группы различаются своими потребностями, интересами, идеалами.
Потребность может рассматриваться как нужда в чем-либо или как движущая сила активности, но, независимо от этого в ней заключается социальный смысл. В.Н. Мясищев, например, считает, что потребность представляет собой отношение к объективной действительности. Потребности, являясь элементами общественной психологии, возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека.
Замечание 1
Потребности и интересы в психологии больших групп органически связаны.
Материальные условия существования общности субъективно отражаются в интересах – выражается направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей. Общественные интересы в побудительной сфере занимают специфическое место – потребности общества и социальных групп, экономические отношения общества, экономическое положение социальных общностей и объединений имеют в них свое отражение.
Интересы могут быть политические, экономические, духовные. Несмотря на то, что интересы общества, больших и малых групп, интересы отдельных личностей в разных общественно-исторических условиях соотносятся по-разному, во всех субъектах они выступают как побудитель деятельности и поведения человека.
Интересы, так же как и потребности, развиваются, что отчетливо проявляется во время резких социально-экономических и политических преобразований. Примером этого является возникновение предпринимательства.
Жизненные ориентации, представляющие собой систему предпочтений, занимают значительное место в мотивационной сфере. Проявляются они в осознанном поведении и бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях и определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.
Замечание 2
Интересы, ценности, потребности больших групп являются мотивами поведения и деятельности людей, они определяют направленность деятельности групп.
Аффективняа сфера психологии больших групп
Чувства, эмоции и настроения относятся к данной сфере, а своеобразными для больших групп являются социальные чувства, в определение которых включаются два смысла:
- чувства, отражающие эмоциональное отношение к ситуациям, фактам, учреждениям социальной действительности;
- их носителями являются социальные общности, объединения людей.
И тот и другой аспект в общении людей, в их взаимовлиянии, взаимодействии, очень важны.
Важным феноменом выступают общественные настроения, которые отражают отношения людей и дают оценку преобладающих объективных процессов и психических феноменов в определенные периоды общественного развития.
В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными настроениями Б. Д. Парыгин выделяет следующие:
- большую социальную обусловленность, нежели индивидуальную;
- коллективное настроение;
- высокую степень социальной детерминированности, когда фактор физического самочувствия по сравнению с социальными уходит на второй план.
Общественное настроение имеет способность увеличивать энергию людей, составляющих группу. Социальное настроение, как правило, заразительно и способно усилить свойства настроений индивидов.
Общественное настроение, в отличие от других элементов психики, функционирует постоянно и является более массовым компонентом.
Замечание 3
Общественное настроение в группе проявляется наиболее ярко и чем больше группа, тем оно будет обладать большей силой.
Кроме сфер психики, которые выделяются традиционно, можно выделить ещё деятельностную сферу, составляющую коллективную деятельность и групповое поведение. Специфическими для деятельности больших групп являются цели деятельности, структура деятельности, формы и субъекты деятельности.
С точки зрения социального назначения значительно различаются общественная, профессиональная деятельность и социальные движения.
Билет 11. Вопрос 2. Психология больших групп.
К большим социальным группам относится либо количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т. п.), либо реальная, больших размеров сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в ту или иную социальную деятельность (например, члены политических партий, крупные производственные коллективы и др.). Таким образом, к большим группам относятся люди, живущие в одном государстве, нации, этнические общности, классы, партии, профессиональные и другие организации, общественные движения, коллективы предприятий и учреждений, насчитывающие сотни или тысячи работающих. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые посредством малых групп доводятся до сознания входящих в них индивидов. Если в реальной большой группе по какой-либо причине перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность, т. е. толпу.
Большие социальные группы классифицируются по следующим признакам.
По длительности существованиявыделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы.
По характеру организованностигруппы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации). Можно также говорить об условных и реальных группах.
При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми.
В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классификации Г.Г. Дилигенского, таких уровней три.
Первый (самый низкий) уровень — типологический характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности.
Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень
Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей, это уровень солидарности.
Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.
К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание и др.
Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, идеалами.
Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, социальные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждения. Феномен общественных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития.
Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности больших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.
Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны.
Большие группы это
Читать PDF141.81 кб
Пути становления контактности в большой группе
Петрушин Сергей Владимирович
В статье приведены результаты теоретического анализа становления контактности в больших группах, не являющихся случайным скоплением людей или аудиторией, а созданных для реализации определенных задач, связанных с взаимодействием,
Читать PDF238.07 кб
Группы интересов в «большой игре» вокруг Каспия
Литвишко О. М.
Читать PDF6.25 мб
Особенности психологии большой контактной группы
Петрушин С. В.
Читать PDF372.04 кб
Психологические аспекты ментальности больших социальных групп
Колесникова Светлана Викторовна
Раскрываются сущность понятия «ментальность», его содержательные характеристики.
Читать PDF763.67 кб
Прототипы, тропизмы и новации языкового подсознания больших групп
Бакшутова Екатерина Валерьевна, Рулина Татьяна Константиновна
В статье обсуждаются результаты исследования (САЭ) категориальных процессов в конфессиональных и этнических группах в аспекте динамики изменений.
Читать PDF300.88 кб
Теория и практика становления большой контактной группы как субъекта
Петрушин Сергей Владимирович
В статье представлены результаты теоретического анализа становления больших групп, создающихся для реализации определенных задач, связанных с взаимодействием, обучением или саморазвитием.
Читать PDF113.36 кб
Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп
Читать PDF917.36 кб
Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп
Бакшутова Екатерина Валерьевна
В статье анализируются существующие в социальной психологии методологические основания изучения психологии больших социальных групп. Показана специфика интеллигенции как большой группы.
Читать PDF263.11 кб
Теоретические и методические проблемы психологии большой тренинговой группы
Петрушин Сергей Владимирович
Вот уже многие десятилетия проблемы групповой психологии находятся в центре внимания социальных психологов во всем мире.
Читать PDF831.63 кб
Состояние межэтнических отношений в группах этнического большинства республики Татарстан
Титова Татьяна Алексеевна, Козлов Вадим Евгеньевич
Общее состояние межэтнических отношений в полиэтничном регионе определяется, в первую очередь, характером взаимоотношений групп этнического большинства.
Читать PDF14.35 мб
Методология организационного консультирования с использованием потенциала большой группы
Петрушин Сергей Владимирович
В данной статье был проделан теоретический анализ методологии организационного консультирования в условиях организации.
Читать PDF2.09 мб
Классическая психология больших социальных групп в контексте постнеклассической рациональности
Бакшутова Екатерина Валерьевна
Статья посвящена важной методологической проблеме – изучению больших социальных групп в условиях сверхсложной реальности постиндустриального и информационного общества.
Читать PDF454.22 кб
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В БОЛЬШИХ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ
Доценко Мария Юрьевна, Ильина Наталья Олеговна
Статья посвящена проблеме организации учебных занятий в укрупнённых разноуровневых группах. Основная задача исследования – определить наиболее эффективные принципы и приемы подачи материала в большой разноуровневой группе.
Читать PDF115.94 кб
К вопросу об эффективности коллективных и групповых форм работы в количественно больших группах инос
Ким З. М.
В работе предпринята попытка поиска оптимальных способов и приемов работы с языковым материалом в количественно больших группах иностранных учащихся.
Читать PDF675.15 кб
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В БОЛЬШИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ (на примере курса по разработ
Темников Дмитрий Алексеевич, Гарнаева Гузель Ильдаровна, Аганов Альберт Вартанович
В статье описывается пример организации курсов повышения квалификации преподавателей в больших учебных группах на основе компетентностной модели.
Тема Психология больших социальных групп
Основные понятия: толпа, демонстрация, публика, митинг, аудитория, социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии, социальный тип личности, национальное самосознание личности, паника, заражение, внушение, подражание, суггестия, суггестор, суггеренд, контрсуггестия, конформность, общественное мнение, общественное настроение, этноцентризм, этнопсихология, реклама, мода, пропаганда, слухи, политическое сознание.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших групп в социальной психологии.
2. Классификация больших социальных групп.
3. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных (толпа, демонстрация и т.п.) и временных полуорганизованных (публика, митинг, аудитория и т.п.) больших групп.
4. Изменения в социальной структуре общества и динамика психологических особенностей устойчивых и стихийных больших групп.
5. Роль средств массовой информации и коммуникации. Реклама. Мода. Пропаганда. Слухи.
6. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы.
7. Поведение личности в толпе. Понятие паники.
8. Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии и т.п.).
9. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, потребностей, интересов, ценностей, норм поведения.
Задания для самостоятельной работы:
1. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой? Обоснуйте свой ответ.
2. Как люди реагируют на присутствие большого числа других людей? Почему?
3. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Главные отличительные признаки находящегося в толпе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательных мотивов, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.
Какая психологическая концепция лежит в основе этого утверждения?
4. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Толпа импульсивна, изменчива и возбудима… Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?
5. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Чувства толпы всегда просты и весьма гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.
Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?
6. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Так как толпа в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу… От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.
Управляемы ли большие массы людей?
7. Самостоятельно изучите понятия: «толпа», «масса», «аудитория», «публика» (по публикациям Г.М. Андреевой, Г. Лебона, Г. Тарда и др.). Проанализируйте основные различия между этими понятиями.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376с.
2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 1999. – 592с.
3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. – М., 1998.
4. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. М., — 1975. С. 45-58.
5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. – 304 с.
6. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психол. журнал – 1990. Т. 11. — № 5. – С. 3-16.
Internet-ресурсы:
1. http: // www.myword.ru– библиотека психологической литературы
2. http://www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm – «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ___________________________ «__» __________________20__ г. Политическая психология Направление подготовки 030200 «Политология» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр политологии Форма обучения Очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Курс «Политическая психология» содержит в себе общие социально-психологические знания о политике. Основной целью курса является изучение теоретических и прикладных основ политической психологии. Курс предполагает изучение нового для отечественной психологии научного направления – политической психологии, в котором обосновывается связь политических явлений и психологических феноменов в общественно-политической жизни. Полученные знания помогут студентам в профессиональном становлении и использовании потенциала политической психологии в практической деятельности. 1. Формирование комплекса знаний и навыков психологической интерпретации политических явлений и процессов; 2. Подготовка к самостоятельной аналитической и консультативной работе с применением современных достижений политической психологии; 3. Воспитание профессиональных качеств политолога с особым вниманием к личности человека, занимающегося политикой; формирование ответственного и бережного отношения к политической традиции и культуре общества. Взаимосвязь учебных дисциплин: Преподавание курса политической психологии предполагает взаимосвязь с такими учебными дисциплинами, как политическая философия, политология, социология, общая и социальная психология. При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, доступность, последовательность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «политическая психология» (его мировоззренческий, воспитательный, регулятивный, объяснительный и т.п. потенциал). 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «Политическая психология» является базовым политологическим курсом для будущих профессиональных политологов. Он синтезирует теоретический материал и практическую работу формирующие видение политики как развитие отношений между людьми, социальными группами, институтами в рамках соответствующей политической культуры. Субъективные качества политического процесса, основанные на человеческом измерении политики, представляют главный объект изучения политической психологии. На его основе выстраивается группа специальных курсов и политологических дисциплин — политическая социология, политическая этика, политическая философия и т.д. Он дополняет, развивает и конкретизирует в политологическом ключе знания, полученные из других социогуманитарных курсов – истории, философии, политической социологии, антропологии, экономики, и т.д. Курс дает возможность четко выстроить усвоение материала таких дисциплин как история, политическая история России с учетом более углубленного представления основных сюжетов исторической эволюции идей о власти, государственности, общественном благе и др. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История политических учений, часть 3» ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-18, ОК-22, ОК-23. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК-14, ПК-15 В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Студенты по завершению курса должны: Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «Политическая психология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы 180 часов.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Политическая психология как наука Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии Тема 4. Политическая психология личности Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психология больших и малых социальных групп — Студопедия
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Непосредственно общие качества группы: Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов. Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач. Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящих ее личностей. Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы. Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность — реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Расизм, кто мы теперь? Социальные разногласия и нарциссические лидеры: Волкан, Вамик: 9781912691654: Amazon.com: Books
Об авторе
Вамик Волкан, доктор медицинских наук, DFLAPA, получил медицинское образование в Школе медицины Университета Анкары, Турция. Он является почетным профессором психиатрии в Университете Вирджинии в Шарлотсвилле, а также почетным обучающим и курирующим аналитиком в Вашингтонском психоаналитическом институте в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1987 году д-р Волкан основал Центр изучения взаимодействия разума и человека (CSMHI) при Медицинской школе Университета Вирджинии.CSMHI применил растущую теоретическую и проверенную на практике базу знаний по таким вопросам, как этническая напряженность, расизм, идентичность больших групп, терроризм, социальная травма, иммиграция, траур, межпоколенческие передачи, отношения между лидером и последователями и другие аспекты национальных и международных отношений. конфликт. Через год после выхода на пенсию в 2002 году д-р Волкан стал старшим научным сотрудником Эрика Эриксона в Институте Эриксона Центра Остин Риггс, Стокбридж, Массачусетс, и он проводил там от трех до шести месяцев каждый год в течение десяти лет.В 2006 году он был приглашенным научным сотрудником по психоанализу Фулбрайта/Зигмунда Фрейда в Вене, Австрия. Д-р Волкан имеет степень почетного доктора Университета Куопио (ныне Университет Восточной Финляндии), Финляндия; из Университета Анкары, Турция; и Восточно-Европейский Психоаналитический Институт, Россия. Он был бывшим президентом Турецко-американского нейропсихиатрического общества, Международного общества политической психологии, Виргинского психоаналитического общества и Американского колледжа психоаналитиков.Среди многих наград, которые он получил, — премия Невитта Сэнфорда, премия Элизы М. Хейман, премия Л. Брайса Бойера, литературная премия Маргарет Малер, премия Ханса Х. Струппа, премия выдающегося офицера Американского колледжа психоаналитиков за 2014 год и Премия Мэри. Премия С. Сигурни за 2015 год. Он получил премию Зигмунда Фрейда, присужденную городом Вена, Австрия, в сотрудничестве со Всемирным советом по психотерапии. Он также несколько раз был удостоен номинации на Нобелевскую премию мира с письмами поддержки из двадцати семи стран.Доктор Волкан является автором, соавтором, редактором или соредактором более пятидесяти психоаналитических и психополитических книг, в том числе «Враги на диване: психополитическое путешествие сквозь войну и мир». В настоящее время д-р Волкан является почетным президентом Инициативы международного диалога (IDI), которую он основал в 2007 году. Он продолжает читать лекции на национальном и международном уровнях.
Важность психологии больших групп
Вамик Д.Волкан — отмеченный наградами и весьма уважаемый психоаналитик, плодовитый автор, выдающийся советник правительств по всему миру и всемирно известный лектор, получивший всемирное признание за свою работу о больших группах и международных отношениях. Он является почетным профессором психиатрии Университета Вирджинии в Шарлотсвилле, почетным аналитиком по обучению и супервизии в Вашингтонском психоаналитическом институте, Вашингтон, округ Колумбия, а также почетным президентом Инициативы международного диалога (IDI), которую он основал в 2007.
Его последняя книга, Психология больших групп: расизм, разделение общества, нарциссические лидеры и кто мы сейчас , уже вышла!
Восемьдесят семь лет жизненного опыта позволили мне стать свидетелем многих аспектов человеческого существования. С 1980-х годов как психоаналитик у меня было много возможностей работать с такими профессионалами, как психиатры, дипломаты, историки и социологи во многих частях нашего мира.Я исследовал, как этнические, национальные, религиозные и идеологические большие группы соотносятся друг с другом. Я встретился и провел время с несколькими политическими лидерами. Я отметил, что помимо видимых реалистичных факторов, таких как экономические, юридические и политические, нам необходимо расширить наши знания о психологии больших групп, чтобы понять расизм, социальные разногласия, терроризм и войны, а также найти пути мирного урегулирования. сосуществование.
Психология больших групп означает формулирование сознательного и бессознательного прошлого и настоящего исторического опыта и чувств, разделяемых тысячами или миллионами людей, большинство из которых никогда не увидят и даже не узнают друг о друге как о личностях.Создание таких формулировок расширяет наши знания о возникновении современных социально-политических и религиозных событий и отношений между лидером и последователем и позволяет нам глубже взглянуть на взаимодействие между противоборствующими большими группами. Это похоже на то, как психоаналитик формулирует истории развития своих анализандов, связанные с различными сознательными и бессознательными фантазиями, чтобы понять, что мотивирует определенные модели поведения, симптомы и привычные межличностные отношения
.За последние десятилетия мы стали свидетелями невероятных изменений в нашей повседневной жизни.Выдающиеся технологии связи и путешествий, расширение финансовых рынков за пределы национальных границ, кризисы беженцев, терроризм, тесты ДНК и использование твитов для пропаганды и дипломатии способствовали глобализации метафорического вопроса «Кто мы сейчас?» Это стало фактором появления политических лидеров с преувеличенным нарциссизмом, злонамеренной политической пропагандой, кибератаками, возведением стен и вмешательством в демократические процессы и вопросы прав человека. Теперь мы подвергаемся воздействию невидимого врага всего мира, COVID-19.
Когда я собирал представителей противника для неофициальных дипломатических диалогов, у меня была фантазия о том, что марсиане прилетят на Землю и заставят всех людей объединиться против общего врага. COVID-19 пришел не с Марса. Эта угроза сразу же стала связана с психологией лидера и последователя и проблемами идентичности большой группы. Это инициировало необходимость защиты физических границ между странами и некоторыми местами в пределах одной страны. Поскольку каждая большая группа должна защищать себя, это было ожидаемым и реалистичным развитием событий.Интересно, что невероятные коммуникационные технологии начали создавать все больше психологических «дыр» в физических границах. Например, я начал получать сообщения по электронной почте от людей, которых я встречал во многих странах и которые в обычное время не поддерживали со мной контакт.
В своей последней книге я избегаю использования слишком большого количества технических психоаналитических терминов, чтобы обратиться к как можно более широкой аудитории. Изучение и развитие психологии больших групп необходимо для того, чтобы психоаналитики имели значительный голос в национальных и мировых делах, и я надеюсь, что больше психоаналитиков смогут выйти за пределы своих консультационных кабинетов, чтобы обратиться к мировой арене по вопросам, выходящим за рамки индивидуальных.Я также надеюсь вызвать серьезный интерес в официальном дипломатическом мире, чтобы рассмотреть преимущества вклада психологии больших групп в развитие более мирного мира. В то время, когда мы переживаем поистине глобальную пандемию, затрагивающую всех граждан, независимо от богатства, статуса или расы, важность этого становится как никогда более очевидной.
Вамик Д. Волкан
Групповая идентичность и ее создание
Источник: Молли Кастелло
Новое понимание психологии больших групп и социальных конфликтов появилось в результате важных идей профессора Вамика Волкана, проводившего полевые исследования в регионах с войнами и беспорядками по всему миру.
Профессор Волкан, психиатр и психоаналитик, основывается на идеях Эрика Эриксона, который считал, что психический рост проходит через несколько фаз на протяжении всей жизни человека.
Одним из основных понятий Эриксона является «идентичность», и он описывает ее как ощущение того, кем ты являешься с течением времени. Как это ни парадоксально, идентичность включает в себя преемственность, но также рост и изменение. Потенциально человек находит и переживает себя заново. Идентичность личного характера затрагивает такие вопросы, как: Кто я? Каким человеком я хочу быть? Что мне в этом мешает? Как мне стать тем, кем у меня есть потенциал быть? Как мне стать более реальным и полностью живым для себя?
Волкан развил эриксоновское понятие идентичности, но для группы, и определил важную концепцию «большой групповой идентичности» с точки зрения нации, этнической принадлежности, расы, религии и политики: Мы американцы, мы христиане, мы Альт. -Правильно, мы арабы, мы евреи.
Когда идентичность группы находится под угрозой, после нападения или потери власти — становится необходимым усилить ее. Волкан использует полезную метафору палатки. Когда брезент палатки клевещет или деградирует, люди сплачиваются вокруг лидера, который действует как шест палатки, стабилизирующий группу и содержащий ее «вторую кожу» групповой идентичности.
По словам Волкана, идентичность большой группы развивается из таких традиций, как совместное питание, танцы, детские ритмы, но больше всего из истории — как из общей славы, так и из общих ран группы.Однако общие травмы гораздо более влиятельны, чем общая слава. Примерами таких травм являются поражение в войне, потеря земли или престижа, страдания от колонизации или от постоянного подчинения группы предрассудкам и враждебности. Идея состоит в том, что группа бессознательно использует образ этой травмы, чтобы представить себя, как маркер своей идентичности.
Другими словами, когда подавляющая групповая травма не оплакивалась и не прорабатывалась, она становится частью идентичности большой группы, часто ее краеугольным камнем.Членам этой группы может быть трудно увидеть прошлые старые раны, и они уязвимы для манипуляций со стороны деструктивного лидера. «Выбранная травма» — термин Волкана для этого ментального образа истории, который недостаточно оплакан, и поэтому он выбран в качестве создателя и передается из поколения в поколение.
Идея большой групповой идентичности особенно актуальна сегодня, в нашу эпоху глобализации и кризиса беженцев, когда существует такое беспокойство вокруг национальных границ и разные люди сталкиваются с внезапным контактом.Волкан находится на переднем крае понимания социальных конфликтов с психологической точки зрения, и его понимание общих эмоций имеет важное значение для управления многими неотложными условиями нашего века, такими как опасные политические, расовые и религиозные разделения, которые раскалывают нации.
__________
Заслуженный профессор Вамик Волкан о психологии больших групп – бессознательное состояние
В подкасте«Визуализация бессознательного» принимает участие психиатр, психоаналитик и профессор доктор Джонс.Вамик Волкан, чтобы обсудить свою новую книгу «Психология больших групп: расизм, социальные разногласия, нарциссические лидеры и кто мы сейчас » (издательство Phoenix, 2020).
Вамик Д. Волкан — почетный профессор психиатрии Университета Вирджинии, почетный аналитик по обучению и супервизии в Вашингтонском психоаналитическом институте и старший научный сотрудник Эрика Эриксона в Центре Остин Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс. Он является президентом Инициативы международного диалога и бывшим президентом Международного общества политической психологии , Психоаналитического общества Вирджинии и Американского колледжа психоаналитиков.Он получил премию Зигмунда Фрейда, присужденную городом Вена в сотрудничестве со Всемирным советом по психотерапии, а в 2015 году получил премию Сигурни за достижения в развитии психоанализа.
Фильм Комната Вамика Молли Кастелло
Фильм Психология миграции Ферхата Атика
Эта беседа также доступна на YouTube :
Подкаст «Визуализация бессознательного» ведет психоаналитик доктор К.Ванесса Синклер, которая берет интервью у психоаналитиков, психологов, ученых, психотерапевтов, писателей, поэтов, философов, художников и других творческих людей и интеллектуалов об их процессах, мировых событиях, текущем состоянии охраны психического здоровья, политике, культуре, искусстве и многом другом. .
Бессознательное — это тоже книга! Рендеринг бессознательного: психоаналитические перспективы, политика и поэзия (2019) доступен в Trapart Books.
Вы можете поддержать подкаст на нашем Patreon
Станьте покровителем! ПодкастRendering Uncoding можно найти на Spotify, iTunes, Podbean, YouTube и других ваших любимых платформах для подкастов.Посетите www.renderingunefficient.org/about/ для получения ссылок.
Ванесса Синклер, психолог. Психоаналитик из Стокгольма, работает с клиентами по всему миру и специализируется на предоставлении качественного психоаналитического лечения дистанционно и онлайн. Это может быть интересно для фрилансеров, студентов, людей с разными способностями и тех, кто живет в сельской местности и может не иметь доступа к психоаналитическому лечению, а также для тех, кто работает дома, имеет маленьких детей или может находиться дома. Это также полезная структура для людей, ведущих активный образ жизни — предпринимателей, творческих людей, деловых людей, актеров, эмигрантов — предлагая непрерывный уход за людьми в пути.
Трек в конце эпизода — Belle de Jour в исполнении Ванессы Синклер и Карла Абрахамссона. из грядущего альбома, посвященного леди Джей Брейер Пи-Орридж.
Большое спасибо Карлу Абрахамссону , который создал вступительную и завершающую музыку для подкаста Rendering Uncious.
Портрет доктора Вамика Волкана
Обложка последней книги доктора Волкана «Психология больших групп: расизм, социальные разногласия, нарциссические лидеры и кто мы сейчас » (Phoenix Publishing House, 2020).
Вамик Д. Волкан, доктор медицинских наук – Идентификация в большой группе и посттравматическое стайное движение – Журнал PsychologyTomorrow Magazine
«Начни снова» Джереми ГеддесаПерефразируя заявление Эрика Эриксона (1950) о личной идентичности, я использую термин «идентичность большой группы» для обозначения большой группы, которая разделяет постоянное чувство идентичности, но при этом имеет определенные сходные характеристики с другими большими группами. , особенно с теми, кто соседи.
Когда я думаю о классической теории Фрейда о больших группах, я представляю себе людей, стоящих вокруг гигантского майского дерева, которое представляет собой лидера группы.Люди в большой группе танцуют вокруг шеста/лидера, отождествляя себя друг с другом и идеализируя лидера. Я расширил эту метафору, представив холст, простирающийся от шеста над людьми, образуя огромную палатку. Этот холст представляет собой идентичность большой группы. Я пришел к выводу, что основная деятельность большой группы сосредоточена на поддержании целостности идентичности большой группы, а взаимодействие между лидером и последователями — лишь один из элементов этих усилий.
Представьте себе тысячи или миллионы людей, живущих под огромной палаткой.Они могут объединяться в подгруппы. Они могут принадлежать к определенным кланам или профессиональным организациям, быть бедными или богатыми, женщинами или мужчинами. Но все они находятся под одним огромным шатром. Стержень палатки — политическое руководство. С точки зрения индивидуальной психологии полюс может представлять эдипального отца; с точки зрения психологии большой группы задача шеста состоит в том, чтобы держать брезент палатки в вертикальном положении (поддерживать и защищать идентичность большой группы). Каждый под полотном палатки носит свою индивидуальную одежду (личность), но каждый под палаткой также использует полотно палатки в качестве второй одежды…
В нашей повседневной жизни мы не остро осознаем нашу общую вторую одежду, так же как мы обычно не осознаем наше постоянное дыхание.Если у нас развивается пневмония или если мы находимся в горящем здании, мы быстро замечаем каждый свой вдох. Точно так же, если брезент нашей огромной палатки трясется или его части рвутся на части, мы становимся одержимы нашей второй одеждой. Наша индивидуальная идентичность становится вторичной. Мы поглощены идентичностью большой группы и сделаем все, чтобы стабилизировать ее, исправить, сохранить и защитить. Во время этих усилий мы начинаем терпеть крайний садизм или мазохизм, если думаем, что то, что мы делаем, поможет сохранить и защитить нашу идентичность большой группы.(Прежде чем идти дальше, я должен напомнить вам, что здесь я говорю об общих процессах в больших группах и упускаю из виду некоторых людей, таких как инакомыслящие.) Интересно, что чем больше наша вторая одежда находится в опасности быть поврежденной, тем больше мы пытаемся цепляться за нее. к этому. Мы очень ясно видим это явление, когда посещаем лагеря беженцев или другие сообщества, где идентичность большой группы находится под угрозой.
В последние годы, особенно после 11 сентября 2001 года, многие ученые пытались понять психологию смертников.Они задавались вопросом, обладают ли такие лица типичным типом организации личности или страдают типичным типом психопатологии. Насколько я понимаю, лучший способ понять сегодняшних террористов-смертников исламских фундаменталистов — это изучить их с точки зрения психологии большой группы, поскольку их действия отражают то, как они становятся «выразителями» своей идентичности большой группы. Другими словами, они совершают свои смертоносные действия, в то время как они стягивают брезент своего религиозного/идеологического шатра и носят его как свою основную одежду… Большие группы состоят из индивидуумов; следовательно, процессы в больших группах отражают индивидуальную психологию.Но большая группа — это не живой организм с одним мозгом, поэтому, как только начинается процесс большой группы, он устанавливает собственную жизнь в обществе.
Большие группы тоже скорбят. Поскольку большая группа не является единым живым организмом, ее оплакивание потери близких, земель и престижа после войны или военизированной ситуации проявится в процессах большой группы на общественном уровне. Например, после серьезной общей травмы и потери от рук врагов может возникнуть политическая идеология ирредентизма — общее чувство права на восстановление того, что было утрачено, — что отражает усложнение траура большой группы и попытку как отрицать убытки и взыскивать их.То, что греки называют «Идеей Мегали» (Великая идея), является такой политической идеологией. Такие политические идеологии могут существовать веками, исчезать и вновь появляться при изменении исторических обстоятельств.
Вамик Д. Волкан, доктор медицинских наук, Психология больших групп сама по себе
Доктор Волкан — старший научный сотрудник Эрика Эриксона в Центре Остин Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, а также почетный обучающий и супервизирующий аналитик Вашингтонского психоаналитического института. Он был президентом Международного общества политической психологии (ISPP) и Психоаналитического общества Вирджинии.Доктор Волкан четырежды номинировался на Нобелевскую премию мира за изучение конфликтов между противоборствующими группами, выполнение проектов в различных горячих точках мира в течение 30 лет и разработку психополитических теорий на основе его полевых исследований и наблюдений.
Групповая психология и анализ эго (с комментариями) (мягкая обложка)
6,49 долл. США
Обычно отправляется в течение 1-5 дней
Описание
Групповая психология и анализ эго (нем. Massenpsychologie und Ich-Analyse) — работа Зигмунда Фрейда 1921 года.В этой монографии Фрейд описывает психологические механизмы, действующие в массовых движениях. Масса, по Фрейду, есть «временная сущность, состоящая из разнородных элементов, соединившихся на мгновение». 1] Он широко ссылается на труды социолога и психолога Гюстава Ле Бона (1841–1931), резюмируя свою работу в начале книги в главе Le Bons Schilderung der Massenseele («Описание Лебоном группового разума»). Подобно Лебону, Фрейд говорит, что как часть массы индивидуум приобретает ощущение безграничной силы, которая позволяет ему действовать в соответствии с импульсами, которые в противном случае ему пришлось бы сдерживать как изолированному индивидууму.Эти чувства силы и защищенности позволяют индивидууму не только действовать как часть массы, но и чувствовать безопасность в числе. Однако это сопровождается потерей сознательной личности и тенденцией индивидуума заражаться любой эмоцией в массе и, в свою очередь, усиливать эмоцию за счет «взаимной индукции». В целом масса «импульсивна, изменчива и раздражительна. Она контролируется почти исключительно бессознательным». 2] Фрейд различает два типа масс.Один из них — недолговечный, характеризующийся быстро преходящим интересом, например тенденциями. Другой тип состоит из более постоянных и устойчивых масс, которые высоко организованы, такие как церковь или военные. «Масса первого типа, так сказать, скользит по последнему, как короткие, но высокие волны по длинному морскому прибою». Однако в обоих видах масс действуют одни и те же основные психические процессы. Фрейд ссылается на свою теорию инстинктов и считает, что массы удерживаются вместе либидинозными связями.Каждый индивидуум в массе действует на импульсах любви, которые отклоняются от их первоначальных целей. Они не преследуют прямой сексуальной цели, но «поэтому не работают менее энергично». Фрейд первоначально назвал связывающим элементом (в основном бессознательную) идентификацию с другими индивидуумами массы, которые одинаково тянутся к лидеру. Эго воспринимает значительное сходство с другими в группе и идентифицирует себя с ними Кроме того, через процесс идеализации происходит восхищение и идеализация лидера группы.Нарциссическое либидо смещается к объекту, который «любим из-за его совершенства, которого индивидуум искал для своего собственного эго». 6] 7] Также может иметь место процесс идентификации с агрессором, например, как это происходит при регрессии. Таким образом, Фрейд пришел к выводу: «Первичная масса — это множество индивидуумов, поставивших один и тот же объект на место своего Я-идеала и, следовательно, идентифицирующих себя друг с другом».
Подробнее о продукте
ISBN:
ISBN: 9781519288301
ISBN-10: 1519288301
Издатель: CreateSpace Независимое издательская платформа
Дата публикации: 13 ноября 2015
Страницы: 104
Язык: Русский
Категории
Связанные выпуски (все)
- Мягкая обложка (7 января 2012 г.): 8 долларов.99
- Мягкая обложка (10 июля 2014 г.): $20,99
- Мягкая обложка (18 сентября 2019 г.): $11,99
- Мягкая обложка (7 февраля 2020 г.): $10,99
- Мягкая обложка (15 октября 2018 г.): $12,95
- Мягкая обложка (24 июля 2014 г.): $5,75
- Мягкая обложка (11 ноября 2019 г.): $39,90
- Мягкая обложка (13 августа 2014 г.): $14,99
- Твердый переплет (10 ноября 2018 г.): 37 долларов.95
- Мягкая обложка (23 марта 2015 г.): 6,99 долл. США
- Мягкая обложка (10 ноября 2018 г.): $21,95
- Твердый переплет (24 ноября 2009 г.): 28,99 долларов США
- Твердый переплет 18,99 $
- Твердый переплет (8 августа 2015 г.): 22,95 долл. США
- Мягкая обложка (6 декабря 2010 г.): 6,95 долл. США
- Мягкая обложка (20 февраля 2015 г.): $21,75
Групповая психология и анализ эго (мягкая обложка)
11 долларов.99
Обычно отправляется в течение 1-5 дней
Описание
Противопоставление между индивидуальной психологией и социальной или групповой психологией, которое на первый взгляд может показаться многозначительным, теряет большую часть своей резкости при более внимательном рассмотрении. Это правда, что индивидуальная психология занимается индивидуальным человеком и исследует пути, которыми он ищет удовлетворения своих инстинктов; но лишь изредка и при определенных исключительных условиях индивидуальная психология в состоянии игнорировать отношения этого индивида к другим.В душевной жизни индивида неизменно участвует кто-то другой, как модель, как объект, как помощник, как противник, и, таким образом, с самого начала индивидуальная психология есть в то же время и социальная психология — в этом расширенном, но вполне оправданный смысл слов. Отношения индивидуума к своим родителям и братьям и сестрам, к объекту его любви и к своему врачу — фактически все отношения, которые до сих пор были главным предметом психоаналитического исследования, — могут претендовать на рассматриваться как социальные явления; и в этом отношении они могут быть противопоставлены некоторым другим процессам, описываемым нами как «нарциссические», при которых удовлетворение влечений частично или полностью выводится из-под влияния других людей.Таким образом, контраст между социальными и нарциссическими — Блейлер, возможно, назвал бы их «аутистическими» — психическими актами полностью относится к области индивидуальной психологии и не позволяет провести различие между ними и социальной или групповой психологией.
Подробнее о продукте
ISBN: 97810 ISBN: 9780464333227
ISBN-10: 0464333229
Издательство: BLURB
Дата публикации: 2019
Страницы: 76
Язык: Русский English
категории
(все)
- Мягкая обложка (7 января 2012 г.): 8 долларов.99
- Мягкая обложка (13 ноября 2015 г.): 6,49 долл. США
- Мягкая обложка (10 июля 2014 г.): $20,99
- Мягкая обложка (7 февраля 2020 г.): $10,99
- Мягкая обложка (15 октября 2018 г.