Психология детей до 1 года: Ваш малыш от 0 до 1 года

Ваш малыш от 0 до 1 года

Начинаем серию статей о психологическом развитии ребенка.

Период развития ребёнка от 0 до 1 года называют младенчеством. Бытует заблуждение, что малыши до 1 года еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события. В действительности, они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям. Именно в этот период формируется базовое доверие к миру.

Младенцы – самые  беспомощные из всех живых существ. Очень важно, чтобы рядом был взрослый, внимание которого они привлекают криком. Малыш должен быть уверен, что на его крик среагируют и ему помогут. Если же потребности не удовлетворяются, то формируется недоверие к миру и установка, что мир опасен. Многие депрессии и тревоги начинаются именно здесь. Привязанность к взрослому – главное, что есть у малыша. Это эмоциональная связь, которая будет влиять на мировосприятие ребёнка, на построение взаимоотношений в будущем с партнёром и позже со своими детьми.

Этот период даже часто называют периодом «донашивания». Совершенно нормально носить малыша на руках, приходить к нему, когда он плачет. Современные родители понимают, что крик ребёнка вызван какой-то конкретной причиной, и не оставляют «накричаться.

Уже к первому году жизни ребёнок прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него, происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного восприятия ребенком мира. Информацию малыш преимущественно воспринимает тактильно. Для него очень важны прикосновения, поглаживания, поцелуи, объятия. Здорово, когда мама сама делает малышу массаж, необязательно профессиональный, это могут быть поглаживания ручек, потом ножек, круговые поглаживания животика по часовой стрелке. Важно в этот момент удерживать зрительный контакт, разговаривать с крохой, можно петь песенки или читать стишки-потешки. Родительские  поглаживания и мамин голос обладают просто «волшебной» силой для малыша.

Эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте – не  прихоть, а необходимость! Иначе у ребёнка происходит задержка психического развития. Доказательство тому – дети  из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно. Рекомендуем посмотреть на эту тему документальный фильм «Джон», показывающий всю глубину страданий, переживаемых маленькими детьми в условиях разлуки с матерью.

Заканчивается период младенчества кризисом 1 года. Любой кризис – это  переход на новый уровень развития. Заключается кризис в новообразованиях и приобретениях, и кризис 1 года не исключение. Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался, а теперь и дня не проходит без капризов. Малыш везде проявляет любознательность и расстраивается, если ему что-то запрещают.

Приобретениями первого года жизни является ходьба и первые зачатки речи. Возможности малыша существенно расширяются. Теперь становится доступным то, что раньше было недосягаемым. Словарный запас ребёнка ещё очень маленький, поэтому он не может полностью объяснить свои желания, и начинает капризничать, когда его не понимают.

Сохранять спокойствие и проявлять терпение. Ведь ваш кроха делает первые самостоятельные шаги. Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Запретов должно быть, как можно меньше, они должны касаться только угрозы жизни и здоровью малыша. Все опасные предметы нужно убрать из поля зрения ребенка. Во всем остальном, старайтесь не ограничивать исследовательский интерес крохи.

Если грамотно выстроить взаимоотношения с ребёнком в этот период, то кризис не продлится долго.

Самое главное, что нужно малышу – это  любовь, внимание и забота, которые и являются залогом успешного развития психики и интеллекта ребенка.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам выстроить гармоничные отношения с малышом, специалисты нашего Центра всегда готовы вам оказать помощь и поддержку.

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков КГБУ ХЦППМСП

Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Ребёнок до года: полезные советы родителям

Воспитание ребенка начинается уже с первых недель его жизни. С рождения и до года — это период активного физического развития малыша, адаптации к окружающему миру, приобретение первого опыта. Мы собрали полезные советы для родителей по воспитанию и уходу за ребенком в первый год его жизни

Фото: pixabay.com

Молодые семьи с волнением и радостью ждут появления на свет ребенка. С момента когда женщина признается мужчине, что они скоро станут родителями, до момента, когда малыш подрастает и становится уже немного самостоятельным, жизнь мамы и папы наполнена тревогами и беспокойством.

Популярные материалы

Несмотря на накопленный огромным количеством поколений опыт ухода за новорожденными и совсем маленькими детьми, счастье молодых родителей всегда сопровождается переживаниями и страхами. Поэтому очень важно помочь неопытным родителям преодолеть все трудности и дать им понять, что они прекрасно со всем справятся. И даже в тех случаях, когда ребенок в семье не первый, мамы и папы всегда могут узнать что-то новое.

Тем родителям, которые переживают, что не смогут запастись всем необходимым до рождения ребенка, может помочь, например, сайт департамента здравоохранения города Москвы, который предлагает список того, что должно быть готово к рождению малыша. Также там есть список того, что покупать не стоит. И затем идут подробные рекомендации по уходу за ребенком.

Начнем с гигиены. Младенца нужно обязательно купать каждый день. При этом в помещении должно быть примерно от 18 до 22 градусов тепла, а вода должна быть около 37 градусов. Мылом, даже детским, новорождённых мыть нельзя, так как оно сушит кожу. Существуют специальные детские пенки, которые, впрочем, можно использовать не чаще двух раз в неделю. Голову рекомендуется мыть раз в неделю специальным детским шампунем. Вытирать ребенка следует очень бережно, и даже не вытирать, а осторожными движениями промакивать кожу полотенцем.
Складки на коже младенца нужно обрабатывать два раза в день защитным средством для ухода. Так кожа будет защищена от раздражающего эффекта естественных выделений и лишней влаги.

Глаза рекомендуется осторожно протирать мягкими движениями в сторону носа отдельным ватным тампоном, предварительно смочив его в теплой кипяченой воде.
Ногти нужно подстригать по мере их отрастания, и лучше всего во время сна, чтобы не напугать ребенка и его ручки и ножки были расслаблены.

Подгузники необходимо менять регулярно, причем между их сменой нужно делать перерыв 15-20 минут, чтобы давать коже немного подышать.

Пеленки и распашонки необходимо менять дважды в день, а все белье ребенка обязательно проглаживать утюгом.

С ребенком нужно каждый день гулять, при условии, что в ясную погоду температура до -10, а в случае осадков и сильного ветра до -5 градусов. Одевать малыша нужно с учетом того, что на нем должно быть на один слой одежды больше, чем на взрослом. Длительность прогулки следует постепенно увеличивать, начав с 10-15 минут.
Разумеется, самое лучшее питание для младенца — это грудное молоко. Однако часто бывает так, что у матери по тем или иным причинам не хватает молока. Не беда, вам на помощь придут искусственные смеси. А не ошибиться выбрать наиболее подходящую смесь и правильно подобрать объем вам поможет ваш педиатр. По мере того как ребенок растет, постепенно вводится прикорм, то есть новые продукты.

Развитие

В первый месяц жизни младенец активно двигает ручками и ножками, сжимает кулачки. Также он начинает фиксировать взгляд, следить за движущимися предметами и впервые улыбается.

Во второй месяц ребенок начинает поднимать головку и пытается ее удержать. Услышав звук, он пытается найти его источник. Взгляд фокусируется уже лучше. Рекомендуется украсить комнату яркими вещами, чтобы ребенку легче было фокусировать взгляд. Также передвигайте в поле зрения ребенка предметы, играйте с игрушками над детской кроваткой. Важно также говорить с ребенком, комментировать свои действия, менять интонацию.

В три месяца малыш уже хорошо держит головку. Он уже может определить источник звука и узнает голос мамы.

По мере взросления рекомендуется играть с ребенком в «пальчиковые игры». До четырех-пяти месяцев это обычный массаж пальчиков, а также их поглаживание и распрямление. Постепенно можно начинать осторожно загибать пальчики.
В четыре месяца у ребенка уже появляется некоторая самостоятельность, и он начинает познавать мир. Родители теперь могут спокойнее спать ночью, но зато днем за младенцем нужен глаз да глаз. В этом возрасте появляется хватательный рефлекс, ребенок тянется к игрушкам, пробует их. Также малыш учиться садиться.
Около полугода он уже уверенно хватает игрушки, сам переворачивается и может сидеть несколько секунд. У многих детей в этом возрасте прорезается первый зуб.
Также в полгода дети осознанно улыбаются, когда видят родителей, радостно лепечут и выражают эмоции.

Нужно играть с ребенком, показывая ему предметы разной формы и текстуры.
Можно постепенно начинать учить ребенка простым слогам. Читайте малышу детские стишки, делая акцент на слогах.

В этот период жизни ваш ребенок учится ползать, и его нужно к этому стимулировать. Для этого отлично подойдут яркие игрушки. Когда он перевернется на животик, положите яркий предмет на небольшом расстоянии от него, и ребенок захочет подползти к предмету.

Также детей в этом возрасте можно учить перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Питание

Показать еще

Семимесячный ребенок уже заметно взрослеет, и ему нравится рассматривать картинки. Нужно показывать ему фотографии, и он будет узнавать близких людей. В этом возрасте многие дети впервые могут произнести слова «мама» и «папа». Нужно помогать им складывать простые слоги в слова.

В восемь-девять месяцев ребенок будет осознанно и отчетливо говорить слово «мама». Он будет дергать вас за руку, пытаться привлечь ваше внимание.
Около десяти месяцев малыш уже довольно хорошо понимает взрослых и, например, может найти по вашей просьбе игрушку и принести ее, поэтому важно развивать у него этот навык. Постепенно нужно учить ребенка не только открывать крышку коробки, но и закрывать ее, а также складывать туда игрушки.

В одиннадцать месяцев большинство детей начинают ходить. Также они учатся приседать и наклоняться. Важно продолжать играть с ребенком, собирать пирамиды или башни из кубиков.

К одному году ребенок уже начинает уверенно ходить, может говорить около десяти простых слов, знает имена родных. Также малыш уже может сам пить из чашки. В этот период можно начинать учить ребенка самому умываться и одеваться. Начинается более самостоятельный период его жизни.

Здоровье

Полезные советы

Показать еще

12–24 месяца: Социально-эмоциональное развитие | ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ

У малышей начинает развиваться чувство самосознания, что они отделены и независимы от других.

Любящие отношения дают маленьким детям ощущение комфорта, безопасности, уверенности и ободрения. Воспитание связей учит малышей, как завязывать дружеские отношения, как выражать эмоции и как справляться с трудностями. Поддерживающие отношения с родителями, взрослыми и друзьями также помогают детям развивать доверие, сочувствие, сострадание и чувство правильного и неправильного (совесть).

У малышей начинает развиваться чувство самосознания, что они отделены и независимы от других. Это новое знание помогает им понять, что мысли и чувства других людей могут отличаться от их собственных. Понимание этого помогает детям начать развивать эмпатию — способность поставить себя на место другого человека и представить, что он чувствует. Маленькие малыши также все больше интересуются сверстниками, правда в этом возрасте они обычно играют не с другими детьми, а рядом или поблизости. Дети начнут более интерактивно играть со сверстниками, когда им исполнится 3 года и старше. Вот как сейчас выглядит игра с равными:

Закари, 18 месяцев, замечает старшего малыша Патрика, играющего на пляже. Он подходит со своей лопатой и внимательно наблюдает за игрой Патрика. Мать Патрика спрашивает: «Ты тоже хочешь поиграть?» Закари по наущению матери начинает копать яму рядом со своим новым «другом». Он продолжает внимательно наблюдать за старшим ребенком и иногда, кажется, подражает тому, что он делает. Два мальчика какое-то время играют бок о бок, прежде чем Закари уходит, чтобы посмотреть на чаек.

Поддерживайте развитие навыков малышей.

Малыши учатся лучше всего, когда вы позволяете им играть, исследовать и следовать их интересам. Они развивают новые навыки, когда вы оказываете им достаточно помощи, чтобы они могли справиться с задачей, не слишком расстраиваясь. Например, если вы видите, как ваш 20-месячный ребенок пытается вставить квадратный блок в круглое отверстие своего сортировщика фигур, вы можете провести его рукой по различным отверстиям, чтобы показать ему, как решить проблему, и позволить ему бросить его. в правильное отверстие, когда она его находит.

На работе:

  • Помогите малышу научиться уверенно решать проблемы.  Дайте ребенку время, чтобы он попытался самостоятельно решить проблему, например, как надеть резиновые сапоги. Когда вы увидите, что он начинает разочаровываться, окажите ему помощь, которая ему необходима, чтобы справиться с задачей. Например, вы можете выровнять ботинки с правильными ногами, а затем предложить ребенку опереться на стул, пока он вставляет ногу.
  • Хвалите процесс, а не только результат.  Цель состоит в том, чтобы помочь детям почувствовать радость от своих усилий, а не только от их результатов. Когда вы замечаете усилия вашего ребенка (вы так усердно работаете над этой головоломкой, действительно продумываете, где каждая часть подходит), это дает ему понять, как важно быть настойчивым и продолжать попытки.

Помогите детям научиться разрешать конфликты здоровыми и подходящими способами.

Вы, наверное, замечали, что малыши хотят то, что хотят, и когда хотят. У них мало самообладания, а это значит, что они не очень хорошо умеют ждать, а также с трудом удерживают себя от исполнения своих желаний. Это означает, что в процессе развития маленькие дети борются с соблюдением правил, особенно тех, которые касаются обмена.

В вашей работе:

  • Оказывайте большую поддержку маленьким детям, играющим в группе.
     Покажите им, как делиться. Вы можете установить кухонный таймер, чтобы дать им визуальное напоминание о том, как долго они должны ждать своей очереди. Утешайте детей, которым трудно справиться с ожиданием. Помогите им тем временем заняться чем-нибудь другим.
  • Играйте в игры по очереди.  Попробуйте по очереди отбивать пенопластовый мяч с площадки-ти, передавать мячи по кругу или играть вместе в воде или на песке. Подобные занятия помогают детям «практиковать» искусство делиться.
  • Отвлечь ребенка   (Давайте посмотрим в окно на мусоровоз)   или перенаправить его внимание   (Сейчас я достану пластилин. Кто-нибудь хочет поиграть?)  уменьшить или избегать конфликтов. Малыши еще не умеют разрешать конфликты путем обсуждения.

Помогите вашему ребенку чувствовать себя в безопасности.

Мир может казаться пугающим и непредсказуемым для малышей. Теперь, когда они гуляют, они могут оказаться в «странном» или неизвестном месте (даже в вашем доме или на заднем дворе), сами того не желая. Они могут достичь того, чего раньше не могли (что может привести к новым неприятностям). Они также могут чаще падать, поскольку овладевают балансом и координацией, необходимыми для ходьбы. Вы помогаете своему малышу чувствовать себя в безопасности, когда побуждаете его к безопасному исследованию и обеспечиваете поддержку и уверенность, в которых он нуждается. Вы также помогаете ему чувствовать себя в безопасности, когда у вас есть рутина и переходы, которые ведут его в течение дня предсказуемым и упорядоченным образом.

На работе:

  • Будьте надежной «домашней базой» для вашего малыша.  Посмотрите, как ваш малыш будет отдаляться от вас, оглядываться на вас, как бы «отмечаясь», а затем продолжать свое приключение. Когда они чувствуют, что зашли слишком далеко или столкнулись с чем-то «страшным» (например, с звуком газонокосилки по соседству), они ковыляют обратно к вам за утешением. Когда вы можете быть поддерживающим партнером для вашего любопытного малыша, вы помогаете ему учиться, расти и развивать уверенность в своих силах.
  • Установить процедуры и переходы.  Знание того, чего ожидать, помогает малышам чувствовать себя в безопасности, уверенно и контролировать свой мир. Старайтесь выполнять ежедневные дела в одном и том же порядке и примерно в одно и то же время каждый день, и сообщайте им, когда приближается переход. Это поможет вашему ребенку предвидеть, подготовиться и справиться со многими изменениями, которые ему приходится делать каждый день. Например, вы можете сказать своему ребенку: После обеда мы сядем в кресло-качалку и прочитаем сказку.
    Потом я включу тихую музыку, а ты вздремнешь в своей кроватке.

Ищите способы сделать вашу домашнюю культуру частью повседневной жизни вашего ребенка.

Культура ребенка является важной частью его личности. Связь, которую он имеет со своей культурой, формирует его личность и самооценку здоровым и позитивным образом.

На работе:

  • Научите опекунов вашего ребенка  словам, которые ваша семья использует для важных людей (мама, папа, бабушка и дедушка) и вещей (бутылочки, одеяла, соски и т. д.).
  • Выбирайте книги и музыку, которые отражают культуру вашего дома.  Они часто доступны в вашей публичной библиотеке бесплатно и быстро станут любимой частью повседневной жизни вашего ребенка — перед сном, купанием или просто вождением автомобиля.

Загрузка

Раздаточный материал для профессионалов

Раздаточный материал для родителей

Является ли поведение моего годовалого ребенка непослушным или нормальным?

Легко расстроиться, когда годовалый ребенок швыряет вещи на пол, включает и выключает телевизор или лезет туда, куда вам не хочется. Может показаться, что ваш ребенок намеренно пытается нажать на ваши кнопки, но на самом деле такое поведение является нормальной частью его развития. Понимание того, почему ваш ребенок ведет себя таким образом, может помочь вам лучше реагировать на это.

Что вам следует знать о поведении

Эксперты по развитию детей говорят, что 12-месячные дети просто не способны злиться или мстить, и у них недостаточно контроля над импульсами, чтобы сопротивляться тому, что им говорят не делать . (Большинство детей не могут освоить это до 3,5-4 лет.)

В этом возрасте дети пытаются осмыслить свой мир, исследуя и экспериментируя. Они хотят видеть, что происходит, когда они делают определенные вещи. Это исследование — то, как они изучают такие вещи, как причина и следствие.

«Младенцы постоянно наблюдают за миром», — говорит педиатр и писатель Харви Карп в статье под названием   «Когда начинается дисциплина?»   из  Журнал для родителей . «Она разминает еду, чтобы посмотреть, как она себя чувствует. Она роняет что-то со стульчика, чтобы посмотреть, как оно шлепнется».

Таким образом, вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, что ваш ребенок ведет себя непослушно, вы можете радоваться тому, что его поведение на самом деле является признаком когнитивного развития. Когда ребенок заставляет что-то происходить и наблюдает за результатами или повторяет действие — например, нажимает кнопки, чтобы включить или выключить телевизор или радио, — он учится.

Что вы можете сделать

Вот несколько способов, которыми вы можете способствовать позитивному развитию вашего ребенка посредством исследования:

1. Обеспечьте безопасные возможности для непрерывных игр и открытий.

Защитите свой дом от детей, чтобы избежать опасностей, но также обеспечьте безопасные места, где ваш ребенок может все проверить. Разместите книги, пазлы и игрушки на низких полках, чтобы они могли до них добраться. Обеспечьте игрушки, которые предлагают возможности для изучения размера, формы и цвета, при использовании контейнеров, штабелирования и гнездования игрушек. Будьте позитивны и поощряйте, когда ваш ребенок учится новому действию или навыку, позволяющему влиять на вещи.

2. Объясните причину и следствие своих действий.

Исследования вашего ребенка — это прекрасная возможность пообщаться с ним. Наблюдайте и комментируйте соответствующим образом, когда ваш ребенок смотрит на вас в поисках одобрения или неодобрения, прежде чем взять что-то или сделать что-то. Объясните им, что произойдет, если они потянут за шнур, и предложите им вместо этого поиграть со своими игрушками. Чем больше вы будете это делать, тем лучше они поймут, что для них безопаснее.

3. Будьте осторожны со словом «нет».

Младенцы начинают понимать, что означает слово «нет», в возрасте от 6 до 18 месяцев и даже могут начать говорить себе «нет-нет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *