Психология детей и родителей: Правила мудрых родителей от профессора психологии и мамы троих детей

Содержание

Правила мудрых родителей от профессора психологии и мамы троих детей

Вы хотите, чтобы ваш ребенок рос счастливым и вырос успешным? Конечно, хотите. Но есть ли универсальный рецепт воспитания? Такой, после применения которого отношения внутри семьи налаживались бы как по волшебству, гневливое дитя становилось бы ласковым, проблемы с учителем решались бы сами собой, а идеальную няню приносило бы восточным ветром прямо к порогу вашей квартиры. Психолог с сорокалетним стажем Марина Мелия уверена: волшебных таблеток не существует. Но ее личный и профессиональный опыт, помноженный на глубокие научные основы, доказывает, что есть правила, помогающие разрешить конфликты, создать ситуацию успеха, воспитать лидера. Самое главное — отстаньте от ребенка! И это не шутка.

С чего начать? Дать ему свободу. Но в определенных границах.

Легко сказать — начни изменения с себя и дай ребенку свободу. Но как отличить свободу, за которую так ратует автор, от вседозволенности — бича современного родительства?

Всё очень просто. Марина Мелия утверждает, что свобода необходима в рамках установленных родителями границ. Залог счастливого детства, развития лидерских и творческих качеств и успешного взаимодействия ребенка со старшими — свободное время, собственное пространство и его право на отвлеченные занятия, даже если это игры и ничегонеделание. Только в этом случае ребенок научится мыслить вне принятых рамок, прислушиваться к себе и понимать, чего хочет от себя и других. При этом он должен понимать, что его действия не должны заступать на территорию остальных членов семьи. Обозначенные в спокойной обстановке и постоянно поддерживаемые в разумных пределах границы детской свободы помогают родителям избавиться от излишней тревожности, а детям расти незашоренными, вне жестких стандартов.

Марина Ивановна настаивает: успешность ребенка и его достижения не равны родительским успехам и достижениям. Родители создают благоприятную среду, но не мешают учиться делать ошибки и признавать их. Нынешние лидеры научились самостоятельному мышлению еще в детстве.

Они знали, как позаботиться о себе, и понимали, что неуспех — это переход на следующий уровень. А воспитывается такое понимание себя именно в семье, где у ребенка есть свобода совершать ошибки.

Как продолжить? Соблюдать последовательность.

Правила и установленные границы ни в коем случае не заключают ребенка в строгие рамки, а учат его распоряжаться своим временем и силами. Первый, кто должен соблюдать правила, — это объявивший их родитель. Поддавшись на уговоры или эмоциональное давление, — а дети прекрасные психологи и умеют манипулировать — легко дать слабину и позволить ранее запрещенное. Но именно это и подрывает родительский авторитет. Ребенку, маленькому и большому, необходимо постоянство условий. Неукоснительное соблюдение внутреннего устава семьи — это и есть стабильность. В мире, где все четко и предсказуемо, дети чувствуют себя в безопасности. А неуверенная в себе мама только увеличивает тревожность у ребенка.

Правила касаются всего близкого круга ребенка: не только его и родителей, но и бабушек с дедушками, и нянь. Очень важно, чтобы все взрослые придерживались выбранной линии.

Но, устанавливая правила, не забывайте слышать, когда слушаете. Эмоциональный контакт возможен только в том случае, когда у всех членов семьи есть право на высказывание без осуждения, свобода описывать свои ощущения, получать и давать обратную связь.

Нести ответственность.

Родитель потому и взрослый, что вся ответственность лежит на нем. В том числе и за взаимоотношения и создание комфортной среды. Ребенок, будь то малыш в кризисе самостоятельности или подросток с оголенными нервами, неизменно ждет поддержки от своего главного взрослого, который должен первым протянуть руку помощи. Бесчисленные претензии и обвинения в определенный момент становятся бессмысленными. Мелия утверждает, что последнее слово, которое должно быть добрым и ласковым, остается за родителем. В крайнем случае, транслируя недовольство, говорите от своего лица, а не «Мария Петровна сказала, что ты…», «папе это может не понравиться» или «что подумает бабушка!».

Любить по Эриху Фромму.

Философ и психолог Эрих Фромм провозгласил четыре значимых элемента любви: забота, ответственность, уважение и знание.

Марина Мелия опирается на это утверждение. По ее мнению, родительская забота — это умение научить ребенка заботиться о себе; ответственность — быть рядом в трудную минуту; быть внимательным — помогать тогда, когда помощь действительно требуется, но не контролировать каждый шаг; уважение — активно слушать ребенка, учитывать его мнение и планы; знание — выстраивать действенный диалог: задавать уточняющие вопросы, интересоваться жизнью ребенка не для галочки, а вникая, не вторгаясь в его приватность, проявлять участие к событиям и эмоциям.

Компоненты любви взаимосвязаны, но не взаимоисключают друг друга. Воспитание — это всегда комплексный, последовательный процесс. Маленькие приятные ритуалы, немного юмора, много тепла и безусловная любовь. Не надо пытаться быть идеальными. Будьте достаточно хорошими, будьте верны себе и установленной линии поведения. Начните с маленьких шагов, небольших внутренних изменений, — и ваш ребенок потянется за вами, как цветок за солнцем.

Марина Мелия — известный писатель, профессор психологии и популярный колумнист. «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» — уже седьмая ее книга, которая недавно вышла в издательстве «Эксмо». Это концентрация научных основ и персонального опыта. Мама троих взрослых детей, практикующий психолог, профессиональный консультант и бизнес-тренер, она собрала в этом руководстве ответы на самые распространенные вопросы родителей. Главный принцип, которым руководствуется профессор Мелия, вынесен в название книги. Отстаньте от ребенка, переместите фокус родительского внимания на себя. И изменение собственного отношения к сложившейся ситуации непременно обернется долгожданным результатом. Родители станут увереннее в своих силах, а дети — успешнее и спокойнее. Проверено на личном опыте Марины Ивановны и реальных случаях из ее консультативной практики. Подтверждено научными исследованиями.

Родители и дети — Психологос

​​​​​​​

Фильм «Утомленные солнцем»

​​​​​​​Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Ре­бе­нок рож­да­ет­ся без опы­та те­ку­щей жиз­ни, он — по­чти чи­стый но­си­тель ин­фор­ма­ции, ко­то­рый только на­чи­на­ет за­пи­сы­вать и объ­яс­нять се­бе все про­ис­хо­дя­щее во­круг. И именно ро­ди­те­ли яв­ля­ют­ся пер­вы­ми лю­дь­ми, ко­то­рых фик­си­ру­ет ма­лень­кий че­ло­век, и для большинства людей именно их родители ста­но­вят­ся и на всю жизнь оста­ют­ся наи­бо­лее важ­ны­ми лю­дь­ми для ре­бен­ка.

Ро­ди­те­ли обес­пе­чи­ва­ют усло­вия вы­жи­ва­ния и ком­форт ре­бен­ку. Ро­ди­те­ли вво­дят ре­бен­ка в мир, объ­яс­няя ему по­чти все пра­ви­ла это­го ми­ра. Ро­ди­те­ли учат ре­бен­ка мо­де­лям по­ве­де­ния и от­но­ше­ний с ми­ром, с лю­дь­ми.

Конкретнее, по данным исследований, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа — самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

Ро­ди­те­ли за­ря­жа­ют ре­бен­ка энер­гич­но­стью. Ро­ди­те­ли под­дер­жи­ва­ют и одоб­ря­ют ре­бен­ка. Ро­ди­те­ли фор­ми­ру­ют у ре­бен­ка са­мо­оцен­ку. Ро­ди­те­ли ста­вят ре­бен­ку жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры и пер­вые це­ли. Ро­ди­те­ли ста­но­вят­ся для него ре­фе­рент­ной груп­пой, по ко­то­рой он све­ря­ет свою жизнь, и когда мы взрослеем, мы все равно основываемся (или отталкиваемся) от усвоенного нами родительского опыта. Мы вы­би­ра­ем му­жа или же­ну, вос­пи­ты­ва­ем де­тей, стро­им свою се­мью на ос­но­ве опы­та, по­лу­чен­но­го с ро­ди­те­ля­ми.

Ро­ди­те­ли на­все­гда оста­ют­ся в со­зна­нии ре­бен­ка, а за­тем и взрос­ло­го, в ви­де кар­ти­нок и в ви­де мо­де­лей по­ве­де­ния. В ви­де от­но­ше­ния, как к се­бе, так и к дру­гим, в ви­де усвоенных с детства обид, страхов и привычной беспомощности или привычной уверенности в себе, радости жизни и волевому поведению. Как целенаправленная деятельность, воспитание вторично. Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети, какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Впрочем, признание огромной важности детства для формирования личности — это одно, отношение «родители — дети» это другое, конкретная ситуация развития — это третье. В одной семье мама била маленького Сталина, вот он и вырос жестоким. В другой семье папа бил маленького Сталина, вот он и вырос тихим и безвольным. В третьей семье папа учил маленького Сталина помогать маме и бил его, когда тот обижал слабых, вот он и вырос педагогом.

А в четвертой семье мама била маленького Сталина, и тот дал себе зарок, что он своих детей никогда бить не будет… Подробнее читайте статью «Главный секрет всех детей».

Жизнь ребенка

Возможно, вы хотите ребенка воспитывать, а ребенок в это время просто живет. Как живет ребенок в разном возрасте, что ему интересно, чем он себя занимает? См.→

Отношение родителей к ребенку

Зачем мы хотим детей, зачем мы их рожаем? Вопрос не для всех простой, см. Зачем люди заводят детей.doc

Далеко не все родители, влияя на детей, их воспитывают. Нередко они отделываются от детей, мстят детям, разряжаются на детей…

Большое число родителей родило, потому что «так получилось», а теперь воспитывают потому что «куда ж ты денешься, оно все равно орет» и чтобы мне меньше было неприятностей – мне придется его повоспитывать. Большинство родителей воспитывают детей, чтобы они меньше докучали в жизни. Они не детей любят, они себе хотят меньше неприятностей, о себе заботятся и это не воспитание, это защита от детей.

Смотри Отношение родителей к ребенку

Отношение детей к родителям

Отношение детей к родителям, как правило, создают сами родители, хотя и не всегда осознанно. Важнейший фактор здесь — семья, в которой живет и воспитывается ребенок. Родители — всегда значимые люди для детей, но любовь детей к родителям сама не рождается и не гарантирована. Долг детей перед родителями. Есть ли он? В чем он? Как поддерживать теплые и душевные отношения между родителями и детьми? См.→

Родители и взрослые дети

Дети вырастают и становятся взрослыми, но не всегда вырастают и взрослеют отношения между родителями и детьми. Как настроить эти отношения? См. →

Возможности родительского воспитания

Если ты хочешь быть хорошим родителем, если ты любишь своего ребенка и учишься быть хорошим родителем и воспитателем, будут ли у тебя точно успехи? Ничего вам не обещано. Вы можете быть супер педагогами, но у вас может родиться кислый или трудный ребенок, с которым реально трудно что поделать. Вы сделаете лучшее из возможного, вы можете уменьшить неприятности людям от этого ребенка, но успеете ли вы из этого ребенка сделать достойного человека за два десятка лет его воспитания? – Это произойдет не всегда. Смотри Возможности воспитания

Центры, занимающиеся вопросами воспитания детей

В Москве:


Тренинг Центр «Синтон»

Координаты Синтона в Москве — м. «Электрозаводская». Контактные телефоны: +7 (499) 705-5695, +7 (925) 602-4430, e-mail: [email protected]


«Центр поддержки растущего поколения «Перекресток». Руководитель Центра — Кирилл Хломов. Адрес: 119146, РФ, г. Москва, Фрунзенская наб., д.36/2 Телефон: (495) 609-17-72 Сайт http://www.perekrestok.info/ Электронная почта: [email protected]


Важность воспитания для детской психологии

Перейти к основному содержанию

Насколько важна забота родителей для понимания детской психологии?

Родители играют самую важную роль в общем развитии своего ребенка. Именно правильное руководство родителей развивает характер ребенка. Воспитание – это постоянная работа. Вот и все, что вам нужно знать о роли родителей в развитии своего ребенка.

Отношения между родителями и детьми способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которой каждый ребенок и родитель смогут наслаждаться и развивать. Это также может повлиять на силу их социального, физического, психического и эмоционального здоровья.

Некоторые из льгот включают:

Маленькие дети, которые растут с надежной и здоровой привязанностью к своим родителям, имеют больше шансов на развитие счастливых и довольных отношений с другими людьми в своей жизни.

Помогает ребенку расти, проявлять оптимизм и уверенность в социальном поведении. Надежная привязанность ведет к здоровому социальному, эмоциональному, когнитивному и мотивационному развитию. Дети также приобретают сильные навыки решения проблем, когда у них хорошие отношения со своими родителями.

Строгая родительская дисциплина препятствует развитию мозга у детей

Родительская забота состоит из двух шагов. У родителей нет опыта воспитания первого ребенка, но есть полный опыт в области второго ребенка. В случае с первым ребенком родителям требуется время, чтобы понять психологию ребенка. Они не могут легко понять поведение ребенка. Но в случае со вторым ребенком они могут это понять.

В случае с первым ребенком родители не осознают, что их поведение является нормальным или подозрительным.

Итак, чтобы понять психологию ребенка в случае с первым ребенком, родители ребенка должны обратиться за помощью к психологу.

Первым шагом к пониманию детской психологии является взаимодействие с ними. Дети не растут умственно, если они не могут выразить свои чувства. Каждый хочет, чтобы его ребенок имел здоровое развитие, детские психологи могут помочь нам понять разницу. Понимание нормальных и ненормальных психологических моделей ребенка может помочь родителям понять, как лучше всего общаться и общаться со своим ребенком и учить его.

Детские психологи также могут выявить отклонения в поведении на раннем этапе. Развитие мозга у детей зависит от поведения родителей. Есть родители, которые много контактируют с посторонними, а есть и знаменитости. Те родители детей очень откровенны, и они очень уверены в себе. (Это просто для примера).

Такое поведение и движения навсегда закрепляются в мозгу их ребенка. Но родители, которые очень консервативно воспитывают своих детей с раннего возраста, не уверены в себе, когда вырастут. Они боятся выступать перед кем-либо.

Надежная привязанность ведет к здоровому социальному, эмоциональному, когнитивному и мотивационному развитию. Дети также приобретают сильные навыки решения проблем, когда у них хорошие отношения со своими родителями. Строгая родительская дисциплина мешает детям развивать свой мозг.

 

 

 

  • Как травля испортила ребенка.

    3 сентября 2021 г.

  • Влияние мобильного телефона на детей

    6 июня 2021 г.

  • Воспитание детей, только что вступивших в период полового созревания

    23 мая 2021 г.

  • Наиболее распространенное заблуждение и отсутствие знаний об уходе за детьми.

    18 мая 2021 г.

  • Как дети могут учиться, когда вырастут?

    11 мая 2021 г.

  • Стадия развития детей

    8 мая 2021 г.

Увидеть все

Исследование выявило влияние чрезмерного участия родителей

Сегодня родители часто ищут возможности для обучения, и возможностей предостаточно. Например, при чтении книги с ребенком это может означать обсуждение с ним сюжетов рассказов. Если ей не разрешают играть в видеоигры, значит, нужно объяснить, почему.

Елена Обрадович (Изображение предоставлено Высшей школой образования)

Для этого есть веская причина: исследования показали, что активное воспитание помогает детям развивать когнитивные и эмоциональные навыки.

Однако слишком сильное родительское руководство иногда может быть контрпродуктивным, согласно новому исследованию, проведенному Еленой Обрадович, доцентом Стэнфордской высшей школы образования, опубликованному 11 марта в Journal of Family Psychology .

В ходе исследования исследователи наблюдали за поведением родителей, когда дети детсадовского возраста активно играли, убирали игрушки, изучали новую игру и обсуждали проблему. Дети родителей, которые чаще вмешивались, чтобы давать инструкции, поправки или предложения или задавать вопросы, несмотря на то, что дети должным образом выполняли задание, в другое время проявляли больше трудностей с регулированием своего поведения и эмоций. Эти дети также хуже справлялись с задачами, которые измеряли отсроченное удовлетворение и другие исполнительные функции, навыки, связанные с контролем импульсов и способностью переключаться между конкурирующими требованиями к их вниманию.

Обрадович и ее соавторы обнаружили, что это явление встречается во всем социально-экономическом спектре.

«Родителей приучили находить способы вовлечь себя, даже когда дети выполняют задание и активно играют или делают то, о чем их просят», — сказал Обрадович, который также руководит Стэнфордским проектом по адаптации и устойчивости у детей. (ИСКРА). «Но слишком много прямого участия может стоить детям способности контролировать свое внимание, поведение и эмоции. Когда родители позволяют детям брать на себя инициативу в общении, дети практикуют навыки саморегуляции и становятся независимыми».

Исследование Обрадовича, которое вводит гораздо более детализированное измерение родительского участия, чем традиционные методы, проливает новый свет на то, как родители помогают и препятствуют развитию своих детей во время ключевого перехода в начальную школу.

Это также связано с тем, что сегодняшние родители, которых все чаще высмеивают как «вертолетных» и «снегоочистительных» воспитателей, проводят со своими детьми больше времени, чем их собственные матери и отцы — даже до того, как пандемия COVID-19 превратила многих родителей в основных товарищей по играм и школьники.

Более глубокое погружение во взаимодействие родителей и детей

Нахождение правильного баланса при общении с детьми особенно важно в детском саду, говорит Обрадович, чье исследование изучает, как окружающая среда заботы способствует здоровью, обучению и благополучию ребенка с течением времени. Начало начальной школы — особенно сложное время, когда дети должны управлять своим вниманием, эмоциями и поведением без непосредственной помощи родителей.

«Это действительно важный сдвиг, когда родители должны научиться отступать», — сказала она.

Для своего исследования Обрадович и ее соавторы — Майкл Сулик, научный сотрудник СПАРК, и Энн Шаффер, доцент психологии в Университете Джорджии — собрали разнородную группу из 102 детей в возрасте от 4 до 6 лет. их основные опекуны в Стэнфордской лаборатории.

В течение двух с половиной часов дети работали над серией заданий, которые десятилетиями использовались специалистами по детскому развитию для измерения саморегуляции, а также управляющих функций, которые считались «крутыми» (когда эмоции не имеют значения). ) или «горячий» (когда эмоции зашкаливают). Дети также участвовали со своими родителями в структурированных мероприятиях, требующих разной степени взаимодействия взрослых.

В новом подходе ученые наблюдали за каждым родителем и ребенком отдельно. Используя видеозаписи, взаимодействия разбивались посекундно и оценивались независимо. Это позволило Обрадович и ее команде определить тонкие сдвиги в том, как родители взаимодействуют со своими детьми. Например, во время 25-минутного занятия мать может следовать за своим сыном в течение 13 секунд, затем отстраняться на 5 секунд, а затем направлять его в течение 35 секунд.

Обычно, когда исследователи изучают определенный аспект воспитания, они присваивают единую оценку всему взаимодействию. Но этот подход может быть искажен общим впечатлением исследователя об отношениях между родителями и детьми.

Большинство опекунов кажутся поддерживающими и заботливыми, сказал Обрадович. «В среднем вы не видите, чтобы многие родители кричали на своих детей, были навязчивыми или проверяли их телефоны», — сказала она. «Но эти средние значения сильно различаются, и наша цель состояла в том, чтобы обнаружить более тонкие различия между родителями, у которых в целом все в порядке».

Эти ежеминутные изменения в родительском поведении имеют значение. «Это тонкие вещи, но сообщение, которое получают дети, может быть не таким тонким», — сказал Обрадович.

Разрешение на перерыв

Для анализа Обрадович и ее сотрудники создали показатель того, что они называют «чрезмерной родительской вовлеченностью». Они отмечали моменты, когда ребенок работал самостоятельно или руководил деятельностью, и рассчитывали соотношение между временем, когда родители вмешивались таким образом, чтобы помочь (не жестко или манипулятивно), и временем, когда родители следовали примеру ребенка.

Исследователи обнаружили корреляцию между высоким уровнем вовлеченности родителей, когда ребенок сосредоточен на задаче, и трудностями детей с саморегуляцией и другими формами поведения. Это было наиболее очевидно для «горячих» исполнительных функций у детей.

Когда ребенок был пассивно вовлечен, исследователи не обнаружили никакой связи между чрезмерной вовлеченностью родителей и детской саморегуляцией. По словам Обрадовича, это говорит о том, что нет ничего плохого в том, что родители вмешиваются, когда дети не активно выполняют задание.

Обрадович сказал, что цель исследования не в том, чтобы критиковать родителей. «Когда мы говорим о чрезмерной вовлеченности родителей, мы не говорим, что это плохо или явно навязчиво», — сказала она. «Нет ничего плохого в том, чтобы предлагать идеи или давать советы детям».

Но родителям важно знать, что обучающие моменты имеют место быть, сказала она. Например, помощь дошкольнику в сборке головоломки способствует когнитивному развитию и развитию независимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *