Психология диагностика: Психологическая диагностика — Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина

Психологическая диагностика и развитие личности

Код и наименование направления подготовки:

37.03.01 Психология

Направленность(профиль):

Психологическая диагностика и развитие личности

Квалификация (степень)

бакалавр

Срок освоения

4, 5 года

Форма обучения

Очно-заочная

Трудоемкость

240 зачетных единиц (8640 часов)

Вступительные испытания

Биология

Русский язык

Обществознание

Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2023 году

Видео

Типы задач профессиональной деятельности

Практическая; научно-исследовательская; педагогическая;
организационно-управленческая.

Области и сферы профессиональной деятельности

Решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

Практика

При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная – адаптационный семинар-тренинг и летняя практика, которая предполагает работу студентов вожатыми в детских оздоровительных лагерях; производственная: работа помощником психолога в различного типа образовательных учреждениях; преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Практика проводится на базе различного типа образовательных учреждений (лицеи, гимназии, детские сады, прогимназии, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования), а также центров психологического сопровождения.
В рамках практики осуществляется сотрудничество с экспериментальными образовательными площадками, научными учреждениями в области педагогики и психологии, проблем образования.
Предприятие/организация
ГОУ ЦО №1424
ГОУ ЦО №1461
Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников»
ГОУ ЦПМСС «Юго-Запад»
Центр реабилитации детей инвалидов «Наш солнечный мир»
ГОУ СОШ № 2, специальная общеобразовательная школа для детей с девиантным поведением
Автономная некоммерческая организация развития личности «Центр социальной терапии»
ГОУ СОШ № 2014
ГОУ ДОУ № 439
ГОУ ЦО №1494
Центр психологии «Уoucanlive»
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава»
ГБОУ территориальный центр социального обслуживания «Царицинский»
ГОУ СОШ № 587
Социально-психологический центр гармоничного развития личности «Дом»
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский» Департамента социальной защиты населения города Москвы

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ООП в полном объеме.
Итоговая государственная аттестация выпускников ООП включает: междисциплинарный государственный экзамен и.защиту выпускной квалификационной работы.

Возможность продолжения обучения

Выпускник готов продолжать обучение по программам магистратуры

Психологическая диагностика

Описание Цены Специалисты

Одним из важных этапов работы специалистов психологического центра является определение состояния пациента и на основании полученных результатов, составление схемы реабилитации и лечения. Терапия включает сразу несколько методик, процедур, обследований. Именно за счет комплексного подхода удается добиться положительного результата.

Особенности диагностики у детей

Психодиагностика является основной из всех методов оценки состояния ребенка. Выполняет процедуру психолог. В ходе диагностики он использует особенности каждой возрастной группы в норме, возможные нарушения и расстройства, а также изменения при заболеваниях.

Что такое психодиагностика?

Нередко пациенты, как дети, так и их родители, при назначении психологической диагностики начинают беспокоиться по поводу результатов, испытывают страх перед посещением специалиста. Избежать лишнего стресса помогут знания того, как выполняется диагностика в кабинете психолога, какие методы применяются, какие процедуры назначаются.

Первая консультация с психологом не должна восприниматься как экзамен, определяющий судьбу ребенка. Это знакомство специалиста с маленьким пациентом. На первичной консультации врач устанавливает контакт, находит к нему подход. Это позволяет лучше узнать его, определить его особенности, заметить внутренние конфликты и возможные сложности в общении или получении новых навыков. На основании этого врач уже сможет дать определенные рекомендации родителям.

Если же психодиагностика назначена в составе коррекционных занятий, то обязательными будут определенные техники, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка. Особенно важно, чтобы занятия выполнялись не только на приеме в центре, но и в дома. Для этого специалист разъясняет родителям, как использовать технику дома, чтобы выраженный эффект был достигнут быстрее. Кроме того, родители, а также опекуны могут приходить на сеансы с психологом вместе с ребенком. Это позволит лучше понять методику занятий, отслеживать динамику и своевременно получать консультации у врача касательно дальнейшей тактики.

С помощью психодиагностики можно добиться следующих результатов:

  • Определение первопричины нарушения, с которым пациент обратился к психологу. Это может быть чрезмерная тревожность, снижение самооценки, трудности в общении.
  • Оценка у конкретного пациента личностных характеристик, способностей, возможностей. Они помогут справиться с возникшей проблемой и будут использоваться при составлении схемы коррекции поведения. Это же помогает определить, готов ли вообще ребенок контактировать с врачом и как подобрать к нему поход.
  • Определение возможных сложностей, рисков, например, это могут быть проблемы, вызывающие трудности при адаптации в школе, что в будущем может негативно сказаться на обучаемости.

Важно понимать, что состояние ребенка постоянно изменяется и на каждом этапе могут потребоваться коррективы с учетом появившихся прогрессов или новых проблем. По окончании диагностики психолог определяет имеющиеся проблемы и предлагает способы их решения.

Этапы психодиагностики

Оценка состояния ребенка определяется в несколько этапов:

  • Знакомство с маленьким пациентом, изучение сведений из амбулаторной карты.
  • Выполнение обследований или занятий с ребенком, знакомство с родителями, беседы, определение имеющихся жалоб, проблем, пожеланий касательно результата.

Лечение после диагностики также выполняется в несколько шагов. На первом этапе задача врача – установить контакт с пациентом. Это позволит добиться доверия от ребенка, чтобы он мог спокойно рассказывать о своих проблемах. В некоторых случаях занятия проводятся в группах, тогда этап знакомства пропускают. Вместо этого врач внимательно наблюдает за пациентами, оценивать их особенности общения между собой.

На следующем этапе применяются психологические методики. Выбор зависит от возраста пациента, первоначального состояния, поставленных родителями целей, предложений психолога. Это могут быть двигательные упражнения, сложные задания по вычеркиванию лишних элементов в ряду, создание рисунков по инструкции врача, игровая инсценировка ситуации, например, семейных отношений. Все это позволяет ребенку на понятном и доступном ему языке донести до специалиста то, что именно его беспокоит.

Целью психодиагностики является определение возможностей ребенка. Нельзя оценивать результат только по выполненному заданию. В ходе диагностики врач должен внимательно наблюдать за пациентом, определять, как именно он реагирует на удачи или неудачи, может ли находить общий язык с собеседником, факторы, которые способны вызвать у ребенка протест или агрессию.

В случае, если на занятии присутствуют родители, они не должны вмешиваться. Важно понимать, что задача врача не найти слабые места у ребенка и обвинить родителей в этом. Его цель – понять, какие особенности психики есть у маленького пациента. Даже по общению между ребенком и родителями, по его реакции на похвалу или замечания психолог сможет составить список рекомендаций в рамках коррекционного плана.

После завершения диагностики врач занимается анализом полученной информации. Он определяет уровень психического развития пациента, наличие патологических состояний, причины их появления. Уже на основании этого составляется план коррекции. Данный этап может занять большое количество времени, в то же время, присутствие ребенка и его родителей уже не требуется.

Уточненный диагноз фиксируется в амбулаторной карте ребенка.

Виды психодиагностики

Выделяется несколько видов диагностики, которые определяются исходя из имеющихся задач:

  • Экспериментально-психологическое. Выполняется с целью уточнения диагноза, а также для выбора эффективного плана коррекции. Может использоваться для определения эффективности проведенных лечебных процедур при повторном посещении либо после завершения полного курса.
  • Оценка семейного функционирования. Выполняется на одном из этапов комплексного обследования. Выбор тактики объясняется особенностями детей, а именно зависимостью пациента от близких людей и взаимоотношений в ней. Этот вид исследования выполняется со всей семьей. Может оказаться так, что родители или старшие дети, не понимая сути проблемы, пытаются помочь ребенку, тем самым только закрепляя измененные формы поведения. В ходе занятий участники могут раскрыться, рассказать о своих переживаниях, донести слова, которые в привычной жизни люди стараются избегать по различным причинам.
  • Нейропсихологическое исследование. Позволяет определить специфические нарушения, связанные с функциями головного мозга. Нередко в ходе исследования выявляются органические причины развития нарушений. Соответственно, коррекционные мероприятия уже не дадут результата, так как первопричина сохраняется. Особенно важно провести дополнительное обследование ребенка в случае, если имеются такие жалобы, как неспособность концентрации внимания, плохая память, необходимость в длительных перерывах между умственной работой, невозможность восприятия информации на слух и так далее. Уже по полученным результатам составляется план лечения и коррекции. Как правило, в этом случае терапия занимает длительный период времени и продолжается дома самостоятельно родителями.
  • Определение профориентационных предпочтений. Это исследование чаще применяется у детей старше 12 лет в моменте, когда начинают формироваться определенные цели в жизни. У ребенка появляются приоритеты, он определяет свое место в этой жизни, оценивает то, насколько он полезен и нужен окружению. Как правило, подростки стараются найти объект подражания вне семьи. Родителям же остается поддерживать ребенка, понимать, что дети в этом возрасте меняются, как и приоритеты, и нужно быть более сдержанным. Психолог же помогает определиться с направлениями профессиональной деятельности на будущее с учетом его интеллектуальных способностей и физических возможностей.

Каковы итоги диагностики

После завершения психодиагностики врач получает все необходимые сведения о психике ребенка. Это позволяет составить план коррекции и выписать заключение. Последнее является составляющей медицинской документации. Она будет доступна как лечащему врачу, так и другим специалистам. Сведения из заключения могут использоваться для диагностики и определения дальнейшей тактики.

Всей информацией, полученной в ходе диагностики, врач должен поделиться с представителями пациента. Они, в свою очередь, могут задать все необходимые вопросы врачу.

Важно учесть, что у детей психика имеет свои особенности. Крайне важно, чтобы в коррекционном процессе участвовали родители и семья. Поэтому беседа психологом должна проводиться и с родителями. Третьим лицам, учителям, воспитателям полученная информация не передается. Психолог соблюдает этический кодекс и никогда не разглашает результаты посторонним лицам.

Как диагностировать психическое заболевание?

Мне часто задают много вопросов о том, как диагностируются психические заболевания. Каков процесс диагностики? Как устанавливается конкретный диагноз? Диагностика полезна или вредна? Попробуем теперь ответить на некоторые из часто задаваемых вопросов.

Как диагностируются психические заболевания?

Слово диагноз имеет два различных значения. Оно означает не только «действие по выявлению заболевания, болезни или проблемы путем обследования кого-либо», но также относится к «утверждению или заключению, описывающему заболевание или болезнь». Точно так же процесс диагностики психического заболевания отражает оба этих определения и может быть сведен к трем основным этапам:

Источник: Devon/CanStockPhoto

1. Сбор информации

Специалист в области психического здоровья сначала собирает информацию от человека посредством подробного интервью, которое включает выяснение основных проблем человека, его симптомов и истории его жизни. Дополнительную информацию иногда можно получить от семьи человека или лиц, обеспечивающих уход, а также из предыдущих записей о лечении. Могут быть включены физикальное обследование, лабораторные анализы и психологические опросники, часто для исключения других заболеваний.

2. Сужение вариантов

Когда вся эта информация будет получена и интегрирована, специалист начнет определять, совпадают ли симптомы человека с одним или несколькими официальными диагнозами. Каждый диагноз состоит из списка общих признаков или симптомов. Специалист сравнит симптомы, которые испытывает человек, со списком симптомов, который включает в себя конкретный диагноз. Если симптомы человека близко совпадают с симптомами, указанными в официальном списке конкретного расстройства, тогда можно поставить диагноз.

3. Формирование диагностического впечатления

После изучения всей информации специалист формирует первоначальное или предварительное впечатление, используя установленные диагностические термины. Существует более двухсот различных диагнозов психических расстройств. Например, шизофрения, биполярное расстройство, агорафобия и расстройство, связанное с употреблением алкоголя, являются примерами диагнозов. Для кого-то нередко бывает более одного диагноза, особенно если они имеют дело с несколькими проблемами одновременно.

Какие преимущества дает точная диагностика?

Постановка точного диагноза может быть полезна по нескольким причинам:

  • Постановка правильного диагноза является чрезвычайно важным шагом, поскольку затем можно рекомендовать и начинать эффективное лечение этой болезни.
  • Понимание своего диагноза может стать источником надежды и облегчения. Вы начинаете узнавать, что ваше состояние разделяют и другие, что существуют эффективные методы лечения и возможно выздоровление.
  • Поставщики медицинских услуг используют диагностические термины для общения с другими специалистами для координации лечения.
  • Как правило, страховые компании требуют официального диагноза, чтобы возместить поставщику услуг за ваш уход и лечение.

Какие проблемы возникают при диагностике?

Диагностика психических заболеваний не лишена потенциальных недостатков. Вот некоторые из них:

  • Иногда ставится неверный диагноз. Различные заболевания могут иметь схожие симптомы, поэтому может показаться, что у человека одна болезнь, хотя на самом деле у него другая. Кроме того, поставщик медицинских услуг может не располагать достаточной информацией о человеке или его симптомах, чтобы поставить правильный диагноз.
  • При неправильном диагнозе могут быть рекомендованы неправильные методы лечения, которые могут принести мало пользы или вообще не принести никакой пользы или даже нанести вред человеку.
  • Иногда человек «покупается» на свой диагноз и начинает вести себя так, как, по его мнению, вел бы себя человек с таким заболеванием. Например, если человек считает себя «депрессивным», он может ограничивать себя и вести себя так, как, по его мнению, может вести себя депрессивный человек, например, отдаляться от других людей или не проявлять особых эмоций.
  • Некоторые диагнозы и ярлыки, связанные с психическим заболеванием или зависимостью, при неправильном использовании создают предубеждение или дискриминацию. Это может означать, что с человеком с таким диагнозом обращаются несправедливо, ему отказывают в услугах или возможностях, высмеивают или он может столкнуться с негативной реакцией со стороны других, потому что его заклеймили как «психически больного».

Как видите, диагностика психических заболеваний часто является очень деликатной темой. Где я стою? Хотя я полностью понимаю проблемы, связанные с диагностикой, я считаю важным иметь точное определение своего состояния медицинским работником, чтобы воспользоваться наиболее эффективными вариантами лечения и восстановления.

Copyright David Susman 2018

Что это, типы и многое другое I Psych Central

При правильном применении и оценке психологические тесты являются точными инструментами, используемыми для диагностики и лечения психических заболеваний.

Когда вы слышите слова «психологическое тестирование», у вас могут возникнуть всевозможные вопросы и мысли.

Что они спросят? Будут ли мои ответы считаться правильными или неправильными? Если мои ответы неверны, что это скажет обо мне?

Не паникуйте.

Психологи используют психологические тесты так же, как врачи используют лабораторные исследования, рентген и медицинские осмотры: чтобы определить причину ваших симптомов и при необходимости порекомендовать лечение.

Психологическое тестирование является основой лечения психических заболеваний. Эти инструменты часто используются для измерения и наблюдения за поведением, эмоциями и мыслями человека.

Тесты проводятся психологом, который оценивает результаты, чтобы определить причину, тяжесть и продолжительность ваших симптомов. Это поможет им в создании плана лечения, который соответствует вашим потребностям.

Тесты могут быть объективными или проективными:

  • Объективное тестирование предполагает ответы на вопросы с заданными ответами, такими как да/нет или верно/неверно.
  • Проективное тестирование оценивает реакцию на неоднозначные стимулы в надежде выявить скрытые эмоции и внутренние конфликты.

Оба дают ценную информацию о ваших симптомах и помогают психологам увидеть ваш общий уровень функционирования и стресса.

Психологические тесты могут включать в себя формальные или «отнесенные к нормам» тесты для измерения вашей способности понимать различные понятия. Они могут быть представлены в виде контрольных списков и анкет.

Каждая тестовая мера обеспечивает надежность, достоверность и объективность, необходимые для исключения предвзятости при подсчете или интерпретации результатов.

Во время психологического освидетельствования оценки могут также использоваться для диагностики и лечения психических заболеваний. Оценки включают стандартные тесты, а также неофициальные тесты, такие как:

  • опросы
  • клинические интервью
  • данные наблюдений
  • медицинские осмотры
  • предыдущее образование и история болезни

Психологическое тестирование может быть рекомендовано по ряду причин, включая диагностику психических заболеваний и выявление тревожного поведения.

По данным Американской психиатрической ассоциации, следующие симптомы могут указывать на то, что может потребоваться психологический тест:

  • повышенная социальная изоляция
  • нервозность
  • изменения настроения
  • трудности с выполнением обычных задач
  • резкое изменение сна и пищевые привычки
  • проблемы с концентрацией внимания

Если вы или ваш близкий испытываете что-либо из этого, подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту по психическому здоровью. Вы можете воспользоваться нашим инструментом «Найти терапевта».

Психологическое тестирование может также использоваться исследователями или учеными для проверки гипотез по различным темам, которые не всегда связаны с психологией.

Другие виды психологического тестирования включают:

  • проверку кандидатов на работу
  • организационное развитие
  • академическое размещение

Психологи используют тестирование для изучения множества факторов, включая эмоциональный интеллект, личность, умственные способности и неврологическое функционирование.

Вот более подробный обзор доступных типов тестирования и наиболее часто используемых тестов для каждой категории.

9 0151 9 0158 Измерить непосредственно наблюдаемое поведение; в лабораторных, клинических или естественных условиях
Тип Тесты и меры
Личностные тесты Измерение поведения, эмоций, отношения, поведенческих характеристик и характеристик окружающей среды
Названия тестов: Базовый личностный опросник (BPI), 16 Анкета личностных факторов
Тесты достижений Измерение интеллектуальных интересов, достижений и когнитивных способностей респондентов
Названия тестов: Вудкок-Джонсон Психоз образовательная батарея, тест Кауфмана of Education Achievement (K-TEA)
Тесты на отношение Оценка мнения респондентов на основе того, насколько они согласны или не согласны с утверждением
Названия тестов: Шкала Лайкерта, Шкала Терстона
Тесты способностей Измерение способностей, наборов навыков и прогноз будущих успехов
Названия тестов: Тест визуального мышления, Тест абстрактного мышления
Тесты эмоционального интеллекта Измерение эмоциональных реакций, таких как гнев, грусть, счастье и импульсивность
Названия тестов: Тест мэра-Саловей-Карузо Эль (MSCEIT), Опросник эмоциональной и социальной компетентности
Тесты интеллекта Измерение умственной/развивающей способности к обучению
Названия тестов: Тест индивидуальных достижений Векслера, Шкала интеллекта взрослых Векслера, Универсальный невербальный интеллект
Нейропсихологические тесты 9 0159 Измерение когнитивных способностей, таких как память, речь и Исполнительное функционирование
Названия тестов: Опросник депрессии Бека, Опросник тревоги Бека, Быстрый тест Аммонса
Проективные тесты Измерение обратной связи от внешних воздействий для выявления нереализованных эмоций/конфликтов
Названия тестов: Тест чернильных пятен Роршаха, Тест тематической апперцепции (ТАТ)
Тесты наблюдения (прямые)

Теперь, когда вы лучше понимаете, что влечет за собой психологическое тестирование, и готовы двигаться вперед, вы можете спросить себя: «Итак, что дальше?»

Если вы еще этого не сделали, подумайте о том, чтобы обратиться к своему лечащему врачу, если он у вас есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *