Соотношение темперамента и характера кратко: Соотношение понятий «темперамент» и «характер»

Соотношение темперамента и характера

 

УО «Белорусский государственный педагогический

университет имени  М. Танка»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу дифференциальная психология

 

Соотношение темперамента и характера

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка заочного отделения  Факультета психологии

3-го курса, 036 группы

Юршевич Елена Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Характер и темперамент

4

Глава 2.   Отождествление характера и темперамента

7

2.1. Точка зрения Э. Кречмера

2.2. Представления А.Ф. Лазурского

 

Глава 3. Противопоставление характера и темперамента.

Н.Д. Левитов

 

Глава 4. Признание темперамента элементом характера,

его ядром, неизменной частью.

Взгляды И.П. Павлова

 

Глава 5. Признание темперамента природной основой характера

 

5.1. С.Л.  Рубинштейн о характере и темпераменте

5.2. Научный поиск в работах В.М. Русалова

7

7-8

 

9

 

 

10-11

 

 

 

12

 

12

12-13

Заключение

14

Список  источников и литературы

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Легче познать людей вообще,

чем одного человека в частности.

 

Франсуа де Ларошфуко

 

   Каждый человек – индивидуален.

Это точка зрения дифференциальной психологии. Изучение индивидуальности на всех её уровнях – важнейшая задача этой психологической науки. А изучая индивидуальность невозможно не затронуть такие образования как характер и темперамент, ведь они, как и сама индивидуальность, уникальны и неповторимы у каждого человека. Хотя конечно же есть и определенные закономерности, на основании которых можно найти что-то общее у двух людей, группы. Эти закономерности занимали умы многих известных ученых. Так Гиппократ положил начало изучению типов темперамента, а в результате развития его взглядов возникла гуморальная теория темперамента Гиппократа-Галена. Выделенные в этой теории типы темперамента являются общеупотребительными не только в психологии, но и в обыденной жизни, ведь сложно найти человека, который бы никогда не слышал о холериках или меланхоликах.

Большое распространение получило учение о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова, в котором были выделены  четыре типа нервной деятельности, соответствующие классическим типам темперамента.

Большой вклад в изучение темперамента внесли также Э. Кречмер, К. Юнг, Г.Айзенк; в советской психологии – В.С. Мерлин, Б.М. Теплов, В.М. Русалов  и др.

Проблема характера человека также имеет долгую историю. Сформировалось даже особое учение – характерология. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении многих веков было установление типа характера у конкретного человека с целью предсказания его поведения в определенной ситуации. Такие направления как физиогномика, хиромантия, дерматоглифика, составление гороскопов существенно продвинулись в достижении поставленных перед ними задач, а некоторые формы учений о характере приобретают большую популярность и в настоящее время.

Определяющими в развитии представлений о характере являются взгляды Б.Г. Ананьева, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма, В.Н. Мясищева. Фундаментальными в изучении акцентуаций характера  являются работы К. Леонгарда и А.Е. Личко.

    1. Характер и темперамент

     

    Слово «характер» происходит от греческого character (печать, знак, чеканка). Смысл этого слова хорошо виден  в словосочетании «характерные  особенности» (яркие и информативные  особенности) и глаголе «характеризовать» (давать краткое и информативное  описание какого-то объекта, в том  числе с помощью каких-то ярких  эпитетов).

       Слово «темперамент»  латинского происхождения (temperamentum — надлежащее соотношение частей, упорядоченность, соразмерность). Изначально  это слово употреблялось для  обозначения типов людей, так  оно употребляется и сейчас. [7]

    Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду в первую очередь  динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической  деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой  темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются  у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

    Для темперамента показательна сила психических процессов. При  этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остаётся постоянной, т. е. степень динамической устойчивости.  [6, с. 614]

    Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно  ещё отличать их темп (количество актов  за определённый промежуток времени, зависящее  не только от скорости протекания каждого  акта, но и от величины интервалов между  ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). [6, с. 615]

    Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства.

    Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

    Типы темперамента с точки  зрения бытовой психологии можно  охарактеризовать следующим образом.

    Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

    Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его  непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

    Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием  эмоциональных переживаний, но большой  силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

    Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

    Однако было бы ошибкой  думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. [5, с. 554-555]

    В психологии широко используется и понятие «характер». Под последним подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни ведущие, другие второстепенные, при этом они могут либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере).

    Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые  накладывают определенный отпечаток  на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение  к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печать их творца. Другими словами, бесхарактерный человек – это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. «Этот человек, – говорят часто, – должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе – такой уж у него характер».

    Черты характера – это  те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой  и внутренней последовательностью  вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как  несовместимые с ними, им противоречащие другие. [6, с. 621]

    Среди черт характера наряду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретаемыми в процессе социализации человека чертами  личности, называются и экстраверсия – интроверсия, считающиеся свойствами темперамента. Отсюда возникает вопрос: каково же соотношение между темпераментом  и характером? [2, с. 71]

    Как отмечают А. Г. Ковалев  и В. Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении  темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:

    – отождествление темперамента и характера;

    – противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;

    – признание темперамента элементом характера;

    – признание темперамента природной основой характера. [2, с. 72]

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.  Отождествление характера и темперамента

     

    2.1. Точка  зрения Э. Кречмера

     

    Выразителем первой точки  зрения является Э. Кречмер, который, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу, отождествляет его с характером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер». [2, с. 72]

    Три понятия — конституция, характер и темперамент — получили в течение исследования проводимого Э. Кречмером и его сторонниками следующий смысл.

    Под конституцией понимается сумма всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственности, т. е. заложены генотипически. Понятие о конституции является психофизическим, общебиологическим и относится как к телесному, так и к психическому. Понятие «характер», напротив, — чисто психологическое.

    Под характером понимается сумму всех возможных реакций человека в смысле проявления воли и аффекта, которые образовались в течение его жизни из наследственного предрасположения и всех экзогенных факторов: соматических влияний, психического воспитания, среды и переживаний.

    Понятие «характер» выделяет из аффективной сферы целостную  психическую личность, включая, разумеется, интеллект. Он имеет много общего с понятием «конституция»: унаследованную часть психических качеств оно  абстрагирует от телесных коррелятов, которые заключаются в понятии  конституции, но одновременно в него как составная часть входят экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции. Тяжелые болезненные душевные состояния  не относятся к характеру.

    Понятие «темперамент» является для нас не строго установленным, а лишь эвристическим термином, который  должен стать отправным пунктом  для главной дифференцировки  биологической психологии. [3, с. 286]

     

    2. 2. Представления  А.Ф. Лазурского

    В отечественной психологии близкие взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы. [2, с. 72]

    Лазурский встает на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с интересными, но традиционными проблемами, являющимися главным предметом исследований в цикле выполненных им экспериментальных работ, его чрезвычайно привлекает задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Симптоматично то, что именно к этому вопросу обращается ученый в первом опубликованном им в 1897 г. психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии» (см. «Обозр. психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии». 1897. № 5. с. 351-357; № 6. С. 434-442). Скорее всего, именно подготовка этой статьи, содержащей обзор фактически всех ключевых на то время мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов А.Ф. Лазурского — разработка проблем индивидуальной психологии. Цель последней он видит в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

    Темперамент, характер, воля и их взаимосвязь

              Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

              Формирование характера. Личность и характер

              Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст- от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

              Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость  и другие так называемые «деловые»  качества, как и их антиподы, формируются  позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

              Волевые черты характера  развиваются и закрепляются в  подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера — в ранней юности. К окончанию  школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью. 

    4. Понятие  воли. 

              Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

              Основные признаки волевого акта:

              а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

              б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

              в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого  в процессе и в результате его исполнения;

              г) нередко усилия воли направлены не только на победу над  обстоятельствами, сколько на преодоление  самого себя.  

              Волевая регуляция  поведения

              Волевая регуляция  поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

              Главную психологическую  функцию воли составляет усиление мотивации  и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые  действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

              На уровне личности проявление воли находит свое выражение  в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

              Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и  претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

              К третичным следует  отнести волевые качества, теснейшим  образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

              Волевые действия можно  подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в  само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.

              Развитие воли у  человека связано:

              а) с преобразованием  непроизвольных психических процессов  в произвольные;

              б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

              в) с выработкой волевых  качеств личности;

              г) с тем, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

              Формирование волевых  качеств личности можно рассматривать  как движение от первичных к вторичным  и далее — к третичным качествам. 

    5. Взаимосвязь темперамента, характера и воли. 

              Связь характера  и темперамента заключается в  том, что в некоторых случаях их отождествляют. Например, Э.Кречмер и А.Ружицкий. Противопоставление характера и темперамента можно найти в исследованиях П.Викторова и В.Вирениуса. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью – мы наблюдаем у С.Л.Рубинштейна и С.Городецкого. Темперамент как природная основа характера изучается в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева.

              Основываясь на диалектико-материалистическом понимании психических явлений, важно помнить, что общим для  характера и темперамента является зависимость физиологических особенностей человека от свойств нервной системы.

              Характер и воля связаны постольку, поскольку в  воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.

              Характер так или  иначе связан с особенностью протекания чувств человека. Именно чувства, по мнению К.Д.Ушинского характеризуют особенности каждого человека, его о ношение к миру, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

              К.Юнг предложил  классифицировать характеры в зависимости  от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу. Если говорить о числе черт характера, то важно помнить, что их более 1500, как утверждает С.И.Ожегов.

              Таким образом, можно  сделать вывод о том, что характер – это каркас личности, в который  входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

              — к себе;

              — к другим людям;

              -к порученному  делу;

              — в характере отражаются  волевые качества (готовность преодолевать  препятствия, душевную и физическую  боль, степень настойчивости, самостоятельности,  дисциплинированности, решительности).

              Как характер связан с темпераментом? Это сплав биологических, врожденных свойств высшей нервной  деятельности с приобретенными в  течение жизни индивидуальными  чертами. Так, например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Поэтому недопустимо оправдывать дефекты своего характера тем или иным типом темперамента.

              Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую  называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт (особенностей личности человека, которые систематически проявляются в той или иной деятельности, поведении, общении и пр.). К первой относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели). Ко второй – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Левитов  Н. Д. Психология характера,  изд. 3. М., «Просвещение», 1969

    2. Ковалев  А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.

    3. Гоноболин  Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, «Народная асвета», 1966.

    4. Шепель  В. М. Управленческая психология. Москва, «Экономика», 1984.

    5. Симонов  П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,

    «Наука», 1984.

    6. Божович  Л. И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. М, «Просвещение», 1968.

    Профили темперамента и характера студентов-медиков, связанные с терпимостью к двусмысленности и перфекционизму

    Bachman & Freeborn (1999) Bachman K, Freeborn DK. Использование направлений врачами HMO. Социальные науки в медицине. 1999;48(4):547–557. doi: 10.1016/S0277-9536(98)00380-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Borges & Osmon (2001) Borges NJ, Osmon WR. Выбор личности и медицинской специальности: ориентация на технику и ориентация на людей. Журнал профессионального поведения. 2001;58(1):22–35. doi: 10.1006/jvbe.2000.1761. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

    Бразо и др. (2010) Brazeau CMLR, Schroeder R, Rovi S, Boyd L. Взаимосвязь между выгоранием студентов-медиков, сочувствием и климатом профессионализма. Академическая медицина. 2010;85(Приложение 10):S33–S36. doi: 10.1097/ACM. 0b013e3181ed4c47. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Буднер (1962) Буднер С. Нетерпимость к двусмысленности как личностная переменная. Журнал Личности. 1962; 30: 29–50. doi: 10.1111/j.1467-6494.1962.tb02303.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Campanella et al. (2014) Campanella FC, Crescentini C, Urgesi, Fabbro F. Медитация, ориентированная на осознанность, улучшает шкалы самоотношения у здоровых людей. Комплексная психиатрия. 2014;55(5):1269–1278. doi: 10.1016/j.comppsych.2014.03.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Caulfield et al. (2014) Колфилд М., Андолсек К., Грбич Д., Росковенский Л. Толерантность к двусмысленности студентов, поступающих в медицинские школы США. Академическая медицина. 2014;89(11):1526–1532. doi: 10.1097/ACM.0000000000000485. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Cloninger, Salloum & Mezzich (2012) Cloninger CR, Salloum IM, Mezzich JE. Динамические истоки позитивного здоровья и благополучия. Международный журнал личностно-ориентированной медицины. 2012;2(1):1–9. doi: 10.3390/jpm2010001. [CrossRef] [Google Scholar]

    Cloninger, Svrakic & Pryzbeck (1993) Cloninger CR, Svrakic DM, Pryzbeck TR. Психобиологическая модель темперамента и характера. Архив общей психиатрии. 1993; 50: 975–990. doi: 10.1001/archpsyc.1993.01820240059008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Cloninger, Svrakic & Wetzel (1994) Cloninger CR, Svrakic DM, Wetzel RD. Инвентарь темперамента и характера: руководство по его развитию и использованию. Центр психобиологии личности Вашингтонского университета в Сент-Луисе; Сент-Луис: 1994. [Google Scholar]

    Cloninger & Zohar (2011) Cloninger CR, Zohar AH. Личность и восприятие здоровья и счастья. Журнал аффективных расстройств. 2011;128(1–2):131–134. [PubMed] [Google Scholar]

    Cloninger et al. (2012) Cloninger C, Zohar AH, Hirschmann S, Dahan D. Психологические издержки и преимущества высокой настойчивости: профили личности отличают расстройства настроения от тревожных расстройств. Журнал аффективных расстройств. 2012; 136: 758–766. doi: 10.1016/j.jad.2011.090,046. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Cooke, Doust & Steele (2013) Cooke GP, Doust JA, Steele MC. Исследование устойчивости, выгорания и терпимости к неопределенности среди регистраторов общей практики Австралии. Медицинское образование BMC. 2013;13:2. doi: 10.1186/1472-6920-13-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Costa & McCrae (1992) Costa PT, McCrae RR. Пересмотренное профессиональное руководство по инвентаризации личности NEO (NEO-PI-R) и пятифакторной инвентаризации NEO (NEO-FFI). Ресурсы психологической оценки; Одесса: 1992. [Google Scholar]

    Diener & Lucas (1999) Diener E, Lucas RE. Личность и субъективное благополучие. В: Канеманн Д., Динер Э., Шварц Н., редакторы. Основы гедонистической психологии. Рассел Сейдж; Нью-Йорк: 1999. С. 213–229. [Google Scholar]

    Doherty & Nugent (2011) Doherty EM, Nugent E. Личностные факторы и медицинская подготовка: обзор литературы. Медицинское образование. 2011;45(2):132–140. doi: 10.1111/j.1365-2923.2010.03760.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    Даффи, Борхес и Хартхунг (2009) Даффи Р.Д., Борхес Н., Хартхунг П. Личность, профессиональные интересы и трудовые ценности студентов-медиков. Журнал оценки карьеры. 2009;17(2):189–200. doi: 10.1177/1069072708329035. [CrossRef] [Google Scholar]

    Dyrbye et al. (2011) Дирбай Л.Н., Харпер В., Дернинг С.Дж., Мутье С., Томас М.Р., Стэнфорд Мэсси-младший Ф., Икер А., Пауэр Д.В., Шидло Д.В., Слоан Дж.А., Шанафельт Т.Д. Паттерны дистресса у студентов-медиков в США. Преподаватель медицины. 2011; 33: 834–839.. doi: 10.3109/0142159X.2010.531158. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Dyrbye & Shanafelt (2006) Dyrbye L, Shanafelt TD. Систематический обзор депрессии, тревоги и других показателей психологического дистресса среди студентов-медиков в США и Канаде. Академическая медицина. 2006;81(4):354–373. doi: 10.1097/00001888-200604000-00009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Eley et al. (2013) Эли Д.С., Клонингер К.Р., Уолтерс Л., Лоуренс С., Синнотт Р., Уилкинсон Д. Взаимосвязь между устойчивостью и личностными качествами врачей: последствия для улучшения самочувствия. Пир Дж. 2013;1:e216. doi: 10.7717/peerj.216. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Элей и др. (2016) Элей Д.С., Люн Дж., Хонг Б., Клонингер К., Клонингер К.Р. Выявление доминирующих профилей личности у студентов-медиков: последствия для их благополучия и устойчивости. ПЛОС ОДИН. 2016;11(8):e0160028. doi: 10.1371/journal.pone.0160028. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Enns, Cox & Sareen (2001) Enns MW, Cox BJ, Sareen J. Freeman Адаптивный и дезадаптивный перфекционизм у студентов-медиков: продольное исследование. Медицинское образование. 2001; 35: 1034–1042. дои: 10.1046/j.1365-2923.2001.01044.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Epstein & Krasner (2013) Epstein RM, Krasner MD. Устойчивость врачей: что это значит, почему это важно и как ее продвигать. Академическая медицина. 2013;88(3):301–303. doi: 10.1097/ACM.0b013e318280cff0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Feinmann (2011) Feinmann J. Врачи-подрывники часто оказываются перфекционистами. БМЖ. 2011;342:d876. doi: 10.1136/bmj.d876. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Ferguson, James & Madeley (2002) Ferguson E, James D, Madeley L. Факторы, связанные с успехом в медицинской школе: систематический обзор литературы. БМЖ. 2002;324(7343):952–957. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    Ferguson et al. (2003) Фергюсон Э., Джеймс Д., О’Хехир Ф., Сандерс А. Пилотное исследование ролей личности, ссылок и личных заявлений в отношении результатов за пять лет получения медицинской степени. БМЖ. 2003; 326: 429–432. doi: 10.1136/bmj.326.7386.429. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Firth-Cozens (2003) Firth-Cozens J. Врачи, их благополучие и стресс. БМЖ. 2003; 326: 670–671. doi: 10.1136/bmj.326.7391.670. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Flett & Hewitt (2002) Flett GL, Hewitt PL. Перфекционизм: теория, исследования и лечение. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2002. [Google Scholar]

    Frost et al. (1990) Фрост Р., Мартен П., Лахарт С., Розенблейт Р. Размеры перфекционизма. Когнитивная терапия и исследования. 1990; 14: 449–468. doi: 10.1007/BF01172967. [CrossRef] [Google Scholar]

    Геллер (2013) Геллер Г. Терпимость к двусмысленности: этический критерий отбора студентов-медиков. Академическая медицина. 2013; 88: 581–584. дои: 10.1097/ACM.0b013e31828a4b8e. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Grucza & Goldberg (2007) Grucza RA, Goldberg LR. Сравнительная достоверность 11 современных опросников личности: прогнозы поведенческих актов, отчеты информаторов и клинические показатели. Журнал оценки личности. 2007;89(2):167–187. doi: 10.1080/00223890701468568. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Haight, Chibnall & Schindler (2012) Haight S, Chibnall JT, Schindler DL. Связи личности студента-медика и характеристик здоровья/благополучия с их успеваемостью в медицинской школе по учебной программе. Академическая медицина. 2012;87(4):476–485. дои: 10.1097/ACM.0b013e318248e9d0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Haslam, Whelan & Bastian (2009) Haslam N, Whelan J, Bastian B. Большая пятерка черт опосредует ассоциации между ценностями и субъективным благополучием. Личность и индивидуальные различия. 2009; 46:40–42. doi: 10.1016/j.paid.2008.09.001. [CrossRef] [Google Scholar]

    Hodgson et al. (2007) Ходжсон К.С., Техерани А., Гоф Х.Г., Брэдли П., Пападакис М.А. Взаимосвязь между показателями непрофессионального поведения во время учебы в медицинской школе и показателями калифорнийской психологической инвентаризации. Академическая медицина. 2007;82(10):S4–S7. дои: 10.1097/ACM.0b013e318140047f. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Hojat et al. (2013) Ходжат М., Аксельрод Д., Спандорфер Дж., Менгионе С. Повышение и поддержание эмпатии у студентов-медиков. Психологическое здоровье и медицина. 2013;35:996–1001. [PubMed] [Google Scholar]

    Hojat, Callahan & Gonnella (2004) Hojat M, Callahan C, Gonnella JS. Личность студентов и рейтинги клинической компетентности в медицинском вузе: лонгитюдное исследование. Психологическое здоровье и медицина. 2004;9: 247–252. doi: 10.1080/13548500410001670771. [CrossRef] [Google Scholar]

    Hojat, Erdman & Gonnella (2013) Hojat M, Erdman JB, Gonnella J. Оценка личности и результаты в медицинском образовании и медицинской практике: Руководство AMEE. Преподаватель медицины. 2013;35(7):e1267–e1301. [PubMed] [Google Scholar]

    Hojat et al. (2003) Ходжат М., Гоннелла Дж.С., Эрдманн Дж.Б., Фогель В.Х. Когнитивная оценка студентами-медиками стрессовых жизненных событий, связанных с личностью, физическим благополучием и успеваемостью: лонгитюдное исследование. Личность и индивидуальные различия. 2003;35:219–235. doi: 10.1016/S0191-8869(02)00186-1. [CrossRef] [Google Scholar]

    Hojat et al. (2014) Ходжат М., Манн Д., Масселло Д., Калабрезе Л.Х. Пересечение эмпатии, командной работы и интегративного подхода к уходу за пациентами. Преподаватель медицины. 2014: 1–4. doi: 10.3109/0142159X.2014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Hojat & Zuckerman (2008) Hojat M, Zuckerman M. Личность и интерес к специальности у студентов-медиков. Преподаватель медицины. 2008;30(4):400–406. doi: 10.1080/01421590802043835. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    Horsburgh, Schermer & Veselka (2009) Horsburgh VA, Schermer JA, Veselka LPV. Поведенческое генетическое исследование психической стойкости и личности. Личность и индивидуальные различия. 2009;46:100–105. doi: 10.1016/j.paid.2008.09.009. [CrossRef] [Google Scholar]

    Howe, Smajdor & Stockl (2005) Howe A, Smajdor A, Stockl A. На пути к пониманию устойчивости и ее значения для медицинского обучения. Медицинское образование. 2005; 46: 349–356. [PubMed] [Google Scholar]

    Jiang et al. (2003) Цзян Н., Сато Т., Хара Т., Такэдоми Ю., Одзаки И., Ямада С. Корреляция между личностной тревожностью, личностью и усталостью: исследование, основанное на инвентаризации темперамента и характера. Журнал психосоматических исследований. 2003;55(6):493–500. doi: 10.1016/s0022-3999(03)00021-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Josefsson et al. (2011) Йозефссон К., Клонингер С., Хинцанен М., Джокела М., Пулкки-Рабак Л., Келтикангас-Ярвинен Л. Связь профилей личности с различными аспектами благополучия: популяционное исследование. Журнал аффективных расстройств. 2011; 133: 265–273. [PubMed] [Google Scholar]

    Knights & Kennedy (2007) Knights JA, Kennedy BJ. Выбор медицинского вуза: влияние дисфункциональных тенденций на успеваемость. Медицинское образование. 2007;41(4):362–368. дои: 10.1111/j.1365-2929.2007.02707.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Krasner et al. (2009) Краснер М.С., Эпштейн Р.М., Бекман Х., Сучман А.Л., Чепмен Б., Муни С.Дж., Куилл Т.Е. Ассоциация образовательной программы по внимательному общению с выгоранием, эмпатией и отношением врачей первичной медико-санитарной помощи. Журнал Американской медицинской ассоциации. 2009;302(12):1284–1293. doi: 10.1001/jama.2009.1384. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Kuhn, Goldberg & Compton (2009) Kuhn G, Goldberg R, Compton S. Терпимость к неопределенности, эмоциональному выгоранию и удовлетворенность карьерой в области экстренной медицины. Анналы экстренной медицины. 2009 г.;54:106–113. doi: 10.1016/j.annemergmed.2008.12.019. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Lievens et al. (2002) Lievens F, Coetsier P, De Fruyt F, Maeseneer D. Личностные характеристики студентов-медиков и академическая успеваемость: перспектива пятифакторной модели. Медицинское образование. 2002;36(11):1050–1056. doi: 10.1046/j.1365-2923.2002.01328.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Mclain (2009) Mclain DI. Свидетельство свойств меры толерантности к неоднозначности: шкала толерантности к неоднозначности множественных типов стимулов-II (MSTAT-II) Психологические отчеты. 2009 г.;105(3):975–988. doi: 10.2466/pr0.105.3.975-988. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    McManus & Powis (2007) McManus C, Powis D. Тестирование отборочных тестов в медицинские школы. Медицинский журнал Австралии. 2007;186(3):118–119. [PubMed] [Google Scholar]

    McManus, Keeling & Paice (2004) McManus I, Keeling A, Paice E. Стресс, выгорание и отношение врачей к работе определяются личностью и стилем обучения: двенадцатилетнее продольное исследование Выпускники медицинских факультетов Великобритании. Медицинское образование BMC. 2004;2:29. doi: 10.1186/1741-7015-2-29. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Peters & King (2012) Peters M, King K. Перфекционизм у врачей. БМЖ. 2012;3(34):e1674 [PubMed] [Google Scholar]

    Rogers, Creed & Searle (2012) Rogers ME, Creed PA, Searle J. Человек и факторы окружающей среды, связанные с благополучием студентов-медиков. Личность и индивидуальные различия. 2012;52(4):472–477. doi: 10.1016/j.paid.2011.11.006. [CrossRef] [Академия Google]

    Schneider, Linde & Buhner (2014) Schneider AWM, Linde K, Buhner M. Общение и преодоление неопределенности в общей практике: связь с невротизмом. ПЛОС ОДИН. 2014;9(7):e102780. doi: 10.1371/journal.pone.0102780. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Sherrill (2001) Sherrill WW. Терпимость двусмысленности среди студентов MD/MBA: значение для управленческого потенциала. Журнал непрерывного образования для медицинских работников. 2001; 21:1117–1122. [PubMed] [Академия Google]

    Сиверт и др. (2016) Сиверт М., Звир И., Клонингер К.М., Лестер Н., Роза С., Клонингер К.Р. Влияние профиля темперамента и характера на выбор специальности и самочувствие ординаторов. Пир Дж. 2016;4:e2319. doi: 10.7717/peerj.2319. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Stallman (2011) Stallman HM. Факторная структура шкалы морозного многомерного перфекционизма у студентов вузов. Австралийский психолог. 2011;46(4):229–236. [Академия Google]

    Танака и др. (2009) Танака К., Мидзуно К., Фукуда С., Тадзима С., Ватанабэ Ю. Черты личности, связанные с внутренней академической мотивацией у студентов-медиков. Медицинское образование. 2009; 43: 384–387. doi: 10.1111/j.1365-2923.2008.03279.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Tyssen et al. (2007) Tyssen RD, Rovik FC, Thorkildsen JO, Ekeberg RT, Hem O, Gude T, Gronbold NT, Baglum P. Черты и типы личности предсказывают стресс в медицинской школе: шестилетнее продольное и общенациональное исследование. Медицинское образование. 2007; 4: 781–787. [PubMed] [Академия Google]

    Уэйн и др. (2011) Уэйн С., Деллмор Д., Серна Л., Джерабек Р., Тимм С., Калишман С. Связь между нетерпимостью к двусмысленности и снижением отношения студентов-медиков к малообеспеченным. Академическая медицина. 2011; 86: 877–882. doi: 10.1097/ACM.0b013e31821dac01. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    West et al. (2009) West C, Tan AD, Habermann TM, Sloan JA, Shanafelt TD. Ассоциация резидентной усталости и дистресса с предполагаемыми врачебными ошибками. Журнал Американской медицинской ассоциации. 2009 г.;302(12):1294–1300. doi: 10.1001/jama.2009.1389. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    Инвентаризация темперамента и характера (TCI) как предикторы депрессии у японских студентов колледжей

    %PDF-1.6 % 60 0 объект > эндообъект 83 0 объект >поток 2000-11-10T14:22:49Z2010-11-25T17:22:24+09:002010-11-25T17:22:24+09:00PDFlib PLOP 2.0.0p6 (SunOS)/Acrobat Distiller Command 3.0 для Solaris 2.3 и более поздних версий (SPARC)application/pdf

  • Опросник темперамента и характера (TCI) как предикторы депрессии среди японских студентов
  • 10.1002/1097-4679(200012)56:12<1579::AID-8>3.0.CO;2-K10.1002/(ISSN)1097-46792uuid:d1067306-ecc0-49e2-99dc-a3113e7a3558uuid:a9ab32c0-0d 4bda-a935-b2afab12e8b6 конечный поток эндообъект 84 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 1 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 22 0 объект >поток HWIw8W!n⒛cxdM$}$HEz% p~3x@U ja~`: FEȇGA{Y,»_ŻOh.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *