3 причины появления воображаемых друзей и как от них избавиться
Современные родители наверняка читали в детстве истории Астрид Линдгрен про мужчину в самом расцвете сил, который живет на крыше. Но читать или смотреть мультфильм про Карлсона — одно дело, а жить с малышом, у которого появился воображаемый друг — иное. Спокойствие, только спокойствие! Разберёмся в вопросе вместе с детским психологом, Светланой Пятницкой.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
В возрасте от трёх до пяти лет у детей особенно активно развивается воображение. Они играют в режиссерские игры, придумывая своих героев и разыгрывая сюжеты по собственному замыслу.
В 5−7 лет происходит расцвет сюжетно-ролевых игр со сверстниками, когда распределяются роли, придумывается яркий фантазийный сюжет. А что делать, если товарища по игре нет или он не хочет играть в те игры, что отвечают интересам и удовлетворяют потребности вашего малыша?
Причины появления воображаемых друзей
Во-первых, это может говорить об одиночестве ребенка. Экстраверту нужна компания, повышенное внимание, массовка для разыгрывания придуманных сюжетов. Если такой малыш сидит с няней или бабушкой, он испытывает недостаток зрителей своих активностей, что может поспособствовать появлению вымышленного друга.
Напротив, если в вашей семье есть старшие дети, наличие выдуманного друга может говорить о том, что ребенок испытывает желание быть в чем-то старше, опытнее, успешнее. Когда в семье им руководят взрослые, старшие братья или сестры, он может «учить» своего младшего друга тому, чему научился от своего окружения, использовать в речи фразы, услышанные от старших.
Во-вторых, причиной может быть страх. Возможно, вы были свидетелем, когда взрослый человек стесняется напрямую рассказать о своей проблеме и говорит: «Вот у моего друга такая ситуация… Что можете ему посоветовать?» Так и ребенку порой боязно начинать какой-то процесс, поэтому он говорит от лица своего иллюзорного друга. Переезд на новую квартиру, развод родителей, тяжелая болезнь, рождение или смерть члена семьи может стать спусковым крючком для возникновения воображаемого друга.
В-третьих, ребенок может бояться последствия своих поступков, родительского неодобрения, наказания за непослушание, поэтому ему проще «переводить стрелки» на друга. Помните стихотворение «Невидимка» Зинаиды Александровой, в котором озорник обижал котенка, съел все конфеты, рисовал на стене, а потом с ним произошли чудесные изменения?
Напомните о том, что порядок в комнате и своих вещах поддерживает их хозяин, даже если его невидимый друг настаивает на другом положении дел. Важно постепенно передавать ребенку ответственность за чистоту и аккуратность одежды, опрятность своего внешнего вида. Может ли быть настоящим другом невидимый грязнуля, если огорчает маму и подводит друга своим озорством?
Как поступить? Делать вид, что ничего не происходит и друга не существует в природе или активно включиться в игру с невидимкой?
С одной стороны, наше упрямое отрицание, высмеивание и намеки на то, что друга не существует, могут стать причиной сомнений ребенка в своей «нормальности», с другой стороны, не стоит быть инициатором упоминания о нем, пока ребенок сам не напомнит вам об этом.
Если малыш просит вас поддержать игру, вы можете в нее включаться, как участник. Можете расспросить о вкусах и предпочтениях невидимого героя. Что он любит есть, где предпочитает спать, чем увлекается?
Расширяйте компанию ребенка. Если в вашем местном дворе он давно всех знает или знакомая детвора разъехалась на лето, в центральном парке города всегда можно найти компанию для дружного активного досуга.
Если ребенку нравится конструировать, плавать или кататься на роликах, вы можете записать его в кружок или найти для него мастер-класс по интересам. В детских библиотеках проходят регулярные обсуждения прочитанных литературных произведений, заведите себе читательский билет.
Если малыш любит рисовать и читать, вы можете сочинить совместную историю про воображаемого друга, нарисовать к ней иллюстрации, оформить в книгу, читать и показать домочадцам и друзьям.
Наличие воображаемого друга у ребенка от двух до восьми лет свидетельствует о норме развития. Нередко такой приятель помогает малышу овладеть социальными навыками и справиться со стрессовыми ситуациями. А ещё он позволяет нам узнать больше о своём ребенке. Воспользуйтесь дополнительной возможностью фантазировать, воображать и воплощать ваши совместные замыслы в жизнь!
Другие статьи Светланы Пятницкой:
Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Фото: Yuganov Konstantin, VGstockstudio, Shutterstock.com
психологияразвитиевоспитаниеполезные советы
ВООБРАЖАЕМЫЙ ДРУГ | «Фонд Рината Ахметова»
У вашего ребенка появился воображаемый друг? Не паникуйте! Специалисты программы «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова советуют прочитать статью о том, почему у детей возникают подобные фантазии и какова роль вымышленного друга в жизни вашего малыша.
Воображаемый друг (также «воображаемый партнёр», «невидимый друг») – это придуманный ребёнком персонаж, с которым он дружит или общается.
Воображаемый друг может казаться очень реальным, хотя обычно дети понимают, что он не существует на самом деле.
Многие мамы и папы пугаются, замечая, что ребенок разговаривает с кем-то невидимым, оставляет пустую тарелку для кого-то, а иногда и спит на краю кровати, объясняя, что рядом лежит его друг. Что это? Психическое расстройство или нормальный этап развития? Стоит ли беспокоиться и вести ребенка к психиатру?
Почему появляется воображаемый друг
Воображаемые друзья появляются у некоторых детей в возрасте от 4 до 6 лет. Иногда чуть раньше или позже. Как правило, такой вымышленный персонаж не опасен и не свидетельствует о патологии, а говорит о бурном развитии воображения.
Существуют разные категории вымышленных друзей. Это могут быть «одушевленные» игрушки, придуманные животные, вымышленные друзья-ровесники, а иногда и придуманные взрослые.
Считается, что друзей себе придумывают дети, у которых хорошо развито воображение. В дальнейшем они имеют шанс стать творческими людьми. Также придумывание таких персонажей говорит о высоком интеллектуальном уровне.
Воображаемый друг не появляется на пустом месте. Скорее всего, ребенку не хватает общения или внимания. Он может чувствовать себя одиноким. При этом создание такого друга – это хороший признак, который говорит о том, что ребенок учится справляться со своими внутренними переживаниями.
Зачем нужны придуманные друзья
Обычно вымышленные персонажи выполняют сразу несколько функций:
1) Ребенок переносит на «друга» свои чувства и переживания. Это позволяет ему лучше понимать себя и, как говорят психологи, интегрировать отдельные части своей личности в единое целое. Проще говоря, малыш таким образом изучает себя с разных сторон.
2) Общаясь с воображаемым другом, ребенок учится взаимодействовать и с реальными людьми. Особенно это важно, когда общение со сверстниками по каким-то причинам недоступно.
3) Малыш может использовать «друга» как оправдание своим поступкам. Например, он может сказать: «Это не я разбил вазу! Это Толя (воображаемый друг) меня толкнул».
4) Воображаемый друг – это защита от одиночества, тревоги в сложных жизненных ситуациях. Он позволяет ребенку сохранять внутреннюю защиту от травмирующих обстоятельств.
Что делать родителям
Мамам и папам не следует ругать ребенка за придумывание друзей. Также не нужно подсмеиваться и проводить «сеансы разоблачения». Воображаемый мир от этого никуда не денется, просто ребенок начнет его скрывать и все больше уходить в мир фантазий.
Просто принимайте, что так есть, и это этап в развитии вашего ребенка, который пройдет с возрастом. Можно даже использовать «друга» для обучения вашего ребенка. Например, если малыш спит на самом краю кроватки, чтобы «не мешать другу», обратите его внимание на то, что не стоит ущемлять свои интересы, а лучше делить постель поровну.
Пусть воображаемый персонаж будет ресурсом для вас и ребенка, а не поводом для беспокойства. Разделите с малышом его игру, но лучше не влезайте в нее без спроса. Если ребенок захочет, он сам будет рассказывать вам о своем друге.
На что нужно обратить внимание
Как известно, пребывание в вымышленном мире – один из признаков серьезного психического нарушения.
Как отделить обычное фантазирование от патологии?
Прежде всего, обратите внимание на общее состояние ребенка. Не стал ли он более агрессивным с появлением воображаемого друга? Хорошо ли он спит? Насколько готов к общению? Важно, чтобы ребенок, несмотря на наличие такого «друга», отделял фантазии от реальности, мог бы с легкостью выходить из вымышленного мира ради общения с родителями и сверстниками. Если малыш «заигрывается», если фантазии берут над ним верх, появляются другие настораживающие признаки (страхи, видения и прочее), стоит обратиться к специалисту.
Агрессия, сильная тревога или высокий уровень страхов наряду с уходом в мир фантазий также являются поводом для обращения к психологу и подробной диагностики.
Источник: Интернет-журнал «МАМСИЛА»
Поделиться советом:Почему у детей есть воображаемые друзья?
Семья
Воображаемые компаньоны могут научить детей большему, чем просто притворяться.
Элли Вольпе Пол Спелла / The Atlantic
Сохраненные истории
Недавним утром в понедельник 10-летняя Саша рассказала матери о текущей драме между двумя ее лучшими друзьями. Щупальца, гигантский тихоокеанский осьминог, сказал Саше, что влюблен в Корал, которая тоже осьминог, но у которой есть «одно дополнительное щупальце, которое она учится использовать», по словам Саши. Корал не знала об увлечении Щупальца, но передала Саше аналогичное сообщение: у нее были сильные чувства к Щупальцу, но она была слишком застенчива, чтобы сказать ему. Саша застрял посередине.
Эта романтическая драма стала новостью для мамы Саши, Чарли Эспинозы. — Боже мой, Саша! — сказал 39-летний Эспиноза. — Я не знал.
В доме Эспинозы в центральной Калифорнии часто говорят о щупальцах и кораллах, от их межгалактических приключений до их личной жизни. Хотя осьминоги живут с Эспинозой, Сашей и ее 12-летней сестрой Эмили, только Саша знает, как они выглядят. Они, по словам Саши, «творения воображения» или воображаемые друзья.
Сашин кружок творений воображения также включает северного оленя Черри, ламантина Вэнити и комара-терапевта Туа, который останавливает распространение малярии. По словам Эспинозы, Щупальца — главарь съемочной группы и первый воображаемый друг Саши, который ожил после того, как однажды ночью, когда ей было 6 лет, по стене спальни Саши проплясали тени, похожие на щупальца.
С годами Щупальца превратились в задумчивого и робкого человека, который обеспечивал физический и эмоциональный комфорт Саше, страдающему от хронических мигреней. «Она любит рассказывать истории, и это один из ее способов справиться с болью», — говорит Эспиноза. «Она будет рассказывать о том, что происходит, в мельчайших подробностях, и это действительно помогает ей».
Создания воображения стали источником товарищества для Саши, у которой аутизм, она учится на дому и редко общается с другими детьми. «Они здесь, чтобы помочь мне, когда мне плохо, и поговорить мне, когда мне одиноко и Эмили не хочет играть, — говорит Саша, — и лететь со мной в космос».
Воображаемые друзья — обычное и нормальное явление для многих детей на разных стадиях развития. На самом деле, согласно исследованию 2004 года, к 7 годам у 65% детей есть воображаемый друг. Стефани Карлсон, профессор Института детского развития Миннесотского университета и один из соавторов исследования, говорит, что лучшее время для того, чтобы иметь воображаемых друзей, — это возраст от 3 до 11 лет. воображаемые друзья не должны вызывать беспокойства у родителей, меньше всего понятно, что побуждает детей создавать этих персонажей или почему одни дети изобретают их, а другие нет, говорит Селеста Кидд, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли и главный исследователь Кидда. Лаборатория, изучающая обучение на этапе раннего развития. «По большей части нет единого мнения о том, что его вызывает», — сказал мне Кидд. «Однако существует широко распространенный консенсус в отношении того, что это нормативная часть развития. Не у всех детей есть воображаемые друзья, но это очень распространено и не является проблемой или признаком дополнительного интеллекта».
Воображаемые друзья — признак развития социального интеллекта у ребенка. Чтобы дети представляли себе сверстников, они должны понимать, что люди обладают убеждениями и желаниями и демонстрируют поведение, отличающееся от их собственного, понятие, называемое «теорией разума», сказал Кидд: «Понимание того, что кто-то другой может хотеть чего-то другого, чем вы может знать что-то, чего вы не знаете, это то, что не начинает проявляться до 4 или 5 лет».
Несколько небольших исследований попытались изучить психологию детей с воображаемыми друзьями. Один предположил, что отношения с невидимыми существами удовлетворяют потребность ребенка в дружбе и более распространены среди первенцев или единственных детей. Исследования также показали, что девочки чаще вызывают воображаемых друзей и что дети, у которых есть воображаемые друзья, вырастают более творческими взрослыми, чем те, у кого их нет. В своих исследованиях Карлсон заметила, что маленькие девочки обычно берут на себя роль воспитателя и воспитателя со своими воображаемыми спутниками, которые часто принимают форму детенышей животных или детенышей людей. По ее словам, воображаемые друзья маленьких мальчиков часто являются более компетентными персонажами, чем они сами, например, супергероями или существами, обладающими способностями.
Воображаемые друзья помогают детям удовлетворить три основные психологические потребности, изложенные в теории самоопределения, говорит Карлсон: компетентность, привязанность и автономия. Дети чувствуют себя компетентными, когда берут на себя роль лидера со своими воображаемыми товарищами, то есть описывают своих невидимых приятелей как «тупых» или обучают их какому-то навыку. Хотя их спутники вымышлены, дети относятся к воображаемым существам так же, как к настоящим друзьям. (Хотя воображаемые друзья имеют дополнительное преимущество, позволяя детям моделировать социальные ситуации с нулевыми последствиями, сказал Кидд.) И воображаемые друзья способствуют автономии, когда дети используют свое существование, чтобы манипулировать ситуацией, например, настаивая на том, чтобы родители угощали своих воображаемых товарищей обедом или пристегни их к автокреслу. «Воображаемые компаньоны дают детям чувство контроля, — говорит Карлсон. «Они могут придумывать их, они могут придумывать истории, им никто не мешает. Это то, чем они могут владеть все для себя. Это интересный способ вернуть немного контроля. Но это может быть очень неприятно для родителей».
Анна Сейл, создательница и ведущая подкаста Death, Sex & Money , слишком хорошо знает это чувство. Когда воображаемый друг ее 3-летней дочери Джун Салад, 4-летний рыжеволосый ребенок, впервые «появился» в их доме в Беркли в феврале, она была членом семьи, не позволяющим всем выйти за дверь вовремя. Джун сообщала родителям о желании Салат присоединиться к семейным прогулкам, но ей нужно было немного ободрения, чтобы поторопить ее. «Когда Салат впервые появился, был период, когда мы не могли выйти из дома, поэтому нам всем приходилось говорить «Давай, Салат!» и ждать Салада, прежде чем выйти из дома», — Сале, 38 лет. , говорит.
Но по большей части Салат — приятное и забавное дополнение к семье. У Салада есть младшая сестра по имени Книга, а родителей зовут Бобби и Ева (Евой также зовут новорожденную сестру Джун). Все они живут через дорогу, в доме с ветряной мельницей. По большей части Салат не говорит, если с ним не разговаривают, и является вездесущим компаньоном Джун. (В то время как Джун и ее семья недавно были в поездке, Салад остался в Беркли.) Но ее существование, как считает Сейл, помогает Джун узнать о дружбе и рассказывании историй.
Младший ребенок писателя К. Б. Хойла, Эдмунд, впервые подружился с невидимым водяным/вампиром по имени Эд вскоре после того, как ему исполнилось 4 года. 36-летний Хойл считает, что Эд, у которого голова вампира и тело рыбы, служит форма исполнения желаний Эдмунда, которого раньше звали Эд. «Что-то [Эдмунд] говорил снова и снова: «У Эда есть холодильник, в котором никогда не заканчивается еда», — сказал мне Хойл. «Эдмунд ел бы по 36 часов в день, если бы я ему позволял. Очевидно, он хочет, чтобы у Эда было то, чего у него нет.
Хотя Хойл и ее семья живут в Алабаме, Эд живет в Южной Дакоте, в огромном доме, населенном призраками. Хойл приписывает эту деталь дорожной поездке, которую семья совершила в национальный парк Бэдлендс прошлым летом. Чтобы развлечь своих четырех сыновей во время долгой поездки, Хойл включила аудиокнигу «Хоббит ». Когда они вернулись домой, Эдмунд указал на плакат с обложкой «Хоббита», который висит в офисе Хойла, назвал его Бесплодными землями и заявил, что Эд живет там.
Многие аспекты жизни ребенка — от вымышленных персонажей до реального опыта — часто проявляются в игре, включая воображаемую дружбу. «Это осознание того, что происходит вокруг них», — сказал Кидд. «Это может включать в себя такие вещи, как то, что в новостях, но также может включать в себя то, что происходит в их жизни».
Жизнь семилетнего Ари является прямым источником вдохновения для его невидимого друга Дэвина. «Все, что делаю я, делает и он, так что мы как бы копируем друг друга», — говорит Ари. Дэвин впервые появился, когда Ари было 3 года, сразу после того, как его мама, Кэти Трюдо, родила второго ребенка, и при росте 2 дюйма он действительно был мини-я Ари. Иногда, когда Дэвину холодно, он прыгает в карман Ари.
Перекресток между жизнями воображаемых друзей и реальным миром может предоставить возможности для жизненных уроков. Существование Дэвина позволило Ари затронуть деликатные темы. Недавно Ари пришел к Трюдо с затруднительным положением: Давин был расстроен тем, что его папа, с которым Трюдо никогда «не встречался», курит. Насколько известно Трюдо, никто в жизни ее сына не курит сигареты, поэтому тема застала ее врасплох, «но я воспользовалась этим и сказала, что курить плохо, и вот почему», — сказала она мне. «И мы должны благодарить за это Дэвина».
Для таких родителей, как Трюдо и Эспиноза, может быть трудно представить себе день, когда воображаемые персонажи, так долго населявшие их жизнь, просто перестанут существовать. Эспиноза особенно полюбил щупальца, осьминога. По ее словам, он оказал хорошее влияние на всю семью, обучая своих дочерей состраданию и дружбе, даже если ее младшая дочь единственная, кто действительно может его видеть. «Знаешь, когда встречаешь крутого человека, который занимается интересными делами, путешествовал по интересным местам, знает крутую еду и очень хорошо относится к людям?» — говорит Эспиноза. «Вот кто такие Щупальца».
10 лучших воображаемых друзей в художественной литературе | Детские книги
Все персонажи художественной литературы — воображаемые друзья. Мы проводим с ними время, слушаем их, смеемся с ними, иногда влюбляемся в них. Никто не знает их так, как мы. Может быть неловко разговаривать с ними, когда в комнате находятся другие люди.
Но этот список не о них. Этот список о воображаемых друзьях героев книг, так что можно сказать, воображаемых друзьях моих воображаемых друзей.
Он охватывает всю гамму: от персонажей, которые явно являются выдуманными, до некоторых, которые гораздо более двусмысленны, до некоторых, для которых действительно зависит, в какую сторону дует ветер, когда вы думаете о них. Некоторые не так хороши, как другие, но все запоминаются по-своему.
Не все мои выборы из мира детских книг, потому что там живут не все воображаемые друзья и потому что это не все, что я читаю, но я не думаю, что здесь есть что-то, что детям было бы непригодно читать или смотреть (там две пьесы, очень смешные и часто постановочные). Номер 7, возможно, самая «сложная» книга в списке, но она понравится любому подростку с любознательным философским складом ума.
Кстати, чтобы подготовить этот список, я попросил своих воображаемых/полуреальных/невидимых друзей на Facebook поделиться предложениями и получил такой поток ответов персонажей из книг, которые я не читал, и из фильмов, которые я не видел, что Пришлось почти полностью их игнорировать. Поэтому я могу гарантировать, что этот список многим покажется неадекватным, ошибочным и разочаровывающим. Но ничего, он ни в коем случае не претендует на полноту или исключительность. Не стесняйтесь добавлять к нему.
И чтобы сохранить аргументы, они расположены в алфавитном порядке.
1. — Медведь из книги Рэймонда Бриггса «Медведь»
Возможно, моя любимая книга Рэймонда Бриггса, наряду с большинством других. В этой книге рассказывается история девушки, которая проснулась однажды утром и обнаружила, что в нее забрался белый медведь. ее спальня. Он большой, он пахнет, у него есть когти. Они проводят день вместе. Иметь домашние приключения. Сделать беспорядок. А потом, в конце концов, Медведь уходит, плывя обратно на Север.
Воображаемые друзья готовы помочь нам. Их можно обвинить в наших несчастных случаях. «Я не разбивал вазу, мама, это был Руджер», например. Несуществующий друг-инвалид Алджернона Монкриффа Банбери выполняет ту же функцию, позволяя ему вырваться из скучных социальных дел. Недопустимые друзья в стране делают это. У всех нас должен быть один.
3. Эльвира из книги Ноэля Кауарда «Blithe Spirit»
Некоторые воображаемые друзья вам подходят, некоторые — нет. Когда ваша покойная жена приходит домой после фарсового сеанса мадам Аркати и начинает что-то комментировать, вы точно знаете, где находитесь. Кауард написал эту пьесу в Портмейрионе в Уэльсе, месте, идеально подходящем для воображения.
Для меня самый важный воображаемый друг, самый трогательный, самый восхитительный, самый грубый, самый изящный, самый мудрый, самый предусмотрительный, самый самодовольный, самый смешной и красивый (конечно, лучше всего нарисованный) Гоббс. Он тигр, и он идеален.
Мэтт Харви — один из самых очаровательных поэтов, которых я знаю. Некоторое время он прославился тем, что был первым поэтом-резидентом Уимблдона и ведущим кабаре Wondermentalist на BBC Radio 4. В своей поэме в прозе «Воображаемый друг» он рассказывает трагическую историю о том, как, будучи застенчивым и замкнутым ребенком, у него появился воображаемый друг, который был также застенчивым и замкнутым и имел своего воображаемого друга. «Они двое играли вместе и исключали меня», — говорит он. Как и все работы Харви, это легкомысленное, спокойное, трогательное произведение обманчиво смешного письма. Иди прочитай.
6 .
Малькольм/Салли, чучело горностая, из трилогии Филипа Арда об Эдди ДиккенсеВозможно, спорный выбор, но даже безумная тетя Мод искренне верит в правдивость и живость своего спутника. Она беспокоится, она беспокоится, она любит этого чучела мусталида, как одного из членов семьи, в то время как все остальные знают, что это всего лишь паршивый старый горностай. Но опять же, в глазах родителей Кэлвина Хоббс — просто плюшевый тигренок.
7. Полицейские из «Третьего полицейского» Фланна О’Брайена
Еще один вариант, с которым некоторые не согласятся, но я впустил посмертную Эльвиру, чего бояться сделать тот же шаг в обратном направлении? Эта книга — загадка, и было бы стыдно пытаться разгадать ее для тех, кто еще не испытал радости купания в ее парадоксальных, философских, опьяняющих водах. Иногда ее называют взрослой Алисой в стране чудес, и это кажется достаточно близким. Это отличное развлечение для пытливого ума подростка (или любого другого), особенно для пытливого ума, не ищущего ничего конкретного. Это книга, которую нужно прочитать как минимум дважды. И вы никогда больше не будете смотреть на велосипед, как раньше.
8. Скеллиг, из книги Дэвида Алмонда «Скеллиг»
Конечно, Скеллиг можно читать по-разному. Может все реально. Может быть, это реально, но сверхъестественно. Может быть, это и правда, но Блейк. Конечно, ангелы Уильяма Блейка и цветы сакуры кружатся в тени иссохшего старика, которого Майкл находит в своем гараже. Он разделяет магию с Миной, и они вдвоем разделяют преображающую, возвышающую душу силу Скеллига. Может все реально. Может быть, это не так. Может быть, это не имеет значения. Он в любом случае есть в списке.
9. Сказочный великан из книги Брайана Паттена Сказочный великан
В этой книге четверо детей мечтают. Все они просыпаются в Замке Сказочного Великана, существа, которое оживает только тогда, когда дети видят его во сне. Он собирает все истории мира, с самой зари сознания, и ждет, чтобы услышать последнюю историю, которую он еще не нашел, прежде чем умереть.