наука или искусство?, Психология – Гештальт Клуб
Психология: наука или искусство?
— Автор статьи: Татьяна Иванова
Вопрос о том, является ли психология наукой и насколько она может стать научной, где пределы её научности, сложный и неоднозначный. В психологии и психотерапии есть сторонники научного подхода, они стремятся к доказательности и точности. Есть и другое мнение, которое заключается в том, что психология — область знаний, которая связана с субъективным опытом человека, т.е. с его индивидуальным, уникальным и глубоко личным процессом проживания жизни. А, значит, психологию нельзя свести к результатам статистических исследований, которые показывают, как что-то устроено или работает у выборки людей, но не у данного конкретного человека.
К.Г. Юнг был, прежде всего, практическим психологом, которого интересовало исцеление именно каждого конкретного пациента. В своей практике для каждого клиента он изобретал свою терапию и именно из практики выводил свои теоретические конструкты — коллективное бессознательное, архетипы, Тень.
Гуманистические психологи аналогично восстают против того, чтобы сводить личность человека к толпе или массе. Статистические исследования несовершенны — в них могут быть погрешности исчислений, может быть недостаточно идеальным образом подобрана выборка, могут быть недостаточно точно разработаны методики. И как бы мы ни старались совершенствовать наш исследовательский аппарат, в статистических исследованиях всегда какая-то небольшая группа людей будет выбиваться из большинства. Как и кому-то из пациентов не подойдёт то лекарство, которое в большинстве случаев даёт результат.
Научный подход к психологии даёт иллюзию безопасности — будто бы, если метод апробирован на больших выборках, высока вероятность, что он сработает и в нашем случае. Или будто бы, если психолог параллельно своей частной практике занят научной деятельностью, он будет лучше нас слышать и понимать. Но на практике это далеко не всегда так, поскольку между академической и практической психологией существует огромный разрыв.
В академической психологии мы сталкиваемся с массой ограничений. В ней психологу важно быть исследователем-эмпириком, опрашивать большое количество людей и анализировать огромные массивы данных. При этом респондентов обычно уверяют, что в будущем исследование может быть полезно для них, но, как правило, они не очень-то замотивированы в его прохождении. В таком количестве формальностей теряется личность человека, поскольку, если за короткие сроки нужно провести блиц-опрос 50 или 100 человек, вряд ли психолог сможет вникнуть в глубинные душевные переживания каждого и убедиться в искренности его ответов.
Аналогичные ограничения будут наблюдаться и при попытке свести практическую психологию исключительно к научной. Чем больше мы будем стремиться к точности, тем больше, во-первых, она будет ускользать от нас, поскольку далеко не все тонкие душевные процессы поддаются измерениям, а во-вторых, тем больше мы отдалимся от нашей интуиции и нашего внутреннего иррационального творческого истока, а, значит и от самой жизни в процессе нашей работы.
Если же рассматривать психологию как искусство, и психолог, и клиент могут чувствовать себя в ней гораздо свободнее. Когда психология — это искусство, в ней возможен творческий подход. В ней психолог уважает уникальную личность клиента, у которой всё по-своему, а не так, как у большинства. В ней психолог может предлагать клиенту терапевтические эксперименты, а не настаивать на регулярном выполнении одних и тех же упражнений, которые у большинства дают положительный результат. В ней психолог может слушать и слышать именно этого конкретного человека, даже если его случай выбивается из знакомых ему по книгам теорий.
В индивидуальной практической психологии между психологом и клиентом каждый раз происходит уникальное взаимодействие, которое не может быть редуцировано не только к массе других подобных случаев, но и к тому прошлому, которое они вместе переживают в анализе. Например, в течение первых двух лет анализа клиент мог демонстрировать себя как исключительно пессимистичного, грустного и вечно всем недовольного. Но вдруг на третьем году в терапии вполне может произойти переворот, скачок к чему-то новому, когда клиент внезапно становится активным, берёт на себя инициативу и резко меняет свою жизнь. Вместе с изменениями в личности и жизни меняется и проблематика клиента. И тот человек, которого несколько лет назад мы диагностировали как паранойяльного или депрессивного, вдруг перестаёт подходить под эти определения — в нём раскрывается что-то совершенно иное, что не может быть заранее вычислено и спрогнозировано никакими статистическими методами, поскольку, с юнгианской точки зрения, любые изменения подобного рода исходят от самой Самости. И мы бессильны измерить процесс индивидуации в цифрах — за ним можно только осторожно наблюдать и с надеждой ждать.
Точно так же в доказательных подходах мы ограничены в применении оригинальных, красивых и творческих интерпретаций. В применении арттерапевтических методик в самом широком их смысле, включая анализ синхронистичных событий, сновидений, фантазий и метафор. Без всего этого аналитическое пространство становится сухим, пустым и безжизненным, поскольку оно лишается творчества. Приближаясь к выхолощенной предсказуемости анализа, мы вынуждены изъять из него саму его суть, душевную теплоту и надежду на чудо, которая в гуманистическом подходе имеет место всегда.
Теги: #психология #психотерапия #заметкипсихотерапевта #самопознание психология гуманистическая психологиядушевная боль, психология, психотерапияПсихология жизнипсихология отношений психология,психология,счастье#заметки_психотерапевта #экзистенциальное#психология_масс#психологиясчастьяПозитивная психологияПсихология внутреннего здоровьяПсихология волшебствавера в себя, личностный рост, самопознание, мотивацияСамопознание, личность, внутренняя свобода, понимание себясамопознание, подлинность, самореализация, метафорасамопознание,самодостаточностьнаука быть живымживой психотерапевтискусство любвитерапия искусствомарт-терапиябессмысленность#смыслысмысл жизни самопознания, личная трансформация, одиночество, ненужность, смысл жизни, душасмыслжизнижизнь, смысл, ценности, отношения#духовный ростДуховное развитиедуховностьличность, духовное рождение, зрелостьтрансформацияюнгКарл Юнгюнгианская психотерапияюнгианствометафораРабота с метафорой.
Нравится: 0
0 137 0ПожаловатьсяВаше сообщение
Практическая психология это искусство! | Познающий
А вы, наверное, думали, что психология — это наука?
Нет друзья, вы ошибались и сейчас я вам это докажу. Основы из каких состоит искусство это: наблюдение, общие знания, осознание, разум, потребность в чём-то новом, состязание, упражнения и вдохновение.
Возьмем за пример рисование.
Каждый из нас может увидеть какой-то интересный пейзаж, представить себе, как начертить линии тех или иных объектов, что-нибудь дорисовать из своей фантазии, сделать несколько копий и лучшую отправить на конкурс юных художников.
Вполне возможно, что если вы серьезно возьметесь за это дело и будете лучшими, то даже сможете получить какую-то награду, так или иначе картина у вас все равно получится и при этом вам не понадобиться заканчивать художественное училище.
Наука же состоит из наблюдения, разума, образования, точных знаний и правил.
Так, например Ньютон был свидетелем того, что ему на голову упало яблоко, исходя из своих знаний в физике он вывел формулу всемирного тяготения, то есть осознал правило.
Ежели бы вам в то время на голову что-то упало, сомневаюсь, что вы бы что-то открыли. В науке правило нарушить невозможно, даже если очень хочется. Если вы бросите что-то вверх оно упадет и вам не помогут никакие магические заклинание и молитвы, чтобы что-то изменить вам нужно будет применить другое правило, например смастерить самолет.
Кроме того, в науке знаниями должны обладать не только вы сами, но и человечество в целом. Я имею введу что, если бы Ньютон жил в древней Греции и ему на голову свалилось яблоко он бы ни к какому логическому выводу не пришел бы, как он сам говорил:
«Я стал великим только потому, что стоял на плечах великанов».
В искусстве всё зависит только от вас, чтобы научится танцевать вам не обязательно знать все па и не нужно зубрить каждое движение того или иного стиля. Вы вполне можете неплохо станцевать если понаблюдаете как танцуют другие, добавите несколько своих движений и постараетесь отточить танец до превосходства. Конечно, если вы сходите на несколько уроков ваше умение танцевать станет лучше (если учитель хороший), но также это может вам навредить.
Однажды я решил научиться играть на гитаре, приобрел самоучитель и начал упражняться. Кое-что у меня получалось, кое-что нет и тогда я решил поучиться у профессионального гитариста. Он уже долгое время профессионально играл джаз, но обучал также и другим стилям, лично меня интересовали блюз и рок-н-рол.
На первых занятиях мне было невероятно трудно, оказалось, что я даже гитару держал неправильно, я начал возражать и показал, что на картинке в самоучителе всё выглядит так же, как и у меня, на это мне ответили, что эта постановка используется только в классической музыке. Поэтому мне пришлось переучивать многие основные вещи, также учитель мне рассказал, что труднее всего тем, кто обучался гитаре в музыкальной школе, они настолько привыкли к классическому стилю, что другие стили для них стали невыносимо «неправильными». Я это к тому, что вы не должны зацикливаться на догмах и правилах.
Так механик может прекрасно знать устройство двигателя, но новый двигатель с другими дополнительными функциями, которых еще не было ни в одном двигателе, на основе знания старого у него создать не получится, ему для этого нужно иметь вдохновение и элемент соперничества.
Историческим подтверждением этому является создание цифрового фотоаппарата. Дочь инженера проглядывала свежеотпечатанные (не очень удачные) снимки и пожаловалась отцу, мол жаль, что не существует таких фотокамер, благодаря которым можно сразу увидеть фотографию. Так у инженера ничего не смыслящего в фотографии и изготовлении пленки родилась идея, которою он воплотил в жизнь. Он стал соперничать сам с собой и с прогрессом, а вдохновение на создание чего-то нового ему подарила дочь.
Наука собирает и передает точные знания, она ничего нового не приносит, а просто пытается трактовать неизменную и точную реальность. Наука занимается поиском фактов, а искусство использует эти факты для целей человечества. Так открытие силы атома является научным достижением, а атомная бомба — это плод искусства войны.
А если психология это наука, а практическая психология это искусство то тогда человек не имеющий образования психолога может добиваться (с помощью психологии) желаемого имея при себе наблюдательность(обращайте побольше внимания на тех с кем имеете дело), общие знания (книги, интернет), разум (четко понимайте что, как и для чего вы собрались делать), потребность в чём то новом, любовь к состязаниям (лучшим соперником для вас сегодняшнего будете вы вчерашний), постоянная от точка умений, вдохновение (ищите его в природе и в близких) и вы вполне сможете превзойти профи, уверен вы найдете массу примеров как люди без специального образования добивались большего в разнообразнейших областях где дипломированные специалисты терпели крах. Вперед к победе и удачи на пути к ней!
Исследование студента UWM исследует человеческий разум
Мэгги Кеннеди исследует Художественный музей Милуоки. (Фото предоставлено Мэгги Кеннеди)
Изенхаймский алтарь работы Матиаса Грюневальда, созданный между 1512 и 1516 годами, представляет собой картину-триптих, изображающую страдания и распятие Христа в окружении святых Себастьяна и Антония в закрытом положении. В открытом состоянии картина показывает гораздо более радостные образы рождения, воскресения и вознесения Христа на небеса. Он считается шедевром Грюневальда и важным представителем религиозного искусства и искусства эпохи Возрождения, а также может считаться одним из первых произведений, использованных для арт-терапии.
«(Было показано) пациентам, которых лечили в монастыре монахи», — пояснила Мэгги Кеннеди. «Я утверждаю, что монахи Антонины — одни из первых задокументированных терапевтов в истории. Запрестольный образ был доступен для просмотра их пациентами и олицетворял надежду. Монахи Антонины использовали символизм работы, чтобы заверить своих пациентов, что все будет хорошо».
Возможно, это один из первых задокументированных способов использования искусства для лечения психологических проблем, но Кеннеди говорит, что искусство на протяжении всей истории было окном в разум и его психологию. Это было в центре ее последнего исследования, когда она была студенткой, работающей над двойной специализацией в области истории искусства и психологии.
«Я думаю, что психология и история искусства действительно междисциплинарны по своей природе», — сказала она. «Они настолько обширны, что их очень легко смешать со многими другими вещами».
Неожиданное совпадение
Кеннеди вырос в основном в Джермантауне. Когда пришло время поступать в колледж, она хотела большую школу, широкий выбор занятий и возможностей для исследований. Она нашла всех троих в UW-Milwaukee, научно-исследовательском институте с рейтингом R1.
Кеннеди изначально специализировался на психологии. Она прошла курс психологии AP в старшей школе и влюбилась в эту область после того, как ей и ее одноклассникам удалось подержать в классе человеческий мозг и спинной мозг.
Она делала успехи в своей специальности психологии в UWM, когда ошибка в расписании побудила ее пройти курс истории искусства вместо курса по специальности. «Через четыре недели я обнаружил, что действительно питаю страсть к истории искусства, — сказал Кеннеди.
Чего она не ожидала, так это того, насколько сильно пересекались две ее специальности. Кеннеди вспомнил, как анализировал художника Франсиско де Гойя для класса и как его личная борьба с болезнью, слепотой и потерей слуха привела к созданию некоторых из его самых ярких произведений искусства. История искусства, думала она, представляет собой новый способ анализа сознания.
Как искусство отражает состояние человека
Итак, когда на одном из ее уроков английского языка учащимся было предложено выполнить исследовательский проект по выбранной ими теме, Кеннеди уже знала, что она хочет исследовать. Результатом стала 20-минутная презентация о том, как искусство во времени отражало состояние человека во всех его формах.
Изенхаймский алтарь работы Матиаса ГрюневальдаОна открылась двумя мраморными скульптурами из Древней Греции, каждая из которых демонстрирует начало того, как эмоции изображаются в искусстве. Оттуда Кеннеди углубился в постпросвещенческий романтизм, исследуя условия психиатрической лечебницы в «Дурдоме» де Гойи (1812-1819).) и лица людей с психическими расстройствами в серии «Мономании» Теодора Жерико (1821-1824) и др. Она также исследовала ужасы битвы в «Военной пьете» Макса Гинзбурга (2007) и завершилась Изенхаймским алтарем.
«Моя цель состояла в том, чтобы показать человеческий опыт в целом», — сказала Кеннеди о своем исследовании. «Как художественные изображения человеческого опыта и человеческих эмоций заставляют нас чувствовать и думать? Каковы связи с культурами или периодами времени, из которых они происходят? Каковы социальные нормы и табу того времени и, в свою очередь, как они формируют опыт и эмоции?»
Например, сказала она, Изенхеймский алтарь является важным произведением искусства не только из-за его религиозного значения, но и из-за его научной точности. Первоначально написанная для монастыря Изенхайм, картина изображает многих из его предметов с ореолами света вокруг их голов. Кеннеди сказал, что эти шары предназначены для представления галлюциногенных симптомов пациентов. Эти пациенты, о которых заботились монахи Антонина в монастыре, страдали от Огня Святого Антония, болезни, вызванной отравлением спорыньей, которая привела к галлюцинациям, гангрене и жжению в конечностях.
Научная и философская психология
По словам Кеннеди, алтарь показывает, что «люди начинают понимать, что это (болезнь) не просто «сумасшедшие люди видят вещи». … Пожар Энтони — это физическая болезнь (а не религиозное наказание)», — сказал Кеннеди. «Это понимание важно для признания истории как научной, так и философской психологии».
Важно понять, как соотносятся искусство и психология, добавила она. Изучение психологии через призму искусства помогает ученым лучше понять человеческий разум и то, как люди относились к эмоциям, травмам, болезням и многому другому на протяжении всей истории. Кеннеди подчеркивает, что, хотя она еще не является экспертом ни в психологии, ни в истории искусства, ее исследования помогли ей открыть еще один способ изучить, как человечество относится друг к другу.
Кеннеди планирует закончить школу на год раньше в 2024 году и изучает варианты поступления в аспирантуру. До тех пор она будет изучать человеческую психологию, по одной картине за раз.
Психология искусства и эстетики – Психология
Введение
Психология искусства и эстетики – это изучение восприятия и переживания изобразительного искусства, музыки, кино, перформансов, литературы, дизайна и окружающей среды. Искусство есть человеческий феномен, и поэтому эстетика есть в основе своей психологический процесс. Психологическая эстетика развилась из изучения эстетики такими философами, как Баумгартен и Кант. Именно Густав Т. Фехнер (см. Основополагающие работы) вывел эстетику из области созерцательных размышлений, разработав строгие процедуры изучения искусства. Он подверг убеждения, полученные из философских работ, таких как золотое сечение, эмпирическому исследованию. Исследователи обращаются к множеству психологических тем, таких как зрительное и слуховое восприятие, знания и память, предпочтения и эмоции, используя различные подходы, от экспериментальных и физиологических методологий до качественного анализа и современных методов визуализации. Кроме того, исследователи эстетики сравнивают искусствоведов с новичками, разрабатывают модели эстетических реакций на произведения искусства и смотрят, как люди воспринимают искусство в музейной обстановке. Хотя эстетика традиционно была тесно связана с красотой, сегодня исследования охватывают те произведения искусства, которые вызывают негативную реакцию, и даже те, которые предназначены для оскорбления. Литература, включенная в эту статью, сосредоточена на классических текстах, в которых предлагались оригинальные теории, концепции или дискуссии, связанные с психологией искусства и эстетики, а также на более поздних работах, в которых предпринимались попытки пересмотреть предыдущие работы и стимулировать текущие дебаты. Порядок изложения основан больше на сходстве (или контрасте) между различными источниками и на развитии идей, чем на строгой хронологии. В первом разделе представлены основные чтения. Затем следуют статьи, которые содержат общие обзоры и представляют формальные модели, объединяющие многие аспекты психологии искусства и эстетики. Затем исследуются основные черты связанных с искусством стимулов и посредников эстетического опыта. В следующих широких разделах описывается литература о поиске смысла во время эстетических переживаний, влиянии личностных характеристик, таких как художественные знания и личность, на восприятие и интерпретацию искусства, а также о переживании эстетических эмоций. За этими разделами следуют описания трех новых областей психологической эстетики, а именно нейроэстетики, эволюционной эстетики, психологии фотографии и музейных исследований. Наконец, представлена психологическая эстетика в контексте образования и культуры.
Основополагающие работы
В этом разделе рассматривается фундаментальная литература, отражающая историю и современное состояние психологии искусства и эстетики.
Фехнера 1876 часто связывают с основанием психологии искусства и эстетики. Это послужило катализатором для работ будущих ученых, таких как Arnheim 1954, который помещает изучение эстетики в контекст гештальт-психологии, и Gombrich 1960, который рассматривает эстетику в контексте общей психологии. Берлин 1971 и Kreitler and Kreitler 1972 — основополагающие работы, которые возродили эту область в 1970-х годах, создав многочисленные проверяемые гипотезы, особенно те, которые касаются свойств, присущих стимулу. С этого периода исследования в области психологии эстетики выросли как с точки зрения количества исследователей, занимающихся этой областью, так и с точки зрения определения фразы «психология эстетики» и того, что изучается под ее рубрикой. Winner 1982 и Solso 1994 отражают исследования, проведенные в 20 веке. Лочер и др. 2006 связывает стипендию до и после рубежа 20-го века. Tinio and Smith 2014 представляет собой введение в эту область и представляет собой широкое представление текущих проблем и будущих направлений психологии искусства и эстетики.Арнхейм, Р. 1954. Искусство и визуальное восприятие . Беркли: ун-т. Калифорнийской прессы.
Закладывает основу своей гештальт-психологии искусства. Основное внимание уделяется тому, как значение и выразительность произведения искусства вытекают из его композиционной структуры и динамического взаимодействия между различными функциями. Таким образом, даже самые сложные переживания в конечном счете проистекают из конфигурации композиционных элементов.
Берлайн, Д. Э. 1971. Эстетика и психобиология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
В книге представлены наиболее важные идеи Берлайна, такие как то, как психологические явления, включая эстетические реакции, основаны на физиологических процессах, центральным из которых является возбуждение. Берлайн вводит свою концепцию «коллативных переменных», которая относится к свойствам стимула, которые влияют на возбуждение и которые, в свою очередь, влияют на гедонистическую ценность стимула.
Фехнер Г. Т. 1876. Школа эстетики . Лейпциг: Breitkopf & Härtel.
Эта работа ознаменовала переход от философского подхода к эстетике к более экспериментальному подходу. Фехнер открыл не только совершенно новый подход к концептуализации эстетики, но и, в значительной степени опираясь на свой опыт в области психофизики, представил новые количественные методологии, которые обеспечили больший экспериментальный контроль при изучении вопросов эстетики.
Гомбрих Э. Х. 1960. Искусство и иллюзия: исследование психологии изобразительного изображения . Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет. Нажимать.
Гомбрих прямо подчеркивает важность психологии в изучении эстетики и искусства, особенно изобразительного искусства. Автор углубляется в такие давние вопросы, как роль подражания природе в искусстве. Гомбрич утверждает, что художники создают, используя то, что они знают, а затем сравнивают это творение с тем, что они видят.
Крейтлер Х. и С. Крейтлер. 1972. Психология искусства . Дарем, Северная Каролина: Duke Univ. Нажимать.
Крейтлер и Крейтлер представляют когнитивную теорию эстетики, основанную на идее о том, что стимул, такой как произведение искусства — изобразительное искусство, поэзия, танец и архитектура, — а также структура и характеристики его соответствующих компонентов стимулируют определенные когнитивные процессы, которые производят художественный опыт.
Лочер П., К. Мартиндейл и Л. Дорфман. 2006. Новые направления в эстетике, творчестве и искусстве . Амитивилль, Нью-Йорк: Бэйвуд.
Эта книга посвящена эстетике изобразительного искусства; креативность; когнитивная психология музыки, литературы и изобразительного искусства; и влияние аффекта и личности на творчество и эстетический опыт. Это отличное введение в эту область.
Сольсо, Р. Л. 1994. Познание и изобразительное искусство . Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт.
Введение в когнитивную психологию изобразительного искусства с использованием исследований в области науки о зрении, психофизиологии, нейронауки и моделирования нейронных сетей. Обращается к таким явлениям, как фигура-фон, воспринимаемый контраст, визуальная двусмысленность, иллюзии и визуальная перспектива, а также к факторам, связанным с наблюдателем, таким как память и опыт в искусстве.
Тинио, П. П. Л. и Дж. К. Смит. 2014. Кембриджский справочник по психологии эстетики и искусства . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.
Эта основополагающая работа дает прекрасный обзор текущих проблем и будущих направлений психологии искусства и эстетики. Темы включают: концепции, теории и методы; перспективы и подходы к искусству и эстетике; исследуемые объекты и среды; и современные проблемы и дебаты.
Виннер, Э. 1982. Придуманные миры: Психология искусств . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.