Психотерапевтическая группа: Психотерапевтическая группа — Психологос

Содержание

для кого и зачем, Групповая психотерапия – Гештальт Клуб

Без сомнения, терапевтическая группа – важный психотерапевтический  и один из моих любимых форматов работы в психотерапии. И надо сразу сказать, что он не отменяет и не заменяет базовой индивидуальной психотерапии. Для меня, это два разных, дополняющих друг друга вида психотерапии. Индивидуальная работа погружает клиента в исследование устройства своего внутреннего мира. Это возможность опуститься на глубину неосознанных конфликтов, травматического опыта и в безопасной атмосфере присутствия терапевта «очистить» залежи боли, «исцелить» самоценность, интегрировать опыт в личность.

Группа же, в свою очередь, это мини-социум, где возможно, опять-таки в безопасной обстановке, рассмотреть собственные паттерны поведения в отношениях, увидеть их влияние на других людей попробовать новые способы коммуникаций. Т е терапевтическая группа – это новый опыт отношений в специально созданных условиях.

 

Зачастую, я рекомендую клиентам начать с индивидуальной работы, чтобы научиться быть клиентом: научиться осознавать свои чувства и выражать их, обнаруживать свою потребность(запрос) на терапию, примерять отклик другого человека (терапевта)на себя использовать его себе на пользу, рисковать открываться и пробовать новое в психотерапевтических экспериментах.

И потом, лучше всего совмещая, пробовать групповой формат. Во время групповой сессии можно тоже наткнуться на что- то очень личное и болезненное ,чему может не хватить или не оказаться места для разворачивания на группе. И тогда лучше обратиться к индивидуальному терапевту для проработки находки. А вот сложные чувства по поводу взаимодействия с людьми на группе необходимо «приносить» обратно в пространство группы именно там их размещать.

 

За счет  чего обеспечивается безопасность в группе? Ведь порой в жизни, мы вроде бы и знаем, как отреагировать, что ответить, например, агрессивному прохожему, но боимся еще большей ответной агрессии. В группе же безопасность пробовать новые реакции обеспечивается с помощью: групповых правил, которые предписывают конфиденциальность всего, что обсуждается в группе, особые неоценочные и без советов формы обратной связи от других участников, ну и конечно, поддержку и своевременное вмешательство ведущего (ведущих), чтобы не допустить бытового отреагирования и повторной травматизации клиента.

И конечно, важный неспешный преконтакт в начале группы, неторопливое знакомство участников, возможность присмотреться друг к другу, узнать друг друга и в какой-то мере сделать пространство предсказуемым.

 

Как происходит еженедельное трехчасовое групповое занятие? В своей работе я использую такой план работы: шеринг (от англ «share» — разделять, делиться), где участники обозначают свое актуальное состояние, запрос на групповую работу (если есть) или ожидания от группы. Далее идет групповое упражнение согласно фигуре группового интереса (интереса, выраженного многими участниками в шеринге) или индивидуальная сессия в кругу с одним из ведущих. После упражнения или индивидуальной работы участники делятся своими переживаниями, чувствами, опытом, метафорами, что дает возможность ассимилировать полученный опыт. Также возможен блок работы с групповой динамикой, когда участники работают не с запросом, «принесенным из дома», а обращаются друг к другу с актуальными чувствами в процессе проб новых способов взаимодействия друг с другом.

Завершается занятие также шерингом, некоторым итогом проделанной работы, осознаванием  того, что удалось или не удалось на группе.

 

Вот некоторые фрагменты отзывов участников моих групп:

 

«Сначала было очень волнительно. Как я буду говорить о себе среди всех этих незнакомых людей!?  На первом же шеринге выяснилось, что всем не менее страшно чем мне. Немного полегчало. В упражнениях в паре гораздо меньше волнения. Девушка, с которой я работала, оказалась очень интересной и мы нашли много общего. К четвертому занятию я немного освоилась и рассмотрела, что в группе есть симпатичный парень, и это меня и обрадовало и внесло какое-то напряжения. Хочется понравиться. К тому же, в группе есть привлекательные девушки, и получится ли именно у меня привлечь внимание парня?»

 

«Когда я рискнула сообщить о том, что хотела бы поработать в кругу со своими сложностями общения с мамой, оказалось, что еще у нескольких такие же проблемы, и я получила много поддержки от них».

 

«Меня учили, что девушки не должны проявлять инициативу при знакомстве. Но терпеть и не выражать интерес я уже не могла. Я сообщила на группе парню, что он мне нравится, и оказалось, что я ему тоже, но он также стеснялся мне об этом сказать».

 

«У меня сложности в отношениях с 18ти летней дочерью, мы не можем понять друг друга. В группе оказалась22х летняя девушка, которая дала отклик про том,  что ей важно было в18 лет, чем она жила и какой поддержки хотела бы от мамы. Этот отклик мне дал большее понимание, что я могу сделать для своей дочери».

 

«Я стеснялся знакомиться с девушками, считая, что недостаточно зарабатываю, не так выгляжу, не то говорю. В ходе работы на занятии выяснилось, что многие  в группе считают меня привлекательным, и мне удалось присвоить свои достижения в карьере, что явно улучшило мою самооценку и уменьшило волнение в общении с девушками».

 

И я часто на ознакомительных консультациях слышу такие вопросы и сомнения:

 

«Чем мне могут помочь чужие люди?».

Помимо того, что в  группе можно найти ответы на свои вопросы в жизни, также есть возможность повзаимодействовать с людьми, восстановить свободу обращения к Другому в процессе удовлетворения какой-то своей потребности. Когда-то, в ходе воспитания, нам внушили, что «вот это нельзя» или «так себя не ведут», остановив тем самым нашу свободу достигать Другого в контакте. И именно теперь, во взрослом возрасте и в безопасной группе людей можно и нужно вернуть себе право на эту свободу.

 

«Я боюсь открываться».

 Это нормально. Особенно при наличии в опыте разного рода предательств или пренебрежения к тому, что было доверено лично. Ведь когда мы открываемся, мы уязвимы. И в группе нет необходимости насильственно открываться сразу и всем. Важно слушать себя, слушать людей и двигаться навстречу Другим только в собственном возможном темпе, «доверяя, но проверяя», опираясь на поддержку ведущих и участников, постепенно приобретая устойчивость.

 

«Мне не интересны чужие проблемы».

Да, такое бывает  в том случае, когда фокус внимания уж очень сосредоточен на внутренних сложностях. Это как с больным зубом: невозможно думать о чем- то еще, когда болит зуб, это боль поглощает все внимание. И постепенно, излечив эту свою боль, появится ресурс, энергия и интерес к Другому. Ведь отношения – тоже важная наша витальная потребность, и без интереса к другому их не построишь.

 

«Я слишком принимаю все к сердцу и глубоко вникаю в чужие сложности».

Это противоположная сложность выше описанной. Когда фокус внимания в другом, а не в себе. И опять таки, для меня это сигнал того, что внутри нет границ, отделяющих меня от Другого, моего от не моего. И как раз вопрос про умения выстраивать и отстаивать свои границы очень хорошо распознается именно в работе в группе, где участники находятся достаточно близко друг другу, и чтобы были возможны отношения, удовлетворяющие каждого, нужны границы. Нет границ — нет отношений.

 

Итак, надеюсь, мне вкратце удалось остановиться на ключевых преимуществах групповой работы. Повторюсь, она не отменяет индивидуальной терапии, а дополняет ее, углубляет и дает площадку для нового опыты в реальном времени.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА | это… Что такое ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА?

Малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей.
        На практике число членов П. г. колеблется от 3 до 30 человек. Возможно создание малых П. г. (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Классическая П. г. находится на границе малой и средней и насчитывает обычно от 8 до 12 участников.
        Классификация П. г. чаще всего основывается на критерии состава. При этом учитывается не только (и не столько) численный состав, сколько принцип однородности—неоднородности (гомогенности — гетерогенности). Проблема однородности— неоднородности охватывает такие параметры, как нозология, пол, возраст, образование, социокультурный уровень, синдромология, личностные особенности, основные типы конфликтов и пр. В настоящее время отмечается большое число сторонников однородности группы по нозологии. Вместе с тем имеются многочисленные данные, свидетельствующие об эффективности неоднородных в нозологическом отношении П. г.
        Проблема однородности—неоднородности других переменных широко дискутируется в литературе. Сторонники неоднородности состава П. г. полагают, что в такой группе возможна более глубокая психотерапия, так как одна из важнейших ее задач заключается в конфронтации пациента, имеющего узкий диапазон поведенческих и эмоциональных стереотипов, с альтернативным поведением и реакциями. Разнородность группы способствует столкновению многих способов реагирования, дает пациенту возможность научиться различать оттенки в отношениях между людьми, учит терпимо, лояльно относиться к противоположным реакциям, чувствовать себя безопасно в непривычной среде, среди иных людей. Отмечают и такие преимущества разнородных групп, как более эффективное научение, всесторонняя «проверка действительностью», быстрое формирование группового «переноса», облегчение процесса создания группы.
        Приверженцы однородных групп отмечают такие их особенности, как более быстрая взаимная идентификация, ускорение инсайта; уменьшение длительности лечения; быстрее возникает взаимная эмпатия, катарсис, уменьшаются сопротивление и проявления деструктивного поведения, реже формируются подгруппы. Подчеркивается, что оптимальный состав П. г. должен быть таким, чтобы ее члены, несмотря на различия, могли вести между собой дискуссию. В целом можно сказать, что более глубинная психотерапия предполагает большее разнообразие в составе групп. Так, при лечении больных неврозами особенно эффективными оказываются группы, разнородные по полу, возрасту, симптоматике, личностным проблемам, конфликтам и ряду других характеристик. При лечении крайних возрастных контингентов группы, как правило, являются однородными (дети, подростки, пожилые люди).
        П. г. подразделяются на открытые и закрытые группы, т. е. периодически обновляющиеся или имеющие постоянный состав участников.
        В групповой психотерапии П. г. — это малая группа, в которой в лечебных, психотерапевтических целях используется групповая динамика.

Определение, преимущества, чего ожидать и т. д.

Групповая терапия — это форма психотерапии, цель которой — помочь людям справляться с психическими заболеваниями или справляться с негативным опытом и поведением.

В этой статье мы обсудим, что такое групповая терапия, ее потенциальные преимущества и чего следует ожидать во время лечебных сеансов.

Групповая терапия — это форма психотерапии, в которой участвуют один или несколько практикующих психиатров, которые проводят психотерапию нескольким людям на каждом сеансе.

Групповая терапия может сократить время ожидания и предоставить большему количеству людей доступ к психиатрической помощи.

Некоторые люди посещают индивидуальные сеансы терапии в дополнение к групповой терапии, в то время как другие используют только групповую терапию.

Посетить сеанс групповой терапии может любой желающий. Тем не менее, групповая терапия может быть особенно полезна для людей с ограниченным доступом к психиатрической помощи, например, для тех, кто живет в сельской местности или в районах с низким доходом, где медицинские учреждения не укомплектованы или их мало.

Одной из целей групповой терапии является объединение людей с похожим опытом.

Групповая терапия обычно фокусируется на определенных проблемах психического здоровья, таких как социальная тревожность или депрессия. Некоторые другие примеры состояний, на которых может сосредоточиться группа, включают:

  • генерализованное тревожное расстройство
  • посттравматическое стрессовое расстройство
  • паническое расстройство
  • фобии
  • депрессия
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • 900 19 расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ

Группа терапия также может помочь людям с:

  • горе
  • ожирение
  • хроническая боль
  • потеря веса
  • управление гневом
  • домашнее насилие
  • культурная травма
  • хронические болезни

В своей книге Теория и практика групповой психотерапии Ирвин Д. Ялом описывает 11 принципов групповой терапии, которые он называет «11 основными факторами».

В следующих разделах этой статьи будут изложены эти 11 принципов из книги.

Вселение надежды

Терапевты могут вселять надежду в членов группы, отмечая, когда нынешние и бывшие участники продвигаются к своим целям.

Группы обычно состоят из людей, находящихся на разных стадиях лечения.

Согласно Теория и практика групповой психотерапии , наблюдение за людьми, которые в настоящее время испытывают или выздоравливают от аналогичной проблемы, дает другим членам группы надежду на положительные результаты лечения.

Универсальность

Групповая терапия объединяет людей со схожим опытом.

Встреча с другими людьми, выздоравливающими или работающими над подобными проблемами, помогает людям осознать, что они не одиноки, согласно Теория и практика групповой психотерапии .

В книге также говорится, что понимание универсальности своего опыта может помочь людям преодолеть физическую и эмоциональную изоляцию.

Предоставление информации

Члены группы и терапевты могут помогать друг другу, делясь информацией и давая советы.

Альтруизм

Члены группы могут поддерживать, успокаивать и помогать друг другу становиться лучше на протяжении всего лечения.

Согласно Теория и практика групповой психотерапии , это помогает повысить их самооценку и уверенность в себе.

Корректирующее перепросмотр первичной семейной группы

Теория и практика групповой психотерапии утверждает, что терапевтические группы часто напоминают семейные группы с одним или двумя авторитетными родителями и несколькими братьями и сестрами.

На сеансах групповой терапии люди могут столкнуться со своим ранним детским опытом и динамикой с этими «родителями, братьями и сестрами».

Они могут узнать, как этот ранний опыт сформировал их личность, и определить, какое поведение и убеждения бесполезны или разрушительны в их жизни.

Развитие методов социализации

В соответствии с Теорией и практикой групповой психотерапии члены группы могут давать и получать корректирующую обратную связь, которая может помочь им участвовать в социальных взаимодействиях вне группы.

Имитационное поведение

Члены группы могут имитировать поведение, которое они наблюдают у более старших членов или терапевтов.

В результате члены группы могут лучше понять себя, согласно Теория и практика групповой психотерапии .

Межличностное обучение

Терапевтическая группа отражает социальную вселенную человека в соответствии с Теорией и практикой групповой психотерапии .

Благодаря обратной связи и самонаблюдению члены группы могут осознать сильные и слабые стороны своего межличностного поведения.

Групповая сплоченность

Будучи частью группы с общей целью, члены могут обрести чувство сопричастности согласно Теория и практика групповой психотерапии .

Автор говорит, что в результате участники могут чувствовать себя более комфортно, открываясь группе. Они также могут быть более склонны к реализации поведенческих изменений, которым они научились в ходе лечения.

Катарсис

Делясь своими чувствами, переживаниями и болью с группой, люди могут высвободить гнев и сдерживаемые эмоции.

Согласно Теория и практика групповой психотерапии , этот процесс может привести к внезапным прозрениям, которые изменят то, как люди воспринимают жизнь и реагируют на нее.

Экзистенциальные факторы

Сеансы групповой терапии предоставляют людям пространство и время для исследования неудобных экзистенциальных факторов, таких как потеря и смерть, в соответствии с Теорией и практикой групповой психотерапии .

Члены группы также могут развить более сильное чувство уверенности в себе, научившись понимать, что они в конечном счете контролируют свое поведение, действия и выбор.

Существует несколько различных типов групповой терапии, и модели лечения варьируются от группы к группе.

В следующих разделах описаны пять наиболее распространенных типов групповой терапии.

Психообразовательные группы

Психообразовательная групповая терапия направлена ​​на информирование участников об их состояниях и предоставление им новых стратегий выживания.

Эти группы обычно сосредотачиваются на конкретном заболевании, таком как расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, беспокойство или фобии.

Группы развития навыков

Группы развития навыков сосредоточены на внедрении и совершенствовании навыков, необходимых участникам для преодоления определенных психических расстройств.

Эти группы могут включать элементы психообразовательных групп.

Тем не менее, общая цель заключается в укреплении поведенческих и когнитивных ресурсов участников, чтобы помочь им сделать правильный выбор и избежать опасных ситуаций.

Когнитивно-поведенческие группы

Когнитивно-поведенческая групповая терапия пытается реструктурировать убеждения человека, которые приводят к негативному или вредному поведению.

Например, когнитивно-поведенческие группы, занимающиеся расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, начинают с выявления ситуаций и условий, провоцирующих аддиктивное поведение.

При таком понимании участники могут разрабатывать стратегии управления, поддерживающие сокращение использования.

Группы поддержки

Группы поддержки могут помочь людям справиться со значительными жизненными изменениями, такими как потеря близкого человека.

Члены групп поддержки дают и получают безоговорочное согласие.

Группа также призывает своих членов задуматься о своих личных убеждениях и поведении.

Группы межличностных процессов

Модель группы межличностных процессов использует психодинамический подход для продвижения позитивных изменений. Психодинамика — это школа психологии, которая рассматривает ранний жизненный опыт человека, его подсознательные убеждения и чувства как основу его личности и поведения.

Группы межличностного процесса больше внимания уделяют межличностной групповой динамике и меньше индивидуальной психологии.

Групповая терапия эффективна при депрессии.

Одно исследование групповой терапии депрессии показало, что групповая терапия может привести к значительным улучшениям как на групповом, так и на индивидуальном уровне.

Однако авторы отмечают, что многие люди выбыли из групповой терапии в ходе исследования.

В другом исследовании исследователи изучили эффективность 7-недельной программы групповой терапии для лечения депрессии с помощью мобильных устройств и Интернета.

Участники сообщили о значительном улучшении симптомов депрессии и общего состояния здоровья. Эти улучшения оставались стабильными в течение 3-месячного периода наблюдения.

Кроме того, авторы одной статьи 2019 года рассмотрели 33 исследования, посвященные влиянию групповой терапии на расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Они обнаружили, что групповая терапия оказывает умеренное воздействие на психическое состояние по сравнению с теми, кто не лечился, и что люди, проходящие групповую терапию, с большей вероятностью воздерживались от использования в будущем, чем те, кто не проходил лечение.

В соответствии с Теория и практика групповой психотерапии, четвертое издание , групповая терапия может предоставить:

  • безопасное место, где люди могут поделиться своими чувствами и изучить природу своего психического состояния
  • место, где можно получить поддержку от и оказывать поддержку другим, которые испытывают аналогичные трудности
  • знакомство с новым поведением, мыслями и убеждениями, которые могут изменить мировоззрение людей
  • место, где люди чувствуют, что они не одиноки
  • системы позитивной поддержки
  • более доступная альтернатива индивидуальным сеансам терапии

Групповая терапия включает одного или нескольких психологов, которые ведут небольшие группы до 15 человек. Групповые занятия проходят один раз в неделю и длятся около 1-2 часов.

Сеансы групповой терапии могут проводиться в медицинских учреждениях и общественных центрах, таких как терапевтические кабинеты, больницы и библиотеки.

Группы встречаются в тихой комнате со стульями, расставленными по кругу так, чтобы члены группы могли видеть друг друга.

В начале сеанса члены группы представляются и рассказывают о причинах посещения групповой терапии. Они также могут обсудить свой прогресс и любые препятствия или неудачи, с которыми они столкнулись со времени последней встречи.

Точные действия на сеансах групповой терапии будут варьироваться от группы к группе. Однако эти действия, как правило, направлены на поощрение открытого, честного общения и установление доверия между членами группы и их психологами.

Сертифицированных групповых терапевтов можно найти на веб-сайте Американской ассоциации групповой психотерапии.

Кроме того, те, кто в настоящее время работает с практикующим психиатром, могут попросить направления или рекомендации.

Факторы, которые следует учитывать

Люди могут захотеть рассмотреть следующие факторы при поиске групповой терапии:

  • независимо от того, хотят ли они присоединиться к группе, которая фокусируется на конкретном переживании или психическом состоянии
  • независимо от того, предпочитают они это или нет некоторые модели групповой терапии
  • хотят ли они посещать сеансы групповой терапии лично или онлайн
  • независимо от того, чувствуют ли они себя более комфортно, разговаривая с людьми из того же происхождения, что и они

Стоимость групповой терапии зависит от терапевта, размера группы и местоположения. Групповая терапия обычно стоит меньше, чем индивидуальная терапия, потому что терапевты будут работать с несколькими людьми одновременно.

Наличие медицинской страховки может снизить стоимость групповой терапии и других видов психиатрической помощи.

Medicare Part B поможет оплатить амбулаторные услуги по охране психического здоровья, включая групповую терапию. В большинстве штатов Medicaid покрывает индивидуальную и групповую терапию в рамках амбулаторной больничной службы психического здоровья.

Частные медицинские страховые компании предлагают одинаковое покрытие как индивидуальной, так и групповой терапии. Человек может связаться со своей страховой компанией для получения дополнительной информации о своей политике покрытия.

Групповая терапия является альтернативой индивидуальной терапии.

На сеансах групповой терапии люди могут встречаться с другими людьми, имеющими схожий опыт. Сеансы групповой терапии проводят один или несколько сертифицированных психологов или других специалистов в области психического здоровья.

Существует множество различных моделей групповой терапии. Однако большинство групп, как правило, сосредотачиваются на том, чтобы познакомить членов с новыми, более позитивными моделями поведения, чтобы они могли лучше справляться со значительными жизненными событиями и симптомами психического здоровья.

Групповая психотерапия | Encyclopedia.com

Определение

Цель

Описание

Результаты

Ресурсы

Групповая терапия — это форма психотерапии , при которой небольшая, тщательно отобранная группа людей регулярно встречается с терапевтом.

Целью групповой терапии является помощь каждому человеку в эмоциональном росте и решении личных проблем.

Групповая терапия включает в себя множество различных видов групп с различными теоретическими ориентациями, которые существуют для различных целей. Все терапевтические группы существуют, чтобы помочь людям расти эмоционально и решать личные проблемы. В этом процессе все используют силу группы, а также терапевта, который ее ведет.

В отличие от простых отношений между двумя людьми между пациентом и терапевтом в индивидуальной терапии, групповая терапия предлагает множественные отношения, чтобы помочь человеку в росте и решении проблем. Известный психиатр доктор Ирвин Д. Ялом в своей книге Теория и практика групповой терапии определил 11 «лечебных факторов», которые являются «основными агентами изменений» в групповой терапии.

Вселение надежды

Все пациенты приходят на терапию в надежде уменьшить свои страдания и улучшить свою жизнь. Поскольку каждый участник терапевтической группы неизбежно находится в разных точках континуума совладания и растет с разной скоростью, наблюдение за тем, как другие успешно справляются со схожими проблемами и преодолевают их, вселяет надежду и вдохновение. Новые члены или те, кто в отчаянии, могут быть особенно воодушевлены положительными результатами других.

Универсальность

Обычное чувство среди участников групповой терапии, особенно когда группа только начинается, это чувство изоляции, уникальности и отличия от других. Многие из тех, кто занимается групповой терапией, испытывают большие трудности в поддержании межличностных отношений и чувствуют себя неприятными и непривлекательными. Групповая терапия дает мощное противоядие от этих чувств. Для многих это может быть первый раз, когда они чувствуют себя понятыми и похожими на других. Огромное облегчение часто сопровождает осознание того, что они не одиноки, что является особым преимуществом групповой терапии.

Предоставление информации

Важным компонентом многих терапевтических групп является расширение знаний членов и понимание общей проблемы. Четкое разъяснение природы их общего заболевания, такого как биполярное расстройство, депрессия, паническое расстройство или булимия, часто является ключевой частью терапии. Большинство пациентов покидают группу, будучи гораздо лучше осведомлены о своем конкретном состоянии, чем когда они вошли в нее, что делает их более способными помогать другим с теми же или подобными проблемами.

АВРААМ Х. МАСЛОУ (1908–1970)

Авраам Х. Маслоу, основатель гуманистической психологии, родился в Бруклине, штат Нью-Йорк. Маслоу получил степень магистра в Университете Висконсина в 1931 году и докторскую степень. в 1934 г. В своей самой важной работе Motivation and Personality (1954) Маслоу не отвергал классическую психологию; скорее, он попытался расширить его концепцию личности, подчеркнув высшую природу человека. В отличие от «аналитико-расчленяюще-атомистически-ньютоновского подхода» бихевиоризма и фрейдистского психоанализа, он подчеркивал целостный характер человеческой природы. Он определял и объяснял «иерархию потребностей», «самоактуализацию» и «пиковые переживания» — фразы, которые стали частью словаря психологов.

В 1967 году Маслоу был назван Американской гуманистической ассоциацией гуманистом года. В том же году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Он также сыграл важную роль в организации Журнала гуманистической психологии и Журнала трансперсональной психологии. На момент своей смерти он был постоянным научным сотрудником Фонда Лафлина в Калифорнии. Подобно ранним гуманистам, он подчеркивал врожденное добро в людях. Маслоу рассматривал людей как обладающих высокой степенью сознательного контроля над своей жизнью и обладающих высокой устойчивостью к давлению со стороны окружающей среды. Он рассматривал развитие личности как процесс разрыва цепей, связывающих человека с животным миром, и построения более человеческого мира.

Теории Маслоу оказали большое влияние на практикующих психологов благодаря прямому, личному и субъективному правдоподобию его идей. Синанон, реабилитационный центр для наркозависимых, и Эсаленский институт, один из самых известных центров практики групповой психотерапии, используют идеи Маслоу, но иерархия потребностей и другие популярные концепции мало повлияли на психологические исследования. Маслоу был глобальным теоретиком, который проверял свои идеи неточно и не количественно. Он считал, что его теории никогда нельзя проверить в лаборатории на животных или в пробирке, но они требуют «жизненной ситуации всего человека в его социальной среде».

Альтруизм

Групповая терапия предлагает своим членам уникальную возможность: шанс помочь другим. Часто пациенты с психическими проблемами считают, что они мало что могут предложить другим, потому что сами нуждаются в такой большой помощи, и поэтому чувствуют себя неадекватными. Процесс помощи другим является мощным терапевтическим инструментом, который значительно повышает самооценку и чувство собственного достоинства.

Корректирующее перепросмотр первичной семьи

Многие люди, проходящие групповую терапию, в годы своего становления имели непростую семейную жизнь. Группа становится замещающей семьей, которая во многом напоминает и совершенствует исходную семью. Как и семья, терапевтическая группа состоит из лидера (или соруководителей), авторитетной фигуры, которая вызывает чувства, подобные тем, которые испытывают по отношению к родителям. Другие члены группы заменяют братьев и сестер, соперничая за внимание и привязанность со стороны лидера/родителя и формируя подгруппы и коалиции с другими членами. Эта переделка семьи происхождения дает ее членам возможность исправить дисфункциональные межличностные отношения таким образом, что это может оказать мощное терапевтическое воздействие.

Улучшение социальных навыков

По словам Ялома, социальное обучение или развитие основных социальных навыков является терапевтическим фактором, имеющим место во всех терапевтических группах. Некоторые группы уделяют значительное внимание улучшению социальных навыков, например, с подростками, готовящимися к выписке из психиатрической больницы, или среди членов, потерявших близких или разведенных, желающих снова встречаться. Члены группы дают друг другу обратную связь о приемлемости поведения других. Хотя это может быть болезненным, прямота и честность, с которыми это предлагается, могут обеспечить столь необходимую коррекцию поведения и, таким образом, улучшить отношения как внутри группы, так и за ее пределами.

Имитационное поведение

Исследования показывают, что терапевты оказывают мощное влияние на модели общения членов группы, моделируя определенное поведение. Например, терапевты моделируют активное слушание, непредвзятую обратную связь и поддержку. Со временем участники перенимают это поведение и внедряют его. Это приносит им все более положительные отзывы от других, повышая их самооценку и эмоциональный рост.

Межличностное обучение

Люди — социальные животные, рожденные готовыми к общению. Наша жизнь характеризуется интенсивными и постоянными отношениями, и большая часть нашей самооценки развивается благодаря отзывам и размышлениям со стороны важных для нас других. Тем не менее, у всех нас возникают искажения в том, как мы видим других, и эти искажения могут повредить даже нашим самым важным отношениям. Терапевтические группы предоставляют участникам возможность улучшить свою способность общаться с другими и благодаря этому жить гораздо более удовлетворительной жизнью.

Групповая сплоченность

Принадлежность, принятие и одобрение относятся к наиболее важным и универсальным потребностям человека. Приспособление к нашим сверстникам в детстве и подростковом возрасте, вступление в женское общество или братство в молодости и присоединение к церкви или другой социальной группе во взрослом возрасте — все это удовлетворяет эти основные человеческие потребности. Однако многие люди с эмоциональными проблемами не добились успеха в качестве членов группы. Для них групповая терапия может заставить их впервые почувствовать себя по-настоящему принятыми и ценными. Это может быть мощным исцеляющим фактором, поскольку люди заменяют свои чувства изоляции и обособленности чувством принадлежности.

Катарсис

Катарсис — это сильное эмоциональное переживание — высвобождение сознательных или бессознательных чувств, за которым следует чувство огромного облегчения. Катарсис является фактором большинства видов терапии, включая групповую терапию. Это тип эмоционального обучения, в отличие от интеллектуального понимания, который может привести к немедленным и долгосрочным изменениям. Хотя катарсис не может быть принудительным, групповая среда предоставляет участникам широкие возможности для получения этого мощного опыта.

Экзистенциальные факторы

Экзистенциальные факторы — это определенные реалии жизни, включая смерть, изоляцию, свободу и бессмысленность. Осознание этих реалий может привести к тревоге. Однако доверие и открытость, развивающиеся среди членов терапевтической группы, позволяют исследовать эти фундаментальные вопросы и могут помочь членам развить принятие сложных реалий.

История групповой терапии

История групповой терапии в Соединенных Штатах восходит к концу девятнадцатого и началу двадцатого веков, когда миллионы иммигрантов перебрались на американские берега. Большинство этих иммигрантов поселились в крупных городах, и были основаны такие организации, как Hull House в Чикаго, чтобы помочь им приспособиться к жизни в Соединенных Штатах. Эти агентства, известные как поселенческие дома, помогали группам иммигрантов лоббировать улучшение жилья, условий труда и возможностей для отдыха. Эти ранние группы социальной работы ценили групповое участие, демократический процесс и личный рост.

В 1905 году бостонский врач по имени Джозеф Пратт сформировал группы обедневших пациентов, страдающих распространенным заболеванием — туберкулезом. Пратт считал, что эти пациенты могут оказывать взаимную поддержку и помощь. Как и дома поселений, его ранние группы были еще одним предшественником групповой терапии.

Некоторые ранние психоаналитики, особенно Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда, считали, что многие индивидуальные проблемы имеют социальное происхождение. В 1930-х годах Адлер поощрял своих пациентов собираться в группы для оказания взаимной поддержки. Примерно в то же время в психиатрических больницах, детских клиниках, тюрьмах и агентствах социальной помощи начали формироваться группы социальной работы. Современным потомком этих групп является сегодняшняя группа поддержки, в которой люди с общей проблемой собираются вместе, без лидера или терапевта, чтобы помочь друг другу решить общие проблемы. Такие группы, как Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы и Выжившие после инцеста, уходят своими корнями в это раннее движение социальной работы.

Типы терапевтических групп

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Психодинамическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом, отцом психоанализа. Фрейд считал, что бессознательные психологические силы определяют мысли, чувства и поведение. Анализируя взаимодействия между членами группы, психодинамическая терапия сосредотачивается на том, чтобы помочь людям осознать свои бессознательные потребности и мотивы, а также проблемы, общие для всех членов группы. Вопросы авторитета (отношения с терапевтом) и привязанности (отношения между членами группы) предоставляют богатый источник материала, который терапевт может использовать, чтобы помочь членам группы понять свои отношения и самих себя.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

До 1940-х годов практически вся психотерапия основывалась на психоаналитических принципах. Несколько подходов к групповой терапии были разработаны психоаналитически обученными терапевтами, стремящимися расширить свое внимание за пределы бессознательного и включить в интерпретацию, которую люди придают своему опыту. В основе этой направленности лежит вера в то, что люди способны сознательно контролировать свое поведение и брать на себя ответственность за свои решения. Некоторые феноменологические методы лечения включают:

  • психодрама — разработана Якобом Морено, австрийским психиатром. Этот метод побуждает участников играть роли значимых людей в их жизни, чтобы помочь им разрешить межличностные конфликты. Психодрама переносит конфликт в настоящее, подчеркивая драматические действия как способ помочь членам группы решить их проблемы. Катарсис, терапевтическое высвобождение эмоций с последующим облегчением, играет заметную роль. Этот подход особенно полезен для людей, которым трудно выразить свои чувства словами.
  • личностно-центрированная терапия — терапевтический подход, разработанный психологом Карлом Роджерсом. Роджерс полагал, что вместо того, чтобы рассматривать терапевта как эксперта, собственное стремление клиента к росту и развитию является наиболее важным исцеляющим фактором. Терапевт сопереживает чувствам и восприятиям клиентов, помогая им понять и спланировать конструктивные действия. Личностно-центрированная терапия Роджерса стала основой для интенсивного группового опыта, известного как группа встреч, в которой лидер помогает участникам обсудить свои чувства друг к другу и в ходе группового процесса расти как личности. Роджерс подчеркивал честную обратную связь, а также осознание, выражение и принятие чувств. Он считал, что доверительная и сплоченная атмосфера имеет основополагающее значение для терапевтического эффекта группы.
  • Гештальт-терапия — В 1940-х годах Фриц Перлз бросил вызов психоаналитической теории и практике с помощью этого подхода. Участники по очереди занимают «горячее место» — пустой стул, используемый для представления людей, с которыми у человека возникают конфликты. Терапевт побуждает клиента осознать чувства и импульсы, которые ранее отвергались.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Поведенческая терапия включает в себя ряд методов, основанных на общем теоретическом убеждении: неадекватное поведение развивается в соответствии с теми же принципами, которые управляют всем обучением. В результате их можно разучить, а вместо них выучить новые, более адаптивные модели поведения. Появление поведенческой терапии в 19 в.50-е годы представляли собой радикальный отход от психоанализа.

Поведенческая терапия фокусируется на том, как возникло проблемное поведение, и на факторах окружающей среды, которые его поддерживают. Людей поощряют к самоанализу, рассматривая события, происходящие до, во время и после возникновения проблемного поведения. Затем разрабатываются и применяются стратегии для замены проблемного поведения новым, более адаптивным поведением.

Важным ответвлением поведенческой терапии является когнитивно-поведенческая терапия , разработанный в 1960-х и 1970-х годах, который является преобладающим поведенческим подходом, используемым сегодня. Он делает акцент на изучении мыслей с целью изменить их на более рациональные и менее провокационные. Альберт Эллис, психолог, считавший, что мы вызываем собственное несчастье своими интерпретациями событий, а не самими событиями, является крупной фигурой в когнитивно-поведенческой терапии. Изменяя то, что мы говорим себе, Эллис считает, что мы также можем уменьшить силу наших эмоциональных реакций.

Кто входит в терапевтическую группу?

Людей, которые разделяют общие проблемы или заботы, часто помещают в терапевтические группы, где они могут поделиться своими проблемами и переживаниями. Группы для страдающих булимией, жертв сексуального насилия, взрослых детей алкоголиков и выздоравливающих наркоманов являются одними из типов распространенных терапевтических групп.

Людей, склонных к суициду, убийству, психозов или находящихся в разгаре серьезного жизненного кризиса, обычно не помещают в групповую терапию до тех пор, пока их поведение и эмоциональное состояние не стабилизируются. Люди с органикой черепно-мозговая травма и другие когнитивные нарушения также могут быть плохими кандидатами для групповой терапии, как и пациенты с социопатическими чертами, которые мало способны сопереживать другим.

Как создаются терапевтические группы?

Терапевтические группы могут быть гомогенными или гетерогенными. Однородные группы, описанные выше, состоят из членов со сходным диагностическим фоном (например, все они могут страдать депрессией). Гетерогенные группы состоят из людей с разными эмоциональными проблемами. Количество членов группы обычно колеблется от 5 до 12.

Как работают терапевтические группы?

Количество сеансов групповой терапии зависит от состава группы, целей и обстановки. Некоторые из них ограничены по времени, с заранее определенным количеством сеансов, известным всем участникам в начале. Другие неопределенны, и группа и/или терапевт определяют, когда группа готова к роспуску. Членство может быть закрытым или открытым для новых членов. Используемый терапевтический подход зависит как от направленности группы, так и от ориентации терапевта.

На сеансах групповой терапии участников поощряют открыто и честно обсуждать проблемы, которые привели их к терапии. Терапевт работает над созданием атмосферы доверия и принятия, которая побуждает участников поддерживать друг друга. В начале могут быть установлены основные правила, такие как сохранение конфиденциальности групповых обсуждений и ограничение социальных контактов между членами за пределами группы.

Терапевт способствует групповому процессу, то есть эффективному функционированию группы, и направляет

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Альтруизм — Бескорыстная готовность помогать другим.

Поведенческая терапия —Многочисленные методы, основанные на принципах обучения.

Катарсис — Мощный эмоциональный выброс, за которым следует чувство огромного облегчения.

Когнитивно-поведенческая терапия — Подход к психотерапии, который делает упор на исправление искаженных моделей мышления и соответствующее изменение поведения.

Экзистенциальные факторы —Жизненные реалии, включая смерть, изоляцию, свободу и бессмысленность, с которыми приходится сталкиваться всем людям.

Гештальт-терапия — Терапевтический подход, направленный на повышение осознания чувств и импульсов в настоящем.

Групповая сплоченность —Степень, в которой группа хорошо справляется со своей задачей; важность, которую группа приобретает для каждого из своих членов.

Групповая психотерапия — Форма терапии, при которой небольшая, тщательно отобранная группа людей регулярно встречается с терапевтом, чтобы помочь каждому человеку в эмоциональном росте и решении личных проблем.

Имитационное поведение — Поведение терапевта или члена группы, которое сознательно или бессознательно имитируется другими членами группы.

Индивидуальная психотерапия — Отношения между терапевтом и пациентом, направленные на стимулирование эмоционального роста пациента и навыков решения личных проблем.

Предоставление информации — Предоставление информации о заболевании или состоянии в рамках терапевтического процесса.

Межличностное обучение — Обучение, происходящее посредством обратной связи с другими.

Личностно-центрированная терапия — Терапевтический подход, который считает, что собственное стремление клиента к росту и развитию является наиболее важным фактором в лечении.

Феноменологическая терапия — Терапевтический подход, который фокусируется на интерпретации людьми своего опыта.

Психодрама — Форма групповой терапии, в которой члены группы разыгрывают роли важных людей в жизни отдельных членов группы.

Психодинамические группы — Психотерапевтические группы, использующие принципы бессознательных потребностей и мотиваций, разработанные Зигмундом Фрейдом.

Группы самопомощи — Группы, не входящие в сферу психотерапевтических групп, но предлагающие помощь людям в решении конкретной проблемы или беспокойства. Эти группы обычно не руководят профессионалами.

Завершение —Процесс завершения терапевтической группы; важная часть групповой терапии.

Универсальность — Ощущение изолированности, уникальности и отделения от других, часто испытываемое членами терапевтической группы.

человека в самопознании. В зависимости от целей группы и ориентации терапевта сеансы могут быть либо строго структурированными, либо плавными и относительно ненаправленными. Как правило, лидер придерживается среднего курса, задавая направление, когда группа сбивается с пути, но позволяя членам группы определять свою собственную повестку дня. Терапевт может направлять группу, подкрепляя позитивное поведение, в котором они участвуют. Например, если один участник проявляет сочувствие и поддерживает другого, терапевт может сделать комплимент этому члену и объяснить группе ценность такого поведения. Почти во всех ситуациях групповой терапии терапевт будет подчеркивать общие черты среди участников, чтобы привить чувство групповой идентичности.

Группы самопомощи или группы поддержки , такие как Анонимные Алкоголики и Люди, следящие за фигурой, не входят в сферу психотерапии. Эти группы предлагают многие из тех же преимуществ, включая социальную поддержку, возможность идентифицировать себя с другими и чувство принадлежности, которое делает групповую терапию эффективной для многих. Группы самопомощи также встречаются, чтобы поделиться своими общими заботами и помочь друг другу справиться. Эти группы, однако, обычно не имеют лидера или управляются участником, который берет на себя роль лидера на одном или нескольких собраниях. Иногда группы самопомощи могут быть дополнением к психотерапевтическим группам.

Как пациенты направляются на групповую терапию?

Людей обычно направляет на групповую терапию психолог или психиатр. Некоторые могут участвовать как в индивидуальной, так и в групповой терапии. Перед тем, как люди начнут работать в терапевтической группе, лидер беседует с ними, чтобы убедиться, что их потребности совпадают с потребностями группы. Перед началом сеанса участникам может быть предоставлена ​​некоторая предварительная информация, такая как руководящие принципы и основные правила, а также информация о проблеме, на которой сосредоточена группа.

Чем заканчиваются терапевтические группы?

Терапевтические группы заканчиваются по-разному. Некоторые из них, например, в программах реабилитации наркоманов и в психиатрических больницах, могут быть постоянными, когда пациенты приходят и уходят по мере того, как покидают учреждение. Другие могут иметь дату окончания, установленную с самого начала. Третьи могут продолжаться до тех пор, пока группа и/или терапевт не поверят, что групповые цели достигнуты.

Прекращение долгосрочной терапии может вызвать чувство горя , потери, покинутости, гнева или отторжения у некоторых участников. Терапевт пытается справиться с этими чувствами и создать ощущение завершенности, поощряя исследование чувств и использование недавно приобретенных техник преодоления для управления ими. Работа на этом завершающем этапе является важной частью процесса лечения.

Кто выбывает из групповой терапии?

Лица, эмоционально уязвимые или неспособные выносить агрессивные или враждебные комментарии со стороны других участников, рискуют бросить учебу, как и те, у кого проблемы с общением в группе. Если терапевт не поддержит их и не поможет уменьшить их чувство изоляции и одиночества, они могут бросить учебу и почувствовать себя неудачниками. Группе может быть причинен вред преждевременным уходом любого из ее членов, и терапевт должен свести к минимуму вероятность этого путем тщательного отбора и управления групповым процессом.

Исследования показали, что как групповая, так и индивидуальная психотерапия приносит пользу примерно 85% пациентов, которые в них участвуют. В идеале пациенты уходят с лучшим пониманием и принятием себя, а также с более сильными навыками межличностного общения и преодоления трудностей. Некоторые люди продолжают терапию после распада группы либо индивидуально, либо в другой группе.

См. также Жестокое обращение; Зависимость; Алкоголь и связанные с ним расстройства; Амфетамины и связанные с ними расстройства; Тревожные и тревожные расстройства; Булимия; Каннабис и связанные с ним расстройства; Кокаин и связанные с ним расстройства; Когнитивно-поведенческая терапия; Консультирование и терапия горя; Моделирование; никотин и связанные с ним расстройства; Ожирение; Опиоиды и связанные с ними расстройства; группы сверстников; психодинамическая терапия; Рационально-эмотивная терапия; Армирование; группы самопомощи; Обучение социальным навыкам; Злоупотребление психоактивными веществами и связанные с ним расстройства; Группы поддержки.

КНИГИ

Хейлз, Дайэнн и Роберт Э. Хейлз. Забота о разуме: полное руководство по психическому здоровью. Нью-Йорк: Bantam Books, 1995.

Каплан, Гарольд И. и Бенджамин Дж. Садок. Конспект психиатрии. 8-е изд. Балтимор: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс, 1998.

Панман, Ричард и Сандра Панман. «Групповое консультирование и терапия». Справочник по консультированию: практический справочник по современным проблемам , ред. Джуда Л. Ронч, Уильям Ван Орнум и Николас Стилуэлл. Нью-Йорк: Перекресток, 2001. 9.0003

Ялом, Ирвин Д. Теория и практика групповой психотерапии. 4-е изд. Нью-Йорк: Basic Books, 1995.

ОРГАНИЗАЦИИ

Американская психиатрическая ассоциация. 1400 K Street NW, Washington, DC 20005. Телефон: (888) 357-7924. Веб-сайт:

Американская психологическая ассоциация (АПА). 750 First Street NE, Вашингтон, округ Колумбия, 20002-4242. Телефон: (202) 336-5700. Веб-сайт: .

Американское общество групповой психотерапии и психодрамы. 301 N. Harrison Street, Suite 508, Princeton, NJ 08540.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *