Психология это наука о душе: Психология — наука о психике или учение о душе

Психология как наука о душе или душа как предмет психологии; психология души

Главная » Душевные подробности

На чтение: 8 минРубрика: Душевные подробности

Психология как наука о душе давно уже заняла свое прочное место в ряду научных знаний о человеке. Сегодня никто не станет уже отрицать, что психология души не просто влияет на нашу жизнь: она требует еще более пристального изучения.

Содержание

  1. Душа как предмет психологии
  2. Душа — предмет философского изучения
  3. Платон определил в человеческой душе три ее начала:
  4. Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем
  5. Наука о психике или учение о душе?
  6. Душа как элемент религиозной идеологии
  7. Психология — наука о душе и сознании или душа и психика
  8. В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление

Душа как предмет психологии

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Душа — предмет философского изучения

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.

Платон определил в человеческой душе три ее начала:

  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем

Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе». Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди. Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы.

То есть, душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела. Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Наука о психике или учение о душе?

Как и все, связанное с древней Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии. Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится, в этом случае, примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

С тех самых пор, обретя бессмертие, Психея и стала олицетворением символа души, что ищет свой идеал, невзирая ни на какие преграды и препятствия.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Душа как элемент религиозной идеологии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным. И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала. В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии. Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Психология — наука о душе и сознании или душа и психика

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.

В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление

Позже (середина XIXв) — это учение превратилось уже в самостоятельную науку: психологию. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что положило начало научному естествознанию: сначала на примере поведения животных, а потом — и действий человека.

Последним произведением, которое создал в этом направлении Р.Декарт уже перед смертью, явилась его уже собственно психологическая работа «Страсти души».

Существует целый ряд исследователей, ученых и философов, которых серьезно занимал вопрос души, психики, психологии , их природы и сути их взаимодействия. Все они понимали, что, не исследовав эту одну из основных человеческих тайн, — невозможно продвинуться к постижению всех загадок как истории человечества так и самой человеческой личности.

Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.

Наталья Громова

Автор и создатель сайта Extranorm Pro

Задать вопрос

Рекомендуем прочитать

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

3 277 просмотров Психология как наука о душе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Психология — наука о душе | Консультация:

Предлагаю познакомиться с удивительной наукой психологией. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

«Не было на земле девушки нежнее, изящнее и прелестнее, чем Психея. Ведь само имя ее означало «душа» и «бабочка». Говорили, что если для рассказа о красоте любой женщины можно подобрать слова, то прелесть Психеи не поддавалась описанию простого смертного. И жители страны, где отец девушки был царем, и чужестранцы, привлеченные слухами о ее дивной красоте, толпами собирались, чтобы только взглянуть на нее. Увидев, они преклоняли перед нею колени, воздавали такие почести, как будто перед ними была богиня красоты. Наконец, люди так в этом уверились, что перестали посещать храмы Афродиты, богини любви и красоты. Зато Психею осыпали цветами. Мучимая ревностью к счастливой сопернице, Афродита решила ее наказать. Она призвала к себе сына, крылатого бога любви Эрота, и приказала ему отомстить девушке, велела внушить чувство любви к человеку, недостойному ее. Но, увидев Психею, Эрот полюбил ее и не смог причинить ей вреда. Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки. А Психея-смертная красавица, обрела бессмертие и стала символом души, ищущей свой идеал».

Слово «психология» образовано из греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука. Наука о душе — такое определение впервые было дано более 2 тысяч лет назад. Людей, занимающихся психологией, стали называть психологами.

Что же такое душа? Можно ли ее потрогать, взвесить, измерить?

Человек — сложный организм, суть которого складывается из двух составных — это тело и душа. Тело материально, осязаемо, его можно потрогать, увидеть и даже заглянуть внутрь. Оно изучается врачами и анатомами на протяжении веков. Сегодня в анатомическом атласе можно найти картинки самых глубинных и потаенных мест нашего тела. Благодаря наглядности органов, возможно, их лечение.

Душа, в отличие от тела, невидима, ее невозможно схватить руками. На первый взгляд к ней никак не подобраться — ни зарисовать, ни сфотографировать. Но, несмотря на свою эфемерность и трудность в изучении, душа привлекает к себе внимание ученых.

Сегодня Психология в ее современном понимании — это наука, изучающая психику, то есть свойство мозга отражать объективную действительность.  Психология занимается изучением самых больших тайн и загадок в мире.

Тайна первая – тайна познания мира

Благодаря психологии можно узнать, как из новорожденного беспомощного младенца человек превращается в разумную и зрелую личность. Она расскажет вам, как мы познаем окружающий нас мир. Эту возможность нам дают познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Потренируйте  познавательные процессы.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.

В эту игру можно играть где угодно — на прогулке, в групповой комнате, дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т. д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и груши». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и так далее.

Тайна вторая – тайна самопознания

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Психогеометрический тест немного приоткроет завесу тайны вашего внутреннего мира, позволит узнать некоторые свои личностные особенности.

Взгляните на следующие фигуры: (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, зигзаг). Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: «Это — я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если вы выбрали для себя квадрат —  фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г… Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги — лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Тайна третья – тайна общения 

А теперь оглянемся вокруг — сколько взрослых и сверстников рядом! Все они разного возраста, роста, с разным цветом глаз и характером. Как научиться успешно общаться с ними? Психология способна научить нас искусству общения. Да, именно искусству, так как общение — своего рода творческий процесс, который имеет свои заповеди. Прежде всего, нужно научиться уважать мнение каждого, научиться слушать и слышать собеседника. Как происходит общение между людьми? Как мы воспринимаем друг друга? Как узнать характер человека по жестам, мимике, интонации речи? На все эти вопросы все также ответы дает наука психология.

Тайна четвертая  – выбор жизненного пути. Принятие решения, «все в твоих руках».

Притча:  Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.         Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, живая у меня в руках бабочка или мертвая?». И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

— Скажи, живая или мертвая бабочка у меня в руках?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: «Все в твоих руках».

Уважаемые родители ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ,  а психолог, как человек, обладающий определенными знаниями, может помочь  вам стать более сильными, чтобы самостоятельно измениться, найти решение, сделать жизнь лучше.

Наука о душе


ЭТИКА и право находятся пока только в тех фазах, где еще нет теорий и едва ли систем, и даже они, основанные, как мы находим, на априорных идеях, а не на наблюдениях, совершенно непримиримы друг с другом. Что остается тогда вне физической науки? Нам говорят: «Психология, наука о душе, о сознательном я или эго».

Увы, и трижды увы! Душа, Самость или Эго изучаются современной психологией так же индуктивно, как физик изучает кусок разложившейся материи. Психология и ее материнская метафизика оказались хуже любых других наук. Эти близнецовые науки давно так разошлись в Европе, что по своему невежеству стали смертельными врагами. Потерпев неудачу в руках средневековой схоластики, они освободились от нее только для того, чтобы впасть в современную софистику. Психология в ее нынешнем одеянии — просто маска, скрывающая страшную, гримасничающую голову скелета, смертоносную и прекрасную девятку.0011 upas

цветок, растущий на почве самого безнадежного материализма. «Мысль для психолога — это метаморфизованное ощущение, а человек — беспомощный автомат, движимый наследственностью и средой», — пишет с отвращением гило-идеалист, ныне счастливо теософ. «И все же такие люди, как Хаксли, проповедуют этому человеку автоматизм и мораль на одном дыхании… Монисты 1 человеку, аннигиляционисты, которые задавили бы интуицию железной пятой, если бы могли». . . . Вот такие наши современные западные психологи!

Все видят, что метафизика вместо того, чтобы быть наукой о первых началах, распалась теперь на ряд более или менее материалистических школ всех оттенков и цветов, от шопенгауэровского пессимизма до агностицизма, монизма, идеализма, гилоидеализма и всякого «изма». «за исключением психизма, не говоря уже об истинной психологии.

То, что г-н Хаксли сказал о позитивизме, а именно, что это был римский католицизм минус христианство, следует перефразировать и применить к нашей современной психологической философии. Это психология, минус души; психика низведена до простого ощущения; солнечная система минус солнце; Гамлет с Принцем Датским не совсем выброшен из пьесы, но каким-то смутным образом подозревается, вероятно, где-то за кулисами.

Когда скромный Давид стремится победить врага, он нападает не на мелкую сошку их армии, а на Голиафа, их великого лидера. Таким образом, это одно из утверждений г-на Герберта Спенсера, которое, рискуя повториться, должно быть проанализировано, чтобы доказать выдвинутое здесь обвинение. Именно так говорит «величайший философ девятнадцатого века»:

«Ментальное состояние, в котором самость познается, подразумевает, как и всякий другой психический акт, воспринимающего субъекта и воспринимаемый объект. Если тогда воспринимаемый объект есть я, то что такое воспринимающий субъект?

2 Ясно, что истинное познание себя предполагает такое Я, в котором знание и познаваемое едины, в котором субъект и объект едины, и это мистер Мансел справедливо считает быть уничтожением обоих! Таким образом, личность, которую каждый сознает и существование которой является для каждого фактом, превосходящим все другие, является тем не менее вещью, которую нельзя по-настоящему познать; знание этого запрещено по самой природе мысли. » 3

Курсив наш, чтобы показать обсуждаемый вопрос. Не напоминает ли это аргумент в пользу волновой теории, а именно, что «встреча двух лучей, волны которых переплетаются, порождает тьму». Ибо утверждение г-на Манселя о том, что когда я мыслит себя и является одновременно субъектом и объектом, то это «уничтожение обоих» означает именно это, и поэтому психологический аргумент ставится на ту же основу, что и физическое явление света. волны. Кроме того, м-р Герберт Спенсер, признающий, что м-р Манзель прав, и основывающий на этом свой вывод о том, что познание себя или души, таким образом, «запрещено самой природой мысли», является доказательством того, что «отец современной психологии» (в Англии ) основывается не на лучших психологических принципах, чем господа Хаксли или Тиндаль.

4

Мы ни в малейшей степени не задумываемся о дерзости критики такого гиганта мысли, каким г-н Г. Спенсер справедливо считается своими друзьями и поклонниками. Мы упоминаем об этом просто для того, чтобы доказать нашу точку зрения и показать, что современная психология является неправильным термином, даже несмотря на то, что утверждается, что г-н Спенсер «пришел к очень общим и истинным выводам относительно всего, что может быть известно о человеке».

Мы имеем в виду одну определенную цель, и мы не будем отклоняться от прямой линии, и наша цель состоит в том, чтобы показать, что оккультизм и его философия не имеют ни малейшего шанса быть даже понятыми, тем более принятыми в этом столетии и нынешние поколения ученых. Мы хотели бы внушить нашим теософам и мистикам, что поиск сочувствия и признания в области «науки» означает поражение. Психология сначала казалась естественным союзником, а теперь, изучив ее, приходим к выводу, что это внушение ложное и не более того. Это такой же вводящий в заблуждение термин, как преподают в настоящее время, как и термин Антарктический полюс с его всегда засушливой и бесплодной холодной зоной, называемый южным только из географических соображений. Ибо современный психолог, имеющий дело только с поверхностным мозговым сознанием, на самом деле более безнадежно материалистичен, чем сам всеотрицающий материализм, во всяком случае, более честный и искренний. Материализм не претендует на то, чтобы понять человеческую мысль, и менее всего человеческую душу-дух, которую он намеренно и хладнокровно, но искренне отрицает и полностью выбрасывает из своего каталога.
Но психолог посвящает душе все свое время и досуг. Он вечно бурит артезианские скважины в самые глубины человеческого сознания. Материалист или откровенный атеист довольствуется тем, что делает из себя, как выразился Джереми Коллиер, «весьма презренного смертного… не лучше, чем куча организованного праха, говорящая машина, говорящая голова без души… … чьи мысли связаны законом движения». Но психолог даже не смертный и даже не человек; он просто совокупность ощущений. 5

Вселенная и все в ней есть лишь совокупность сгруппированных ощущений, или «интеграция ощущений». Это все отношения субъекта и объекта, отношения всеобщего и индивидуального, абсолютного и конечного. Но когда дело доходит до проблем происхождения пространства и времени и подведения итогов всех этих меж

и соотношений идей и материи, Я и не-Я, то все доказательства удостоился оппоненту презрительного эпитета «онтолог». После чего современная психология, разрушив предмет своего ощущения в лице противоречащего, оборачивается против самой себя и совершает хари-кари , показывая, что само ощущение ничем не лучше галлюцинации.

Это еще более безнадежно для дела истины, чем безобидные парадоксы материалистических автоматистов. Утверждение, что «физические процессы в мозгу завершены сами по себе», касается ведь только регистрирующей функции материального мозга; и неспособные удовлетворительно объяснить психические процессы с их помощью, автоматисты, таким образом, безвредны для причинения постоянного вреда. Но психологи, в чьи руки теперь, к несчастью, попала наука о душе, могут причинить большой вред, поскольку они притворяются искренними искателями истины и при этом довольствуются представлением «Совенка» Кольриджа, который —

Парусный спорт на непристойных крыльях через полдень,

Опускает веки с синей бахромой и закрывает их,

И, улюлюкая на славное солнце в небесах,

Кричит: «Где это?» . . .

– а кто более слеп, чем тот, кто не хочет видеть?

Мы повсюду искали научное подтверждение того, что дух и только дух (в его семеричном аспекте) является причиной сознания и мысли, как учит эзотерическая философия. Мы обнаружили, что как физические, так и психические науки категорически отрицают этот факт и поддерживают свои две противоречивые и сталкивающиеся теории. Более того, первая в своем последнем развитии наполовину склонна считать себя вполне трансцендентной из-за недавнего отступления от слишком жестоких учений Бэхнеров и Молешоттов. Но когда кто-то начинает анализировать разницу между ними, она кажется настолько незаметной, что они почти сливаются в одно целое.

В самом деле, поборники науки теперь говорят, что вера в то, что ощущение и мысль есть не что иное, как движение материи — теория Бэхнера и Молешотта — по замечанию известного английского аннигиляциониста, «недостойна называться философией». Нам с негодованием говорят, что ни один сколько-нибудь выдающийся ученый, ни Тиндалл, Хаксли, Модсли, Бейн, Клиффорд, Спенсер, Льюис, Вирхов, Хеккель, ни Дюбуа Реймонд никогда не зашли так далеко, чтобы сказать, что «мысль есть есть молекулярное движение, но что это сопутствующее (а не причина , как утверждают верующие в душу) определенных физических процессов в мозгу».

ученые — монисты в противоположность материалистам — говорят, что мысль и нервное движение — это одно и то же, , но что они — «субъективная и объективная стороны одной и той же вещи».

Теперь это может быть следствием неправильного обучения, которое не позволило нам сформулировать идеи по предмету, кроме тех, которые соответствуют словам, в которых оно выражено, но мы признаем себя виновными в том, что не видим такого заметного различия между бехнеровским и новым монистическим учением. теории. «Мысль — это не движение молекул, а сопутствующая некоторым физическим процессам в мозгу». Что такое сопутствующее и что такое процесс? Сопутствующее, по лучшим определениям, это вещь, сопровождающая или побочно связанная с другой, — попутный и одновременный спутник. Процесс есть действие, продвижение вперед или движение, временное или непрерывное, или ряд движений. Таким образом, сопутствующее физическим процессам, будучи, естественно, птицей одного оперения, будь то субъективным или объективным, и обусловленным движением, которое и монисты, и материалисты называют физическим, — какая разница между их определением и определением Бахнера, кроме, быть может, что это на словах чуть более научно выражается?

Перед нами предстают три научных взгляда на изменения в мышлении современных философов:

Постулат: «Каждое психическое изменение сигнализируется молекулярным изменением вещества мозга». К этому:

1. Материализм говорит: ментальные изменения вызваны молекулярными изменениями.

2. Спиритуализм (верующие в душу): молекулярные изменения вызваны психическими изменениями. [Мысль воздействует на мозговое вещество через посредство Фохат сфокусирован через один из принципов.]

3. Монизм: между двумя наборами явлений нет причинной связи; ментальное и физическое являются двумя сторонами одного и того же [вербальное уклонение].

На это оккультизм отвечает, что первая точка зрения совершенно неуместна. Он спросил бы у № 2: И что же так рассудительно руководит психическими изменениями? Что такое ноумен тех психических феноменов, которые составляют внешнее сознание физического человека? Что мы признаем за земное «я» и что — несмотря на монистов и материалистов — контролирует и регулирует поток своих собственных ментальных состояний. Ни один оккультист ни на мгновение не стал бы отрицать, что материалистическая теория об отношениях разума и мозга в некотором роде выражает ту истину, что поверхностное сознание мозга или «феноменальное я» связано для всех практических целей с целостностью. мозгового вещества. Это мозговое сознание или личность смертны, будучи всего лишь искаженным отражением через физическую основу манасической самости. Это инструмент для сбора опыта для Буддхи-Манас или монада, и насыщая ее ароматом сознательно обретенного опыта. Но при всем при этом «мозг-я» реален, пока существует, и плетет свою Карму как ответственная сущность. С эзотерической точки зрения это сознание, присущее той низшей части манаса, которая связана с физическим мозгом.

Люцифер, октября 1896 года
Х.П. Блаватская


1 Монизм — это слово, допускающее более одного толкования. «Монизм» Льюиса, Бейна и других, который так тщетно пытается сжать все ментальные и материальные явления в единство Единой Субстанции, никоим образом не является трансцендентальным монизмом эзотерической философии. Нынешняя «теория единственной субстанции» разума и материи обязательно включает в себя доктрину аннигиляции и, следовательно, неверна. Оккультизм, с другой стороны, признает, что в конечном счете даже Логос и Мулапракрити едины; и что есть только Одна Реальность за Майей вселенной Но в манвантарном контуре, в царстве проявленного бытия, Логоса (духа) и Мулапракрити (материи или ее ноумена) , являются двойственными противоположными полюсами или основаниями всех явлений — субъективных и объективных. Двойственность духа и материи есть факт, пока длится Великая Манвантара . За этим маячит тьма «Великого Неизвестного», того самого Парабрахман .
вернуться к тексту

2 Высшее Я или Буддхи-Манас , которое в акте самоанализа или высшего абстрактного мышления частично раскрывает свое присутствие и держит в поле зрения подчиненное сознание мозга.
вернуться к тексту

3 Первые принципы, стр. 65, 66.
к тексту

4 Мы даже не замечаем некоторых очень резких критических замечаний, в которых показано, что постулат г-на Спенсера о том, что «сознание не может находиться в двух различных состояниях одновременно», прямо противоречит ему самому, когда он утверждает, что это возможно для нам осознавать больше состояний, чем одно. «Чтобы быть известным как непохожее, — говорит он, — состояния сознания должны быть известны последовательно» (см.0011 The Philosophy of Mr. H. Spencer Examined, Джеймса Айвераха, Массачусетса).
вернуться к тексту

5 Согласно Джону Стюарту Миллю, ни так называемая объективная вселенная, ни область разума-объекта, субъекта-не соответствует какой-либо абсолютной реальности за пределами «ощущения». Объекты, все атрибуты чувств являются «ощущением, рассматриваемым объективно», а ментальные состояния — «ощущением, рассматриваемым субъективно». «Эго» — такая же полная иллюзия, как и материя; Единая Реальность, группы чувств, связанные жесткими законами ассоциации.
вернуться к тексту

[решено] Какой из следующих психологов не поддерживает точку зрения

Этот вопрос ранее задавался в

HTET TGT Social Studies 2020 Official Paper

View all HTET Papers >

    90 175 Платон
  1. Аристотель
  2. Descartes
  3. Wundt

Вариант 4: Wundt

Бесплатно

Пробный тест по развитию ребенка и педагогике

8,4 тыс. пользователей

10 вопросов

10 баллов

8 минут

Слово «Психология» представляет собой комбинацию двух слов (оба греческие):

  • «Психика», что означает «Душа», и «Логос», что означает «мысль».
  • Психология означает: «Размышление о душе». Иногда некоторые ученые называют это наукой о душе и сознании.

Ключевые точки

Платон
  • Он является одним из самых блестящих мыслителей западной философской традиции и одним из самых проницательных, разносторонних и влиятельных авторов в истории философии.
  • Он считал, что наши чувства могут обмануть нас, например, в таких иллюзиях, как согнутый внешний вид прямой палки, наполовину опущенной в бассейн с водой.
  • Платон также считал, что люди входят в мир с врожденным знанием реальности, позиция, называемая нативизмом.
Аристотель
  • Аристотель внес свой вклад в психологию, будучи одним из первых мыслителей, формально размышлявших на психологические темы, о чем свидетельствует название его работ, в том числе «О сновидениях», «О сне и бессоннице».
  • Он поддержал роль души в развитии человека.
Декарт
  • Декарт был первым греческим философом, который утверждал, что все состоит из неделимых, единых атомов материи, находящихся в постоянном движении.
  • Люди состоят из атомов души и атомов тела.
  • Природа души не была определена в определенных терминах. Поэтому его взглядам противостояли другие современные ему философы; поэтому от определения психологии как науки о душе отказались.

 

Подсказка

  • Вильгельм Вундт, немецкий психолог и врач, создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году.в Лейпцигском университете в Германии.
  • Вундт утверждал, что сознательные психические состояния могут быть научно изучены с помощью самоанализа против того, что оно связано с душой .
  • Он обучал студентов-психологов делать наблюдения, которые были искажены личной интерпретацией или предыдущим опытом, и использовал результаты для разработки теории сознательного мышления.

Отсюда из вышеперечисленных пунктов видно, что  Вундт не был сторонником взглядов на «Психологию как науку о душе».

Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp

Последние обновления HTET

Последнее обновление: 17 апреля 2023 г.

Опубликованные дополнительные результаты HTET были объявлены 29 декабря 2022 года на официальном сайте. Ранее результаты были опубликованы 19 декабря 2022 года. Экзамен HTET проводился 3 и 4 декабря 2022 года. Этот экзамен представлял собой MCQ, основанный на 150 баллах за каждый уровень без отрицательных оценок. Экзамен проводится Советом по школьному образованию штата Харьяна для составления списка подходящих кандидатов на должности PGT и TGT в государственных школах штата Харьяна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *