Психология чувства: Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу

Освобождая чувства…, Психология – Гештальт Клуб

Чувства…

Они такие разные: сильные или слабые; созидающие и разрушающие, нежные и жестокие. Одни из нас копаются в своих чувствах, бесконечно анализируя и держась мертвой хваткой за те, время которых истекло. Другие наоборот – прощаются с ними, чтобы впустить в свою жизнь новый эмоциональный опыт. Есть и такие, которые боятся своих чувств, предпочитают отключить собственную эмоциональность и бегут от нее.

Порой люди боятся вступать в контакт с неприятными чувствами, чтобы не встречаться с травмирующим опытом и не доставать переживания из глубины эмоционального опыта.

Мы вытесняем свои чувства, потому что этому научили нас родители. Нам говорили, что самоконтроль и самообладание — это хорошие чувства, а способность «не брать близко к сердцу» — панацея от стресса.

Отрицание сложных эмоций является защитным механизмом, который ограждает от одиночества и боли.

Он настолько входит в привычку, что часто мы даже не подозреваем про свои отрицательные чувства к близким.

Часть из них мы изолирует от окружающего мира и в какой-то момент нам кажется, что мы перестали чувствовать.

Но причина боли никуда не уходит. 

Как правило, привычка прятать свои чувства говорит о том, что в раннем детстве ребенок пережил нечто настолько тяжелое, что в защитных целях предпочел вытеснить тяжелый опыт из реальности и притвориться бесчувственным.

Так ребенок отключает часть своей эмоциональности ради того, чтобы оставаться в контакте с любимыми людьми.

«Я не обращаю внимания»,- говорим мы, — я умею контролировать себя».

Но такой контроль истощает.

Время от времени откуда-то появляется боль в груди, чувство тяжести в области сердца, спазмы в горле, которые напоминают о грузе невысказанных чувств.

Для здорового самоконтроля необходим контакт со своей чувствительностью и внутреннее разрешение предъявлять ее другим.

Говорить «мне больно» там, где болит или мне страшно, там, где много тревоги и страха.

 

Чувства делятся на первичные и вторичные.

Расстановщики еще выделяют группу перенятых чувств (те, которые принадлежат не самому человеку, а кому-то из родовой системы).

Чувства, которые дают энергию и стимул к действиям – это первичные чувства. В них много жизни и они являются двигателем развития. В коммуникации они появляются в момент «стимул-реакция» и являются самыми честными и такими, которые многое говорят о нас.

Эмоции, которые отнимают энергию и которые заставляют нас быть слабыми относятся к вторичным. На первый взгляд может показаться, что человек ведет себя несоизмеримо ситуации, которая с ним происходит, настолько неестественны его проявления. Человека могут откровенно обижать, а он будет делать прекрасную мину при плохой игре, проявлять бессилие и апатию.

Вторичные чувства выполняют защитную функцию. Первичные чувства указывают на потребности.

Как это происходит?

К примеру, многие сталкивались с таким чувством, как зависть.   Сами завидовали кому-то или завидовали нам, но мы хорошо понимаем про что идет речь.

Это очень сильное чувство и в нем содержится много энергии. Если внимательно прислушаться к нему, то можно услышать, как звучат наши внутренние дефициты, как поднимается возмущение на несправедливость и нормальное желание человека иметь то, что он хочет.

Если человек вытесняет свою зависть, доказывает себе и окружающим, что «было бы чему завидовать», то данная эмоция создает много напряжения внутри. На поддержание этого напряжения тратится много личного ресурса, что ослабляет человека.

Однако признаться в зависти ещё хуже, потому как зависть порицается в обществе. «Зависть – это плохо, гадко, неправильно. Если завидуешь, то ты — слабый неудачник». Человек делает вывод, что желать то, что есть у других —  плохо. И совсем скоро может обнаружить, как лично критикует завистливых людей, ему повсюду будет мерещиться зависть. Так работает механизм проекции.

Здесь зависть – первичное чувство, которое не проявляется на социальном уровне, но живет глубоко внутри. На витрину выносится показательная доброжелательность или, наоборот, непонятная агрессия, осуждение. Это вторичные чувства – результат сдержанной зависти, длительного подавления желаний и эмоций. Мы начинаем что-то ждать от других, винить их в неадекватных проявлениях, требовать измениться в то время, когда источник напряжения находиться внутри, а не снаружи.

Как только справедливость восстанавливается и мы признаем свои чувства —  напряжение уходит.

Зависть может дать много энергии для созидательных действий и решения ситуаций, которые не устраивают. Тот, кто признает чувства больше не ждет, пока окружающие начнут менять свое поведение, потому что он сам производит изменения в своей жизни.

 

Все наши чувства имеют источник.

Подавленные чувства адресованные одним могут рикошетом коснуться других. Злость на родителей выльется на супруге, скрытые обиды на супруга попробуют найти выход во взаимоотношениях с детьми.

Негативные циклы взаимодействий (конфликты, ссоры) запускаются именно вторичными эмоциями, образуя тупик во взаимоотношениях.

Если долго подавлять чувства, они рискуют вырваться наружу в самой примитивной форме, разрушая все вокруг. Скрытые обиды со временем перерастают в холодность и безразличие. Подавленная агрессия — во враждебность и взгляд на поступки человека только в негативном ключе.

Наши чувства – это сигнальная система. Красная лампочка, которая загорается в момент повышенной опасности. Если слишком долго игнорировать поступающие сигналы – беды не миновать. Страх, печаль, агрессия говорят о том, что в нашем окружении есть что-то, что выходит за рамки привычного и требует изменения в поведении. По большому счету, наши чувства – это инструмент, который лучше головы указывает на то, что действительно происходит с нами. И сознательно ломать этот инструмент, как по мне, непростительная оплошность.

Если совсем сильно хочется нащупать кнопку к отключке чувств – не проблема. Любые химические средства (алкоголь, наркотики) этому помогут.

Но нужно ли?

Может стоит подумать над тем, как проживать свои чувства?

Не управлять, не контролировать, а осознавать их и определять:

О чем эти чувства?

Почему они меня пугают?

Что будет, если я разрешу этому просто быть?

Выход есть – признавать свои чувства и проживать их.

Очищаться до дна, чтобы освободить пространство для нового чувственного опыта. Если человек признает свою боль, открывается видение того, что с этой болью делать дальше.

Принятие своих чувств начинается с их опознавания, понимания их источника и разрешения на проживание. Кто-то отпускает чувства через плач, кто-то то через длительный разговор. Но до тех пор, пока человек не почувствует уважения к своим чувствам, не опустошить сердце через полное принятие – невозможно разрешить внутренний конфликт.

 

Как проживать?

В присутствии близкого человека, рядом с которым возможно вынести собственную уязвимость и встретиться с нахлынувшими переживаниями. Если нет такого человека – идти к специалисту.

Следует предостеречь, что «хорошо» сразу не будет. Как при любой болезни, будет период обострения и жуткой боли от принятия своей ограниченности. Необходимо дать себе разрешение не соответствовать чужим ожиданиям, признавать ограниченный личный ресурс и делать ровно то, что возможно в данной ситуации.

В тот момент, когда уходит внутренне напряжение, а чувства перестают греметь невнятной какофонией внутри, мы как будто просыпаемся. Становится просто очень интересно жить и чувствовать. Мы учимся замечать, что здесь есть удивление, а вот здесь — чувство нарастающего раздражения.  А вот здесь ревность стучит по вискам и отдает тупой болью в груди. Мы не «жадничаем» на чувства, не перекрываем поток их естественной энергии.

В наших чувствах многое про других людей, но еще больше в них про нас. Когда мы разрешаем себе чувствовать, мы остаемся в контакте с людьми и собой. Становится интересно слушать себя, угадывать тонкие оттенки эмоциональности, настраиваться на соответствующее звучание. Честно. Не выключая чувства, не управляя ими, не прячась от реальности, а беря ответственность за свои состояния.

 

www.sarapina.info

Психология эмоций и чувств. Коллективная монография — книга

  • Авторы: Куликов Л. В., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Шарагин В.И.
  • Год издания: 2014
  • Место издания: Издательско-полиграфический центр «Научная книга» Воронеж
  • Объём: 192 страниц
  • ISBN: 978-5-4446-051-9
  • Учебное пособие без грифа
  • Аннотация: Читательская целевая аудитория представленной коллективной монографии, – это такие категории лиц как: cтуденты-психологи, преподаватели психологии, практические психологи, психодиагносты, психотерапевты, а также все люди, интересующиеся психологией вообще и психологией эмоций, чувств и аффектов в частности. Идея (миссия) книги состоит в том, чтобы раскрыть перед людьми (для людей) психофизиологическое содержание различных психических эмоциональных состояний человека, — всего самого интересного из (во) всей психологии для всех людей, независимо, даже, от профессии (хотя профессиональная обусловленность интереса здесь, несомненно, есть). Рецензенты коллективной монографии: доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Юрий Леонидович Арзуманов; доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии ИПССО ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Борис Михайлович Коган. Рецензенты настоящей коллективной монографии подчёркивают, что данный коллективный труд, в профессиональном плане являющийся научно-учебно-методическим пособием, – положительно характеризуется с точки зрения аналитической научной полноты раскрытия разделов психологии эмоций, чувств и аффектов (пункт VI.
    2 настоящего комплексного пособия), а, главное, – всех тем представленной в этом научном труде дисциплины. Рецензенты настоящей коллективной монографии отмечают, что по каждой теме этой работы имеет место полномасштабное практикоориентированное отображение её содержания в лекционных материалах, что существенно увеличивает учебную значимость данного комплексного пособия, также наличествуют контрольные вопросы, вопросы к семинарским занятиям и литература по каждой теме (см. пункт XI этого комплексного пособия).
  • Добавил в систему: Сенкевич Людмила Викторовна

Прикрепленные файлы

ИмяОписаниеИмя файлаРазмерДобавлен
1. ОбложкаOblozhka_Psihologiya_emotsij_i_chuvstv_2-3.jpg107,1 КБ20 января 2015 [DADontsov]
2. ОбложкаOblozhka_Psihologiya_emotsij_i_chuvstv.jpg381,2 КБ20 января 2015 [DADontsov]

Психология создания чувства «дома»

Дом может быть корнями вашего детства и пиццерией за углом. Дом может быть домом, в котором вы выросли, и знакомыми видами, звуками, вкусами и запахами, которые так же знакомы вам, как солнце, встающее каждый день и заходящее каждую ночь. Это может быть физическое место, где вы живете, и сообщество, которое оно дарит.

Домом могут стать разговоры с близкими за обеденным столом обо всем и обо всем. Это может быть общение с друзьями за чашечкой горячего чая или кофе. Это могут быть каникулы, которые мы обожали, и воспоминания, которыми мы всегда будем дорожить. Это могут быть места, которые становятся частью нас.

Я думаю, у многих из нас так много определений слова «дом». Чувство дома, безусловно, может проявляться множеством способов, но, в конечном счете, я склонен думать, что люди естественным образом жаждут чувства принадлежности, где-то, как-то.

Я могу вспомнить урок одного из курсов психологии в колледже; Урок об иерархии потребностей Маслоу. (Прошло довольно много времени с тех пор, как я сидел в лекционном зале перед проектором, но я отчетливо помню, что там была пирамида, демонстрирующая указанную иерархию. ) В основании пирамиды выражаются наши физиологические потребности — пища, вода, укрытие, отдых. Но по мере того, как мы поднимаемся по треугольнику, наши основные человеческие потребности приобретают психологический компонент — люди нуждаются в безопасности и защищенности. Выше на пирамиде находятся психологические потребности — потребность в любви и принадлежности, когда мы устанавливаем близость между друзьями и налаживаем значимые связи друг с другом. Я думаю, что это та часть его иерархии, которая достигает критической вершины (по крайней мере, на мой взгляд, но я, конечно, предвзят из-за темы этого поста). Именно здесь подчеркивается наш призыв к сопричастности, наше чувство дома. ((После этого уровня пирамиды возникает потребность в уважении и, наконец, потребность в самореализации, где может раскрыться весь наш потенциал.))

Поскольку наша потребность в принадлежности обсуждается многими специалистами в области психологии, интересно пройтись по этому вопросу и прочитать о его эволюционных корнях.

«Наша потребность принадлежать», исследовательский пост в блоге, связанный с Penn State, рассказывает об этой потребности и о том, как она проистекает из эволюционной причины. «Согласно исследователям Baumeister & Leary (1995), потребность в принадлежности уходит своими корнями в эволюцию», — говорится в статье. «Для того, чтобы наши предки размножались и выживали, было важно, чтобы они установили социальные связи. Таким образом, с точки зрения эволюционного отбора, мы теперь обладаем внутренними механизмами, которые направляют людей к длительным отношениям и социальным связям. Наша потребность быть на связи и устанавливать здоровые связи так же важна для нашего эмоционального и физического благополучия, как пища и безопасность».

И в наше время было бы понятно заключить, что обнаружение такой принадлежности может принести только психологические выгоды.

«Психологические преимущества привязанности к месту», исследование 2017 года, опубликованное в Journal of Environmental Psychology , сужает обсуждение до «привязанности к месту» и объясняет, что, хотя эта конкретная предпосылка «недостаточно изучена», существуют положительное влияние на наше самочувствие.

«Если формирование эмоциональных связей с местами является частью человеческой природы, — отмечают исследователи, — мы должны спросить, с какой целью? Раскрытие психологических преимуществ, обеспечиваемых связью между человеком и местом, может помочь ответить на этот вопрос. В целом, привязанность к месту, хотя и не нарушена, положительно связана с качеством жизни, удовлетворенностью жизнью и различными другими аспектами благополучия. Связь между привязанностью к месту и благополучием чаще изучалась в масштабах района, сообщества и города, чем в других масштабах, и ряд исследований был сосредоточен на этой связи, в частности, среди пожилых людей».

Я хотел исследовать (довольно широкую) тему того, что значит привить чувство принадлежности, и, что более важно, несколько способов, которыми мы определяем, что значит чувствовать себя как дома — глубокая человеческая потребность, которая может способствовать к положительному благополучию и способствовать общему счастью.

Субъективные чувства.

Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

Глава 3. Базовая теория эмоций и теория социального конструктивизма

Наконец, мы хотим исследовать, являются ли изменения в субъективных ощущениях универсальными или культурно различными. В целом исследования выявили межкультурные различия в переживании смешанных эмоций (обычно измеряемых как переживание счастья и печали одновременно). Обычно в исследованиях сравнивают следующие три группы участников: 1) люди, родившиеся и живущие в восточных культурах, 2) люди, родившиеся в восточной культуре и живущие в западной культуре, и 3) люди, родившиеся и живущие в западной культуре. В целом люди, родившиеся и живущие в восточных культурах, как правило, демонстрируют положительную корреляцию между отрицательными и положительными эмоциями, что указывает на то, что они испытывают смешанные эмоции (Perunovic, Heller, & Rafaeli, 2007; Schimmack et al., 2002; Shiota, Campos, Gonzaga). , Кельтнер и Пэн, 2010 г. ). Люди, родившиеся и живущие в западной культуре, демонстрируют отрицательную корреляцию между положительными и отрицательными эмоциями, предполагая, что они испытывают либо положительные, либо отрицательные эмоции. Наконец, люди, родившиеся в Восточной Азии, но живущие в западных культурах, демонстрируют модель, аналогичную западным людям, но отрицательная корреляция между положительными и отрицательными эмоциями слабее (по сравнению с западными людьми). Таким образом, в целом мы можем заключить, что жители Восточной Азии испытывают смешанные эмоции, жители Запада испытывают либо положительные, либо отрицательные эмоции, а люди, родившиеся в Азии, но живущие в западной культуре, попадают между этими двумя группами. В заключение, западные линейные культуры считают, что положительные и отрицательные эмоции имеют отрицательную корреляцию. Это означает, что жители Запада считают, что отрицательные и положительные эмоции не могут возникать вместе. Напротив, диалектические культуры, такие как культуры Восточной Азии, воспринимают отрицательные эмоции и положительные эмоции как положительно коррелирующие друг с другом. Это может быть связано с тем, что участники из Восточной Азии учитывают весь контекст при определении эмоций других и лучше осведомлены о положительных и отрицательных аспектах ситуации. Таким образом, участники из Восточной Азии, как правило, сообщают, что они испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Фактически, работа показала, что переживание негативных эмоций не сильно связано с благополучием в коллективистских культурах (Kuppens et al., 2008). Возможно, коллективистские культуры более комфортно переживают и принимают отрицательные эмоции и, таким образом, рассматривают эти отрицательные эмоции отдельно от собственного ощущения счастья. Одной из причин этого культурного различия может быть то, что американцам может быть менее комфортно испытывать смешанные эмоции, поэтому они быстро разрешили эпизод смешанных эмоций, двигаясь к более негативным или более позитивным чувствам. Или, как упоминалось ранее, интерпретация американцами эмоционального эпизода может быть сосредоточена только на положительной или отрицательной части контекста, а не на обоих аспектах одновременно.

 

Помимо культурных различий в самооценке смешанных эмоций, некоторые данные показывают, что люди в разных культурах испытывают разные типы эмоций. Социально отстраненные эмоции (иногда называемые эмоциями, сфокусированными на эго) вызываются событиями, непосредственно связанными с личностью (например, гордостью и гневом). И наоборот, социально вовлеченные эмоции (иногда называемые эмоциями, ориентированными на других) вызываются событиями, связанными с другими людьми или с нашими отношениями с другими людьми (например, стыдом, любовью, замещающей гордостью и смущением).

 

Чтобы проверить культурные различия в этих эмоциях, Китаяма, Мескита и Карасава (2006) набрали участников из Японии и Америки. В конце каждого дня в течение 14 дней участники вспоминали «самый эмоциональный эпизод дня» (Китайма и др., 2004, стр. 893). Затем каждый день участники сообщали, насколько сильно они испытали 27 различных эмоций во время этого эмоционального эпизода (в таблице 13 приведены примеры этих эмоций). Эти 27 эмоций были разделены на категории в зависимости от того, являются ли они положительными/отрицательными и отвлекающими/вовлекающими.

Таблица 13

Категории эмоций

Адаптировано из «Культурные возможности и эмоциональный опыт: социальное вовлечение и освобождение от эмоций в Японии и Соединенных Штатах», Автор. С. Китаяма, Б. Мескит и М. Карасава, 2006 г., Журнал личности и социальной психологии, 91 (5), с. 893. (https://doi.10.1037/0022-3514.91.5.890). Авторские права принадлежат Американской психологической ассоциации, 2006 г.
Тип эмоций Эмоции
Положительное зацепление Дружеские чувства

Уважение

Сочувствие

Позитивное расцепление Гордый

Улучшенный

Самоуважение

Отрицательное зацепление Вина

Задолженность

стыдно

Боюсь спровоцировать неприятности на другого

Негативное расцепление угрюмые чувства

Разочарование

Злой

Взято из статьи «Культурные возможности и эмоциональный опыт: социальное вовлечение и освобождение от эмоций в Японии и США», Автор. С. Китаяма, Б. Мескит и М. Карасава, 2006, Журнал личности и социальной психологии, 91 (5), с. 893. (https://doi.10.1037/0022-3514.91.5.890). Авторские права принадлежат Американской психологической ассоциации, 2006 г.

 

Рисунок 18

Различия в самоотчетах американцев и японцев о позитивных эмоциях вовлечения и позитивного отторжения (слева) и отрицательных эмоциях о вовлечении и отторжении (справа) за 14-дневный период.

 

Взято из статьи «Культурные возможности и эмоциональный опыт: социальное вовлечение и освобождение от эмоций в Японии и США», Автор. С. Китаяма, Б. Мескит и М. Карасава, 2006, Журнал личности и социальной психологии, 91 (5), с. 894. (https://doi.10.1037/0022-3514.91.5.890). Авторские права принадлежат Американской психологической ассоциации, 2006 г.

 

 

Давайте посмотрим на левую фигуру на рисунке 18. Американские участники испытали положительные эмоции разъединения сильнее, чем положительные эмоции вовлечения. Японские участники сообщили об обратном: они испытывали положительные эмоции вовлечения сильнее, чем положительные эмоции освобождения. При сравнении двух культур американцы сообщили о более высокой интенсивности положительных эмоций отстранения, чем японцы, но культурных различий в категории положительного вовлечения не было.

Теперь давайте посмотрим на правую фигуру на рис. 18. И американцы, и японцы сообщают, что отрицательные эмоции отстранения испытывают сильнее, чем отрицательные эмоции вовлечения. Но разница в интенсивности между отключением и вовлечением эмоций была сильнее для американцев. Сравнивая культуры, американцы сообщали о большей интенсивности подавления эмоций, чем японцы, но опять же культурных различий не существовало в отношении вовлечения эмоций.

 

Эти результаты показывают, что в течение двухнедельного периода американские участники (по сравнению с японскими участниками) сообщали о большей интенсивности эмоций, связанных непосредственно с собой, что является явным кросс-культурным открытием! Но американские и японские участники не сообщали о различиях в интенсивности вызывающих эмоции — универсальный вывод! Сравнение эмоций внутри культуры действительно дает больше доказательств межкультурных различий — например, американцы более интенсивно переживают свои освобождающие эмоции, тогда как японцы более интенсивно переживают свои привлекательные эмоции. Конечно, одним ограничением является дружелюбие к эмоциям. Дружелюбие кажется более характерным для другого конструкта — черты личности!

 

Субъективные чувства можно разделить на категории сильных и бессильных эмоций. Сильные эмоции — это эмоции, которые отображают собственный статус и силу. Эмоции бессилия — это те эмоции, которые возникают, когда мы обвиняем себя и сообщаем о низкой воспринимаемой способности справляться. В исследовании (Fischer, Mosquera, & van Vianen, 2004) изучалось влияние пола и культуры на субъективные чувства участников. Были набраны мужчины и женщины из 37 разных стран. Некоторые участники были из культур с высоким GEM (Показатель гендерного расширения возможностей, конструкция, используемая для измерения гендерного равенства в данной стране), тогда как другие участники были из культур с низким GEM. Странам присваивался высокий балл GEM, если в стране было равное разделение полов и если женщины активно занимали руководящие должности, такие как политика, экономика и работа. Страны с низким GEM были теми, в которых мужчины обладали большей властью, чем женщины. Участникам было предложено вспомнить время, когда они испытывали шесть различных эмоций, а затем оценить их по двум зависимым переменным: 1) выраженность эмоций, о которых они сообщали сами, и 2) наличие/отсутствие гнева или плаксивого выражения лица. Двумя сильными эмоциями, типичными для мужской гендерной роли, были гнев и отвращение. Бессильными эмоциями, характерными для женской гендерной роли, были страх, печаль, стыд, вина.

 

Во-первых, культурные и гендерные различия не были обнаружены в отношении интенсивности сильных эмоций (например, гнева, отвращения). Главный вывод этого исследования заключался в том, что интенсивность эмоций бессилия, о которой сообщают женщины, существенно не отличалась в культурах с низким и высоким уровнем GEM. Это означает, что по мере того, как страна становится более гендерно-равной (переходя от низкого к высокому GEM), женщины НЕ принимают на себя мужскую роль низкого уровня интенсивных бессильных эмоций. Мужчины, живущие в странах с низким уровнем GEM, сообщали о более сильных эмоциях бессилия, чем мужчины, живущие в странах с высоким GEM. Это означает, что по мере того, как культура становится более гендерно-равной (движется от низкого к высокому GEM), мужчины, в свою очередь, принимают на себя типичную мужскую роль менее интенсивных бессильных эмоций. Другими словами, мужчины в странах с высоким уровнем GEM сообщают о менее сильном страхе, печали, стыде и вине. Этот вывод можно интерпретировать и по-другому: по мере того, как культура становится менее гендерно-равной (движется от высокого GEM к низкому), мужчины сообщают о более сильных эмоциях бессилия. Почему? Вероятно, это вообще не имеет отношения к гендерным ролям! Возможно, мужчины в странах с низким GEM сталкиваются со многими препятствиями, которые могут вызвать бессильные эмоции, такими как война, конфликт и коррупция. Один из последних результатов, на который следует обратить внимание, — это количество проявлений гневного выражения лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *