Психология человека сознание: Сознание в психологии — Психологос

Сознание в психологии — Психологос

В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики».

Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

Что такое сознание с точки зрения психологии?

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков. Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

– с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

– с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т. е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.

Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.

В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.

Человеческое сознание в пяти основных шагах

С точки зрения Единой Теории Знания (UTOK) мы можем определить корень многих современных философских заблуждений через «Разрыв Просвещения». Это относится к тому факту, что Просвещение не смогло создать последовательную основу для понимания отношений между (а) материей и разумом и (б) социальным и научным знанием. Проблема психологии, то есть неспособность психологии дать последовательное описание своего предмета и институциональной идентичности, является прямым следствием Пробела Просвещения. Путаница в отношении природы человеческого сознания также может быть понята как возникающая из-за Разрыва Просвещения.

UTOK дает последовательное, натуралистическое представление о человеческом сознании. Хотя эпистемологические соображения играют важную роль в борьбе с природой сознания и нашими знаниями о нем, в этом сообщении в блоге основное внимание уделяется натуралистической эволюционной онтологии человеческого сознания. То есть мы пытаемся описать, что такое сознание, с точки зрения современной науки, с акцентом на ключевые этапы эволюции, составляющие человеческое сознание. [Обратите внимание, что, хотя есть несколько убедительных анекдотов и интересных направлений исследований и аргументации, утверждающих, что сознание первично в космосе, эта позиция сопряжена со значительными метафизическими трудностями, которые делают ее проблематичной. UTOK принимает более консервативную и устоявшуюся позицию, согласно которой субъективный сознательный опыт опосредован нейрокогнитивными процессами и, следовательно, требует наличия мозга.]

УТОК начинается с «Системы Древа Знаний» как новой карты Большой Истории, которая делит онтическую реальность на четыре различных плана существования или измерения поведенческой сложности, которые обозначены: 1) Материя-Объект; 2) Жизнь-Организм; 3) Разум-Животное; 4) Культура-Человек. Система ToK также утверждает, что материальные и биологические науки эффективно связаны и функционируют для отображения первых двух планов существования. UTOK утверждает, что психологические науки запутались, потому что раньше не было прямого способа определить ментальное измерение в природе. Вместо этого, как убедительно утверждает философ Лоуренс Кахун в Порядок Природы, философы Просвещения создали уродливое «биполярное» расщепление между материей и разумом. Как ясно показывает его работа, пришло время для систематического, метафизического обновления нашего понимания измерений в природе таким образом, чтобы обеспечить надлежащую структуру понимания отношений между материей и разумом.

Согласно UTOK, на Материальном уровне существования нет ничего, что можно было бы назвать «сознательным». Электроны, камни, реки и солнце не имеют в себе «кусочков» сознания. Однако существует важное различие между объектом и его положением в мире относительно поля физической информации, в котором он находится. имеет контакт, и поле, в котором он находится. Таким образом, может быть некоторая ценность в мышлении в «панпсихических» терминах.

Жизнь — это другой план существования, и живые существа, такие как бактерии, грибы и деревья, обладают сознанием в слабом смысле этого слова. Это связано с тем, что, в отличие от электронов и камней, они являются аутопоэзными и демонстрируют функциональную осведомленность и способность реагировать на окружающую среду. Это, однако, не является основным референтом сознания в метапсихологии UTOK. Скорее, функциональное осознание и отзывчивость могут быть определены исключительно с точки зрения третьего лица, внешней эпистемологической позиции.

Проще говоря, мы можем научно продемонстрировать, что клетки, грибы и деревья демонстрируют разумное поведение, определяемое с точки зрения функционального осознания и реакции. Однако это не означает, что деревья субъективно чувствуют вещи так же, как собака или человек субъективно чувствуют вещи. Если сослаться на Нагеля, то это хороший аргумент в пользу того, что нет ничего лучше, чем быть деревом.

Основным референтом сознания в языковой системе UTOK является субъективный сознательный опыт. На карте разума 1,2,3 , он определяется как домен «Разума 2 ». Напротив, Разум 1 относится к нейрокогнитивным процессам, связанным с функциональным осознанием и реакцией, тогда как область Разума 3 относится к самосознательному обоснованию и повествованию. Сфера Разума 2 — это то, на что ссылался Нагель, говоря о трудности объяснения субъективности, и это то, на что Чалмерс ссылается в трудной проблеме.

UTOK отображает эволюцию человеческого сознания в пять этапов. Первый шаг называется «основой сознания». Это относится к возникновению чувственных состояний, таких как удовольствие или боль. В книге «Распутывая мировой узел сознания» мы с Джоном Верваке назвали это «валентными квалиа». Эти состояния транслируют сигналы о том, что беспокоит животное, и отмечают, что является «хорошим», к чему следует приближаться, а что является «плохим», и поэтому его следует избегать.

В соответствии с обзором Фейнберга и Маллатта Древние истоки сознания эти квалиа валентности могут присутствовать у насекомых и, вероятно, у рыб. В своей превосходной недавней работе «Эволюция чувствительной души » Гинзбург и Яблонка утверждают, что ключевой функцией таких состояний является «неограниченное ассоциативное обучение». Эти авторы утверждают, что эти «минимально сознательные состояния» появились после кембрийского взрыва, примерно 550 000 000 миллионов лет назад, и позволяют животному «приписывать мотивационную ценность новому, сложному, нерефлекторному стимулу или действию, вызывающему их, и использовать его в качестве стимула». основа для будущего обучения».

Второй эволюционный шаг на пути к человеческому сознанию, вероятно, произошел, когда животные покинули воду и переселились на сушу. Есть разумные аргументы в пользу того, что жизнь на суше требует более развитых способностей к планированию, хотя, делая это утверждение, следует признать богатую умственную жизнь осьминогов (см., например, здесь). Учтите, что наземным животным необходимо знать, где находится вода, и помнить, где они находятся по отношению друг к другу.

Какой бы ни была эволюционная адаптивная история, у птиц и млекопитающих произошли значительные сдвиги и рост областей коры, связанных с планированием, умственной стимуляцией и обдумыванием. Это позволяет развить то, что мы могли бы назвать «переживающим я», которое действует в «глобальном нейронном рабочем пространстве». Это согласуется с моделью эволюции сознания и личности Дамасио. Эмпирически в настоящее время есть убедительные доказательства того, что вороны обладают субъективным переживанием себя.

В книге «Распутывая мировой узел сознания» Джон Верваке привел убедительный аргумент в пользу того, что переживающее «я» следует разделить на наречные и прилагательные квалиа. Адвербиальные квалиа служат для фокусировки, кадрирования и индексирования с помощью функции «здесь-сейчас-совместность», тогда как прилагательные квалиа относятся к переживаемым свойствам, таким как запах хищника. Он утверждал, что событие чистого сознания, переживаемое продвинутыми медитаторами, проясняет разницу между обстоятельственными и прилагательными квалиа. В этих состояниях остаются только наречные квалиа.

Возвращаясь к эволюционной линии, третий шаг на пути можно обозначить как этап социальных отношений, который расширяет эмпирическую самость в социальные отношения. Это, вероятно, закрепляется в эволюции, когда матери заботятся о своем потомстве, и проявляется в таких вещах, как процессы привязанности у млекопитающих. Сложные социальные отношения создают потребность в матрице «я-другой» и, весьма вероятно, углубляют способы функционирования переживающего «я» для отображения мира по отношению к другим.

Например, общение с другими требует усложнения способов представления интересов и психических состояний других, но также требует способов дифференциации и разделения собственных интересов. Затем он растет вместе с общественными млекопитающими. Как показывает работа Карла Сафины, такие умственные способности хорошо развиты у таких существ, как волки, киты и слоны.

Следующие два шага были предприняты человеческим родом. Первый произошел примерно от 1 миллиона до 500 000 лет назад. Это было серьезное улучшение реляционных способностей человекообразных обезьян к «чтению мыслей» и/или «обмену мыслями».

Как утверждает Томаселло в своей выдающейся книге Становление человеком: теория онтогенеза , люди обладают удивительно развитыми способностями к совместному вниманию и общему намерению. Мы с готовностью создаем теорию разума и синхронизируемся с другими в том, что Томаселло называет имплицитным пространством «мы». Человеческие дети делают это качественно быстрее и лучше, чем другие обезьяны. Это видно в таких вещах, как то, как дети понимают указывание и строят теории о психических состояниях других.

Пятым шагом был пропозициональный язык и явная, самосознательная рекурсивная рефлексия, сопровождающаяся обоснованием, аргументацией и решением проблемы обоснования. В то время как неявная интерсубъективность подготовила горючую сцену, пропозициональный язык был искрой, которая вызвала большой взрыв человеческого разума и положила начало возникновению плана существования Культура-Человек. Вторая ключевая идея UTOK, Теория систем оправдания, четко определяет этот процесс и дает нам ясный способ понять, почему человеческое сознание является исключительным в животном мире и мощное влияние Культуры на формирование его структуры. Это также дает нам обновленную трехчастную модель человеческого сознания, которая ассимилирует и интегрирует многие направления мысли в человеческой психологии.

Таким образом, UTOK определяет пять ключевых шагов или строительных блоков, которые соединяются вместе, чтобы сформировать человеческое сознание. Он начинается с (1) основы восприятия, которая имеет валентные квалиа, направляющие инструментальное обучение. Затем оно перерастает в (2) переживающую самость, которая может планировать и обдумывать и оперирует более расширенной рабочей памятью. Это расширяется дальше в (3) мир отношений между собой и другими, наблюдаемый в процессах привязанности и кооперативной и конкурентной динамике социальных млекопитающих. Затем (4) происходит существенное улучшение общего внимания и намерения, что создает гораздо более развитое интерсубъективное пространство «мы». Наконец, происходит (5) массовый взрыв самосознательного рекурсивного мышления с пропозициональным языком, обоснованием и эволюцией плана существования Культура-Личность.

Эта базовая пятиэтапная модель дает нам способ рассмотреть, сформулировать и начать устранять пробелы в объяснении в философии и науке о сознании. Мы также можем интерпретировать массовую путаницу в этой области как последствие Разрыва Просвещения, которое говорит о том, почему нам нужна совершенно новая теория познания.

Карта человеческого сознания ESP-A

Этот пост предлагает вам рассмотреть ваше сознание, состоящее из четырех различных доменов.

Первый домен — это тот, которым я сейчас занимаюсь. Говорящая часть вашего разума читает это и думает о том, что это значит. Это «я» часть вашего сознания, которая размышляет о происходящем и повествует о том, что есть и должно быть, например: «Читаю этот пост и думаю, что это значит».

Мы будем называть это « эго », буквой «Е» на карте ESP-A, изображенной ниже. 2 Эго — это самосознательная рефлексивная петля, которая развивается как интерпретатор, функционирующий для оправдания ваших действий. Оно возникает из того, что мы можем назвать вашим приматом» self », что означает букву S в модели.

Ваше приматическое «я» — это воплощенный взгляд на мир, который вы видите. Вспомните, например, когда в последний раз вы чувствовали себя неуверенно, или уязвимы, или беспокоились о том, что произойдет, и вы предвкушали боль, угрозу, утрату или критику.

Возможно, вы даже подумали: «Хотел бы я не быть таким напряженным и уязвимым». Это предложение отражает то, как часто оформляются отношения «эго-я».

Рассказывая о том, что происходит, эго часто выносит суждения или просьбы к себе. Это представление об эго, направляющем самость, очень близко согласуется с концепцией Фрейда об эго и ид как об отношениях между всадником и лошадью. В 1932 Фрейд писал:

Отношение Эго к Оно можно сравнить с отношением между всадником и его лошадью. Лошадь обеспечивает двигательную энергию, а всадник имеет прерогативу определять цель и направлять к ней движения своего мощного скакуна. Но слишком часто в отношениях между Эго и Оно мы находим картину менее идеальной ситуации, в которой всадник обязан вести свою лошадь в том направлении, в котором она сама хочет двигаться.

1

А теперь представьте, что вы говорите себе: «Надеюсь, другие люди не знают, насколько я беспокоен и уязвим». У вас может возникнуть эта мысль, потому что вы заботитесь о том, что думают другие люди, вы хотите, чтобы вас ценили в мире, и вы не хотите, чтобы другие считали вас напуганным, слабым или неуверенным в себе.

Мы управляем впечатлениями от других через нашу персону , которая является буквой «P» в модели. Это относится к тому, как вы пытаетесь надеть маску или сыграть роль, позволяющую вам вписаться в социальную арену и управлять своими отношениями с другими. Всякий раз, когда вы пытаетесь сознательно отфильтровать информацию от людей, что может включать в себя все, от блокировки вашего дневника до закрытия двери перед чувствительной беседой, до личных мыслей, которые вы не должны оглашать публично, вы фильтруете информацию, которая находится в пространство вашего эго-я из области персоны.

Наконец, выделите секунду и просто будьте. В «просто бытии» отпустите свои убеждения, желания, побуждения, желания, мысли и эмоции. Просто сядьте и обратите внимание на то, что вы испытываете в сыром виде. Это поле чистого осознания , которое является буквой «А» в модели. Это поле опыта, которое просто представляет себя вам. Это волшебство того, как вода мозга превращается в вино субъективного опыта от первого лица. Это ваш эпистемологический портал в мир, который позволяет вам испытать себя в качестве свидетеля. Это чистое осознание и есть то, что философ Роб Скотт назвал «естьностью». Она не требует никаких выводов, анализа или предположений.

Модель ESP-A

Источник: Gregg Henriques

Определив эти четыре области человеческого сознания, мы теперь можем делать кое-какие интересные вещи. Во-первых, каждый домен находится в контакте с другими. Мы можем видеть соединение от A до S, от E до P.

Рассмотрим, как чистое осознание интерпретируется самостью. Возвращаясь к примеру с чувством уязвимости, подумайте, как бы вы отреагировали на человека, который повысил бы на вас голос, пока вы находились в таком состоянии. Очень вероятно, что ваше «я» примата воспримет этот тон как угрозу. Мы можем сказать, что это просто перцептивное переживание более громкого голоса на одном уровне. Однако «я» примата улавливает этот опыт, воспринимает его как угрозу и помещает тон в эмоциональный и мотивационный контекст. Эти чувства придают смысл тону и подготавливают тело к защите, подчинению или бегству.

Тогда мы можем сказать, что эго выходит на линию и «схватывает» чувства самости и интерпретирует их. Эго должно решить, оправданы ли чувства страха, гнева или подчинения в ответ на изменение тона и общего контекста. В то время как я примата больше реагирует на непосредственную ситуацию в этом контексте, эго лучше осведомлено о личности и долгосрочных последствиях ваших действий в социальной среде. Таким образом, работа эго состоит в том, чтобы интерпретировать происходящее и находить оправданный путь, основываясь на том, на что реагирует «я» примата, и на социальных требованиях, которые давят на персону.

Помимо четкого определения четырех областей человеческого сознания, мы можем использовать модель ESP-A, чтобы прояснить важную взаимосвязь между медитативными практиками осознанности многих восточных традиций и психологическими практиками осознанности, лежащими в основе современной психотерапии.

Практики медитативной внимательности сосредоточены в первую очередь на чистом осознании и на том, как культивировать внимание в этом пространстве.

Как услужливо охарактеризовал его Сэм Харрис, медитативная осознанность дает много преимуществ людям, которые могут выйти за пределы обычного потока привязанностей, реакций, убеждений и увидеть мысли и чувства в новом свете, который дает много свобод.

Напротив, большая часть моего обучения психотерапевту в гуманистических, психодинамических и когнитивных традициях была сосредоточена на отношениях между приматическим «я» и его побуждениями и чувствами, эго и персоной. Современная психотерапия направлена ​​на то, чтобы помнить об отношениях экстрасенсорного восприятия и гораздо меньше внимания уделяет чистому осознаванию.

Дело в том, что модель ESP-A дает нам четкую и полезную основу для объединения психологической и медитативной практики внимательности таким образом, что позволяет нам увидеть, как они пересекаются, чем они отличаются и могут продуктивно дополнять друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *